Студент архитектурного института
Часто бывает так, что человек в раннем детстве получает вектор, указывающий ему направление в жизни. Андрей Андреевич Вознесенский родился в столице Советского Союза 12 мая 1933 года. Ребенок рос и воспитывался в семье инженера, занимавшегося строительством гидротехнических сооружений. Мать родом из-под Владимира.
На ее родине, в деревне с колоритным названием Киржач, мальчик бывал каждое лето. Когда началась война, Андрея с матерью эвакуировали в город Курган. Уже известный и признанный поэт, Вознесенский указывал на эти факты в своей биографии.
После победы, вернувшись в Москву, подросток, помимо учебы в школе, не забросил увлечений поэзией и рисованием. В столице кипела литературная жизнь. Андрей с интересом следил за новыми публикациями в прессе и, конечно же, записывал свои строки в обычный блокнот. Он решил отправить простенькую студенческую тетрадку своих стихов Борису Пастернаку на рецензию.
Борису Леонидовичу понравились испытания юноши, и между ними завязалась дружба. Знаменитый поэт хорошо знал, чем живет партия писателей, и отговаривал юношу от поступления в Литературный институт.
Окончив школу, Вознесенский, прислушавшись к совету старшего товарища по цеху, решил получить серьезное образование и поступил в архитектурный институт. Карьера архитектора его не привлекала, но учеба в техническом вузе расширяет кругозор, структурирует интеллект и развивает память. Андрей успешно совмещает образование с творчеством.
Забытые ныне поэтические вечера в Политехническом музее отнимают много сил и в то же время мотивируют на более продуктивную работу. В 1958 году, через год после окончания института, на страницах газет и журналов появляются первые публикации поэта.
Болезнь и смерть
Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года в возрасте 78 лет у себя дома в дачном поселке Переделкино сельского поселения Внуковское Ленинского района Московской области (ныне поселок Внуковское входит в состав административного округа Новомосковск в Москве).
Вознесенский умер на руках жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание Андрея Вознесенского по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в храме святой мученицы Татианы при МГУ. Похоронен поэт 4 июня 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с родителями.
Юность
С раннего детства мальчик проявлял большую любовь к письму и рисованию. Андрей никогда не говорил о детских стихах, но осмелился показать юношеские произведения своего любимого поэта Бориса Пастернака. Мальчик прислал великому писателю тетрадь своих сочинений, и тот пригласил юношу в гости прямо к себе домой. Вознесенский очень удивился, когда гений поэзии встретил его в коридоре коммуналки в свитере с дыркой на рукаве.
Потом между ними началась переписка. Борис Леонидович ответил четырнадцатилетнему мальчику, что, несмотря на свою молодость, он быстро и бурно рвется в литературу. И эти, на первый взгляд, незначительные буквы связали двух поэтов — начинающего, совсем юного, и другого опытного, можно сказать, мастера. Их дружба продолжалась до самой смерти Пастернака.
Однажды Борис Пастернак сказал Андрею, что ему всегда нравилась манера выражать свои мысли, мыслить и видеть окружающий мир, но мэтр литературы не ожидал, что Вознесенская будет услышана и признана обществом так скоро. Пастернак был рад, что ему удалось дожить до этого времени — периода признания Вознесенского как поэта.
Можно сказать, что таким образом Пастернак благословил молодого Вознесенского на большое литературное будущее. Тем не менее он сам отговорил парня от поступления в литературный институт. Пастернаку казалось, что там можно испортить юное дарование, да и вообще мужчине лучше иметь в жизни более серьезную профессию, чем поэт.
Так в 1952 году, окончив школу, Андрей поступил в Московский архитектурный институт. Учился он, как и положено, пять лет и в 1957 году получил диплом архитектора.
Творчество
По полученной специальности Вознесенскому не довелось работать, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С этого времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако впоследствии многие критики отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского.
Его называли изобретателем в поэзии, а в поэзии всегда можно было уловить игру, построения, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, не знающие его знаменитых «туалетов в стиле рококо» и «амбаров в амурах».
В 1958 году было опубликовано его первое стихотворение, отличавшееся своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, в ней усложнились звуковые эффекты и ритмический строй. Яркие стихи молодого поэта, которые публиковались в периодической печати, не остались незамеченными.
И уже в 1959 году, после выхода в свет его стихотворения «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало популярным. Получено признание миллионов читателей. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эпоха «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.
В Москве стали устраивать литературные вечера на Новой площади в Политехническом музее. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы были полны. Они не могли вместить всех желающих послушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались тысячи людей.
1960 год ознаменовался выходом в свет сразу двух сборников стихов Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». Это стало очень ярким событием в культурной жизни Советского Союза. Его стихи не вписывались в советскую официальную литературу, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в клочья.
В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н.С. Хрущевым. В Кремле состоялось творческое совещание, на котором должен был выступить Вознесенский. Свою речь он начал с заявления о том, что не является членом коммунистической партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. Как и Хрущев, Андрей приглашал Вознесенского выйти и, если нужно, давал указание подписать заграничный паспорт.
Возможно, в другое время и для другого поэта это было бы крахом всего творческого пути. Но не для Вознесенского, его стихи были нужны народу. Книги поэта продавались огромными тиражами.
Его работы также очень любили за границей. Он много и часто путешествовал с выступлениями в Польше, Болгарии, США, Австрии, Италии, Великобритании, Канаде, Франции. Среди поклонников поэзии Вознесенского – Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.
Из-под пера Вознесенского вышло около двух десятков сборников стихов. В 1993 году фурор произвел его безразмерный молитвенный сонет «Россия Воскресшая», опубликованный в журнале «Дружба народов».
Самым известным его произведением, которое было поставлено, стала любимая во всем мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка является визитной карточкой труппы театра «Ленком» в Москве. Великая заслуга Вознесенского заключается во всемирной известности этой оперы.
И мало того, что вместе с композитором Алексеем Рыбниковым они написали замечательные стихи и музыку. Вознесенский был хорошим другом известного модельера Пьера Кардена, который помогал организовывать постановки «Юноны» и «Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупных городах мира.
В театре на Таганке в форме песен и стихов был поставлен его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которому написали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то вроде творческого вечера с Вознесенским, где в первой части его стихи читали актеры театра, а во второй он сам.
На стихи Вознесенского были написаны многие популярные эстрадные песни, которые исполнялись выдающимися советскими певцами. Самые известные из них:
- «Песня на бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачева);
- Вальс при свечах (Сергей Никитин);
- «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);
- «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);
- «Ода сплетням» (Владимир Высоцкий);
- «Не возвращайтесь к бывшим любовникам» (Галина Беседина и Сергей Тараненко);
- «Девушка плачет в автомате» (Евгений Осин).
Личная жизнь
У Вознесенского были непродолжительные отношения с поэтессой Беллой Ахмадуллиной после того, как она ушла от первого мужа Евгения Евтушенко.
В 1964 году Андрей женился на Зое Богуславской. До конца жизни она была его Музой и Озой (которую он называл Зоей). Это была необыкновенная любовь. Богуславская была старше Вознесенского на четыре года, на момент их знакомства состоялась как драматург, писатель и литературный критик. К тому же Зоя была замужем и воспитывала сына.
Но Вознесенский выбрал ее своим спасением, словно чувствовал каждой клеточкой своего тела, что это и есть его судьба. Она сопротивлялась и не хотела ничего менять в своей благополучной счастливой жизни. Но Андрей был настойчив, и Зоя сдалась. Она ушла из прежней семьи и 46 лет шла рядом с Вознесенским в радости и печали.
Ломка стереотипов
В общении с Борисом Пастернаком молодой поэт осознал важную для него мысль – не надо подражать даже самым уважаемым и любимым кумирам. Чтобы завоевать признание читателей, нужно создать собственный стиль. В 1960 году вышел первый сборник стихов Андрея Вознесенского под названием «Мозаика».
И читатели, и критики резко разделились на два лагеря. Одни восхищались новизной и свежестью взглядов поэта. Другие показали полное неприятие. Интересно отметить, что во многих произведениях поэта чувствуется его близость, причастность к науке и технике. Прогрессировать.
Нельзя не сказать и о серьезном конфликте поэта с представителями правящей партии. В то время Вознесенскому грозили настоящие расправы. Но конфликт не продолжился, так как в ЦК КПСС произошли кардинальные изменения. Андрей Андреевич с большим желанием сотрудничает с композиторами и театральными деятелями.
Эта работа приносит не только удовольствие, но и популярность. Рок-опера «Юнона ог Авось» была поставлена в культовом театре «Ленком». Либретто основано на стихах поэта.
Личная жизнь не отвлекает Вознесенского и не сбивает его с курса. После недолгого пребывания у поэтессы Белы Ахмадулиной он встречает свою настоящую музу. Это Зоя Богуславская. Пишет пьесы, рассказы, романы. Работает литературным критиком. Более сорока пяти лет муж и жена жили под одной крышей. Любовь, разлука, встреча — все это было. Поэт скончался после тяжелой болезни в 2010 году.
Народная популярность
В 1962 году появился новый поэтический сборник Вознесенского «Треугольная груша», который также не понравился властям. На Андрея Андреевича началась настоящая травля, но его правдивые и искренние стихи очень полюбились народу. Они тайно печатались и передавались из рук в руки.
Андрей Вознесенский написал прекрасные стихи о любви, среди которых особенно популярными стали «Мечта», «Романс», «Вальс при свечах», «Не возвращайся к прежним возлюбленным».
Вершиной творчества поэта стало либретто, послужившее основой для постановки знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось». Самыми сильными композициями стали «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя».
Из-за поэта и масштабных произведений — лучшими признаны 8 стихотворений, среди которых Оза, Ров, Лонжюмо».
Одним из основных направлений творчества Вознесенского было создание песен. На стихи Андрея Андреевича было написано множество шлягеров, которые долгие годы пользовались невероятной популярностью в народе: «Миллион алых роз», «Музыку подберу», «Танец с барабаном» и другие».
Творчество Вознесенского
За короткое время Вознесенский приобрел большую известность. Поэт писал одно за другим новые произведения, насыщенные аллегориями и красочными образами. В его стихах читатель мог проследить скрытый подтекст, что было очень необычно и интересно для того времени.
В 1958 году в творческой биографии Вознесенского произошло знаковое событие. Было опубликовано его первое стихотворение, сразу же вызвавшее интерес публики.
В этот период Вознесенский серьезно увлекся творчеством Бориса Пастернака и Владимира Маяковского.
Андрей Вознесенский выступает на сцене
Через 2 года Андрей Андреевич опубликовал первый сборник стихов «Мозаика». В нем было много стихов, противоречащих советской идеологии. В результате Вознесенский стал испытывать давление со стороны чиновников и многих коллег по магазину.
Интересен тот факт, что редактор, допустивший издание «Мозаики», был тут же уволен со своей должности.
Но, несмотря на все препятствия, через несколько месяцев Вознесенский издает второй сборник стихов под названием «Парабола». Эта книга также имела большой успех.
Вознесенского стали приглашать на различные творческие вечера, где он мог читать свои произведения. Он выступал на одной сцене с такими поэтами, как Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и Белла Ахмадулина.
Вскоре давление на Андрея Вознесенского еще больше усилилось. Ему противостоял генсек СССР Никита Хрущев, который должен был выслать молодого поэта из Советского Союза.
Интересно, что за автора вступился тогдашний президент США Джон Ф. Кеннеди, который лично попросил Хрущева оставить Вознесенского в покое. Не менее интересно и то, что брат президента США Роберт Кеннеди высоко отзывался о творчестве Вознесенского и даже переводил его стихи на английский язык.
По просьбе того же Кеннеди Андрею Вознесенскому разрешили посетить США. Там он познакомился с разными деятелями культуры, а также с популярной актрисой Мэрилин Монро (см интересные факты о Монро).
После этого он побывал во многих странах Европы, где его творчество было высоко оценено критиками.
В 1962 году выходит очередной сборник Вознесенского «Треугольная груша», также вызвавший волну недовольства властей. Его критиковали в прессе и изображали в оскорбительных карикатурах. Тем не менее народ искренне полюбил опального поэта.
В последующие годы биографии из-под пера Андрея Вознесенского вышло множество великолепных стихов, наполненных любовной лирикой.
В то же время было много стихов, которые заставляли задуматься о социальных проблемах. В тот период своей биографии он написал такие произведения, как «Вальс при свечах», «Сон», «Романс» и другие.
В 1981 году в московском театре «Ленком» была поставлена рок-опера «Юнона и Авось» на либретто Вознесенского. Композиции «Я тебя никогда не забуду» и «Аллилуйя» вызвали большой восторг у публики.
Москвичи и гости города приложили все усилия, чтобы попасть на популярный спектакль, в результате чего зал театра всегда был переполнен.
С Андреем Вознесенским, 1967 год
После этого сборник Вознесенского «Антимира» послужил основой для следующего спектакля. Интересен тот факт, что для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и исполнил «Песнь об акыне» на стихи Вознесенского.
За время биографии с 1959-1993 гг. Вознесенский написал 8 стихотворений. Он также был известен как автор песен. Именно ему принадлежат стихи к таким хитам, как «Девушка плачет в автомате», «В моей стране», «Два стрижа», «Затмение сердца», «Миллион алых роз» и так далее
С ним хотели сотрудничать многие популярные артисты, в том числе Александр Кальянов, София Ротару, Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Андрей Миронов и другие.
Смерть
Первый тревожный звонок для поэта прозвучал в 1995 году. У Андрея Вознесенского обнаружили первые признаки болезни Паркинсона. У автора начали ослабевать мышцы шеи, рук и ног.
Могила Андрея Вознесенского
В 2006 году Вознесенский перенес первый инсульт, в результате которого у него парализовало руку и возникли проблемы с ногами. В 2010 году — очередной инсульт и полная потеря голоса. Весной этого года поэт перенес операцию в клинике Мюнхена.
Но в первый же день лета, когда Андрей Андреевич был уже в Переделкино, нанесён третий удар, который поэт не смог пережить. Андрей Андреевич умер на руках жены, которой перед смертью шептал новые стихи.
Похоронен известный писатель на Новодевичьем кладбище, где покоятся тела его родителей.
Читайте также: Краткая биография Алексея Толстого для школьников
Фильмы
Татьяна Лаврова впервые появилась на экране в 1947 году, сыграв эпизод в мелодраме «Марите». Но ее дебютом стала роль Вари Лебедевой в биографическом художественном фильме режиссера Владимира Герасимова «Песня о Кольцове».
Премьера фильма состоялась в 1959 году, режиссером стала мать актрисы. В следующем году зрители увидели Татьяну Лаврову в другом фильме Герасимова «Испытательный срок» о буднях сотрудников уголовного розыска. И снова артист оказался в прекрасной компании именитых коллег.
Татьяна Лаврова в фильме «Испытательный срок»
Но всесоюзная известность пришла к артисту в 1961 году вместе с драмой Михаила Ромма «Девять дней одного года». Знаменитой актрису сделала главная роль в любовном треугольнике физиков-ядерщиков, которую сыграли Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов.
На кинофестивале в Карловых Варах драма «Ромма» получила главный приз — «Хрустальный глобус», в Мельбурне и Сан-Франциско фильм был отмечен дипломами, а в СССР — государственной премией имени братьев Васильевых.
Татьяна Лаврова в фильме «Девять дней одного года»
Культовую мелодраму с 23-летней Татьяной Лавровой в главной роли посмотрели 23 миллиона советских и зарубежных зрителей. Но спустя несколько лет актриса попала в интервью: «Моя история с кино сложилась не очень удачно».
После оглушительного успеха режиссеры не забрасывали Татьяну Лаврову предложениями: она снова появилась на экране только через 4 года. Премьера оптимистической драмы Михаила Швейцера и Софьи Милькиной «Время, вперед!», в которой Лавровой досталась роль второго плана, состоялась в 1966 году.
Татьяна Лаврова в фильме «Время, вперед!»
Вновь ощутить себя на пике славы артист смог в 1967 году, когда зрители увидели замечательную ленту «Таинственная стена». Сюжетные моменты картины в романе «Пикник на обочине» 1972 года повторили братья Стругацкие. Актер Лев Круглый (иммигрировавший во Францию) сыграл ученого, Лавровой досталась роль его жены. Яркую роль в проекте — старшего лейтенанта Карпухина — сыграл Андрей Миронов.
Татьяна Лаврова в фильме «Таинственная стена»
Зрительский успех также получила политическая драма «Вся королевская рать» режиссера Наума Ардашникова по роману Роберта Пенна Уоррена на Белорусской киностудии в 1971 году. Неизгладимое впечатление на зрителей произвело трио Георгия Жженова, Михаила Козакова и Татьяны Лавровой.
В 1970-х актриса снялась в 14 фильмах, самым заметным из которых стала мелодрама «Отъезд задерживается». В середине 1970-х за главную роль в этом фильме Татьяна Лаврова была удостоена приза «Серебряная нимфа» на Международном кинофестивале в Монте-Карло».
Татьяна Лаврова в фильме «Вылет задерживается
В 1975 году состоялась премьера 2-х серийного фантастического фильма «Полет мистера Мак-Кинли» по сценарию писателя Леонида Леонова. Режиссер фильма Михаил Швейцер доверил Лавровой роль миссис Перкинс. Главных героев фильма сыграли Донатас Банионис, Жанна Болотова и Борис Бабочкин. Владимир Высоцкий предстал в образе уличного певца Билла Сигера.
Татьяна Лаврова в фильме «Дневной поезд»
Достойна внимания психологическая драма Инессы Селезневой «Дневной поезд», в которой Татьяна Лаврова снова оказалась в окружении звезд советского экрана. Не осталась незамеченной и 3-х серийная драма «Дни хирурга Мишкина», в которой блистали Олег Ефремов, Жанна Болотова и еще с десяток знаменитостей.
В 1980-х и 90-х годах Татьяна Лаврова немного снималась. Среди заметных проектов — четырехсерийный политический детектив «Последний довод королей» и драма «Голос» Ильи Авербаха.
Татьяна Лаврова в фильме «Другая»
В начале 2000-х Татьяна Лаврова порадовала своих поклонников игрой в трагикомедии Валерия Рубинчика «Кино про кино» и драме Валерия Фокина «Метаморфозы». В последнем проекте она предстала в образе матери главного героя Грегора, которого сыграл Евгений Миронов.
В 2002 году Лаврова была удостоена премии Гильдии актеров России за роль второго плана в комедии «Кино про кино», а в 2003 году — «Ника». Последней киноработой Татьяны Лавровой стала роль в 12-серийном триллере «Другая», премьера которого состоялась летом 2007 года.
Фильмография
- 1959 — «Песня о Кольцове»
- 1960 — «Испытательный срок»
- 1961 — «Девять дней в году»
- 1965 — «Время, вперед!»
- 1967 — «Таинственная стена»
- 1971 — «Вся королевская рать»
- 1974 — Вылет отложен
- 1975 — «Полет мистера МакКинли
- 1976 — «Дни хирурга Мишкина»
- 1982 — Голос
- 1983 – «Последний довод королей»
- 1987 — «Так мы победим!»
- 2002 — «Кино о кино»
- 2002 — «Преображение»
- 2006 — «Другой»
Начало карьеры
В 1958 году Вознесенский впервые опубликовал свои стихи, которые отличались самобытным стилем, необычными сравнениями и яркими метафорами. Стихи Вознесенского нельзя было назвать простыми для восприятия, так как автор почти в каждую строчку вкладывал подтекст. Они были действительно новаторскими, в них чувствовалась школа Пастернака, Маяковского, Кирсанова.
Через два года вышел дебютный сборник Вознесенского под названием «Мозаика». Он сразу же навлек на себя гнев властей, так как молодой поэт без малейших колебаний критиковал существующую политическую систему. Имя Вознесенского было занесено в черный список вместе с Беллой Ахмадулиной и Евгением Евтушенко.
Однако такая реакция не испугала Андрея Вознесенского, который всего через несколько месяцев издал новый сборник «Парабола». Внушительный тираж был моментально раскуплен, а поэт приобрел огромную популярность: его приглашали на закрытые вечера, где собирались опальные поэты и читали свои запрещенные произведения.
Детские годы и юность
Андрей Вознесенский – коренной москвич. Он родился 12 мая 1933 года, был вторым ребенком в семье, старшую сестру звали Наташей. Его отец, инженер-гидротехник, занимался строительством мощных ГЭС — Братской и Ингурской. Затем инженер Вознесенский стал профессором, руководителем Института водных проблем.
Первые годы жизни мальчик прожил в Киржаче (Владимирская область), родном городе его матери, Антонины Сергеевны. Когда началась война, Андрей вместе с матерью оказался в эвакуации, в городе Кургане. На тот момент мальчику было уже восемь лет, он был учеником начальных классов.
Уже в то время Андрей воспринимает Курган как провинциальный городок, называет его настоящей «дырой», но отмечает, что в этой «дыре» к нему и его матери относились с большой теплотой.
Андрей Вознесенский в молодости
После войны семья Вознесенских возвращается в Москву, Андрей становится учеником одной из лучших столичных школ. Мальчик рано начал писать стихи, еще подростком осмелился показать эти творения своему кумиру — Борису Пастернаку. Маститый поэт чрезвычайно высоко оценил стихи молодого коллеги. Вознесенский и Пастернак сдружились, влияние Бориса Леонидовича на молодого поэта было огромным.
Именно Пастернак настоял на том, чтобы Андрей стал студентом архитектурного института. Кажется, он предложил юноше совершенно немыслимый компромисс, человеку с гуманитарным складом ума учиться в таком университете больно. Но Борис Леонидович боялся, что преподаватели литературного вуза быстро уничтожат поэтический дар его молодого коллеги. В 1957 году Вознесенский получил диплом о высшем образовании.
Вознесенский часто посещал дружеские чтения в доме Пастернака в Переделкино. Там он прочитал свое первое стихотворение «Мастера» об ослепленных зодчих собора Василия Блаженного. В 1959 году ее опубликовала «Литературная газета».
«Я в больнице. Слишком часто эти ужасные болезни возвращались. Настоящее совпало с твоим вступлением в литературу, внезапное, яростное, бурное. Я ужасно рад, что дожил до этого. Мне всегда нравился твой способ видеть, думать, выражать себя. Но я не ожидал, что ее так скоро услышат и узнают»
Борис Пастернак
В 1960 году почти одновременно вышли два сборника стихов Андрея Вознесенского, один во Владимире, другой в Москве. Владимирская коллекция «Мозаика» сразу же попала в немилость. Употребленное в стихах слово «беременная» было расценено цензорами как порнография, а произведение «Я — Гойя», посвященное трагедии Великой Отечественной войны, — как формализм.
Со скандалом был уволен редактор книжного издательства Капитолина Афанасьева, издание было приказано арестовать и уничтожить, но решение было принято слишком поздно: все экземпляры были распроданы. Похожая ситуация сложилась и с московской коллекцией «Парабола».
Но цензура не могла остановить поэзию Вознесенского: его книги приобрели библиографическую ценность, поклонники рассылали сборники из рук в руки, стихи и поэмы переписывали в тетради.
Несмотря на жесткую цензуру, на выступления Вознесенского не было запрета, и он вместе с другими поэтами-шестидесятниками читал их стихи на стадионах, концертных залах и площадях. Вознесенский был популярен не только в СССР — он выступал на концертных площадках Франции, Великобритании, Польши, Норвегии, Швеции, Венгрии.
Он читал стихи в Соединенных Штатах, где познакомился с семьей президента Кеннеди и кинозвездой Мэрилин Монро. Стихи Вознесенского читал брат президента США Роберта Кеннеди, он переводил их на английский язык.
В марте 1963 года на встрече Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева с интеллигенцией Вознесенский был обвинен в «антисоветизме», подрывающем основы социалистического строя. Как сказал Вознесенский с трибуны: «Как и мой учитель Владимир Маяковский, я не член коммунистической партии». Ему не дали закончить свою речь, и Хрущев пригрозил выслать поэта из страны».
Дальше «учеба», слежка, скандалы в Союзе писателей. В это время Вознесенский старался не появляться в Москве, не выступал в Лужниках и Политехническом музее. Он много ездил по стране, проводил встречи с читателями в регионах.
В это время в жизни поэта появилась Зоя Богуславская — писательница, критик, драматург, «Оза» из поэмы Вознесенского. В 1964 году они поженились. В доме Вознесенских и Богуславских часто устраивались вечера поэзии и дружеские встречи. Гостями были Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Юрий Трифонов, Борис Хмельницкий, Олег Табаков, Валерий Золотухин, Людмила Максакова.
Побывали здесь и друзья семьи, проживающие за границей, — драматург Артур Миллер, писатель Курт Воннегут, поэты Джей Смит и Стэнли Куниц, брат президента США Эдварда Кеннеди и его семья.