Валерий Брюсов

Биография

Роль и место в литературе

Известный литератор, поэт и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов играет большую роль в развитии русского символизма. Брюсов настаивал на первостепенной роли личности поэта и считал, что форма стиха играет второстепенную роль.

Он отличался от многих поэтов Серебряного века тем, что главным объектом его творчества была городская тема, а не красота русской природы. Он описал образы города, используя его разнообразие, красоту и опасность одновременно.

В личности Брюсова удачно сочетались рациональное мышление и художественный талант. Он с интересом следил за развитием новых направлений, но не отходил от классических форм. Несмотря на тяготение к классике, поэзия Брюсова остается современной с ее постоянными противоречиями.

Творческое наследие Брюсова оказало очень сильное влияние на Пастернака, Мандельштама, Гумилева и других поэтов Серебряного века, которые называли его мастером и учителем. Среди его заслуг — ряд переводов на русский язык иностранных писателей и поэтов.

Происхождение и ранние годы

Дом Брюсова в Москве

Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве. Глава торговой семьи Яков Кузьмич то и дело пропадал во время гонок и переводил в игры огромные суммы денег. Мать — Матрена Александровна, была большой любительницей французских романов и занималась воспитанием пятерых детей.

Образование

Первое образование мальчик получил дома. В 1885 г был отдан в гимназию Креймана. Дальнейшее образование продолжил в Поливановской гимназии.

Брюсов с родителями

В 1893 году будущий поэт поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В студенческие годы юноша знакомится с декадентским творчеством французских поэтов Бодлера и Верлена. Вершиной радости от их поэзии стало написание поэмы «Декаденты. (Конец века)».

В течение следующих двух лет Брюсов издал три сборника русских символистов. Сборник «Шедевры» вышел в 1895 году, а в 1897 году — «Это я».

Творчество

По окончании университета в 1899 году Брюсов поступил на работу в редакцию журнала «Русский архив». В 1900 году вышел сборник стихов «Третья гвардия». К поэту приходит литературная слава.

Высший институт литературы и искусства

Начинается период продуктивного творчества. Брюсов наряду с другой литературой создал издательство «Скорпион», поэт пишет для журнала «Новый путь», издает еще один сборник.

В 1901 году Брюсов стал одним из учредителей альманаха «Северные цветы», с 1904 года — редактор журнала русских символистов «Весы». Этот период жизни поэта насыщен многочисленными знакомствами с представителями литературной богемы. В 1908 году Брюсов был избран директором литературно-художественного кружка.

Брюсов отреагировал на революцию 1905 года драмой «Земля», а также сборником стихов «Венок». В 1907 году вышел сборник рассказов «Jordens akse».

Брюсов с женой

Постепенно характер текстов поэта приобретает новые черты. Все чаще в нем звучит искренность, показывается простота в изложении, интимность в выражении чувств. К этому периоду относится сборник «Все напевы».

В течение двух лет, с 1911 по 1912 г., продолжалась работа над романом «Зейерсальтрет», в 1913 г вышел сборник прозы «Ночи и дни».

Валерий Брюсов

В годы Первой мировой войны Брюсов был фронтовым корреспондентом газеты в Петербурге, посвящал стихи теме патриотизма. Поэт воспринял Октябрьскую революцию с энтузиазмом, активно поддержал новую власть и в 1920 году стал членом РКП(б).

С 1917 по 1921 год занимал руководящие должности в комитетах и ​​отделах, связанных с книгоизданием и образованием. В 1921 году он основал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до конца жизни.

Фрагмент стихотворения

Слава человеку В.Я. Брюсов

Молодой моряк вселенной

Мира старый дровосек,

Постоянный, неизменный,

Славься, человек!

По глухим тропам веков

Вы проходите с топором

Ты целишься из лука, ты расставляешь сети,

Вы торжествуете над врагом!

Камни, ветер, вода, пламя

Ты унижен своей уздечкой,

Поднял ликующее знамя

Прямо в голубой купол.

Вечно сильный, вечно молодой

В землях сумерек и льда,

Пророческий молот заставил петь,

Осветил город.

Главные произведения

Брюсов много писал на тему поэзии и роли поэта. Этой теме посвящено стихотворение «Творчество», где ведется беседа о процессе создания поэтического шедевра. Скрытые образы, присущие всем символистам, обозначают муки творчества, через которые обязательно проходит поэт.

Музей Серебряного века. Дом Брюсова

Поэма «Масоны» — символ борьбы с социальным неравенством. История рассказана в форме диалога между рабочим и богатым прохожим. Поэт пытается показать, что социальное разделение по своей сути разрушительно и служит препятствием на пути к миру и согласию.

Памятник на могиле Брюсова

Стихотворение «Кинжал» — живой образец гражданских текстов поэта. Она была написана, когда дух революции уже витал в воздухе, но народные массы были еще пассивны. Брюсов в этом произведении отказывается от символизма и начинает говорить с читателем простым классическим языком, используя эпитеты, метафоры и пафос. Основная тема — место поэта и его бессилие что-то изменить, если это не будет поддержано народом.

Последние годы

В 1920-е годы Брюсов в числе прочих подготовил издание Большой советской энциклопедии. В год своего пятидесятилетия награжден дипломом государственного образца за заслуги в области литературы.

Сборники, изданные в 1922 и 1924 годах, дали читателю совершенно обновленную поэтику автора. Стихи были перегружены неологизмами, футуристическими элементами и жестким ритмом. Словом, это были стихи авангардистского направления, свойственного позднему Брюсову.

Две футуристические пьесы «Диктатор» и «Мир семи поколений» были опубликованы уже после смерти поэта, наступившей 9 октября 1924 года от пневмонии. Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище в столице.

Хронологическая таблица (по датам)

год Событие
1873 г Год рождения В.Я. Брюсова
1885 г Поступление в гимназию
1893 г Первый поэтический опыт, драма «Декаденты»
1893 г Поступление в университет
1894 г Коллекция «Русские символисты»
1895 г Сборник стихов «Шедевр»
1897 г Выпуск сборника «Это я»
1900 г Третья коллекция часов
1903 г Коллекция «Город и мир»
1904 г Драма «Земля»
1904 г Работа в журнале «Весы»
1907 г Издание сборника рассказов «Jordens akse»
1914 г Отправление на фронт
1915 г Сотрудничество с журналом «Летопись»
1919 г Председатель Президиума Всероссийского Союза поэтов
1921 г Основание кафедры высшей литературы и искусства
1924 г В.Я. Брюсова

Интересные факты

  • в 8 лет он написал свой первый стих, в 11 лет его опубликовали в журнале;
  • за одаренность его тотчас же приняли во второй класс гимназии;
  • Брюсов интересовался историей Древней Руси;
  • у поэта не было детей;
  • участвовал в поисках Янтарной комнаты;
  • Брюсов был филателистом;
  • поэт состоял в масонской ложе;
  • работал переводчиком, особенно много переводил с армянского;
  • дед поэта был крепостным.

Брюсов и революция

Валерий Яковлевич с энтузиазмом принял Октябрьскую революцию и сразу стал сотрудничать с новой властью: руководил Московской книжной палатой, занимал высокие посты в Охобре (отдел художественного образования), в отделе ЛИТО НКП, работал в Госиздат и в фотоотделе. В 1919 году Брюсов работал теоретиком стихосложения, издал книгу «Краткий курс стиховедения».

В 1920 году Валерий Яковлевич вступил в ряды Коммунистической партии, через год возглавил организованный по собственной инициативе Высший литературно-художественный институт. Внешне в жизни поэта все шло хорошо, но в душе Брюсов переживал серьезный кризис. Он пытается обновить свою поэтику, экспериментирует с акцентами и аллитерацией, но тщетно… Все чаще в его произведениях звучат ноты усталости, разочарования и неудовлетворенности собственной жизнью.

В 1923 году, на свое 50-летие, Валерий Яковлевич получил почетную грамоту от Советского правительства, в которой были отмечены многочисленные заслуги поэта «всей стране». В том же году правительство Армении присвоило Брюсову звание народного поэта Армении.

Творчество

Юноша с ранних лет интересовался произведениями литературных классиков. Он читал и прозу, и стихи для русских и зарубежных художников.

В какой момент юноша решил связать свою жизнь с писательством, поэзией, точно сказать невозможно. Но первые попытки писать пришлись на 8 лет. Уже во время учебы в гимназии юноша пытался развиваться в творческой сфере. Я все еще много читаю.

Будучи школьником, Валерий Яковлевич продолжал писать стихи, набивал руки и накапливал опыт. Вместе с друзьями и одноклассниками издавал рукописный журнал, в котором публиковал как собственные работы, так и работы молодых коллег по цеху.

6789
Валерий Брюсов, Фотография 1890-х годов.

Творческая биография Брюсова началась в 1890 году, когда он серьезно увлекся творчеством французских классиков: Бодлера и Малларме.

Под впечатлением от зарубежных символистов юноша написал несколько собственных стихотворений. Это были причудливые произведения, сочетавшие в себе как символические мотивы, так и черты поэзии русских классиков Надсона и Некрасова, долгое время остававшихся кумирами Брюсова.

Серьезной работой Валерий Яковлевич занялся в 1893-94 гг. Благодаря его стараниям родились три сборника стихов в стиле символизма.

В книгах «Русские символисты» публиковались как произведения самого Брюсова (лирик публиковал их под несколькими псевдонимами), так и произведения его коллег по мастерской Добролюбова и Миропольского.

4567

В последний из сборников вошел моностих, состоящий всего из одной строки: «Закрой бледные ноги твои». Аудитория была в замешательстве. Кто-то пытался понять, кому адресовано это стихотворение. Другие откровенно смеялись от колик. Но работа никого не оставила равнодушным.

В целом первые творческие опыты Брюсова публика приняла довольно холодно и язвительно. Особенно представители старой школы, не любившие символизм за его упрощенность и бессмыслицу.

Параллельно с искусством поэзии Брюсов Валерий Яковлевич продолжал свое образование. В 1893 году он поступил в Московский университет, где изучал литературу, а затем историю. Диплом молодой человек получил в 1899 году.

Еще в 1895 году Валерий Брюсов предпринял еще одну попытку заявить о себе. Он печатает первый сборник, в котором собраны только его стихи — «Шедевры». Цикл полон авторского максимализма.

Основные темы его произведений – борьба с устаревшими порядками прошлого. Название сборника было встречено с иронической ухмылкой.

56789776

Ранние работы Брюсова не были шедеврами, но в молодости Валерий Яковлевич высоко ценил его старания, ставя себя превыше всего.

Через 3 года родился следующий сборник «Это я». Гораздо меньшее влияние на него оказали французские символисты, а особенности стихотворений позволяли говорить о серьезных успехах автора. Но до настоящего признания было далеко. При этом Брюсов искал новые способы стихосложения, лирические приемы.

После окончания университета копирайтер какое-то время работал в журналах. В этот же период Валерий Яковлевич познакомился с Константином Бальмонтом, с которым долгое время дружил.

554

В 1900 году из-под пера поэта вышел сборник «Третья гвардия». Тема полностью отличается от предыдущих циклов. При этом в творчестве Брюсова почти нет и следа того нарциссизма, который характерен для ранних опусов.

Еще через 3 года Валерий Яковлевич представил публике сборник «Городу и миру». Следующий рабочий цикл Брюсов подготовил после революционных событий 1905 года и русско-японской войны. Его назвали «Кранс». В то время копирайтер был зрелым и опытным.

Примерно в 1904 году Валерий Яковлевич начал издавать собственный литературный журнал «Весы». Благодаря строгости отбора материалов, жесткости редакционной политики издание стало одним из самых авторитетных во всей стране. Но благодаря такому подходу в журнал попадали только самые талантливые работы.

5466
Фотография поэта в 20 веке.

В середине 10-х годов прошлого века Валерий Брюсов из объекта насмешек превратился в действительно авторитетную и важную фигуру искусства. Не было поэта, который не знал бы его имени.

Товарищи-символисты подражали своему старшему коллеге. Практически каждый на пути к выработке собственного стиля так или иначе попадал под влияние его творчества.

Даже идейные противники были высокого мнения о Брюсове и его творчестве. Например, Гумилев, Мандельштам, представлявшие акмеизм — еще одно направление отечественного модернизма, противоположное по символизму. Все это говорит о силе его таланта.

К концу десятилетия поэзия переживает не лучшие времена. Интерес к символизму снижается, модернизм как глобальное понятие теряет былую актуальность. На фоне такого упадка Валерий Яковлевич издает журнал все меньше и меньше. А в 1909 году «Весы» вообще перестали выходить.

8789
Фотография Брюсова в 1910-е годы.

Когда началась Первая мировая война, Валерий Яковлевич одним из первых ушел на фронт, где работал военным корреспондентом. Он освещал события на полях сражений.

С поэтическим искусством дела обстояли не ладно. Новые работы не вызвали никакого отклика в сердцах публики. Читатели, особенно коллеги и критики, отмечали в творчестве Брюсова много самоповторов. По их мнению, он исчерпал свой талант.

Но на самом деле Валерий Яковлевич находился в ситуации глубокого творческого и вообще духовного, личностного кризиса. В том числе и те, которые связаны с проблемами в жизни.

Пытаясь выйти из состояния творческого кризиса, В. Брюсов занялся экспериментами. В 1913 и последующих годах он подготовил сборник «Стихотворения Нелли», некоторые из которых автор не успел опубликовать при жизни.

Есть сведения, что в порыве самопознания Валерий Брюсов стал членом импровизированной масонской ложи. Но так это или нет, точно сказать нельзя. Достоверных подтверждений пока не найдено.

Первые литературные опыты

Первые годы жизни Валерия прошли на фоне остальных детей. Он рос в одиночестве, без друзей, не знал игр, а потому, поступив в одиннадцатилетнем возрасте в гимназию, испытал много трудностей. Однако вскоре в гимназии появились такие же книголюбы, как и он сам. Мальчики сблизились и даже начали вместе издавать рукописный журнал под названием «Начало». Именно к этому времени относятся первые более или менее основательные и осознанные пробы пера Валерия — и в поэзии, и в прозе.

Кроме всего прочего, он занимался и переводами — переводил древних авторов, тренировал таким образом ритм, стиль, привлекал всевозможные приемы.

Позднее Брюсов рассказывал, что литература увлекла его настолько, что он не мог остановиться — он все время писал, в голове постоянно возникали темы для новых произведений, следующее он начинал, не закончив предыдущее, и вскоре специально заполнил толстую тетрадь представлены для него для композиций.

Доходило до того, что по вечерам, возвращаясь из гимназии, он не занимался уроками, а сочинял либо для себя, либо для издаваемого с товарищами журнала. Однако в юности Брюсов отказался от редакционно-издательской деятельности, полностью сосредоточившись на создании произведений.

Валерий Брюсов

В 15-16 лет у Валерия появились первые кумиры — Александр Сергеевич Пушкин и французские символисты. Он увлекся Бодлером, Верленом, Малларме, он так увлёкся, что даже написал Верлену письмо, в котором скромно представился основоположником русского символизма.

Он усердно подражал французам, и те его стихи, которые впервые были опубликованы (это случилось вскоре), были написаны именно под влиянием французских поэтов, особенно Верлена. Последним настолько восхищался Брюсов, что он посвятил ему стихотворение «Декаденты (Конец века)» (написанное в 1890-х годах) — оно было о любви Верлена и Матильды Моте, а также об отношениях Верлена с Рембо.

Читайте также: Тургенев биография, факты, детство, список самых произведений

Личная жизнь

В 1892 году Брюсов часто бывал в доме Краскова, где старшую дочь звали Еленой Андреевной. Поскольку она была дочерью М. И. Красковой от первого брака, она была Масловой. Девятнадцатилетний Брюсов увлекся 25-летней Еленой, не отличавшейся ни красотой, ни здоровьем. Отношения прервала внезапная трагическая смерть девушки от оспы.

Уже на следующий год у Брюсова начинается роман с Натальей Александровной Дарузес, которую он ласково называл Талей. Оба выступали на сцене Московского немецкого клуба, где и познакомились.

Пленительный и влюбчивый характер поэтессы продолжает этот ряд именами М. П. Ширяевой, А. А. Шестаркиной, Л. Н. Вилькиной, А. Е. Адалис.

Валерий женился на гувернантке, работавшей в доме Брюсова. Иоанна Матвеевна Рунт была по происхождению то ли полькой, то ли чешкой. Он любил эту маленькую женщину до обожания, но не мог остановиться в своих увлечениях. К сожалению, Джоанна так и не смогла родить ребенка, а у Брюсова не было наследников.

Среди всех любовных увлечений поэта стоит отметить Нину Петровскую, поэтессу начала XX века, у которой были трагические отношения с Андреем Белым. После этого она начала встречаться с Брюсовым. Их роман продлился около 7 лет и сделал женщину несчастной.

С 1911 по 1913 год у Брюсова был роман с другой начинающей поэтессой, Надеждой Григорьевной Львовой, которая после разрыва отношений покончила жизнь самоубийством.

Переводческая деятельность

В 1898 году Брюсов познакомился с Бартеневым, который был главным редактором журнала «Русский архив».

В результате между ними завязались дружеские отношения, и вскоре Валерий Яковлевич стал работать в его издании.

Почти все свое рабочее время он занимался переводами, и с каждым годом его переводы становились все более качественными и подробными.

Библиография

Композиции:

  • «Декаденты. (Конец века)». Драма, 1893 г
  • «Ювенилия» — «Юношеский», 1894 г
  • «Шедевры» — «Шедевр», 1895 г
  • «Me eum esse» — «Это я», 1897 г
  • «Tertia Vigilia» — «Третья стража», 1900 г
  • «Urbi et Orbi» — «Город и мир», 1903 г
  • «Стефанос» — «Венок», 1906 г
  • «Ось Земли», 1907 г
  • «Все мелодии», 1909 г
  • «Огненный ангел» (исторический роман), (1908)
  • «Ф.И. Тютчев. Значение его творчества», 1911 г
  • «Зеркало теней», 1912 г
  • «Семь цветов радуги», 1912 г
  • «Соли победы» (1913)
  • Юпитер поверженный (1916)
  • «Рея Сильвия» (1916)
  • «Опыты с метрикой и ритмом, над благозвучием и созвучием, над строфой и формой», 1918 г
  • «Последние сны», 1920 г
  • «В такие дни», 1921 г
  • «Дали» (1922)
  • «Кругозор», 1922 г
  • «Я», 1922 г
  • «Меа» — «Скорее!», 1924 г

Период расцвета

В 1900 г в издательстве «Скорпион» вышел сборник Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья гвардия»), посвященный К. Бальмонту. В книге Валерий Яковлевич выступает в роли певца в промышленном городе, любуясь часами трамваев и грудами грязного снега, уличными пейзажами и лихорадочным ритмом жизни. Поэт продолжает урбанистическую тему в сборнике «Urbi et Orbi» («Город и покой»).

С акцентом в литературных кругах Брюсов берет под свое «крылья» одних начинающих писателей и всячески препятствует другим, тем, кто, по его мнению, может превзойти его в поэтическом мастерстве. Справедливости ради нужно отметить, что Валерий Яковлевич вызвал у молодежи настоящую радость. В разное время его творчеством увлекались М. ​​Волошин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый, В. Ходасевич, Эллис, М. Цветаева.

Вершиной творчества Брюсова стал сборник «Стефанос» («Венок»), изданный в 1905 году, в котором поэт отразил мироощущение каждой из своих женщин. В начале 1910-х годов Валерий Яковлевич обратился к прозе, уделяя значительное внимание истории, критике и пушкиноведению.

В 1913 году он опубликовал сборник рассказов «Ночи и дни» об особенностях женской психологии. Успех у публики имели исторические романы «Зейерсальтер. Повесть IV века» и «Юпитер побежден».

С началом Первой мировой войны Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом, но очень скоро его патриотический пыл сменился разочарованием, и, вернувшись домой, поэт со свойственным ему увлечением отдался переводческой деятельности.

Произведения В. Гюго, Э. По, О. Уайльда и других писателей стали для Валерия Яковлевича отдушиной, убежищем от ужасов действительности. В 1915 году Брюсов вместе с другими поэтами участвовал в грандиозном проекте по переводу и редактированию антологии «Поэзия Армении от древности до наших дней».

Посвящение «Вечности и искусству»

В 1890-е годы Валерий Брюсов увлекся творчеством Пушкина и французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, назвав себя основоположником русского символизма. В том же году Брюсов создал драму «Декаденты (Конец века)» — в ней рассказывалось о некоторых фактах биографии французского поэта.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт много времени уделял иностранным языкам — иногда просто для того, чтобы читать иностранных авторов в оригинале.

Брюсов записал в своем дневнике: «Если бы я мог прожить сто жизней, они не удовлетворили бы всей жажды знаний, которая меня сжигает».

Уже на втором курсе поэт издал свой первый сборник «Шедевры творчества» — «Шедевры». В предисловии он писал: «Когда я сегодня печатаю свою книгу, я не ожидаю, что она будет должным образом рассмотрена… Я завещаю эту книгу не моему времени и даже не человечеству, а вечности и искусству».

Критики скептически отнеслись к стихам, отчасти из-за громкого названия книги. Через два года вышел второй сборник «Это я». В нем появились городские, исторические и научные мотивы. Следующую книгу — сборник стихов «Третья гвардия» с историко-мифологическими актами — поэт посвятил Константину Бальмонту.

Поэт публиковал свои произведения во многих журналах Москвы и Санкт-Петербурга, работал в московском издательстве «Скорпион».

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Джоанна Рант, юная гувернантка сестер поэта. Поэт записал в своем дневнике: «Недели до свадьбы не записаны. Это потому, что это были недели счастья. Как мне теперь писать, если я могу определить свое состояние только словом «счастье»? Мне почти стыдно делать такое признание, ну и что? Вот именно».

Джоанна Рунт очень трепетно ​​относилась к рукописям Брюсова, до свадьбы не позволяла выбрасывать их во время чистки, а после стала настоящей хранительницей творчества Брюсова.

Валерий Брюсов с женой
Валерий Брюсов и его жена Иоанна Брюсова (урожденная Рунт). 1899 г. Фото: М.ЗолотареваВалерий Брюсов с женой
Валерий БрюсовВалерий Брюсов с женой
Валерий Брюсов с женой Иоанной Матвеевной

В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами — Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Федором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм стал устоявшимся литературным направлением. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, по «средам» с Брюсовым, а также с его другом Александром Миропольским (Лангом).

Довольно часто проводились модные в те годы сеансы. В комнатах гасили свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» загадочные тексты — разумеется, чужой рукой.

В 1903 г. Брюсов издал книгу «Город и мир», а в 1906 г. — сборник «Венок». В «венок» вошли произведения нескольких предыдущих лет — мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературной деятельностью поэт издает символистский журнал «Весы», возглавляет отдел литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу и переводит зарубежных авторов.

Важные даты биографии Брюсова

1873 — рождение

1885-1889 гг. — учеба в классической гимназии Креймана.

1890-1893 гг. — учеба в гимназии Л. И. Поливанова.

1892 г. — увлечение Е. А. Масловой.

1893-1899 — учеба в Московском университете.

1893 г. — связь с Н. А. Дарусом.

1894 г. — знакомство с Бальмонтом.

1895 — сборник «Шеф-повара».

1897 — свадьба с Джоанной Рант, сборник «Me eum esse».

1900 г. — сборник «Терция Вигилия».

1903 г. — сборник «Город и круг».

1904 год — начало романа с Ниной Петровской.

1905 г. — сборник «Στεφανος».

1908 г. — руководитель литературно-художественного кружка в Москве.

1911 г. — счет от Петровской, знакомство с Н.Г. Львовой.

1913 г. — самоубийство Львовой.

1914 г. — военный корреспондент на фронте.

1916 — сборник «Семь цветов радуги».

1924 — сборник «Меа», смерть.

Поэт в России – больше, чем поэт

В это время появляется первая проза Брюсова. Он пишет цикл рассказов «Ось Земли», в которых предлагает читателю через призму характеров своих персонажей помочь ему ощутить некую земную ось, пронизывающую жизнь и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых мистических произведений своего времени.

В ней автобиография поэта переплетается с мистическими мотивами и историей. Брюсов проводит аналогии между существованием оккультных грешников, обреченных на мученическую смерть в процессе поиска новых знаний, и судьбой современного общества.

В 1909 году Брюсов серьезно обратился к творчеству Н. Гоголя, проведя исследование его произведений на наличие и раскрытие фантастических тем. Свой труд «Испепеленные: о характеристике Гоголя» он представил в виде доклада, прочитанного на заседании Общества любителей русской словесности.

Брюсов известен в широких кругах как искусный переводчик. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии многих произведений, в том числе «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. В его коллекции есть переводы произведений Гёте, Метерлинка, Байрона, По.

Во время Первой мировой войны Валерий Яковлевич ушел на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». В 1917 году Брюсов попробовал себя в либеральной журналистике. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом гимне России», в которой просит создать торжественную песню.

«Нужна короткая песня, которая… волшебством искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве», — писал поэт.

Валерий Брюсов

Выход в печать

В 1893 году юноша стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. Благодаря учебе он еще больше познакомился с литературой и искусством, в том числе зарубежным: изучал философию, историю и иностранные языки. Последнее позволяло ему читать иностранных авторов в оригинале.

Параллельно с учебой Валерий не переставал писать, и теперь уже не за столом. В 1894-1895 годах он успел издать сразу три сборника стихов под общим названием «Русские символисты». В него вошли многие его собственные стихи (опубликованные под псевдонимом Валерий Маслов), а также произведения его друзей А. Миропольского и А. Добролюбова.

Книги

  • Огненный Ангел
  • В Зеркале
  • Последние страницы женского дневника
  • Стихотворение
  • Романы и рассказы
  • Burning Angel (Коллекция)
  • Последние страницы женского дневника. Коллекция
  • Сейчас — когда проснулся
  • Республика Южный Крест Доля
  • Соли Победы Доля
  • Последние страницы женского дневника. Рассказы (сборник)
  • Доля Серебряного века Бориса Пастернака

Корреспондент, переводчик, профессор

Во время Первой мировой войны Валерий Брюсов работал военным корреспондентом газеты «Русские ведомости». Но патриотические чувства первых лет войны быстро угасли. Иоанна Брюсова вспоминала, что он «вернулся глубоко разочарованным войной и уже не имел ни малейшего желания видеть поле боя».

В этот период появились критические стихи Брюсова, но они остались неопубликованными.

В эти годы Валерий Брюсов сосредоточился не на сюжетах своих новых стихов, а на форме стиха и поэтической технике. Он выбирал изысканные рифмы, писал классические французские баллады, изучал приемы поэтов александрийской школы. Брюсов стал виртуозом импровизации: он создал классический сонет в рекордно короткие сроки.

Брюсов создал одну гирлянду сонетов из пятнадцати произведений Брюсова всего за семь часов.

В 1915 году по заказу Московского Армянского комитета Валерий Брюсов начал готовить сборник национальной поэзии. Антология охватила полторы тысячи лет армянской истории. Поэт занимался и организацией работы, и переводами, и редактированием книги, и подготовкой ее к печати.

Когда сборник вышел в свет, Брюсов написал несколько статей об армянской культуре и книгу «Хроника исторических судеб армянского народа». Позже он получил звание народного поэта Армении.

После революции Валерий Брюсов стал госслужащим. Сначала он возглавлял комиссию по регистрации печати, работал в Госиздате, был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов и помогал готовить первое издание Большой советской энциклопедии.

В 1921 году Анатолий Луначарский предложил Брюсову организовать Высший литературно-художественный институт. До конца жизни поэт оставался его ректором и профессором.

В 1924 году поэт скончался — он умер от воспаления легких. Валерия Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище.

В союзе с новой властью

В отличие от многих художников, Брюсов признал советскую власть и даже вступил в ряды Коммунистической партии. Эта должность позволяла ему занимать ряд важных должностей. Затем, в период 1917-1919 гг., он возглавлял Комитет регистрации печати, заведовал Отделом Московской библиотеки, затем работал в Госиздате.

Был организатором, ректором и профессором Высшего института литературы и искусства, впоследствии получившего его имя. Поэт участвовал в работе над первым изданием Большой советской энциклопедии в качестве редактора литературного отдела.

При всех перипетиях государственной службы Валерий Яковлевич не забывал о творчестве. В 1923-1924 годах вышли два его последних сборника «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает совсем другой Валерий Брюсов. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции для добавления поэтических строк и множество аллитераций, что позволило назвать этот стиль «академическим авангардом».

Он также пишет футурологические пьесы «Диктатор» и «Мир семи поколений», не опубликованные при его жизни. Валерий Брюсов умер от пневмонии в Москве 9 октября 1924 года.

Смерть

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года в возрасте 50 лет. Причиной его смерти стала пневмония. Могила великого поэта-символиста находится на Новодевичьем кладбище.

Революция 1917 года

После радикального краха общественного, политического строя для всех художников наступило тяжелое время. Однако Брюсов встретил перемены с большим энтузиазмом. Со свойственной ему активностью он занялся сотрудничеством с советскими властями. Один из первых, кто присоединился к партии.

Поэту быстро удалось наладить отношения с большевиками. Автор, поэт, был на хорошем счету у государственного руководства. Одно за другим им назначались ответственные должности.

С годами В.Я. Брюсов отвечал за художественные и организационные вопросы. В 1921 году по его предложению был создан Высший литературно-художественный институт. Сам символист стал ее первым профессором и ректором. Эти должности мужчина сохранял до самой смерти.

3654
Валерий Брюсов, фото 1923 г

Уже через 2 года Валерий Яковлевич активно участвовал в создании Большой советской энциклопедии, ее первого издания. В последние годы Брюсов прославлял свершившуюся Октябрьскую революцию.

Политические и социальные мотивы стали играть главную роль в его творчестве. В отличие от многих приспособленцев, стремившихся найти власть и получить теплое местечко, Валерий Яковлевич всерьез считал, что разрушение старого капиталистического строя — дело важное и благое.

67898
В. Я. Брюсов, 1920-е гг

Однако ему так и не удалось стать поэтом нового века, следующей эпохи. Вскоре творчество Валерия Брюсова вернулось в прежнее русло. Его последние стихи проникнуты пессимистическими мотивами. Кроме того, они стали слишком сложными и непонятными.

Широкие массы читателей так и не смогли узнать, о чем писал знаменитый лирик. Поэтому последние годы Валерий Яковлевич был практически один. Без сторонников и благодарной публики.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"