- Детство Марины
- Биография
- Личная жизнь поэтессы
- Начало литературной деятельности
- Первые публикации
- Учёба
- Смерть Марины Цветаевой
- Самоубийство и тайна могилы
- Версии гибели
- Кенотаф Цветаевой в Тарусе
- Отпевание
- Память о Марине Цветаевой
- Эмиграция и возвращение
- Библиография
- Сборники стихов
- Поэмы
- Поэмы-сказки
- Незавершённые
- Драматические произведения
- Эссеистская проза
- Получение образования
- Начало творческого пути
- История успеха
- В качестве бреда
- Творчество
- Первые стихи
- Сборники и циклы
- Интересные факты
- Отношения с властью
Детство Марины
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября 1892 года) в Москве. Будущая поэтесса была третьим ребенком в интеллигентной семье Ивана Цветаева и пианистки Марии Мейн. С ранних лет отец обучал ее литературе, а мать преподавал ей музыку.
Важно! Из-за слабого здоровья матери Марина большую часть детства провела за границей. В результате она отлично говорила по-французски и по-немецки. Первые стихи были написаны на 3-х языках, с шестилетнего возраста.
Мать поэта очень рано умерла, что сказалось на девочке – с тех пор она стала быстро взрослеть. Марина Ивановна начала обучение в России, а позже перевелась в интернаты за границу.
Рис. 1. Марина Ивановна Цветаева. П. Шумов. 1925 г
Биография
Марина Цветаева — российская поэтесса, прозаик и переводчик.
Родился 8 октября 1892 года в Москве. Ее отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изобразительных искусств.
Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой — полька Мария Лукинична Бернацкая.
Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком — в шесть лет. Большое влияние на Марину, на формирование ее характера оказала ее мать. Она мечтала видеть свою дочь музыкантом. После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина и ее сестра Анастасия остались на попечении отца.
Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; это продолжалось в пансионатах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В возрасте шестнадцати лет она поехала в Париж, чтобы прослушать краткий курс лекций по старой французской литературе в Сорбонне.
В 1910 году Марина (в типографии А. А. Левенсона) на собственные средства издала первый сборник стихов «Вечерний альбом». Ее творчество привлекло внимание известных поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. В том же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». Два года спустя за вечерним альбомом последовал второй сборник «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кружком московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 года она вышла за него замуж. В том же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году вышел третий сборник «Из двух книг».
Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила ее сестра Анастасия с мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. Цветаева написала в Александрове ряд стихов, а ее пребывание в городе впоследствии литературоведы назвали «александровским летом Марины Цветаевой».
В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софьей Парнок; их отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подружка». Цветаева и Парнок развелись в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева резюмирует:
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в детском доме в возрасте 3 лет. Годы гражданской войны выдались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихотворений «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В мае 1922 года Цветаеву с дочерью Ариадной отпустили за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года на окраине Праги. Знаменитые «Поэма горы» и «Поэма конца», посвященные Константину Родзевичу, были написаны в Чехии.
В 1925 году, после рождения сына Джорджа, семья переехала в Париж. В Париже на Цветаеву сильное влияние оказала атмосфера, сложившаяся вокруг нее благодаря деятельности мужа. Эфрона обвинили в вербовке НКВД и участии в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 года Цветаева начала переписку с австрийским поэтом Райнером Марией Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка заканчивается в конце того же года со смертью Рильке. В течение всего времени пребывания в ссылке не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.
Большая часть того, что Цветаева создала в эмиграции, осталась неопубликованной. В 1928 году в Париже вышел последний прижизненный сборник поэта «Эттер Русланд», в который вошли стихи 1922–1925 годов.
В 1930 году был написан поэтический цикл «Маяковский» (по смерти Владимира Маяковского), самоубийство которого потрясло Цветаеву.
В отличие от стихов, не получивших признания в эмигрантской среде, ее проза пользовалась успехом, заняв основное место в ее творчестве в 1930-е годы («Эмиграция делает меня прозаиком…»).
В это время появляются «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Сказка о Сонечке» (1938), воспоминания Максимилиана Волошина («Живые «) о живом», 1933), Михаил Кузьмин («Потусторонний вечер», 1936), Андрей Белом («Плененный дух», 1934) и другие.
С 1930-х годов Цветаева и ее семья жили почти в нищете.
Никто не может себе представить, в какой бедности мы живем. Мой единственный доход — это то, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает копейки пошивом шапок. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.
15 марта 1937 года Ариадна уехала в Москву, первой из семьи получившей возможность вернуться на родину. 10 октября того же года Эфрон бежал из Франции и стал причастным к заказному политическому убийству.
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезду жила на даче НКВД в Болшево. 27 августа была арестована дочь Ариадны, 10 октября Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий была реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занималась переводами. Война застала Цветаеву за перевод Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. 8 августа Цветаева с сыном ушли на пароходе в эвакуацию; Восемнадцатого она приехала с несколькими литераторами в город Елабугу на Каме.
В Чистополе, где в основном находились эвакуированные писатели, Цветаева получила прописку и оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа вернулась в Елабугу с намерением переехать в Чистополь.
31 августа 1941 г покончил жизнь самоубийством (повесился), оставив после себя три записки. Оригинал записки от «эвакуированных» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства полицией и утерян), текст известен по списку, который разрешили составить Георгию Эфрону.
Дорогие товарищи! Не оставляйте Мура. Прошу, кто из вас может отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы ужасные, прошу не посылать его одного. Помогите ему с багажом — сложите и возьмите его. В Чистополе надеюсь на продажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Он исчезнет со мной. Адрес Асеева на конверте. Не хоронить заживо! Хорошо проверьте.
На заметку сыну:
Мурлыкать! Извините, но могло быть и хуже. Я серьезно болен, это больше не я. Я так тебя люблю. Поймите, что я не мог больше жить. Скажи папе и Але — если увидишь, — что любил их до последнего момента и объясни, что ты в тупике.
Примечание Асеева:
Уважаемый Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Прошу тебя взять Мура к себе в Чистополь — только сына возьми — и чтоб учился. Я больше ничего не могу для него сделать и просто уничтожу его. У меня в сумке 450 рублей, если я попытаюсь продать все свои вещи. В сундуке лежат несколько рукописных сборников стихов и пачка репродукций прозы.
Я оставляю их вам. Позаботьтесь о моем дорогом Муре, у него очень хрупкое здоровье. Люби как сына — заслуживаешь. И прости меня. Не понял. МС. Никогда не оставляй его. Я был бы очень счастлив, если бы жил с тобой. Иди — возьми с собой. Не останавливайся!
Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное местонахождение ее могилы неизвестно. На другой стороне кладбища, где находится ее утраченная могила, в 1960 году сестра поэтессы Анастасия Цветаева установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие.
При этом Анастасия Цветаева утверждает, что могила находится точно на месте захоронения ее сестры, а все сомнения — лишь домыслы.
Личная жизнь поэтессы
В 1911 году она встретила Сергея Эфрона в море. Через 6 месяцев они поженились и вскоре родилась дочь — Ариадна (Аля). Сергей был единственным мужем поэтессы, хотя, как человек зависимый, она постоянно влюблялась в других мужчин. С 1914 года у поэта также были отношения с Софьей Парнок. Этой женщине Цветаева посвятила цикл «Подружка», открывший их связь с обществом.
Эфрон знал об этом и ревновал, и Марина ушла к Софии. Вместе они прожили недолго – в 1916 году поэтесса вернулась к Эфрону и родила еще одну дочь, названную Ириной. Когда Эфрон бежала из страны, ее семья жила в глубокой нищете. Марина не выдержала и отдала детей в детский дом. Вскоре она взяла Ариадну, но Ирина не выдержала голода и умерла.
Ей было всего 3 года. Цветаева родила в ссылке третьего ребенка — это был мальчик Георгий. Он погиб на фронте в 1944 году. Более 10 лет поддерживала связь с Борисом Пастернаком, в Чехии развивается ее роман с Константином Родзевичем, который длился около полугода. Он нашел отражение в «Поэме о горе”.
Рис. 2. Марина Цветаева с сестрой Анастасией. 1911 г
Начало литературной деятельности
Первый сборник стихов Марины Цветаевой назывался «Вечерний альбом» и вышел в свет в 1910 году, в него вошли произведения, написанные еще в школьные годы. На издание книги девушка использовала собственные сбережения. Ее произведения привлекали внимание таких поэтов, как Максимилиан Волошин, Николай Гумилев и Валерий Брюсов. В том же году Цветаева начала свою карьеру литературного критика, написав очерк «Волшебство в стихотворении Брюсова».
Марина стала постоянным членом литературных кружков, в 1912 году издала второй сборник стихов «Волшебный фонарь», а в 1913 году — третий под названием «Две книги».
К сожалению, творчество Цветаевой получило полное признание уже после ее смерти, поэтому большого дохода изданные сборники не принесли. Марине пригодились знания иностранных языков, она работала переводчиком.
Лето 1916 года Марина провела с сестрой Анастасией в Александрове, где написала цикл стихов — «Стихи о Москве, к Ахматовой».
В годы революции и гражданской войны Цветаева жила в Москве. Она много работала, под ее пером одно за другим выходили стихи, поэмы и пьесы:
- «Егорушка»;
- «Лебединый лагерь»;
- «На красном коне»;
- «Королевская дева».
Так в жизни поэта была эмиграция. Она жила в Чехии и написала свои знаменитые произведения «Поэма конца» и «Поэма горы».
После переезда в Париж Марина публиковалась в журнале «Вехи», где печатались такие ее произведения:
Год выпуска | Имя |
1926 г | Драма «Тесей» |
1927 г | Поэма «С моря» |
1928 г | «новый год» |
1928 г | «После России» |
1930 г | «Маяковский» |
1933 г | «Жить для живых» |
1934 г | «Дом у старого Пимена» (проза) |
1934 г | «Плененный дух» (проза) |
1935 г | «Мать и музыка» (проза) |
1936 г | «Неземной вечер» (проза) |
1937 г | «Мой Пушкин» (проза) |
1938 г | «Сказка о Сонечке» (проза) |
Первые публикации
Первый сборник поэтессы «Вечерний альбом» вышел в 1910 году. В него вошли ее детские стихи. На свой страх и риск она потратила все свои личные сбережения на издание этой книги. Тираж был небольшим — всего 500 экземпляров, но его сразу же заметили известные литераторы того времени М. Волошин, Н. Гумилев, В. Брюсов.
В то же время (зима 1910-11 гг.) она опубликовала статью «Волшебство в стихотворении Брюсова». После выхода книги Марина сближается с литературными кругами столицы. Второй сборник «Волшебный фонарь» вышел в свет в 1912 году. А в следующем появилось еще одно произведение «Из двух книг».
Спустя 4 года вниманию читателей также были представлены знаменитые циклы «К Ахматовой» и «Стихи о Москве». Потом ее жизнь резко изменилась – началась гражданская война. Марина была очень расстроена случившимся – она не могла принять, принять и понять разделение общества на «красных» и «белых», не одобряла всего происходящего.
На волне этих чувств она пишет сборник «Лебединый стан», а также поэмы «Царёмфруэн», «На красном коне» и несколько романтических пьес. Муж ушел воевать в Белую армию, а она работает и живет с дочерью.
Рис. 3. Марина Цветаева. М. Волошин. 1911 г.
С 1921 г постоянно посещает литературные мероприятия Союза поэтов и «Никитинских субботников». Там Цветаева читает свои новые произведения, общается с творческими людьми. Здесь она знакомится с Сергеем Волконским, который стал ее другом на долгие годы.В последние месяцы 1921 года она готовилась к отъезду из страны. В начале следующего года вышел ее сборник «Вехи», получивший множество положительных отзывов.
Учёба
Первое время Марина занималась дома, с ней занималась мама, также девочка посещала музыкальную школу. Затем она поступила в частную Московскую женскую гимназию имени Брюхоненко.
Вскоре мама заболела чахоткой, и семья путешествовала по Европе в поисках лечения. Поэтому обучение в Цветаевской гимназии приходилось чередовать с немецкими, итальянскими и швейцарскими пансионами.
Мать умерла в 1906 году. Иван Владимирович остался один с детьми, теперь уже с четырьмя: Мариной и ее родной сестрой Анастасией, а также детьми от первого брака Андреем и Валерией. Как бы ему ни было тяжело, мужчина сделал все для того, чтобы дети получили достойное образование.
Они изучали искусство и классическую литературу (отечественную и зарубежную), Марина в 1909 году в Париже была слушательницей Сорбоннского курса с лекциями по предмету «Старофранцузская литература».
Но поскольку отец был слишком занят в служении, он не мог уделять достаточно времени детям. Так девушки стали самостоятельными с годами. Они довольно рано начали проявлять интерес к политической ситуации в государстве, а также завязывать отношения с противоположным полом.
Смерть Марины Цветаевой
Самоубийство и тайна могилы
Жизнь Цветаевой оборвалась 31 августа 1941 года. Она не умерла от болезни или в результате несчастного случая. Причина смерти — ее добровольный выезд из
жизнь: самоубийство через повешение.
Произошло это в Елабуге, в эвакуации, куда Марина Цветаева бежала от военных событий в центре страны вместе с шестнадцатилетним Георгием.
Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге.
В последний путь ее не проводил сын, дочь посадили в тюрьму.
Известно, что сестра Анастасия однажды с горечью сказала: «Жалко, что воспитали таких трудных детей. Будь сын попроще, он бы не избежал похорон, а принес бы на могилу матери букет васильков или ромашек».
Точное место захоронения неизвестно. В шестидесятых родственники установили крест со знаком. Писали, что на этой стороне кладбища похоронена талантливая поэтесса и писательница Марина Ивановна Цветаева.
Версии гибели
Известно несколько версий ее смерти. Один из них принадлежит Анастасии, сестре погибшего.
Женщина обвинила Мура в смерти своей матери, которую в семье звали Джорджем.
Между матерью и сыном были частые конфликты, во время последнего Мур кричал, что они успокоятся только тогда, когда одного из них не станет.
По второй версии, Цветаевой предлагалось сотрудничество с НКВД. Она не могла смириться с этим как мать и жена близких людей, находившихся в сталинском застенке.
Существует и третья версия ее смерти. Сторонники этой версии считают, что поэтесса относилась к сыну не как к матери, а как к женщине, и ждала от него взаимности.
Глубокие аналитики поэзии выработали и другую позицию: все ее тексты проникнуты нелюбовью к жизни. По их мнению, поэтесса все равно пришла бы к такому трагическому исходу.
В одном из ее стихотворений есть даже такие строчки: «Ведь я не на всю жизнь…»
Тем не менее ни одно из этих предположений не является самым важным и окончательным, но определить истину, вероятно, никому не дано.
Кенотаф Цветаевой в Тарусе
Похоронили великую поэтессу в Елабуге, но она хотела лечь в землю Тарусскую.
В 1962 году на берегу Оки был установлен памятный камень. Там сказано, что именно здесь хотят похоронить М. Цветаеву. У кенотафа всегда свежие цветы.
Читайте также: Михаил Булгаков
Отпевание
Церковь запрещает захоронение самоубийц, но может пойти навстречу верующим.
Так, по просьбе Анастасии и священника А. Кураева, Марина Цветаева была похоронена в Москве, через 49 лет после ее смерти.
Память о Марине Цветаевой
Имя Цветаевой, классика ХХ века, известно во всем мире. Она оставила после себя огромное творческое наследие, и это самое главное.
На сегодняшний день произведения Цветаевой включены в школьную программу для 4 класса начальной школы.
- «За книгами»
- «Дорога ведет с холма»
- «Икра засветилась красной кистью»
Ее помнят и чтят. Памятники великому человеку установлены в Москве, Тарусе, во французском городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви.
В России открыто несколько домов-музеев с выставками, посвященными ее жизни. Имя Марины Цветаевой носят улицы многих городов.
Эмиграция и возвращение
В начале 1922 года ей дали возможность покинуть Россию и уехать в Чехию, откуда ранее бежал ее муж. После гражданской войны он не мог оставаться в России — в 1920 году в составе своей части бежал в Прагу и начал учебу в университете. Долго они не могли поддерживать связь.Первые новости от Сергея она увидела через три с половиной года после его ухода. Уже несколько лет они живут то в Праге, то в Берлине.
Спустя три года семья поселяется в Париже. Но и это не принесло Цветаевой счастья. Ее угнетали сплетни о муже как о соучастнике заговора против сына Троцкого и агенте советской власти. Она тоже очень скучала по дому.
Рис. 4. Сергей Эфрон и Цветаева перед свадьбой
Здесь она пишет два крупных произведения «Поэма о горе» и «Поэма о конце». Большинство произведений этого периода не были опубликованы. Сборник стихов «После России», написанный в 1925 году, был издан последним. Поэтесса не переставала писать до самой смерти.
Важно! Зарубежная публика гораздо больше ценила ее произведения в прозе. Пишет цикл статей о Волошине, Андрее Белом, Кузьмине, Пушкине.
Здесь она узнала о самоубийстве Маяковского и написала посвященный его памяти цикл под названием «Маяковский». Это известие потрясло поэтессу и оставило отпечаток на долгие годы. В ссылке семья жила очень бедно. Муж и дочь стремились вернуться домой, но сама Цветаева считала, что возвращаться больше некуда.
В 1937 году старшая дочь получила разрешение, а через полгода ее муж тайно переехал. Практически сразу после прибытия на родину они были задержаны спецслужбами. Через 2 года Цветаева с сыном вернулись в Россию.
Мужа расстреляли через 4 года после ареста, а Алю отправили в ссылку более чем на 15 лет. В 1941 году началась война, и Цветаеву с сыном эвакуировали в Татарстан. Приехали в Елабугу. Чтобы получить квалификацию, она устраивается мыть посуду. Через три дня она повесилась дома.
Рис. 5. Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной. 1906 г.
Цветаева оставила 3 посмертные записки:
- сын;
- те, кто позаботится о ее похоронах;
- Асеев и сестры Синяковы.
Цветаеву похоронили 2 сентября. 1941 г в Елабуге.
Библиография
Творчество Цветаевой:
Сборники стихов
- 1910 — «Вечерний альбом»
- 1912 — «Волшебный фонарь»
- 1913 — «Из двух книг»,
«Юношеские стихи», 1913-1915 гг - 1922 — «Поэма Блоку» (1916-1921)
- 1922 — «Конец Казановы»
- 1920 — «Царь-девица»
- 1921 — «Худший»
- 1921 — «Лебединый лагерь»
- 1922 — «Разлука»
- 1923 — «Ремесло»
- 1923 — «Психея. Романтика»
- 1924 — «Молодец»
- 1928 — «После России»
Поэмы
- Чародей (1914)
- На красном коне (1921)
- Горные стихи (1924, 1939)
- Поэма конца (1924)
- Крысолов (1925)
- С моря (1926)
- Космический эксперимент (1926)
- Поэма лестницы (1926)
- Новый год (1927)
- Воздушные стихи (1927)
- Красный Бык (1928)
- Перекоп (1929)
- Сибирь (1930)
Поэмы-сказки
- Царь-девица (1920)
- Переулки (1922)
- Молодец (1922)
Незавершённые
- Егорушка
- Неосуществленное стихотворение
- Певица
- Автобус
- Стихи о королевской семье
Драматические произведения
- Валет червей (1918)
- Метель (1918)
- Фортуна (1918)
- Приключение (1918–1919)
- Пьеса о Марии (1919, не окончена)
- Каменный ангел (1919)
- Феникс (1919)
- Ариадна (1924)
- Федра (1927)
Эссеистская проза
- «Жить для живых»
- «Плененный дух»
- «Мой Пушкин»
- «Пушкин и Пугачев»
- «Искусство в свете совести»
- «Поэт и время»
- «Былины и тексты из современной России»
Получение образования
С 1899 по 1902 год Марина была ученицей женской гимназии № 4 в Москве. Перед выпуском она заболела туберкулезом, из-за чего вся семья временно переехала на Адриатическое побережье Италии для лечения.
С 1903 по 1904 год Цветаева училась в пансионе во Франции, а после окончания уехала в город Фрайбург, где продолжила обучение. В 1906 году Цветаева поступила в престижную женскую гимназию. В. П фон Дервиз, из которого впоследствии была исключена за инакомыслие и неподобающее поведение. Окончить гимназию не удалось. В КАЧЕСТВЕ. Алферова. И только в 1910 году Цветаева окончила женскую гимназию. МТ Брюхоненко.
Начало творческого пути
Первый сборник стихов Цветаевой вышел в свет в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обращали внимание известные люди — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилев. Их творчество и творчество Николая Некрасова существенно повлияли на раннее творчество поэтессы.
В 1912 году она опубликовала свой второй сборник стихов «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли и стихи для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году вышел третий сборник поэта под названием «Из двух книг».
В годы гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой поэзия — средство выражения сочувствия. Помимо стихов, она пишет пьесы.
История успеха
Еще в 6-7 лет будущая поэтесса начала свой неповторимый творческий путь с написания первых стихов. В 18 лет она опубликовала свой дебютный сборник стихов под названием «Афтенальбум» (1910). Спонсоров у нее не было, Марина Ивановна издала сборник самостоятельно и на свои средства. Реакция на ее работу была немедленной.
Она сразу привлекла внимание известных людей. Молодым писателем заинтересовались Гумилев Лев Николаевич, Валерий Яковлевич Брюсов и Волошин. Знакомство с ними открывает для нее новый литературный мир символистов, состоящий из множества кругов, в которых Цветаева так и не оказалась. Ее стиль был настолько самобытен и свободен от посторонних влияний, что не укладывался ни в одну эстетическую концепцию.
Поэтический мир Марины Цветаевой основан на ее жизненных принципах, которые она сама бережно сохранила для потомков в своих заметках:
Единственный ориентир: собственное ухо и, если уж надо, литературная теория Саводника: драма, трагедия, поэма, сатира.
Единственный учитель: собственная работа.
И единственный судья: будущее.
В 1925 году семья Цветаевых-Эфронов уже с сыном Георгием переехала в Париж. Столица русского зарубежья встретила их, на первый взгляд, радушно. Вечер поэзии Цветаевой прошел с успехом, ее стихи были опубликованы. В 1928 году в Париже вышла книга «После России» — последний сборник поэта, изданный при жизни.
Но различия между самостоятельной Мариной Цветаевой и русской интеллигенцией старой закалки становились все более и более очевидными. Ее нравы слишком отличались от привычек правивших здесь господ: Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, Владислава Ходасевича и Ивана Бунина.
Цветаева перебивалась разными работами: читала лекции, писала статьи, делала переводы. Положение усугублялось тем, что эмигранты, в большинстве своем не принявшие революцию, косо смотрели на Сергея Эфрона. Он стал открытым сторонником большевизма, вступил в ряды «Союза возвращения на родину».
Эфрон уверял, что попал в лагерь белых практически случайно. В 1932 году он подал заявление на получение советского паспорта и был завербован НКВД.
Ариадна Эфрон первой поехала в Москву в марте 1937 года. Она была выпускницей Высшей школы Лувра, искусствоведом и книжным графиком, устроилась работать в советский журнал, издававшийся на французском языке. Она много писала и переводила.
Осенью 1937 года, после участия в ликвидации перебежавшего советского агента, Эфрон бежал в Москву. Он поселился на даче в Болшево, и жизнь вроде бы наладилась.
Марина Цветаева не разделяла энтузиазма и надежды своей семьи на счастливое будущее в Советском Союзе. И все же в июне 1939 года она прибыла в СССР. Через 2 месяца арестовали Ариадну, а еще через полтора — Сергея Эфрона.
Для Марины и четырнадцатилетнего Джорджа – дома Мура – начались испытания. Жили то ли у родственников в Москве, то ли на даче Дома творчества писателей в Голицыне. Они пытались назначить свидание родственникам или хотя бы что-то узнать о них.
С большим трудом и не сразу имея возможность снять комнату, где Цветаева продолжала работать. Она зарабатывала на жизнь переводами. В 1940 году критик Зелинский опубликовал рецензию, назвав книгу Цветаевой, которую предполагалось издать, страшным словом «формализм». Для поэта это означало закрытие всех дверей.
8 августа 1941 года, в разгар наступления фашистов на Москву, Цветаева с сыном уехала с группой писателей в эвакуацию в поволжский город Елабугу. На речной вокзал к ним приехали Борис Пастернак и молодой поэт Виктор Боков.
«Она совсем сошла с ума, совсем потеряла волю; она была несчастьем», — позже написала Мур в письме о последних днях своей матери. 31 августа Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. В своих предсмертных записках она просила позаботиться о сыне. Георгий Эфрон погиб на фронте в 1944 году.
Его отец был расстрелян в октябре 1941 года, а в 1956 году посмертно реабилитирован. Ариадна Эфрон была реабилитирована в 1955 году. Вернувшись из ссылки, она занималась переводами, готовила к печати произведения Марины Цветаевой и писала о ней воспоминания.
В качестве бреда
Другая версия даже не может называться версией. Потому что это воспринимается как ерунда. Но раз оно есть, от него не убежишь. Всегда находились люди, готовые тем или иным образом сорвать славу с великих, прикоснуться к «жареному». Даже если его не существует. Самое главное — четко это выразить.
Так что, по этой версии, причина смерти Цветаевой вовсе не психологические проблемы, не бытовая неустроенность поэтессы, а ее отношение к сыну — как Федра — к Ипполиту.
Один из тех, кто долго объяснял и придерживался этого, — Борис Парамонов, писатель, публицист, автор «Радио Свобода».
Он «анализирует» стихи поэта под теми или иными своими взглядами, с высоты своего мировоззрения и ищет в них то, чего другие читатели и исследователи не могут найти при всем желании.
Творчество
Первые стихи
В 1906 году Марина Цветаева написала страстное обращение к поколению отцов с просьбой не мешать молодым жить так, как они хотят («Не смейтесь над молодым поколением!»). В том же году была написана возвышенная поэма «Маме», написанная в той же классической манере. До 1910 года большинство ее стихов посвящено детским воспоминаниям и впечатлениям.
Начинающая Цветаева сочиняет просто и лаконично, не экспериментируя с размером и ритмом стиха. Она лихорадочно ищет свой стиль, свой голос, пробует знакомые поэтические формулы.
Ее оригинальность начинается с того момента, когда она находит выход за установленные рамки поэзии и реализует собственный инновационный потенциал.
Сборники и циклы
- Первый сборник — «Вечерний альбом» (1910). В том же 1910 году вышла статья «Волшебство в стихотворении Брюсова;
- «Волшебный фонарь» опубликован в 1912 году;
- Через год публика могла рассмотреть ее новый сборник «Из двух книг».
До 21 года автор делает перерыв и больше не выпускает сборники. Также Цветаева имеет публикации в таких журналах, как: «Северные записки», «Альманах муз», «Салон поэтов».
Находясь в Чехии, он пишет свои знаменитые стихи «Поэма горы» и «Поэма конца». Сборник «Стихотворения юности» выходит постепенно, в течение двух лет с 1913 по 1915 год. В 1921 году в частном издании «Костры» вышел сборник «Версты I». В него вошли 5 стихотворений, написанных в возрасте от 17 до 20 лет. Также опубликованы произведения: «Царёмфруэн», «На красном коне». Коллекция «Психея» находится в разработке. Готовится цикл «Стихи о Москве».
Последний сборник автора вышел в 1928 году во Франции, в Париже. У него характерное название — «После России». Там были опубликованы все стихи, написанные между 1922 и 1925 годами. Поэтический цикл «Маяковский» выходит 30 числа Автор был слишком потрясен самоубийством поэта. Цветаева также работает над созданием цикла «Подружка», посвященного любимой женщине Софье Парнок.
Параллельно публикуется авторская проза. Произведения вызывают восторг зарубежной публики. Далее публикуются: «Живое о живом» (1933), «Дом в Старом Пимене», «Плененный дух» публикуется в 1934 г., «Мать и музыка» (1935 г.), далее публикуется повесть «Неземной ветер» год, «Мой Пушкин» публикуется в 1937 году, позже публикуется «Сказка о Сонечке».
Самым известным циклом стихов Цветаевой являются стихи, посвященные поэту А. Блоку. Вот подробный разбор одного из них, под названием «Ваше имя».
Интересные факты
- Поэтесса родилась в главный христианский праздник – день апостола Иоанна Богослова. Она писала об этом не раз .
- Пастернак помог Цветаевой собрать чемоданы для эвакуации. Он в шутку сказал, что веревка, которой он привязал чемодан, была отличной «хоть повесить». Через несколько дней на этой веревке повесилась поэтесса.
- Точное место захоронения остается неизвестным.
- Несмотря на запрет на погребение самоубийц, в 1991 году Патриарх Алексий II разрешил проведение обряда.
Также посмотрите предложенное видео, которое поможет вам вспомнить самые важные моменты из биографии Марины Цветаевой и получить информацию об основных образах ее произведений.
Отношения с властью
Изначально Марина Цветаева не приняла Октябрьскую революцию, как и ее муж. Когда к власти пришли большевики, она увидела большую трагедию и конец родной России. Но в самой эмиграции она постепенно отдаляется от белого движения, и ее отношение к советской власти становится все более неоднозначным.
Цветаева никогда не принимала «красную» идеологию, но видела в новом государстве творческий вызов для молодежи, способной покорить высоты, недоступные «побежденному» поколению.
Понятно, что непримиримый конфликт с властями только усугубляется семейной трагедией поэтессы, убийством мужа и заточением дочери.