- Краткая биография — Бажов Павел
- Личная жизнь писателя
- Смерть и наследие
- Военная история Урала и местный фольклор
- Последние годы жизни
- Начало творческого пути
- Детство
- Биография Бажова Павла по годам
- Великая Отечественная
- Полная биография — Бажов Павел
- Образование и воспитание
- Творчество П. П. Бажова
- Преподавательская деятельность
- Участие в политических событиях
- Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества П. П. Бажова»
Краткая биография — Бажов Павел
Вариант 1
Павел Петрович Бажов — писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских рассказов. Родился 27 января 1879 года под Екатеринбургом на Урале в семье горного мастера, был единственным ребенком в семье. Детские годы прошли среди уральских мастеров.
Первое образование получил в Екатеринбургском духовном училище, в 1899 году с отличием окончил Пермскую духовную семинарию. Трудовую деятельность начал учителем начальных классов, затем работал учителем русского языка в Екатеринбурге. Около 15 лет редактировал местную газету, занимался журналистикой, писал фельетоны, рассказы, очерки, заметки в журналы.
Собирал фольклор, интересовался историей Урала. Писательская деятельность Бажова началась в 57 лет с создания особого жанра — уральского рассказа, прославившего автора. Первая сказка «Дорогое имя» появилась в 1936 году.
Бажов объединил свои произведения в сборник рассказов древнего Урала — «Малахитовая шкатулка». В «Малахитовой шкатулке» множество мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-Мастер, Бабушка Синюшка, Огненный Прыгун и другие.
В 1943 году благодаря этой книге он получил Сталинскую премию. А в 1944 году за плодотворную работу награжден орденом Ленина. Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых ставились балеты, оперы, спектакли, снимались фильмы и мультфильмы. Жизнь автора оборвалась 3 декабря 1950 года.
Вариант 2
Кто из нас не читал легенд о несметных богатствах, спрятанных в Уральских горах, о русских мастерах и их мастерстве. И все эти замечательные творения были обработаны и изданы отдельными книгами Павлом Петровичем Бажовым.
Автор родился в 1879 году в семье горного мастера на Урале. В раннем детстве мальчик интересовался людьми своей родины, а также местным фольклором. Отучившись в школе при учреждении, Павел поступает в духовное училище в Екатеринбурге, а затем продолжает обучение в духовной семинарии.
Бажов в 1889 году начал работать учителем, обучая детей русскому языку и литературе. В свободное время он ездил по близлежащим деревням и заводам, расспрашивая старожилов о необычных историях и легендах. Всю информацию он тщательно записывал в тетради, большую часть которых собрал в 1917 году.
Именно тогда, после того как он перестал преподавать, он уехал защищать Родину от белогвардейских захватчиков. Когда гражданская война закончилась, Бажов перешел на работу в редакцию «Крестьянских вестников» в городе Свердловске, где с большим успехом публиковал очерки о жизни уральских рабочих и тяжелых временах гражданской войны.
В 1924 году Павел Петрович издает первую книгу собственного сочинения «Уралы были», а в 1939 году читатели знакомятся с еще одним сборником сказок «Малахитовая шкатулка». Именно за эту работу автору была присуждена Сталинская премия.
После этой книги были опубликованы «Любовница Кобберфьеллета», «Большая змея» и многие другие рассказы, в которых происходили необыкновенные события. Когда читаешь эти творения, замечаешь, что все действия происходят в одной семье и в определенном месте и времени. Оказывается, такие семейные истории существовали и раньше на Урале. Здесь героями стали самые обычные люди, сумевшие разглядеть в бездыханном камне его добрую сущность.
В 1946 году по его рассказам вышел фильм «Каменный цветок». В годы Великой Отечественной войны писатель заботился не только о своих коллегах, но и об эвакуированных творческих людях. Павел Александрович умер в 1950 году в Москве.
Вариант 3
Павел Петрович Бажов родился в 1879 году недалеко от города Екатеринбурга. Отец Павла был рабочим. В детстве Павел часто переезжал с семьей из-за командировок отца. Их семья была во многих городах, в том числе в Сысерти и Полевском.
В школу мальчик пошел в семь лет, был лучшим учеником в классе, после школы поступил в колледж, а затем в семинарию. Павел поступил на должность учителя русского языка в 1899 году. Летом путешествовал по Уральским горам. Жена автора была его ученицей, они познакомились, когда она училась в школе. У них было четверо детей.
Павел Петрович участвовал в российской общественной жизни. Он был в подполье. Павел работал над планом сопротивления во время падения советской власти. Он также был участником Октябрьской революции. Павел Петрович отстаивал идею равенства между людьми. Во время гражданской войны Павел работал журналистом и увлекался историей Урала. Павел Петрович даже попал в плен и заболел там. Несколько книг Бажова были посвящены революции и войне.
Первая книга была издана Бажовым в 1924 году. Главным произведением автора считается «Малахитовая шкатулка», вышедшая в свет в 1939 году. Эта книга представляет собой сборник сказок для детей о жизни на Урале. Она стала известна во всем мире. Павел Петрович получил награду и был награжден орденом. Произведения Бажова легли в основу мультфильмов, опер, спектаклей.
Помимо написания книг, Бажов любил фотографировать. Особенно он любил фотографировать жителей Урала в национальных костюмах.
Бажов отпраздновал свое семидесятилетие в Екатеринбургской филармонии. Поздравить его пришло много родственников и незнакомых людей. Павел Петрович был тронут и счастлив.
Писатель умер в 1950 году. Исходя из биографии Бажова, можно сказать, что писатель был настойчивым, целеустремленным и трудолюбивым человеком.
Личная жизнь писателя
Осознание целеустремленности в учебе и работе привело к тому, что писатель довольно поздно связал себя узами брака. Женился в 32 года на своей бывшей ученице Валентине Иваницкой.
Несмотря на большую разницу в возрасте (девушке на момент замужества было 19 лет), эти люди обожали друг друга. Нежную и трепетную любовь они пронесли до конца жизни.
в браке родилось 7 детей, хотя выжила из них только половина (Ольга, Елена, Ариадна и Алексей), еще трое умерли в младенчестве. Большой утратой стала внезапная смерть сына в достаточно молодом возрасте. На фабрике, где работал Алексей, случилась катастрофа, унесшая жизнь единственного наследника мужского пола. Вся семья была глубоко опечалена утратой.
Смерть и наследие
Николай Смородинцев не только приютил Павла, но и стал его другом, и эта дружба сохранилась на долгие годы, выдержала испытание временем. Павел Бажов также с теплотой вспоминал инспектора, следившего за жизнью мальчиков на съемных квартирах общежития (для нескольких детей комнаты снимались у одного хозяина).
Образование (оно длилось четыре года) давалось Павлу просто: он переходил из класса в класс по первому разряду. Талантливый рассказчик, которого с удовольствием слушали не только дети, но и взрослые, одним из первых заинтересовал Павла народным творчеством. Павел Бажов, отличник, после духовного училища поступил в семинарию.
Блестяще — он вошел в тройку лучших кандидатов — после окончания основного курса в семинарии двадцатилетний Павел смог претендовать на вакантное место в духовной академии (его ему дали).
У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Памятники Павлу Бажову установлены в Свердловске, Полевском и других городах. Слайд 5 После Февральской и Октябрьской революций Бажов перешел на работу в общественные организации. Детские годы в биографии Бажова прошли в маленьком городке – Полевском Свердловской области. Работа с письмами крестьянских читателей окончательно определила увлечение Бажова фольклором.
Военная история Урала и местный фольклор
С 1923 года Павел Бажов работал в Свердловске редактором «Крестьянской газеты». Он анализировал письма читателей, собирал материал для будущих произведений, писал очерки о старых заводах.
В 1924 году вышла книга Бажова под названием «Уралы были. Из прошлой жизни Сысертских заводов». В 1920-30-е годы в журналах печатались его очерки и рассказы о военной истории Урала.
Еще работая в школе, Павел Бажов на летних каникулах путешествовал по району и собирал местный фольклор. Особенно его интересовали легенды, рассказываемые рабочими уральских заводов. Бажов записывал афоризмы и небылицы — рассказы из жизни, изучал жизнь мастеров и историю горного дела на Урале.
Во время гражданской войны весь архив этих материалов был уничтожен. Многие детали для своих произведений автор восстановил по памяти.
В 1930-е годы Бажов снова начал собирать фольклор. На гастролях он подходил к «фабричным старожилам» — так прозаик называл людей, десятилетиями проработавших на заводах. Такая работа была тяжелой и опасной, горные мастера часто получали травмы, многие оставались инвалидами. Рабочих переводили на легкую работу: они служили сторожами, кладовщиками. Старики рассказывали истории, которые слышали от дедов и дополняли своими подробностями.
Конечно, наш народ крепкий. На первый взгляд, это может показаться вам сложным. Правда, пока наши люди не посмотрят на вас, они останутся нелюдимыми. Исторически так было. Жизнь была такой. Особые отношения.
Граница между Европой и Азией, между свободным человеком и тяжелым трудом. Но если тебя здесь любят, то знай — это навсегда Лев Кассиль. «Дорогое имя», из сборника «Мастер, Мудрец, Сказочник. Напоминает Павла Бажова»
Последние годы жизни
Сразу после окончания войны Бажов был избран народным депутатом. Жена писателя была расстроена, так как видела, что мужу уже трудно справляться с рядом вопросов: он уже не мог самостоятельно писать рукописи — у него серьезно ухудшилось зрение, врачи в то время диагностировали у него легкое рак.
Но Павел Петрович не чувствовал в себе моральных сил отказывать в просьбах, ходил со всеми, кто просил, договаривался, помогал.
Павел Бажов с дочерью Ариадной
Несмотря на то, что писателю становилось все хуже и хуже, он все-таки дал себя уговорить избраться на новый срок депутатом. Однажды прямо на заседании Верховного Совета в Москве Бажов заболел. Он был доставлен на скорой помощи в Кремлевскую больницу, где и скончался 3 декабря 1950 года.
Писателя привезли на родину, в Свердловск, для погребения. Несмотря на сильный декабрьский мороз, тысячи людей пришли проводить автора в последний путь. Автор «Малахитовой шкатулки» похоронен на Ивановском кладбище в Свердловске, на вершине холма.
Начало творческого пути
Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы гражданской войны. Именно тогда он начал работать журналистом, позже увлекся историей Урала. Однако более биография Павла Бажова известна как фольклориста.
Первая книга уральских очерков под названием «Уральские были» вышла в 1924 году. А первый рассказ о Павле Петровиче Бажове был опубликован в 1936 году («Девушка с Азовки»). В основном все рассказы, пересказанные и записанные автором, имели фольклорную основу.
Детство
Павел был единственным ребенком в семье. Отец, несмотря на алкоголь и злой язык, обожал сына, во всем ему потакал. Мать была еще более терпеливой и нежной. Так маленький Паша рос в окружении заботы и любви.
Долгими зимними вечерами семья Бажовых любила посидеть у печи и послушать бабушкины рассказы о том, как горняки встречали таинственных и чудесных помощников — золотую змею или горную матушку-хозяйку, которая иногда относилась к людям доброжелательно, а иногда была откровенно враждебна.
Биография Бажова Павла по годам
1879, 15 (27) января — родился на Сысертском заводе под Екатеринбургом в семье потомственных горных мастеров.
1889-1893 — учеба в Екатеринбургском духовном училище
1893-1899 гг. — учеба в Пермской духовной семинарии.
1899—1917 — работает учителем русского языка в Екатеринбурге и Камышлове.
1918, сентябрь — принят в ряды ВКП(б) «. Работал корреспондентом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь».
1920 г. — заведовал продовольственным отделом в должности специально уполномоченного уездного продовольственного комитета по распределению продовольствия; член Семипалатинского провинциального партийного комитета.
1923 г. — переехал из Камышлова в Екатеринбург. С тех пор П. П. Бажов стал постоянным жителем Екатеринбурга (с 1924 г. — Свердловска).
1923-1931 — Работает в Уральской областной «Крестьянской газете», позже переименованной в «Колхозный путь», секретарем редакции, а затем заведующим отделом крестьянских писем.
1924 г. — в издательстве «Уралкнига» вышла первая книга собственного сочинения «Уралы были» (отрывки были напечатаны в свердловском журнале «Товарищ Терентий» (№ 17-19 за 1924 г.), а позднее — в журнал «Уральский следопыт» (1935 год, № 2).
1926 г. — Свердловское издательство «Уралкнига» выпускает две книги П.П. Бажова. Книга «За советскую правду» была посвящена описанию боев и жизни сибирских партизанских отрядов, членом которых был и сам автор. Вторая книга «До расчета!» — Это живой рассказ о забастовках рабочих Сысертского завода в 1905 году.
1930 г. — Издается сборник сочинений «Пять шагов коллективизации».
1936 г. — в 11-м номере журнала «Красная новь» опубликован первый из уральских рассказов «Девушка Азовка».
1939 г. — объединил ранее изданные рассказы в книгу «Малакитткассе» (в 1-м издании «Малакитткассе» 14 рассказов, в последнем — около 40). Опубликован автобиографический рассказ «Зеленая кобылка».
1940 г. — возглавил Свердловскую писательскую организацию.
1943 — за книгу «Малахитовая шкатулка» удостоен Государственной премии СССР.
1944 г. — в связи с 65-летием и за заслуги перед советской литературой награжден орденом Ленина.
1946 г. — избран депутатом Верховного Совета.
1949 г. — опубликованы мемуары «Далеко — близко» (прошлое Екатеринбурга). Прижизненное юбилейное издание «Малахитовой шкатулки», включающее сорок три рассказа.
3 декабря 1950 г. — умер в Москве. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.
Великая Отечественная
В июне 1941 года Павлу Бажову было уже 62 года. На фронт он пойти не мог, поэтому уже в первый день войны явился в обком партии и попросил мобилизовать его на любую работу по месту жительства взамен ушедших в бой.
Павел Петрович был назначен руководителем областного издательства. С 1942 года он также руководил журналом «Уральский современник», а кроме того, избирался еще и парторгом.
Все писатели, эвакуированные в Свердловск, сначала отправились к Бажову. И всех встречал, старался помочь, искал жилье, теплую одежду, валенки, потому что многие приезжали летом, без всяких вещей — так как их застигла война.
Помимо финансовых вопросов, Павел Петрович старался изо всех сил, чтобы эвакуированные писатели не прекращали творить, продолжали создавать новые произведения даже в военное время. «В конце концов, то, что потеряно для литературы, потеряно для народа», — сказал он.
Павел Бажов. Источник изображения: www.bazhov.ru/
По воспоминаниям тех, кто жил и работал с ним в те годы, Павел Бажов невероятно похудел за годы войны, буквально блистал, но исправно исполнял обязанности, которые судьба возложила на плечи уже немолодого человека, и не Не жалуйся.
Наоборот, он был из тех, кто стойко и мужественно переносил все тяготы этих лет, ободрял всех, никогда ни на кого не сердился и вообще поражал окружающих терпением и спокойствием.
Помимо прочего, Павлу Петровичу удавалось вести переписку с фронтовиками. Многие писали ему и просили прислать новую книгу (в 1942 г вышла «Нёккельштейнен», а в 1943 г. «Повесть о немцах»). И автор прислал. Но вместе с книжечкой он всегда клал пачку и мешочек табака, выращенного им в саду за домом. Бажов любил садоводство и выращивал не только овощи, но и экзотические растения. Например, в его комнате возле пишущей машинки стоял горшочек с инжиром.
Полная биография — Бажов Павел
Большинству читателей Павел Петрович Бажов известен как автор и издатель знаменитых «Уральских рассказов», объединенных в сборник «Малахитовая шкатулка». На самом деле он написал несколько десятков произведений — два рассказа, сборники очерков, статьи и мемуары.
Первые годы жизни автора связаны с небольшим уральским шахтерским городком Сысерть, где он родился в семье мастера сварочно-пудингового цеха. Семья Бажовых (или, как писали в XIX веке, Бажевы) связана с историей промышленного освоения Урала. Несколько поколений предков автора работали на уральских заводах.
Когда мальчику исполнилось семь лет, его отдали в земскую трехлетнюю школу. Павел учился с удовольствием и окончил школу с отличием. Отличная учеба давала ему право продолжить образование, но не в гимназии, а в духовном училище, так как только туда принимали после трехлетней школы.
Десятилетний Павел уехал в Екатеринбург и поселился в доме уездного врача Н. Смородинцева, друга семьи. В 1893 году он окончил его с отличием и, решив продолжить образование, поступил в Пермскую духовную семинарию. Во время учебы Павел Бажов много читал, несколько лет даже заведовал публичной библиотекой.
По рекомендации Н. Смородинцева Бажов познакомился с известным историком А. Щаповым, жившим в Перми. Можно сказать, что общение со Щаповым стало для молодого человека «вторым университетом». Именно от Щапова Бажов увлекся историей и уральским фольклором.
В 1899 году Павел Бажов окончил семинарию третьим по баллам. Режиссер предложил ему поступить в Киевскую духовную академию «при полной поддержке властей». Но это предложение означало обязательное принятие духовного сана, так как после окончания учебы он должен был стать священником.
А Павел хотел поступить в университет, чтобы получить светское образование. По закону он мог стать студентом Дерптского, Варшавского или Томского университетов, но уже потерял право на «казенное содержание». Так как денег на учебу у Павла Бажова не было, он решает работать школьным учителем русского языка.
Первоначально его направили в деревню Шайдуриха, которая находится недалеко от города Невьянск. Там Бажову пришлось преподавать в местном духовном училище не только русский язык, но и закон Божий. Но через три месяца ему было приказано вернуться в Екатеринбург. По рекомендации Н. Смородинцева Бажов был назначен учителем русского языка в Екатеринбургское духовное училище.
Павел Петрович Бажов начал преподавать русский и церковнославянский языки, а также русскую литературу. Одновременно он работал и в городской епархиальной школе для девочек, где познакомился с докторанткой В. Иваницкой. После окончания курса Иваницкая становится женой Бажова. Скоро у них родятся две дочери.
В школе Павел Бажов впервые начал систематически собирать уральский фольклор. Каждое лето он выезжает в поездки по уральским деревням и промзонам, чтобы записать сказки, песни, обряды и сфотографировать жителей в народных костюмах.
Можно сказать, что Бажов одним из первых начал записывать рабочий фольклор. Именно из этих экспедиций он привез первые записи нарративов — сказочных повествований, существовавших в рабочей среде с середины 18 века. В них сочетались традиционные приключенческие сюжеты и отражение повседневной работы горняков, добывающих руду, каменщиков и оружейников.
Постепенно Павел Бажов становится самостоятельным среди рабочих. Выступает заступником в суде, помогает решать споры с начальством. В 1905 году Бажов участвовал в первомайских собраниях Мотовилихского закама, за что однажды даже попал в тюрьму, но вскоре был освобожден.
Когда началась Первая мировая война, Бажовы переехали в город Камышлов, к родителям его жены. Там рождается последний ребенок – сын Алексей. Жизнь снова налаживается: Павел Петрович Бажов начинает работать в местном духовном училище, печатается в городской газете. Тогда он впервые встретился с большевиками.
В апреле 1917 г он был избран депутатом местного Совета, а в сентябре 1918 г стал членом партии большевиков.
Когда началась гражданская война, Павел Бажов вступил в Красную Армию. Работает в редакции газеты «Окопная правда», служит секретарем посылки Уральского отдела. Во время боев за Пермь попадает в плен, но через пять дней бежит из тюрьмы в тайгу.
Под именем учителя Кирубаева, а затем страхового агента Бахеева он принимает активное участие в подпольной работе. После освобождения Перми от белых вернулся в Красную Армию, но уже через несколько месяцев тяжело заболел, и врачи демобилизовали его.
Сначала Бажов вернулся к семье в Камышлов, но духовное училище закрыли, и он перешел в редакцию городской газеты «Красный путь». В 1923 году он переехал в Екатеринбург и начал работать во вновь созданной газете «Уральский крестьянин», одновременно работая в уральских газетах «Советская власть», «Крестьянская газета», местных журналах «Рост» и «Штурм».
В это время начинается писательский путь Павла Петровича Бажова. В 1924 г вышла книга очерков «Уральские были», а затем «Пять шагов коллективизации». Один из очерков автор отправил в журнал «Наши достижения», который редактировал Максим Горький.
Рукопись Бажова была отправлена в Сорренто, а через несколько месяцев в Екатеринбург пришло письмо из Италии. Маститый писатель отмечал талант Бажова, умение передать рабочую речь. В то же время он посоветовал начинающему писателю оставить журналистику и заняться серьезной литературной деятельностью.
В это время Бажов уже был автором нескольких документальных книг об истории революции и гражданской войны — «Бойцы первого вызова», «На расчет», «Построение в походе». От очерков на актуальные темы он перешел к так называемой этнографической фантастике — произведениям, в которых описывал жизнь рабочих и каменщиков и горняков.
В очерках Павла Бажова впервые появляется образ рассказчика — уральского рабочего В. Хмелинина, известного под прозвищем Дедушка Слышко. Бажов построил стиль своих очерков на подражании прозе С. Максимова и рассказам Д. Мамина-Сибиряка.
В феврале 1936 года Павел Петрович Бажов стал студентом заочного отделения литературного института. Затем он публикует первые рассказы, записанные им в самом начале ХХ века, в журнале «Красная новь».
Публикация рассказов имела неожиданное продолжение. К Бажову обращается писатель В. Бирюков, составивший по просьбе Горького сборник уральского рабочего фольклора. В него вошло шесть рассказов, которые впоследствии легли в основу сборника «Малахитовая шкатулка» (1939).
Главная книга Павла Бажова, принесшая ему всемирную известность, вышла в свет, когда автору было уже 60 лет. Концепция книги складывалась постепенно. Изначально Бажов хотел построить книгу на основе классического типа альманаха, стилизованного под фольклор. Повествование должно было открыться рассказом «В гауптвахте на Дюмфьеллет», где герой-рассказчик представил историю своим слушателям. В очерке «Тяжелый Витушка» рассказ рассказчика закончился.
Но фольклорный материал, записанный Павлом Бажовым, такому плану не соответствовал: рассказы, записанные в разных местах и в разное время, не могли быть услышаны из уст одного человека. Затем Бажов резко изменил первоначальный план. Он отказался публиковать оригинальные тексты и заменил их своими стилизациями, более или менее соответствующими оригиналам.
В дальнейшем Павел Петрович Бажов дополнял книгу новыми рассказами, особенно активно работа велась в годы ВОВ, затем «Замковый камень» (1942 г.), «Живинка в деле» (1943 г.), «Сказки немцев» (1943 г.), Рассказы оружейников (1944). Ежедневному напряженному труду рабочих посвящены появившиеся в послевоенные годы рассказы «Аметистовый футляр», «Не та цапля», «Живой свет» (1949).
«Малахитовая шкатулка» сразу же вызвала шквал восторженных отзывов. Критика почти единогласно отмечала, что никогда прежде ни в стихах, ни в прозе не удавалось так глубоко прославить труд горняка, каменотеса, литейщика, так глубоко раскрыть творческую сущность профессионального мастерства.
Особо подчеркивалось органичное сочетание самой причудливой фантастики и подлинной правды истории, правды персонажей.
Всеобщее восхищение вызывал язык книги, соединивший в себе сокровища не только фольклора, но и живой, бытовой речи уральских рабочих, смелого, оригинального словотворчества, обладавшего огромной изобразительной силой. Но вскоре выяснилось, что многие читатели и критики по-разному понимают суть этой книги.
Вскоре в оценке «Малахитовой шкатулки» сложились две тенденции: одни считали ее замечательным образцом фольклора, другие — замечательным литературным произведением.
Споры носили отнюдь не абстрактный характер: ведь существовала давняя традиция литературной обработки, «вольного перепева» произведений устной народной поэзии. Например, вспомним «Аленький цветочек» С. Аксакова.
Конечно, Бажов не шел на такие честные эксперименты, как Д. Бедный, пытавшийся пересказать эпические произведения фольклора в поэтической форме. Неоднозначное отношение автора к изменениям проявилось в его собственной позиции. Одно время он утверждал, что обрабатывает народные сказки, в другое время говорил, что просто собирает фольклор.
Двойственное положение Бажова объяснялось тем, что в свое время в советском фольклоре были утеряны критерии четкого отграничения фольклорных произведений от литературных. Были стилизации под фольклор: так. Вместо былин М. Кривополенова создала «новости» о Ленине и Сталине.
В середине 1930-х самого Павла Бажова, как и многих других, обвинили в героизации и покровительстве врагов народа, исключили из партии и лишили работы. В такой среде признание авторства может стать опасным для произведения. В отличие от многих современников, Бажову повезло: вскоре обвинения были сняты, и он был восстановлен в партии.
В настоящее время фольклористы убедительно доказали, что «Малахитовая шкатулка», написанная на основе уральского фольклора, все же является самостоятельным литературным произведением. В авторском архиве имеются рукописи, с помощью которых можно восстановить процесс авторской работы над композицией произведения, образом, словом.
Павел Петрович Бажов свободно сочетал произведения разных жанров фольклора. Например, в повести «Невеста Полоза» он соединил эпизод башкирского эпоса «Алып-манаш» (даже сохранив имя главного героя — Алып) с топонимической легендой, записанной на озере Тургояк, близ Челябинска. Похожим образом составлена сказка «Серебряное копытце», где автор использовал сказку о волшебном олене — золотом роге и сказку о кладе.
Особый цикл составляют истории, объединенные образами обычных героев — хозяйки медной горы, барина Данилы и его возлюбленной. В них Бажов Урал соединил топонимические легенды, травинки и рассказы, записанные им от старых тружеников. В результате сложился уникальный цикл рассказов о верности и любви, истинной цене и предназначении таланта.
В первом издании «Малахитовой шкатулки» было 14 сказок, в последнем издании около 40. Они очень разные по содержанию, и есть циклы сказок о мастерах — настоящих художниках своего дела. Работа воспринимается автором как искусство, творческий процесс (вспомните рассказы «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрустальная ветвь»).
Любопытны рассказы о «тайной силе», фантастических существах («Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец»). К ним присоединяются рассказы о кладоискателях и сокровищах, спрятанных в недрах горы. Некоторые произведения содержат ярко выраженную оценку автора, носят сатирический и обличительный характер.
Нарративы, образующие «малахитовую шкатулку», различны в художественном отношении: нарративы о современности и «ленинские нарративы» носят явно апологетический характер. В итоге были просто творческие ошибки («Чайка пыльца-гора»).
По рассказам Павла Петровича Бажова, фильму «Каменный цветок» (1946), опере К. Молчанова «Сказка о каменном цветке» (пост. 1950), балету С. Прокофьева «Сказка о каменном цветке» (постановка 1954 г.), симфоническая поэма А. Муравьева «Гора Азовская» (1949 г).
Читайте также: Иван Крылов – биография, книги, отзывы, цитаты
Образование и воспитание
Мальчик рос смышленым и любознательным мальчиком. Он легко и непринужденно окончил четырехлетнюю начальную школу, которая находилась в его городе. Так получилось, что томик стихов Пушкина, случайно попавший в руки мальчика, был выучен наизусть.
Автор вспоминал, что библиотекарь, подаривший ему книгу, в шутку потребовал, чтобы мальчик выучил том наизусть. Исполняющий ребенок не принял шутливого тона и выучил все, как было приказано.
Этот факт встревожил его учителя. Пообщавшись с родителями мальчика, он уговорил их отдать сына на дополнительное образование, видя в ученике огромный потенциал. Узнав о плачевном состоянии семьи, он взял все в свои руки. Учитель отвез Павла в Екатеринбург и познакомил со своим другом, который работает ветеринаром.
Звали этого человека Николай Смородинцев. Именно он в последующие годы курировал воспитание юноши, а впоследствии стал настоящим другом. Именно этому человеку Бажов был обязан шансом продолжить учебу.
Творчество П. П. Бажова
В 20-х годах прошлого XIX века произошел переезд из Камышлова, где до этого времени жила семья Бажовых, в Екатеринбург. В большом городе Бажов работал в местных печатных изданиях. Через 4 года Бажов издал свой первый сборник, он оказался очень популярен среди читателей. Книга называлась «Уралы были».
Над этими историями я работал в свободное от основной работы время. Творческая деятельность не была для автора в тягость, она всегда делалась с удовольствием. Власти, отметив успехи Бажова, заказали следующие литературные произведения. Из-под авторского пера Павла Петровича вышли такие рассказы, как: «На расчет»; «За советскую правду»; «Бойцы первого захода» и другие.
В 1930-е годы чистка во власти шла полным ходом, и автора не избежала та же участь. В 1937 году писателя обвинили в лояльности Троцкому, лишили партбилета и работы.
Вне работы Бажов стал писать сказки, вспоминая рассказы своего деда Солнышка и находя в этом утешение. К этому времени дети выросли и помогали семье держаться на плаву. Все работали и имели стабильный доход.
В 1937 году вышла первая приключенческая книга Бажова «Малахитовая шкатулка».
Успех этих рассказов был фееричен, сборник тут же был сметен с полок букинистических магазинов.
Возникшее в результате волнение по поводу этой книги буквально возродило дух автора. Рассказы, которые Бажов собирал на Урале и потом публиковал, были близки местному населению.
После начала войны автор работал над изданием альманахов. Это делалось для поднятия боевого духа людей, служивших на передовой. Правда, это длилось недолго, у автора стало резко снижаться зрение. После этого Бажов занялся чтением лекций, а затем возглавил писательскую организацию города Свердловска.
Преподавательская деятельность
После попытки поступить в светский вуз ему это не удалось. Это побудило Павла начать преподавать. Фактором, повлиявшим на это решение, стала мать, потерявшая зрение и оставшаяся одна после смерти отца. Ей нужна была помощь, в том числе финансовая.
Павел Бажов (на фото слева) с другими педагогами
Сначала юноша взялся за руководство. Его доход также был получен от написания статей для газет. Затем этот человек проработал учителем в общей сложности около 20 лет. Путь учителя родного языка начался в селе Шайдуриха, которое располагалось недалеко от города Невьянска.
Затем он работал в Камышловском духовном училище, а позже учился в Епархиальном учебном заведении для девочек, расположенном в Екатеринбурге. Так как учитель был внимательным и добрым, это способствовало обожанию его учеников. Уроки Павла Петровича были самым любимым предметом среди учеников.
В это время Бажов не переставал собирать уральские обороты речи, цитаты, загадки, фольклор и сказки. Отправляя студентов на летние каникулы, им ставили задачу выучить и записать все, что с этим связано. Вся информация тщательно записывалась учителем.
Затем, став одним из самых известных фольклористов своего времени, он неплохо потрудился на этом поприще, самостоятельно отыскивая интересные слова, поговорки и поговорки. Собранные и использованные в произведениях диалектические выражения можно найти только в современных словарях.
Участие в политических событиях
Бажов, биография которого тесно связана с литературой, принимал активное участие в политических событиях. Поэтому Октябрьскую революцию он принял с большим энтузиазмом, так как считал, что она обеспечит счастливое будущее, где не будет социального неравенства.
До 1917 года известный писатель был членом социалистической партии, а затем, во время Гражданской войны, воевал на стороне красных, где организовал подполье. Одно время он также занимал должность руководителя профессионального агентства. Павел Бажов также работал в редакции, где издавалась газета. Писатель Бажов призывал к борьбе с неграмотностью и даже организовывал для этого школы. А в 1918 году вступил в коммунистическую партию.
Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества П. П. Бажова»
1879 г., 27 января. В селе Сысертский Завод в семье простого рабочего родился мальчик Павел.
1886 год. Мальчик поступает в земское мужское училище.
1890 г. Семья Павла переезжает на Полевский завод. Мальчик поступает в духовное училище в Екатеринбурге.
1895 г. Молодой Бажов отправляется в Пермь и продолжает свое духовное образование в семинарии.
1899 г. Павел становится учителем в сельской школе, а затем преподает русский язык в семинарии.
1905. Будущий писатель участвует в революционных Первомаях.
1907. Бажов оказывается в Екатеринбурге и преподает в женском училище.
1911. Павел Петрович женится на своей ученице Валентине Иваницкой. В браке у них семеро детей.
1914. Бажовы переезжают в Камышлов.
1917 год. Будущий сказочник становится членом совета, а затем добровольцем в Красную Армию.
1923. Начало литературного пути автора. Он становится редактором Bondeavisen в Свердловске.
1924 г. Издается первая книга автора «Уралы были» о военной истории Урала.
1930-1938 гг. Начинающий писатель увлекается уральским фольклором и проводит время в поездках и сборе материала для будущих книг.
1939. Печатается главная книга Бажова — сборник рассказов «Малахитовая шкатулка». В том же году он стал членом Авторского Союза.
1943. Автор получает Сталинскую премию второй степени за сборник рассказов.
1949. Издается последняя прижизненная книга автора, рассказы об истории Свердловска «Далеко-близко».
1950. 13 декабря. Бажов умирает в Москве от рака легких. Похоронен на Ивановском кладбище в Свердловске.
1967. Основан музей Павла Бажова в Свердловске.