Женские образы в романе “Преступление и наказание” – сочинение по теме

Аргументы
Содержание
  1. Соня Мармеладова – главная героиня
  2. Смирись, гордый человек (эссе по роману «Преступление и наказание»)
  3. Соня Мармеладова
  4. Как может быть объяснено поведение Сони?
  5. Сочинение-рассуждение Женские характеры в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
  6. Сочетание низкого пути и христианской веры
  7. «Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  8. Опыты над писателем М.М. Бахтин. «Проблемы поэтики Достоевского»
  9. Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»
  10. Катерина Иванова
  11. Женские образы в «Преступлении и наказании»
  12. Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым»?
  13. Неискоренимость самоуважения Катерины Ивановны
  14. Как закончилась ее жизнь
  15. Женские образы в романе «Преступление и наказание»: старуха-процентщица
  16. Лизавета Ивановна

Соня Мармеладова – главная героиня

Одним из главных женских образов в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Девушка была дочерью чиновника, который спился и впоследствии уже не мог содержать свою семью. Из-за постоянного злоупотребления алкоголем его увольняют с работы. Помимо родной дочери, у него есть вторая жена и трое детей.

Мачеха не сердилась, но бедность действовала на нее угнетающе, и она иногда винила в своих бедах падчерицу.

Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание» глубоко трагичны. Судьба Сони не менее драматична, чем путь Раскольникова, хотя они и антиподы. Мачеха толкает Соню на постыдный поступок, чтобы прокормить детей. У Сони было только одно преимущество — красивый внешний вид. Она необразованна, у нее нет талантов. Сначала Соня старается работать честно, но потом ее увольняют и оставляют без зарплаты.

Смирись, гордый человек (эссе по роману «Преступление и наказание»)

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) был не только величайшим писателем, но и человеком непомерной гордыни. Автор всегда отстаивал свои убеждения, не терпел подавления свободы и воли. Вероятно, всю свою жизнь автор посвятил поискам вечной истины, которая сделала бы душу человеческую нетленной и дала бы ей духовную независимость.

Достоевский считал этой вечной истиной самого Бога, и поэтому Федор Михайлович вкладывал во многие свои произведения мысль о том, что отречение от веры приведет человечество к неминуемой гибели.

Это убеждение нашло отражение в романе «Преступление и наказание», повествующем об одном из семи смертных грехов — гордыне. Именно всепоглощающая гордость губит главного героя романа Родиона Романовича Раскольникова.

Чувство полного превосходства своей личности над другими отдалило Родиона от веры в Бога. Гордыня, переросшая в гордыню, лишила его человечности, стала источником мучений. Трудно понять личность героя и мотивы его поступков. Да, он беден. У него нет средств, чтобы заплатить за комнату. Возможно, его угнетает положение матери и сестры.

Нет, не эти проблемы сделали его высокомерным. Самый ход жизни смиряет его, и уязвленная гордость ищет себе места: «Она тварь дрожащая или она права». Но гордый человек не назовет себя «тварью». Именно человек, которому не хватает самоутверждения, чье стремление к нему становится навязчивой идеей, хочет украсить себя этим качеством.

Поэтому Раскольников увлекается теорией «сверхчеловека». В то же время его гордость росла, а мысли превращались в действия. Он решает убить старого ростовщика. Он все-таки «сверхчеловек», ему решать, кто достоин жизни. Алена Ивановна, по его мнению, «тварь дрожащая», угнетающая своим существованием других людей. Ее смерть принесет «пользу» обществу.

Родион убит. Но что принесло ему это убийство? Удовлетворение гордыни? Нет. Он не стал Наполеоном. Неудача замысла не привела героя к раскаянию. Он просто понял, что теория ошибочна.

Поскольку он не может покаяться, он должен смириться и признать, что «сверхчеловека» нет, есть Бог. Это способ избавиться от гордыни.

Соня Мармеладова

Ей по праву принадлежит вторая по значимости роль в романе. Именно Соня позволяет Родиону встать на путь истинный, соединить мысль о покаянии в душе преступника. Эта бедная девушка остается сильной духом несмотря ни на что, не сдается до конца и верит в Бога и силу искупления.

Чтобы прокормить себя, мачеху и братьев, ей приходится выходить на панно, но это не снижает ее имиджа в глазах читателя, а, наоборот, повышает его. Соня самоотверженна, но всегда честна с собой. Она уступчива, но тверда в своих убеждениях и взглядах на жизнь.

Он выражает смирение и страдание, честность и жертвенность. «Я не кланялся тебе, я кланялся всем человеческим страданиям», — заявляет герой, падая к ногам Сони. Достоевский показывает Сонечку Мармеладову как спасение души Родиона Раскольникова.

Как может быть объяснено поведение Сони?

Придавая героине красивый внешний вид, Ф. М. Достоевский подчеркивает чистоту ее внутреннего мира. Ее лицо выглядит почти детским, голубые глаза привлекают внимание. При знакомстве с этим персонажем у читателя может возникнуть ряд вопросов.

Можно ли пройти по краю пропасти, как она? И может ли человек в здравом уме так думать? Можно ли постоянно затыкать уши, когда указывают на твою позицию? На что Соня может надеяться? Все это похоже на признаки человека, который сошёл с ума.

И Раскольников решает остановиться на этой мысли. Это объяснение ему нравится больше, чем любое другое. Если бы главный герой не увидел в Соне такую ​​сумасшедшую женщину, возможно, он бы и не рассказал ей о своей тайне.

Сначала он лишь цинично оспаривал ее покорность, говоря, что убивал только ради себя. Соня не отвечает на его слова, пока Раскольников прямо не задает ей вопрос: «Что мне делать?».

Сочинение-рассуждение Женские характеры в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» считается первым русским детективом. В нем присутствует все: и мотив, и убийство, и расследование. Но, пожалуй, самым главным и принципиальным отличием этого произведения от других является его психология.

Внимание читателей направлено на внутренний мир главного героя – Родиона Раскольникова. Всему этому способствует как общая бытовая атмосфера романа, так и выстроенные Достоевским образы героев.

В романе нет однозначно положительных или отрицательных персонажей, все они неоднозначны.

Это мы можем проследить, например, в женских образах. Центральным и самым значительным образом женщины в романе является, конечно же, образ Сони Мармеладовой. Главная черта – «ненасытное сострадание», способность к искреннему самопожертвованию, сострадание к чужой беде, любовь к людям.

История ее жизни и тот факт, что ей пришлось ехать по желтому билету, говорит нам о том, что перед нами девушка доведена до такой степени отчаяния и безысходности, что самоубийство кажется непозволительной роскошью. После встречи с Раскольниковым главным девизом ее жизни становится: «Я пойду за тобой, я пойду везде» — что говорит о глубокой преданности и верности Сони.

Контраст в ее образе остается интересным: она очернила свое тело, но сумела сохранить чистую душу. Соню Мармеладову действительно можно признать чистейшим персонажем, транслирующим правду.

Стоит отметить ее роль в воскрешении Родиона: именно благодаря ей и ее вере в Бога воцаряется справедливость. Евангелия, данные Лизаветой, являются основой ее жизни, ее дорогой веры. «Окурок давно потух в кривом подсвечнике и слабо освещает в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, которые странным образом сошлись и читали вечную книгу».

Соня Мармеладова, являющаяся одним из самых ярких образов «униженных и обиженных», не теряет веры, доверия в возможность спасения, и именно в этом раскрывается сила героини.

Еще одна важная женская фигура в романе — сестра Раскольникова Дуня. В нем мы также видим пример самопожертвования ради близких. Дуня выйдет замуж за чужого, недостойного человека, чтобы ее брат Родион Раскольников не скатился в нищенское существование. Ее образ очень тесно переплетается с образом матери Раскольникова Пульхерии Александровны.

Обе героини безмерно любят Родиона и готовы ради него на все, так как он единственный мужчина в их жизни. Об этом мы можем судить по письму, полученному Раскольниковым в самом начале романа: «Ты знаешь, как сильно я тебя люблю; ты одна у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся наша надежда, наша надежда. Мотив самопожертвования со стороны сестры и матери звучит в романе наряду с подвигом Сони Мармеладовой, раскрывает силу характеров этих женщин.

Таким образом, женские персонажи играют очень важную роль в психологическом романе, так как способствуют формированию внутреннего состояния героя, во многом являются причинами, побуждающими главного героя к определенным действиям.

Сочетание низкого пути и христианской веры

Роль женских персонажей в «Преступлении и наказании», особенно Сонечки, нельзя недооценивать. Ведь главная героиня постепенно начинает перенимать образ мышления Сони, понимать, что на самом деле она не проститутка – она не тратит заработанные постыдным образом деньги на себя. Соня искренне верит, что пока от ее доходов зависит жизнь ее семьи, Господь не допустит ее болезни или помешательства.

Парадоксальным образом Ф. М. Достоевский сумел показать, как сочетается в нем христианская вера с совершенно неприемлемым, ужасным образом жизни. И вера Сони Мармеладовой глубока, и не представляет, как многие, только формальную религиозность.

Школьное домашнее задание по литературе может звучать так: «Проанализируйте женские образы романа «Преступление и наказание». При составлении сведений о Соне необходимо сказать, что она является заложницей тех обстоятельств, в которые ее поставила жизнь. Она у нее не было выбора.

Она может оставаться голодной, пока наблюдает, как ее семья страдает от голода, или она может начать торговать собственным телом.Конечно, ее поступок был предосудительным, но ничего другого она сделать не могла.Глядя на Соню с другой стороны, можно увидеть героиню, которая готова пожертвовать собой ради своих близких.

«Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

И читатели, и критики по-разному отнеслись к творчеству Ф. Достоевского. Многие считают автора самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересен не только тем, что в нем отражены сложнейшие проблемы России второй половины XIX века, но и тем, что автор ставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, благо и зло, вера и неверие.

Цель:

  • через символику показать сложность и глубину романа,
  • раскрыть роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
  • показать роль библейских мотивов через символизм в романе «Преступление и наказание”.

Задания:

  • исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философской концепции романа;
  • классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
  • отношения между цифровой ассоциацией и линейным пространством, изображенным в романе.

Вступление.

Л. Толстой отмечал, что автор придает большое значение «бесконечно малым моментам текста». Художественный текст романа фактически говорит языком деталей. Правильно и точно найденная деталь привлекает внимание читателя, является способом проникновения в линейное пространство текста и часто становится ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли автора.

В литературе художественная деталь становится символом тогда, когда, сохраняя свое прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, т е становится знаком, несущим в себе аллегорическое значение. Живописные символы являются центральными вершинами, вокруг которых сосредоточено действие романа «Преступление и наказание».

Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче — воскрешению Раскольникова, освобождению «сверхчеловека» от преступной теории и приобщению его к миру людей.

Важнейшими образами-символами произведения, сразу возникающими в памяти, чаще всего называются следующие: имя главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», который повторяется в романе 760 раз.

Это также числовая символика. Что-то не случайное. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая легла в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Есть такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды его отец сказал Пифагору, что он может просить о чем угодно, кроме бессмертия.

Пифагор велел ему хранить память обо всех жизнях, которые ему пришлось прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но со всех взял клятву, что будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, утверждающих, что число играет решающую роль в жизни человека.

«В девять часов вечера Соня выложила перед Катериной Ивановной тридцать рублей, тем самым пожертвовав собой ради спасения голодающих детей.»

«Последние тридцать копеек достала Соня Мармеладова с похмелья, и он не мог не чувствовать себя Иудой в эту позорную для него минуту».

«Марфа Петровна купила Свидригайлова в долг за тридцать тысяч, а он ее предал».

Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 сребреников. И все упоминания в тексте связаны с предательством.

Символика числа 7.

Число 7 также является наиболее устойчивым и часто повторяется в романе. В романе 7 частей. Богословы называют число 7 поистине священным числом, поскольку число 7 представляет собой сочетание числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святую Троицу), и числа 4, числа мироустройства. Поэтому число 7 является символом «союза» между Богом и человеком.

В тексте находим

  • Роковое время для Раскольникова — 19 часов.
  • Число 7 буквально не дает покоя Раскольникову. Число 7 – это союз Бога и людей.
  • «. он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, сестры старухи, не будет дома…»
  • Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет тяжелого труда.
  • Сон Раскольникова, когда он представляет себя 7-летним мальчиком.
  • «У них оставалось еще 7 лет. Семь лет, всего семь лет! В начале своего счастья они оба были готовы увидеть эти 7 лет как 7 дней».

Достоевский посылает Раскольникова убивать ровно в 7 часов, потому что он хочет разорвать этот союз.

В эпилоге вновь появляется число, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти это поистине священное число. Число 7 в конце романа уже не символ смерти, а спасительное число.

Символика числа 4.

Примечание в тексте:

  • Квартира потерпевшего находится на четвертом этаже.
  • Раскольников прячет деньги старухи во дворе, где строится четырехэтажный дом.
  • Комната Мармеладова находится на четвертом этаже.
  • Комната полиции находится на четвертом этаже.
  • Чтение притчи о Лазаре происходит через 4 дня после преступления, то есть через четыре дня после моральной смерти Раскольникова.
  • Слова Сони: «Стой на перекрестке, поклонись всему миру на все четыре стороны”.

В мироустройстве фундаментальное значение имеет число 4: четыре времени года, четыре евангелия, четыре стороны света, четыре стадии человеческой жизни.

Чтение о Лазаре происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е через четыре дня после его моральной смерти. Причем этот сюжет находится в части 4, главе 4. Связь Раскольникова и Лазаря не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно он просит Соню еще раз прочитать именно эту притчу.

Комнату Раскольникова не раз сравнивают с гробом. Под скалой он закопал награбленное. Слова Христа «отними камень» означают: покайся, исповедуй свое преступление.

Противопоставление с Лазарем развито в романе глубоко и последовательно.

Если напечатать из «Преступления и наказания» все места, где Раскольников так или иначе сравнивается с покойником, то в каждой цитате будет знак покойника, все вместе они составят полное его описание. Автор сначала описал покойника одним предложением, которое потом разбил и разбросал останки по всей книге.

Число 11 — число высшей справедливости.

Читаем в романе:

  • «В 11 часов вечера Раскольников и Мармеладов пошли в дом Катерины Ивановны».
  • «Я опаздываю… сейчас 11 часов?» — время приезда Раскольникова к Соне.
  • «..на другое утро, ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отдел пристава по следственным делам Порфирия Петровича».

Повторяющееся упоминание числа 11 в романе напрямую связано с евангельским текстом. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о земледельце и работниках, вышедших нанимать рабочих для виноградника в 3 часа, в 6 часов, в 9 часов и, наконец, в 11 часов. Я заплатил всем поровну, начиная с тех, кто пришел в 11 часов.

Говоря о встрече Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичами до 11 часов, Достоевский вспоминает, что еще не поздно в этот евангельский час исповедоваться и покаяться, первым из последних прийти в одиннадцатый час. Достоевский пытался найти ответы на эти вопросы, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа.

Читая текст романа, читатель замечает, что Раскольников так часто переходит мост. На мосту, как на границе между жизнью и смертью, Раскольников то умирает, то оживает.

Мост — это своего рода Лета: в мифологии река мертвых.

Много раз Раскольников пересекает Неву — как род Леты, — и каждый раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Мысль об очищающей силе страдания ясно сформулирована Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова отражает евангельскую притчу о конце света.

Еще одну параллель можно провести с библейским мотивом. Есть семь смертных грехов, нарушение которых ведет к смерти души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, по которым проходит герой со своим проводником Вергилием. Это гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (зло), скупость (жадность), уныние (лень).

Достоевский показывает, насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен возродить душу, нужно только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.

Все символы в романе, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками — апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком. Сам Ф. М. Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как произведения искусства. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жены декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия.

Это была единственная книга, разрешенная в тюрьме. Достоевский вспоминает: «Нас благословили на новый путь и крестили. Четыре года эта книга лежала у меня под подушкой в ​​напряженной работе. Кстати, описание именно этой книги можно найти в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде была книга. Каждый раз, когда он ходил туда-сюда, он замечал ее; теперь он взял ее и увидел.

Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.») После напряженной работы Достоевский убеждает себя, что Христос есть воплощение чистоты и истины, идеал мученика, взявшего на себя спасение человечества.

Таким образом, через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов в психологическом романе. Автор указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм. Нам открывается пророческий смысл формулы Достоевского: «Смирись, гордец!» Только вера может спасти людей от нравственной гибели: вера в Бога, в себя, в нравственные принципы.

Достоевского по праву можно назвать художником-пророком. Он предсказал, в каком трагическом положении окажется человечество и современный мир. Автор боится всего: власти денег, разложения нравственности, обилия преступлений. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.

Читайте также: Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: совесть (таблица)

Опыты над писателем М.М. Бахтин. «Проблемы поэтики Достоевского»

В результате идея Раскольникова предстает перед нами в межиндивидуальной зоне напряженной борьбы нескольких индивидуальных сознаний, а теоретический статус идеи неразрывно связан с последними жизненными позициями участников диалога”.

В то же время неотъемлемой чертой П. П. Бахтина считает, что голос автора романа не имеет преимуществ перед голосами персонажей. Это особенно заметно, когда Достоевский вводит рассказчика, участвующего в действии, как второстепенного персонажа («летописец» в «Одержимых”).

Еще одна черта поэтики П р — герои, присваивающие себе чужие голоса, приобретают идейную двойную игру. Так близнецы Раскольникова — это Свидригайлов и Лужин, близнецы Ставрогина — Кириллов и Шатов.

Наконец, Бахтин противопоставляет Р реке. Монологический роман Достоевского Л. Н. Толстого, где автор является безусловным хозяином своих персонажей, а они — его марионетками.

познание человеческой личности, как показывает Бахтин, возможно только через диалог. Человек из себя не может ни понять себя, ни стать собой. Мой дух не «видит» из себя своих пределов, он не имеет образа самого себя. Только других я вижу как предметы — вообще и среди других предметов, т е вижу их границы, имею их образы.

Для себя я не могу быть объектом. Я не вхожу в свой горизонт… Целым меня видят только другие люди. Для того чтобы охватить личность в целом, необходима позиция аутсайдера. Я вижу мир, я вижу других в мире, но не себя в мире..

Я вхожу в мир как главный герой, я вызываю у других удивление, восхищение, страх, любовь, я вижу, как другие выражают эти отношения ко мне, но я не вижу себя. Мы фиксируем отражение нашей жизни в сознании других. Можно сказать, что другие дают мне как нечто завершенное и определенное.

Таково диалогическое представление о бытии и познании личности. Бахтин развивает ее на основе литературных произведений Ф. М. Достоевского, который, по словам Бахтина, является «величайшим новатором в художественной форме». Что нового внес Достоевский в мир художественной прозы? Бахтин отвечает на этот вопрос в своей книге «Проблемы поэтики Достоевского».

Достоевский – создатель полифонического романа. Он создал принципиально новый жанр романа. Поэтому его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одному из историко-литературных планов, которые мы привыкли применять к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого строится так же, как строится голос самого автора в романе обыкновенного типа.

Слова героя о себе и о мире так же весомы, как и слова обычного писателя; оно не подчинено предметному образу героя как одной из его характеристик, но и не выступает в роли рупора авторского голоса. Он обладает исключительной самостоятельностью в структуре произведения, звучит, так сказать, рядом со словами автора и особым образом сочетается с ним и с полноценными голосами других персонажей.

Отсюда следует, что обычные сюжетно-прагматические связи с объективным или психологическим порядком в мире Достоевского недостаточны: ведь эти связи предполагают предметность, объективацию героев в авторском замысле, они связывают и сочетают в себе цельные образы людей в единство монологически воспринимаемого и понимаемого мира, а не множество равноправных сознаний со своими мирами.

Обычная сюжетная прагматика в романах Достоевского играет второстепенную роль и выполняет не обычные, а особые функции. Последние связи, создающие единство его нового мира, иного рода; главное событие, раскрываемое его романом, не поддается обычной сюжетно-прагматической интерпретации.

Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Достоевского, звучащего в его романе «Преступление и наказание». 0 человек просмотрели эту страницу или зайдите и узнайте, сколько человек из вашей школы уже скопировали это эссе. См также произведение «Преступление и наказание»: ..и совершенно не влияют на прогресс мира, не способны совершить великие дела..новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и внешним миром возникает …

Кроме того, сеттинг самого рассказа — задается ли он автором или ведется рассказчиком или одним из персонажей — должен быть совершенно иным, чем в романах-монологах. Позиция, с которой рассказывается история, строится образ или подается информация, должна быть по-новому ориентирована по отношению к этому новому миру — миру полноценных субъектов, а не объектов. Образно-образное и информативное слово должно вырабатывать как бы новое отношение к своему предмету.

Таким образом, все элементы романной структуры Достоевского глубоко уникальны; все определяется новой художественной задачей, которую только он смог поставить и решить во всей ее широте и глубине: задачей построить полифонический мир и разрушить устоявшиеся формы европейского, преимущественно монологического (омофонического) романа.

С точки зрения последовательного монологического видения и понимания изображаемого мира и монологического канона построения романа мир Достоевского может предстать как хаос, а построение его романов как некое нагромождение инородного материала и несовместимого принципы дизайна. Только в свете сформулированной нами главной художественной задачи Достоевского могут стать понятными глубокая органичность, последовательность и цельность его поэтики.

Катерина Иванова

Катерина Ивановна также является одним из важных женских персонажей романа «Преступление и наказание». Она вдова, осталась одна с тремя детьми. У нее гордый и горячий нрав. Из-за голода она была вынуждена выйти замуж за чиновника — вдовца, у которого есть дочь Соня. Он берет ее в жены только из сострадания. Всю свою жизнь она ищет способы прокормить своих детей.

Окружающая среда кажется Катерине Ивановне настоящим адом. Ее очень болезненно ранит человеческое зло, которое появляется чуть ли не на каждом шагу. Она не умеет молчать и терпеть, как это делает ее падчерица Соня. У Катерины Ивановны хорошо развито чувство справедливости, и именно это толкает ее на решительные действия.

Женские образы в «Преступлении и наказании»

Женщины занимают значительное место в творчестве легендарного русского писателя Ф. М. Достоевского. Во всех его известных произведениях есть глубокие и яркие женские образы. Роман «Преступление и наказание» не мог обойтись без них».

Первый знаковый женский образ романа — Дуня Раскольникова, сестра главного героя. Любящая дочь и сестра живет только ради своих близких. Желая обеспечить будущее своего брата, она жила в бедности и упорно трудилась, чтобы получить деньги, необходимые ему для поступления в университет.

Прожив непростую жизнь и испытав множество унижений, девушка наконец соглашается выйти замуж за Лужина, которого не любит. Вполне сознавая всю убогость и пошлость своего суженого, она тем не менее была безропотно готова нести это бремя и бросить все, лишь бы он помог ее брату. Ее мать Пульхерия Раскольникова идет по тому же пути, для которого имеет значение только ее любимый сын.

В итоге за все свои страдания эти самоотверженные женщины были вознаграждены. Они получают по завещанию большие деньги, и Дуня разрывает помолвку с Лужиным и выходит замуж за Разумихина.

Пожалуй, любимый персонаж Достоевского — проститутка Софья Мармеладова. Видя, как ее семья голодает, она безропотно пошла в бар, чтобы накормить их, зная, что, переступив грань, отделяющую ее от других «порядочных» людей, она навсегда получит ярлык «падшей женщины». Но она все равно не отступила.

Принеся великую жертву ради людей, которые даже не были ей полукровками, Соня опустилась на самое дно общества. Но даже в этой ситуации ей удалось сохранить в себе все человеческое. Спустившись по социальной лестнице, в нравственном отношении она осталась выше всех.

Основываясь на своей неисчерпаемой вере в Бога и добро, героиня продолжает надеяться, что ее страдания и страдания ее близких когда-нибудь закончатся. Не случайно Достоевский назначает ее спасительницей Раскольникова.

Когда он признается ей в своем преступлении, она ведет его по пути признания и покаяния, беспощадно следует за ним в Сибирь и уже там, несмотря на все трудности, продолжает его наставлять, что в конечном итоге приводит Родиона к духовному возрождению и отречению от своего бесчеловечная теория.

Зеркало напротив Сони оказывается Катериной Ивановной Мармеладовой. Дворянка по происхождению, она вынуждена была выйти замуж за бедного чиновника Мармеладова. Катерина Ивановна живет в нищете и каждую секунду съедает кусок хлеба, не в силах смириться со своей участью.

вижимая гордыней, она часто конфликтует с окружающими, отталкивает людей и всем усложняет жизнь. Постепенно он разрушает себя, двигаясь к безумию. Это она фразой, сказанной в гневе, толкнула Соню на панель. Она безжалостно тиранит родных и даже радуется смерти мужа, словно избавляясь от лишнего рта.

Но за внешней дерзостью скрывается по-настоящему любящая, но отчаянная женщина. Мать семейства искренне жалеет несчастную падчерицу и других детей, обреченных на беспросветное существование, но она, несмотря на все несчастья, которые принес ей Мармеладов, заботится о нем до самой смерти. Наконец, не выдержав душевных терзаний, Мармеладова повреждается разумом, а затем умирает, обретя покой в ​​конце своей горькой жизни.

Более всего Достоевский, стоявший на позициях православия, превозносил искренность и жертвенность женщины, что в полной мере демонстрировали Дуня и Соня.

Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым»?

Наверное, многие знают, что человек по натуре очень эгоистичен. Но у одних людей это качество преобладает по отношению к другим. После неприятной ситуации они могут не только чувствовать себя виноватыми, но и продолжать гордо это отрицать. Может ли такой человек жить счастливо?

Я думаю, что не может. Если человек явно делает кому-то плохо и не признается в этом, скорее всего, от него отвернутся. И такой человек останется без поддержки и эмоциональной подпитки. Такая ситуация вряд ли кого-то обрадует.

Федор Михайлович Достоевский неоднократно обращался к этой теме в своих романах. В «Преступлении и наказании» главный герой романа Родион Раскольников строит теорию, разделяющую людей на две группы. В одном из них содержатся «твари дрожащие», а в другом — особые личности, способные пожертвовать чьей-то жизнью во благо десятков и сотен людей.

Эгоистично полагая, что он особенный человек, Родион отправляется убивать старого ростовщика. Совершив преступление, убийца понимает, что его теория провалилась. Из-за гордыни, как проявления эгоизма, преступник не раскаивается в совершенном поступке. Каждый день он проводит в страшных муках, постоянно боится справедливости и даже бредит.

О каком счастье здесь может идти речь? Только после момента покаяния жизнь Родиона Романовича начинает меняться к лучшему. Этот пример очень хорошо показывает, что не принимая своей вины из-за гордыни, боязни ошибочности своей теории, человек не может быть счастлив.

Подобные примеры встречаются не только в русской литературе, но и в зарубежной. Книга «Похудение» Стивена Кинга описывает загадочные события из жизни нечестного адвоката. Сбив на машине цыгана, он полагается на свои «связи» и выигрывает суд.

После этого старейшина цыганской общины накладывает на адвоката проклятие, заставляя его с необратимой силой худеть. В результате главный герой теряет столько веса, что едва может дышать. До последнего гордый адвокат не хотел признавать свою вину, просить

прощение от цыганки, дочь которой он сразил, но когда стало слишком опасно, «похудел» в поисках старика, чтобы снять древнее проклятие. Его гордость, как и у Раскольникова, не позволяет ему признать свою вину, чтобы жить без мучений. В первом случае — без психических расстройств, а во втором — без физических.

Из приведенных мною рассуждений, основанных на читательском опыте, следует вывод, что гордыня как проявление эгоизма мешает человеку быть счастливым. Поэтому важно постараться объективно оценить свои негативные действия и признать свою вину там, где она есть.

Неискоренимость самоуважения Катерины Ивановны

Ее поведение говорит о том, что любовь не может быть искоренена из человеческой души никакими невзгодами. Когда умирает чиновник, Катерина Ивановна говорит, что это к лучшему: «Меньше потерь». Но при этом ухаживает за больными, поправляет подушки. Более того, с Соней ее связывает любовь. При этом сама девушка не осуждает мачеху, которая в свое время подтолкнула ее к таким неадекватным действиям.

Скорее наоборот — Соня стремится защитить Катерину Ивановну перед Раскольниковым. Позднее, когда Лужин обвиняет Соню в краже денег, Раскольников имеет возможность наблюдать, с каким усердием защищается Катерина Ивановна Соня.

Как закончилась ее жизнь

Женские образы «Преступления и наказания», несмотря на многообразие характеров, отмечены глубоко драматичной судьбой. Бедность доводит Катерину Ивановну до чахотки. Однако ее чувство собственного достоинства не умирает. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Катерина Ивановна не принадлежала к числу забитых.

Несмотря на обстоятельства, сломить в ней нравственное начало было невозможно. Желание почувствовать себя полноценным человеком побудило Катерину Ивановну устроить дорогой памятник.

Катерина Ивановна — одна из самых гордых героинь Достоевского в «Преступлении и наказании». Великая русская писательница постоянно стремится подчеркнуть это ее качество: «она не заслужила ответа», «достойно осмотрела гостей». И наряду с умением себя уважать, у Катерины Ивановны есть еще одно качество — доброта.

Она понимает, что после смерти мужа обречена голодать вместе со своими детьми. Вопреки себе, Достоевский опровергает понятие утешения, которое может привести человечество к благополучию. Конец Катерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу просить о помощи, но двери перед ней закрыты. Надежды на спасение нет. Катерина Ивановна идет просить милостыню. Ее образ глубоко трагичен.

Женские образы в романе «Преступление и наказание»: старуха-процентщица

Алена Ивановна – сухая старушка, лет 60-ти. У нее злые глаза и острый нос. Волосы, которые очень мало поседели, обильно смазаны маслом. Несколько тряпок висят на тонкой и длинной шее, которую можно сравнить с куриной ногой. Образ Алены Ивановны в произведении – символ совершенно бесполезного существования.

Ведь она с лихвой берет чужое имущество. Алена Ивановна пользуется чужим положением. Награждая высоким процентом, она буквально обкрадывает других.

Образ этой героини должен вызывать у читателя чувство отвращения и служить смягчающим обстоятельством при оценке совершенного Раскольниковым убийства. Но по мнению великого русского писателя, эта женщина тоже имеет право называться мужчиной. И насилие над ней, как и над любым живым существом, является преступлением против нравственности.

Лизавета Ивановна

Анализируя образы женщин в романе «Преступление и наказание», нельзя не упомянуть и о Лизавете Ивановне. Это младшая сводная сестра старого ростовщика — они были от разных матерей. Старуха постоянно держала Лизавету в «совершенном рабстве». Этой героине 35 лет, по происхождению она из мелкобуржуазной семьи.

Лизавета — неуклюжая девушка довольно высокого роста. Ее характер тихий и кроткий. Она круглосуточно работает на свою сестру. Лизавета страдает умственной отсталостью, а из-за слабоумия почти постоянно беременна (можно сделать вывод, что люди с низкими нравами используют Лизавету в своих целях). Вместе с сестрой героиня погибает от руки Раскольникова. Хотя она уродлива, многим нравится ее фотография.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"