- «Левша», автор Н.С. Лесков.
- «Отцы и дети», автор И.С. Тургенев.
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», повесть
- Э.М. Ремарк, «Возвращение»
- «Обелиск», автор В.В. Быков.
- Главные герои и их характеристика
- В. Гюго, «Собор Парижской богоматери»
- «Гранатовый браслет», автор А.И. Куприн.
- М.Ю. Лермонтов, «Бородино», стихотворение
- Композиция
- Л.Н. Толстой, «Война и мир», роман
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон», роман
- Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие»
- Синонимы к слову «забвение»
- «Судьба человека», автор М.А. Шолохов.
- Аргументы
- А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин», поэма
- А. Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»
- М.А. Шолохов, «Судьба человека», рассказ
- А.П. Платонов «Котлован»
- Примеры из художественной литературы
- Трагедия народа в поэме Реквием Ахматовой
- А.А. Ахматова, «Реквием», поэма
- В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
- А.А. Блок, Поэма «Двенадцать»
- «Мартин Иден», автор Джек Лондон.
- «Гайдзин», автор Джеймс Клавелл.
- А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
- «На западном фронте без перемен», автор Эрих-Мария Ремарк.
- «Собор Парижской Богоматери», автор Виктор Гюго.
- «Король крыс», автор Джеймс Клавелл.
- Жанр, размер, направление
«Левша», автор Н.С. Лесков.
На что указывает культурное наследие? Прежде всего, по уровню развития страны, по бесспорному приоритету. Его нужно сохранить, что еще раз доказывается приключением. Главному герою благодаря своему таланту удается подковать танцующую английскую блоху.
Народный умелец заключает сделку с королем, который отправляет его в Лондон, чтобы продемонстрировать свое превосходство над иностранцами. За границей талант Левши высоко оценили и даже предложили ему сотрудничество на выходных. Опытный мастер отказался и вернулся домой. Он был настоящим патриотом Родины, но оказался ненужным в своей стране. Вернувшись из Англии, герой попадает в больницу для бедных, где не получает должного лечения.
Левти умирает, никому не передав свои навыки. История показывает, что только при правильной поддержке талантливых людей можно создавать, приумножать и сохранять культурное наследие страны.
«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев.
Можно ли создать будущее, не признавая прошлого? Этот спорный вопрос и побудил автора написать этот роман. Базаров призывал к полному отказу от наследия прошлого. Он считал, что это единственный способ что-то создать. При этом герой подчеркивал, что его поколение должно разрушить общепринятые и сложившиеся принципы, а не утруждать себя созданием новых убеждений.
Евгений активно отрицал чувство любви, важность семьи, народные традиции и даже красоту, созданную природой, не предлагая альтернатив. Но герой не мог быть до конца верен своим взглядам — он влюбился в женщину, без которой не мыслил своей жизни. Перед смертью Базаров признал, что не внес значительного вклада в развитие страны, и что его убеждения не нужны народу.
Его пример — подтверждение того, что счастливое будущее нельзя построить, полностью отказавшись от прошлого.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
В основе повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» лежат события освободительного движения на Украине в XV-XVII веках. Автор хотел показать реальные события освободительной войны украинского казачества против польских захватчиков. Важное место в повествовании занимает образ Запорожской Сечи — реального исторического объекта украинского казачества.
Стремление Н. В. Гоголя передать особенности жизни Запорожской Сечи и ее принципов тесно связано с принципом историзма: автор хотел акцентировать внимание читателей на тех событиях, которые были исторически достоверными. Работая над своим рассказом, Н.В. Гоголь изучал исторические сведения об эпохе, которая была в центре его повествования, изучал личные архивы представителей украинского народа.
Рассказ известен своим реалистичным описанием, хотя хронологическим документом его нельзя назвать из-за неточностей и некоторой гиперболизации. Сам Н. В. Гоголь признавался, что не ставил перед собой цели точно и достоверно отразить всю историю, ему было важно продемонстрировать героизм народа, смело и мужественно боровшегося за свободу и независимость.
Н. В. Гоголь, обращаясь к реальной исторической эпохе, создает образ, рожденный временем. Центральный персонаж Тарас Бульба — типичный запорожский казак. В образе Тараса Бульбы отразились все самые яркие черты запорожского казачества, поэтому образ Тараса Бульбы становится свидетельством того, что на Украине в XV-XVII веках были смелые и мужественные люди, поддержавшие национально-освободительную войну.
В истории четко прослеживается мысль о том, что жизнь отдельного представителя народа тесно связана с судьбой всего народа. Создавая образ Тараса Бульбы и делая его типичным и собирательным, Н. В. Гоголь всячески подчеркивал, что появление этого персонажа связано с исторической эпохой. Сами события освободительного движения на Украине породили таких казаков, как Тарас Бульба.
Обращение в истории к определенному историческому периоду, породившему определенных персонажей, и к конкретному историко-географическому объекту навсегда сохраняет в памяти читателей Н. В. Гоголя сведения об освободительном движении на Украине. То, что писал Н.В о Гоголе, даже по прошествии многих веков «не подлежит забвению».
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», повесть
Историческим фоном произведения является Крестьянская война (Восстание Пугачева) — жестокая, кровопролитная война казаков, крестьян во главе с Пугачевым с правительством императрицы Екатерины II. Особенно страшна эта война в том, что она происходит не между государством и внешним врагом, а внутри государства, разделяя людей.
«О русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Автор признает, что народное восстание имело серьезные причины, вызванные политикой Екатерины II, но и не оправдывает жестокость пугачевцев. Крестьянская война показана как страшное бедствие, где нет четкого противопоставления добра и зла.
Пугачева А.С. Пушкин изображает противоречивого человека: с одной стороны, жестокого, тщеславного, с другой, способного проявлять благородство и доброту.
Пугачев А.С. Пушкин понимает, что выбрал неверный путь, но уже не может повернуть назад.
Петр Гринев — человек, оказавшийся в круговороте знаменательного исторического события; он не хочет этой бессмысленной войны и мечтает о тихом семейном счастье. На его примере, как и на примере Маши Мироновой, мы видим, что даже в таких ужасных условиях человек может сохранить нравственную чистоту, не ослабить свою честь.
Помимо повести, имеется документальный очерк А.С. Пушкина «История пугачевского бунта», в котором автор выступает как историк: он не прибегает к вымыслу, а излагает события максимально объективно. В этом очерке Пугачев предстает отталкивающей личностью, тогда как в «Капитанской дочке» отрицательные черты Пугачева несколько сглаживаются.
Рассказ «Капитанская дочка» представлен как мемуары пожилого Петра Гринева.
Все главы, в центре образа Маши Мироновой, предваряются эпиграфами из фольклора — это подчеркивает национальный характер героини.
Автор признает жестокость Пугачева, но все же не лишает героя человеческих черт.
Э.М. Ремарк, «Возвращение»
«Возвращение» — еще один роман Ремарка, в котором звучит тема войны, а лейтмотивом является мотив памяти. Даже вернувшись домой, солдаты не могут найти себе места в мирной жизни. До конца жизни они помнят кровопролитные сражения, всю жестокость военной жизни, о которой страшно подумать. Им снится этот кошмар по ночам, некоторые сходят с ума.
Один из героев, увидев поле, засеянное маками, вообразил его кровавым месивом и потерял рассудок. Страшное время войны, которое приносит только потери и разрушения, не может быть забыто.
«Обелиск», автор В.В. Быков.
Какие события следует запомнить? Конечно о делах предков. Об этом рассказывается в героической истории. В селе установлен памятник учителю, который вместе со своими учениками следил за казнью. Среди присутствовавших на мероприятии были и те, кто высказался против него. Некоторые люди не считали поступок Фроста героическим, ведь он не убивал врагов, а добровольно пошел на казнь.
Но среди населения жил ученик, которого учитель спас, отвлек солдата, дав мальчику возможность убежать и укрыться в ледяной воде. За это действие Морозова долго били. Учитель не участвовал в саботаже своих учеников, но был готов сдаться оккупантам, чтобы поддержать детей. Этим Алесь Мороз показывает, что даже во время войны нужно проявлять любовь, отзывчивость и великодушие. Самоотверженность героя — подвиг, который нужно помнить.
«Бородино», автор М.Ю. Лермонтов. Зачем вспоминать о войне? Ответ на этот вопрос в этом стихотворении. Дядя рассказывает племяннику о событиях Отечественной войны 1812 года. Он делится своими воспоминаниями о солдатских подвигах, тем самым показывая юноше, как сильно он любит свое отечество. Ветеран войны считает, что поколение его племянника не способно защитить Родину, и его судьба их не особенно волнует.
Поэтому он стремится поделиться с потомками воспоминаниями о событиях того трагического времени, где молодым людям приходилось действовать и проявлять героизм. Ветеран войны считал, что его рассказы помогут подрастающему поколению стать смелее и ответственнее. Необходимо помнить патриотические подвиги героев войны, ведь это живые примеры любви к Отечеству.
Главные герои и их характеристика
В. Гюго, «Собор Парижской богоматери»
Собор Парижской Богоматери Виктора Гюго — это роман о том, как важно беречь культурное наследие и не забывать памятники архитектуры. Когда-то Собор Парижской Богоматери был обречен стать заброшенным зданием, похожим на руины. Но французский писатель обратил внимание общественности на это сооружение, написав свой уникальный роман.
В центре повествования горбун Квазимодо и цыганка Эсмеральда. Но герой романа – сам храм, описанию автор уделяет большое внимание: история, богатое убранство, удивительная архитектура. Гюго подчеркивал значение собора для города, и теперь взгляд посетителей восхищается его красотой и величием и по сей день.
«Гранатовый браслет», автор А.И. Куприн.
Важно ли сохранять искусство прошлого? Конечно, да, потому что он не стареет. Это подтверждается и в этой истории. В предсмертной записке Желтков просит Веру Николаевну послушать Сонату № 2 Бетховена. Она выполнила его просьбу. Музыкальное произведение, написанное более века назад, подарило героине покой и раскрыло правду. Вера Николаевна понимает, что Георгий простил ей безответные чувства, ведь она не решилась быть с ним. Так искусство прошлого смогло выполнить свою функцию — пробудить душу женщины от повседневности. Творчество великих мастеров не устаревает с годами, ведь у него всегда есть поклонники.
М.Ю. Лермонтов, «Бородино», стихотворение
Почти все стихотворение представляет собой монолог ветерана, участника Бородинского сражения 1812 года. Он подробно описывает это сражение молодому солдату.
Ветеран – настоящий патриот, он человек из народа, рядовой, не офицер, не маршал.
М.Ю. Лермонтов первым показал, что настоящими героями войны были именно простые солдаты: забывая личное, они без колебаний жертвовали собой ради общего дела — спасения Родины.
Рассказчик сожалеет о том, что ему пришлось уступить разоренную Москву врагу, но видит в этом «божью волю» и не жалуется на судьбу.
Автор противопоставляет свое современное поколение поколению участников Отечественной войны: «Вы не герои».
Война в поэме изображена без прикрас, как страшное бедствие, чтобы читатели поняли, насколько высока была цена победы.
Композиция
Л.Н. Толстой, «Война и мир», роман
В романе отражены события Отечественной войны с французами (1805-1807; 1812)
Автор убежден, что война есть «событие, противоречащее человеческому разуму и всей человеческой природе». Единственная форма войны, которую он оправдывает, — это война в защиту родины. Л. Н. Толстой изображает войну без прикрас, показывает, что в ней есть место страху и трусости.
Автор приводит сцены, показывающие, что и на войне человек может оставаться человеком: русские солдаты делят пищу с замерзшими французами, умирающими от голода; Пьер не позволяет расстрелять французского лейтенанта вне боя; Кутузов призывает солдат не добивать отступающих, замерзающих, голодных французов.
Л. Н. Толстой уделяет особое внимание народному движению, партизанской войне, сравнивая ее действие с действием тяжелого крестьянского отрезка. По мнению Л. Н. Толстого, Наполеон не мог победить, потому что эта победа противоречила бы законам нравственности и справедливости.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон», роман
В произведении изображен быт донских казаков в годы Первой мировой войны, революционные события 1917 года и Гражданская война в России.
Вторая война оказалась еще страшнее первой, так как велась она уже не с внешним врагом, а внутри страны. Даже близкие родственники иногда становились врагами; семьи были разрушены; люди были измотаны постоянными потрясениями и невозможностью вернуться к привычной мирной жизни.
На войне не бывает победителей: бесчисленное количество потерянных жизней — слишком высокая цена даже за победу. Гражданская война — это что-то кровавое, страшное и. бессмысленное. Во время такой войны страна разваливается, семьи разрушаются, люди вырываются из экономики – созидание сменяется постоянным разрушением; часто человек уподобляется зверю — он просто пытается выжить.
Главный герой Григорий Мелехов оказался жертвой своего времени. Постепенно он теряет все, что у него было (молодость, надежду, счастье, близких, родных), не получая ничего взамен – разочаровавшись, сломленный и уставший от жизни. Все, что его держит, это маленький сын. На примере Григория мы видим трагедию целого народа, попавшего в водоворот истории.
Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие»
«А зори здесь тихие» Бориса Васильева — еще один пример патриотической стойкости русского народа. Это произведение, которое не оставит равнодушным не одно поколение читателей. В центре сюжета пять девушек, которые вместе со своим начальником совершают экскурсию в лесно-болотистую местность. Их цель — узнать, сколько фашистов к ним приближается, и постараться отрезать им путь к наступлению.
Можно ли предать забвению подвиги людей, сражавшихся в Великой Отечественной войне? История знает немало имен героев, отдавших жизнь за мирное небо над нашими головами. Сюжет особенно трагичен тем, что все девушки нашли смерть в этом страшном разведчике, но смогли выполнить свой долг перед отечеством. Нельзя забывать их любовь к Родине и свой путь, опасный и смертоносный, который они проделали на благо своей страны.
Синонимы к слову «забвение»
Забвение, исчезновение, пренебрежение, забвение, игнорирование, дурная слава, равнодушие, забвение, дремота, полусон.
«Судьба человека», автор М.А. Шолохов.
Какие подвиги не должны быть забыты? Ответ на этот вопрос в этой истории. В книге автор описывает историю солдата, которого ему посчастливилось встретить на перекрестке и поговорить с ним. Андрею Соколову, такое имя дано герою рассказа, довелось пережить долгие бои, потерю семьи, ранения и концлагерь. С особым интересом описывается подвиг героя в плену, когда солдат проходил испытание на прочность.
Соколов отказался пить за победу врага, несмотря на то, что это угрожало его жизни. За проявленное мужество и уважение к Родине комендант концлагеря принял решение освободить Андрея и наградил его продовольствием. Действия Соколова и полученные им пайки стали опорой для других военнопленных. Мужество и отвага солдата вызывают гордость за отечество, за его героев. Это подвиг, который может вдохновлять, о котором нужно помнить.
Аргументы
- Забвение – забыть, исчезнуть из памяти.
- Забвение исчезает, память преображается.
- Основой создания современного мира стали знания и умения предыдущих поколений.
- Когда мы забываем ошибки наших предков, мы обрекаем себя на их повторение.
- События прошлого должны быть сохранены в нашей памяти, чтобы будущее поколение могло сделать правильные выводы.
- Ради мирного и спокойного неба над головой необходимо помнить обо всех войнах и кровавых режимах, выпавших на долю нашего народа.
- Независимо от характера исторических явлений, их необходимо помнить.
- Все проблемы человечества происходят от того, что люди быстро забывают опыт прошлых лет.
- Литературные памятники – это произведения, запечатлевшие исторические периоды, которые люди не должны забывать.
- Память – одно из качеств настоящего гражданина, ответственного за свой народ, знающего свое прошлое, свои корни, а значит, имеющего будущее.
А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин», поэма
Поэма посвящена событиям Великой Отечественной войны. Рассказчик — простой солдат Василий Теркин. Он никогда не унывает, поддерживает боевой дух своих товарищей, проявляет исключительное мужество и совершенно не ждет за это никакой награды.
Теркин — собирательный образ простых солдат, истинных патриотов. Он верит в победу; без колебаний жертвует собой ради отечества и никогда не ищет личной выгоды.
Стихотворение пользовалось невероятной популярностью среди солдат; написано так, чтобы его можно было прочитать с любой части; Он был издан в формате небольшой книги, которую можно было носить за древком.
Стихотворение призвано воодушевить читателей, в нем редко описываются батальные сцены, смерть, отчаяние, от которых солдаты уже устали — в основном передаются подробности полевой жизни, что помогло тем, кто сражался, ненадолго забыть ужасы войны.
А. Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»
Поэма посвящена одному из самых страшных и кровопролитных сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — Ржевской битве: общие потери составили более миллиона человек.
Основным мотивом стихотворения является мотив памяти. Автор призывает помнить об этой битве. Пока жива память, живет и подвиг воинов, пожертвовавших собой, чтобы приблизить победу.
Битва рассказывается с точки зрения мертвого солдата; «ни петлицы, ни лычки» от него не осталось, даже могилы у него нет. Рассказчик страдает от того, что не знает исхода битвы, но все же всей душой верит в победу: ведь за нее была заплачена слишком высокая цена…
М.А. Шолохов, «Судьба человека», рассказ
Сюжет основан на событиях Великой Отечественной войны. Рассказчик – шофер, простой рабочий человек, прошедший войну от начала до конца, побывавший в плену, потерявший жену, дочерей, сына, дом.
Война безжалостна, она ломает судьбы и требует ужасных жертв.
Главный герой, Андрей Соколов, потерял на войне все, но не сдался, не сдался, после войны усыновил сироту, чтобы заглушить свое ужасное одиночество и помочь брошенному судьбе ребенку.
У автора мысль о том, что, несмотря на все ужасы войны, человек может спасти человека в себе самом; что среди простых людей есть герои, не совершившие «громкого подвига».
История основана на реальных событиях, в ней почти нет вымысла.
А.П. Платонов «Котлован»
А. П. Платонов в рассказе «Котлован» рассказывает о таких исторических явлениях, как индустриализация и коллективизация. История довольно иронично описывает желание властей сделать жизнь простых людей лучше. Автор показывает, что подобное пожелание властей не могло быть реализовано в реальной жизни. Строительство нового мира предстает в истории как поистине абсурдное явление.
А.П. Платонов фактически разоблачает деятельность государства. Копание ямы героями истории не могло привести страну к развитию, наоборот, оно загоняло людей во все более глубокую яму. Копание канавы лишь символизирует невозможность реализации всех идей большевиков. История показывает, как старый мир сталкивается с миром новым, который опять же нельзя назвать лучшим.
Главный герой Вощев уволен с прежней работы из-за своей задумчивости, которая подчеркивает мысль о неадекватности начальства людям, которые действительно думали, а не делали все по приказу. Герои, роющие яму по указке государства, считают, что приближают общество к светлому и идеальному будущему, как обещает власть, но на самом деле роют себе могилу.
Тот факт, что в конце повести умирает девушка Настя, символизирующая всю Советскую Россию, говорит об отношении А. П. Платонова к судьбам своей страны.
Естественно, повесть «Котлован» не могла быть опубликована на момент завершения работы из-за соображений цензуры. Но рассказ А. П. Платоновой был распространен в самиздате, что свидетельствует о стремлении автора с помощью художественного текста продемонстрировать истину. Для А. П. Платонова было важно показать все несправедливые, жестокие и даже абсурдные явления, характерные для того времени.
Скрытое за иронией и принципами жанра антиутопии негативное отношение автора истории индустриализации и коллективизации, ставшее сюжетным двигателем произведения, помогает продемонстрировать неоднозначное отношение современников индустриализации и коллективизации к этим политическим явления. Повесть «Яма» становится художественным памятником историческим периодам индустриализации и коллективизации, затронувшим весь русский народ.
Примеры из художественной литературы
- А.А. Ахматова «Реквием».
Анна Андреевна Ахматова обращается к теме исторической памяти в поэме «Реквием». В стихотворении описываются боль и страдания, которые испытала не только она, но и многие другие женщины в то время. После революции репрессиям подверглось большое количество ни в чем не повинных людей, в том числе единственный сын А.А. Ахматовой. Стихотворение «Реквием» она начала писать, когда Льва Гумилева уже арестовали.
Невыносимая ноша заботы о своих близких легла на плечи многих женщин; они стояли в длинных очередях, чтобы увидеть заключенных и доставить им посылки. Анна Ахматова описала свои переживания и изобразила горе всех русских женщин.
Главная героиня поэмы – женщина, которая большую часть дня проводит в очередях, ожидая приговора сына и пытаясь с ним увидеться. Чтобы прочувствовать все в полной мере, читатель в «Посвящении» попадает в мрачную атмосферу времени, где речь идет о тюрьмах, вокруг которых слышны лишь солдатские шаги.
Тема исторической памяти в полной мере раскрывается в эпилоге, где главный герой вспоминает события, произошедшие спустя какое-то время. Становится ясно, что жены и матери никогда не смогут забыть весь этот ужас. Героиня говорит, что приближается День памяти и в ее памяти встали ее «невольные друзья» из безмолвных очередей, за которых она обязательно будет молиться.
В конце поэмы поэтесса предполагает, что ее потомки захотят поставить ей памятник, но пусть сделают это не ради славы и не в тех местах, где она была счастлива. Памятник должен был стоять под стенами ленинградской тюрьмы, где горе и отчаяние разрывали ее душу. Она уверена, что даже после смерти пережитое невозможно забыть.
Этот памятник должен стать напоминанием потомкам о страданиях своего народа, особенно в то время, когда снег растает и скатится по каменным щекам, как слезы.
Поэма «Реквием» повествует о страданиях русского народа, о которых необходимо помнить во избежание повторения подобных событий. Эта работа является своеобразным памятником жертвам угнетения.
- Н.А. Твардовского «Василий Теркин».
Военная тема — основная тема творчества А. Т. Твардовского. Сам поэт лично прошел всю войну, начиная с рядового, и, наконец, стал военным корреспондентом. После окончания войны Твардовский стал считать своим священным долгом рассказать всему миру об ужасах страшной войны. Он чувствовал ответственность за всех павших соотечественников и хотел сохранить память о каждом из них.
Летом 1941 года поэт начал работу над поэмой «Василий Теркин». В нем отразились мысли и чувства автора, остро переживающего за свой народ. Первые одиннадцать глав изображают начало войны, время, когда обычные мальчишки стали бесстрашными бойцами. Следующие главы описывали жизнь русского народа после года военных действий, а третья часть касалась освобождения страны. Поэма заканчивается кратким изложением А. Т. Твардовского в главе «От автора».
В поэме изображены сложные жизненные ситуации, где главное принять действительность и не впадать в отчаяние. Василий Теркин – собирательный образ, в котором собраны описания многих русских воинов, не павших духом и уверенно смотревших вперед. Характер главного героя раскрывается постепенно, с каждой новой главой открывается новая его сторона.
Он ничем не выделяется среди других: ни внешней красотой, ни особыми умственными способностями. Скромность и простота – главные его достоинства. Часто Теркин сталкивается со смертью и лишениями, но его юмор и позитивный настрой помогают ему справиться со страхом.
Стихотворение «Василий Теркин» не зря считается настоящим народным произведением, ведь прототипом главного героя стали русские воины. Страну, где рождаются и вырастают такие люди, по праву можно назвать великой. Доброта, любовь, мужество и преданность делают ее сильнее.
- Нестор Летописец «Повесть временных лет».
«Повесть временных лет» рассказывает о прошлом нашего народа во времена Киевской Руси. Этот литературный памятник имеет большое значение для потомков, ведь именно из летописей мы узнаем обо всем, что происходило много лет назад.
Без прошлого невозможно будущее. Ведь зная путь, который прошли предки, человек видит закономерности их развития, неудачи и успехи, поражения и победы. Изменить прошлое невозможно, но можно и даже нужно предотвратить прошлые ошибки.
Нестор-летописец придал образу прошлого эпический характер, он воссоздал все легенды, известные его времени, рассказав историю нашего народа. Одна из таких историй — история мести княгини Ольги древлянам за убийство ее мужа, князя Игоря.
Взяв древлянский город Из-коростень, Ольга потребовала с горожан в дань по три голубя и по три воробья с каждого двора. По ее указу птиц выпустили, привязав к лапам горящие ветки. Вернувшись в свои дома, они сожгли весь город.
Главной темой всей летописи была история земли русской, ее могущества и единства. Летописцы считали, что история творилась князьями по воле Божией, а народ воспринимал эти деяния в соответствии с нравственными идеалами своего времени. Рассказы о первых князьях — посланниках от Бога — идеализировались.
События, происходившие после их правления, подвергались резкой критике и осуждению, особенно княжеские усобицы, грозившие нарушить целостность унитарного государства.
Второй по значимости темой летописи была защита Руси от половцев. В «Повести временных лет» подробно описываются страдания простого народа от вражеских набегов и княжеские распри, препятствующие победе над врагом.
Особенность «Повести временных лет» заключается в многожанровой и многостилевой структуре, вобравшей в себя народные предания, устные исторические рассказы, легенды, сказки, песни, военные рассказы, поговорки, пословицы, церковные поучения, жития русских святых, записи государственных указов и политических договоров.
А благодаря живому и интересному языку стала популярной летопись Нестора, которая сохранилась на протяжении всей истории развития Руси.
Читайте также: «Разговор с собой» аргументы из литературы для итогового сочинения 2020-2021
Трагедия народа в поэме Реквием Ахматовой
А.А. Ахматова, «Реквием», поэма
Поэма посвящена событиям конца 1930-х годов, когда проводились массовые репрессии и политические преследования. А.А. Ахматова описывает горе женщин, которые много дней стояли в очередях, чтобы увидеть своих арестованных родственников и что-то им передать.
Горе жен, сестер, матерей не менее велико, чем горе арестованных в ходе политических преследований и репрессий.
В конце стихотворения поднимается тема памяти. Поэма «Реквием» — своеобразный памятник жертвам страшных репрессий.
А.А. Ахматова провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
В стихотворении есть отсылки к временам стрелецкого восстания (голоса матерей из прошлого)
Перед написанием поэмы были арестованы третий муж Ахматовой Николай Пунин и ее сын Лев Гумилев.
В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
В сборнике рассказов В. Т. Шаламова «Колымские рассказы» показан период сталинских репрессий. Истории основаны на судьбах людей, попавших в тюрьму по статье «враги народа». В. Т. Шаламов находился в заключении на Колыме, откуда ему все-таки удалось выбраться, после чего он захотел рассказать всю правду о сталинских притеснениях.
В. Т. Шаламов, знавший о тюремной жизни не понаслышке, с помощью художественного произведения хотел зафиксировать реальные факты того времени, с которыми ему также пришлось столкнуться в жизни. Автору сборника рассказов, известного своей документальностью, удалось отразить важный период в жизни целого народа, удалось продемонстрировать жестокость эпохи, когда государство ставило свои цели над свободой личности горожане и их жизнь.
В. Т. Шаламов не боялся говорить всю правду того времени, не боялся рассказывать о тех испытаниях, через которые прошел лично он, не боялся рассказывать истории тех людей, которые отбывали сроки по статье «враги людей» и не смог выбраться из тюрьмы.
Истории, рассказанные автором сборника «Колымские рассказы», — это не вымысел, не антиутопия, не история конкретного человека, это история всего советского народа, это трагедия целого народа.
В. Т. Шаламов выбирает для своего сборника довольно необычную проблему, но подробно описывает все, что происходило в действительности. Период сталинских репрессий – это часть истории русского народа, которую необходимо знать и помнить, чтобы не повторять ошибок прошлого.
В рассказах из сборника В. Т. Шаламова видно стремление автора предостеречь последующие поколения и не допустить совершения ими ошибок, допущенных при И. В. Сталине. Автор, раскрывая реальность своих рассказов, призывает к необходимости сохранения памяти о жертвах угнетения. Каждый рассказ из сборника «Колымские рассказы» — это документ эпохи, в которой был задействован главный герой-рассказчик, выражающий позицию самого автора, служившего на Колыме.
Показывая период сталинских репрессий как время, когда людей несправедливо сажали в тюрьмы, считая их врагами целого народа, В. Т. Шаламов говорит о горьких сторонах прошлого, которые должны преподать важные уроки грядущим поколениям.
А.А. Блок, Поэма «Двенадцать»
В поэме отражены события, связанные с революцией 1917 года. Народ разделился на враждующие лагеря. Многие оказались на распутье — смутные, растерянные, потому что привычный уклад жизни (вера, традиции, образ жизни, власть) пошатнулся, и впереди лежало страшное неизвестное. С одной стороны душевный подъем, надежда на перемены к лучшему, с другой усталость от двух лет войны.
А.А. На момент создания произведения Блок воспринимал революцию положительно: он считал, что интеллигенция слишком долго была господствующим классом, а простые люди незаслуженно угнетены — пора восстанавливать справедливость. Автор искренне верил, что за революцией последуют перемены к лучшему.
Число двенадцать символично, и этот символизм имеет несколько значений: 1) у Христа было 12 апостолов; герои поэмы – апостолы «новой веры», которых ведет сам Христос; «В белом ореоле роз / Иисус Христос впереди». 2) У Некрасова есть стихотворение про атамана Кудеяра и его 12 разбойников, вроде АА Блокеров.
«Глобальный огонь» не был для Блока символом разрушения: он был «всемирным оркестром» для народной души.
Стихотворение было встречено в штыки большинством представителей русской интеллигенции.
«Мартин Иден», автор Джек Лондон.
Нужны ли воспоминания о трагических событиях? Многие считают, что нет – лучше забыть этот печальный опыт и жить так, как будто ничего страшного не произошло. Несмотря на это, стоит помнить, что даже негативные события способствуют развитию личности. Доказательство этому можно найти в этом романе. Мартин Иден встречает Рут Морс и влюбляется в девушку.
Он беден, она из высшего общества. Парень ставит перед собой цель добиться успеха и доказать, что он достойный кандидат в мужья. Мартин усердно занялся самообразованием, начал читать книги, начал писать стихи и рассказы. Парень постоянно работает, и справиться с тяготами ему помогают воспоминания об испытаниях, выпавших на долю моряка. Мартину пришлось побывать на острове прокаженных, пережить беспорядки на корабле. Парень несколько раз тонул.
Эти ужасные события из прошлого помогли ему собраться с силами и сосредоточиться на достижении своих целей. Мартин не хотел жить тем, что с ним случилось в будущем, поэтому делал все, чтобы добиться большего.
«Гайдзин», автор Джеймс Клавелл.
Нужно ли чтить память предков? Несомненно! Ведь, учитывая их опыт, вы сможете избежать ошибок в будущем. Об этом свидетельствует этот роман. В книге описывается жизнь потомка известного азиатского бизнесмена Дирка Струана Малкольма. Герой с детства знал, что станет главой компании. Парень знал наизусть биографию знаменитого дедушки.
Он часто ссылался на опыт, полученный его предком. Когда Малькольм принимал решение, он всегда отвечал себе на вопрос: «Что бы сделал Дирк в этой ситуации?» Так подумал парень и нашел правильный ответ. Дедушка смог создать бизнес и сделать семью Струан богатой. Наследники почитали Дирка, ценили полученный им опыт.
Даже после его смерти они продолжали учиться у своего предка. Это позволило нам сохранить бизнес и сильные позиции на азиатском рынке.
А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
В основе романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» лежат реальные исторические события: в шахтерском городке Краснодоне, оккупированном немцами в 1942 году, возникла молодежная организация «Молодая гвардия», представители которой занимались подпольной виды деятельности.
Многие молодые люди, которых было всего около 100 человек, после многих успешных операций против немцев все же сначала были арестованы, а затем расстреляны. Сам А.А. Фадеев признался, что не ставил целью точно передать хронологию действий «Молодой гвардии», автору удалось обратить внимание читателя на тот исторический факт, что в период оккупации советская молодежь создала подпольную молодежную организацию, которая боролась с против немцев.
Для А.А. Фадеева было важно показать величайший подвиг, совершенный представителями настоящей молодежной организации «Молодая гвардия». Используя образы действующих в романе главных героев, являющихся представителями молодежной организации, — Олега Кошевого, Ивана Туркенича, Ули Громовой, Сережи Тюленина, Вали Борца, Ивана Земнухова, Любки Шевцовой — А.А. Фадеев рассказал о деятельности Молодежной Гвардия, которая существовала на самом деле.
А. А. Фадеев во многом с помощью художественной литературы пытался сохранить память о «Молодой гвардии». Сначала роман А. А. Фадеева представлял собой идеологически апробированный рассказ о молодежной организации «Молодая гвардия», а когда вскрылись некоторые неточности и несоответствия действий романа реальным событиям, роман стал восприниматься как вымысел, который тем не менее передал основные события того времени. А.А. Фадееву удалось сохранить память о молодежной организации, но не в точном и подробном описании.
Роман «Молодая гвардия» рассказывает не только о молодежной организации, ее членах и ее деятельности, но и о Великой Отечественной войне в целом. В романе также показаны трудности, с которыми пришлось столкнуться советскому народу, когда он находился в оккупированном немцами городе Краснодоне, и зверства, совершенные над советским народом немцами и перешедшими на их сторону полицаями. «Молодая гвардия» изображает случаи из жизни многих представителей советского народа в годы Великой Отечественной войны, которые нужно знать и помнить.
«На западном фронте без перемен», автор Эрих-Мария Ремарк.
Какие события нельзя забывать? Преступления, совершенные против человечества, не подлежат забвению. Если забыть эти ужасы, они могут повториться. Роман написан, чтобы вспомнить события войны и обман правительства собственного народа. Это история молодого немецкого солдата, который стал участником ненужной ему войны.
Он пошел добровольцем на фронт прямо со школы, как и многие другие дети, выслушав красочные рассказы о кровопролитии от штабного офицера, пришедшего к ним на занятия. Павел понимает правду этой войны уже на передовой, где вместо подвигов и славы его ждали боль, голод и страх. Иллюзии парня и его товарищей полностью рухнули, а когда они осознали свое разочарование, то даже избили самого штабного офицера, пришедшего к ним с другой группой добровольцев.
В романе акцентируется внимание на том, что школьники стали жертвами страшного обмана и были отправлены на верную смерть. Это преступление, о котором нельзя забывать.
«Собор Парижской Богоматери», автор Виктор Гюго.
Как обеспечить сохранение культурного наследия? Этот вопрос стал интриговать многих прогрессивных мыслителей, среди них был и автор романа. Трудно поверить, что во Франции когда-то не заботились об архитектурном наследии, но, увы, это правда. Собор Парижской Богоматери был заброшен и превращен в полуразрушенное здание, обреченное на разрушение.
Виктор Гюго очень любил этот храм и решил написать о нем роман, который принес популярность не только автору и книге, но и самому архитектурному наследию. В ней описывается великая история храма, частью которого были горбатый Квазимодо и цыганка Эсмеральда, и его богатое убранство. Автор подчеркивает, что архитектура собора уникальна, это значимое культурное сооружение для города.
Роман Гюго привлек внимание общественности, здание было отреставрировано и собор сохранился до наших дней.
«Король крыс», автор Джеймс Клавелл.
Героические подвиги во время войны часто забываются. Чтобы они не были забыты, многие авторы посвящают им свои книги, в том числе и этот роман. Автор описывает события, произошедшие с ним во время Второй мировой войны. Он был в плену вместе с другими солдатами британской, американской и австралийской армий.
Роман рассказывает о жизни в японском лагере «Чанги». Заключенные недоедали, жили в ужасных условиях: за ними не ухаживали и не лечили. Им приходилось много работать и расчищать болота вручную. В лагере, несмотря на то, что это было запрещено, был один человек, которому удалось организовать доставку товаров извне.
Кинг пытался таким образом помочь людям. Например, он достал для друга лекарство, благодаря которому ему не ампутировали руку. После освобождения из лагеря все заключенные разошлись. И заслуги Кинга были бы забыты, если бы не этот роман.
- «Не подлежит забвению»: литература, как раскрыть тему, темы для сочинений
- Все о финале 2020-2021 гг
Жанр, размер, направление
Стихотворный метр в стихотворении динамичен, один ритм перетекает в другой, варьируется и количество остановок в строках. Это связано с тем, что произведение создавалось фрагментарно на протяжении длительного времени, менялся стиль поэтессы, как и ее восприятие происходящего.