- Внешность героя
- Семья Николая Болконского
- Воспитание дочери
- Отношения с сыном
- Об общественной деятельности князя Андрея
- Основные черты
- Общественное положение
- Происхождение, служба
- Характер персонажа
- Строгость и пунктуальность
- Невероятный патриотизм
- Долг перед обществом
- Финал битвы под Аустерлицем. Ранение Болконского
- Имение и жизненный уклад
- Сочинение на тему: ОБРАЗ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
- ОБРАЗ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
- На этой странице искали :
- Две семьи в романе
- Князь Николай Болконский
- Андрей Болконский – сын князя Николая
- Мария Болконская – дочь Николая
- Лиза Болконская, маленькая княгиня
- Николенька Болконский
- Отношения с детьми
- Брак — не для всех
- Марья — служанка или дочь
- Образ Николая Андреевича в контексте эпохи
- Место в обществе
Внешность героя
В произведении Лев Толстой дает подробное описание внешности героя. Повадки и черты лица Николая только подчеркивают непростой характер.
- Класс был коротким.
- Он всегда появлялся на публике в старомодном кафтане и парике, который снимал только перед сном. Он всегда приходил на встречи выбритый и напудренный. На ногах татарские сапоги, расшитые серебром. Его туфли были малы.
- Отличительной чертой его сухого лица были густые седые брови, как бы нависшие над глазами, которые блестели, как у молодого человека, несмотря на то, что тело его уже давно стало сухим и расслабленным от старости. Зубы принца были крепкими для его возраста, хотя и желтоватого оттенка. Волосы часто заплетали.
Движение Болконского было удивительным. Казалось, его движения шли против часов, которые в его доме были медленными и длинными. Герой шел быстро и уверенно, а движения его были резкими. Все тело принца как будто отражало несгибаемость его характера.
Семья Николая Болконского
У Николая Андреевича было двое детей — Андрей и Мария. Оба были главными героями романа. Граф по-иному относится к детям, хотя воспитывает их так же строго. Бывший военный привык жить по расписанию и не любил терять время, потому и требовал того же от наследников. Он считал, что человек должен быть трудолюбивым и пунктуальным.
Воспитание дочери
Особое внимание князь уделял воспитанию любимой дочери. В воспитании девочки и привитии ей правильных жизненных идеалов Николай Андреевич был часто неоправданно строг. Он придирался ко всяким мелочам, раздражался на суеверия Марии и вообще заходил с ней слишком далеко. Мужчина понимал, что вел себя неправильно по отношению к близкому человеку, но не смог преодолеть закаленный годами характер. И то и дело проявлял себя при малейшем неправильном действии Маши.
Болконский при всем этом очень любил свою дочь. Его нетерпимость объяснялась желанием хорошо воспитать девочку. Николай старался сделать все, что в его силах, чтобы в будущем Мария не уподобилась ненавистным ему дамам, которых интересовали только сплетни и плетение интриг. Он слепо любил свою дочь и даже не хотел на ней жениться. Мужчина не представлял жизни без нее рядом с собой.
Мария тоже очень любила своего отца, несмотря на некоторую жестокость и его вечные придирки в ее сторону. Она старалась жить по Божьим заповедям, а потому смиренно переносила все обиды, адресованные ей.
Отношения с сыном
Болконский старательно воспитал в сыне настоящего мужчину. Все вокруг знали, что отец Андрея Болконского, несмотря на свои чины, не помогал ему в карьере. И вот парень начал зарабатывать с низких чинов, а повышения и прочих благ добивался только своими силами. Такой подход научил Андрея отстаивать свою точку зрения и не сдаваться в сложных жизненных ситуациях.
Николай Андреевич особенно встревожился, когда узнал, что его сын собирается жениться на Наташе Ростовой. Узнав о планах Андрея, он сказал отложить свадьбу на год. Отменить решение главы семьи было невозможно. Принц предложил отпрыску отдохнуть год, поехать лечиться за границу, а потом, если это настоящая любовь, жениться на девушке. Это были последние слова Болконского.
Когда сын уходил на войну, Болконский-старший не обнимал его, не говорил напутственных слов, а просто тихо смотрел на свое чадо. Он посмотрел прямо в глаза Андрею, и тут что-то дрогнуло в нижней части лица Николая Андреевича. Наконец князь сказал сыну, что если его убьют на войне, его старческое сердце будет разбито. А потом добавил, что если бы Андрей боялся и не вел себя, как сын Николая Болконского, ему было бы стыдно за него.
Князь был строг с обоими своими детьми, но любил их больше всего на свете.
Об общественной деятельности князя Андрея
Семья Болконских в романе «Война и мир» отличается сплоченностью и единством. Все участники очень похожи друг на друга, несмотря на разницу в возрасте. Однако князь Андрей более увлечен современной политикой и общественной жизнью, он даже участвует в разработке государственных реформ. Он очень хорошо угадывает, какой тип молодого реформатора был характерен для начала царствования императора Александра Павловича.
Основные черты
Николай Андреевич (так звали старца Болконского) человек очень организованный, даже педантичный. Ему не свойственно предаваться чувствам, эмоциям, веселиться или просто предаваться безделью. Он считает это чуть ли не преступлением. Терпеть не могу глупости и суеверий. В доме все должно идти по распорядку. За свою жизнь он усвоил определенные принципы и не отступал от них ни на шаг. Его наплевательское отношение к высшему свету выражается в том, что семья живет не в столице, а в глухом поместье.
Старик тоже строг со своими крепостными. Но при этом живут хорошо, им и не надо. Княжна Марья, дочь князя, прекрасно знала, что ее отец всегда считался с нуждами народа. Поэтому она в первую очередь заботилась о крестьянах, когда возникала необходимость покинуть поместье перед лицом наступающего врага.
Его характерные черты не все положительные. К минусам можно отнести гордыню, часто яростную, которая идет рука об руку с неспособностью проявить самые распространенные человеческие эмоции. Таких, как, например, любовь к детям.
В общении со слугами и своими близкими может проявлять грубость, даже жестокость. Но все это больше характеристика темперамента, а не истинная злость или желание навредить.
Общественное положение
Герой Толстого вовсе не простой старик. За его плечами героическая биография. Княжеский титул аристократы получили от своих далеких предков, их род очень древний — даже старше царского рода. Поэтому в общении с любым дворянином Болконский чувствует себя если не выше, то, по крайней мере, на равных:
- Выдающаяся личность, он был близок с самой императрицей Екатериной II и ее фаворитом князем Потемкиным.
- При дворе его приняли еще в далекой юности, он заслужил это своими талантами, а не тем, что был карьеристом.
- Старик гордится своей личной дружбой с самим Кутузовым.
- У других вызывает чувство «страха и благоговения», «благоговейного уважения».
Считается, что изображение было скопировано Львом Николаевичем с его родного деда по материнской линии, генерала Н.С. Волконского. Как и персонаж романа, он был ярым атеистом и гордецом. Однажды он даже отправился в ссылку, но перенес ее совершенно спокойно.
Князь уходит в отставку в чине генерал-аншефа, это главнокомандующий, почти как фельдмаршал, который председательствует на собрании других генералов. Болконский-старший ненавидит карьеристов и выскочек, но в то же время хорошо относится к графу Безухову, который не является потомственным дворянином.
Сын Николая Андреевича дружит с Пьером, сыном Безухова — так «наследовали» хорошие отношения. Болконские не только знатны, но и очень богаты. Поэтому они имеют огромный вес в обществе, даже если редко туда заходят.
Происхождение, служба
Николай Андреевич происходил из рода князей Болконских, начало которому положил Рюрик. Он служил при Екатерине II и дослужился до высокого чина главнокомандующего. Кутузов был его товарищем по службе. Когда Павел стал императором, князь подал в отставку и был сослан в свое имение Лысые горы, которое находилось под Смоленском. С тех пор он жил там почти безвыездно, даже когда позже ему разрешили ездить в Петербург и Москву.
В обществе князь Николай Андреевич Болконский носит прозвище «прусский король». Так его прозвали за подражание внешности прусского короля Фридриха II (кафтан, напудренный парик, коса).
Характер персонажа
Князь Болконский на момент описываемых в романе событий был в преклонном возрасте, но Лев Николаевич решил не указывать свой точный год.
Николай Андреевич в прошлом военный. О его карьере было известно, что:
- Перед уходом в отставку он успел дослужить до офицерского звания главнокомандующего.
- Князь был одним из старейших русских полководцев и был довольно известен. В свои годы он получил прозвище «Король Пруссии» за выдающиеся заслуги в военном деле.
- Во время службы Николай познакомился с Екатериной II и князем Потемкиным. Он вспоминал, как в молодости завидовал фавориту русской императрицы. И вспомнил все слова, которые сказал ему Потемкин при первой встрече.
- Болконский был давним другом Кутузова. Они продолжали переписываться с последним.
Князь вел здоровый образ жизни и умел говорить по-французски, как и многие офицеры того времени. Он гордился своим княжеским титулом и тем, что его род мог происходить от Рюриковичей. Он также учил детей гордиться своим отчеством и происхождением.
Николай Болконский — довольно странный человек. Он очень гордый и сложный в общении, но в то же время кажется добрым и очень нравственным человеком. Ведь он воспитывает детей, прививая им высокие нравственные принципы.
Строгость и пунктуальность
Главные черты принца – строгость и пунктуальность. Николай Андреевич не привык терять время и требует того же от других. В связи с этим все обитатели его дома и слуги живут по точным правилам. Николай по-прежнему очень трудолюбив даже в преклонном возрасте. Он любит садоводство и в свободное время пишет мемуары.
Князь также любил точить табакерки и умел работать самостоятельно на станке. Он больше не принимает участия в общественной жизни, но всегда интересуется новостями. Его беспокоит все, что происходит с Россией. Во время войны с французами был главнокомандующим ополчения.
Невероятный патриотизм
Герой настоящий патриот. Он всегда чувствовал свой долг перед своей страной. Болконский — порядочный человек; в окружающих больше всего ценит трудолюбие и ум. Светские беседы, званые обеды и балы он считает бесполезными. Несмотря на то, что герой очень богатый человек, он достаточно скуп. Персонаж обладал добрым умом, был оригинален и сообразителен, поэтому окружающие часто говорили о нем «С его огромным умом». Николай смотрел на окружающих, от него трудно было что-либо скрыть.
Болконский до последнего оставался преданным своему отечеству и очень переживал по поводу французского вторжения в Россию. Смерть настигла князя 15 августа 1812 года. Солдат умер от инсульта.
В образе Николая Болконского Толстой олицетворяет всех русских патриотов того времени. Князь Андрей был похож на своего отца, такой же храбрый и решительный. Такие, как эти двое, стоят в авангарде русского народа, пока живы их потомки. Доказательство тому — внук князя Николая, названный в его честь Николенькой Болконским.
Долг перед обществом
Князь Андрей искренне удивляется, обнаружив, что его отец, живущий в глуши, прекрасно осведомлен о положении в мире и стране. Старик получает газеты, выписывается на книги, читает на нескольких языках. Его тревожит ненужная и губительная для России война за чужие интересы.
«Он был убит в сражении, в котором погибли лучшие русские люди и русская честь», — говорит он о смерти своего сына, думая, что князь Андрей был убит в 1805 году в битве при Аустерлице. Он не отделяет личную трагедию от беды Родины.
Когда на повестке дня стояла война в его собственном отечестве, князь Болконский взял на себя ответственность за организацию ополчения. Он выполняет их с таким рвением, что его сын должен защищать заблуждающихся от грубоватого старика. «Если бы я опоздал на два часа. он бы повесил диктофон в Юхнове», — делится Андрей с Пьером.
И еще: «Мой отец — один из самых замечательных людей своего времени. Но. он слишком активен. Он ужасен своей привычкой к безграничной власти. Князь Андрей точно определил главный недостаток в характере Болконского-старшего.
Стоит только добавить, что ему не приходит в голову использовать власть, которую он когда-то имел и от которой он добровольно отказался, высокое положение в обществе в корыстных целях или в угоду собственной гордыне.
Финал битвы под Аустерлицем. Ранение Болконского
ЭПИЛОГ
Прошло семь лет. Наташа выходит замуж за Пьера в 1813 году. Умирает старый граф Ростов. Николай уходит в отставку, получает наследство — долг оказывается вдвое больше имения. Он вместе с матерью и Соней поселился в Москве, в скромной квартире.
После знакомства с княжной Марьей он старается быть с ней сдержанным и сухим (мысль о женитьбе на богатой невесте ему неприятна), но между ними происходит объяснение, и осенью 1814 года Ростов женится на княгине Болконской. Они переезжают в Лысые горы; Николай умело ведет хозяйство и вскоре выплачивает долг. Соня живет в его доме; «Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому».
В декабре 1820 года Наташа с детьми жила у ее брата. Они ждут приезда Пьера из Петербурга. Приходит Пьер, приносит всем подарки. В кабинете происходит разговор между Пьером, Денисовым (он тоже в гостях у Ростовых) и Николаем, Пьер — член тайного общества; он говорит о плохом правительстве и необходимости перемен.
Николай не соглашается с Пьером и говорит, что не может принять тайное общество. При разговоре присутствует Николенька Болконский, сын князя Андрея. Ночью ему снится, что он вместе с дядей Пьером в касках, как в книге Плутарха, идет впереди огромного войска. Николенька просыпается с мыслями об отце и будущей славе.
Войска бежали такой плотной толпой, что трудно было выбраться из нее, войдя в толпу. Кто кричал: «Иди, чего медлил?» Который тут же повернулся и выстрелил в воздух; который ударил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием, выбиваясь из потока толпы влево, Кутузов пошел со свитой, сокращенной более чем наполовину, на звуки близких выстрелов.
Выбравшись из толпы беглецов, князь Андрей, пытавшийся не отставать от Кутузова, увидел на склоне горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегавших к ней французов. Русская пехота стояла выше и не двигалась ни вперед на помощь батарее, ни назад в том же направлении, что и беженцы. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из окружения Кутузова осталось всего четыре человека. Все были бледны и молча смотрели друг на друга.
«Остановите этих ублюдков!» — задыхаясь, сказал Кутузов командиру полка, указывая на беженцев; но в ту же минуту, в наказание за эти слова, как стая птиц, засвистели пули над полком и дружиной Кутузова.
Французы атаковали батарею и, увидев Кутузова, обстреляли его. Этим залпом командир полка схватил его за ногу; несколько воинов упали, и прапорщик, стоявший со знаменем, отпустил его; знамя зашаталось и упало, задержавшись на руках соседних воинов. Солдаты без команды открыли огонь.
— Ой ой! Кутузов пробормотал с выражением отчаяния и огляделся. — Болконский, — прошептал он дрожащим голосом от сознания своего старческого бессилия. — Болконский, — прошептал он, указывая на растерянный батальон и неприятеля, — что это?
Но еще не кончил он этого слова, как князь Андрей, чувствуя, как к горлу его подступают слезы стыда и гнева, уже хотел было соскочить с коня и бежать к знамени.
— Ребята, продолжайте! — крикнул он по-детски.
«Вот!» — подумал князь Андрей, схватив древко знамени и с удовольствием услыхав свист пули, явно нацеленной именно на него. Несколько солдат упали.
— Ура! — вскричал князь Андрей, едва держа в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
На самом деле, он пробежал всего несколько шагов один. Один, другой солдат тронулись в путь, и весь батальон крикнул «Ура!» побежал вперед и обогнал его. Батальонный унтер-офицер, подбежав, взял в руки князя Андрея свисающее с весов знамя, но был мгновенно убит. Князь Андрей опять схватил знамя, потащил его за оглобли и бежал с батальоном.
Перед собой он увидел наших артиллеристов, одни из которых дрались, другие бросали пушки и бежали к нему; он также видел, как французские пехотинцы хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном был уже в двадцати шагах от орудий. Он слышал над собой непрекращающийся свист пуль, а солдаты справа и слева от него беспрестанно стонали и падали.
Но он не смотрел на них; он просто смотрел на то, что происходило перед ним — на батарею. Он ясно уже видел фигуру рыжеволосого артиллериста с взведенным набок кивером, с одной стороны натягивающим банник, а с другой стороны на него натягивающим банник французский солдат. Князь Андрей уже видел явно смущенное и в то же время раздраженное выражение на лицах этих двух людей, которые, видимо, не понимали, что делают.
«Что они делают? — думал князь Андрей, глядя на них. — Почему не бежит рыжий стрелок, когда у него нет оружия? Почему француз не колет его? и заколоть его».
Еще один француз с ружьем наизготовку фактически подбежал к истребителям, и предстояла судьба рыжеволосого артиллериста, который еще не понимал, что его ждет, и с торжеством вырвал знамя. Но князь Андрей не видел, чем это закончилось.
Словно на ходу крепкой палкой один из ближайших воинов ударил его по голове, как ему показалось. Было немного больно, а главное, неудобно, потому что эта боль забавляла его и мешала видеть то, на что он смотрел.
«Что такое? Я падаю? У меня подгибаются ноги», — подумал он, падая на спину. Он открыл глаза, надеясь увидеть, чем закончилась схватка между французами и артиллеристами, желая Волосатый артиллерист убит или нет, взяты ли орудия или спасены…
Но он ничего не взял… Над ним не было ничего, кроме неба — высокого неба, неясного, но все же неизмеримо высокого, с молча ползшими по нему серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, ясно не так, как я бежал, — думал князь Андрей, — не так, как мы бежали, и кричали, и дрались; совсем не так, как француз и артиллерист, тянущие друг друга за банники, с озлобленными и испуганными лицами.
— совсем не похоже на облака, ползущие по этому высокому, бескрайнему небу. Как же я мог не видеть раньше этого высокого неба? И как я рад, что наконец узнал его. Да! все пусто, все ложь, кроме этого бескрайнего неба.Ничего,ничего,кроме него.Но даже его там нет,ничего г кроме тишины, покоя. И слава богу!..»
Читайте также: Сила духа – сочинения для 5-11 классов ОГЭ и ЕГЭ
Имение и жизненный уклад
Отставной генерал проводит остаток своей жизни в поместье. Находится в 150 верстах (160 км) от Москвы и 60 (64 км) от Смоленска. Здесь родился и вырос его сын Андрей. Вот как автор описывает родовое гнездо:
- Дом окружен аллеей, он напоминает сказочный замок «Спящий замок».
- Рядом со входом находится сторожка.
- Ворота сделаны из камня.
- На участке разбит сад, в котором растут липы и сливы.
- Есть теплица, но за ней никто не ухаживает, как и за садом.
Хозяин любит сидеть на скамейке возле дома и вдыхать аромат роз и магнолии. Овес и рожь выращивают на полях, окружающих отель.
Хозяин дома не теряет ни минуты. Даже свободное время он с пользой проводит, точа табакерки на токарном станке. Во время этого занятия он еще и педантичен — к автомату прилагается специальный кармашек для сбора фишек.
Режим для Болконского очень важен. Во всем соблюдается строго определенный порядок — даже он подходит к столу в одно и то же время. Приезд гостей или собственного сына не может нарушить нормальный ход жизни в поместье.
Но при всей внешней серьезности и даже серьезности, в глубине души Николай Андреевич Болконский добрый и высоконравственный человек. Он заботится о своих близких, переживает за судьбу своего отечества. Он очень дорожит честью своей семьи, всегда сохраняет достоинство и ведет себя осторожно.
Несмотря на то, что у принца есть все возможности спокойно наслаждаться своим заслуженным богатством и славой, он этого не делает. Старик не предается пьянству и разврату, как и другие, он постоянно занят чем-то полезным. Эту жажду деятельности, стремление принести пользу другим он передал своим потомкам.
Сочинение на тему: ОБРАЗ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
ОБРАЗ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
В романе Л. Толстого «Война и мир» более пятисот героев. И один из самых колоритных и запоминающихся персонажей произведения — старый князь Болконский. Л. Толстой говорит о нем: «Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, в свете прозванный прусским королем, с того времени, как Павел был сослан в деревню, безвыездно жил в своих Лысых Горах с дочерью своей, княжной Марьей , и со своим спутником.
И в новом правительстве, хотя ему и разрешили въезжать в столицы, он тоже продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что если он кому нужен, то доедет за сто пятьдесят верст от Москвы до Лысых гор, и что он не нуждается ни в ком и ни в чем».
Автор пишет о мировоззрении своего героя: «Он сказал, что есть только два источника человеческих пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Для того чтобы развить в своей дочери, княгине Марье, главные добродетели, старый князь Болконский сам «давал уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в непрерывных занятиях».
Сам князь презирал праздный образ жизни, а потому был «постоянно занят или сочинением мемуаров, или вычислениями по высшей математике, или точением табакерок на станке, или работой в саду и наблюдением за строениями, которые не прекращались в его имении».
Старый князь Болконский — мудрый хозяин. Он «делал все свои дела обдуманно, неторопливо и с высочайшей степенью аккуратности, хотя сам никогда не вникал в подробности и ничего непосредственно не наблюдал. Все делалось из офиса через менеджера, архитектора и т.д.»
Ярким примером трудолюбия типичного крепостного хозяина является тот факт, что автор как бы проходит мимо: одной из двухсотдушных деревень, принадлежавших старому князю Болконскому, «было приказано доставить камень и бить кирпичи, и длилась эта работа восемнадцать лет».
В своей повседневной жизни и деятельности старый князь придерживается «стройного распорядка», которому «ничто не могло помешать». «В точно назначенное время старый княжеский камердинер Тихон впустил князя Андрея в кабинет отца». Ни минутой раньше! И это при том, что князь Андрей в тот день ушел в войско.
В таких сценах старый князь предстает перед нами бесстрастным, эксцентричным и почти жестоким стариком. Он кажется слишком строгим и суровым не только по отношению к своим детям, но и по отношению к окружающим. Однако Л. Толстой делает по этому поводу следующую оговорку: «С окружающими его людьми, от дочери до слуг, князь был суров и всегда требователен, а потому, не будучи жестоким, он внушал страх и уважение к себе, что он не легко мог добиться самого жестокого человека.
Просто старый князь Болконский придерживался мнения, что «главным условием деятельности является порядок», и поэтому этот «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Будучи старым военным в своей карьере, он не знал других принципов взаимоотношений, кроме построенных на криках грозных командиров и постоянных расправах с подчиненными.
Отголосок прежней армейской службы с ее строгим распорядком заметен еще и в том, что выходы старого князя к столу совершались в таких же постоянных условиях, и не только в один и тот же час, но и в минуту».
Строгость, требование «стройного распорядка», доведенного «до последней степени аккуратности», отступает, так сказать, на второй план после назначения главнокомандующим ополчением старого князя Болконского. Бескорыстный патриотизм и беззаветное служение Родине становятся определяющими в его жизни.
Старый князь, «несмотря на свою старческую слабость.., не считал себя вправе отказаться от того положения, на которое он был назначен самим государем, и эта деятельность, вновь открывавшаяся ему, пробуждала и укрепляла его».
Старый князь Болконский еще больше преображается, получив тревожное известие о вторжении в Россию французской армии. Мы видим, насколько сильно у него чувство долга и воинской чести. Когда он узнал, что французы вошли в Смоленск, он наотрез отказался покинуть родовое имение и даже попытался вооружить своих слуг и крестьян, чтобы встретить врага по-русски.
Но судьба распорядилась иначе, и старый князь Болконский, пораженный параличом, умирает на руках дочери, княгини Марьи. Его смерть накануне Бородинского сражения символизирует, так сказать, отмирание старой России с ее старыми порядками. На них должны возникнуть новые отношения с обновленной Россией, которые будут принадлежать молодым силам.
На этой странице искали :
- смерть старого князя Болконского
- старый князь Болконский
- Образ старого князя Болконского
- смерть старого князя болконского анализ
- смерть старого князя болконского анализ эпизода
Принцесса остается с отцом, который хочет защитить свою страну, но у него случается инсульт. В Лысых горах становится опасно, и больной отец с княжной Марьей переезжают в Богучарово. Девушка воображает свое освобождение, но все это осуждает в себе как дьявольское искушение.
Княжна Марья подбежала к нему и в игре кружочков падающего света сквозь тень липовой аллеи не могла дать себе отчета в том, какая перемена произошла в его лице. Она увидела, что его прежнее строгое и решительное выражение лица сменилось робостью и покорностью. Увидев дочь, он шевельнул беспомощными губами и сильно зашипел.
Невозможно было понять, чего он хотел. Его принесли, отнесли в кабинет и положили на диван, которого он так боялся в последнее время. Приведенный врач в ту же ночь истек кровью и сообщил, что князь получил удар в правый бок, оставаться в Лысых горах становилось все опаснее, и на следующий день после боя князя увезли в Богучарово.
Доктор пошел с ними. Когда они приехали в Богучарово, Десаль и Маленький принц уже уехали в Москву».
Хромой принц выражает некоторое беспокойство. Княжна Марья понимает, что он хочет ей что-то сказать.
«Но она никогда не была так грустна, никогда не было так ужасно потерять его. Она помнила всю свою жизнь с ним и в каждом его слове и поступке находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями в ее воображение врывались искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь.
Но она с отвращением отгоняла эти мысли. Утром было тихо, и она заснула, проснулась поздно. Откровенность, приходящая с пробуждением, ясно показала ей, что больше всего занимало ее в болезни отца. Она проснулась, прислушалась к тому, что было за дверью, и когда услышала его стон, то со вздохом сказала себе, что все равно.
Чего я хотел? Я хочу его смерти! крикнула на себя отвращение, оделась, умылась, помолилась и вышла на крыльцо. К оружейной подгоняли безлошадные повозки, в которые упаковывали вещи Утро было жаркое и серое. Княжна Марья остановилась на крыльце, не переставая ужасаясь своей душевной мерзости, и старалась собраться с мыслями, прежде чем войти к нему.
Доктор спустился по лестнице и подошел к ней. «Сегодня ему лучше», — сказал доктор. — Я искал тебя. Кое-что из того, что он говорит, понять можно, голова свежее. Пойдем. Он зовет тебя..».
Она догадывается, что князь говорит, как болит его душа, что все его мысли о ней. Плачет старый князь. Второй удар приходит к нему, и он умирает. Княжна Марья испытывает сильнейшую любовь к отцу и казнит себя за то, что желала его смерти.
«Княжна Марья вошла к отцу и подошла к постели. Он лежал высоко на спине, с маленькими скрюченными руками, покрытыми сиреневыми узловатыми венами, на ковре, с прямым левым глазом и прищуренным правым, с неподвижными бровями и губами. Он был весь такой худой, маленький и несчастный. Его лицо, казалось, сморщилось или расплавилось, сморщенные черты.
Княжна Марья подошла и поцеловала ему руку. Его левая рука сжала ее руку, так что было ясно, что он ждал ее очень долго. Он дернул ее за руку, его брови и губы сердито шевельнулись.
Она испуганно посмотрела на него, пытаясь угадать, чего он от нее хочет. Когда она сменила позу и переместилась так, что левый глаз мог видеть ее лицо, он успокоился, не сводя с нее глаз несколько секунд. Потом его губы и язык шевельнулись, послышались звуки, и он стал говорить, тревожно и умоляюще глядя на нее, видимо боясь, чтобы она не поняла его.
Княжна Марья, напрягая все силы своего внимания, смотрела на него. Шуточная работа, с которой он перекатывал язык, заставила княжну Марью потупить глаза и с трудом подавить подступавшие к горлу рыдания. Он что-то сказал и несколько раз повторил слова. Княжна Марья не могла их понять; но она старалась угадать, что он сказал, и вопросительно повторяла сказанные им слова.
— Гага — драться. драться… — повторил он несколько раз…
Этих слов было невозможно понять. Доктор подумал, что угадал, повторил слова и спросил: боится ли царевна? Он отрицательно покачал головой и повторил то же самое снова…
— Душа моя, душа болит, — догадалась и сказала княжна Марья. Он застонал в подтверждение, взял ее руку и начал прижимать ее к разным местам на своей груди, словно искал для нее настоящее место.
— Все мысли! о вас… мысли, — он говорил гораздо лучше и яснее, чем прежде, теперь, когда был уверен, что его поняли. Княжна Марья прижалась головой к его руке, стараясь скрыть свои рыдания и слезы.
Он провел рукой по ее волосам.
— Я звонил тебе всю ночь… — сказал он.
— Если бы я знала… — сказала она сквозь слезы. — Я боялся войти.
Он взял ее за руку.
— Ты не спал?
— Нет, я не спала, — сказала княжна Марья, отрицательно покачивая головой. Невольно повинуясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и, так сказать, тоже с трудом перекатывая язык.
— Дорогая… — или — друг мой… — не могла понять княжна Марья; но, вероятно, по выражению его взгляда было сказано какое-то нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. — Почему ты не пришла?
— А я желал, желал его смерти! подумала княжна Марья. Он сделал паузу.
— Спасибо тебе. доченька, друг. за все, за все. прости. спасибо. прости. спасибо! .. — И слезы потекли из его глаз. — Позови Андрюшу, — сказал он вдруг, и что-то детски тревожное и недоверчивое выразилось на лице его при этой просьбе. Он как будто сам знал, что его требование бессмысленно. Так, по крайней мере, казалось княжне Марье.
— Я получила от него письмо, — ответила княжна Марья.
Он посмотрел на нее с удивлением и беспокойством: «Где он?» — Он в армии, mon père, под Смоленском потом утвердительно, как бы в ответ на свои сомнения и в подтверждение того, что он теперь все понял и вспомнил, кивнул головой и открыл глаза.
— Да, — сказал он четко и тихо. — Россия мертва! Сломанный! И он снова зарыдал, и слезы потекли из его глаз. Княжна Марья не могла больше сдерживаться и тоже плакала, глядя ему в лицо.
Он снова закрыл глаза. Его рыдания прекратились. Он сделал знак рукой к глазам; и Тихон понял его и утер слезы.
Потом он открыл глаза и сказал что-то такое, чего долго никто не мог понять, и наконец понял и передал только Тихону. Княжна Марья искала смысл его слов в том настроении, в каком он говорил минуту назад. То она думала, что он говорит о России, то о князе Андрее, то о ней, то о ее внуке, то о его смерти. И из-за этого она не могла угадать его слов.
«Надень свое белое платье, оно мне нравится», — сказал он.
Княжна Марья поняла эти слова и зарыдала еще громче, а доктор взял ее под руку, вывел из комнаты на террасу и уговорил успокоиться и приготовиться к отъезду. После того, как княжна Марья ушла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, сердито дернул бровями, стал повышать хриплый голос, и с ним пришел второй и последний удар.
Княжна Марья остановилась на террасе. День прояснился, было солнечно и тепло. Она ничего не могла понять, ничего не думать и ничего не чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой она не знала до этого момента. Она выбежала в сад и, рыдая, сбежала к пруду по молодым липовым дорожкам, посаженным князем Андреем.
«Да.. Я.. Я.. Я. Я хотела, чтобы он умер. Да, я хочу, чтобы это скорее кончилось… Я хотела успокоиться… Но что же со мной будет? когда он уйдет, — пробормотала княжна Марья громко…»
Две семьи в романе
Тем интереснее сравнить семьи Болконских и Ростовых. Первые вели одинокую, замкнутую жизнь, были строги, резки, немногословны. Они избегали светских развлечений и ограничивались обществом друг друга. Последние, наоборот, были общительны, гостеприимны, веселы и жизнерадостны. Тем показательнее тот факт, что Николай Ростов в итоге женился на княгине Марье, а не на Соне, с которой его связывала детская любовь. Должно быть, они не смогли лучше разглядеть хорошие качества друг друга.
Семья Болконских:
Чтобы сделать выводы о семье Болконских из романа Льва Толстого «Война и мир», нужно познакомиться с каждым ее членом в отдельности, узнать его характер и привычки. Итак, начнем.
Князь Николай Болконский
Николай Андреевич Болконский — отец рода Болконских, генерал в отставке. Судя по описанию автора, это уже пожилой мужчина, хотя его точный возраст в романе не указан.
На протяжении всего произведения герой производит неприятное впечатление, потому что, хотя он и очень умен и богат, но очень скуп, к тому же в его поведении заметны некоторые странности.
Николай Андреевич часто вымещает свой гнев на дочери Марье. Князь Болконский неприятен еще и тем, что свой своеобразный, граничащий с безумием характер он подкрепляет неверием в Бога. Жизненная позиция героя ясна из этой цитаты: «Он сказал, что есть только два источника человеческих пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Но куда поведет ум, движимый злобой и ненавистью?
Но хоть князь Болконский и кажется дерзким, перед смертью он осознает ошибки, допущенные по отношению к дочери, и просит у нее прощения.
У героя романа двое детей: дочь Мария и сын Андрей, а также внук по имени Николенька. С их фото читатель познакомится в этой статье.
Андрей Болконский – сын князя Николая
В отличие от своего сурового отца Андрей обладает положительными качествами, которые постепенно, на протяжении всей жизни превращаются во зрелого мужчину. Сначала гордый и жесткий, с годами он становится мягче, сдержаннее.
Кроме того, этот персонаж обладает не только силой воли, но и склонностью к самокритике.Не лишним будет упомянуть и об отношении Андрея Болконского к крестьянам, из которых у одних он заменяет барщину оброком, а других отпускает в «вольные земледельцы».
Служба в армии послужила серьезным поводом для перемен в характере молодого человека. Если герой романа вначале, отправившийся на войну с Наполеоном, жаждал получить признание и почести, то постепенно его отношение к этому вопросу меняется.
Разочаровавшись в своем бывшем кумире Наполеоне, он решил, вернувшись домой, посвятить себя семье. Впрочем, подобные испытания пришлось пережить Болконскому не в последний раз. 1812 год стал роковым для юного Андрея, так как он был смертельно ранен в Бородинском сражении. Перед уходом в вечность герой «испытывал сознание отчуждения от всего земного и радостную и странную легкость бытия».
Мария Болконская – дочь Николая
Она очень богатая и знатная дама. Автор описывает ее как очень некрасивое лицо, с тяжелой походкой, слабым телом, но с красивыми глазами, в которых сияли любовь и печаль: «глаза княжны, большие, глубокие и блестящие (словно лучи тепла) иногда свет исходил от них в тени), были так хороши, что очень часто, несмотря на уродство всего лица, эти глаза становились привлекательнее красоты…”
Что касается характера княжны Марии, то она была девушкой чистой, невинной, доброй, спокойной и кроткой, к тому же умной и образованной. Еще одно качество отличает девушку: вера в Бога. Она сама признается, что религия может объяснить нам то, чего человек не может понять без ее помощи…”
Мария Болконская – женщина, готовая пожертвовать личным счастьем во благо другого. Итак, узнав, что мадемуазель Бурьенн (о ней речь пойдет ниже) тайно встречается с Анатолем Курагиным, она решает устроить их брак. Естественно, из этого ничего не выходит, но такое действие только подчеркивает положительные качества героини.
Лиза Болконская, маленькая княгиня
Лиза Болконская была женой Андрея Болконского, а также племянницей генерала Кутузова. У нее миловидное лицо, очень милая, веселая, улыбчивая женщина, но князь Андрей недоволен ею, хотя и называет ее прилюдно красивой. Возможно, причина кроется в том, что Лиза любит «глупое светское общество», к которому Болконский испытывает антипатию, а может быть, в нем не проснулись чувства к молодой жене, но ясно одно: жена раздражает Андрея все больше и больше.
К сожалению, принцессе Лизе так и не довелось испытать счастья материнства: при первых родах, к ужасу мужа, она умерла. Сын Николенька остался полусиротой.
Николенька Болконский
Он родился в 1806 году. К сожалению, его мать умерла при родах, поэтому мальчик «жил с няней и няней Савишной на половине покойной княгини, а княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя маму своей маленькой племянник, как могла…”
Ребёнка, как и её собственного, воспитывает княжна Марья, всей душой привязавшаяся к нему. Она сама учит мальчиков музыке и русскому языку, а по другим предметам для него нанимают учителя по имени мсье Десаль из Швейцарии. Бедный мальчик пережил тяжелое испытание в семилетнем возрасте, ведь на его глазах умер отец.
После перерыва в описании вы снова можете встретить Николеньку на страницах романа. Теперь это уже пятнадцатилетний подросток, «…кудрявый, болезненный мальчик, с блестящими глазами, никем не замеченный сидел в углу, и только повернул курчавую головку на тонкой шее, и вышел из отложные воротники…”
Хотя Николай со временем забывает образ родного отца, он всегда вспоминает его с грустью и радостью. Его лучший друг — Пьер Безухов, к которому он особенно привязан.
Княжна Марья до сих пор беспокоится о своем подросшем племяннике, потому что он очень тревожен и тревожен, по-прежнему спит с лампой и стесняется в обществе.
Отношения с детьми
У Николая Андреевича двое детей — Андрей и Мария (Мария). Они воспитываются в аскетической строгости, потому что отец часто суров без видимой причины. Не признавая христианского Бога, Болконский-старший тем не менее сумел привить детям глубокое чувство нравственной чистоты, ответственное отношение к семье и данному слову. Об этом можно судить по откровениям князя Андрея, которыми он делится со своим другом Пьером.
Брак — не для всех
В то же время старик не совсем положительно относится к институту брака как таковому. Он совершенно глух к переживаниям сына по поводу капризов жены Лизы и может только сказать, что «они все такие». Затем он не принимает его чувства к Наташе Ростовой и хочет сорвать второй брак своего наследника. Требуется подождать год до свадьбы, чтобы проверить чувства молодых.
Как показывает время, старик все же оказывается прав. Молодая невеста разрывает помолвку, так как не в силах дождаться своего возлюбленного, а он отправился на войну защищать отечество! Тем временем Наташа заводит роман с Анатолем Курагиным, известным повесой.
Отец Андрея Болконского совершенно не помогает ему продвигаться по карьерной лестнице, хотя такая возможность у него есть. Его сын начинает службу с самых низов и достигает высокого положения совершенно самостоятельно. Он отправляется на войну адъютантом Кутузова.
Марья — служанка или дочь
Сестра Андрея постоянно живет с отцом в их имении Лысые горы. Она помогает старику вести домашнее хозяйство. В общем, принцесса — что-то вроде девушки на побегушках. Она исполняет все прихоти отца, и полностью избегает светской жизни.
Дочь не имеет привлекательной внешности, о чем ей постоянно напоминает отец. Он буквально угощает девушку своими придирками даже на глазах у посторонних. Как бы намеренно вызывая в ней чувство неполноценности.
Может быть, поэтому княжна Марья долго не могла выйти замуж. Она совершенно лишена обычного женского кокетства, так как не участвует в балах и других светских развлечениях. Принц так же строг с дочерью, как и с сыном, и позволяет себе высмеивать ее религиозность.
Старик не хочет жениться на Марье, так как не верит, что она может найти счастье в союзе с мужчиной. Есть продолжатель рода, это внук Николеньки, оставшийся после смерти Лизы, жены Андрея. Читатели знают, что принцесса еще найдет свое счастье и станет мамой. Но смотреть, как она страдает на протяжении всей истории, не всегда приятно.
Ведь это умная, образованная и добрая женщина, которая не заслужила такого обращения. Особенно со стороны собственного отца.
Образ Николая Андреевича в контексте эпохи
Семья Болконских в романе «Война и мир» интересна тем, что в нем автор показал, как и чем жило мыслящее общество в начале XIX века. Отец семейства — потомственный военный, и вся его жизнь подчинена строгому распорядку. В этой картине сразу угадывается типичный образ старого дворянина времен Екатерины II.
Он человек прошлого, 18 века, а не нового. Сразу заметно, насколько он далек от политической и общественной жизни своего времени, кажется, что он живет старыми укладами и привычками, более уместными для предыдущего царствования.
Место в обществе
Семья Болконских, характеристики которой так важны для понимания смысла романа, занимала видное положение в высшем свете. Князь Андрей вел довольно активную светскую жизнь, по крайней мере, до тех пор, пока не разочаровался в карьере реформатора. Служил адъютантом Кутузова, активно участвовал в боевых действиях против французов. Его часто можно было увидеть на светских раутах, приемах, балах.
Тем не менее, с первого же его появления в салоне известной светской дамы читатель сразу понимает, что в этом обществе он не свой человек. Держится немного на расстоянии, не очень разговорчив, хотя, видимо, интересный собеседник. Единственный человек, с которым он сам изъявляет желание вступить в разговор, — это его друг Пьер Безухов.
Сравнение родов Болконских и Ростовых еще больше подчеркивает самобытность первых. Старый князь и его юная дочь вели весьма уединенный образ жизни и почти не покидали своего имения. Тем не менее Марья поддерживала связь с высшим светом и переписывалась со своей подругой Жюли.