- Виды сравнений
- Прямое
- Косвенное
- Бессоюзное
- Отрицательное
- В.М. Шукшин «Экзамен»
- Самовоспитание
- И.С. Тургенев «Бирюк»
- Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей
- Предложения с придаточными изъяснительными
- Предложения с придаточными определительными
- Предложения с придаточными образа действия
- Предложения с придаточными меры и степени
- Предложения с придаточными места
- Предложения с придаточными времени
- Предложения с придаточными цели
- Предложения с придаточными причины
- Предложения с придаточными уступительными
- Предложения с придаточными условными
- Предложения с придаточными следствия
- Человечность
- Настоящее искусство
- Эпитеты к слову «личность»
- Сравнение — стилистическая фигура речи
- Э. По «Падение дома Ашеров»
- Народная мудрость
- А.П. Платонов «Юшка»
- М.А. Булгаков «Морфий»
- Совесть
- Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
- Преданность
- Ответственность
- О де Бальзак, «Отчаяние влюбленного»
- Аргументы
- О. Генри «Последний лист»
- О. Уайльд «Замечательная ракета»
- Материнская любовь
- Благородство
- Внутренний мир
- Примеры метафор из художественной литературы
- Метафоры из русского фольклора
- Метафоры в произведениях С.А. Есенина
- Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
- Метафоры в произведениях А.А. Фета
- Способы создания сравнения
- Отношение автора к проблеме
- Взаимовыручка
Виды сравнений
Филологическая классификация выделяет два основных типа. Кроме них, по разным данным, отмечают два и более вида сравнений.
Вид | Примеры |
Главный | |
Прямой | А теперь она спала. Она заснула, не проснувшись. Как спящая красавица. Как февральский медведь. (С. Сахарнов, Путешествие по треугольнику») Облака мчались по небу, как бешеные собаки на пикнике. |
Косвенно | Сосед казался волком тем, кто подходил к его воротам. Извивается, как змея, как змея, и манит к себе странным видом. (Т. Шаов, Былина на эстраду) |
Дополнительный | |
Не союз | Твое имя — птица в твоих руках. (М. Цветаева) Этот перекресток — ловушка для неопытного водителя. |
Отрицательный | Это не туча, застилающая горизонт, это половецкие полки, идущие на Русь. |
Помимо перечисленных, исследователи упоминают:
Расширенное Второе имя — Гомер, так как «Илиада» и «Одиссея» также полны примеров. Суть этого типа в том, чтобы отклониться от сюжета рассказа и даже от описываемого предмета настолько, насколько позволяет фантазия автора.
- Все в ней дышало покоем и покоем, как дышит ими теплый летний день, наполненный солнцем и ароматом луговых трав, слегка покачивающихся под невесомым дыханием теплого полуденного ветерка.
Наречие Использование наречия для действия.
Мы рычали и мычали, лаяли по-собачьи…
(А. Барто, Игра в стадо)
Родительный падеж Тип, использующий родительный падеж существительного вместо родственных конструкций.
- Посетитель передвигался по магазину с грацией слона. (То есть грация, как у слона.)
Что такое инверсия в литературе. Примеры инверсии…
Прямое
Прямое сравнение – привычная форма в литературе и быту. Выражается с помощью сравнительных союзов.
- Ветер выл в трубах, как грешник в аду.
- Олень застыл на краю обрыва, как статуя.
- Белые лепестки упали с увядающих вишен и покрыли траву, как снег.
- Старый — такой маленький, знай, присматривай за ним.
- Сосульки блестели на солнце, как драгоценные камни.
- Платье выглядело легче и воздушнее облака.
Часто используемые в речи союзные конструкции вошли в состав устойчивых словосочетаний, потеряв при этом запятую перед сравнительным союзом:
- здоров как бык;
- хитрый как лиса;
- смелый как лев.
В предложениях союзные конструкции выполняют функции сравнительного предложения или входят в состав сказуемого. В предложениях, содержащих сказуемое со сравнением, запятая перед сравнительным союзом не ставится.
- Деревья похожи на стройные колонны.
Косвенное
В этой форме вместо родственных оборотов используется непредложная форма творительного падежа существительного. Взаимозаменяемы прямым сравнением при условии сохранения в языке именительного падежа употребляемого существительного.
- Какого попугая ты нарядил. — Одет как попугай.
- На радостях Сергей вихрем пронесся по коридору. — Сергей вихрем пронесся по коридору.
- Новоиспеченный председатель прошел фьордом впереди своих изумленных коллег. (Замена невозможна из-за утраты в языке древнего названия буквы Ф — ферт. Именно с ней сравнивали человека, держащего, вопреки этикету, руки в карманах.)
Бессоюзное
Несоюзное сравнение входит как именная часть в составное именное сказуемое. В отличие от прямого, употребляемого в той же роли, оно не присоединяется к сравнительной ассоциации, чем и объясняется название.
- Язык соседа подобен укусу змеи.
- Комары в этом лесу — настоящие вампиры.
Отрицательное
Этот тип основан не на сравнении, а на противопоставлении. Народная поэзия богата негативными вариантами, из которых они перекочевали в авторское творчество, стилизованное под народный стиль, в том числе и в детскую литературу.
Это не лед трещит, не комариный визг — это кум и кум щуку тянут.
(Народная песня)
Не ветер ветку гнет, не дубовый лес шумит — тогда сердце мое стонет…
(С. Стромилов, Лучина)
В.М. Шукшин «Экзамен»
Студент опаздывает и не готов к экзамену по литературе. Ему попадается билет на «Слово о полку Игореве». Профессор спрашивает студента, как князь Игорь оказался в плену. Оказывается, сам студент был в плену во время войны.
Самовоспитание
- Александр Чацкий, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», не только получил хорошее образование, но и развивался (читал книги, путешествовал). Это позволяло ему впитывать современные идеи Просвещения и быть носителем новых веяний. Он единственный человек будущего из всех персонажей пьесы.
- Катерина, героиня фильма В. Меньшего «Москва слезам не верит», приехала в столицу юной и наивной барышней. Она страстно влюбляется, но избранник уходит от нее, несмотря на беременность. Но Катерина не сдается, она занимается самообразованием и воспитанием дочери, делает успешную карьеру, а потом встречает настоящую любовь. Самообразование всегда приносит успех.
- Петр I – правитель, который совершил в России технологическую революцию, выведя ее на новый уровень. Однако он не просто заставлял других получать образование и самосовершенствоваться. Сам император постоянно учился и узнавал новое, доводил себя до уровня просвещенных европейцев по знаниям и навыкам.
И.С. Тургенев «Бирюк»
Тургенев описывает отчаяние бедняков, вынужденных воровать дрова из господского леса. Лесник после поимки бедняков оказывается перед трудным нравственным выбором: честное выполнение своего труда или человеколюбие?
Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей
Придаточная объяснительная часть относится в основном предложении к словам со значением речь (говорить, рассказывать, спрашивать, отвечать), мысли (думать, решать), чувства (пожалуйста, обидеться, рассердиться). Она «объясняет» (интерпретирует, раскрывает их смысл) и отвечает на вопросы случая что? о чем? как? какие?
Предложения с придаточными изъяснительными
Я стал ждать скорого восхода солнца (И. Никитин).
Посмотрите, как зеленеет роща, залитая палящим солнцем (Ф. И. Тютчев)
Я уверял себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни (К. Паустовский).
Этот вид сложноподчиненных предложений подробно с примерами рассмотрен в статье «Примеры сложноподчиненных предложений с пояснительной придаткой».
Предложения с придаточными определительными
Придаточное придаточное предложение объясняет слово с подлежащим значением в главном предложении и отвечает на вопросы что? какие? кто?
Я люблю не теплые страны, где видны крылатые пальмы, а эти серые туманы и мохнатые сосновые лапы (Кежун).
Дай дело, чтобы сердце горело и не знало покоя (Лев Ошанин).
Смотрите еще примеры сложных предложений с придаточным предложением из художественной литературы.
Предложения с придаточными образа действия
Этот тип предложения относится к указательному слову «так» в главном предложении и указывает, как выполняется действие.
Вы должны прожить свою жизнь так, чтобы потом не за что было краснеть.
Она говорила так, как будто держала что-то за щекой.
Продолжим знакомиться с примерами сложноподчиненных предложений с придаточным модусом действия из художественной литературы.
Предложения с придаточными меры и степени
Придаточные меры и степени относятся к указательным словам «так», «такой», «настолько», «настолько», «до того», указывают на степень проявления признака, качества, действия и отвечают на вопросы, в какой степени ? Сколько? сколько?
Биатлонистка Дарья Домрачева преодолела дистанцию быстрее, чем ожидали журналисты.
Время шло медленнее, чем дождевая вода, капающая в бочку с крыши.
Дождь шел так быстро, что земля в саду под яблонями не успела как следует промокнуть.
Предложения с придаточными места
Придаточные места относятся к наречиям «там», «там», «оттуда», «везде», «везде», «отовсюду» или обстоятельствам места и отвечают на вопросы где? куда? куда?
Там, где люди борются с метелями, наш молодой город поднимется над тайгой (М. Исаковский).
Куда ведет прямой путь, туда не идут по кривой.
Где нет знаний, там нет мужества.
Где дерево срублено, там оно и падает.
Предложения с придаточными времени
Времена объясняют основное предложение целиком и отвечают на вопросы когда? сколько? с каких пор?
С заходом солнца мы отправились обратно на бивуак.
Как только наступил рассвет, туристы отправились в путь.
Пока я умею дышать, я буду двигаться вперед (Лев Ошанин).
Предложения с придаточными цели
В придаточном предложении цели указывается цель и, самое главное, предпосылка, обеспечивающая достижение поставленной цели. Из главного предложения задаем вопросы к нему с какой целью? Почему? для чего?
Дети остались в школе после уроков, чтобы поиграть в волейбол.
Наконец, смутившись и покраснев, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом.
Мне нужен мир, чтобы во всей моей стране никогда не было военного огня (А. Безыменский).
Предложения с придаточными причины
причинное предложение указывает причину того, о чем говорит главное предложение, и отвечает на вопросы почему? от чего? по какой причине?
Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ведь из малого строится большое.
Возможно, Блок искал эту тишину и близость моря, потому что оно возвращает покой беспокойному человеческому сердцу (К. Паустовский).
Он одинаково плохо владел всеми европейскими языками и в разговорах постоянно их путал, коверкал слова, может быть, немного нарочно, так как в каждом акробате всегда есть маленький клоун (Александр Куприн).
Предложения с придаточными уступительными
Действие в главном предложении происходит вопреки тому, что сказано в придаточном предложении. Приключенческая задача все равно отвечает на вопросы? в отличие от чего?
Человек должен много работать, кем бы он ни был (А. Чехов).
Хотя утро было прекрасным, мы не так рано ушли (С. Аксаков).
Пусть волна океанская шумит, гранитная скала не упадет (М. Лермонтов).
Как бы ни был прозрачен стеклянный потолок, это не ясное небо (В. Гаршин).
Предложения с придаточными условными
Дочерняя условная секция содержит условие, при котором развивается событие, указанное в основной секции.
Вы должны посвятить свою жизнь Отечеству, если хотите навсегда остаться честным человеком (Фонвизин).
Если по-русски, то скроено, и в поле один богатырь (Пословица).
Когда зря потерял минуту, мне себя жалко (С. Островой).
Предложения с придаточными следствия
Подчиненные последствия указывают на результат, результат, вытекающий из того, о чем идет речь в основной части. От главной части к придаточной задается вопрос, что получилось?
Деревня Уклеево находилась в ущелье, поэтому с шоссе и со станции были видны только колокольня и трубы хлопчатобумажной фабрики… (А. Чехов).
Не было ни единого облака, вследствие чего небосвод казался голубой хрустальной чашей (А. Чехов).
Тихий звук снаружи не доходил до комнаты, так что биение маятника в этой тишине казалось сильным звуком (Л. Толстой).
Человечность
- Жители Каперны из повести А. Грина «Алые паруса» безжалостно и бесчеловечно обращаются с Ассоль из-за его отца Лондгрена. Мужчина после потери жены стал замкнутым и перестал общаться с горожанами. А вот маленькой Ассоль нужна компания для игр, дружба со сверстниками. Однако родители настроили детей против нее, и она осталась одна. За бесчеловечное обращение Ассоль была вознаграждена романтическим счастьем с Греем.
- Джон Коффи, приговоренный к смертной казни преступник, из фильма «Зеленая миля» Ф. Дарабонта, учил человечности своего надзирателя Пола Эджкомба. Иоанн вылечил Павла, их знакомство показало, что не все ясно в букве закона, и не всегда следует ему следовать.
- Газеты и журналы часто рекламируют поголовье, ожидающее новых хозяев. Эти рассказы о бесчеловечности людей, которые вовсе не несут ответственности за тех, кого приручили, но учат читателей оставаться людьми в образе животных.
Настоящее искусство
- В рассказе В. Шукшина «Мастер» рассказывается о непревзойденном плотнике Семке Рыси, который пытается восстановить красивейший храм. Герой чувствует настоящее искусство, мастер видит мастера издалека. Но у чиновничьей машины такого смысла нет, красивая церковь не является исторической ценностью, поэтому и восстанавливать ее нечего. Неспособность помочь настоящему искусству рождает в сердце Семки тоску и разочарование.
- Фильм О. Даана «Жизнь в розах» рассказывает о творческом пути Эдит Пиаф. Певица начинала в трущобах, но покорила самые известные концертные залы. Жизнь Пиаф – это служение музыке, ради которой она пожертвовала и своим личным счастьем. Ее песни до сих пор известны, потому что относятся к настоящему искусству.
- Певец Муслим Магомаев ушел со сцены на пике своей популярности, потому что не хотел предавать настоящее искусство и заставлять публику видеть возрастное увядание своего голоса. Он был чрезвычайно популярен, и песни исполняются до сих пор (хотя никто не может петь лучше), но Магомаев не мог использовать свою былую славу, не мог предать музыку.
Эпитеты к слову «личность»
Авторитетный, благородный, выдающийся, героический, исключительный, исторический, колоритный, независимый, неповторимый, обаятельный, одаренный, самобытный, привлекательный, самобытный, яркий, свободолюбивый, творческий, яркий, артистичный, возвышенный, впечатлительный, блестящий, избранный, благородный, щедрый, утонченный, изящный, музыкальный, поэтический, талантливый, тонкий, утонченный, артистичный, чувствительный, эстетический, заячий, сломленный, кремневый, огненный, расхлябанный, самоучка, активный, беспокойный, бесстрашный, богатый, веселый, боевой, чудаковатый, властный, властолюбивый, волевой, восприимчивый, гибкий, глубокий, деспотичный, дикий, живой, веселый, загадочный, запутанный, исключительный, ищущий, испепеляющий, сильный, властный, напористый, мужественный, непокорный, настойчивый, замечательный, независимый, буйный, несдержанный, непонятный, беспокойный, нервный, непреклонный, беспокойный, неугомонный, неуравновешенный, неутомимый, общительный, открытый, оптимистичный, отзывчивый, подвижный, простодушный, непосредственный, импульсивный, нетерпеливый, разносторонний, редкий, решительный, русский, самобытный, независимая, свободная, сдержанная, искренняя, славянская, сильная, сложная, смелая, настойчивый, страстный, экстравагантный, настойчивый, темпераментный, титанический, требовательный, увлекающийся, упрямый, фанатичный, фанатичный, цельный, цыганский, чистый, чуткий, щедрый, чувственный, чуткий, широкий, экстравагантный, эксцентричный, эмоциональный, энергичный, деликатный, энергичный.
Апатичный, безвольный, вялый, гнилой, замкнутый, инертный, ледяной, ленивый, трусливый, мертвый, мечтательный, мягкий, поверхностный, нелюдимый, черствый, уступчивый, покорный, раболепный, задумчивый, тревожный, распущенный, слабый, созерцательный, спокойный, сухой, глупый, одинокий, флегматик, флегматик, холодный, бесстыдный, мерзкий, уголовный, мерзкий, непривлекательный, низменный, ничтожный, противный, противный, подозрительный, мерзкий, уголовный, пальчатый, противный, серый, гладкий, волчий, амбивалентный, сомнительный, дерзкий, дубовый, задушевный, едкий, безумный, скотский, избалованный, коварный, хитрый, мелочный, мелочный, нечестный, упрямый, подозрительный, вульгарный, раздражительный, эгоистичный, сварливый, тщеславный, узкий, хищный, бесчувственный, честолюбивый, корыстный, погруженный в себя.
Сравнение — стилистическая фигура речи
Между теми или иными предметами и явлениями реальной жизни могут быть установлены уравнительные отношения, что является сложной задачей для автора. Но в этой необычности заключается вся сила сравнения как стилистического средства художественной речи. Сравнение придает явлению или понятию то озарение, такой оттенок смысла, который намерен придать ему автор.
Сравнение – это стилистическая фигура речи, как и следующие образные приемы:
Использование сравнения делает восприятие речи многогранным, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, порождает богатые образные ассоциации.
Э. По «Падение дома Ашеров»
У хозяина Дома Ашеров болезнь — болезненное ухудшение всех чувств. Всю жизнь он проводит в страхе, боится света, громких звуков, ярких красок. Рассказчик навещает Ашера — здесь сюжет начинает стремительно развиваться.
Народная мудрость
- «Человек велик в делах». Эта пословица говорит о том, что человеческое величие выражается в делах, а не в словах.
- «Не место делает человека, а человек место». Наши мудрые предки знали, что хороший человек — украшение любого места.
- «Человек отличается от человека». Эта поговорка гласит, что все люди разные, со своими достоинствами и недостатками.
- «Не все то золото, что блестит». Смысл этой поговорки в том, что у внешне привлекательного человека может быть гнилая душа.
- «Не суди по внешности, а смотри на дела». Эта пословица говорит о том, что о человеке можно судить только по его поступкам. Внешний вид ничего не значит.
- «Снаружи — красота, внутри — пустота». Наши мудрые предки говорили, что внешне красивый человек может быть совершенно пуст внутри. Важна ментальная красота, а не физическая красота.
- «Каков характер — таковы и поступки». Эта пословица говорит о том, что поступки человека зависят от его характера. У хорошего человека есть хорошие дела, у плохого человека есть плохие дела.
- «Чем наполнен сосуд, то и вытекает из него». В этой пословице человек сравнивается с сосудом. Если в сосуде есть вода, из него вытекает вода, если человек наполнен добротой, он сеет вокруг себя добро.
- «Хоть все и в пятнах, но парень со способностями». Эта поговорка гласит, что человек может быть способен на многое, вне зависимости от внешности.
- «Плохой человек не любит никого, кроме самого себя». Смысл этой поговорки в том, что плохие люди эгоистичны. Их интересует только собственное благополучие.
А.П. Платонов «Юшка»
Все плохо относятся к Юшке — и дети, и взрослые. Когда он приходит домой с работы, дети бросают ему в глаза грязь и песок. Юшка никогда никому не отвечает, что еще больше всех раздражает. Сам Юшка считает, что люди на самом деле его любят. Однажды Юшка отвечает на слова фермера, что лучше бы он умер, из-за этого его бьют. После избиения Юшка умирает — без Юшки людям становится хуже, потому что вся их злость теперь остается внутри них самих.
Читайте также: Примеры дружбы из литературы: как эта тема раскрывается в русских и зарубежных произведениях
М.А. Булгаков «Морфий»
Измученный личной драмой и сильными болями в желудке, молодой врач начинает вводить себе морфин и не останавливается. Он долго не признает свою зависимость, а потом будет поздно. Бегство от проблем заканчивается еще большими горестями.
Совесть
- Мечтатель, герой рассказа Ф. М. Достоевского «Белые ночи», пытался познакомиться с девушкой, но она убежала от него. Герой не сдался, пошел за ней и увидел, как пьяница мучает героиню. Совесть не позволяла молодому человеку оставаться в стороне, и он бросился на защиту незнакомки, получив в награду ее внимание.
- Кэди, героиня фильма М. Уотерса «Дрянные девчонки», шпионит за самой популярной девочкой в школе и строит против нее всевозможные интриги. Но жизнь постоянной лжи делает ее такой же, как враг. В итоге совесть побеждает, героиня раскаивается и переходит из лагеря «гламурных» в стан «нормальных».
- Громкие скандалы о масштабных хищениях в сфере госслужащих показывают, что совести у них нет напрочь. Например, губернатор Кировской области Н. Белых получил взятки в размере 400 тысяч евро от местных предпринимателей. На эти деньги можно было бы значительно улучшить ситуацию во всем регионе, но чиновник предпочел положить деньги в карман.
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Это чаще всего встречается в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно улучшает изображение.
Ведь согласитесь, одно дело прийти домой и сказать «Хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОД КАК ВОЛК!». Второй вариант сильнее, а главное, все сразу понимают, что затягивать с ужином ни на секунду не стоит.
Преданность
- Верочка, героиня рассказа А.И.Куприна «Куст сирени», настолько предана своему мужу Николаю, что ради него готова на все. Она помогает ему учиться, поддерживает. А когда Николаю нужна помощь, Верочка продает все свои украшения, но как можно быстрее сажает куст, чтобы скрыть от профессора ошибку в рисунках. Без преданности жены мужчина бы не справился.
- Пес Хатико, герой одноименного фильма Л. Халльстрема, стал настоящим символом привязанности. Он ждал хозяина на вокзале каждый день всю свою жизнь. Даже после смерти человека собака ждала и надеялась. Эта безграничная вера, надежда и преданность животному заставляют усомниться в том, что люди действительно самые нравственные существа.
- Любовь и преданность Лиле Брик Владимир Маяковский пронес через всю свою жизнь. Женщина была довольна чувствами поэта и деньгами, которые он дал и ей, и ее мужу. А Владимир нашел в доме Бриковых творческое понимание и семейное тепло, поэтому был предан им обоим, даже после того, как страсть к Лили угасла, поэт делал все для своей второй семьи.
Ответственность
- Безответственные чиновники из комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя, которые заботятся только о том, чтобы набить свои карманы, возбуждены приходом ревизора и готовы тут же задабривать его и давать взятки. Однако мошенника Хлестакова перепутали с ревизором, который, заняв деньги, скрылся. Герои читают письмо авантюриста, в котором высмеиваются чиновники, а потом приходит настоящий ревизор. А теперь их настигнет уголовная ответственность за проступки в работе.
- Бывший разбойник Зеки Мюллер, герой фильма Б. Дагтекина «Приемлемый учитель», вынужден устроиться учителем. Но в процессе обучения с использованием крайне нестандартных методов герой начинает сочувствовать своим трудным ученикам и чувствовать ответственность за них. Это изменило отношение Мюллера к работе и жизни, он решил бросить криминал, ведь без него студенты не могли обойтись.
- Довольно часто в новостях показывают детей с редкими заболеваниями, которым нужна финансовая помощь на лечение. Главное качество родителей таких несчастных людей – стойкость и ответственность, ведь их жизнь – это постоянная борьба с болезнью. Лечение, процедуры и мысли о ребенке преследуют их каждую минуту, потому что самостоятельно они не справляются. Если человек выдерживает такой ритм и не отказывается, он заслуживает большого уважения.
О де Бальзак, «Отчаяние влюбленного»
Талантливый, но тщеславный юноша стыдится своей бедности и скрывает ее. Он работает скульптором у короля, но ему не платят, потому что король думает, что он богат. Молодой человек жаждет настоящей любви, но попадает под влияние нечестной женщины. Его жизненный путь — это путь, по которому никто не должен идти.
Аргументы
- Человека можно рассматривать как личность, способную жить в гармонии с собой и окружающим миром.
- Личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
- Проблема личности человека всегда была главной проблемой философии.
- Понятие личности является основным понятием в педагогике.
- Не каждого человека можно назвать личностью.
- Необходимо иметь определенный набор качеств, чтобы иметь право называться личностью.
- Чтобы сформировать свою личность, вы должны постоянно развиваться и совершенствоваться.
- Люди становятся личностями в процессе социализации.
- Человек не рождается человеком, а становится им.
- Личность — это то, что отличает человека от животного, не имеющего личности.
О. Генри «Последний лист»
Джонси заболевает пневмонией и думает, что умрет, когда последний лист упадет с дерева под ее окном. Но лист не падает даже в холодную дождливую ночь. Оказывается, этот лист нарисовал ее сосед — художник господин Берман. Художник создал шедевр, спасший жизнь Джонси и подаривший ей надежду, но Берман пожертвовал собственной жизнью ради этого шедевра.
О. Уайльд «Замечательная ракета»
Небольшой рассказ, высмеивающий эгоистов, их гордыню, часто безосновательно. Вопрос в том, имеет ли человек право быть счастливым?
Материнская любовь
- Липочка, героиня романа А. Н. Островского «Народ наш — давай поладим», окружена любовью и заботой. В силу своих способностей родители стараются дать ей лучшее (по их меркам) образование, например, учат танцевать, пока не нагружают работой, подыскивают подходящего жениха. Но героиня думает только о себе, а всех окружающих использует для исполнения своих прихотей.
- Ксения, героиня фильма Д. Файзиева «8 августа», отправляет сына Тему в Южную Осетию к отцу. Но начинается война, и женщина спешит спасти ребенка, чтобы победить даже смерть. Опасность потерять предмет помогает героине по-новому взглянуть на жизнь и правильно расставить приоритеты.
- У сына Екатерины Менн, Платона, аутизм. Когда ребенку поставили этот диагноз, в городе не было ни специального детского сада, ни школы. Мать сама создала эти учреждения по специальной методике, чтобы ее сын и десятки детей с другими проблемами могли расти и развиваться. Платон не может обойтись без любви своей матери.
Благородство
- Степан Парамонович Калашников, герой М.Ю. Лермонтова «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом гвардейце и удалом купце Калашникове» — образец мужества и благородства. Чтобы отстоять честь жены Алены Дмитриевны, муж идет против царского фаворита гвардейца Кирибеевича, вступая с ним в поединок. Калашников побеждает в честном бою, но наказан за убийство охранника, но перед смертью думает только о судьбе своей семьи.
- Алиса, героиня «Обители зла» П. Андерсена, находилась под постоянным наблюдением корпорации «Амбрелла» из-за ее сверхспособностей. Желая добраться до женщины и уничтожить ее, «Амбрелла» истребил всех вокруг. А Алисе приходилось прятаться от людей, чтобы не подвергать их опасности. В одиночку выжить сложно, но героиня постаралась выполнить эту благородную жертву.
- Отряд из 28 панфиловцев во главе с политруком В. Клочковым проявил настоящую стойкость и благородство во время битвы под Москвой в ноябре 1941 года. Ценой своих жизней они задержали немецкие танки! За 4 часа было уничтожено 18 танков противника. Герои забыли себя и поставили воинский долг выше собственной жизни, разве это не благородство?
Внутренний мир
- Григорий Печорин, герой М.Ю. Роман Лермонтова «Герой нашего времени», ведет дневник, в котором не только рассказывает о событиях дня, но и делится своими мыслями, многие из которых чрезвычайно глубоки. Дневники позволяют понять свой внутренний мир, этим качеством Печорин владел в совершенстве. Человек, который понимает себя, хорошо знаком с другими людьми.
- Кобб, герой фильма К. Нолана «Начало», проникает в сознание людей, пока они спят, и крадет их идеи. Проникновение во внутренние миры других разрушает его собственный, и герой решает исправить свои ошибки невыполнимой задачей внедрения новой идеи в сознание других. Много опасностей подстерегает Кобба в чужом сне.
- Владимир Познер, автор одноименной программы, не только берет интервью, расспрашивает о фактах и событиях, но и погружает зрителей во внутренний мир героя. Иногда собеседник открывается с совершенно новой стороны, и зритель меняет свое мнение о нем. Произошло это, например, после интервью с Сергеем Шнуровым, который оказался вдумчивым и культурным человеком.
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю и появление..писаков, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет в языке других слов, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *
Волны разбиваются и вспыхивают. (Ф.И. Тютчев)
* * *
Трогательное очарование (Ф. И. Тютчев)
* * *
Замшевые кожаные гетра. (В.В. Набоков)
* * *
Потрепанный внешний вид. (М. Горький)
* * *
Мне нужны кинжальные слова. (К. Бальмонт)
* * *
Гвозди бы сделали эти люди: Не было бы крепче гвоздей в мире. (Н.С. Тихонов)
* * *
Пустое небо прозрачное стекло. (А. Ахматова)
* * *
Моя молодость! Мой голубь темный! (М. Цветаева)
* * *
Мама и вечер убиты немцами. (В. Маяковский)
* * *
Тихий мир. (И.А.Бунин)
* * *
Соловьи гулкими словами оглашают границы леса. (Б.Л. Пастернак)
Метафоры из русского фольклора
- хороший парень
- грозный король
- смелый боец
- мысль сильная
- черная мысль
- сердце теплое
- плечи героические
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
Кудрявые сумерки.
* * *
В саду горит костер из красной косули.
* * *
Березовый веселый язык.
* * *
Сладкие руки — пара лебедей
Они ныряют в золото моих волос.
* * *
Ты мое васильковое слово
Я люблю тебя навсегда.
Как сейчас живет наша корова,
Печальный соломенный человек?
* * *
«Черемуха»
Душистая черемуха
Цветет с весной
И золотые ветви
Какие кудри, завитые.
И рядом с оттаявшей нотой,
В траве, между корнями,
Бегает, течет мало
Серебряный ток.
* * *
Дымовой поток
Ил лизнул.
Желтые поводья
Потерял луну.
* * *
Облако, завязанное кружевом в роще,
Осветился ароматный туман.
Я еду по грунтовой дороге от станции
Вдали от родных лугов.
* * *
Лес застыл без грусти и шума,
Тьма висит платком за сосной.
Плачущая мысль гложет сердце…
ой, не весела ты, земля моя родная.
* * *
Горит заря, дымится туман,
Над резным окном малиновая занавеска.
* * *
Никакое предательство не ранит меня
И не довольствуясь легкостью побед,
Эти волосы золотые высокие
Становится серым.
* * *
Зеленые волосы,
Грудь девушки,
о, тонкая берёзка,
Что вы видели в пруду?
Что шепчет тебе ветер?
Что такое звук песка?
Или ты хочешь заплести ветки
Вы лунный гребень?
И ответила мне береза:
«О любопытный друг,
Звездная ночь сегодня вечером
Тут пастух пролил слезы.
Луна отбрасывает тени
Светло-зеленый.
Для голых колен
Он обнял меня.
* * *
Детские завернутые
Рассветная луна осенью.
* * *
Плачущая мысль гложет сердце…
* * *
Скрытие луны за овцами
Желтое лицо от палящего солнца.
Высоко над лугами
На востоке зарево.
Рассвет туманится пеной,
Как глубина глаз невесты.
Весна пришла как странник
С палкой в берёзовых лаптях.
На берёзах в тенистой роще
Висячие серьги
И с рассветом в сиреневом саду
Мотылек весело порхал.
* * *
Весна пришла как странник
С палкой в берёзовых лаптях.
На берёзах в тенистой роще
Висячие серьги
И с рассветом в сиреневом саду
Мотылек весело порхал.
* * *
Теперь, чтобы плескаться в небо
Стих о вишнёвом соке
За отцовскую щедрость
Ваши наставники.
* * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
«К Чаадаеву»
Под игом роковой власти
Нетерпеливая душа Отечества прислушивается к зову.
Пока мы горим свободой
Пока живы сердца за честь.
* * *
«Анчар»
Природа жаждущих степей
Он родился в день гнева…
* * *
Сквозь волнистые туманы
Луна ползет.
* * *
Гул и шум купца прекратились;
Только сторож двора лает
Да, звенит звенящая цепь.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуй в губы
Внешний вид — и небо играет
В ее божественных глазах;
Взорван на север. Плакучая трава
И ветки о последнем зное,
И розы, едва проснувшись,
Молодое сердце упало.
* * *
«Евгений Онегин»
В ночи много красивых звезд,
В Москве много красавиц.
Но ярче всех друзей небес
Луна в небе синем.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень!
Наденьте шаль и капюшон;
Смотрите: из-за спящих сосен
Как будто начался пожар.
Сияние северной ночи
Я всегда помню рядом с тобой
И светятся фосфоресцирующие глаза,
Они меня просто не согревают.
* * *
На стоге сена в полночь
Я лежу лицом к небосводу,
И хор сиял, живой и дружный,
Распространяясь, дрожа.
***
Я поспешил в полночную бездну,
Или череда звезд устремилась ко мне?
Казалось, в могучей руке
Над этой пропастью я повис.
***
«На стоге сена в полночь»
И с угасанием и смятением
Я измерил глубину глазами,
Где я с каждым мгновением
Все необратимо.
Способы создания сравнения
Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:
- с использованием сравнительных союзов «подобно», «как будто», «как будто», «точно», «что» (чем):
На Красной площади, как сквозь туман веков, были неясны очертания башен. (АН Толстой)
Он бежал быстрее лошади. (А.С. Пушкин)
В небе непрерывно вспыхивали тусклые, длинные, словно раздвоенные молнии. Они не просто моргали, а трепетали и дергались, как крыло умирающей птицы. (И.С. Тургенев)
- инструментальная форма:
С обрубленной старой березы градом лились прощальные слезы. (Н.А. Некрасов)
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и мигрирующие лебеди. Последние появились на поверхности воды со сказочным зрелищем, и, завороженный ослепительной красотой миража, я часами сидел, наблюдая слезящимися от восторга глазами, как эти существа, появившиеся словно из сказки, кружили вдали, а потом так же внезапно, как и подобает призракам, исчезают (М. Алексеев).
- форма сравнительной степени прилагательного или наречия:
- лексический – с использованием слов «подобный», «подобный»:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А. Серафимович).
Казалось, ясный вечер… (М. Ю. Лермонтов).
Гроза начинается с того, что столб воздуха образует вздымающееся белое облако, напоминающее головку цветной капусты (З. Ауст).
Родина подобна большому дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем хорошо, придает ему силы (В. Песков).
Отношение автора к проблеме
Основное влияние на формирование личности человека оказывает общество. Человек и общество всегда находятся в тесной связи и не могут существовать отдельно друг от друга. Именно от окружения и среды, в которой растет ребенок, зависит то, кем он станет. Если по определенным причинам человек вынужден находиться вне общества, он чувствует одиночество, неполноценность и часто дегенерирует. Привилегия родиться личностью дана каждому, но сохранить и развить ее можно только посредством постоянной работы над собой.
Взаимовыручка
- Макар Девушкин и Варвара Доброселова из романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди» — прекрасный пример взаимопомощи. Они не богаты, не влиятельны, но стараются всячески помогать друг другу: он присылает ей деньги с последнего раза, а она отвечает взаимностью, когда может. Пример героев показывает, что не обязательно иметь много возможностей для добрых дел, нужно только желание.
- Военный Шейн, герой фильма А. Шенкмана «Лысая няня», вынужден защищать детей погибшего ученого. Они в опасности, им нужна поддержка и забота. Все эти задачи можно решить только работая в команде. Тем не менее, Шейн и его спонсоры пришли к взаимопониманию и взаимопомощи.
- Слепой Джим Шерман смог вывести из огня слепую женщину Энни Смит. Когда мужчина услышал крики в соседнем доме, он ощупал забор и подошел к нему. Помогая друг другу, старики выбрались невредимыми. Здесь взаимопомощь сливается с благородством и отвагой.