- Пример «Настоящее искусство»
- Гомер «Одиссея»
- Примеры из художественной литературы
- Эпитеты к словосочетанию «жизненные ценности»
- «Жизненные ценности» − примеры из литературы
- Пример «Бескорыстие»
- По сказке А де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Переосмысление ценностей
- Отношение автора к проблеме
- Пример «Забота о человеке»
- И.С. Тургенев «Два богача»
- Пример «Бескорыстие»
- Аргументы из литературы
- Пример зависти
- Н.В. Гоголь «Мертвые души»
- Пример «Счастье»
- Пример из жизни (Эпикур)
- Пример «Забота о человеке»
- И.С. Тургенев «Два богача»
- Что ценят люди в наше время
- Синонимы к словосочетанию «жизненные ценности»
- Ценность человеческих отношений
- Пример «Сила духа»
- М.Ю. Лермонтов «Песня. про купца Калашникова»
- Проблема ценностей и цели жизни
- Народная мудрость
- Пример «Слава» (как можно прославиться)
- Пример из жизни (Марк Аврелий)
- Пример «Цель в жизни»
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Пример «Фантазия/воображение»
- В.Г. Короленко «Парадокс»
- Пример «Чудо» (своими руками)
- А. Грин «Алые паруса»
- Что такое жизненные ценности? (По тексту А. Алексина.)
- Исходный текст из повести А. Г. Алексина «Поздний ребёнок»
Пример «Настоящее искусство»
Гомер «Одиссея»
Настоящее искусство – это то, что способно вызвать в человеке необыкновенные эмоции, оно просто не может оставить человека равнодушным. Так в поэме Гомера «Одиссея» мы наблюдаем сцену, когда певец Демодок выступает на пиру, устроенном царем Алкиноем в честь гостя Одиссея.
Там Демодок воспевает любовь Ареса и Афродиты, битву между Ахиллесом и Одиссеем и, по просьбе Одиссея, троянского коня. Слезы, наворачивающиеся на глаза Одиссея при исполнении этой песни, заставляют Алкиноя узнать гостя.
Демодок слеп, как Гомер. Мышь отняла у него зрение, но взамен дала ему волшебную лиру. Народ и богатые чтят его, он присутствует на пиру, где ему дается время говорить так, как он хочет. У всех есть слова восхищения и уважения к нему, а особенно к Одиссею. Все убеждены, что «волшебного певца» вдохновляют боги.
Примеры из художественной литературы
- Твардовского «Василий Теркин».
Образ Василия Теркина — собирательный образ, автор наделил главного героя качествами простого русского солдата с его мечтами и жизненными ценностями. Даже в описании внешности персонажа нет ничего индивидуального, все черты «обычные русские». Василий Теркин служил в пехоте, находился в самом низу военного механизма.
Несмотря на жестокую действительность, главный герой является неисчерпаемым источником оптимизма, его вера и уверенность в себе заряжают других солдат, вселяют в них мужество. Война для него всего лишь сложная задача, выполнить которую будет сложно, но возможно. Самыми главными жизненными ценностями для Василия Теркина являются патриотизм и желание помогать людям.
Трудности делают характер героя только лучше, в такие моменты проявляются его лучшие качества. Особенностью Теркина является его восприятие окружающего мира, даже в самых ужасных ситуациях он может найти светлую сторону.
Ни ранения, ни контузии, ни многочисленные потери не могут сломить волю русского солдата, он продолжает следовать своим нравственным заповедям, исполнять свое предназначение. За шутками главного героя кроется большая душа и жизненный опыт, он уверен в своей правде, поэтому смело идет против врага.
- А. Н. Островский «Приданое».
Пьеса по А. Н. Островскому «Приданое» остается актуальной во все времена, ведь жизненные ценности не меняются. Для Кнурова и Вожеватого в жизни имеют значение только деньги, они даже не пытаются скрыть своего презрения к беднякам. Никаких человеческих чувств к Ларисе они не испытывают, просто считают ее дорогой вещью, способной украсить интерьер.
Но есть что-то порядочное даже в этих натурах: они ценят дружбу и честны с девушкой. Кнуров сразу сказал Ларисе, что может предложить ей только роль законсервированной женщины. Он не сел и позволил ей выбирать.
У Паратова вообще нет жизненных ценностей, он живет только в свое удовольствие, его интересует только собственная выгода. Лариса верила ему до последнего. Только когда сам Паратов признался ей, что помолвлен с другой, девушка осознала двуличие его натуры. Мать главного героя была хитрой и ловкой женщиной, которая всеми силами пыталась выдать своих дочерей замуж.
К преимуществам можно отнести и ее жизненные ценности, только в отличие от Паратова она не старается только для себя. Харита Игнатьевна считает, что ее дочерям лучше пострадать в начале семейной жизни, но потом они не будут знать нужды.
У Карандышева была только одна цель в жизни — тешить свое уязвленное самолюбие, он понимал собственное ничтожество и потому хотел самореализоваться за счет красивой невесты.
На примере своих персонажей А. Н. Островский хотел показать, что формирование жизненных ценностей зависит не только от личности человека, но и от среды, в которой он находится.
- Пушкин «Несчастный рыцарь».
Пушкин на примере отца и сына показал, насколько разными могут быть жизненные ценности у членов одной семьи. Юный Альберт был воплощением рыцарского идеала: смелым, честным, отважным, решительным, добрым. Ему не хватало только денег, которыми отец не поделился бы ни при каких обстоятельствах.
Альберту было стыдно, что он не может соответствовать образу рыцаря, ему не на что было купить приличный наряд, поэтому ему приходилось постоянно носить доспехи, и он стал объектом насмешек. Но даже безысходная нужда не смогла заставить Альберта изменить своим жизненным принципам, он тут же отверг предложение отравить отца ради наследства.
Барон Филипп — полная противоположность своему сыну, единственной ценностью в жизни для него было богатство. Он буквально тряс свое золото, часами сидел рядом и даже разговаривал как с живым человеком. Золото для него – это честь, власть, могущество.
Когда-то он обладал качествами истинного рыцаря, но со временем аскетизм, переросший в скупость, заменил все хорошее. В КАЧЕСТВЕ. Пушкин говорит в своем рассказе, что понятие рыцарства изменилось не только в сознании барона, иным стало все общество.
Прежние жизненные ценности уже не представляли интереса, на первый план вышли жадность и эгоизм, в мире не осталось места доброте.
- Мигель де Сервантес «Хитрый идальго Дон Кихот Ламанчский».
Главной целью жизни Дон Кихота была борьба за справедливость. Он не только верил в рыцарские идеалы, но и старался соответствовать им. Дон Кихот вел себя как рыцари со страниц книги: нашел себе оруженосца, выбрал даму червей, участвовал в дуэлях, помогал обездоленным и нуждающимся.
Несмотря на то, что главный герой романа был законченным мечтателем и идеалистом, его жизненные ценности достойны уважения. Он, не задумываясь, готов рискнуть своей жизнью, чтобы защитить других, все действия совершались во благо других.
Люди считали Дон Кихота эксцентричным и сумасшедшим, потому что не знали его истинных целей. Но странствующий рыцарь больше всего ценил честь и достоинство, старался помогать угнетенным.
Дон Кихот – воплощение лучших человеческих качеств, он старался сделать этот мир лучше, привнести счастье в жизнь окружающих.
Эпитеты к словосочетанию «жизненные ценности»
Важный, великий, несомненный, настоящий, правильный, общественный, личный, главный, великий, человеческий, общепризнанный, достойный, материальный, особенный, всякий, замечательный, общенародный, национальный, принципиальный, неповторимый, замечательный, серьезный, принципиальный, определенный, приоритетный , сознательный, высокий, положительный, приобретенный, семейный, простой, устоявшийся, непоколебимый, неизменный, непревзойденный, современный, семейный, родовой, исключительный, особенный, неповторимый, невероятный, обычный, значительный, значительный.
Сомнительный, низкий, потерянный, неполноценный, потерянный, недолговечный, аморальный, гнусный, эгоистичный, мелочный, отвергнутый, сломанный, потерянный, относительный, ложный.
«Жизненные ценности» − примеры из литературы
Пример «Бескорыстие»
Бескорыстный поступок может совершить только тот, кто уверен в превосходстве нравственности над материальными вещами, кто чувствует свою ответственность перед обществом, кто хочет сделать мир чуточку лучше.
Ярким примером самоотверженности является поступок норвежского миллиардера Олафа Тона, владельца строительного и гостиничного бизнеса: он пожертвовал свое состояние на финансирование медицинских исследований. Основатель решил, что деньги, которые он заработал при жизни, нужно использовать на полезное дело.
В одном из интервью он признался, что не видит смысла в материальных благах и считает своим долгом тратить деньги на благо общества. «Я до сих пор не могу взять их с собой, — объясняет он.
По сказке А де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В «Маленьком принце» — чудесном приключении «для детей и взрослых» — Антуан де Сент-Экзюпери отразил собственные размышления, сомнения, поиски. И самое главное – это поиск ответа на единственный вопрос: «Как спасти человека, не убив в нем Моцарта?»
Для автора, всю жизнь опиравшегося на многовековые традиции гуманизма, самым важным было найти способы защиты лучших качеств в человеке — естественности, справедливости, ответственности за свои поступки, чувства прекрасного, доброты и природная мудрость.
Красивая сказка о добром принце и капризной, но любимой розе на самом деле наполнена более глубоким философским смыслом. Автор раскрывает нам трагедию героя, носителя «кодекса чистой морали», очень одинокого на «холодной и твердой земле». И трагедия героя Сент-Экзюпери в том, что, по мнению французского критика Пьера Декса, его нравы слишком высоки для общества, в котором он живет.
В образах Маленького принца и летчика, от лица которых ведется рассказ, автор воплотил самые яркие человеческие качества — человеколюбие, трогательную и беззащитную красоту. Маленький принц чувствовал ответственность за судьбу розы.
И на всех посещенных им планетах герой пытался найти смысл жизни, найти настоящие ценности, не разрушенные пагубным влиянием общества, которые позволили бы его возлюбленной жить спокойно, ничего не опасаясь.
Но, к сожалению, цивилизация на всех этих планетах не выдерживает испытания гуманизмом. Маленький принц стремится встретить людей, способных к самоотречению и служению прекрасному, в душах которых сохранено стремление к красоте, чистота помыслов и поступков; тем, у кого среди забот житейских всегда есть место щедрости души, чувству ответственности «за всех прирученных».
Но эти качества он находит только в Фонарщике — смешном и смешном для всех вокруг, но единственном человеке, чистом душой.
Более чем странные существа, по словам Маленького принца, живут на земле. Их жизнь не имеет смысла в системе нравственных координат героя. Они гордятся тем, что в их саду тысячи прекрасных роз, но никому не могут осчастливить.
Более того, они сами недовольны. Многочисленные реки и озера не могут утолить жажду этих людей, потому что они сами не понимают благодати единого глотка воды. Не подозревая о красоте чистой родниковой воды, они пытаются сэкономить время, покупая таблетки, утоляющие жажду.
При этом они тратят одинаковое время в бесполезной суете и стремятся то на север, то на юг. В них окончательно умерла та красивая и одаренная личность, которая живет в детях, их взгляд утратил свою чистоту и непосредственность.
Они разучились заботиться о своих близких, ценить важность каждого прожитого мгновения, каждой капли воды, каждого цветка в саду.
Они не в состоянии увидеть самое главное – хрупкую красоту окружающей природы, которая нуждается в заботе и ласке; радости честных и открытых человеческих отношений, в основе которых должна быть правда, искренность, искренность; красота бескорыстной дружбы, не зависящей от денег или мелких личных интересов.
Вывод маленького принца мрачный: холодная и суровая планета Земля населена несчастными взрослыми, забывшими многие красивые и мудрые истины, известные детям. Эти взрослые не умеют видеть сердцем — и только оно способно разглядеть самое главное. Когда они все переводят в цифры и цифры, сводя жизнь к накоплению материальных ценностей, они, к сожалению, забывают настоящие ценности — духовные.
Вопрос от автора остается открытым. Почему жизнь на земле так несправедлива? Как сделать так, чтобы дети, чьи сердца открыты добру и красоте, не стали суетливыми, бизнесмены, занятые подсчетом звезд и не презирающие Фонарщика, чтобы они не предали своих друзей, смогли увидеть счастье в единственном.
Подняться и утолить жажду родниковой водой? Но, несмотря на это, творчество Сент-Экзюпери до сих пор играет важную роль в процессе возрождения истинных нравственных ценностей и обогащения духовного мира человека.
Переосмысление ценностей
Формирование основных жизненных ценностей начинается с первого года жизни человека и заканчивается примерно к 22 годам.
На протяжении жизни человек сталкивается с различными ситуациями, которые предполагают переосмысление ценностей. Такие моменты всегда связаны с сильными эмоциональными потрясениями (как положительными, так и отрицательными) или длительными депрессивными состояниями. Он может стать:
- свадьба;
- рождение ребенка;
- потеря близкого человека;
- резкое изменение экономической ситуации;
- тяжелая болезнь (собственная или близкого человека);
- трагические события мирового масштаба, унесшие множество жизней);
- влюбиться в человека, не соответствующего идеалам;
- жизненные кризисы (юность, зрелость);
- старость (конец жизни).
Иногда смена приоритетов происходит непроизвольно, когда человек инстинктивно выбирает лучший путь для своей дальнейшей жизни.
Иногда, например в кризисных случаях, длительные психологические проблемы приводят к новому образу мышления и новому выбору жизненных ценностей. Когда человек в затяжных депрессиях чувствует собственное несчастье, он не может найти выхода — и остро встает проблема жизненных ценностей.
В этом случае перестановка приоритетов требует осознанного подхода и явного желания изменить свою жизнь.
переосмысление ценностей дает человеку шанс «начать жизнь с чистого листа». Измените себя, радикально измените свое существование. Часто такие перемены делают человека счастливее и гармоничнее.
Отношение автора к проблеме
Каждый человек придает большее значение одной сфере своей жизни, чем остальным, это его жизненные ценности. Ваш выбор полностью индивидуален. Именно от этих ценностей зависит любое решение человека, его выбор и поведение в целом.
На протяжении жизни человек может переоценивать свои ценности под влиянием многих факторов: смены места жительства, круга общения, сферы деятельности. Только с возрастом можно понять, правильно были расставлены приоритеты в жизни или нет.
Пример «Забота о человеке»
И.С. Тургенев «Два богача»
заботиться о человеке — значит переживать за него, стараться для его благополучия. Так в поэме «Два богача» И. С. Тургенев пишет о Ротшильде, который «тратит тысячи долларов на воспитание детей, лечение больных, уход за стариками». Такое поведение похвалено автором. Однако, по словам Тургенева, благотворительность Ротшильдов меркнет по сравнению с поступком бедной семьи.
Они живут в крайней нищете и берут с собой на воспитание девочку Катю. Их не пугает тот факт, что «последние кроны достанутся ей». Автор убежден, что людей, заботящихся, несмотря на собственные потребности, можно назвать «богатыми». «Ротшильд далек от этого человека!» — пишет Тургенев в последней строке произведения.
Пример «Бескорыстие»
Аргументы из литературы
Одной из основных ценностей любого человека является время, и использовать его нужно с умом. Этому учит «Повесть о потерянном времени» Э. Шварца. Главный герой на собственном опыте убедился, что бездельники не заметят, как стареют — и тогда будет поздно что-либо добиваться.
Герой известного мифа, царь Мидас, оказал услугу богу Дионису, и тот пообещал царю в награду любой подарок. Мидас молился, чтобы все превратилось в золото при прикосновении. Жадность чуть не убила его, ибо еда и вино тоже обращались в золото. Это яркий пример того, что выбор определенных жизненных ценностей определяет нашу судьбу.
У животных, как и у людей, есть свои ценности. Вспомним собаку Каштанку из одноименного рассказа Чехова: она осталась верна прежним хозяевам, хотя новый относился к ней гораздо лучше. Не все существа способны на такую преданность себе во вред.
Узнать, что для человека важнее всего, очень легко — достаточно спросить. Так поступила и учительница музыки из рассказа В. Драгунского «Что любит медведь». Один из ответивших мальчиков перечислил много – «весь мир», а другой – только свою любимую еду. Понятно, почему учитель был недоволен его словами: исключительная приверженность материалу особенно ужасна, если герой — ребенок.
Рассказ И. С. Тургенева «Хор и Калиныч» — пример различия жизненной ориентации людей, принадлежащих к одному классу. Хорь и Калинич оба земледельцы, но для первого важнее всего крепкая жизнь, а для второго «витает в облаках», но он искренний человек, близкий природе и искусству. Что лучше? По замыслу автора, герои дополняют друг друга, олицетворяют две стороны жизни.
Некоторые ценности называют «вечными» — они свойственны большинству людей и не меняются веками. Например, дружба. Лис, герой «Маленького принца» Экзюпери, прекрасно отзывается о ней. Благодаря дружбе, объясняет он, человек спасается от скуки и одиночества, чувствует себя нужным и может познать истинное счастье.
Глеб Капустин, герой повести В. М. Шукшиной «Отрезанные», видел свою жизненную ценность в «сбивании спеси» знатных людей, приехавших в гости к родному городу. Он публично уличал их в незнании какого-то научного факта и упивался их смущением. Неудивительно, что Глеба никто не любил — тот, кто с удовольствием унижает других, рано или поздно останется один.
Жизненные ценности легко пробуждают в ком-то эгоиста. Например, Свинья из басни И. А. Крыловой «Свинья под дубом» подкапывала корни дуба в поисках желудей, совершенно не заботясь о том, что дерево может от этого засохнуть. К сожалению, иногда люди не задумываются о том, как их действия могут повлиять на других.
Дом дорог каждому человеку. Его стены — спасение от всех невзгод жизни. Иносказательно это показано в стихотворении Я.П. Полонского «Дорога»: лирический герой находится в дороге и завидует ямщику, который «найдет покой, здравствуй и обед. под крышей» и хочет быть счастливым, даже если живет в бедной избе.
Грустно, когда важность чего-либо напрямую связана с материальной ценностью этой вещи или даже живого существа. Например, в рассказе А. П. Чехова о собаке «Хамелеон» пьяный Хрюкин укусил, когда он воткнул в нее сигару. Милиционер сначала приказывает истребить собаку, но, узнав, что хозяин — брат генерала, винит в случившемся самого Хрюкина и уже ласково обращается к собаке.
Пример зависти
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Зависть — ужасное чувство. Самая большая опасность зависти в том, что она вводит людей в заблуждение: человек воображает, что, получив что-то, что принадлежит другому, он будет счастлив. Герой романа «Мертвые души» Чичиков завидовал приказчику, ставшему богачом, и все, «что ни богатством, ни довольством не перекликалось, производило на него непонятное ему самому впечатление». Стремление к богатству и власти — вот цель его жизни, и в галерее мертвых душ душа Чичикова занимала первое место.
Пример «Счастье»
Пример из жизни (Эпикур)
Древнегреческий философ Эпикур считал, что счастливая жизнь заключается в душевном спокойствии. Спокойное существование — эпикурейский идеал счастливой жизни. Достигается избавлением от страха перед силами природы и ограничением желаний. Правильное изучение природы помогает преодолеть страх, связанный с богами, судьбой, страданиями и смертью.
Что касается желаний, то здесь Эпикур исходил из того, что для счастливой жизни достаточно ограничиться удовлетворением естественных и необходимых желаний. К объектам этих желаний он относил простую пищу и питье, добродетель, философию, дружбу, обеспеченную жизнь.
Пример «Забота о человеке»
И.С. Тургенев «Два богача»
заботиться о человеке — значит переживать за него, стараться для его благополучия. Так в поэме «Два богача» И. С. Тургенев пишет о Ротшильде, который «тратит тысячи долларов на воспитание детей, лечение больных, уход за стариками». Такое поведение похвалено автором. Однако, по словам Тургенева, благотворительность Ротшильдов меркнет по сравнению с поступком бедной семьи.
Они живут в крайней нищете и берут с собой на воспитание девочку Катю. Их не пугает тот факт, что «последние кроны достанутся ей». Автор убежден, что людей, заботящихся, несмотря на собственные потребности, можно назвать «богатыми». «Ротшильд далек от этого человека!» — пишет Тургенев в последней строке произведения.
Что ценят люди в наше время
Сейчас многие хотят знать и задуматься над вопросом, что ценят люди в наше время. Так как, не зная, что ценят люди, вы не сможете научиться с ними достаточно хорошо общаться, а также находить общие интересы и хоть какие-то контакты.
Первое, что вам нужно понять, что люди ценят в жизни, — это визуализировать то, что вы сами цените в других. Это очень поможет вам, так как ценность людей в основном одинакова, и вы легко можете понять, что вы сами цените в людях, и тогда вы поймете, что ценят люди.
Поэтому постарайтесь найти больше способов. Постарайтесь вести список того, что люди ценят чаще всего, тогда вам будет легче и легче ориентироваться в будущем и вы все равно найдете ответ на вопрос.
Синонимы к словосочетанию «жизненные ценности»
духовные ценности, система ценностей, нравственные ценности, нравственные идеалы, человеческие ценности, человеческие ценности, жизненные ценности, нравственные ценности, собственные ценности, собственные ценности, жизненные цели, жизненные приоритеты, цели в жизни, жизненные приоритеты, жизненные амбиции, жизненные установки, жизненная позиция, смысл жизни, жизненная позиция, жизненные устремления, жизненный принцип, жизненные задачи, образ жизни, стиль жизни, образ мыслей, мировоззрение, идеалы, критерии.
Ценность человеческих отношений
Человеческие отношения имеют большую ценность, поскольку каждый человек является социальным существом. Ни один человек не может жить в обществе, не общаясь с другими людьми, не вступая в общественные отношения, дружбу, любовь, партнерство.
Дружба и любовные отношения имеют для человека особую ценность, так как могут дать поддержку, понимание и опору.
В отношениях, которые вызывают у человека доверие, он может раскрываться и развиваться.
Наличие рядом единомышленников придает уверенности, дарит положительные эмоции.
Пример «Сила духа»
М.Ю. Лермонтов «Песня. про купца Калашникова»
сила духа проявляется в умении бороться с несправедливостью, противостоять силе и могуществу. В «Песне. о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова можно увидеть пример человека с мужеством. Степан Парамонович, главный герой произведения, оказывается в сложной ситуации: поставить свою жизнь на опасности, при этом он защищает честь семьи, или промолчать, но потерять достоинство.
Как старший в семье, он отвечает за судьбу, честь, поведение жены. Раз жена обиделась, позор падает на мужа.В наглом поступке сторожа он видит бесчестье всей семьи Калашниковых.Поэтому Степан Парамонович борется с несправедливостью,защищает достоинство своей жены.Кирибеевич же борется за царскую похвалу,за свою собственная честь и материальное вознаграждение.
Проблема ценностей и цели жизни
Чем определяется выбор жизненных ценностей? — из опыта, из осознания человека и планируемого им будущего.
В чем практическая ценность? — это не качество вещи, а полученный и реализованный опыт, который меняет дальнейшее поведение человека.
Как достичь своей цели в жизни? — в первую очередь решить, является ли это целью или навязанной. Чтобы осознать, действительно ли ты этого хочешь, т.е определив истину о цели, надо искать средства в себе, а уж потом в окружающем. Внутреннее творчество – это собственный театр, прожитый в полноте эмоций: как источник знаний и нравственных ценностей.
Успех – это возможность реализовать себя. Чем больше любви вы вложите в идею, тем больше будет успех.
Народная мудрость
- — Позор хуже смерти. Наши мудрые предки давно поняли, что одна из самых главных ценностей в жизни – это честь. Потерять его гораздо хуже, чем умереть.
- «Жизнь дана на мудрые дела». Эта пословица говорит о том, что жизнь дана человеку не просто так, он рожден для добрых дел. Глупости и злу нет места в жизни человека.
- «Хорошему человеку — хорошая память». Люди издавна считали, что как человек проживает свою жизнь, так о нем и будут говорить после смерти. Если вы сделаете много хорошего другим, они потом будут вспоминать о вас только хорошее.
- «Семья в куче — не страшная туча». Эта пословица говорит о том, что самое главное в жизни – это семья. Если вся семья вместе, беды им не страшны.
- «Человек силен своей семьей». Семья стояла на первом месте в жизненных ценностях нашего народа. Если в семье мир и согласие, у человека порядок в жизни. Каждый способен выступать, когда за спиной крепкая спина.
- «Он добрый с деньгами, он противный без денег». Эта народная мудрость говорит о ложных жизненных ценностях. Богатство невозможно переоценить, сегодня это деньги, а завтра их может и не быть.
- «Каюта — развлечение для детей». Человек всегда должен помнить о своем главном предназначении — продолжении рода. В этой пословице речь идет о том, что именно дети приносят в дом счастье. Без них жизнь сера и скучна.
- «И стены дома помогают». Наши предки давно осознали ценность своего дома. Везде хорошо, где нас нет, а лучше всего — в вашем доме. Человеку комфортно, спокойно и легко, когда он находится на своей территории.
- «Имеющий власть не щадит бедного». Эта пословица говорит о том, что люди, стремящиеся к власти, забывают о нуждах других людей. Обретая власть, человек становится эгоистичным, он думает только о своих потребностях и желаниях.
- «Не имейте сто рублей, но имейте сто друзей». Наши предки знали, какие жизненные ценности действительно важны. Без друзей человеку тяжело в жизни. У него нет поддержки, не с кем разделить радость и горе. Деньги приходят и уходят, а друзья остаются с нами навсегда.
Пример «Слава» (как можно прославиться)
Пример из жизни (Марк Аврелий)
Марка Аврелия называют «философом на троне». Поскольку он был стоиком, ненавидевшим насилие и войну, Марк Аврелий был вынужден провести большую часть своего правления
в военных походах, защищая границы своего государства.
Во время одного из походов римской армии разразилась эпидемия чумы — император заразился и умер. Единственное произведение мыслителя «Наедине с собой» — это философский дневник в двенадцати книгах, наполненный размышлениями об этике, о собственном несовершенстве, о неизбежном противоречии между идеалом и жизнью.
Свою имперскую власть он понимал как возможность и обязанность служить обществу и общему благу. Он щедро раздавал пенсии представителям различных философских школ, заботился о сохранении традиций этих школ в Афинах.
В памяти Марк Аврелий остался как гуманный, высоконравственный император, мужественно переносивший постигшие его превратности судьбы.
После смерти он был официально обожествлен. Согласно древней исторической традиции, годы его правления считаются Золотым веком, а сам Марк Аврелий является одним из лучших римских императоров.
Пример «Цель в жизни»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Герой рассказа «Слепой музыкант» Петрус – человек, который, несмотря на жестокость судьбы, обретает цель в жизни. Когда в раннем детстве он услышал волынку в исполнении местного конюха, герой понимает, что это музыка, которой он хочет заниматься всю жизнь.
Сначала Петрус учится играть на простой крестьянской свирели, затем осваивает фортепиано и уезжает совершенствоваться в Киев. В конце произведения мы видим, как взрослый герой играет свою музыку на своем дебютном концерте. Высокая цель, ощущение себя не лишним, а нужным человеком для других вливает в молодую душу силы, растущие изнутри.
Пример «Фантазия/воображение»
В.Г. Короленко «Парадокс»
Воображение помогает уйти от неприглядной реальности. Вот почему герои очерка «Парадокс» В. Г. Короленко жили в воображаемом мире, где куча мусора — это телега, а бочка с гнилой водой — прекрасный пруд, в котором живут удивительные существа.
Живое воображение у мальчиков было именно потому, что они читали много книг о путешествиях и приключениях, а также потому, что реальная жизнь была бедна впечатлениями. Кругом царили бедность и грязь, и детям ничего не оставалось, как придумывать свой яркий, волшебный мир.
Пример «Чудо» (своими руками)
А. Грин «Алые паруса»
Человек способен творить чудеса своими руками. Пример, подтверждающий это положение, можно найти на страницах произведения «Алые паруса». Однако не только герои рассказа доказывают нам, что счастье возможно, если в него верить. Жизнь создателя произведения также является доказательством этой мысли.
Александр Грин прожил тяжелую жизнь, но неудачи и разочарования не закалили писателя. К.Г. Паустовский в книге «Золотая роза» удивлялся, как «эта замкнутая и избитая невзгодами пронесла через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веры в человека и застенчивой улыбки…»
Ответ на вопрос по КГ, Паустовского можно найти на страницах «Алых парусов»: «Простая истина — делать так называемые чудеса своими руками. когда душа прячет зерно горящего растения — чудо, ты делаешь это чудо, если сможешь…»
Что такое жизненные ценности? (По тексту А. Алексина.)
Выбор 1
Жизненные ценности – это идеалы, понятия, убеждения, верования, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, наиболее значимые для людей. Эти ценности, на мой взгляд, служат ориентирами в жизни. Первая ценность, которую, я уверен, упомянет каждый, — это любовь. И не только к противоположному полу, но и к родным, друзьям, родным.
Так, в рассказе А. А. Алексина самой главной жизненной ценностью был ребенок, которого ждали в семье 16 лет, и поэтому всю свою любовь родители отдавали только ему. У мальчика была сестра, но ей уделялось меньше внимания, хоть она и была кандидатом наук.
Но его всячески поощряли за все действия: за троих, привезенных домой, за память, так как отец иногда забывал некоторые вещи, и даже за драку, после которой Костя, друг мальчика, получил синяк под глазом. Мальчику это не понравилось, потому что из-за этого ему «хотело сбежать на край света», ведь лишняя любовь не так уж и ценна.
В рассказе «Марки» Л. В. Куклин рассказывает, что марки были жизненными ценностями отца и сына. Мальчик буквально бредил филателией, но однажды сказал отцу, что у него нет драгоценного альбома. Он дал его мальчику, у которого парализованы ноги. Весь мир лежал перед куклинским героем: ведь он мог сходить и в музей, и на стадион, и в кино, и в другие страны…
Однако ничего этого у мальчика-инвалида не было, кроме подаренной альбом драгоценных марок, который он получил, расплакался. Он расплакался и от щедрости своего сверстника, и от того, что он имел такую ценность.
Поэтому любовь к людям и милосердие, справедливость и великодушие – жизненные ценности героев моего произведения.
Вариант 2
У каждого свои жизненные ценности: у одних материальные ценности, у других моральные. Некоторым нужны деньги, машины, драгоценности, власть… Но для большинства важнее нравственные ценности: дружба, любовь, счастье, здоровье близких, Родина, честь, человеческое достоинство…
На мой взгляд, моральные ценности нельзя заменить материальными, потому что дружбу, любовь, хорошие отношения между родственниками нельзя купить ни за какие деньги. Именно любовь и забота друг о друге – основа благополучной семьи, а дружба позволяет преодолеть все преграды. Докажем этот тезис примерами из текста, предложенного А.Г. Алексиным, и его личным опытом.
В рассказе А.Г. Алексина герой школьного возраста рассказывает о своей семье. Его родители очень им гордятся и, как ему кажется, он не обращает внимания на свою старшую сестру, которая заслуживает немалых похвал. Мальчик хочет, чтобы родители так же относились к Людмиле, и говорит им об этом. Они понимают, что в семье растет настоящий человек, для которого успехи близких важнее собственных.
Недавно прочитал роман А. Дюма «Три мушкетера». Для героев произведения, без сомнения, самой главной жизненной ценностью является дружба. Четверо друзей всегда рядом, какие бы препятствия не ставила перед ними судьба, они преодолевают все невзгоды, поддерживают друг друга в минуты радости и минуты горя.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что моральные ценности реальны. Только любовь и забота близких, верное плечо друга позволяют человеку чувствовать себя уверенно.
Исходный текст из повести А. Г. Алексина «Поздний ребёнок»
Я ждал шестнадцать лет…Страшно быть поздним ребенком! Я стал драгоценным подарком, как чаша, которая изящна и чиста, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. Позднего ребенка не ждут, а когда наконец дождутся, то начинают оказывать ему такую любовь, такое внимание, что ему хочется бежать на край света.
Если честно, сестра Людмила должна быть гордостью нашей семьи: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. И все в доме мной гордятся. Это несправедливо.
Чтобы скрыть эту несправедливость, отец как бы в шутку хвалит меня. Даже за тройню, принесенную из школы, меня не ругают.
— (1 Вот это умелый, а! Вчера уроки не давала, сидела у телевизора, а на тройку ответила! Отец часто просит меня напомнить ему содержание фильма или книги, которую мы оба читаем.
— Какое странное воспоминание, не правда ли! — радостно говорит он.
— Он все помнит, как будто вчера читал… А я все забыл, все перепутал!
Мне кажется, что отец просто счастлив, что он все забывает и путает.
На следующий день, после того как я намазала Косте лицо, отец сказал:
— Конечно, драться нехорошо. А все-таки какой смелый, не правда ли! Двумя головами ниже, но в наступление пошли, решились! Такой в огне не сгорит и в воде не утонет! Вот что приносит любовь!
А мне совсем не нравится, что меня все хвалят дома. Трудно ответить тройкой? Или ты помнишь содержание книги? Я кретин, что ли, что ли? А почему я должен особенно радоваться, что я ниже Кости на «целые две головы»? Хотя на самом деле это всего полголовы.
Отец и мать, мне кажется, очень довольны тем, что я невысокого роста. Ведь они ждали детей и хотят, чтобы я прожила с ними всю жизнь. А я не хочу!
(32)Я как-то слышал по радио, что если в семье несколько детей, то одного из них вытаскивать нехорошо. (33)Я рассказал об этом своим родителям.
-Другой бы гордился, что его выделили, а этот думает о своей сестре. Какой вид, ах! — воскликнул отец.
— Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, — заключила мама.
-Мы очень счастливы. Это все для тебя! Они очень счастливы. А я?..
(По А.Г. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., в основном рассказывают о мире молодежи.