- Трагедия одного человека в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Примеры из художественной литературы
- Направление, род и жанр
- Вечные проблемы человечества в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Значение произведения
- Смысл названия
- Художественное своеобразие
- Символы
- Характеристика героев
- Аргументы
- Отношение автора к проблеме
- Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
- История создания
- Эпитеты к слову «Жестокость»
- Синонимы к слову «Доброта»
- Сюжет и композиция
- Жанр
Трагедия одного человека в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
1. Интересная развлекательная поездка,
2. Бесконечная рутина.
3. Духовная пустота героя.
4. Бессмысленный зов природы.
Общество представляет собой цивилизованную орду, состоящую из двух могущественных племен: надоедливого и скучающего. Дж. Байрон Практически у каждого в жизни есть своя трагедия, но не многие готовы ее выносить на публику. При этом она у каждого своя: у кого-то маленькая, у кого-то большая, но своя.
И только поэты и писатели находят особые слова или краски, чтобы выразить словами свои душевные переживания и переживания.
Об этом в произведении И. А. Бунина очень красочно сказано Н. А. Николиной: «Лирический тон, характерный для бунинской прозы, удивительная образность его произведений, богатство образных средств, тесно связанных друг с другом и во взаимодействии создающих сложный мир» корреспонденций, определяет своеобразие его стиля, оказавшего большое влияние на развитие всей последующей русской прозы.
Поэтому прозаические произведения позволяют заглянуть в дневник мыслей автора, например рассказ «Господин из Сан Франсиско». В ней автор хотел поделиться своими воспоминаниями о неожиданной смерти американца, прибывшего на Капри.
Поэтому он назвал свое произведение «Смерть на Капри», соотнеся текст с рассказом немецкого писателя Т. Манна «Смерть в Венеции». Позже он рассказывал, что придумал такой сюжет, когда жил в имении своего двоюродного брата в Елецком уезде Орловской губернии. Но в конце автор останавливается на другом названии «Джентльмен из Сан-Франциско co», тем самым показывая, что таких людей много.
История рассказывает о судьбе одного человека, неизвестного джентльмена из Сан-Франциско. Это общая картина. Главный герой потратил много сил, чтобы теперь иметь доступ к развлечениям и провести остаток жизни в таком состоянии. А маршрут, выбранный богатым американцем, очень интересен: южная Италия, Ницца, Монте-Карло, Флоренция, Рим, Париж, Севилья, Англия, Греция и даже Япония. Все казалось прекрасным и идеальным для такой интересной поездки.
Но уже в начале автор дает нам некоторые намеки на то, что это путешествие обернется для джентльмена не очень удачным. Например, корабль называется «Атлантида». По легенде, сохранившейся в записях Платона, это остров, затонувший после землетрясения. Поэтому в истории такой образ приобретает особое значение. Корабль, на котором главный герой отправился в путешествие, тоже находится в море, но не тонет.
В этом безграничном потоке жизни «Атлантида» теряется и становится ничтожной, хотя и связывает две совершенно разные жизни: старый и новый мир. «Море, выходящее за стены, было ужасно, но они не думали об этом, и твердо верили в власть над ним полководца, рыжеволосого человека чудовищных размеров и веса».
А жизнь того самого джентльмена из Сан-Франциско пуста и бессмысленна. Он работал не покладая рук не для того, чтобы увидеть другие страны и понять их культуру, а просто для того, чтобы отдохнуть. Он смог добиться этого только тогда, когда перед ним стояло одно из многих испытаний, которые к тому же сэкономили деньги и попытались построить на этом свое счастье.
Но они не дают духовно-нравственного содержания. Все тоже идет по замкнутому и пустому кругу, несмотря на то, что богатые живут на порядок лучше остальных. Поэтому жизнь в Неаполе течет по распорядку: «..рано утром – завтрак в мрачной столовой – пасмурное, бесперспективное небо и толпа экскурсоводов у дверей вестибюля».
И со временем главный герой начинает задумываться о таком бессмысленном движении. Раньше он, возможно, не сталкивался с чем-то подобным в течение своей трудовой жизни. Теперь, когда он плыл с семьей на пароходе к острову Капри, он чувствовал себя стариком. Так путешествие постепенно становится не способом отдыха, а самобытным способом открытия нового мира. Герой понимает, что его жизнь бессмысленна.
Оно пусто и не имеет духовного содержания. Потом пытается его заполнить: посещает музеи. Но и в этом мире все остается ему чуждым. Мастер не может найти сферу, которая была бы созвучна его душе. Вот как бывает «..осмотр смертельно чистых и ровных, приятных, но скучных, как снег, освещенных музеев или холодных, воском пахнущих церквей..а внутри огромная пустота, тишина». Тогда мастер пытается найти себя среди людей.
На острове Капри он встречает много посетителей, но они не заслуживают внимания. Поездка джентльмена из Сан-Франциско, возможно, и позволила ему отдохнуть, но не наполнила его жизнь каким-либо смыслом. Наоборот, во время путешествия он понял, что все вокруг него холодно и мрачно. Мастер встречает в это время людей, но ни один из них не оставляет следа в его душе.
Пройдя все эти круги, он возвращается в известный ему мир на остров Капри и заказывает роскошный обед. Автор обращает наше внимание на то, что главному герою в этот момент некогда было думать: он был полностью занят приготовлением ужина. Но мы понимаем, что внешние качества: элегантность, заботливость, красота — это всего лишь форма без содержания. Но главный герой так и не находит его в этом путешествии.
В последнем эпизоде автор дает свой самый последний шанс попытаться впустить хотя бы события в жизнь других людей, чей духовный мир, пожалуй, намного богаче. Но газет джентльмен не читает, несмотря на то, что берет их в руки. Заголовки просто пугают. Вскоре линии вспыхивают перед ним и исчезают навсегда. Так закончил свою жизнь богатый американский джентльмен из Сан-Франциско. И. А. Бунин на примере одного человека показал нам трагедию многих людей.
Недаром он не дал ему какое-то имя на протяжении всей истории. Для писателя в данном случае важен не конкретный человек. Он хотел показать нам, что трудовая и праздная жизнь бессмысленна, если в ней нет духовного содержания. Автор не дает нам готовый рецепт того, что должен делать мастер. Он переносит его в разные сферы общения: с искусством, людьми, газетами.
Но герой отворачивается от всего. Он, как и сама Атлантида, теряется в океане общества и не может найти в нем того света, который может привести его к новой жизни. Но это было бы невозможно, потому что все общество бездуховно. Путешествие лишний раз подтверждает это. Люди в старом мире и в новом мире совершенно одинаковы – их жизнь пуста и бессмысленна.
Так что мастер не мог найти в этом никакого смысла. Поэтому его трагедия постепенно перерастает в драму. Но смерть человека не изменила само общество, поэтому оно кладет его тело в банку из-под газировки. И на самом острове продолжается та же рутина. В таком же цикле, хотя и мертвый, становится джентльменом.
«Пережив много унижений, много человеческого невнимания, пробыв неделю от одного причала к другому, оно тело наконец снова оказалось на том же знаменитом корабле…». Так замыкается круг жизни мастера. И снова автор показывает нам яростную стихию. Кажется, это побуждает людей переосмыслить свою жизнь. Плохая погода предупреждает о том, что она бесцельна и не имеет смысла.
Стихия помнит, что она когда-то «говорила» об этом с мастером, но он ее не слушал. Но духовно пустые люди больше не слышат ее могучего зова. Море, ненастье остаются позади и не причиняют вреда никому из пассажиров Атлантиды.
И, наконец, автор показывает, что все пытки природы оказались бессмысленными: «И никто не знал ни того, что эта пара давно устала притворяться, будто терпит свои блаженные муки под бессовестно-грустную музыку, ни того, что глубоко, глубоко под ними, на дне темного грузового отсека, у сумрачных и знойных недр корабля, тяжело преодолевающих тьму, море, метель…».
И.А. Бунин заканчивает рассказ на грустной ноте, еще раз подчеркивая, что следует не относитесь к своей жизни так легкомысленно.В ней обязательно должна быть духовно-нравственная составляющая, которая не является каким-то бременем. Наоборот, она наполняет жизнь человека смыслом и позволяет наслаждаться каждым прожитым в нашей жизни днем.
Примеры из художественной литературы
- И.А. Бунин «Джентльмен из Сан-Франциско».
Рассказ И. А. Бунина «Джентльмен из Сан-Франциско» является ярким примером человеческой жестокости, проявляющейся в равнодушии к своим близким. Главный герой ничего не замечал вокруг себя в погоне за богатством и ложными ценностями, его смерть — всего лишь ожидаемый результат пустой жизни. На первый взгляд, в жизни Лорда из Сан-Франциско все сложилось благополучно: он богат, полон сил, у него замечательная семья.
В возрасте пятидесяти восьми лет он достиг своей цели, но какой ценой? Все это время он не жил, а существовал, и вот, в свои преклонные годы, решил отдохнуть и насладиться радостями жизни. Вместе с женой и дочерью он на два года отправился в турне, планируя посетить Европу на пароходе «Атлантис», но это не могло их сблизить.
В поведении каждого была некоторая отчужденность, выработанная привычкой быть каждому своим. На корабле туземцы даже практически не общаются, не делятся впечатлениями, давно стали друг другу чужими. За своей стабильной работой главный герой не заметил, как пролетела жизнь. Он находится в плену ложных ценностей, он думал, что раз у него много денег, то он лучше других.
На самом деле благодаря своему богатству мужчина из Сан-Франциско мог позволить себе многое: лучшие рестораны, театры, дорогой круиз. Но под внешней мишурой была пустая душа.
Равнодушие главного героя возвращается к нему после смерти, все безразличны к его безвременной кончине, поэтому его тело быстро спрятали в ящик и положили в трюм. Такая жестокость к окружающим говорит о пороках общества, стремящегося только развлекаться и получать удовольствие, и равнодушного к человеческим трагедиям.
Смерть джентльмена из Сан-Франциско все расставляет по своим местам: имя, богатство, влияние не имеют значения, когда речь идет об истинных ценностях — любви, дружбе, внимании. В этом рассказе И.А. Бунин рассказывает об идеалах в реальной жизни, утрата которых приводит к необратимым последствиям.
- И.А. Бунин «Темный переулок».
Главный герой рассказа, дворянин Николай Алексеевич, проявлял настоящую жестокость по отношению к крепостной крестьянке Надежде, с которой у него завязался роман. Он решил уйти от нее из-за ее низкого положения в обществе, оправдывая свой поступок любовью к жене. Отношения с Надеждой он запомнил как обычную «пошлую историю», которая быстро забывается.
Жизнь наказала жестокого хозяина, от него ушла жена, а сын вырос настоящим злодеем. На примере своего героя И. А. Бунин хотел показать, как один низкий поступок может изменить всю жизнь человека. Там, где есть жестокость, всегда есть место доброте. Ее воплощением была простая крестьянка Надежда, она сохранила в сердце любовь к своему хозяину и пронесла ее через всю жизнь.
Она так и не вышла замуж, потому что не могла обмануть чувства другого человека, это не было свойственно ее натуре. Спустя тридцать лет герои повести снова встретились, но Надежда так и не смогла простить возлюбленному его предательство. Она осталась верна не только своим чувствам, но и самой себе, своей гордости и достоинству. Даже сильная любовь не способна затмить боль предательства.
- И.А. Бунин «Числа».
Главной темой рассказа И. А. Бунина «Числа» являются взаимоотношения взрослых и детей. Эта работа требует быть добрее к детям, сохранить радость в их детском мире. Действие рассказа построено на воспоминаниях мужчины о предыдущей ссоре с племянником. Взрослые часто не в силах противостоять неутомимой энергии детей, их желанию познавать мир.
Дети в движении, с утра до ночи бегают, прыгают, прыгают. В день упомянутой выше ссоры маленький мальчик проснулся с новой мечтой: ему совершенно необходимы были новые книги и цветные карандаши, чтобы научиться читать, рисовать и писать числа. Как и все дети, он хотел всего и сразу. Дядя не счел нужным немедленно исполнить желание племянника, поэтому нашел причины для отказа.
Ему стало жаль мальчика, но, убедившись в правильности своего решения, спокойно занялся своими делами. Его племянник принял отказ слишком близко к сердцу, он не мог ждать до завтра. Детям свойственны безудержные эмоции, они не могут себя контролировать, поэтому мальчик начал с сумасшедшими криками крушить все в комнате. Взрослые в этот момент решили не обращать внимания, так как, по их мнению, ребенок должен был смириться и успокоиться самостоятельно.
Главная проблема в том, что взрослые забывают то время, когда сами были детьми. Дети чувствуют по-другому, они прислушиваются к зову сердца и остро реагируют на любой отказ. Детство влияет на всю жизнь человека, а детские воспоминания формируют жизненные ценности, поэтому так важно наполнить эти годы добротой и заботой. Хорошо, что дядя осознал свою ошибку и выполнил данное племяннику обещание, а мальчик в свою очередь отблагодарил его своей искренней радостью и счастьем.
- И.А. Бунина «Чистый понедельник».
Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» рассказывает о странных и необычных отношениях одной пары. Хотя произведение наполнено множеством имен собственных, имена главных героев не указаны. Она воплощение женственности и грации, настоящая загадка для влюбленного в нее мужчины. Он не может понять, почему его возлюбленная перестает говорить об их совместном будущем.
Главный герой оказывается чересчур набожным, хотя это и не сразу заметно. Ее манит спокойствие кладбищ и высота кремлевских соборов. Несмотря на то, что их отношения длятся уже довольно давно, в них нет никакой безопасности. Вся природа женщины состоит из противоречий и необъяснимых поступков, главный герой никогда не знает, чего от нее ожидать, но безграничная любовь не позволяет его уму вмешаться в эту двусмысленность.
Ночь перед Чистым понедельником героиня проводит с любимым, а утром объявляет ему о своем решении уйти в монастырь. Ее поступок имеет благие намерения, но оказывается проявлением истинной жестокости по отношению к главному герою. В тот день вся его жизнь изменилась безвозвратно. Чистый понедельник оказался поворотным моментом в его жизни. Он испытал много беспокойства и страданий, и пытался принять происходящее.
Через несколько лет произошла их случайная встреча, и только после этого главный герой смог понять свою возлюбленную и прийти к соглашению.
Направление, род и жанр
Бунина «Джентльмен из Сан-Франциско» отражает судьбу главного героя в виде развернутого повествования, поэтому относится к эпосу (одному из трех видов литературы). Жанр данного произведения – рассказ. Рассказ Бунина принадлежит к литературному направлению реализма, для которого характерно объективное изображение действительности. Автор стремился точно изобразить действительность в ее характерных чертах. Герои рассказа типичны и аутентичны.
Вечные проблемы человечества в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
На протяжении многих веков людей волнуют вечные проблемы человечества. Такие вопросы, как «Есть ли жизнь после смерти?», «В чем смысл жизни?», существовавшие с древних времен, задавались и задаются мыслителями и философами до сегодняшнего дня. На эти вопросы очень трудно ответить, если это возможно.
Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Джентльмен из Сан-Франциско» показывает нам всю сущность капиталистического устройства общества. Если рассматривать корабль «Атлантида», на котором главный герой и его семья плыли в Италию, то можно сравнить устройство корабля со устройством капиталистического общества.
Внизу — грязные темные помещения, где живут простые рабочие, официанты, прислуга, а вверху — красивые палубы, красивые и богатые люди, богато обставленные коттеджи. Также в обществе того времени — простые фабричные рабочие, живущие в грязных и старых домах, и богатейшие монополисты, не стыдящиеся ничего приумножить свой капитал, живут в роскоши и богатстве, стремясь лишь к тому, чтобы получить побольше денег.
Господин из Сан-Франциско — «пустой» человек, автор даже не назвал ему имя. Он живет в обществе таких же людей — алчных, жаждущих наживы. Этот человек, на мой взгляд, представляет собой социализированный образ капиталистов того времени — «пустой» человек, стремящийся обогатиться за счет чужого рабского труда.
Весь смысл его жизни в том, чтобы стать таким же богатым, как те, с кем он поставил цель равняться. Мастер работал всю жизнь. Он создал семью, потому что так и должно быть. Он едва знает, что такое любовь. Он очень мало времени и любви уделяет своей дочери, слегка болезненной девочке.
Ушедший из жизни богатый американец остается главным героем истории. Обратно он плывет не в роскошной каюте, а в тесных и грязных недрах корабля, где не слышно чудесного оркестра, где не слышно веселящихся людей, а только работающие двигатели и адские волны за бортом. Эти контрасты заставляют нас понять, насколько сильны были социальные противоречия того времени.
Прочитав и задумавшись над рассказом Бунина «Джентльмен из Сан-Франциско», мы видим одну из многих проблем человечества, особенно актуальную сегодня – жажду наживы и богатства, стремление обогатиться материально, забыть о духовном развитии. Эти люди стремятся удовлетворить свои примитивные потребности, стремятся получить власть и деньги, что делает их людьми без смысла жизни.
Значение произведения
В рассказе «Джентльмен из Сан-Франциско», написанном в 1915 г., когда шла Первая мировая война, И. А. Бунин во всеуслышание пытался заявить о бесчеловечности тех, кто правит миром и судьбами других людей, о том, что эти правители лишены о будущем. Рассказ Бунина о великой памфлетной и обобщающей художественной силе напоминает, что бездуховность не приносит счастья, что оно возможно только в том случае, если человек живет в единстве с природой и своим народом.
Смысл названия
Сначала Бунин хотел назвать свой рассказ «Смерть на Капри» по аналогии с вдохновлявшим его заглавием «Смерть в Венеции» (позднее автор прочитал эту книгу и счел ее «неприятной»). Но уже написав первую строчку, он вычеркнул это заглавие и назвал произведение «именем» героя.
С первой страницы понятно отношение автора к Господу, для него он безликий, бесцветный и бездушный, поэтому ему даже не дано имя. Он хозяин, вершина социальной иерархии. Но вся эта сила скоротечна и непостоянна, напоминает автор. Бесполезный для общества герой, за 58 лет не сделавший ни одного доброго дела и думающий только о себе, после смерти остается лишь никому не известным джентльменом, о котором знают только то, что он богатый американец.
Читайте также: Сочинение Доброта и жестокость на примере произведений
Художественное своеобразие
В рассказе «Джентльмен из Сан-Франциско» осуществляется символизация его имени, персонажей, вещей, деталей.
Почему рассказ называется «Джентльмен из Сан-Франциско»? Потому что именно бунинская Америка является символом богатства, а именно американский город Сан-Франциско, прославившийся после «золотой лихорадки» в 19 веке, когда на Клондайке нашли золото.
Символизм пронизывает весь текст рассказа:
- Название корабля, на котором главный герой отправился в путешествие, символично. Корабль «Атлантида» назван в честь затонувшего мифического континента. Этот гигантский пароход представляет собой некую модель социального общества, где рабочие снуют внизу, обезумев от жары и адского грохота, а богатые наслаждаются удовольствиями наверху.
- Особенно символичен образ корабля «Атлантида» в его финальном наброске, кажется, что вечеринка на палубе – это вечеринка на краю пропасти. Жизнь на корабле шла своим чередом, но за бортом бушевал шторм и море гудело «как поминальная месса.
- Образ моря, идущего «горами скорбящими с серебряной пеной», также является символом яростной, грозной жизни, о которой не думают богатые пассажиры корабля.
- Символичен и образ Дьявола, увидевшего уходящий корабль со скал Гибралтара (богатый человек всегда служил нечистой силе).
Всем этим символическим образам противопоставлен образ Лоренцо, старого лодочника, беззаботного гуляки и красавца, а также двух абруццких горцев, народных певцов, воспевавших Богородицу, солнце и утро в этом «радостном, красивая, солнечная» земля.
Важными средствами художественной выразительности в рассказе «Джентльмен из Сан-Франциско» являются не только символика, но и художественные детали, антитезы, сравнения, эпитеты.
Точность и конкретность изображаемых деталей нужны Бунину для создания художественно убедительного образа, для конкретизации сюжетного движения и для показа состояния окружающей действительности.
В своем рассказе Бунин широко использует антитезу, уже в описании корабля «Атлантида» есть противопоставление. Состоятельные туристы пьют ликеры и виски в баре, едят изысканную пищу в ресторанах, наслаждаются комфортом, а их сладкую жизнь обеспечивает тяжелый труд сторожей, кочегаров, поваров и прислуги.
Интересны в рассказе такие тропы, как сравнения и эпитеты. Примеры сравнений: «цветущая, как павлин хвост, волна», море, гудящее, «как отпевание», «красавец, похожий на огромную пиявку». Примеры эпитетов: «серебряная жемчужная рябь залива», «жемчужные волосы», «серебристый», «мрак ада». Составной эпитет «грешно-скромная девушка» — оксюморон (антитеза, сжатая до парадокса).
Это также своеобразная метафора в рассказе как олицетворение («горящие глаза корабля»).
Все художественные детали, образно-выразительные средства, имеющиеся в рассказе «Джентльмен из Сан-Франциско», помогают создать художественно убедительный образ.
Символы
Произведение наполнено символами, подтверждающими мысли Бунина. Первый из них — пароход Атлантида, где царит нескончаемый праздник роскошной жизни, но бывает буря, буря, даже сам корабль трясет за борт. Итак, в начале ХХ века все общество шило, и переживало социальный кризис, только равнодушные буржуа продолжали пировать во время чумы.
остров Капри символизирует истинную красоту (поэтому описание его природы и жителей овеяно теплыми красками): «радостная, красивая, солнечная» земля, наполненная «сказочной голубизной», величественные горы, очарование которых невозможно передать словами человеческий язык. Существование нашей американской семьи и таких, как они, — жалкая пародия на жизнь.
Характеристика героев
В повести немного персонажей: джентльмен из Сан-Франциско как символ вечного суетливого накопительства, его жена, изображающая серую респектабельность, и их дочь, символизирующая стремление к этой респектабельности.
- Господин «трудился не покладая рук» всю свою жизнь, но это были руки китайцев, которые работали тысячами и столько же умирали на тяжелой службе. Другие люди вообще мало что для него значат, самое главное прибыль, богатство, власть, сбережения. Именно они дали ему возможность путешествовать, жить на высшем уровне и не заботиться о других, которым в жизни повезло меньше. Но ничто не спасло героя от гибели, на тот свет деньги не возьмешь.
Да и уважение, купленное и проданное, быстро обращается в прах: после его смерти ничего не изменилось, торжество жизни, денег и безделья продолжалось, даже о последней дани умершим некому позаботиться. Тело путешествует по инстанциям, это еще ничего, просто очередной багаж, брошенный в трюм, скрывающийся от «приличного общества».
- Жена героя жила однообразно, по-мещански, но с шиком: без проблем и трудностей, без забот, только ленивая череда свободных дней. Ничто не производило на нее впечатления, она всегда была совершенно спокойна, наверное, разучилась думать в рутине безделья. Ее беспокоит только будущее дочери: нужно найти для нее солидную и выгодную партию, чтобы она тоже могла с комфортом плыть по течению на протяжении всей жизни.
- Дочь изо всех сил старалась изображать невинность и в то же время открытость, привлекая женихов. Именно это интересовало ее больше всего. Встреча с некрасивым, странным и неинтересным мужчиной, но принцем привела девушку в возбуждение. Возможно, это было одно из последних сильных чувств в ее жизни, а дальше ее ждало будущее матери.
Однако какие-то чувства в девушке все же были: она одна предчувствовала беду («сердце ее вдруг сжало тоска, чувство жуткого одиночества на этом чужом, темном острове») и плакала по отцу.
Аргументы
- Добрый человек – это тот, кто готов помочь безвозмездно.
- Насилие распространено в современном мире.
- Доброта – это душевное расположение людей, отзывчивость, желание помочь другим.
- Жестокость – это совершение жестоких поступков.
- Иногда люди проявляют жестокость даже к самым близким людям.
- Несправедливость может сделать человека жестоким.
- Доброту трудно проявить в военное время.
- Многие люди извлекают выгоду из доброты других.
- Доброта и жестокость – противоположные нравственные качества, присущие человеку.
- Жестокость — черта, характеризующая безжалостного человека.
Отношение автора к проблеме
Проблема добра и жестокости актуальна во все времена, ведь в мире всегда найдется место злым людям, не знающим чувства жалости. Многие авторы в своих работах пытаются разобраться в причинах возникновения этих характеристик. Эти два понятия раскрываются в их творчестве с помощью методов противопоставления и противопоставления. На фоне жестоких поступков одних героев доброта других становится куда заметнее.
Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Идея (основная мысль) рассказа «Джентльмен из Сан-Франциско» состоит в том, чтобы показать, как хрупка жизнь человека, как она отвратительна, если в душе у человека отсутствует духовное начало и красота, а только богатство и власть над людьми которые оказываются никем перед лицом смерти.
С этой идеей связаны мысли автора о гибели существующего мироустройства. Смысл эпиграфа (снятого Буниным в 1951 году) в том, что миропорядок, в то же время для автора, может рухнуть. За эпиграф Бунин взял слова Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Эта фраза напоминает пир Валтасара, последнего халдейского правителя Вавилона, в ту ночь, когда персы захватили Вавилон.
В эпиграфе Вавилон — символ погибшей цивилизации, которая казалась такой же крепкой, как жизнь богатого и всемогущего героя бунинского рассказа. Своим рассказом Бунин указал на духовное ничтожество «владык жизни», на их бесчеловечность и на то, что цивилизация, имеющая таких правителей, обречена на гибель.
Философское значение этого произведения заключается в хрупкости человеческого существования, в ничтожности богатства и власти перед лицом смерти, в неизбежности гибели бездушной и бездушной цивилизации.
Пафос рассказа заключается в смысле неминуемой гибели такой цивилизации с ее грандиозными проектами. Позиция автора состоит в том, что необходимо умиротворять человеческую гордость, что мирское тщеславие тщетно. Бунин положил в основу конфликта в рассказе «Джентльмен из Сан-Франциско» противостояние мирских вещей (богатства, удовольствий, развлечений) и вечного начала, которое представлено в этом произведении самой смертью.
История создания
История создания рассказа Бунина восходит к 1915 году, когда он увидел обложку книги Томаса Манна. Она заставила его связать это со смертью одного из американцев на отдыхе, случившегося во время отдыха на Капри. К нему пришло решение описать этот случай, что он и сделал в кратчайшие сроки — рассказ был написан всего за четыре дня.
За исключением американца, погибшего во время отдыха на острове, все факты истории полностью вымышлены. Оригинальное название рассказа — «Смерть на Капри”.
Эпитеты к слову «Жестокость»
Изощренный, бездумный, животный, человеческий, человеческий, неумолимый, варварский, невообразимый, беспричинный, безжалостный, бескрайний, бессознательный, нечеловеческий, страшный, излишний, безжалостный, жестокий, первобытный, чрезмерный, невообразимый, чудовищный, необузданный, неуправляемый, безразличный, исключительный, невероятный, ужасающий, неописуемый, дьявольский, циничный, необъяснимый, невероятный, животный, особенный, детский, непомерный, честный, сознательный, сознательный, средневековый, дикий, крайний, скрытый, безумный, лишний, непонятный, ужасный, слепой, неожиданный, великий, ужасный, странный, своенравный, хладнокровный, возмутительный, необычный, беспричинный, бессердечный.
Синонимы к слову «Доброта»
Сострадание, сочувствие, милосердие, сочувствие, человеколюбие, благородство, отзывчивость, сердечность, сочувствие, доброжелательность, искренность, теплота, добросердечие, добродушие, кротость, благодушие, терпимость, сердечность, искренность, альтруизм, сострадание, человеколюбие, доброта, доброта -естественность, самодовольство, кротость.
Сюжет и композиция
Сюжет повести «Джентльмен из Сан-Франциско» содержит линейную последовательность событий. Краткое содержание этой работы можно описать в нескольких строчках.
Состоятельный американец устроил длительную поездку для себя и своей семьи. Господин из Сан-Франциско составил обширный маршрут: Европа, Палестина, Египет, Япония. Герой был уверен, что заслужил это двухлетнее путешествие различных удовольствий, ведь, дожив до старости, он не отдыхал, а работал и эксплуатировал китайских рабочих, чтобы разбогатеть.
Путешествие началось в ноябре с плавания через Атлантический океан на знаменитом корабле Atlantis. Но в декабре, за неделю до Рождества, этот богатый бизнесмен скоропостижно скончался, и его тело было отправлено на том же корабле в Америку.
В изложении повести автор подробно рассказывает, почему герой отправился в путешествие и с какой целью (чтобы отдохнуть после многолетнего труда по созданию богатства, надеясь получить по пути всевозможные радости и удовольствия). Для путешествия герой выбрал корабль «Атлантис», который выглядит как «огромный отель со всеми удобствами — с ночным баром, с восточными банями, со своей газетой». Жизнь на корабле не омрачила настроения американского туриста.
Сюжет и развитие действия соответствуют нарушению ожиданий состоятельного туриста, его растущему недовольству. Ему пришлось изменить свой первоначальный план путешествия из-за плохой погоды, и он уехал из Неаполя на остров Капри в надежде, что там будет солнечная погода.
Кульминацией рассказа является сцена, изображающая неожиданную смерть джентльмена из Сан-Франциско в отеле на Капри. На этом сюжетный потенциал истории о судьбе джентльмена из Сан-Франциско исчерпан, пришла развязка: тело богача в трюме корабля «Атлантис» отправлено «домой, в могилу, на берега Нового Света».
В финале Бунин показывает, что история о неудачном путешествии джентльмена из Сан-Франциско — лишь часть общей картины жизни, находящейся в поле зрения автора. Читатель видит Неаполитанский залив, уличный рынок, лодочника Лоренцо, высокогорье Абруццо. Автор передает обобщенное описание «счастливой, красивой, солнечной» страны.
Композиция произведения зациклена. В начале повествования жизнь на корабле «Атлантида» представлена богатым людям на пути из Америки в Европу. На последней странице рассказа снова описывается этот знаменитый пароход, возвращающий умершего мастера из Сан-Франциско в Америку. Эта особенность композиции (композиционный повтор) придает произведению гармоническую завершенность и увеличивает масштаб созданного автором образа.
Жанр
«Джентльмен из Сан-Франциско» относится к жанру рассказов, но наполнен глубоким философским содержанием и отличается от других произведений Бунина. Рассказы Бунина обычно содержат описание природы и жизненных явлений, поражающих своей реалистичностью.
В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого строится конфликт. Содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации: став меркантильным, злым, пустым и лицемерным, оно поклоняется только одному идолу — деньгам, отрекаясь от всего духовного.
Рассказ подчинен философскому направлению и по своему действию представляет собой поучительную притчу, дающую урок читателю. Здесь показана несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а высшая бессмысленно прожигает жизнь. Но все идут к единому финалу, и перед лицом смерти и бедные, и богатые одинаковы, ни за какие деньги ее не купишь.
Реалистический рассказ Бунина усложнен важными символами, отражающими время его написания и дополняющими его объемными, многозначными образами. Круизный лайнер с говорящим названием «Атлантида», на котором герой рассказа пересекает моря, является символом современной цивилизации, бессмысленного и внутренне подорванного существования.
Его структура, деление на «чистых» аристократов вверху и «нечистых» рабочих внизу, которые рулят кораблем в «гигантской топке», отражает устройство общества, несущегося по волнам жизни, в холоде и мраке. Именно поэтому сам дьявол наблюдает за кораблем из таинственной тьмы.
Рассказ Бунина «Джентльмен из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.