- Вариант 1
- Сочинение на тему «Родинка. Шолохов М.А.»
- Познание человеком самого себя
- Анализ произведения Родинка
- Введение
- Вариант 2
- Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
- Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- Сочинение Шолохов «Донские рассказы»
Вариант 1
История и человек. Как они связаны друг с другом? Что первично? Влияют ли исторические события на человека или, наоборот, человек творит историю? Пожалуй, правильно будет сказать, что это влияние взаимно.
Одни люди становятся инициаторами исторических событий, другие вынуждены подчиняться движению истории, становятся активными участниками или свидетелями происходящего. Чем дальше человек от контроля процесса, тем чувствительнее влияние истории на его жизнь.
Войны – это глобальные события в жизни страны, которые не позволяют быть сторонним наблюдателем. Роман-эпопея Л. Н. Толстого описывает эпоху начала 19 века. Это было время больших перемен в общественной жизни. Франция оказала огромное влияние на настроение общества, ум и обычаи. Приход Наполеона к власти был у всех на устах.
В начале своего правления о нем ходили противоречивые слухи. Пьер Безухов остался доволен молодым французским императором. Он говорит о величии своей души, о своем мужестве. Наступает 1812 год, и Наполеон пытается захватить Россию. Отношение Пьера к императору меняется на диаметрально противоположное.
Он готов убить Наполеона. Герой оказывается в центре событий. Он побывал на поле боя, вокруг него свистят пули, рвутся снаряды. Попав в плен, он получает возможность ближе познакомиться с простыми людьми. Толстой возвышает Пьера над остальными героями. Отношение людей является мерилом величия человеческой души для автора.
Общение с солдатами приближало Пьера к пониманию Бога. Он делает открытие: человек беден, пока боится смерти. По его мнению, страдания помогают найти себя. Толстой дарит своему любимому герою встречу с народным философом Платоном Каратаевым. Он научил Пьера той простоте и истине, что жизнь держится на войне, изменил внутренний мир Пьера, изменил его отношение к жизни.
Герой понял, что его жизнь похожа на жизнь отдельного человека. Она значима только как часть общей жизни, как «часть целого». Война — горе для всей страны, но если бы не она, Пьер не пришел бы к этому мудрому пониманию мира.
Исторические события не только затрагивают внутренний мир человека, они меняют все его существование. Жизнь героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» делится на две половины: до войны и после. В молодости Андрей Соколов жил, как и большинство людей. Он был сиротой, его родители умерли от голода. Соколов прошел гражданскую войну, женился на хорошей девушке.
Дети родились. Он пошел работать на грузовике. Дом построили, но тут грянула Великая Отечественная война. Соколов попал в плен, но выжил, а его семья погибла. После войны он не смог вернуться в родной город и отправился в Урюпинск в гости к другу. Однажды он увидел возле чайной мальчика и привязался к нему всем сердцем. Война осиротила обоих, лишила семьи.
Шолохов показывает, что сердце Соколова не очерствело в годы войны. Он сжалился над мальчиком и сказал, что это его пропавший отец. Автор сравнивает отца и сына с двумя песчинками, принесенными в чужие края военным ураганом. Война забрала у Соколова все, что было ему дорого. Ему пришлось начинать свою жизнь с чистого листа.
Эти два примера говорят о влиянии войны на человеческую жизнь. Толстовский герой начинает по-новому смотреть на жизнь, а для шолоховского героя вся жизнь начинается заново.
Подводя итог, можно сказать, что исторические события не проходят бесследно. Они имеют большое влияние на судьбу человека, независимо от его социального положения. Какой она будет, зависит от самого человека, его действий, мыслей, душевной организации.
Сочинение на тему «Родинка. Шолохов М.А.»
На столе лежат патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, буханка хлеба. Николка Кошевой, командир эскадрильи, сидит за столом, заполняет анкету. «Грубый лист говорит скупо: Кошевой Николай. Командир эскадрильи. Землянин.
Член РКСМ, 18 лет. С виду зеленый пацан, но две банды умудрился ликвидировать почти без повреждений и пол года вел отряд в бои и бои, не хуже любого старого босса. Николка ненавидит свой возраст и стыдится его.
Отец Николки казак, и сама Николка тоже казачка. Он помнит, как в возрасте пяти-шести лет отец посадил его на лошадь, научил ездить верхом. В «немце» пропал отец. Мать умерла.
От отца Николка унаследовала любовь к лошадям, невероятную отвагу и родинку размером с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Няколка отправился с красными к Врангелю.
Николка селится в хижине, которая стоит над самим Доном. Утром он вышел во двор и лег на росистой траве. За ним пришел казак и доложил, что прибыл фельдъегерь, сообщающий ему о новой банде из Сальского уезда, которая уже заняла Грушинский совхоз. Гонец проскакал сорок верст без отдыха, загнал лошадь насмерть.
Николка прочитал приказ прийти на помощь. Он начал собираться, думая, что не мешало бы где-нибудь подучиться, и тут объявилась банда. Николка устал от такой жизни, но ничего не поделаешь, это приказ начальника.
На трое суток банда ускользала от преследования отдела Николки Кошевого. Люди в банде опытные, и уходят как волки. Начальник пьян, и все ямщики и пулеметчики пьяны. Семь лет начальника не было на родине: сначала он был в немецком плену, потом с Врангелем, ушел в район Туре, но потом вернулся с бандой.
«Вот она, атаманская жизнь, если оглянуться через плечо. Душа его изжила себя, как следы в степи в печке летом… Боль чудесная и непонятная, она обостряется изнутри, наполняет мышцы тошнотой, и атаман чувствует: не забывай ее и не наполни лихоманку любым лунным светом”.
Мороз ударил рассвет. Мельник Лукич заболел, лег в улей отдохнуть; когда он очнулся, его окликнули двое военных, выехавших из леса. Начальник притворился красным и стал выяснять у мельника, нет ли поблизости посторонних. Он спешился и признался, что ликвидировал красных, потом потребовал хлеба для лошадей.
Мельнику жалко зерна, собранного по частям, он его не отдаст; атаман угрожает убить его за помощь красным. Старик лежал у его ног и просил пощады. Атаман засмеялся и простил старика. А приехавшие бандиты уже кормят коней зерном, рассыпая под ногами золотые крупинки.
Сквозь туман, на рассвете Лукич двинулся к хутору и попал на всадника, который привел его к коменданту. Лукича отвели в дом Николки. Мёллерен был счастлив, что перешел в «красные». Он вспомнил Николку, как недавно напоил его молоком, когда его подопечный проходил мимо мельницы. Мельник жалуется на бандитов, которые отравили все его зерно. Он сообщает, что они все еще на мельнице, пьяные, спят.
Николка приказывает продать лошадей.
Николка приказал атаковать банду, которая уже продвигалась по тропе (дороге).
Начальник увидел скачущего к нему командира с шашкой, которого он опознал по биноклю, висевшему на груди молодого солдата. Атаман сердито прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а он сам, выстрелив, подбежал к атаману. Атаман подождал, пока Николка снимет обойму, а потом как дракон налетел на парня.
Он взмахнул саблей, и тело Николки обмякло, соскользнув на землю. Атаман снял с убитого бинокль и хромовые сапоги. С трудом стянув сапоги с носками, атаман увидел крота. Он повернул к себе Николку и закричал: «Сын! Николай! Родной! Кровенькая моя…» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот.
* * *
А вечером, когда над лесной поляной показались всадники, с лохматой головы атамана упал змей-дракон.
1924 г
Познание человеком самого себя
Мы также уже рассуждали о самопознании. Добавим это:
- И.А. Бунин, Чистый понедельник. Самопознание играет важную роль в определении жизненного пути человека. Ведь если мы не будем знать, куда стремиться, мы не будем там, где хотим быть. Это доказывается примером из творчества Бунина. Главная героиня состояла в отношениях с богатым и красивым кавалером.
У нее было все для счастья: большое состояние, возможность учиться и путешествовать, беззаботность и доступ к роскоши. Однако она выбрала вовсе не семейную жизнь с любимым человеком, а служение в монастыре. В процессе самопознания женщина поняла, что ее привлекает духовный путь, а не мирская суета. Если бы она не пришла к этому, она была бы отягощена супружеским существованием и окружена тем, что ей чуждо. Путем проб и ошибок она нашла путь, который привел ее к полной гармонии.
- И.А. Бунин, Джентльмен из Сан-Франциско. Когда человек не думает о том, зачем он живет, вся его жизнь может быть потрачена впустую. Именно это и произошло в жизни джентльмена из Сан-Франциско. Он тратил все свое время на зарабатывание денег. У него не было времени уделять внимание своей семье, хобби или путешествиям.
Отдохнуть и прислушаться к себе герой решил слишком поздно — когда ему было уже за пятьдесят. Он окунулся в море наслаждений, только начав ощущать вкус жизни, когда она укоротилась. Мастер даже не успел по-настоящему насладиться заработанным. Он зря тратил время, потому что не понимал, чего хочет? Где он был все эти годы? Без самопознания мы рискуем стать такими же хозяевами — без цели, досуга и интересов.
- А.И. Куприн, Олеся. Человек часто слишком поздно обнаруживает себя и свои истинные потребности. Именно так и произошло в жизни Ивана, героя повести. Он влюбился в девушку «без рода и племени», а сам был небогат, но все-таки помещиком. Роман с Олесей вскоре перерос в серьезное чувство, но Иван все колебался и колебался: не мог же он взять в жены знахарку из леса. Что скажут его знакомые, родители, друзья, коллеги?
Олеся чувствовала его нерешительность и сама охотно признавалась, что они не пара. Но ее поход в церковь за одобрением Ивана доказывает, что девушка хотела и ждала его предложения, несмотря ни на что. Он не понимал, как много для него значит Олеся, пока она не исчезла. А потом уже было поздно что-то менять. Иван скучал по любви всей своей жизни, потому что вовремя не задал себе главные вопросы и не нашел на них честных ответов.
- А.И.Куприн, «Гранатовый браслет». Иногда человек понимает себя и свои чувства только после сильного потрясения. Так и случилось в жизни Веры. Она жила с мужем и была счастлива их отношениями, но вряд ли это была настоящая страстная любовь. По словам автора, такое ощущение возникает раз в сто лет. И это прошло героиню. Тайный поклонник, посылавший ей любовные письма, был одержим ею и хотел только одного — хотя бы рассказать о своих чувствах.
Но брат и муж Веры запретили ему досаждать замужней даме. Она сама попросила Желткова поскорее закончить всю историю. Ее слова были восприняты буквально. Желтков взял себя в руки. Только после этого Вера поняла, что мимо нее прошло чувство, не имеющее аналогов, не имеющее границ. И в душе она почувствовала угрызения совести. Только эта ситуация помогла ей распутаться и лучше узнать себя.
- М. Горького, Челкаш. Мы познаем свою истинную сущность в критических ситуациях, когда истинная природа берет верх над условностями. Такое открытие пережил Гаврила, герой повести. Крестьянин приехал в город работать и наткнулся на выгодное предложение от контрабандиста. В этом вопросе Гаврила струсил и повел себя не лучшим образом. Но когда дело дошло до дележа денег, герой оказался способным убивать из-за угла.
Он пытался убить Челкаша, чтобы завладеть всей суммой. Его истинное «я» проявилось именно в этот момент, когда рука с камнем направила всю свою силу в исподтишка. После этого Гаврила понял себя гораздо лучше, как и Челкаш. Теперь стало очевидно, что истинная сущность героя — безграничная и жестокая жадность.
Читайте также: «Забвению не подлежит» аргументы из литературы для итогового сочинения 2020-2021
Анализ произведения Родинка
Введение
Война и мир — противоположные явления. Мир – это состояние мира в обществе, война – это убийства и ранения, противостояние двух и более сторон.
Война — это то, что приносит только боль и разочарование. Это множество погибших и покалеченных людей как физически, так и морально. Война убивает людей, и те, кто выжил, стараются всегда помнить то, что видели. Это страшно и сложно.
Многие писатели подчеркивали бессмысленность войны, ее жестокость и беспощадность абсолютно ко всем людям, независимо от пола, возраста и социального положения.
Вариант 2
Каждому человеку есть ради чего жить в определенное время. Иногда думаешь о том, какой была бы жизнь, если бы ты родился на пятьдесят или сто лет раньше. Кем бы ты был, кем бы ты был? Характер человека, его духовное развитие во многом зависит от исторических событий, свидетелем которых он является.
Герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого Андрей Болконский живет в начале 19 века. Он молод, полон надежд, мечтает о славе. Он восхищается судьбой Наполеона. Он отправляется на войну, чтобы найти свой Тулон. Он получает возможность. Во время битвы при Аустерлице солдаты паникуют и бегут с поля боя. Болконский подхватывает знамя убитого знаменосца и устремляется вперед, увлекая за собой воинов.
Кажется, это ее звездный час. В этот момент принца настигает вражеская пуля, и он падает без сознания. Когда Болконский приходит в себя, первое, что он видит, это высокое бескрайнее небо. Он понимает тщетность своих амбиций. Он видит, как мал Наполеон по сравнению с этим небом. С войны князь Андрей вернулся другим человеком.
Ему еще многое предстоит понять, но эта военная кампания не прошла для него бесследно. Она стала первой ступенью на пути Болконского к небу. Он еще не понимал смысла жизни, но встал на путь духовного совершенствования. Автор разделяет мысли и чувства героя. Он показывает, как умирает человек, ушедший на войну, и как рождается новый князь Андрей, стремящийся не к славе, а к Богу.
По такому же пути духовного возрождения идет герой романа Б. Пастернака Юрий Андреевич Живаго. Он родился через сто лет после князя Андрея. Начало следующего века вновь потрясает Россию чередой бедствий. Революция 1917 года играет решающую роль в судьбе Живаго. Сначала он воспринимает ее с энтузиазмом.
Герой видит в ней что-то «евангельское», его переполняет чувство освобождения. Потом оказывается, что радоваться было рано. Революция превратилась из красивых лозунгов в насилие. Диктаторы получают власть, но не признают ни свободы, ни равенства. Пастернак дает понять, что в создании образа Доктора Живаго важны не столько события, сколько их влияние на его духовное развитие.
Жизнь героя и его близких разрушает стихия революции. Революционные события вступили в противоречие с жизнью. Представление о живом противопоставляется неживому, искусственному. Фамилия героя происходит от прилагательного в родительном падеже, которое взято из церковного текста «сын Бога живого».
Его жизнь с самого начала связана с Богом, благодаря дяде священнику. Живаго остается верен своим идеалам. Он не сторонний наблюдатель, но не граничит ни с красными, ни с белыми. Как врач, он спасает и их, и других. Он молится о спасении их душ. Высшими ценностями для него являются любовь, природа, поэзия и вера в Бога. Он умирает, но обретает бессмертие в стихах.
Герои этих двух произведений представляют элиту общества. Они не являются пассивными наблюдателями исторических событий. Участвуя в них, они понимают тщетность своих усилий. Человек может принимать или не принимать ход событий в душе, но изменить или остановить историю невозможно. Все течет, все меняется, только Бог вечен. Такие мысли приходят к героям двух произведений, написанных с разницей в сто лет.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что глобальные исторические события оказывают регенерирующее воздействие на внутренний мир человека. Они запускают в душе некий механизм, ведущий к пониманию себя, своего места в мире и к пониманию вечных ценностей жизни.
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
Мы уже писали рассуждения о выборе между добром и злом. Вот еще несколько примеров:
- А. Грин, «Алые паруса». Нравственный идеал, необходимый каждому человеку, получил название «мечта». В этом слове выражены все творческие силы, скрытые в душах людей. Именно они ведут нас вперед. В этом мы убеждаемся, знакомясь с Ассоль. Героиня произведения с детства желала возвышенной мечты – встречи с принцем на корабле с алыми парусами.
Наивная детская авантюра стала жизненной философией Ассоль. Она жила в ожидании чуда и радовалась каждому дню. В то время как другие люди разочаровывались во всем, что их окружало, и «звезд с неба не хватало», Ассоль тянулась к свету всем своим существом и была вознаграждена судьбой. Узнав о своей мечте, Грей очень захотел ее осуществить. Ведь моральный облик Ассоль привлекал его своей исключительностью. Тот, у кого есть мечта, всегда будет вдохновлен ею и интересен другим.
- Ф. М. Достоевский, Преступление и наказание. Добро и зло постоянно борются за душу человека. Эту борьбу мы видим в жизни Родиона Раскольникова. Герою свойственны отзывчивость, доброта, милосердие, но в то же время в нем живут гордыня и высокомерие. Он считает, что принадлежит к высшей касте людей, которым все дозволено.
Он решил проверить это, убив ростовщика. Но ни этот поступок, ни доход не давали Родиону власти и возможности изменить мир к лучшему, как он изначально планировал. Постепенно он понял, что нельзя строить свое счастье на чужом несчастье. Он также усомнился в своем праве решать, кому жить, а кому умереть.
В финале Родион сделал выбор в пользу искупления и победил гордыню. Но эта победа далась ему нелегко. Нравственный выбор — чрезвычайно трудный шаг, который может потребовать от нас приложения всех наших сил.
- Л. Н. Толстой, Война и мир. В мире добро и зло редко раскрывают свою сущность и прячутся под многими личинами. Поэтому трудно понять, где одно, а где другое? Князь Андрей не сразу понял. Он считал, что участие в борьбе под русскими знамёнами в чужой стране — хорошее предприятие. Но в бою он понял, что война — вещь чудовищная и противоестественная, от которой лучше держаться подальше. Жизнь простых солдат там служила тщеславию и карьерным интересам знати, не более того.
Болконский видел, что за блестящими лозунгами и смелыми песнями кроется настоящее зло — разрушение, грязь, смерть. И благом в этой ситуации была созидательная деятельность на благо государства, которая действительно делала жизнь людей лучше. Разобраться в этом Болконскому удалось с большим трудом, ведь добро и зло скрывают свою истинную сущность в многообразии форм, явлений и идей.
- Пушкин, «Евгений Онегин». В произведении автор противопоставляет навязанные и исконные нравственные идеалы. Так Евгений рос без семейного тепла и уюта, был предоставлен самому себе, так и не нашел своего истинного «я». Он стремился подражать модным образцам и уступать общественному мнению. Герой, лишенный родительской любви, хотел хотя бы быть принятым окружением. Поэтому он пожертвовал любовью и дружбой в погоне за иллюзорным одобрением извне.
Опасаясь сплетен Зарецкого, он вышел на дуэль и убил друга. Но Татьяна была совсем другой: как цельный и самодостаточный человек, она пошла наперекор предрассудкам и даже призналась мужчине в любви. В дальнейшем Татьяна осталась верна своему мужу, несмотря на все соблазны и влияние высшего света.
Таким образом, Евгений, пытаясь быть кем-то другим, терял себя и променял важное на второстепенное. Но Татьяна осталась верна себе и сопротивлялась влиянию окружения. Ее нравственные идеалы были непоколебимы.
- Н.В. Гоголь, Тарас Бульба. Добро и зло далеко не так очевидны и монохромны, как принято считать. Иногда трудно понять, где свет, а где темная сторона. Так Андрей, герой рассказа, запутался в противоречиях. Ему был чужд мир казаков, где не было места его любви, тяге к красоте и учености. Он не хотел жить, как его отец.
А его побег от казаков многие считают предательством, трактуя однозначно: «Зло!». Однако такой взгляд на ситуацию упрощает и искажает действительность. Ведь поведение Тары по отношению к семье совсем нехорошее. Он бил жену, не участвовал в воспитании детей и горел только одним — войной. Быт казаков и их жестокость на поле боя — все это тоже далеко не светлое начало.
Поэтому нельзя сказать, что полет Андрея — это проявление тьмы в его душе. Оба его пути имели как положительные, так и отрицательные стороны, все зависит от точки зрения. Вот почему люди так часто путают добро и зло.
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
М. Горький «Старуха Изергиль»
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» на примере противоположных образов Ларры и Данко демонстрируется различное отношение к людям и поведению. Сын орла Ларра, находившийся в племени своей матери, не мог понять нравственных ценностей и идеалов его членов. Ларра, считавшая себя лучшей из всех людей, отрицательно относилась к другим, презирала их и совершала против них жестокие поступки.
Не соглашаясь подчиняться законам племени, герой думал только о собственных нуждах и амбициях, и не интересовался судьбами других людей. Ларра считал, что ему позволено абсолютно все, что он хочет. Игнорируя правила жизни, принятые в племени, и даже нарушая их ради собственного удовольствия, Ларра был истинным эгоистом.
Данко, герой другой легенды, наоборот, был настоящим альтруистом. Тяжело перенося тот факт, что его племя столкнулось с трудностями на жизненном пути, Данко берет на себя ответственность за судьбу всего народа и предлагает вести племя к свету. Герой проявляет мужество и отвагу, основанные не на корыстных целях, а на основе искреннего человеколюбия.
Для Данко характерно стремление помочь другим людям, несмотря на их ропот и обвинения. Автор показывает, что ради племени герой готов даже пожертвовать собой: он вырывает из груди свое сердце, чтобы осветить им путь, тем самым спасая людей.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» показано, что положительные и отрицательные персонажи по-разному относятся к окружающим их людям.Госпожа Простакова и Митрофанушка, воспитанные на ее примере, относятся к крепостному труду как к само собой разумеющемуся.
Слуги постоянно подвергаются словесным и даже физическим издевательствам со стороны госпожи Простаковой и ее сына. Можно сказать, что они даже не считают их людьми. Однако столь жестокое отношение к персонажам вовсе не рождено социальным неравенством, госпожа Простакова и Митрофанушка также безжалостны к близким людям.
Госпожа Простакова требует от мужа полного подчинения, он терпит от нее оскорбления и другие унижения, вплоть до побоев. В конце комедии показано, что Митрофанушка был совершенно равнодушен к собственной матери, и такое поведение было результатом воспитания.
Положительные персонажи Стародум, Правдин, Софья и Милон, в отличие от отрицательных персонажей, оценивают людей не по богатству и положению в обществе, а по нравственным качествам. Если госпожа Простакова, Митрофанушка и Скотинин хотят родниться с Софьей только потому, что она стала наследницей «десяти тысяч рублей дохода», то Милон хочет жениться на Софье из искренней любви к ней. Стародум, Правдин, Софья и Милон дружат даже с крестьянами, защищая их права.
Грибоедов «Горе от ума»
В комедии А.С.Грибоедов показаны разные нравственные идеалы представителей «прошлого века» и «века нынешнего» и, соответственно, разное отношение к людям.Так называемое «фамус-общество», представители которого преобладают в повествовании, имеет следующие нравственные ценности: высокое социальное положение, богатство и другие материальные ценности.
Представители «прошлого века» привыкли оценивать окружающих людей по внешним признакам. Их главное правило таково: чем выше социальный статус человека, чем больше у него денег, тем он достойнее и какими бы внутренними качествами он ни обладал.
Фамусов, обращаясь к своей дочери Софье, выражает позицию многих влиятельных и знатных людей того времени: «Кто беден, тот тебе не пара». На примере Молчалина, без любви ухаживающего за Софьей, желающего жениться на Фамусовых в своих корыстных целях, автор показывает, что «ушедшему веку» свойственны лицемерие, предательство и предательство.
Чацкий, единственный представитель «текущего века», выступивший в действии, выступает против старых порядков и предрассудков. Главный герой оценивает всех людей, вне зависимости от их социального и экономического положения, он смотрит исключительно на нравственные качества людей.
А.И.Куприн «Чудесный доктор»
В рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» особенно ярко выражены нравственные идеалы доктора Пирогова. Заметив, в каком эмоциональном состоянии находится Емельян Мерцалов, герой не прошел мимо. Выводя незнакомца на беседу и не обращая внимания на его срывы, доктор Пирогов хотел узнать о его проблемах и трудностях, быть готовым помочь если не делом, то хотя бы на словах. Герой забывает о своих делах и идет в дом Мерцалова осматривать больную Машутку.
Совершенно бескорыстно доктор Пирогов выписывает ей рецепт, тайно оставляет деньги и советует всей семье никогда не унывать. Автор подчеркивает, что такое доброе, милосердное, сострадательное, жертвенное отношение доктора Пирогова к семье Мерцаловых помогает последним не только в ближайшем будущем, но и на протяжении всей их дальнейшей жизни.
Поступок доктора Пирогова, который он даже не считал героическим, семья Мерцаловых воспринимает как настоящее рождественское чудо по той причине, что все окружающие были к ним совершенно равнодушны. Доктор Пирогов не стал уподобляться большинству людей, отличающихся черствостью и даже жестокостью по отношению к окружающим, его нравственные ценности не позволяли чужому несчастью проходить мимо. А. И. Куприн призывает не быть таким же равнодушным и бессердечным, как большинство окружающих Мерцалова людей, он подтверждает необходимость быть таким же добрым и отзывчивым, как доктор Пирогов.
В.Г.Распутин «Уроки французского»
В рассказе В. Г. Распутина одно и то же действие по-разному оценивается несколькими персонажами. Педагог Лидия Михайловна играет со сказочником в «замеряшки». Увидевший это директор школы Василий Андреевич уволил Лидию Михайловну, назвав ее поступок «преступлением», «развращением» и «соблазнением».
С позицией Василия Андреевича не согласны рассказчик, рассказывающий годы спустя о случившемся, а вместе с ним и сам автор. Лидия Михайловна играла в «замеряшки» не для собственного удовольствия, а чтобы помочь мальчику в трудной ситуации. Относясь ко всем с вниманием и пониманием, Лидия Михайловна смогла заметить, что ее ученица голодала вдали от семьи и дома в и без того тяжелое послевоенное время.
Игра в «разговоры» становится единственным успешным способом помочь мальчику материально, так как от обычных предложений помощи он отказывался, считая их ненужными «подачками». Лидия Михайловна проявляет жертвенность, не ищет никакой выгоды и ничего не требует от ученицы взамен. Нравственные ценности героини таковы, что она не может игнорировать несчастье другого человека. Она привыкла относиться к другим людям с добротой, пониманием, заботой и, самое главное, с любовью.
На самом деле в системе образов автора отрицательным персонажем является Василий Андреевич, который якобы видел зло в Лидии Михайловне. В. Г. Распутин показывает, что директор школы, увидев игру учителя и ученика, даже не дает Лидии Михайловне объяснить причину своего поступка, не пытаясь войти в положение, в котором находился учитель. Василий Андреевич за категорически не понимает, что Лидия Михайловна своим милосердным поступком научила рассказчика важным нравственным ценностям.
Сочинение Шолохов «Донские рассказы»
Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Всем нравится его герой его произведений. Это понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не просто писатель. Прежде всего, это человек с интересной, яркой судьбой.
Судите сами: в 16 лет Шолохов чудом остался жив, попав в руки властолюбивого Нестора Махно; в 1937 году он не раз спасал своих друзей от притеснений. Его обвиняли в плагиате, в симпатиях к белому движению.
Немало испытаний выпало на долю этого писателя. Он не стал как трава,
который «покорно растет и склоняется под пагубным дыханием мирских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов оставался порядочным, честным, правдивым человеком. Его «Донские рассказы» тоже правдивы. В них Шолохов выразил свое отношение к войне, ставшей трагедией для народа. Оно губительно для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, парализует души.
Автор прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, прибегают к варварству и саморазрушению. В «Донских рассказах» меня привлекло реалистичное, антиромантическое изображение суровых военных условий; правда войны, которая не щадит никого, даже детей. Шолохов говорил, что нельзя слишком живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать утраченным состояниям, когда они «умирают и задыхаются от красивых слов».
А как же красота подачи? У Шолохова это просто национальность языка. Сама суть рассказов заставляет задуматься о жизни. На мой взгляд, их мнение таково, что люди, чтобы оправдать свою преданность идеалам, перешагивают через жизнь и судьбу своих самых близких. Брат должен убить брата, сын должен убить отца. В рассказе «Продовольственный комиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение суда: казнить собственного отца за вредительство.
Классовая ненависть выше родственных чувств. В рассказе «Бахчевик» казак спасает раненого брата и расправляется с белогвардейским отцом. Еще мрачнее рассказ «Семьянин»: в нем отец убивает одновременно двух сыновей красногвардейцев, дрожа перед угрозами белоказаков.
Шолоховские герои не рассуждают, а действуют без колебаний: по первому крику сердца бросаются в реку спасать жеребенка или отбивают детей у бандитов. Но также, не задумываясь, убивают своих сыновей, забирают последних из крестьян. Они злят вас, а потом плачут. Читаешь, и «грустная тоска» наполняет сердце.
Почему Шолохов не мог добавить счастья в свои произведения? Мне кажется, он хотел приблизить нас, читателей, хоть немного к реалиям войны, когда нет ни одного счастливого человека.
Что дает мне Шолохов? Пусть за меня скажет критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь и знакомит нас с великой добротой, великим милосердием и великим человеколюбием русского народа. Он один из тех писателей, чье искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов. Писатель, который научил меня мужеству, порядочности и честности.
Я читал и перечитывал Шолохова, каждый раз поражаясь его способности заглядывать в сокровенные тайники человеческой души. Я доверяю своему автору, поэтому никогда не усомнюсь в его правдивости.