- Вариант сочинения 3
- Проявление доброты
- Жанр, направление, композиция
- Несколько интересных сочинений
- Образец 4
- Значение конфликта
- Отношение автора к проблеме
- «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» (сочинение-анализ)
- Сочинение Мечта в произведении На дне
- Аргументы из художественной литературы
- Анна.
- Клещ.
- Актер
- Настя
- Васька Пепел.
- Бедняк из легенды Луки.
- Максим Горький «На дне»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Вариант сочинения 3
Максим Горький – поистине великий писатель, создавший множество произведений, ставших классикой мировой литературы. Произведение «На дне» остается одним из самых глубоких и сильных произведений, заставляющих задуматься о многом.
На написание этого произведения Горького вдохновила жизнь в России 1920-х годов. В это время страна находилась на переломном этапе, раздираемом кризисом. Бедные крестьяне, нищие, бродяги и воры бродили по улицам в поисках еды или ночлега. Так и было создано произведение «На дне», характеризующее жизнь большинства людей.
Сюжет пьесы построен на конфликте между персонажами. Горький неуклонно вводит читателя в жизнь людей, «опустившихся на дно». Среди этих людей есть барон, актер, похититель и вор. Каждый из них в душе хочет снова вернуться в мир «настоящих» людей.
Название спектакля «На дне» имеет несколько значений: предельный уровень жизни, где находятся все действующие лица. Имя уже имеет большое значение. Люди, упавшие на дно, никогда не смогут подняться к свету и вернуться к прежней жизни. Они уже преодолели свое состояние и не смогут измениться.
Это произведение несет в себе глубокую социально-экономическую мысль. Каждый из персонажей пьесы имеет свою историю, каждый несет определенный посыл. У всех разные судьбы, но есть что-то, что их всех объединяет. В этом их нищета, печаль. Горький в одном произведении собирал широкий круг людей. У каждого из персонажей есть определенные качества.
Спектакль относится к философскому жанру, так как все герои рассуждают на глубокие и социальные темы, выдвигают философские теории и выводы. Однако больше всего выделялся Сатин, бывший телеграфист, развивший в себе настоящий талант к философствованию. Он говорит о добре и зле, о судьбе человека. Большинство его фраз стали крылатыми. Он проповедует презрение ко многим моральным ценностям.
Основная идея пьесы – конфликт между идеализмом и материализмом. Один из главных героев, Лука, идеалист, правоверный человек. А Сатин, наоборот, материалист, превозносящий человека и человеческое превосходство.
Он лжет не для своей выгоды, а для того, чтобы дать надежду и веру жильцам дома. Лука как человек «лжет, чтобы спасти». Сатин, в отличие от Луки, возвышает человека, поет о всем человечестве в целом: «Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное — дело его рук и мозга! Человек! Это здорово!» Звучит. гордо! Человек!». Лука всех утешает и внушает веру: «Надеешься!» «Ты веришь!».
Таким образом, это произведение является нравственным ориентиром для людей. Эта пьеса рассказывает о нелегкой жизни и судьбе героев и в то же время учит нравственным ценностям.
Проявление доброты
Ярким представителем добра в спектакле «На дне» является Лука. Это ходячий, который находится в комнате. Он сразу пытается найти общий язык с ночевками, старается помочь им хотя бы советом. Лука жалеет Анну и помогает ей дожить последние дни. Незнакомец консультирует Ваську Пепла и актера.
Помимо Люка добрые дела совершают и другие персонажи. Например, продавщица пельменей Квашня делится пельменями с умирающей Анной, которая, в свою очередь, отдает их своему мужу Клещу. Все эти примеры могут стать аргументами в пользу направления Доброты».
Жанр, направление, композиция
Жанр произведения – социально-философская драма. Это объясняется тем, что автор в пьесе раскрывает темы и проблемы общественного устройства, размышляет о его недостатках и ищет пути решения проблемы.
Направление — критический реализм, хотя некоторые исследователи творчества Максима Горького настаивают на том, что это и есть соцреализм, поскольку автор намеренно продемонстрировал острое противостояние двух параллельных миров — богатого и бедного, с упором на социальное неравенство. В результате пьеса имеет явный идейный подтекст, так как в начале 20 века противостояние простого народа и дворянства в России стало накаляться.
Композиция линейна, так как все события развиваются в хронологическом порядке, они последовательны, с единой нитью повествования.
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика генерала Брижалова в рассказе Смерть чиновника ЧеховаВ рассказе Чехова два главных героя: Брижалов и Червяков. Несколько красноречивы фамилии, они подчеркивают характеры этих героев. На протяжении всей истории чиновник на самом деле крутится как червяк
- Сочинение на тему Честь и бесчестиеМногие любят употреблять слово честь, не каждый готов ее защищать в наше время. Трусость вызывает позор, неуважение, равнодушие и лень, заставляет не отстаивать свои интересы и интересы близких нам людей
- Композиция по рассказу Паустовского «ТелеграммаС самого начала, как только я узнал о произведении Константина Паустовского «Телеграмма», я начал думать, о чем оно будет. Глядя на год написания, можно предположить, что будет затронута военная тематика
- Композиция про котенкаУ нашей кошки 4 котенка. 2 девочки и 2 мальчика. Все котята бело-оранжевые, как мама. Четырех котят забрали, один до сих пор с нами. Его зовут Москва.
- Сочинение Веселое и грустное в ревизоре (комедия Гоголя)«Ревизор» — одно из замечательных произведений Н. В. Гоголя. Написанная в жанре комедии, она высмеивает власть и произвол, происходящий в маленьких городках во времена правления Николая Первого.
Образец 4
Люди делятся на сильных и слабых. Одни объективно оценивают свои способности и возможности, знают, к чему стремятся и на что могут рассчитывать, если приложат свои умения и усилия.
А другие не могут существовать в настоящей реальности, они хотят войти в свой собственный мир, где верят, что могут быть счастливее, отказываясь что-либо делать в определенное время, так как убеждены, что в будущем все будет намного лучше. Однако именно последних можно назвать духовно сильными, так как они противоречат понятиям, считающимся нормальными и стандартными.
Они способны строить свое собственное счастье, расставляя приоритеты в том направлении, которое им подходит. Они верят, что всего один случай может изменить всю их жизнь. Также можно сказать, что их мечты сильно отличаются от желаний обычных людей, стремящихся обогатиться материально и отрицающих некоторые духовные ценности.
Такие персонажи присутствуют в произведении «На дне», написанном замечательным писателем М. Горьким, сумевшим отразить всю их сущность. Среди очень тяжелых условий жизни, где в основном деградировавшие люди, перед лицом нищих, пьяниц и уголовников, они не сдавались и продолжали верить в свою мечту. К таким персонажам относится Настя, которая по определению является «падшей женщиной» общества.
Однако, несмотря на это, она продолжает жить полноценной жизнью, мечтая о настоящей любви и человеке, который сможет быть для нее опорой и опорой во всем. Она считает, что ее настоящая жизнь — это сон, и когда она проснется, то окажется в мире, полном счастья и радости.
Говоря о появившемся в комнате дома Луке, можно сказать, что это человек, изменивший привычный уклад и видение жизни многих обитателей этого заведения. Лука просил этих людей не отчаиваться и не унывать, потому что, по его мнению, если человек не может создать свою жизнь в существующем мире, необходимо создать свою собственную, где все будет именно так, как хочет человек.
В это утверждение поверила и Анна, которая, умирая, верила, что все ее беды закончатся после ее смерти, и она обязательно попадет в рай. Лука убедил ее, что в «следующей жизни» не будет таких страданий и мучений от судьбы, потому что «там» все будет хорошо и справедливо. Хотя Лука не знал этого наверняка и выдумывал большую часть сказанного, можно было сказать, что он облегчил боль девушки и хотел, чтобы она поверила в лучшее и была счастлива хотя бы на короткое время.
Значение конфликта
Однако образ Луки неоднозначен. При написании сочинения «Доброта и жестокость в пьесе «Дно» следует отметить, что доброта Луки во многих случаях оборачивается злом для обитателей комнатного дома, что позволяет говорить о том, что жестокость и доброта — взаимосвязанные понятия, которые не могут существовать раздельно.
М. Горький показывает и добрые, и жестокие дела, показывает реальный мир со всеми его достоинствами и недостатками.
Автор показывает, что многие персонажи пьесы, несмотря на все трудности, с которыми им пришлось столкнуться в жизни, проявляют доброту к окружающим людям. Другие персонажи жестоки по натуре или отвечают жестокостью на жестокость.
Путь, избранный героями «На дне», не зависит от их социального положения, а полностью связан с их нравственными качествами.
Отношение автора к проблеме
Надежда – это вера человека в то, что все его мечты и ожидания сбудутся. Отчаяние противоположно надежде. Означает состояние крайней безысходности, невозможности достижения желаемого, удовлетворения какой-либо потребности. Надежда почти всегда спасает. Дает силы двигаться вперед, идти к цели. Отчаяние почти всегда фатально. Лишает человека сил и желания добиваться поставленных целей.
«Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» (сочинение-анализ)
В начале 20 века Максим Горький создал свои первые пьесы – «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», среди них пьеса «На дне», вышедшая в свет в 1902 году. Тема картина в драме — сознание людей, брошенных на «дно» жизни в результате глубинных социальных процессов в русском обществе начала XIX-XX вв.
Уже в самом названии пьесы заложен глубокий смысл: люди, изображенные М. Горьким, находились на дне жизни, их существование в комнате Костылева ничтожно и чудовищно. Но читатель видит лишь результат социальных волнений, столь трагически отразившихся в жизни людей, а не сами столкновения, вынесенные за сцену и о которых мы узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей. Каждый из героев пьесы в прошлом пережил собственную неудачу, в результате чего и оказался в столь жалком положении.
Так, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится ясно, что Бубнов ранее был женат и как-то начался конфликт между супругами из-за того, что жена «связалась с барином» и решила победить Бубнова. Эта история дошла до того, что Бубнов сам планировал убить свою жену; но, по его словам, вовремя спохватился и ушел, сбежав таким образом из тюрьмы.
И оказался в общежитиях Костылева. Сейчас Бубнов мошенник, зарабатывает воровством и жульничеством, но про себя честно говорит: «Как только начну набивать, так все пропью, одна шкурка останется… А я» я также ленивый. Мне не нравится страсть к работе!..”
Читатель узнает о Сатине только то, что он отсидел четыре года и семь месяцев в тюрьме за убийство «злодея в ярости и раздражении» из-за собственной сестры. Теперь, как и почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует.
О бароне становится ясно, что он происходит из довольно знатного рода, что его дед, Густав Дебиль, занимал высокое положение при Николае I и был очень богат. О себе барон говорит следующее: «Учился — носил мундир дворянского института… Женился — надел сюртук, потом — халат… Жил все, что было, носил сам какая-то серая куртка и красные штаны…
Служил в казенной палате. растратил государственные финансы, — надел на меня арестантскую шинель. потом надел это… «Это условия» при дно», где очутились герои, приравняв бывшего аристократа барона к шулеру Бубнову, к вору Ваське Пепелю, к падшей девушке Насте и другим постояльцам в ночлежке семьи Костылевых, членами которой и сами они не являются до сих пор социально удалены от своих жителей.
М. Горький не приемлет равнодушия, с которым герои его пьесы «На дне» относятся друг к другу и к себе, их злобы на весь мир и жестокости. Например, смерть Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, которая страдала всю свою нелегкую жизнь, совершенно не тронула жителей квартирного дома, наоборот, Бубнов сказал, что она наконец-то не хочет кашлять и мешать всем.
Равнодушие к себе выражается в том, что эти люди не хотят (или не могут?) сделать что-либо, чтобы хоть немного улучшить свое положение, смиряются со своим трагическим существованием на «дне» жизни. В силу огромных социальных условий происходит нравственное оскудение героев пьесы.
Даже такое возвышенное чувство, как любовь, ведет не к личному обогащению, а к смерти, увечью, тяжелому труду. Постепенно формируются черты сознания, общие для всех ночевок: неприятие действительности и одновременно пассивное отношение к ней.
Герои спектакля «На дне» слабы и не в силах противостоять безжалостным обстоятельствам жизни.
Хотя М. Горький показывает, что с приходом Луки, такого же нищего, «бесплатного», оказавшегося на «дне» жизни, как и все, но доброго, способного пробудить в душах приютов какое-то желание, дает надежду, немного оживляет: актер бросает пить, начинает собирать финансы, чтобы пойти лечиться от алкоголизма, а потом начинает сниматься; Настя мечтает о настоящей, яркой любви; Васька Пепель хочет поехать с Наташей в Сибирь, чтобы начать жить заново.
Но с исчезновением Луки у героев пропадает вера в свои силы, они все остаются в той же комнате Костылева, продолжают играть в карты, напиваться и воровать. И именно за неспособность противопоставить свою волю сложившимся обстоятельствам автор обращается к своим героям с главными обвинениями.
М. Горький в драме «На дне» продолжает устоявшиеся традиции критического реализма. Это выражается в его негативном отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, погруженным в эту жизнь и поддающимся давлению.
Последний акт пьесы заканчивается смертью. Уход из жизни актера – шаг к человеку, который не выдержал правды. А вот тех, кто остался в общежитии, вряд ли можно назвать живыми, прозябание бродяги мало чем отличается от смерти.
Творческий замысел спектакля «На дне» восходит к началу 1900-х годов. М. Горькому предстояло создать «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых посвящена образу определенного слоя русского общества. О последнем из них он в середине 1901 г писал К. П. Пятницкому: «Еще одно: топтать. Татарин, еврей, актер, квартирная хозяйка, воры, сыщик, проститутки.
Становится страшно. У меня уже готовы планы, я вижу лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий — все готово, все готово! где самое главное – это конфликт между людьми, оказавшимися на дне жизни, с внешним миром. В одном из рукописных изданий пьеса называлась: «На дне жизни». Но в то же время эти люди также находятся на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в себе.
Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы. В начале пьесы мы видим жителей общежития, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, но попали сюда из-за какой-то случайности. Так барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставил ей свою мастерскую, актер спился.
Некоторые, как Настя, другой жизни не видели. Одни уже смирились с этой ситуацией и понимают, что со дна подняться невозможно, а другие надеются, что все это произойдет с ними временно. Итак, Клещ считает, что после смерти жены он будет много работать и сможет обеспечить себе лучшую жизнь. Он считает, что если жить «по чести», то можно добиться всего. Актер, наоборот, пытается найти утешение в алкоголе, чем еще больше усугубляет свое положение.
Он уже не рассчитывает покинуть эту комнату и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных появляется посторонний — Лука, бродячий старик без паспорта. Полный сострадания ко всем людям, он приносит надежду многим обитателям общежития. Анна, жена Клеща, близка к смерти и испытывает страшные страдания.
И этот старик облегчает ее последние часы. Таких же мук она ожидает и после смерти и с надеждой слышит его слова: «Ничего не будет! Ничего такого! Ты веришь! Успокойтесь и — больше ничего! ..» Он рассказывает актеру о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, а тот даже воздерживался от выпивки сутки и работал подметая улицу.
Лука советует Пеплу отправиться с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь. У обитателей комнатного дома появляется уверенность, что они смогут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И здесь автор поднимает глубокий философский вопрос: «Нужна ли этим людям ложь?» Ведь большинство слов Луки — ложь, сказанная из жалости, с целью утешить, помочь.
Он также поддерживает Настю в ее рассказах о «настоящей любви», хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это было вычитано из книг. Ответ на этот вопрос в словах Сатина: «Тот, кто слаб душой. и кто живет на чужих соках — им нужна ложь. она кого-то поддерживает, другие за ней прячутся… А кто сам себе хозяин…кто самостоятелен и чужого не ест — зачем ему ложь? Ложь — религия рабов и господ… Истина — бог свободного человека!»
Ответ — все развитие сюжета.Мы видим крушение всех надежд: Анна умирает, а инструменты Клеша продаются на ее похороны — он остается без средств к существованию; Васька Пепель убивает Костылева в драке, что, видимо, и приземлит его в тюрьме;татарин сломал руку и потерял работу.Кажется, Лука принес в их жизнь только худшие перемены, так как после его отъезда обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы.
Эти бродяги погрузившись еще глубже в «дно», они проиграли очередное столкновение с судьбой, они окончательно разуверились в своих силах.Все это подчеркивается в конце пьесы.Актер, лишенный Лукиной поддержки и постоянно убеждаемый Сатин, что все говорить о бесплатной клинике для алкоголиков — ложь, кончает жизнь самоубийством.
И, как иллюстрацию безысходности положения приютов, обычные слова Сатина: «Эх.. испортил песню. дурак-рак!» конфликт между низами общества с их трудным л iv в основу своей пьесы Горькому удалось выполнить главную задачу — показать все грани существования этих людей, остающихся надолго или навсегда «на дне», все возможные проявления их характеров.
Мы видим практическую невозможность каких-либо позитивных изменений в их жизни, несмотря на все их усилия и надежды, так как они не свободные люди. Свободный человек, по Горькому, должен смело смотреть правде в глаза, а не находить утешения в красивой лжи, быть довольным своим положением.
И только когда человек станет свободным, он сможет преодолеть трудности и вырваться из бездны космического дома. Только тогда может реализоваться надежда на лучшую жизнь не только одного человека, но и всего общества.
Читайте также: Сочинение-отзыв о повести Васильева «А зори здесь тихие
Сочинение Мечта в произведении На дне
Мечта – важный механизм, который заставляет человека жить и двигаться вперед. Многие русские писатели в своих произведениях обращали внимание на тему сновидений. Максим Горький в своей пьесе «На дне» показывает, как потеря мечты может изменить человеческое существование. Несмотря на то, что книга написана в 1902 году, проблемы, которые автор выражает в произведении, актуальны и сегодня.
Главные герои драматического спектакля «На дне» — низшие слои населения, живущие на съемных квартирах. Хозяева ночлежки — Михаил Костылев и его жена Василиса Карповна. Этих персонажей нельзя отнести к вкусняшкам, но мечта у них все же есть.
Содержимое приюта преследует корыстные цели. Обогащение – предел мечтаний Костылева. А вот общежития, принадлежащие супружеской паре, населены людьми, мечтающими изменить свою жизнь.
Тема снов наиболее раскрывается в эпизодах с участием актера. Это бывший театральный работник, который из-за болезни лишился доступа к сцене и начал сильно пить. В мечтах он вновь возвращается к своей театральной карьере. Благодаря страннику Луке актер верит в свое чудесное исцеление и возвращение к актерскому мастерству. Но когда Лука исчезает, актер не может самостоятельно пройти путь к своей мечте, ему не хватает сил.
Еще один мечтатель, живущий в комнате, — вор Васька Пепель. Этот мужчина мечтает забыть свое воровское прошлое и начать новую жизнь с Натальей где-нибудь в Сибири. Васька пример того, что если не идти к своей цели, твоя мечта никогда не станет реальностью.
В этом приюте для бедных и обездоленных живет юная Настя, мечтающая найти любовь, о которой написаны книги. Но ее мечтам противоречит ее профессия падшей женщины. Анастасия не может покинуть ночлежку и начать новую жизнь.
Та же участь ждет и остальных жителей Костылевского многоквартирного дома. Мечтой Клеща, старого слесаря, было обрести свободу и достаток. Но после смерти жены его жизнь стала еще хуже, ему пришлось продать свои инструменты, и он лишился последних средств к заработку.
Максим Горький в своем творчестве не рисует радужной картины: все герои пьесы не могут найти желаемого и осуществить собственные мечты. Именно мечта является объединяющим ключом ко всей работе. Постоянные неудачи и жизнь «внизу» социальной лестницы убивают мечты жильцов общежития. Текст в произведении дает понять, что жизнь без мечты теряет свой истинный смысл.
Аргументы из художественной литературы
Как было сказано выше, мы собрали рассуждения на тему «Надежда и отчаяние» из пьесы «На дне» М. Горького. Каждый из персонажей этого произведения переживает и надежду, и отчаяние.
Анна.
Анна – одна из отчаянных героинь произведения. В пьесе она — молодая тридцатилетняя женщина, но читатель не может отогнать мысль, что Анна уже очень старая женщина. Тяжёлая жизнь, тяжёлый характер мужа, слесаря Клеща, болезнь высосали из неё все силы, жизненные соки, сделали старухой.
Женщина умирает. Страдая тяжелой болезнью, она терпеливо переносит жестокость, равнодушие мужа, не перестает заботиться о нем. Даже ту скудную еду, которую оставляет ей Квашня, она отдает мужу. Она уже устала от такой жизни, глубоко отчаявшись, единственным выходом была смерть. Перед смертью ее утешает Лука, странник, появившийся в комнате.
Он внушает ей мысль, что Бог справедлив и милостив, и за земные страдания, тяжелую жизнь он отправит ее в рай, где она будет спокойна и счастлива. «Ты веришь! Ты — умирай с радостью, без тревог… Смерть, говорю тебе, она для нас — как мать для маленьких детей…», — говорит Лука героине. После этих слов Анна принимает свою смерть спокойно, без сожаления.
Преследовавшее ее отчаяние сменяется колеблющейся надеждой обрести счастье в потустороннем мире. Так что даже если это слабая надежда, она помогает справиться с горьким отчаянием.
Клещ.
Клещ Андрей Дмитриевич — слесарь, муж Анны. Ему сорок лет. Он трудолюбивый человек, работает с малых лет, ненавидит бездельников, мошенников, воров за то, что они зарабатывают деньги нечестным путем. Полгода он с женой вынуждены жить в комнате Костылева. Обитатели комнатного дома не любят его за особую злобу, жестокость, чрезмерную гордыню, называют его «злым духом», «злым».
В душе Тика теплится надежда, что он обязательно выберется из мрачного подвала, не перестает работать над побегом из общежития. «Ты думаешь, я не выберусь отсюда? Я выйду.. Я сдеру кожу и выйду…», — жадно убеждает он своих сожителей и снова не выпускает из рук инструмент означало, что можно было подняться со «дна», упорно и упорно работая.
Но маленький огонек надежды, который был в его душе, погас со смертью Анны. Тик вынужден продать свой инструмент, чтобы похоронить жену. Умирая,надежда истощает душу человека.Вот что случилось с героем.
Сначала на него нападает тупое равнодушие,а потом оно сменяется глубоким отчаянием.У Тика нет ни сил,ни средств,ни желания бороться против обстоятельств.Удрученный, он пьет с Сатином.Образ клеща – яркая иллюстрация мысли о том, что когда умирает надежда, остается пустота.
Актер
История Актера — еще одного из героев спектакля «На дне» — яркий пример того, к чему приводит отчаяние. Когда-то он обрел известность, был известным театральным актером, выходил на сцену, читал стихи, был любим публикой. Но из-за пристрастия к алкоголю он опустился, забыл стихи, которые когда-то читал со сцены, потерял работу и однажды оказался в мрачной комнате.
С появлением Люка актер надеется на излечение от зависимости. Старик сказал, что есть бесплатные клиники для наркоманов: «Ну зачем? Ты. выздоравливай! Сейчас лечат пьянство, слушай! Лечат их бесплатно, брат.. такая больница устроена для пьяниц.. так и лечат их, стало быть, даром… Признали, видите ли, что пьяница тоже человек.. и даже — рады, когда хотят лечиться!
Семя надежды, которое странник посеял в душе актера, начинает прорастать и даже приносит свои первые плоды. Герой вспомнил свой псевдоним, любимое стихотворение, бросил пить, он полон желания найти город с бесплатной клиникой. Но старик исчез, не назвав города, где якобы находилась больница. Соседи смеются над актером и открывают ему горькую правду.
Страшная надежда, которая тлела в сердце героя, пока он не был убит, и горькое отчаяние вновь обрушиваются на него. Не выдержав этого, актер повесился. Эта история подтверждает мысль о том, что отчаяние может привести даже к смерти.
Настя
Настя – еще одна героиня спектакля. Мы мало знаем о ее прошлом. Ее родители были бедными людьми, необразованными, они не могли ни оставить наследство, ни дать образование дочери. Попав в крайнюю нищету, девушка вынуждена зарабатывать на жизнь черной работой: она продает себя.
Несмотря на это, Настя не потеряла доброту в сердце, она мягкая, мечтательная, романтичная девушка, обожает читать дешевые книжки о любви, плачет от жалости к героям. Очень часто она пересказывает действия прочитанных книг, выдает желаемое за действительное. Она говорит ночлежкам, что обязательно хочет покинуть ночлежку, хочет побродить, хочет добраться до края света.
Но денег, которые она зарабатывает страшной, унизительной ценой, едва хватает на мелкие расходы, на крайние нужды. Ее судьба, ее путь предопределен: впереди ее ждут горькое одиночество, болезни, смерть. Но все же в ее душе теплится надежда, что она встретит мужчину, который полюбит ее и вырвет из мрачного, сырого подвала общежития.
Между тем такого человека не нашлось, девушка читает книги и мнит себя героиней романа. Именно в этом она находит спасение от отчаяния, именно это дает ей надежду на счастливое будущее.
Васька Пепел.
Васька Пепель — герой пьесы, один из ночевщиков. Ему двадцать восемь лет. Он вор, его отец тоже был вором. Дважды Васька сидел в тюрьме за кражу, но продолжает заниматься этим делом, продавая краденое Костылеву, хозяину ночлежки, за которого пользуется небольшими привилегиями. Не любит грубость и жестокость, поэтому всегда делает замечания Тику.
Васька не верит в совесть, говорит, что совесть нужна только тем, у кого власть. Но и в его душе живет страшная надежда. Он хочет перестать воровать, уехать куда-нибудь, где его никто не знает, и начать новую жизнь. Он предлагает Наташе выйти за него замуж, зовет ее с собой. Лука его поддерживает, рассказывает о «золотой стороне» Сибири.
Странник видит, что Васька Пепель добрый, крепкий парень, и советует Наташе выйти за него замуж. Но надеждам героя не суждено сбыться. В ходе скандала Костылев был убит, а Васька обвиняется в его убийстве. Так герой оказывается в Сибири, но начать новую, яркую, честную жизнь невозможно.
Бедняк из легенды Луки.
Легенда о бедняке, рассказанная странником Лукой, еще раз подталкивает читателей к мысли, что отчаяние может убить. Этот бедняк жил в Сибири. Жизнь его была очень тяжелой, такой тяжелой, что «хоть ляг и умри», но он верил, что есть на свете справедливая страна, где живут сытые счастливые люди, что жизнь там прекрасна и справедлива.
И он был готов терпеть все трудности, трудности, трудности своей судьбы, потому что надеялся, что однажды придет на праведную прекрасную землю. Однажды случай свел его с ученым, который с помощью карт доказал бедному фермеру, что справедливой страны не бывает, это всего лишь миф. Это открытие лишило бедного старика надежды, жизнь потеряла для него всякий смысл, и бедняк задохнулся.
Отчаяние, которое испытывает бедняк, невыносимо, оно не дает ему ни единого шанса жить дальше.
Максим Горький «На дне»
Герои произведения Горького «На дне» — свирепые люди, склонные обвинять всех в своих проблемах и мстить. Автор изображает социальный слой, оказавшийся на самом «дне» — это люди, погрязшие в нищете и разврате. Большинство из них являются духовно деградировавшими личностями, поэтому не только сами пытаются выбраться со «дна», но и стараются утащить на дно других. Им кажется, что таким образом они мстят всем за свои сломанные судьбы. Они не могут встать и поэтому не хотят, чтобы это делали другие.
Одна из героинь по имени Василиса мстит сестре и ревнует ее к парню. Васька Пепель проявлял некоторый интерес к младшей сестре своей хозяйки, но вряд ли это было что-то серьезное. Но своевольная Василиса так отыграла свою «праведную» месть, что даже довела мужа и любовника до драки, в результате которой первый из них погиб.
И теперь Ваське грозила каторга. Однако Василиса не пытается спасти его от нее. Героиня якобы мстила за то, что осквернила свою любовь, но была ли это любовь, если она заботилась только о своем уязвленном самолюбии? Конечно нет, эгоистичная любовь привела ее к жестокой мести и ожесточению души.
Не только Василиса, но и большинство других героев пьесы не склонны к великодушию.
Однако Горький все же дает один образ, еще не совсем надломленный и не горький, — это Лука. Он странник, познавший в жизни много бед, даже побывавший на каторге, но не ставший жестоким. Лука еще способен на великодушие, он старается вселить в обитателей «общежития» надежду на лучшее будущее, говорит с ними ласково и участливо.
Однако этим людям уже ничем нельзя помочь — такой вывод можно сделать из финала спектакля. Люк уходит от них, возможно, понимая это. У героев произведения «На дне» есть не только дом, но и доброе сердце, поэтому чья-то помощь и щедрость им не помогут.
Они не могут оценить то, чего у них нет в душе. Спектакль несет в себе важную мысль — люди сами должны хотеть не оказаться на дне. Месть за свое уязвленное самолюбие, за то, что они оказались в нищете для тех, кто в этом не виноват, — все это результат духовного вырождения героев.
Щедрость — великое качество в человеке, но она не может помочь, если люди не умеют ценить добро, если они склонны только к низменным стремлениям. Месть таким людям ближе и понятнее, потому что так они чувствуют себя лучше после того, как обидели кого-то, испытывают радость, не понимают, что такое настоящее счастье.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Если месть иногда еще может быть справедливой, то месть не может быть качеством благородного человека. Именно о таком человеке рассказывает нам Александр Пушкин в своем рассказе «Капитанская дочка». Образ Алексея Швабрина – пример мстительной, эгоистичной личности. Он мстит главному герою Петру Гринёву за то, что ему повезло больше его в любви — Маша Миронова влюбляется в Петра, а не в Алексея.
Но герой не приемлет поражения и пытается обманом заставить девушку выйти за него замуж. Своей злобой Швабрин провоцирует на дуэль с Петром. Но и здесь герой верен себе: он пользуется невнимательностью противника и стреляет в него.
Когда повстанцы захватывают крепость, Швабрин не защищает ее, а пользуется моментом, чтобы похитить Машу. Он долгое время держал ее в плену и пытался заставить выйти за него замуж. Однако Петр спасает возлюбленную с помощью Пугачевой. Поскольку Пугачев был вне закона, Швабрин, скорее всего, это был он, написал донос на Гринева, обвинив его в пособничестве мятежнику Пугачеву.
За такое преступление Петру грозит страшная кара, но Маша спасает героя от злой участи. Она лично просит императрицу помиловать Гринева, потому что он не виновен и просил помощи у Пугачева только для ее спасения, а не потому, что он был с ним заодно. Императрице понравилась искренность девушки — и Петра тут же отпустили.
От мстительного Алексея отличаются не только главные герои Петр и Маша, но и Емельян Пугачев. Он проявляет великодушие к Питеру, хотя он и враг. Он способен вернуть добро на добро. Однажды в метель Пугачев указал Гриневу дорогу и за это подарил ему шубу. Когда Петра захватили повстанцы, Пугачев в знак благодарности отпустил его.