- Темы затронутые произведением А зори здесь тихие
- 1) Героизм и самоотдача
- 2) Женщина на войне
- 3) Подвиг непрофессионала
- 4) Мужество и честь
- 5) Уважение к Родине
- Сюжетная линия
- «А зори здесь тихие» — Б.Л. Васильев
- «Бородино» — М.Ю. Лермонтов
- М.А. Шолохов «Тихий дон»
- Название, жанр и направление
- Анализ повести Васильева «А зори здесь тихие…»
- Пример №2 декабрьского сочинения 2022-2023
- Разбираем пример сочинения онлайн сразу с экспертом
- Композиционные особенности
- А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
- Пять разных характеров: анализ
- «Сотников» — В.В. Быков
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
Темы затронутые произведением А зори здесь тихие
1) Героизм и самоотдача
Кажется, что еще вчера эти женщины были школьницами, спешащими на уроки, а сегодня они молодые и отважные воины, сражающиеся в одной колонне с мужчинами. Но в бой идут не по принуждению государства или родственников, девушки идут туда из-за любви к родине. Как показывает история до сегодняшнего дня, эти девушки внесли огромный вклад в победу страны.
2) Женщина на войне
Но главный смысл всего произведения Васильева – ужасающая мировая война, в которой женщины сражаются на равных с мужчинами. Они не поддерживают бойцов сзади, не лечат и не кормят, а держат в руках ружье и идут в атаку. У каждой из женщин есть своя семья, свои мечты и цели на жизнь, но для многих из них будущее закончится на поле боя. Как говорит главный герой, самое страшное на войне не то, что гибнут мужчины, а то, что гибнут женщины, а потом гибнет вся страна.
3) Подвиг непрофессионала
Ни одна из этих женщин, вышедших на тропу войны, не проходила регулярных годовых курсов. Они недолго служили в армии и не умеют досконально обращаться с оружием. Все они непрофессиональные бойцы, а обычные советские женщины, которые могли бы стать женами и матерями, но, несмотря на это, стали настоящими бойцами. Даже их некомпетентность не важна, они дерутся на уровне и вносят огромный вклад в историю.
4) Мужество и честь
Хотя каждая женщина во время войны принесла с собой огромное сокровище победы, есть те, кто выделялся больше всего. Например, можно вспомнить героиню книги, под именем Женя Комелькова, которая, забыв будущее, мечты и цели, дорожа своей жизнью, спасла товарищей, заманив на себя фашистов.
Кажется, даже не каждый мужчина отважился бы на такой поступок, но эта юная девушка, вопреки всему, рискнула и смогла помочь своим коллегам. Даже после того, как женщина получила тяжелое ранение, она не пожалела об этом поступке и желала только победы для своей родины.
5) Уважение к Родине
Один из героев Воска после всех военных действий очень долго винил и оскорблял себя, за то, что не смог спасти и спасти слабый пол, отдавший свою жизнь на поле боя. Мужчина боялся, что из-за гибели солдат восстанут их отцы, мужья и главное дети, которые начнут обвинять Воски в неспособности спасти своих женщин.
Солдат не верил, что какая-то Беломорская протока стоит стольких ушедших душ. Но в какой-то момент одна из женщин, Рита, сказала, что мужчина должен перестать заниматься самобичеванием, смириться и постоянно сожалеть об этом, так как война не место для грусти и сожаления.
Все эти женщины сражались не за обычные дороги или пустующие здания, они сражались за свою Родину и за свободу целого народа. Так автор передает мужество людей и их любовь к Родине.
Сюжетная линия
Краткое содержание рассказа знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васьковым, назначенным председателем 171-го железнодорожного округа. Все мужчины, находившиеся здесь в его подчинении, полны безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, к нему прислали зенитчиков.
Поначалу командир не мог найти подход к своим подчиненным, но боевые действия сделали их единой командой. Девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробрались к важному стратегическому объекту.
Комендант собрал отряд из пяти девушек, чтобы преследовать гитлеровцев. Они пошли по местным тропам впереди врага. Группа противника состояла из шестнадцати немцев. Федот послал за помощью Лизу Бричкину. Девушка утонула в болоте и не успела передать сообщение.
Тем временем зенитчики с Васьковым пытаются перехитрить диверсантов и увести их с объекта. Возле остановки немцы начали рубить деревья под видом лесорубов. Когда враги разоблачили их, все девушки погибли в перестрелке.
Васькову удалось разоружить оставшихся немцев и взять их в плен. Вскоре подоспела помощь. Много лет спустя Васьков установил на могиле девушек мраморную плиту. Туда он приезжает с сыном покойной Риты Осяниной, которого воспитывал. Это краткое изложение книги.
«А зори здесь тихие» — Б.Л. Васильев
В основе рассказа Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» лежат события Великой Отечественной войны. Автор хотел зафиксировать в своем художественном произведении факты о военных трудностях и подвигах представителей советского народа.
Центральными персонажами повести являются 5 девушек: Рита Осянина, Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич. Б.Л. Васильев показывает, как 5 хрупких и невинных девушек борются за Родину, не боясь отдать за нее свою жизнь.
В рассказе не только затрагивается тема войны, но и рассматривается война с точки зрения женщин, которым наравне с мужчинами приходилось выполнять тяжелую работу. Совсем юные девушки, еще не успевшие пожить и обрести счастье, были вынуждены распрощаться с личной жизнью и отправиться на войну, чтобы спасти Родину от врага.
Б.Л. Васильев подчеркивает, что судьба пяти главных героинь не обособлена, было много женщин, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях. Все они рисковали и жертвовали жизнью, мужественно и мужественно, желая помочь отечеству.
С одной стороны, история свидетельствует о различных подвигах, совершенных представителями советского народа, видно, что Б.Л. Васильев восхищается героизмом советского народа в борьбе с врагом. С другой стороны, автор повести демонстрирует трагические стороны всей истории народа.
Б.Л. Васильев показывает, что людям пришлось столкнуться с бессмысленной, беспощадной и беспощадной войной, отнявшей возможность жить мирной, счастливой жизнью, лишившей людей их близких и лишившей их жизни. Все пять девушек, о которых рассказана история, погибли, защищая Родину.
Повесть «А зори здесь тихие» стала художественным памятником Великой Отечественной войны, прославляя подвиги представительниц советского народа и особенно подвиги женщин на войне, напоминая последующим поколениям об исторических событиях, которые Русский народ должен был встать и предостеречь будущие поколения, чтобы не допустить таких трагических ошибок, какие были допущены во время начала войны.
Чтение повести «А зори здесь тихие» еще раз напоминает читателям о том, в какое трудное время пришлось жить нашим предкам и какого колоссального подвига совершили представители русского народа, сражавшиеся с врагами.
«Бородино» — М.Ю. Лермонтов
В поэме «Бородино» М.Ю. Лермонтов обращается к такому историческому событию, как Отечественная война 1812 года. В центре внимания автора Бородинское сражение. М.Ю. Лермонтов использует прием историзма, с помощью художественного произведения демонстрирует историческое содержание эпохи Отечественной войны 1812 года.
М.Ю. Лермонтов написал стихотворение в 1837 году в честь 25-летия победы русского народа в войне против французов. Обращение к реальному историческому событию и написание стихотворения в честь 25-летия Победы свидетельствует о том, что М.Ю. Лермонтов вспомнил события прошлого, что хотел продемонстрировать подвиг своего народа.
Стихотворение «Бородино» восторженно. Для М.Ю. Лермонтова важно было обратить внимание читателя на то, какой подвиг совершил русский народ. Позиция автора прослеживается и в словах рассказчика, принимавшего непосредственное участие в Бородинском сражении, и в гордости рассказчика за свой народ, частью которого он является, и достижениями этого народа.
О том, что Бородинское сражение «забвению не подлежит», доказывают следующие строки стихотворения, где четко прослеживается авторская позиция: «Недаром вся Россия помнит // О дне Бородина!».
В словах «дяди» рассказчика подчеркивается героизм русского народа. Рассказчик, являющийся старым солдатом, участвующим в Бородинском сражении, больше внимания уделяет не военным событиям в хронологическом порядке, а чувствам и эмоциям, переживаемым участниками Бородинского сражения. «Дядя» — рассказчик, разговаривая с юношей, прославляет достижения русского народа через год.
Старый солдат, принимавший участие в Бородинском сражении, ведет диалог с юношей не столько от своего имени, сколько от имени целого поколения; рассказчик выражает присущую всем участникам борьбы мысль о том, что они никогда не забудут этих событий, как не забудет их весь русский народ.
М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что Бородинская битва останется незабываемой, потому что русский народ из поколения в поколение получает сведения о суровости того времени и о могучем подвиге, совершенном представителями русского народа, не пожелавшими сдаться врагу. В поэме подчеркивается необходимость сохранения памяти о таком важном для русского народа историческом событии, как Отечественная война и особенно Бородинское сражение.
М.А. Шолохов «Тихий дон»
М.А также писал о жестокости войны. Шолохов. В романе-эпопее «Тихий Дон» он показал поистине страшные образы, связанные как со смертью, так и с нравственными ценностями: Гражданская война сделала родных и близких настоящими врагами друг друга.
Сын противостоит собственному отцу, братья враждуют друг с другом. М. А. Шолохов показал, как такая война делает людей жестокими и злыми. Война – это то, что изменило мировоззрение людей и их привычный образ жизни. Сейчас любовь, мир в доме, семья, дружба отошли на второй план, превыше всего стоят эгоизм, равнодушие и жестокость.
Гражданская война фактически разрушает все семейные и нравственные ценности, превращает людей в животных. Автор показывает, что жизнь людей, принимавших участие в гражданской войне, уже никогда не будет прежней. Главный герой Григорий Мелехов навсегда запомнил свое первое убийство. Он понимал, что война бессмысленна, что против людей воюют одни и те же люди.
М. А. Шолохов показывает, что любая война — как гражданская, так и против вражеских войск — приносит человечеству боль и страдания. Автор призывает никогда не возвращаться к братоубийственной войне.
Название, жанр и направление
Произведение названо так потому, что в названии показан эффект неожиданности, свалившейся на героев. Перекрёсток, на котором происходит история, на самом деле был тихим местом. Если немецко-фашистские захватчики вдалеке бомбили дорогу, то «там» царили спокойствие и мир. Мужчины, направлявшиеся охранять объект, напились от скуки: не было ни боев, ни фашистов, все было как прежде.
Поэтому девушек отправили на место, поняв, что там безопасно и тихо. Однако читатель понимает, что противник просто не спал, тщательно разрабатывая план наступления. После описанной Васильевым трагедии остается только сетовать на несостоятельность оправдания этой горькой случайности.
Молчание в названии рассказа передает скорбные чувства – минута молчания. Кажется, даже природа повержена в горе, увидев такие издевательства над женщинами.
Кроме того, название произведения иллюстрирует мир, к которому так стремились отчаянные девушки и отдавали свои жизни. Им удалось достичь этой цели, но какой ценой?! Молчание — это противоположность попытки бороться.
Книга «А зори здесь тихие» написана в жанре рассказа. Произведение небольшое, чтение происходит буквально на одном дыхании. Автор намеренно убрал бытовые подробности из быта военного времени, замедляющие динамику текста. Он оставил после себя только эмоциональные отрывки, вызывающие у читателя искреннюю реакцию.
Литературное направление — реалистическая проза о военном времени. Рассказ автора о войне основан на реальных событиях.
Анализ повести Васильева «А зори здесь тихие…»
«А зори здесь тихие…» — грустная и в то же время жизнеутверждающая история о женском подвиге на войне. Борис Васильев впервые опубликовал ее в 1969 году. И с тех пор она будоражит сердца многих читателей. А фильмы по произведению приумножают популярность повести.
Как возникла идея написать рассказ «А зори здесь тихие»? Автор рассказал, что его вдохновила реальная история отважных солдат, отстоявших охраняемый пункт, участок железной дороги в Кирове и не позволивших немцам совершить там диверсию. Васильев взял за основу реальный случай, но изменил персонажей. Он превратил юных девушек в отважных зенитчиц. Это существенно изменило представление о мероприятии. Ведь героизм молодых парней уже не удивлял, а вот смелость девушек была чем-то новым.
Анализ произведения следует начинать с толкования заглавия. «А зори здесь тихие» — на первый взгляд простое, но очень объемное название. Автор называет звезды зорями, имея в виду народное творчество. Эпитет «тихий рассвет» говорит о мирном безветренном небе, несовместимом с войной. Именно за это и борются главные герои — за мирный, тихий рассвет здесь, на своей родине.
Тема рассказа: история подвига пяти молодых девушек, которые под руководством сержанта выполнили важное задание во время Второй мировой войны. И хотя «у войны не женское лицо», они доказали, что женщины могут противостоять ей.
Идея рассказа: показать великую душу людей, способных пожертвовать собой ради мирной жизни других. Автор создает образы юных героинь неспроста. Ведь их жертва особенно трогательна. Они еще не успели пожить, а уже вынуждены принимать непростые решения.
Создавая женские образы, автор мог ярче показать итоги войны. Он вставляет в размышления сержанта о гибели одного из зенитчиков свой идейный посыл: «…Соня могла бы родить детей, и были бы они внуками и правнуками, а теперь этой нити не будет. Маленькая нить в бесконечной нити человечества, перерезанная ножом…» Так Васильев показывает, что война не разрушает отдельные жизни, а прерывает целые рождения.
История имеет очень яркую картинную галерею. Главный мужской образ – старшина взвода Федот Евграфыч Васьков. Ему 32 года, но он уже многое пережил: уход жены, потерю сына. Он изображен как человек с сильным характером. Но из-за необразованности герой не умел красиво выражать свои чувства. Поэтому его часто считали грубым, хотя в душе у него было много прекрасного.
В рассказе пять главных женских персонажей. Несмотря на молодость и род занятий, который всех объединяет, все они очень разные по характеру.
Рита Осянина показана как нежная, но волевая женщина. Ее главная характеристика – духовная красота. Пожалуй, эта героиня самая бесстрашная, ведь она не только женщина, но уже молодая мама.
Женя Комелькова — одна из самых запоминающихся героинь. В ее внешности еще было видно детство – беззаботное и прекрасное. Она была красивой, озорной, артистичной. Последнее помогло ей блестяще разыграть перед немцами сцену неосторожного купания в воде. Но на первый взгляд у беззаботной девушки было много душевных ран. Женя совершил подвиг, пытаясь спасти других девушек. Но до конца не могла поверить, что умирает, ведь это так глупо, когда тебе всего девятнадцать.
Соня Гурвич — умная девушка с поэтической душой. Она была переводчиком в группе Васкова. Соня — представительница интеллигенции на войне.
Лиза Бричкина — девушка, умеющая ждать, не теряя надежды на лучшее. Но особенно страшной и глупой оказалась ее судьба — она утонула в болоте.
Галя Четвертак — самая юная героиня. Она по-прежнему полна романтических мечтаний, поэтому отправляется на войну, думая, что станет там героиней романа. Но суровая правда разбила ее мечты.
Читайте также: Настоящая любовь – сочинения для выпускных классов
Пример №2 декабрьского сочинения 2022-2023
Твардовский ясно подметил в своем произведении: «Нигде не найдешь ты дружбы того святого, который бывает на войне…». Фронтовая дружба — это не только разговоры и обмен секретами, но и взаимопомощь, готовность отдать за друга жизнь, отдать последний кусок хлеба, позаботиться о родных товарища и т д.
Когда говоришь о фронтовой дружбе, то добровольно не плачешь, потому что никому не пожелаю такой дружбы. Дело не в отношениях людей, дело в причине такого отношения. Война, как ничто другое в мире, объединяет не только людей, но и целые народы. Такая дружба описана в некоторых литературных произведениях.
В рассказе Б. Васильева «А зори здесь тихие» рассказывается о пяти девушках и бригадире Васькове, которые, попав в страшное и тяжелое положение, собрались так, что стали как семья. Они жертвовали друг другом, спасали и поддерживали. Женя, спасая Риту и Васькова, отвлекает немцев и тем самым вызывает на себе пожар.
Рита с тяжелым ранением, чтобы не удерживать Васкова возле себя и не обременять его, дает ему шанс выполнить задание. Она убивает себя выстрелом. Бригадир рискнул и выполнил задание, а после окончания войны стал отцом сына Риты. Васьков запомнил каждую из девушек, скорее всего, запомнил на всю жизнь. Вот на что способна фронтовая дружба.
В романе Юрия Бондарева «Берег» главным героем стал писатель, который всю жизнь живет воспоминаниями о своем друге-фронтовике лейтенанте Княжко, погибшем в самом конце войны. Он хотел спасти своих товарищей от ненужного кровопролития и двинулся навстречу фашисту в лесу. Жизнь поручика обрывает выстрел, спровоцированный трусом и эгоистом Межениным.
Княжко был идеалом для Никитина и его проводника. Межелин был лживым человеком, способным на обман. Только из-за трусости и эгоизма погиб замечательный человек, верно служивший отечеству и достойный человек. Писатель Никитин вспоминает о нем с грустью. Лейтенант наверняка знает, что его помнят и чтят.
Таким образом, настоящая фронтовая дружба сохраняется на всю жизнь, пусть даже только в воспоминаниях. Но я хочу, чтобы люди были способны на такую дружбу не только в условиях войны или бедствий, но и в быту.
Пример №3 в итоговом сочинении к ЕГЭ
Сила фронтовой дружбы в том, что боевые действия сплачивают людей и заставляют их оказывать взаимопомощь. Если в быту мы заняты своими делами и семьей, то в строю остаются только общественные работы и товарищи. И нет ничего важнее, чем спасти того, кто прикроет тебя завтра. Об этом сильном чувстве писали многие авторы, испытавшие его лично.
Перейдем к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой ушел на фронт добровольцем, чтобы защитить то, что ему дорого. В рядах вооруженных сил он мог опереться на сильное мужское плечо и не раз становился такой опорой. Например, когда Андрей попал в плен, он услышал, как один из солдат угрожал командиру отряда, выдав его врагам.
В те времена партийных работников и командиров в плену расстреливали без суда и следствия. Крыжнев хотел таким образом добиться расположения новых хозяев. Соколов долго думал, что делать, как помочь честным людям сохранить жизнь в таких условиях? Он решил задушить информатора и спасти тех, кто не склонился перед врагами.
Странно, что Соколов не знал этого командира отряда и других людей, находившихся с ним в одном месте, но помогал, так как осознавал ответственность за общее дело и сочувствие тем, кто шел воевать за Родину с ему. На фронте большинство бойцов были друг другу горой, и это обеспечило победу.
ВЛ писал о настоящем мужском братстве на войне. Кондратьев в рассказе «Саша». Главный герой встретил лейтенанта на пути из медсанчасти в госпиталь. Владимир был тяжело ранен, но бойкий характер придавал ему силы идти дальше.
Сашка был более сдержанным человеком и любил веселого собеседника. Вместе они прошли испытание голодом, болезнями, лишениями. Местные жители были возмущены отступающей армией и отсутствием помощи, поэтому почти ничего не дали солдатам. У них не было излишков. Бойцам приходилось самостоятельно добывать пищу, искать ночлег, изо всех сил держаться, чтобы добраться. Эти случайности сблизили Сашу и Володю.
Они приехали в больницу как члены семьи. Чтобы спасти Володю, Саша взял на себя вину, потом согласился навестить ее мать, чтобы сообщить новости о нем. Общие проблемы и интересы сделали эту дружбу очень крепкой.
Таким образом, сила фронтовой дружбы заключается в общих целях и проблемах, с которыми сталкиваются люди. На войне мужчины доверяют друг другу и живут по одним приоритетам, правилам, лишениям. Всегда есть общая тема для разговора и общие задачи. А главное, каждому нужно человеческое тепло, которое воины теряют, разлучаясь со своими семьями.
Пример №4 в итоговом сочинении к ЕГЭ
Несмотря на то, что война воплощает в себе все самое худшее: боль, смерть, голод, разрушение, в ней есть место добру, истинным человеческим качествам, таким как крепкая дружба. По свидетельствам очевидцев, она не раз спасала и спасает жизни солдат на фронте. В качестве доказательства приведу достоверные примеры из литературы.
После просмотра фильма «Девятая рота» режиссера Федора Бондарчука я прочитал роман Юрия Короткова. Книга произвела на меня более сильное впечатление. В этой работе я нашел пример настоящей фронтовой дружбы. Восемнадцатилетние мальчишки плечом к плечу сражались в Афганистане, до последнего заступаясь друг за друга, делясь личными вещами, едой и предметами первой необходимости.
Они поддерживали друг друга в трудную минуту шутками, добрым словом или советом. Отец настолько их сблизил, что за очень короткое время они стали настоящими друзьями. Я думаю, что иначе на войне нельзя.
На мой взгляд, сила фронтовой дружбы в сплочении, помощи и поддержке не только в серьезном бою, но и в мелочах. Недаром солдаты, прошедшие войну, сохраняют свою дружбу на долгие годы после ее окончания. Однополчане встречаются, приходят друг к другу в гости, поддерживают семьи своих друзей. Это не удивительно, а естественно.
Ведь они вместе прошли все ужасы войны, ели солдатскую кашу из одного котелка, спали рядышком в окопах, ходили в разведку, где проверяется верность друга. Все понимают, что если друг не предал вас в самый опасный момент, ему можно доверять на 200%. Дружба на передовой гораздо крепче обычных, завязавшихся в мирное время.
Говорю это с такой уверенностью, потому что в детстве сам был свидетелем встречи моего прадеда с его другом-фронтовиком Иваном Степановичем, приехавшим к нам в гости. Дедушка сказал, что обязан жизнью своему другу, который вынес его с поля боя под артиллерийским огнем, спрятал в окопе и оказал первую помощь. Хотя после войны друзья жили в разных городах, они все равно созванивались по телефону и писали друг другу письма. Дедушка говорил, что Иван самый надежный и верный друг.
В заключение хотелось бы сказать, что фронтовая дружба, прошедшая страшные испытания, самая крепкая. Она заключается в верности, преданности и длится всю жизнь.
Пример №5 в итоговом сочинении к ЕГЭ
В народе говорят: друг в беде познается, так и фронтовую дружбу можно считать самой верной. А. Твардовский в «Василии Теркине» справедливо заметил, что «Нигде не встретишь той дружбы выходного дня, что бывает на войне…». Наши ветераны знают это не понаслышке.
На войне дружба особенная, она поддерживается взаимопомощью, взаимопомощью и братством навеки. Фронтовики с особой теплотой вспоминают своих братьев — товарищей, с которыми приходилось делить хлеб, воду, последнюю сигарету. Дружба на передовой многонациональна и не зависит от религиозной принадлежности. На войне людей объединяет единая высокая цель — защита отечества.
Я знаю одну из многих историй о хорошей дружбе от моей бабушки. Алексей Васильевич Митрошин прошел всю войну бок о бок с Загитом Рашидовичем Амировым.
Ребята были впереди, когда Алексею шел девятнадцатый год, а Загит едва исполнилось двадцать. До войны оба парня жили в деревнях: один под Рязанью, другой недалеко от Казани. Товарищи успели освоить гражданские профессии, обзавестись невестами, но война изменила их дальнейшие планы на жизнь…
Русские и татары сражались за Родину плечом к плечу: от Сталинграда дошли до Берлина. Друзья делились хлебом, патронами и хорошими новостями из дома. Они даже не думали о национальности. Однажды Алексей был тяжело ранен в ногу, и хилый Загит нес брата семь километров.
Дружба между Алексеем Васильевичем и Загитом Рашидовичем длилась всю жизнь. Они редко встречались, но никогда не теряли связи: переписывались, делились семейными фотографиями, поздравляли друг друга с важными датами.
Таких историй много, хотя война часто уносила жизни лучших товарищей. Но священная дружба и единство защитников Родины помогли выстоять многонациональному союзу в те страшные годы. Мы, внуки и правнуки ветеранов, всегда должны помнить цену великой победы, уважать седовласых фронтовиков и стараться так же крепко и беззаветно дружить. Верные товарищи, готовые на взаимопомощь в самых опасных ситуациях, никогда не будут сокрушены врагом. Захватчикам не будет места на земле, где царят настоящая дружба и любовь.
Разбираем пример сочинения онлайн сразу с экспертом
В чем ценность исторического опыта? Какую пользу мы можем извлечь из изучения истории? Почему так важно заботиться об опыте предыдущих поколений? Попробую ответить на эти вопросы, опираясь на произведения русской литературы.
В чем ценность исторического опыта? Думаю, достаточно сложно дать однозначный ответ на этот вопрос: ценность опыта наших предков действительно бесценна для нас, потомков.
Важно понимать, что исторический опыт в первую очередь отражает поведение наших предшественников в различных жизненных ситуациях: здесь и поиск ответов на вопросы, волнующие человека, и понятие действительно важных для общества ценностей, и способы преодоления трудных жизненных ситуаций… Можете ли вы назвать все полезные свойства исторического опыта?
Очевидно нет. Углубляясь в размышления о том, какую пользу может принести человеку тщательно собранная, хорошо построенная и тщательно изученная история, можно прийти к выводу, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно — на первый план всегда будет выходить одно, а другое будет упущен из виду. В своем эссе я постараюсь акцентировать внимание на наиболее важных, на мой взгляд, аспектах и подкрепить свои доводы мыслями самых мудрых.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что, забывая ошибки наших предков или намеренно принижая их значение на фоне достижений, мы обрекаем себя на их повторение, а значит, снова придем к тому, к чему предшественники во главе с . Получается, что уроки, преподанные человечеством в прошлом, оказываются невыученными, а жертвы, приносимые для определения верного пути, напрасны.
Так в романе «Мастер и Маргарита», объединяющем разные эпохи, прослеживается их тесная связь между временами. При внимательном прочтении даже начинает казаться, что роман мастера пророческий, предсказывающий события далекого будущего (например, тирания Цезаря видится нам прообразом советской диктатуры). Это невозможно также отмечают важность наличия в романе персонажей-близнецов, яркими представителями которых являются Иешуа и Мастер.
Оба люди неравнодушные, сильные духом, носители правды и справедливости, каждый из них чувствует обязанность выполнить высокую цель (Га-Нозри – проповедник, несущий в мир идеи добра, правды, милосердия, Мастер – творец, считающий своим долгом создать истинное, вечное искусство, не теряющее своего значения на протяжении веков).
Даже судьбы самих героев схожи: оба страдают от предательства, но в то же время не винят предателя, оба самоотверженно следуют своему долгу и за свою идею оказываются обреченными на жестокие муки. Таким образом, в своем творчестве Булгаков подчеркивает невероятное сходство между представителями разных эпох и тем самым подтверждает цикличность истории, а потому роман «Мастер и Маргарита» позволяет утверждать, что внимательное отношение к историческому опыту наших предков будет позволяют нам избежать их ошибок и, следовательно, достичь высот, недостижимых для их предшественников.
Кроме того, ценность исторического опыта заключается в возможности прогнозировать результаты и последствия тех или иных событий. Итак, когда мы знакомимся с описанием войны «в крови страданий и смерти» на страницах романа-эпопеи Толстого «Война и мир», мы понимаем, насколько разрушительно ее влияние на судьбы обоих личностей (вспомним потерю любимого сына и брата Ростова Пети) и о судьбе человечества в целом.
Становится страшно осознавать, какой непоправимый ущерб нанесла война всему народу, но именно ощущение этого ужаса перед разрушительным актом «события, противоречащего человеческому разуму и всей человеческой сущности» убеждает нас в необходимости использования всеми возможными средствами предотвратить это «безумие» (по меткому замечанию М. Горького) в будущем.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что описанное мною — это лишь малая часть того, чем может быть нам полезен исторический опыт. Значение памяти о прошлом поистине неоценимо, а потому заслуживает самого внимательного и максимально бережного отношения со стороны потомков.
Композиционные особенности
Все события рассказа представлены от имени командира Васькова. Сюжет основан на его воспоминаниях. В повествовании присутствуют лирические отступления, выдержки из прошлого персонажей, воспоминания. Нежных девушек на войне Федот воспринимает по-своему. У каждой есть своя история, которая привела ее в армию.
Автор знакомит читателей с героинями по порядку, погружается в их прошлое. В сюжете четко прослеживаются все классические составляющие композиции:
- Воздействие. Васькова отправили в подчинение зенитчиков.
- Галстук. Рита Осянина замечает в лесу немцев.
- Развитие действия. Департамент ищет диверсантов.
- Климакс. Момент смерти девушки.
- Обмен. Васьков захватывает гитлеровцев.
- Эпилог. Федот приходит на могилу девушек.
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Война стала персонажем поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор не только рассуждает о военных действиях и их влиянии на человека в лирических отступлениях, но и демонстрирует, как простые русские солдаты участвуют в войне. Главный герой Василий Теркин – человек, искренне любящий свою Родину.
Он делает все, чтобы защитить ее от врага. Василий Теркин не боится отдать собственную жизнь во имя Отечества, поэтому его поступки отличаются отвагой, отвагой и героизмом. Василий Теркин стреляет по вражескому самолету, вступает в поединок с немцем, берет на себя ответственность вести за собой целый взвод.
Василий Теркин поддерживает своих товарищей, поднимает им настроение с помощью шуток и песен. На протяжении всего рассказа автор поэмы подчеркивает, что Василий Теркин – человек «обыкновенный», он «свой среди своих», а значит, такие подвиги совершали все воины, а не только Василий Теркин.
Эта картина является олицетворением целого народа, которым был главный герой «Василия Теркина». НА. Твардовский показывает, что благодаря единству и героизму русского народа враг был повержен.
Пять разных характеров: анализ
«Сотников» — В.В. Быков
В. В. Быков в своем рассказе «Сотников» обращается к временам Великой Отечественной войны. Автор обращается к проблеме жестокости войны, когда одни люди сражаются с одними и теми же людьми, ранят их и убивают. Повесть «Сотников» становится памятником страшным событиям, с которыми пришлось столкнуться русскому народу.
Сотников и Рыбак становятся центральными персонажами. Повествование построено по принципу сравнения и противопоставления: и Сотников, и Рыбак — представители советского народа, участники Великой Отечественной войны, члены партизанского отряда, но в одной и той же жизненной ситуации Сотников и Рыбак действуют по-разному.
Герои попадают в плен к полицаям, перешедшим на сторону немцев. В. В. Быков показывает, что война показывает истинное лицо каждого человека. Оказавшись перед моральным выбором, Сотников и Рыбак принимают разные решения.
Сотников отказывается разглашать какую-либо информацию о своих соотечественниках. Сотников не боится отдать жизнь за Родину, и действительно теряет жизнь. В. В. Быков подчеркивает, что почетная смерть героя лучше позорной жизни предателя. Повесть «Сотников» становится художественным памятником тем людям, которые отдали свои жизни, кто хотел защитить и спасти Отечество.
Но повесть «Сотников» становится художественным памятником тем людям, которые совершили предательство по отношению к Родине. Рыбак, оказавшись перед моральным выбором, не хочет умирать, поэтому соглашается сотрудничать с полицией и немцами.
В. В. Быков не только прославляет подвиг Сотникова как лучшего представителя советского народа на войне, но и осуждает низкий поступок Рыбака, думавшего только о своей жизни. В рассказе выражена мысль о том, что война — страшное явление, где есть место не только предприятиям, но и предательским поступкам.
Рыбак, предав родину, не желая умирать, задумал бежать из плена, но не смог этого сделать, как не смог и повеситься, осознав свой коварный поступок. Рыбак остается жив, теперь он должен вспомнить о совершенном им поступке. Автор наказывает Рыбака, показывая читателю, что предательство Родины, когда она находится в действительно тяжелом положении, не может привести человека к успешным результатам и счастью.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Тема войны — одна из важнейших в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир». Это видно даже по названию произведения. Война становится не только фоном для повествования, но и одним из действующих лиц.
В ней раскрываются образы героев романа: князь Андрей стремится идти на войну, чтобы быть причастным к событиям, совершить подвиг и обрести славу, Пьер пытался разобраться в себе, хотел сблизиться с русским народом, быть на наравне с обычными солдатами. По ходу рассказа позиция Андрея Болконского меняется, теперь их с Пьером объединяет то, что ими двигали патриотические чувства и желание помочь Родине в борьбе с врагом.
Однако не только образы князя Андрея и Пьера Безухова связаны с войной. Тема семьи тесно переплетается с военной тематикой. Простые люди всячески пытались победить, поэтому делали все возможное для Родины. Примером тому является акция Наташи Ростовой, которая отдала телеги, предназначенные для перевозки вещей, раненым.
Эта акция говорит о единстве всего русского народа в годы войны. Именно это позволило победить врагов. Л. Н. Толстой ярко описывает всех своих любимых персонажей, которые не похожи друг на друга, но объединяет их одно — дух патриотизма.