- Сочинение ОГЭ 9.3 «Каким должно быть воспитание?» по Ф. Соколовой
- Статья по литературе . Проблемы воспитания в русской лиературе
- Педагогическое эссе «Современный взгляд на воспитание и обучение детей»
- Сборник идеальных эссе по обществознанию
- Сочинение ЕГЭ. Почему человеку необходимо хорошее воспитание? По тексту А.П. Чехова
- Определение и суть того, что такое воспитание
- Воспитание — это бесконечный процесс социализации
- Воспитание — это еще и задача педагогики
- Сочинение рассуждение на тему воспитание детей
- Виды и принципы воспитания
- Вариант 2
Сочинение ОГЭ 9.3 «Каким должно быть воспитание?» по Ф. Соколовой
«по тексту Ф. Соколовой: «Всю свою жизнь я ждал одного письма. Если бы я написал ее сам, я бы, наверное, сочинил ее в таких выражениях…»
Воспитание – это формирование нравственных качеств у человека. Результат хорошего воспитания – добросовестность, отзывчивость, трудолюбие. Хорошие люди – это хорошо образованные люди. Те, кому посчастливилось понять истинные ценности в нашей жизни.
В тексте Соколовой мы находим подтверждение тому, что воспитание должно развивать в человеке положительные качества. Несмотря на противоречивые стандарты современности, показатели человеческой добродетели не изменились. В каждом из нас следует воспитывать честность и порядочность, ведь они делают честь человеку.
Фонвизин пишет о проблемах воспитания в пьесе «Недоросль». Митрофан не получил должного образования, в результате не усвоил самых главных ценностей, на которых должна строиться жизнь: уважение к другим людям, любовь к родителям, честность и доброта.
Виновата в этом, прежде всего, госпожа Простакова, которая вовсе не пыталась научить сына быть хорошим человеком. Она поздно осознала свои ошибки, но исправить их было уже невозможно.
Поэтому воспитание должно формировать в человеке доброту, честность, порядочность и другие положительные черты характера.
Статья по литературе . Проблемы воспитания в русской лиературе
Проблема воспитания в художественной литературе.
Проблема образования рассматривалась писателями по-разному, но всех их очень волновала проблематика своего времени. Художественные произведения бережно сохраняют для нас основы народного, духовного, нравственного и эстетического воспитания.
Уже в летописях большое внимание уделяется проблемам образования. Прожив славную жизнь, Владимир Мономах пишет сыновьям урок, приводя примеры из собственной жизни. Он проповедует идею активной жизни, где самое главное – благо Родины. Он наставляет своих сыновей, что надо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством.
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году, на сцену выходят представители дворянства, развращенные властью помещиков, и показывают, насколько избалованным подрастает подрастающее поколение в этой среде.Тема воспитания всегда занимала Фонвизина.
Он выступал за расцвет просвещения в России и считал, что дворяне, воспитанные в строгих гражданских правилах, будут достойными руководителями и опекунами крестьянского населения страны. И воспитанием юных дворян никто серьезно не занимался.
Вельможа, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отняли у него (Митрофана) цель и смысл жизни. И учителя ему помочь не смогут (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); У Митрофана не было других желаний, кроме как поесть, побегать в голубином клубе и жениться.
Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свиньи как часть культа, культивируемого хозяевами.
А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» показал, что в то время (19 век) в России не имело значения качество образования, в моде было все иностранное, люди из «высшего общества» были «отчуждены от национальной культуры» («без немцев нам спасения нет» , «все мы понемногу учились, чему как-то») Первая глава романа посвящена проблеме становления характера Онегина.
Отсутствие цели в жизни, рабочие привычки формируют «лишнего человека», «эгоиста невольно». Образование, полученное Онегиным, было самым разгромным. Он вырос без матери; отец его, легкомысленный дворянин-чиновник в Петербурге, по-видимому, не обращал на него внимания, доверив его наемным «паршивым» учителям. Мальчика почти ничему не учили, никак не воспитывали и только немного пожурили за шалости.
НЕудивительно, что из Онегина вышел истинный эгоист. Добрые наклонности его души, благодаря воспитанию и условиям жизни, остались под подушкой, не развились. Но герой по ходу романа дважды пытается расшириться и пополниться. Из главы 1 мы узнаем, что он много читает. Второй раз он снова берется за чтение в последней главе романа, здесь же Пушкин перечисляет некоторые книги, прочитанные Онегиным.
Мы узнаем, что эти книги бывают не только художественными и полухудожественными, но и философскими, историческими, медицинскими. Встретив Ленского, получившего образование в лучшем тогда университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам как равный с равным. Как Онегин чувствовал себя неуютно в тогдашней светской атмосфере, тосковал, хандрил, поэтому стоял гораздо выше общего уровня тогдашней дворянской молодежи.
Неслучайно именно среди местного дворянства появляется пушкинский «сладкий идеал» — Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой сочетаются традиции высшего образования и народной культуры. Именно местная знать живет в непосредственной близости от народа, и поэтому в ней, вероятно, заложена идея возрождения.
Роман И.А. Гончаровой «Обломов» был опубликован в 1847 г., а полностью издан в 1859 г. Его появление совпало со временем наиболее острого кризиса крепостного права. Для современников был актуален образ апатичного помещика без деятельности, выросшего и выросшего в патриархальной атмосфере помещичьей усадьбы, где сеньоры жили спокойно благодаря труду крепостных.
В лице Ильи Ильича Обломова показано, как окружающая среда и воспитание портят прекрасную природу человека, порождая лень, апатию, беспомощность. «Разум и воля давно парализованы и, кажется, безвозвратно…». Ответ дан в главе «Сон Обломова».
В ней рассказывается о семье Обломовых, об их имуществе, обычаях и воспитании: «.. забота о пище была первым и самым главным делом в жизни Обломовки…». Работа воспринималась как наказание, посылаемое за грехи.Обломов не должен был работать, потому что все делали крепостные и челядь. Годы учебы также не воспитали в Обломове дисциплины ума. Родители всячески спасали любимое чадо от мук обучения.
Параллельно с Обломовым прослеживается судьба его школьного друга Андрея Штольца, сына управляющего недвижимостью. Отец Штольца с немецкой педантичностью и последовательностью приучал его к труду, умственному и физическому, к ответственности за выполненный урок или задание. И Обломов, и Штольц окончили Московский университет, оба уехали служить в Петербург.
Но через год Илья Ильич подал в отставку: служба тяготила его, требовала внимания, настойчивости. Активный Штольц заставляет «беспокоиться» русского мастера Обломова, навязывает ему свои идеи. Штольц хочет разбудить его ото сна, но его усилия тщетны. Образование сыграло отрицательную роль.
В автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство»,
«Отрочество», «Юность» автор показывает, как Николенька Иртеньев понимает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. Написав первую часть трилогии «Детство» о становлении человеческой жизни, об особенностях взросления маленького мальчика из дворянской семьи, наряду с различными темами, он раскрыл проблему воспитания в истории.
Рассматривается в связи с основными темами произведения: тема детства, становления личности Главный герой рассказа _ автобиографическая картина, маленький мальчик Николенька Иртеньев, сын дворянина, получает типичное домашнее воспитание и воспитание для того времени. Педагогические функции в доме возложены не только на родителей, но и на учителей, специально нанятых для получения начального школьного образования детьми: Мими, Карла Ивановича.
Весь внешний вид матери, говорящий о ее искренней доброте и любви к людям, свидетельствует о теплой атмосфере взаимопонимания, царящей в доме. Эту атмосферу создала заботливая хозяйка, которая со всеми одинакова, любвеобильна и приветлива. Особую прелесть женскому лицу матери придает улыбка, согревающая теплом всех в доме.
«Когда мать улыбалась, как бы ни было хорошо ее лицо, оно становилось несравненно лучше, и все вокруг казалось веселым». Отец, типичный представитель дворянства 19 века, в воспитании детей был обязательно строг, уравновешен, заботился об их образовании. Он обладал гордостью, оригинальностью, светскостью и пытался воспитать то же самое в своих сыновьях.
Другие люди, с которыми дети жили и общались, также способствовали формированию личности детей. Требовательностью, умением выделить главное в человеческих отношениях превосходил Карла Ивановича, домашнего учителя. Вот почему в памяти Николеньки Иртеньева сохранился эпизод, связанный с одним из уроков каллиграфии, когда Карл Иванович после разговора с отцом мальчиков продиктовал приговор, что самый тяжкий порок — неблагодарность.
Домработница Наталья Савишна воспитывала детей своим отношением к людям, беззаветной любовью и самопожертвованием. Она излучала доброту и тепло.
Таким образом, проблема воспитания, поставленная в рассказе Л. Н. Толстого «Детство», решалась автором по-разному: через характеристику действующих лиц, их поступков, анализ отношений между людьми в доме, где росли дети, через описание любых бытовых ситуаций.
М. Булгаков «Собачье сердце»
Революция, с ее направленностью на воспитание человека коммунистической формации, и гражданская война как решающий этап революционного обновления страны, Булгаков, имевший медицинское образование и достаточную практику лечащего врача, мог выступать в качестве глобальная хирургическая операция по искусственному преобразованию человечества, плоды которой он волен принимать или не принимать.
Так в повести «Собачье сердце» встает проблема воспитания нового человека. Шарикова воспитывают Преображенский и Швондер. В процессе воспитания возникает конфликт между высокообразованным интеллигентом профессором Преображенским и представителем новой жизни Швондером.
Абсурдность убогого мировоззрения новой власти ярко выражена в монологе Преображенского, резюмирующем основные принципы социалистического образа жизни новой власти: «Ешь в спальне.. читай в смотровой, одевайся в приемной…» Швондер стремится сразу сделать Шарикова, с его еще собачьими повадками и повадками, в сознательного строителя социализма. Он подкалывает его лозунгами, дает читать Энгельса.
И это было все для вчерашнего бала. И воспитание Швондера оказалось гораздо эффективнее наивного стремления профессора и ассистента хоть как-то облагородить созданное ими чудовище. Мы понимаем, что симпатии Булгакова на стороне Преображенского, но вера в то, что темные инстинкты в жизни людей могут быть устранены либо с помощью науки, либо с помощью общего усилия коллектива, — этой веры у автора нет.
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».
В трудные предвоенные годы в сибирской деревне. Формирование личности героя под влиянием бабушкиной доброты.
В. Г. Распутин «Учение французского
«. Формирование личности в тяжелые военные годы. Роль учительницы, ее душевная щедрость в жизни мальчика, Жажда знаний, нравственная стойкость, уверенность в себе.
Педагогическое эссе «Современный взгляд на воспитание и обучение детей»
«Дети святы и чисты. Даже среди разбойников и крокодилов они в ангельских чинах. Мы сами можем пролезть в любую дыру, какую захотим, но они должны быть окутаны атмосферой, достойной их звания. Нельзя безнаказанно неприлично вести себя в их присутствии. нельзя делать из них игрушку для настроения: то нежно целуешь, то бешено топаешь по ним ногами…» А.П.Чехов
Дети – маленькие люди, которые все понимают, но в силу незрелости своего житейского опыта не могут выбрать правильный путь на жизненном пути.
Их души чисты, как утренняя роса на лепестках цветущих роз. Они нежные и красивые. Но так ли это? Иногда многим детям приходится испытывать сильную психологическую боль от одиночества и непонимания. Жизнь в новом тысячелетии стала жесткой и непредсказуемой. Дети лишены простых радостей жизни. Однажды я спросил своих учеников, что они делают дома, есть ли у них хобби, ходят ли они по кругу. Ответ был коротким и монотонным.
Все дети опутаны паутиной компьютерных игр и смотрят мультики про монстров. А где детские фантазии, шалости, открытия, путешествия? Увы, они оказались пережитком ушедшей эпохи. Кто несет ответственность за воспитание подрастающего поколения? Ответ на этот вопрос кажется простым, но в то же время сложным.
С одной стороны телевидение, а с другой микросреда, в которой воспитывается будущий гражданин нашего государства. И в конце концов дети становятся марионетками взрослых. Мы постоянно чего-то от них хотим, чему-то их учим, даже чего-то требуем от них, даже ставим себе условия, а в результате получаем искалеченную душу, которая уже в раннем детстве устает от требований и ответственности. Работаю учителем начальных классов 10 лет.
Я видел разные стили в семейном воспитании. И в каждом случае ребенок был зеркалом семьи; как капля воды отражает отблески солнечного света, так и нравственная чистота матери и отца отражается в детях. И даю вам слово, что это не всегда шло на пользу развитию ребенка. Некоторые родители не считают нужным скрывать от детей свои личные драмы, тем самым сразу низводя детей на положение виновника всех семейных проблем.
Другие делают из ребенка кумира, а когда он вырастает, требует от них невыносимых жертв. Как избежать негатива в воспитании ребенка? На мой взгляд, дети должны жить в мире красоты, игр, приключений, музыки, рисования, воображения, творчества. Вот тут и придет на помощь человек, умеющий мечтать, перевоплощаться, творить, шутить и самое главное настоящий друг, который всегда будет рядом, чтобы помочь, направить на путь добра, любви и терпимости.
Да, да, вы меня правильно поняли. Этот человек учитель начальных классов. Мне не стыдно в этом признаться. Я скульптор детских душ и мыслей. Оглядываясь назад, я благодарен своему первому учителю, который многому меня научил и поддерживал в период ошибок и переживаний. Кто в любое время суток мог искренне принять меня и выслушать за чашкой чая и дать мудрый совет.
Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела меня в школу, где меня любят, ждут, ценят, в которую я мчусь каждый день с интересными идеями и просто в хорошем настроении. Каждая секунда, минута моей работы расписана не только на бумаге, но и в моей душе, потому что они должны быть подарены моим ученикам для творческих открытий и детских откровений.
Родители, доверившие мне своих детей, дали мне возможность иметь великую силу учителя, вселяющего в души детей тона любви, искренности, откровения, справедливости.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
В каких произведениях русской литературы, как в «Подлеске», поднимается проблема воспитания подрастающего поколения и в чем сходство и различие позиций их авторов?
Феномен V Госпожа Простакова, Простаков, Скотинин. Скотинин. Почему я не вижу свою невесту? Где она? Вечером уже будет договор, так не пора ли ей сказать, что ее выдают замуж? Простакова. Мы можем это сделать, бро. Если ей сказать об этом заранее, она все равно может подумать, что мы перед ней отчитываемся.
Хотя по мужу я ей родственница; а я люблю, чтобы меня слушали чужие Простаков (Скотинина). По правде говоря, мы относились к Софьюшке как к настоящей сироте. После отца она осталась младенцем. Около полугода, как для ее матери, так и для моего жениха, это был удар… Простакова (показывая, как она крестит свое сердце).
Сила креста с нами Простакова. Откуда она вошла в тот мир. Дядя ее, господин Стародум, уехал в Сибирь; и так как вот уже несколько лет о нем нет ни слухов, ни известий, мы считаем его мертвым. Увидев, что она осталась одна, мы взяли ее в свою деревню и охраняем ее имущество, как свое, госпожу Простакову. Что, почему ты сегодня такой сердитый, отец мой? Ищу брата, он может подумать, что мы взяли ее из интереса. Простаков.
Ну, мама, как он может так думать? Ведь имущество Софьюшкино не может быть передано нам, Скотинин. И хотя движимое имущество авансировано, я не проситель. Я не люблю волноваться и боюсь. Сколько бы соседи меня не оскорбляли, сколько бы вреда они не нанесли, я никого лбом не ударил, и никакой потери, чем идти за ним, своих мужиков оторву, а утки в вода Простакова. Верно, брат: вся округа говорит, что вы, госпожа Простакова, мастер мытарей.
По крайней мере, ты научил нас, брат отец; и мы не можем. Так как мы отобрали все, что было у крестьян, то и оторвать уже ничего не можем. Какая катастрофа! Скотинин. Хочешь, сестричка, я тебя научу, я тебя научу, только женись на Софьюшке, госпоже Простаковой. Тебе так понравилась эта девушка? Скотинин. Нет, я не люблю девушку, Простаков.
Значит, в окрестностях ее деревни? Скотинин. И не сел, а то, что она в селах водится и на что моя смертельная охота госпожа Простакова. За что, брат? Скотинин. Я люблю свиней, сестричка, а у нас по соседству такие большие свиньи, что нет ни одной из них, которая, стоя на задних лапах, не была бы выше каждого из нас на целую голову.
Простаков. Странно, брат, как родственники могут быть похожи на родственников. Наш Митрофанушка похож на дядю. И он охотник на свиней с детства, как и ты. Поскольку ему было еще три года, он затрепетал от радости, увидев свинью. Это действительно любопытство! Ну, брат, Митрофан любит свиней, потому что он мой племянник. Здесь есть некоторое сходство; но почему я так зависим от свиней?» Простаков. И есть определенное сходство, я думаю.
Сочинение ЕГЭ. Почему человеку необходимо хорошее воспитание? По тексту А.П. Чехова
«Вы часто жаловались мне, что вас «не понимают!»
Зачем человеку нужно хорошее воспитание? Этот вопрос волнует А. Чехова, автора предложенного для анализа текста. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем рассуждения автора. А. Чехов в тексте ссылается на своего брата и пишет ему, что крайне дурное поведение — единственный серьезный недостаток адресата обращения.
По мнению автора, этот недостаток приводит к тому, что общество не принимает его. А. Чехов пишет: «Чтобы чувствовать себя вольготно в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, надо быть определенным образом воспитанным». Другими словами, если человек нарушает принятые в обществе правила поведения, его начинают сторониться, потому что своей невоспитанностью он оскорбляет и обижает других.
Автор продолжает раскрывать проблему, указывая на следствие описанного в первом примере отчуждения от образованного общества — это болезненное ощущение, что тебя не понимают. «Ты часто жаловался мне, что тебя не понимают!» — пишет автор в начале текста, а во второй половине анализируемого отрывка отмечает, что образованные люди «не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ вздыхать и нянчиться с ними.
Они не говорят: «Они меня не понимают!» Таким образом, А. Чехов подводит нас к мысли, что необразованность приводит к серьезным противоречиям с окружающим миром. Это не только лишает общество одобрения, но и заставляет вас чувствовать себя непонятым. Позиция автора такова: человеку нужно хорошее воспитание, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе и не чувствовать себя непонятым окружающими.
Я согласен с мнением автора текста. В обществе есть свои негласные правила, которым необходимо следовать. Отсутствие воспитания создает дистанцию от других людей, что может быть очень болезненным для человека. Хорошие манеры – это проявление уважения к людям и к правилам, которым они следуют.
Я хотел бы подтвердить свою точку зрения на примере из комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Герой произведения Митрофан рос крайне невоспитанным человеком, что проявлялось во всем: в его поступках, речи, общении с другими людьми.
Из-за своего дурного поведения Митрофан не любил никого из окружения, все предпочитали его избегать, не любил общения. Даже его мать, воспитавшая героя жестоким и избалованным, наконец осознает, насколько ужасен характер ребенка, который никогда не позволит ему стать частью интеллигентного общества.
Человеку необходимо хорошее воспитание, чтобы не быть изгоем общества, а чувствовать себя его полноценной частью.
Определение и суть того, что такое воспитание
Воспитанием принято называть воздействие, направленное на то, чтобы человек вырастил из него достойного члена общества.
Эффект предполагает внедрение положительных привычек в виде психологических новообразований.
Образование – это передача имеющихся знаний от старшего к младшему.
Это понятие можно рассматривать с двух сторон: влияние общества (что это такое?) на формирование взглядов личности и целенаправленное воздействие педагогов.
Воспитание — это бесконечный процесс социализации
Если говорить об этом понятии в социальном аспекте, то получается, что человек почти всю жизнь кем-то воспитывается: родители воспитывают детей, начальник воспитывает подчиненного, сестра воспитывает брата, жена мужа, друзья воспитывают друг друга другое и так далее.
Иногда взрослый извлекает для себя полезные уроки, даже наблюдая за маленькими детьми. Все это называется социализацией, о которой мы уже подробно говорили (см ссылку). Мы примеряем социальные роли, получаем разные статусы и определяем для себя социальные и моральные нормы.
Проще говоря, нас воспитывает общество, в котором мы живем.
Это включает в себя:
- средства массовой информации;
- родители;
- другие значимые взрослые;
- друзья;
- соседи;
- учителя и одноклассники;
- произведения искусства;
- институты дальнейшего развития.
В результате такого воспитания происходит личностный и духовный рост личности, формируются поведение и мировоззрение (что это такое?), нравственные, культурные и нравственные ценности.
Следовательно, можно сделать вывод, что степень эффективности в жизни взрослого человека зависит от качества образования.
Трудный, неуправляемый или подавленный ребенок – это всегда результат неблагоприятного климата в семье и неправильного отношения к нему со стороны в первую очередь родителей. Однако такие проблемы поддаются психологической коррекции при условии изменения психологической среды в лучшую сторону.
Читайте также: Сочинение-рассуждение «Мое понимание патриотизма»
Воспитание — это еще и задача педагогики
С педагогической точки зрения (предметом изучения является образование как процесс) воздействие на личность осуществляется воспитательным коллективом образовательного учреждения для формирования у нее специальных умений и навыков.
Каждое учебное заведение ставит перед собой задачу воспитать определенные качества человека (если ты учишься на программиста, тебя научат всему, что должен знать и делать программист, а не слесарь, бухгалтер или психолог).
Учебный процесс направлен на развитие и зависит от него, так как зависит от уровня. Методика (что это?) и направленность воздействия должны соответствовать стадии развития, на которой находится человек в данный период времени, а также следующим стадиям его роста.
Например, бессмысленно учить годовалого малыша читать, так как в это время он только учится ходить. Но лет через 5-6 такого мероприятия будет достаточно и полезно. Конечно, только они начинают читать в 3 года, но это исключение, а не правило.
Сочинение рассуждение на тему воспитание детей
Сочинение на тему «Мой взгляд на воспитание детей» Воспитание детей — задача рекордно сложная, самая запутанная из всех видов творчества. Это создание живых персонажей, создание необычайно сложных микромиров, а такое творчество требует как глубокой интуиции, так и глубоких знаний. К воспитанию детей следует относиться как к важнейшему из всех земных занятий… Ю. Рюриков Все начинается с семьи.
Именно семье отводится главная роль в оказании глубокого влияния на жизнь растущего ребенка. Влияние семьи, особенно в первый период жизни ребенка, далеко превосходит другие воспитательные воздействия. Ведь именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. Семья и дети — зеркальные отражения друг друга.
Давайте посмотрим на сегодняшних детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят вокруг себя живых людей, а заняты только собой. Они жестоки, уверены в своих желаниях. «Если бы!» это их лозунг. В представлениях учащихся о важнейших человеческих ценностях духовные ценности заменяются материальными. Таким образом, среди детских желаний в природе преобладают обывательские, «еда и одежда».
У школьников проявляется негативное отношение к отечеству, и по мере взросления детские представления о «настоящем» русском человеке не становятся более определенными, а приобретают критически-циничный оттенок. Воспитание – это искусство, выражающее своеобразие личности учителя, его индивидуальность и характер, его отношение к ученикам. Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибки родителей и «нелепость» окружающей их жизни.
Но, воспитывая личность, учитель дает ученику шанс занять свое место как личность, как личность. Личность — это произведение. Задача педагогов – сделать так, чтобы таких «продуктов» было как можно больше. Какова цель образования? По этому поводу было и есть много разных мнений.
Цель образования определяется потребностями общества и зависит от темпов общественного и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, способностей учебных заведений, преподавателей и учащихся. Двадцатый век уходит в историю, этот век вместил в себя столько великого и низкого, мудрого и легкомысленного, столько крови и самоотверженности, высоких порывов и зла.
Век со своими задачами и приоритетами, в том числе и в воспитании подрастающего поколения… Образование в третьем тысячелетии… Каким оно должно быть? Кто будет воспитывать? Как воспитывать? В нашем современном обществе в условиях образовательного процесса целью образования является человек, воспитание человека в человеке.
А дети, они совсем другие, не такие, как мы… И чем старше, чем заметнее разница, тем тяжелее их принять. Но они должны быть приняты как таковые. А для этого их надо понять. А чтобы понять, они должны узнать друг друга. Научитесь любить. Воспитание невозможно без любви! Чаще с нескрываемым интересом и любопытством следует спрашивать детей: «Что они читают? Что модно? Что означает это новое слово? Надо уметь говорить на «их языке», избегать панибратства и фамильярности.
Оставаться культурным Человеком, Учителем, который стоит чуть выше, но так, чтобы дети хотели встать, протянуть к тебе руку. Не забудем к ним обратиться… Воспитание для ребенка — это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь во всей ее полноте, а для воспитателя образование — это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить самостоятельно, другое дело, когда мудрый взрослый поддерживает в этом ребенка.
На вопрос, что такое счастье, один из героев известного фильма «Доживем до понедельника» ответил: «Это когда тебя понимают». Что такое способность понимать? Это может быть любовь, интерес, оправдание, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, уметь участвовать.
Взаимопонимание ребенка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление к сотворчеству и сотрудничеству — это, на мой взгляд, основа воспитания человека, личности. Ведь главная цель воспитания – это появление понимания и хорошего отношения к окружающим людям. Чтобы растить детей, нужно большое сердце, умение общаться, признавать равенство душ. Когда ребенок в школе, в нем два существа, он один: и он один из тысячи других детей.
Как один из тысячи, он подвластен управлению. Как единое целое, как человеческая душа, он не поддается контролю – только бесстрашное общение. Каждый педагог и родитель должен помнить, что в детский мир нужно переводить честных людей. Это наша общая простая забота, это наш социальный заказ.
Ребенок приходит в жизнь как гость — он другой человек, неизвестный нам, мы рады за него, мы готовы ради него на все, мы любим его, мы счастливы видеть его таким, какой он есть. Дорогой, дорогой гость в доме. Но взрослея, он становится таким же, как мы, нашим сотрудником. И тогда наша педагогика включает в себя самое важное и самое сложное слово — педагогика кооперативная. Сотрудничество в воспитании то же, что дух в личности.
Сотрудничество — одно слово, но в нем заключены, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать одного человека для другого. В последние годы мало говорят о сотрудничестве, хотя слова «коллаборативная педагогика» стали привычными. Но в то же время понимаются эти слова по-разному, и часто в совершенно противоположном смысле тому, который присутствовал в этих словах вначале.
Я считаю, что проблема совместной педагогики тесно связана с проблемой роли учителя. Роль учителя заключается не в том, чтобы учить, а в том, чтобы быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться и развиваться, самому приобретать знания. Сотрудничать с людьми значит уважать их, ценить их, уметь отказываться от своих желаний, нуждаться в них и нуждаться в них. Но именно этого мы и ждем от ребенка.
С. Соловейчик так пишет о своем понимании кооперации: «Кооперация — это совместная работа на равных. Работник не может быть принужден к ответу или вызову совета. Кроме того, работник не может быть оценен». Если мы разделяем эту точку зрения, то приходим к выводу о несовместимости классной системы и кооперативной педагогики. В моем понимании сотрудничество – это совместное творчество, совместная деятельность как на уроке, так и вне его.
В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собой устанавливается подлинное равноправие, происходит духовное общение. Сегодня педагогика безнадежно отстала от современного, быстро меняющегося мира. Это связано с увеличением объема и количества источников информации. Возникает драматическая ситуация, когда знания устаревают, не успев по-настоящему овладеть ими. Знания перестают иметь абсолютную ценность.
Все более востребованы не знания сами по себе, а умение их извлекать. Но сегодня никого не нужно убеждать в том, что информация может быть как полезной, так и вредной. Прежде всего, детей захлестывают волны мутных потоков информации. У них еще не разработана система фильтрации, защиты от негативной информации. Поэтому детей даже из достаточно обеспеченных семей становится массово трудно воспитывать.
В прошлом наиболее важными источниками информации были пресса и телевидение, контролируемые властями, школа и семья. Сейчас спутниковые тарелки и скоростной интернет выбрасывают детей из свободного плавания, где утрачена система ценностных ориентиров, где белое становится черным и наоборот, все труднее и труднее отличить настоящее от подделки.
Классный руководитель принимает ребенка таким, какой он есть, надо не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего еще нет. Мы должны постоянно помнить, что система отношений, которая его окружает, оказывает огромное влияние на нравственное развитие личности учащегося. И как учитель-предметник я постоянно работаю над формированием у своих учеников бережного отношения к природе, так как, на мой взгляд, человек становится способным видеть красоту только через любовь к своей природе.
Мой любимый вопрос: почему? А природа предоставляет безграничную свободу любопытству, поскольку сама не имеет границ. Знакомство с природой вызовет любопытство ребенка, оно помогает многое понять, учит видеть удивительный мир. Этот мир встречает человека тысячами разных тайн и загадок, морем звуков и запахов, что заставляет нас остановиться, чтобы увидеть ту красоту, которая нас окружает.
Учитель не должен бояться сказать ученику, что у него все хорошо. Я часто говорю одобрительные слова: «молодец», «хорошо» и рад за учеников, когда успехи ученика более чем скромные.
Виды и принципы воспитания
Существует 6 видов обучения, все направленные на всестороннее развитие:
- Психическое воспитание осуществляется школьными учреждениями, целью которых является развитие творческого потенциала ребенка, умственных, эмоциональных и физических способностей, привитие нравственных ценностей.
Школа стремится передать ученику определенный объем знаний, выявить и развить его творческий потенциал, превратить природные задатки в способности, сформировать научное мировоззрение и помочь приобрести потребность в постоянном повышении уровня знаний. - Политехнический – «призван» подготовить человека к выбору профессии путем ознакомления с принципами и процессами различных видов производств, а также воспитывает любовь к труду, самодисциплину и ответственность.
- Трудовое воспитание является ведущим фактором развития личности (недаром говорят, что именно труд сделал человека из обезьяны). В этом процессе человек осваивает орудия труда, учится ими пользоваться, учится планировать действия и выполнять трудовую деятельность.
- Мораль – прививает нравственно-этическую систему ценностей, норм и правил, существующих в обществе и одобряемых им. В основе этого воспитания лежит передача сформированных понятий, привычек и убеждений подрастающему поколению.
- Эстетическое воспитание еще называют эмоциональным. Она направлена на формирование эстетических вкусов, а также формирует у подростка интерес к эстетической деятельности. Проще говоря, детям дают знания эстетической культуры, развивают чувство прекрасного и воспитывают стремление быть красивыми и душой, и телом.
- Физические – развивает качества, помогающие личности в родах и умственной деятельности. Сюда входит правильное и здоровое развитие тела, воли, силы, выносливости. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) и необходимость улучшения физических данных.
Образовательный процесс строится на принципах, представляющих собой положения, выражающие требования к методам и способам организации этого процесса. Современные принципы отражают:
- персональный подход к личности;
- человечество;
- зависимость от положительных явлений процесса;
- единство воспитательных мероприятий;
- связь между учебой и работой.
Вариант 2
Образование – это то, чему родители учили и учат своих детей во все времена. Основа человеческой жизни и ключ к успеху. Список правил и инструкций, которые необходимо соблюдать. Для чего они и какова их роль в жизни человека, будет рассказано далее.
Детям всегда кажется, что родители требуют от них слишком многого и того, что им как бы не нужно, но только в сознательном возрасте мы понимаем и объясняем себе их поведение. Воспитание, оно длится долгие годы, родители объясняют своим детям определенные правила, которым они должны следовать.
Каждый из нас мечтает быть счастливым человеком, иметь все, что мы хотим, но для этого мы должны многому научиться сами. Помимо профессионального направления необходима база – это образование, включающее в себя жизненные ценности, психологию, мораль и отношения.
Психология человека устроена так, что нас привлекают именно те люди, которые разделяют с нами наши жизненные позиции, но немаловажную роль играет и воспитание. Ведь гораздо приятнее общаться с человеком, обладающим элементарными манерами, умеющим общаться и относиться к окружающим.
Воспитание человека играет большую, а иногда и решающую роль в его социальном положении, ведь это слово заключает в себе несколько понятий. Воспитание: формирование личности, интеллектуализация (развитие собственного видения мира), эстетическое воспитание (творчество, критическое мышление и другие гуманистические ценности), развитие физического плана (сохранение и укрепление здоровья) и, наконец, трудовое воспитание (стремление к труду) и заработать). Все эти компоненты в итоге формируют полностью реализованную личность, способную здорово функционировать в обществе.
Правильное воспитание должно проходить в спокойной, теплой и любящей обстановке, и только тогда оно покажет свои положительные результаты.