- Доброта и жестокость в рассказе «Юшка» Платонова
- Доброта и жестокость в рассказе «Муму» Тургенева
- Доброта и жестокость в произведениях Чехова
- «В аптеке»
- «Тоска»
- «Попрыгунья»
- «Крыжовник»
- «Вишневый сад»
- Доброта и жестокость в «Олесе» Куприна
- И.С. Тургенев «Два богача»
- Доброта и жестокость в «Преступление и наказание» Достоевского
- Отношение к добру и жестокости
Доброта и жестокость в рассказе «Юшка» Платонова
Выбор 1
Случаи доброты и жестокости в повести «Юшка», с моей точки зрения, показаны автором Платоновым Андреем Платоновичем очень ярко, образно и без прикрас.
В маленьком городке Ефим Дмитриевич много лет работал у кузнеца за небольшую плату помощником, которого все зовут Юшкой. Он копит свою мизерную зарплату, как может. Он годами носит старую одежду и пьет кипяток.
Жители городка постоянно проявляют к Юшке непомерную жестокость, даже дети бросают в него камни и обзывают. Все это Юшка безропотно сносит, он искренне верит, что люди на самом деле не желают ему зла, они просто так проявляют свою любовь.
Однажды Юшка «смеется» ответить на вопрос пьяного горожанина, что если он родился на свет, значит, он для чего-то нужен на земле. Это бесит прохожего, он толкает Юшку, тот падает и умирает.
Через некоторое время в городе появляется девушка, ищущая Ефима Дмитриевича. Жители почти не помнят Юшку.
Получается, что Ефим Дмитриевич был не только патологически добрым и неотзывчивым человеком, но и помогал конкретному человеку конкретными действиями. Он отказывал себе во всем и оплатил интернат и учебу девочки-сироты. Девушка выучилась на врача и пришла лечить своего благодетеля от чахотки.
В память о Ефиме Андреевиче она осталась работать в городе, где так жестоко обошлись с человеком, который так много сделал для нее. Работала врачом в больнице, работала добросовестно и бескорыстно.
Здесь показан такой круговорот добра и жестокости.
Вариант 2
Тезис. В каждом человеке есть океан доброты, но в каждом человеке может быть целый океан жестокости. Но если жестокость делает человека равнодушным, губит его душу, то доброта делает человека выше и сильнее.
Аргументы. Главный герой повести «Юшка» — больной и слабый крестьянин, которого все жители городка знают исключительно под неуклюжим прозвищем Юшка, и даже не подозревают, что у него настоящее имя — Ефим Дмитриевич.
Юшка — человек не от мира сего. Он кажется другим странным и смешным. Он добрый, он верит в любовь, он живет верой в то, что любовь повсюду. Что он родился «по закону», значит, он для чего-то необходим.
Когда взрослые и дети оскорбляют Юшку, Юшка говорит, что делает это из любви и с невероятной кротостью принимает насмешки и побои. Единственный раз, когда он возмутился и осмелился протестовать, закончился для него неудачей — его убил ни с того, ни с сего обычный прохожий.
Между тем Юшка чувствует себя хорошо. Он помогает учиться совершенно незнакомой ему сироте, единственной во всем мире по-настоящему любящей Юшку. Потому что он понимает, какое доброе сердце у этого урода.
Остальные люди прозябают в жестокости, в равнодушии, даже не задумываясь о том, что это не Юшка-юродивый, а они сами. О том, как они ведут себя как животные, нападая на кого-то, кто не принадлежит к их стае.
Черствость и слепота общества в этой истории просто поражают. Самые обычные люди сами не замечают, как ужасно себя ведут. Для них такое поведение является нормой, и они не видят в нем ничего противоестественного. И это самая страшная часть этой истории.
Заключение. Мало кто способен делать добро даром, потому что это нормально для человека. А остальное общество часто принимает таких людей за изгоев, отрекается от них, забывает, что это было хорошо ради добра, которое всегда было одним из признаков истинной святости.
Вариант 3
Рассказ А. П. Платонова «Юшка» — это история жизни человека, умевшего искренне и бескорыстно любить весь мир, забыться в этой любви. Это еще и история жестокого и неправильного мира, который не знает, как понять: каково это любить «просто так»? Это история неудач и открытий, сострадания и бесчеловечности, жестокости и простого человеческого счастья.
Юшка — главный герой рассказа — сначала заставляет нас жалеть. Это пожилой на вид (хотя на самом деле ему сорок лет), слабовидящий, больной человек, который работает помощником главного кузнеца. Он работает не покладая рук с утра до ночи, выполняя самую унизительную тяжелую работу. Он получал маленькое жалованье и жил бедно: вместо чая пил воду, много лет не переодевался. У Юшки даже не было своей резиденции — он ночевал в квартире хозяина кузницы.
Дети дразнили Юшку, злобно толкали его, издевались над ним, привлекали внимание и пытались его рассердить, но Юшка их не трогал и на насмешки не реагировал. Он считал, что дети любят его, только никто не учил их по-другому проявлять свои чувства.
Взрослые тоже часто вымещали свои горести и обиды на молчаливом Юшке, а «блаженного» били за его неравенство гораздо сильнее, чем дети. И Юшка никогда не отвечал им ни силой, ни даже упреком. Он молчал и вникал в чужие проблемы, ошибки, плохие чувства. Он был уверен, что народ его любит, но «без понятия». «Сердце человека слепо», — говорит Юшка.
Каждое лето на месяц Юшка ходил пешком в глухую деревню. Никто точно не знал, к кому пришел этот странный человек. Считалось, что там живет дочь Юшкина.
Юшка отдыхал душой и телом во время путешествия по полям и лесам. Болезнь оставила его, никто и ничто больше не могло помешать выражению любви ко всему живому. Юшка целовал цветы, гладил кору деревьев, вдыхал ароматы трав, слушал пение птиц. В пути измученный чахоткой человек чувствовал себя бодрым и здоровым.
Когда Юшка вернулся в город, жизнь его пошла по-прежнему. Тем временем болезнь прогрессировала, и Юшка с каждым годом чувствовал себя все хуже и слабее. Прошлым летом он был так болен, что, как обычно, никуда не уехал, а остался в городе. Однажды вечером, возвращаясь домой с работы, Юшка встретил прохожего, который, как обычно, начал над ним издеваться.
Впервые в жизни Юшка не выдержал обиды, сердито ответил прохожему: «Я нужен всему миру, как и ты, без меня тоже, так что нельзя». Незнакомец так рассердился, что «жалкий дурак» приравнивает себя к нему, что забил Юшку до смерти.
Похоронив Юшку, люди забыли о нем, но жизнь людей в городе стала хуже, потому что теперь некому было излить свой гнев, обиду, озлобление.
Глубокой осенью в кузницу пришла молодая девушка и попросила Ефима Дмитриевича, то есть Юшку. Оказалось, что Юшка давно помогал этой сироте, отправлял ее, еще маленькую, в школу, каждый год приносил ей деньги на жизнь и образование. Девочка выросла и выучилась на врача, но не успела вылечить того, кто любил ее больше всех на свете.
Девушку унесли в могилу, а потом она навсегда осталась в этом городе. Всю свою жизнь она посвятила лечению и утешению больных людей, не взяв ни с кого никакой платы. Все называли ее «дочерью доброго Юшки», хотя люди давно забыли, кто такой Юшка.
Я думаю, что А. Платонов хочет подвести нас к мысли, что доброта, любовь, сострадание, живущие в сердце человека, способны победить жестокость, глупость и непонимание окружающего мира. Надо делать добро и просто отпускать его от себя, как это сделал Юшка, Ефим Дмитриевич, слабый телом, но бесконечно сильный душой и сердцем.
Доброта и жестокость в рассказе «Муму» Тургенева
Выбор 1
Доброта не знает различий в соответствии с классами людей или расами животных. Добрый человек одинаково добр и к богатому, и к бедному; каждое живое существо вызывает у него сочувствие. Жестокие и бессердечные особенно жестоки к тем, кто не имеет собственной воли и находится на низшей социальной ступени.
Так дама из произведения И. С. Тургенева «Муму» с особой беспощадностью обращается со слугой, который не только полностью в ее власти, но и лишенный дара речи, не может ответить злой хозяйке. Кроткий Герасим послушно исполняет волю хозяйки. Его доброе сердце привязано к маленькой собачке.
Хозяйка получает особое злобное, даже садистское удовольствие, заставляя своего покорного слугу утопить невинное животное. Герасим понятия не имеет, как ослушаться, он следует приказу. Его разбитое сердце не посмеет восстать против жестокой хозяйки. Только после совершенного им злодеяния он осмеливается действовать и уйти от любовницы.
Вариант 2
Произведение «Муму» являет нам пример жестокости: отношение к приказу утопить собаку такое, какое оно есть, если не безграничная жестокость.
А Герасим против нее: он добрый человек.
В основном порядок дамы не вызван необходимостью — Муму ее не беспокоит. Этот приказ был вызван скверным характером и восхитительным чувством снисходительности. Барыня привыкла распоряжаться жизнью крепостного, какое ей дело до собачьей жизни?
Герасим не решается подчиниться приказу. Он делает то, что ему было велено, и избавляется от единственного дорогого ему существа. И его сердце, сердце самого доброго человека, превращается в камень.
Жестокость убивает лучшие порывы человеческих душ, попирая все то светлое и доброе, что было в них.
Вариант 3
Многие поэты и писатели пишут о жестокости людей. Это сказывается и, например, на жестокости по отношению к несчастным животным.
В качестве популярного примера можно просто привести сочинение «Муму», которое сочинил Тургенев.
Эта драматическая история рассказывает о том, как дворник бросает в воду обожаемую собаку по приказу злой хозяйки. Конечно, Герасим не хочет этого делать, и видно, что он добрый человек, но он так и делает.
Такой ужасный поступок заставил Герасима изменить свою жизнь. Дворник не возвращается к злой барыне, а уходит жить в деревню.
Но если бы понимание того, что надо перестать жить, выполнять чей-то заказ и начать самостоятельное существование, пришло бы немного раньше, бедная собака осталась бы жива.
В результате, прежде чем что-то делать, следует сначала хорошенько подумать и только после отважиться на то или иное действие.
Вариант 4
Жестокое обращение с животными может привести к обесцениванию важных нравственных ценностей, обеспечивающих жизнь человека в обществе. Так, в произведении И. С. Тургенева «Муму» герой утопил собаку по приказу хозяйки. Деспотической женщине не понравился питомец слуги, поэтому она попыталась как-то заставить его избавиться от животного. Автор проводит тонкую параллель между судьбой Герасима и его любимицы.
Смотритель, как и собака, сам себе не хозяин. Он принадлежит помещику, который может делать с ним все, что захочет. Мужчина сидит на поводке и выполняет команды, а императорская дворянка обучает его. Очевидно, для дамы не было разницы между человеком и животным, она считала своей собственностью всех, кто не имел чувств и мнений, воли и прав.
Поэтому она сводила крестьян, как и жителей скотного двора, независимо от их желания. Пытаясь излечить Капитона от алкоголизма, она против его воли отдает ему Татьяну, разбивая сердце Герасима, влюбленного в девушку. Таким образом, жестокое обращение с животными провоцирует появление такого отношения к людям.
Жестокое обращение с любым живым существом не может остаться без последствий. При этом тот, кто позволил себе это использовать, становится главной жертвой этой агрессии. Пример описан И. С. Тургеневым в рассказе «Муму».
Хозяйка заставила свою служанку избавиться от собаки, которая ей не понравилась. Осознав свое бесправие, Герасим понял, что не может нести ответственность за тех, кто ему дорог. Но он не мог оставить Муму, это было бы предательством по отношению к ней.
Тогда он решил спасти пса от мук одиночества. Утопив ее, дворник вырвался из цепи и ушел в деревню, где жил один до самой смерти. После общения с животным человек выпадал из системы социальных отношений и не мог найти место для любви в своей душе. Таковы ужасные последствия жестокости по отношению к братьям нашим меньшим.
Доброта и жестокость в произведениях Чехова
Тема грубости, жестокости и равнодушия является ключевой в творчестве А. П. Чехова.
«В аптеке»
Выбор 1
Жестокое обращение с окружающими. Тема грубости является центральной в творчестве А. П. Чехова. Антон Павлович однозначно осуждает это явление, высмеивает его. В рассказе «В аптеке» А. П. Чехов показывает нам героя, который в быту встречает грубость.
Когда он был близок к смерти, учитель попытался достать лекарство, но ему не повезло: в этой сложной ситуации он встретился с непроницаемой занудой. Аптекарь смотрел на людей свысока и не считал важным разговаривать с ними по-человечески, интеллигентно. Его грубость и равнодушие разрушали человеческую жизнь.
Чтобы спасти ее нужно было проявить каплю уважения и человеколюбия, но он этого, к сожалению, не сделал.
Вариант 2
Произведение «В аптеке», как и другие чеховские рассказы, имеет глубокий смысл. Автор открывает читателю, как важно в наши дни не терять чувства сострадания к другим людям. Рассказ хоть и краток по содержанию, но раскрывает проблему человека, знающего себе цену, но утратившего человечность из-за неумения сочувствовать и помогать ближнему.
Все сводится к простым отношениям, состоящим из покупки и продажи. Если человеку не хватает материальных средств, его фактически оставят умирать, и он ни о чем не услышит. При встрече с фармацевтом можно увидеть человека, руководствующегося строгими правилами, не терпящего проблем своих клиентов.
Сострадание – главная мысль рассказа. Без способности сопереживать другим людям мы становимся никем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу.
В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого сам читатель может только догадываться о том, что в конечном итоге произошло с пациентом. Умер ли он или пошел утром в аптеку, автор намеренно оставляет этот вопрос открытым. Это результат человеческого непонимания и нечувствительности может привести к.
«Тоска»
Выбор 1
В рассказе А. П. Чехова «Тоска» автор обращает внимание на жестокость людей по отношению друг к другу. Водитель на протяжении всей работы хотел поделиться своей печалью с окружающими, но никто даже не хотел его слушать, все были слишком поглощены своими заботами или просто отмахивались от него.
Тогда Иона отправляется к единственному понимающему его существу — коню. Хотя животное ничего не говорит, оно спокойно слушает своего хозяина, и единственное, кто его понял.
Таким образом, создатель показывает, какими бессердечными иногда могут быть люди, а также то, что вашим слушателем может быть обычное животное, которое все равно останется с вами.
Вариант 2
В произведении «Тоска» мало доброты, но много равнодушия, которое можно приравнять к жестокости.
Люди равнодушны к горю таксиста, которых на Руси-матушке сотни, и ему нужно только одно — высказаться. В конце концов, единственное хорошее существо — это лошадь.
В этой истории на простом примере обычного человека показано социальное неравенство. Если бы на его месте был дворянин, то отношение могло бы быть иным.
Вариант 3
А. Чехов хотел показать читателям, насколько на самом деле ужасно одиночество и равнодушие к другим. Основная идея «Тоски» заключается в том, что мы все должны быть внимательнее к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. На самом деле в подобной ситуации, как с Ионой, мог оказаться каждый, а это очень сложно.
Автор рисует грустную историю Йонаса и позволяет взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы можем не обращать внимания на этого изолированного от мира сего старика, хотя не исключено, что ему нужна наша помощь.
Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если в мире не распространена идея сострадания, никто не поможет другому в беде.
Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как говорит Чехов, прямо не учит своим рассказом, а подталкивает читателей к собственным выводам. Это позиция автора.
«Попрыгунья»
Главная героиня повести А. П. Чехова «Прыгун» Ольга Ивановна — капризная, избалованная юная девушка. Лучше всего его можно описать эпитетом «безразличный». Поверхностно относится к своим увлечениям, даже не пытается понять, чем живет муж. Ольгу Ивановну заботят только сиюминутные удовольствия, новые платья и праздники. Ее муж Дымов вынужден много работать, чтобы она могла позволить себе жить так, как ей хочется.
Ольга Ивановна пользуется тем, что муж ее очень любит и не понимает, на какие жертвы идет Дымов, чтобы сделать ее счастливой. Так, например, проявляется ее равнодушие к мужу: однажды Осип Иванович опаздывает с работы на даче, мечтает о покое и обеде, а она отправляет его в город за цветами. Показательна и другая ситуация из семейной жизни.
Во время каникул Ольга закрутила роман с художником Рябовским. Дымов со временем узнал об этом, но его любовь к жене и мягкость не позволили ему устроить скандал.
В один прекрасный день он пришел домой счастливый и довольный, потому что поругался, и поспешил поделиться своей радостью с Ольгой, но, как обычно, наткнулся на стену равнодушия. По его лицу было видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним свою радость и торжество, он бы ей все простил», но она даже не хотела понять, насколько это достижение было важно для Дымова, более того, она спешила к театр.
Дымов умер от дифтерии, спасая зараженного мальчика, но что действительно убило его, на мой взгляд, так это болезнь, называемая равнодушием».
«Крыжовник»
На ЕГЭ-2019 выпускникам было предложено написать сочинение на тему «Доброта и жестокость», приведя аргументы на примере рассказов «Сибиряки» Чехова и «Дно» Горького. Предлагаем примеры такого сочинения:
Выбор 1
Каждый из нас сталкивался с добром и жестокостью в жизни и в литературе. Писатели особенно часто раскрывают эту проблему в своих произведениях. На примере героев их произведений мы видим, насколько эти понятия доброты и жестокости противоположны друг другу. Жестокому человеку свойственны бесчувственные, грубые поступки по отношению к другому человеку, а добрый человек, наоборот, проявляет сочувствие, утешает и предлагает помощь нуждающемуся.
В повести «Крыжовник» мы наблюдаем Николая Ивановича Чимш-Гималайского, который по натуре очень эгоистичный человек и относится к окружающим людям либо совершенно равнодушно, либо жестоко, как и его жена. Николаю Ивановичу нужны были деньги на покупку земли, и для этой цели он нарочно женился на богатой некрасивой вдове с единственной целью забрать ее деньги себе.
Иван Николаевич продолжал копить деньги, много экономя на еде, а его жена заболела и умерла в таких суровых условиях. Иван Николаевич даже не считал себя виновным в ее смерти, он был счастлив, что смог наконец накопить денег и купить землю, и теперь он может сажать там крыжовник. Так Иван Николаевич своей жестокостью и бессердечием погубил живую душу и даже не подумал об этом.
Ту же жестокость и отсутствие всякого гуманизма мы видим в пьесе Горького «На дне». Люди равнодушны к умирающей Анне, равнодушны к ее страданиям, потому что каждый из них, кто был на дне, был озлоблен на весь мир, и мы видим, как везде проявляется жестокость как по отношению к себе, так и по отношению к другие. Когда Василиса жестоко притесняет свою сестру Наташу, за нее никто не вступается.
И сама Наташа — единственная светлая и добрая душа среди всей этой жестокой коллекции. Только она проявляет настоящую заботу и доброту к тем, кто нуждается в поддержке.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что равнодушие и есть настоящее проявление жестокости.
Вариант 2
Доброта и жестокость как две стороны одной медали. Тема добра и жестокости раскрывается во многих произведениях русской литературы.
В качестве аргументов можно привести рассказ А.П.Чехова «Stillberries”.
В этой истории мы сталкиваемся с бумом и неотразимостью главного героя Николая Ивановича. Он безумен в своем желании приобрести собственное имущество и своем желании посадить в нем крыжовник. На пути к мечте главный герой становится жестоким, бессердечным и скупым, сметая и уничтожая все на своем пути. Николай Иванович, чтобы осуществить свою мечту, женится на богатой вдове и морит ее голодом. Его жена умирает и заболевает, но даже ее смерть не могла ничего изменить в нем. Он равнодушный и жестокий человек.
Еще одним аргументом в пользу темы добра и жестокости является пьеса Максима Горького «На дне”.
В пьесе герои по разным причинам оказались «на дне», они находятся в комнате, потому что все они лишены крова. Это приводит к их нравственной деградации, они токи и безразличны к окружающим людям. Ярким примером их жестокости является всеобщая радость по поводу смерти Анны. Они испытывают радость и облегчение от того, что она умерла и теперь не хотят слышать ее кашель. И только Лука, несмотря на весь этот ужас, остается добрым и не теряет надежды, дарит и вселяет ее в других.
Вариант 3
Нравственные понятия раскрываются литературой так, что становится очевидным их многообразие. Доброта и жестокость («Крыжовник») настолько близки друг к другу, что не каждый может увидеть момент перехода одного качества в другое. Хорошие люди становятся злыми и наоборот.
Николай Иванович — обыкновенный чиновник из казны. Он пишет о тех же бумагах, мечтает переехать в деревню, где будет жить в своем доме у реки или озера. Крыжовник занимает особое место в будущем имуществе. Он завершает план поместья. Без него дом Николая Ивановича неполный, недостроенный. Государственный служащий копит деньги, чтобы осуществить свою мечту. Попрошайничает, жадничает, но цели своей не меняет.
Куст с колючими ягодами становится символом идеи, пожирающей человека. Почему была выбрана именно эта ягода? Вы можете думать и фантазировать. Точного ответа в тексте нет. В мечте всегда должно быть что-то индивидуальное, отличное от чужих желаний. Крыжовник Николая как раз и есть эта разница. С другой стороны, колючесть куста. К нему нельзя подходить без перчаток, нужно быть осторожным, чтобы не ткнуть и не поцарапать себя.
Рядом с Николаем Ивановичем стоять тоже неудобно. Новый хозяин приобретает отталкивающий вид, напоминающий свинью. Нет в помещичьей привлекательности: лживая речь, напыщенные фразы. Автор не скрывает пустоты души, безнравственности поступка. К такому человеку легко придираться, но ему все равно.
Чехов указывает на вкус ягод: «кислый и безвкусный». Чимша-Гималайский не замечает истинного вкуса плода, он доволен результатом: мечта сбылась. Можно сказать, что крыжовник – свидетельство ограниченности души героя, его эгоизма и жестокости.
Трансформация доброты. Хорошие люди долго скрывают свое истинное лицо, пытаясь приобрести нужное количество средств для достижения своей цели. Легче притвориться скромным и тихим. Цель не всегда пугает окружающих. Получается, по мнению автора, из любого нелепого сна можно создать то, что полностью меняет человека.
Маленький мир позволяет спрятаться за закрытыми дверями. А. П. Чехов тоже предлагает, казалось бы, нелепые решения. За дверями будет «человек с дубиной». Он стучит и вспоминает светлое начало сна. Молоток не дает состраданию, жалости к близким «заснуть». Стук не даст умереть любви и добру. Молот – хранитель души.
Как только злоба и бессердечие приблизится, он начнет бить тревогу. Возможно ли это в реальности? Да конечно. Друзья, родители, учителя могут постучать. У каждого человека должен быть кто-то, кто его любит. Превращение доброты в жестокость будет тогда невиданным, исключительным.
Целевое значение. Мечта — это смысл жизни. Хотелось бы иметь цель улучшить человека, но люди не всегда мечтают о возвышенном. Некоторые пожелания связаны с улучшениями в быту: дом, бытовая техника, украшения. Имущество крыжовника в виде пожелания чиновника неудивительно. Читатель не видит ничего предосудительного в том, что он экономит на поместье.
Терпение и настойчивость когда-нибудь побеждают. Так стремиться к цели может только целеустремленный человек. Тихий чиновник, не имеющий собственного мнения, превращается в «свинью».
Добрый юноша, помешанный на накопительстве, становится жестоким семейным деспотом, отобрав у жены чашку ликера и вкуснейший пирог. Внутренние изменения ужасны. Только сама личность может остановить растворение личности. Но если она этого не хочет, это потеря любого признака человечности. Тогда цель может вообще не иметь значения, важен путь, по которому идет человек к ней.
Читайте также: «Добро и зло» — аргументы из литературы для итогового сочинения 2023
«Вишневый сад»
А. П. Чехов ненавидел ложь, лицемерие и глупость, а потому считал, что люди, обладающие такими качествами, не способны к добру и милосердию, их удел — жестокость.
- Скрытая жестокость, жестокость — эгоизм и равнодушие. Иногда за внешней вежливостью скрывается холодный и жестокий характер. Например, Любовь Раневская пряталась за собственной ширмой «роскоши», когда средств едва хватало на существование. В последний день перед торгами она устроила пышный прием, чтобы гости не сомневались в ее гостеприимстве и щедрости.
Женщина сохраняла прекрасные манеры и хладнокровно и эгоистично оставила на волю случая судьбу поместья, которое могло стать приданым для ее дочерей. Но героиня думала только о собственном благополучии, а от ее жестокости страдали бедные дети, которых она оставила на попечение своего «дяди». Любовь Андреевна не только позволила себе потерять семейное гнездышко, но и бездумно тратила все семейные деньги на содержание возлюбленного и веселую жизнь за границей.
Мать не беспокоилась о будущем дочерей, она жила здесь и сейчас только для себя. Но при этом героиня изображала нежность, заботу и даже ностальгию по детству, как будто семья для нее что-то значила. Такое отношение к близким людям — верх жестокости, воплощенный в приличном эгоизме. Однако свое истинное лицо Раневская скрывала под аристократическими выходками, поэтому ее жестокости никто не замечал.
- Доброта не приносит счастья. Пока жильцы дома заняты никому не нужными проблемами, Ермолай Лопахин занят обдумыванием плана их «спасти». Он предлагает единственный доступный вариант — разделить сад на дачи и сдавать их в аренду, погасив долги. Однако его предложение игнорируется. В основе его поведения лежит, конечно же, доброжелательность к «друзьям», которым он искренне готов помочь, даже если преследует личные цели.
Несмотря на свой хищный инстинкт и грубость в обращении, герой — искренний, добрый и миролюбивый человек, страдающий психологической непохожестью на прежних хозяев. На протяжении всей пьесы он пытался сватать приемную дочь Раневскую, но не решался на это, так как, несмотря на свое богатство и успех, не считал себя равным барышне. Хотя его предложение было бы для нее благом, ведь без роскошного приданого и хорошей родословной ей не найти мужа.
Однако все его благие намерения разбиваются о непонимание со стороны окружающих. Они не приносят ему счастья, о чем он сам неоднократно говорит в разговорах с другими героями.
- Каковы характеристики хорошего человека? Яркое «существо», имеющее благие намерения и помыслы, — Аня, героиня спектакля «Вишневый сад». Она искренне верит, что на месте прежнего участка можно разбить еще более красивый и пышный сад. Девушка не желает никому зла, в ее будущем саду найдется место каждому человеку, вне зависимости от его социального положения и достатка.
Там судят о людях по другим критериям – по уму, благородству и способностям. Думая о прекрасном будущем, героиня учится добродетелям в настоящем. Она не осуждает свою мать за расточительность и развратность, а дядю за его эгоизм и неумение жить в материальном мире. Аня доверяет себе и не перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей.
Но самым главным его достоинством является стремление защитить интересы общества в целом. Именно поэтому Аню можно считать добрым человеком, так как она хочет счастья не только для себя, но и для всего сословия. Поэтому доброта предполагает развитие таких качеств, как чуткость, тактичность, справедливость и умение заботиться о других людях.
И несмотря на трагическое положение героев спектакля «Вишневый сад», в книге все же есть проблеск нравственности. Однако жестокости больше.
Доброта и жестокость в «Олесе» Куприна
Выбор 1
В рассказе Александра Ивановича Куприна «Олеся» читатель встречает и доброту, и жестокость.
Первый пример жестокости описан в рассказе старухи Мануйлихи. До поселения в лесу Мануйлиха с внуком жили в самой деревне, подальше от всех. Они были чужими в деревне, и местные жители считали Мануйлиху ведьмой, хотя она никому ничего плохого не сделала.
Однажды старуха поссорилась с одной из местных женщин, и вскоре после ссоры у нее умер ребенок. Жители села обвинили в смерти Мануйлиху и выгнали ее и внука из села.
По дороге в лес старуха, как могла, прикрывала внука от камней селян.
Автор также описывает проявление ригидности в сцене, когда Олеся ради любимого решила пойти в сельскую церковь. Женщины, увидевшие девочку в церкви, словно ожесточились. Ее били и хотели вымазать дегтем, чудом Олесе удалось вырваться из их рук и убежать в лес. При этом она громко проклинала в сердцах тех, кто напал на нее.
На деревню обрушилась страшная буря, град побил урожай. Естественно, они увидели в этом стихийном бедствии происки Олеси и ее бабушки.
Селяне приготовились к мести, но бабушка и внук сбежали.
Словом, к старушке Мануйлихе и ее внуку селяне относились очень жестоко, готовы были обвинить их во всех своих бедах.
Можно сказать, что кавалер, рассказчик истории, ставший любовником Олеси, был к девушке добр. Он тоже влюбился в нее и не хотел, чтобы бабушка с внуком переезжали в другие места. Он дал констеблю пистолет, чтобы тот не трогал женщин.
Но с моей точки зрения, мастер мог бы сделать для своей возлюбленной гораздо больше.
Вариант 2
В рассказе Куприна «Олеся» очень ярко раскрыта автором тема добра и жестокости. Мы видим, как озлоблены односельчане на Олесю и ее бабушку. Они считают их ведьмами и не дают им жизни, изгнав из деревни.
В сцене, когда Олеся, войдя в церковь, встретила избиение верующих односельчан, видно, что жестокость людей не знала границ. В ответ на агрессию, злость и жестокое отношение к ней односельчан Олеся в душе ругается. Конечно, такой поступок тоже не есть добро в сердце, но мотивация ясна и очевидна. Жестокость способна порождать только возмездие.
В произведении есть только один герой, который добр к бабушке, старухе Мануйлихе и ее внукам, это Иван Тимофеевич, рассказчик, который пытается их защитить. Но после его ухода остаются одни, в результате бегут из этих мест, так как жестокость перешла все границы.
И.С. Тургенев «Два богача»
Стихи в прозе – настоящая жемчужина тургеневского творчества. Небольшие работы создают невероятное пространство для размышлений.
О настоящей доброте, альтруизме идет речь в его стихотворении в прозе «Два богача». Начинается она с того, что лирический герой рассказывает о заслугах богатого Ротшильда. Он хвалит богатого и тронут им. Ротшильд занимается благотворительностью: много денег выделяет на медицину, на образование, на благотворительность для пожилых людей.
Но, рассматривая заслуги богача, герой вспоминает еще одну деревенскую семью, которая, несмотря на бедность, приютила к себе чужих несчастных детей. Жена сказала мужу, что им придется израсходовать на Катю последние деньги и что они сами не смогут купить даже соли для похлебки. На что добрый человек отвечает, что надо есть без соли.
Главное для него – помочь тем, кто нуждается в помощи. И в этом герой видит больше щедрости, чем в пожертвованиях Ротшильда. Он ведь не отдал последние копейки, да и сам после этого был не нужен, как та деревенская семья. «Ротшильд далек от этого человека» — таким выводом заканчивается произведение.
Доброта не в том, чтобы делать добрые дела напоказ, не чувствуя при этом никакой обиды, а в том, когда человек готов поделиться последним куском хлеба с другим.
Доброта и жестокость в «Преступление и наказание» Достоевского
Выбор 1
Почему хорошие люди становятся злыми и жестокими? Это перевоплощение можно объяснить в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников — добрый человек с чуткой и ранимой душой. Эту черту характера ярко демонстрирует его сон, где он горько плачет, жалея бедную лошадь, насмерть забитую крестьянами. Читатель видит и равнодушное отношение героя к горю чужих людей.
Мармеладов, он оставляет свои последние деньги, сочувствует их утрате. Как этот конкретный мужчина жестоко убил двух женщин, даже без личного мотива? Во всем виновата удушающая атмосфера города, где так отчаянно бросается в глаза вопиющее социальное неравенство.
Пока немногочисленные богачи разъезжают по столице в элегантных каретах, тысячи бедняков вынуждены отдавать свое последнее имущество ростовщикам, чтобы не умереть с голоду.
Сам Родион ютится в маленькой комнате, бросает школу, за которую не в состоянии платить, а сестра хочет выйти замуж по расчету, лишь бы обеспечить семью. Герой не может смириться с беззаконием, он хочет изменить мир, поэтому он выходит за пределы самого себя и становится человеком, способным на жестокость.
Даже хороший человек может стать ожесточенным, если столкнется с непреодолимыми трудностями, ломающими его волю. Один из таких примеров описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание».
У Мармеладова было доброе сердце, потому что он из жалости женился на бедной вдове с маленькими детьми. Он знал, что женщине и ее семье грозит бедность, и спас ее от позора, дав возможность вести скромный, но достойный образ жизни. Но со временем в человеке что-то надломилось, напряжение оказалось невыносимым.
Он взял на себя большую ответственность и не смог с ней справиться. Он стал заливать стресс алкоголем, потерял работу, и вся семья осталась без средств к существованию. Пристрастие к спиртным напиткам захватило Семена Захаровича окончательно, он потерял достоинство, опустился. Его собственная дочь зарабатывала на панели деньги, а он их пропивал, лишая жены и детей. Это настоящая жестокость, ведь выпитые отцом гроши достались Соне за счет позора и унижений.
Как он пришел к такому кощунственному поведению? Причина в том, что он стал рабом дурной привычки и потерял себя. Физический упадок и нравственное разложение превратили Мармеладова в жестокосердного эгоиста, способного лишь удовлетворять свои прихоти за счет других людей.
Вариант 2
Жестокость окружающего мира подавляла Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно видеть, как бедняки страдали в нищете, а богатые жили в роскоши, и считал, что его призвание — восстанавливать справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старую ростовщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а затем, по неосторожности, лишает жизни ее сестру.
Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, оно обрекает его на муки и страдания. В тяжелые минуты одиночества он встречает Соню Мармеладову — образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставляя отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.
Отношение к добру и жестокости
Такое важное душевное качество, как доброта, дает человеку возможность жить с открытым сердцем, а классическая литература дает множество примеров спасения души, совершившей в жизни хотя бы одно доброе дело. Жестокость, наоборот, способна разрушить даже самую гармоничную личность, комментарий по этому поводу излишен.
Рассуждая на тему «Доброта и Жестокость», вступление к сочинению можно взять из заранее подготовленного доклада. Подготовка к презентации поможет более полно изучить вопрос, составить примерный план ответа и заключение с выводом.
быть добрым к людям непросто. Но вы должны стремиться изменить свой внутренний настрой и стать добрее. Это сделает мир вокруг нас лучше, чем он есть сейчас.
Ученику 11 класса контрольная по литературе в декабре с примерами 2018 года поможет получить допуск к ЕГЭ и написать сочинение по ЕГЭ на тему: «Доброта и жестокость» с честью. Используются примеры из литературных произведений русских и зарубежных авторов.