- «Три сестры», автор А.П. Чехов.
- «Юшка», автор А. Платонов.
- 2. Основная часть
- «Мертвые души», автор Н.В. Гоголь.
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- «Ионыч», автор А.П. Чехов.
- «Преступление и наказание», автор Ф.М. Достоевский.
- Что шепчет голос совести
- «Евгений Онегин», автор А.С. Пушкин.
- «Разговор с собой»: варианты эпиграфов
- «Приют грез», автор Эрих-Мария Ремарк.
- «Горе от ума» — А.С. Грибоедов
- «Гамлет» — У. Шекспир
- «Собор Парижской Богоматери», автор Виктор Гюго.
- М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»
- «Бесприданница» — А.Н. Островский
- Л. Оливер, «Прежде чем я упаду»
- Отношение автора к проблеме
- «Волхв», автор Джон Фаулз.
- Примеры из художественной литературы
- «Крошка Цахес», автор Эрнст Теодор Гофман.
- «Телеграмма» — К.Г. Паустовский
- «Страница любви», автор Эмиль Золя.
- Д. Фаулз, «Коллекционер»
- А.И. Куприн «Поединок»
- Народная мудрость
- И.А. Бунин «Чистый понедельник»
«Три сестры», автор А.П. Чехов.
Почему человек, который понимает себя, испытывает трудности? Причина во многих внешних факторах, отвлекающих от самопознания. Например, часто человек в силу обстоятельств делает выбор в пользу того, чтобы зарабатывать себе на хлеб, как в этой пьесе. Главный герой всегда хотел поехать в Москву и стать профессором.
Женившись и заведя детей, Андрею пришлось отложить свою мечту в долгий ящик. Молодому отцу, чтобы обеспечить семью, приходилось работать с каждым днем все больше и больше. У него даже не было времени прислушиваться к своим внутренним желаниям. Постоянная занятость на работе, непонимание и упреки со стороны жены привели Андрея к тому, что он начал пить и играть в азартные игры.
Он потерял себя безвозвратно. Герой перестал слушать свои внутренние желания и утонул в решении материальных проблем.
«Юшка», автор А. Платонов.
Важен ли для человека поиск смысла жизни? Да потому, что на этом пути тебе суждено познать радость бытия и призвания. Герой этой истории также размышлял о своей роли в жизни. Сограждане часто выдвигали против него обвинения, упрекая в бессмысленном существовании. Но Юшка не обижался и всегда продолжал утверждать, что это такая народная любовь.
Интуиция героя подсказывала, что он занимает значительное место в жизни людей. Окружение, выплескивая на него накопившуюся злость, не переносило ее в семью. Юшка был громоотводом: он впитывал в себя гнев слабых и усталость сильных. Другой герой помог девочке-сироте – поддержал ее и оплатил ее обучение. Юшка хотел, чтобы девочка стала врачом, помогала людям и смогла прокормить себя, когда ее благодетель умрет.
Если бы он не искал смысла своего существования, то жил бы по инерции. Герой сумел найти призвание и творить добрые дела.
2. Основная часть
В этой части необходимо сформулировать 1 задачу (= основная мысль эссе) и проиллюстрировать ее с помощью 1 художественного произведения (= 1 аргумент).
В чем аргумент?
- ссылка на литературу, конкретное произведение. Необходимо назвать имя автора и его произведение. Желательно также назвать жанр, но если вы не помните (неуверены, не знаете), то не нужно тут гадать и ошибаться, пропустите этот абзац, а указать автора и название работы будет достаточно.
- анализ литературного произведения. Эксперты, которые проверяют работу, ожидают от вас анализа работы, обращения к конкретному эпизоду или сюжету в целом, что позволит вам охарактеризовать персонажа(ей). Не лишним будет несколько раз упомянуть автора, используя штампы. Важно: никому не интересно пересказывать произведение, поэтому не пересказывайте действие, пересказ — это не анализ.
«Мертвые души», автор Н.В. Гоголь.
Почему человек развивается? Ответ прост — не умалять, например, Ящик из этого стихотворения. Женщина была хозяйкой имения, умела принимать гостей, но остановилась в собственном развитии. Во время разговора с Чичиковым героиню интересовало только ее имущество и зарабатывание денег. Помещицу ничуть не беспокоил внешний мир, поэтому она была «головой дубины» во многих серьезных делах.
После того, как Чичиков предложил сделку, Коробочка всерьез решила, что мертвые души нынче ходовой товар, и поэтому так боялась продавать их дешево. Женщину интересовало лишь накопление материальных ценностей, и это вело героиню к деградации и невежеству.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» особое внимание уделено внутреннему миру центрального персонажа — Петра Гринева. Проблема личностного развития тесно связана с раскрытием этого образа.
Жизнь Петра Гринева можно разделить на «до» и «после», а служба становится разделяющим жизненным явлением. В начале рассказа Петр Гринев показан типичным подлещиком, стремящимся к беспокойному образу жизни. До шестнадцати лет Петр Гринев не задумывался о смысле жизни и собственном предназначении, жил и плыл по течению.
Зная, что его ждет служба, Петр Гринев мечтал служить в Петербурге, где мог бы вести праздную жизнь, как это делали типичные представители дворянского общества. Такое отношение к службе и возможному образу жизни говорит о том, что до шестнадцати лет Петр Гринев считал, что счастье человека заключается в веселье и различных удовольствиях.
Отношение Петра Гринева к жизни меняется по пути на службу в Белогорскую крепость, куда главного героя отправляет отец, отдавший ему приказ «Берегите еще раз платье, и честь с юных лет». В КАЧЕСТВЕ. Пушкин показывает, как Петр Гринёв из беззаботного юноши превращается в человека, способного брать на себя ответственность, защищать честь Родины и честь своих близких.
События пугачевского восстания, в которые был втянут Петр Гринев, помогают ему обратиться к собственному «Я», понять свои сильные личностные качества. История показывает, как Петр Гринев совершенствуется с каждым днем, постоянно помня приказы отца.
Защита родины, оказавшейся в тяжелом положении из-за крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, и любовь к Маше Мироновой помогли Петру Гриневу разобраться в своей судьбе. Главный герой понял, что счастье заключается не в праздной жизни в радость, как он думал раньше, а в любви и умении реализовать свои лучшие качества.
Пушкин показывает, что внешние события влияют на внутренний мир Петра Гринева, он взрослеет и становится опытнее и мудрее. В повести особое внимание уделяется внутренним изменениям центрального персонажа, существует колоссальная разница между Гриневым до службы и Гриневым во время службы. В итоге главный герой находит себя, теперь от гринёвского недоростка не осталось и следа.
«Ионыч», автор А.П. Чехов.
Что вызывает деградацию? Возможно повседневная рутина и отказ от собственных мечтаний и желаний. Гораздо легче застрять в ежедневной рутине, чем добиваться целей, как это сделал герой рассказа. Дмитрий Ионыч начал работать врачом в земской больнице. Здесь к нему быстро пришло разочарование в профессии, перспектив герой не видел: больные дела были однообразны и банальны.
Окружение Дмитрию не нравилось — в качестве развлечения ценили только обеды и азартные игры. Даже семья Туркиных, считавшаяся самой интеллигентной, удивляла героя своими бездарными и пошлыми выходками. Молодой врач долго не выдерживал давления окружающей среды — со временем Дмитрий стал таким же, ведь сдаваться всегда проще…
«Преступление и наказание», автор Ф.М. Достоевский.
Что мы понимаем под самосовершенствованием? Этот процесс у всех выглядит по-разному. Например, для героя романа самосовершенствование в основном состояло в достижении превосходства над другими. На пути к своей цели Родион убил старого ростовщика. После этой расправы Раскольников заболел, он страдал, и его грызли угрызения совести.
Герой понял, что совершил ужасную ошибку. Свой новый идеал парень нашел в православной вере. Он положил начало самосовершенствованию через искупление грехов, любовь к ближнему. Родион начал изучать Библию. Можно отметить, что Раскольников совершенствовался, удовлетворяя собственные духовные потребности.
Что шепчет голос совести
Очевидно, что многие работы способны раскрыть тему второй группы. Итак, сначала поговорим о ней.
Например, специфическая рефлексия и своеобразные формы переживания своей вины свойственны героям романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь и позорный платок Фриды, и муки Понтия Пилата, и признание своей неполноценности с заточением себя в сумасшедшем доме Мастера.
Эффектное изображение осознания главным героем своих ошибок мы видим в рассказе Е. Веркина «Герда» (и все это на фоне детского драматического кружка по мотивам «Маленького принца», что выглядит горькой иронией в связи с факт в том, что реальная непорядочность персонажей).
Интересно, что тема совести, сожаления о непреднамеренно причиненном, но непоправимом зле рассматривается в романе Е. Водолазкина «Лавр»: герой, ставший виновником смерти любимой девушки благодаря своей самоуверенности и глупые комплексы, посвящает всю свою дальнейшую жизнь, полную бескорыстной помощи людям, любимому человеку.
«Евгений Онегин», автор А.С. Пушкин.
Как называется внутренний мир человека? В ней сочетаются нравственные, эстетические, интеллектуальные, этические и нравственные ценности личности. Чем больше развивается человек, тем многограннее становится его внутренний мир. Этот роман тому подтверждение. Две героини, две сестры — Ольга и Татьяна. Они очень разные.
Автор представляет Ольгу красивой и легкомысленной. Ни к чему не относится серьезно, ничем не увлекается, просто живет день за днем. Даже после смерти жениха Ольга горевала недолго – вскоре девушка вышла замуж. Татьяна представлена вдумчивой, серьезной, интеллектуально развитой. Ее чувства к Евгению Онегину были настоящими и глубокими, но оставить мужа девушка не могла, так как испытывала к нему искреннее уважение и клялась в верности перед иконами.
У Татьяны много увлечений: чтение, интерес к традициям и обычаям народа, любование природой. Как вы думаете, у кого из них более глубокий внутренний мир? Конечно, Татьяна!
Из зарубежной литературы
«Разговор с собой»: варианты эпиграфов
- Я знаю, что ничего не знаю. (Сократ)
- Я мыслю и, следовательно, существую. (Декарт)
- Человек становится человеком только через отражение. (Пьер Бюаст)
- Думайте хорошо, и мысли созреют в добрые дела. (Л. Н. Толстой)
- Совесть всегда предупреждает, как друг, прежде чем наказать, как судья. (Д.И. Фонвизин)
- Без совести и с добрым умом жить нельзя. (Максим Горький)
«Приют грез», автор Эрих-Мария Ремарк.
Обогащает ли опыт человека духовно? Часто этому способствуют пережитые страдания. Герой романа стал великим художником, благодаря своему большому жизненному опыту. В юности Фриц Шрамм встретил девушку своей мечты Луизу. Родители его избранницы настояли на том, чтобы их дочь вышла замуж за богатого человека, они даже нашли такого кандидата.
Луиза ставила эмоции выше материальных благ. Поскольку Фриц был беден и не мог должным образом содержать возлюбленную, он настоял на том, чтобы девушка согласилась с решением родителей. Луиза так и не нашла счастья в браке по расчету. Девушка умерла от скуки. Фрицу уже не посчастливилось встретить свою любовь.
Он сожалел, что из-за него у него с Луизой ничего не вышло. Но, несмотря на все это, страдания от неразделенной любви способствовали становлению героя как великого художника. Муки утраченных чувств духовно обогатили мастера-живописца.
«Горе от ума» — А.С. Грибоедов
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» особое внимание уделено внутреннему миру главного героя Чацкого, который контрастирует с внутренним миром представителей фамусовского общества.
Раскрывая образ Фамусова и ему подобных, А. С. Грибоедов показывает, что для представителей дворянства смысл жизни заключался в социальном и материальном благополучии. В комедии показано, что общество Фамуса не считается с личными ценностями окружающих людей; для них важно положение человека в обществе и его материальное обеспечение.
Смысл жизни таких людей заключался в том, чтобы обрести богатство и получить высшие степени, что поднимет их авторитет среди окружающих. Яркий представитель дворянского общества, Фамусов оказывается равнодушен к чувствам дочери, он сам выбирает ей жениха, принимая во внимание только свое знатность и богатство.
Чацкий вступает в конфликт с сообществом Famus. Он считает, что материальные ценности и социальный статус не могут быть смыслом жизни человека. Главный герой выступает за то, что каждый человек должен совершенствоваться, развиваться как умственно, так и духовно. Чацкий выступает за развитие не только отдельного человека, но и всего общества.
Главный герой уверен, что его жизненная миссия — бороться за лучшее будущее посредством изменения общественного устройства. Не случайно Чацкий говорит, что рад служить, но служить устал. Главный герой не хочет служить представителям несправедливого общества, он хочет служить обществу, делать его лучше.
Комедия также демонстрирует внутренний конфликт центрального персонажа. Тот факт, что Чацкий после возвращения в Россию сразу едет в дом Фамусова, чтобы увидеть Софью, говорит о том, что любовь и семья занимают особое место в жизни Чацкого. Чацкий, влюбленный в Софью, состоящую с ней по приезде в дом Фамусова в довольно сложных отношениях, говорит себе так: «Ум не в ладу с сердцем».
А. С. Грибоедов показывает, что Чацкий вступает в конфликт с самим собой: умом он понимает, что со времени их последней встречи с Софьей прошло много времени, она и ее чувства к нему изменились, но в душе он все еще надеется, что Софья ответит ему взаимностью чувства его. Чацкий разрешает внутренний конфликт и наконец прислушивается к его мыслям после того, как узнает, что Софья влюблена в Молчалина.
«Гамлет» — У. Шекспир
В трагедии У. Шекспира «Гамлет» большое внимание уделено разговору главного героя Гамлета с самим собой.
В тот момент, когда Гамлет узнает, что его дядя и мать причастны к убийству его отца, его жизнь рушится, герой испытывает большие внутренние переживания. Из беззаботного юноши Гамлет превращается в человека, потрясенного жизненными трагедиями, несчастьями и разочарованиями.
Автор показывает, что ситуация из жизни становится причиной того, что Гамлет вступает в разговоры с самим собой, где он размышляет не только о событиях собственной жизни, но и о философских категориях бытия. Созерцая семейную трагедию, Гамлет движется от личного к общему. Он размышляет о жизни и смерти, силе и бессилии, времени и вечности.
В трагедии большое количество монологов Гамлета, наиболее известен монолог «Быть или не быть?». Главный герой пытается найти себя и свою судьбу, поэтому задает себе ряд вопросов. Для Гамлета характерны поиски истины, которые сопровождаются чередой размышлений и мыслей.
Размышляя о несправедливости своей семьи и несправедливости общества в целом, Гамлет вступает в конфликт с самим собой. Внутренний конфликт становится двигателем действия всей трагедии «Гамлет». Герой постоянно сомневается в себе и своих выводах. В результате перед Гамлетом стоит нравственный выбор: пойти на борьбу с несправедливой действительностью или оставить все как есть.
Видя, что причиной его несчастья являются социальные принципы, Гамлет решает бороться, отвергая вариант смирения. Однако месть виновнику гибели отца противоречит внутреннему миру героя. Не случайно Гамлета считают человеком размышления, а не действия. Гамлет считается персонажем скорее рефлексивным, чем активным. Желание отомстить отходит на второй план, на первый план выходят мысли героя.
Необходимость совершить определенные действия заставляет Гамлета бороться с самим собой. У. Шекспир показывает, что Гамлет — философ по натуре, вынужденный внешними обстоятельствами стать мстителем. И даже мстительные действия направлены на то, чтобы Клавдий, убивший отца Гамлета, сначала испытал душевные страдания, ибо физическая смерть Гамлета является для Клавдия менее мучительным наказанием, чем его внутренние переживания.
«Собор Парижской Богоматери», автор Виктор Гюго.
Что помогает изменить мировоззрение человека? Это может быть любая ситуация, которая противоречит ранее сложившемуся мнению. Герой романа изменил своим убеждениям. Сначала Квазимодо испытывал ненависть к людям из-за их отвращения к нему из-за врожденного уродства. Горбун старался исключить всевозможные контакты с внешним миром. Так получилось, что его арестовали, когда он помогал своему учителю с похищением цыганки.
В качестве меры наказания Квазимодо должен был провести целый день у столба, к которому мог подойти любой желающий и оскорбить горбуна. И только один человек — цыган, которого он помог похитить, — проявил милосердие. Эсмеральда предложила воды Квазимодо, хотя он ожидал удара. Это событие изменило мировоззрение героя – он перестал слепо ненавидеть, он понял, что не все люди злые. В сердце Квазимодо зародилось чувство любви к Эсмеральде, и горбун стал верным другом женщины.
М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»
Стихи М.Ю. Лермонтова «Мцыри» носит исповедальный характер. В нем молодой послушник бежит из монастыря, чтобы найти себя, быть свободным и прочувствовать все свои переживания. Когда Мцыри был еще ребенком, он попал в монастырь. Но такая жизнь противоречила натуре главного героя. Он не находил себе места в этой тихой и укромной комнате, всей душой понимал, что его жизнь должна быть другой.
Монастырь лишил его не только внешней свободы, но и свободы внутренней. Сбежав оттуда, Мцыри наконец ощутил счастье: оно заключалось в свободной жизни, полной испытаний и опасностей, которые преодолевает юноша. Герой понял, чего ему не хватало, и когда он вернулся в монастырь, где его душа мечется, как птица в клетке, Мцыри умирает, хотя и с осознанием того, что он смог испытать настоящую радость жизни.
«Бесприданница» — А.Н. Островский
В пьесе А. Н. Островского «Приданое» особое внимание уделено внутреннему миру главной героини Ларисы Огудаловой.
Будучи бедной девушкой, Лариса Огудалова понимает, что причина ее несчастья в том, что она приданое. Лариса Огудалова приходит к ясному осознанию несправедливости общества, которое на стороне богатых и влиятельных людей, и не позволяет ей получить в жизни то, что она действительно заслуживает.
Лариса Огудалова размышляет о социальной несправедливости и сравнивает себя с игрушкой, которой управляют другие люди. Героиня чувствует себя предметом продажи, и эти чувства очень тяготят умную и нравственную натуру Ларисы Огудаловой.
Раскрывая образ Ларисы Огудаловой, А. Н. Островский показывает, что свобода и любовь были для героини важными жизненными ценностями. В силу внешних обстоятельств, связанных с социальной несправедливостью, Лариса Огудалова вступает в конфликт с самой собой. Когда она мечтает о настоящей любви, героиня говорит, что выйдет замуж за первого человека, который сделает ей предложение.
Соглашаясь на брак с Карандышевым, которого она не любила и даже не уважала, Лариса Огудалова стерла из своей жизни возможность вступить в искренние и взаимные любовные отношения, а также стерла из своей жизни свободу, ибо в браке с с нелюбимым человеком она не сможет чувствовать себя свободной и счастливой.
Пытаясь выполнить собственные условия, Лариса Огудалова хочет пережить близкую жизнь с Карандышевым, но бунтарское «я» Ларисы Огудаловой не желает связывать свою жизнь с нелюбимым человеком, вызывающим лишь презрение и неприятие. Вновь встречая Паратова, который уже снова играл чувствами Ларисы Огудаловой, героиня снова бросается в омут любви к нему.
А. Н. Островский показывает, что Лариса Огудалова искренна в своих чувствах. Героиня любит Паратова, поэтому даже не хочет думать, что ей делать: оставаться верной обещанию Карандышева, выполнившего условия Огудаловой и предложившего ей выйти за него замуж, или отдаться любви Паратова, которого она искренне любит любила и кому была готова простить измену.
Похоже, внутренний конфликт разрешился выбором Ларисы Огудаловой в пользу искренней любви к Паратову. Однако Паратов снова предает Ларису Огудалову, и ее терзают столь сильные душевные переживания, что она мечтает о смерти, которую вскоре получает от рук Карандышева.
Л. Оливер, «Прежде чем я упаду»
В романе «Прежде чем я упаду» автор Лорен Оливер помещает своего персонажа в фантастическую искажающую время обстановку: она переживает День сурка, переживая одну и ту же дату, 14 февраля, несколько раз. Это заставляет девушку задуматься, почему этот день повторяется снова и снова.
Ей придется заняться самоанализом и найти ошибки, которые она совершает — именно это вызывает искажение времени. Когда Саманта понимает смысл происходящего, ей удается распутать клубок лжи, разобраться с привязанностями и скелетами в шкафу.
Отношение автора к проблеме
быть собой — значит действовать в соответствии со своими желаниями, ценить собственную индивидуальность, иметь свои принципы жизни и всегда их придерживаться. К сожалению, в современном мире очень сложно сохранить свою самобытность и выразить свою истинную сущность. Жить по зову сердца и велениям души почти невозможно. Реальная жизнь устанавливает свои законы и правила, которым человек должен подчиняться, но не обязан.
Часто человек сливается с обществом и преследует свои личные цели. Ему проще не выделяться из толпы, чтобы не столкнуться с препятствиями в виде непонимания и осуждения. Поэтому важно помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы принять свои недостатки, признать отрицательные качества и освободиться от навязанных стереотипов. Быть честным, уверенным и свободным человеком можно в любом обществе.
«Волхв», автор Джон Фаулз.
Человек, чтобы реализоваться и быть счастливым, должен найти себя. Этот роман тому подтверждение. Николя Эрфе живет иллюзиями, ищет романтических отношений и сбегает от себя на греческий остров. В поисках чувств и впечатлений парень бросает свою девушку и делает перерыв в реализации своего призвания. Скучающий на острове миллионер Морис Кончис помогает вернуться к своему бывшему герою.
Он просто ставит пьесу, в которой Николаю приходится метаться от одной правды к другой и от одного вымысла к другому. В результате парень перестает искать в жизни то, чего нет. Герой вынужден заглянуть внутрь себя. Так Николас понял, что его любовь к Элисон была искренней. Парень вернулся к девушке, ведь именно в этих условиях он мог быть самим собой.
Примеры из художественной литературы
- У. Шекспир «Гамлет».
Формирование личности Гамлета происходит на глазах у читателя, хотя и повествует лишь о нескольких месяцах, но именно в этот период датский принц из мальчика превратился в готового к действию мужчину. Произошедшая трагедия превратила главного героя в мыслителя, философа, поднявшегося над серыми буднями.
До возникших в жизни трудностей Гамлет был обычным юношей, который учился в лучшем университете, вел беззаботный образ жизни и наслаждался своей молодостью. Гамлет был достойным наследником престола и мог бы стать мудрым правителем, если бы не обстоятельства. Он был хорошо знаком с литературой, искусством, естествознанием. Он сам писал стихи, любил театр.
Как человек чести, он был обязан отомстить за смерть отца, убить Клавдия, убившего собственного брата короля. Гамлета гложет мысль, что ради справедливости он должен совершить зло, что уравняло бы его с человеком, способным убить собственную кровь. Главный герой терзается внутренней борьбой между отцовским духом, жаждущим мести, и внутренним голосом, предостерегающим от греха.
Его душа разрывается от мыслей о необходимости противостоять всему злу мира. Гамлет взял на себя ответственность восстановить равновесие между добром и злом, взвалив на свои плечи невыносимую ношу, которая отравляла его каждый день.
Главный герой способен на поступки, и он их совершает, но его мучают совесть и сомнения, поэтому месть остается лишь желанием.
Вопрос «Быть или не быть» не имеет однозначного ответа, поэтому актуален и сегодня. А литературные герои, подобные Гамлету, напоминают людям о том, что в первую очередь необходимо спасать себя, ценить себя и прислушиваться к зову сердца и разума.
- Г. Ибсен «Кукольный дом».
При первом знакомстве с главной героиней в пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом» можно подумать, что она всего лишь кукла, играющая роль веселой хозяйки в симпатичном, словно игрушечном, домике. Ее муж Торвальд Хельмер не воспринимает жену как личность, для него она тоже всего лишь игрушка. За восемь лет совместной жизни Торвальд ни разу серьезно не разговаривал с Норой.
Для него самое главное, чтобы жена играла по правилам мужа. Нора хорошо вжилась в свою роль, даже к воспитанию детей относилась безответственно, словно играла в куклы.
За этим внешним благополучием и беззаботностью скрывается глубокая натура главного героя. Это не так просто и глупо, как кажется сначала. Нора вполне может быть независимой, серьезной и рассудительной женщиной, способной тайно работать, чтобы вернуть деньги, потраченные на спасение жизни мужа. Нора многое делает для того, чтобы семья процветала и ни в чем не нуждалась.
Но никто даже не знает, чего стоит поддержание домашнего уюта. Например, к Рождеству у семьи не было денег на покупку елочных игрушек, поэтому Нора больше месяца делала их сама, чтобы подарить мужу и детям праздник. Она постоянно во всем себе отказывала, откладывала, сколько могла, чтобы расплатиться с долгами.
Сила характера Норы в полной мере проявляется в эпизоде, когда она танцует тарантеллу, зная о судьбоносном письме в почтовом ящике. Ничто не могло сломить эту хрупкую женщину, даже если бы никто об этом не знал.
В итоге главная героиня поняла, что всю жизнь была просто игрушкой в чужих руках. Нора поняла, почему она чувствовала себя несчастной, и решила изменить свою судьбу, покинув дом Хелмеров. Ей нужна была свобода, чтобы сбросить маску куклы, которую ненавидели все эти долгие годы. Нора ничем не отличалась, она просто показала черты характера, которые намеренно прятались под личиной нежной домохозяйки.
Она посмотрела на себя по-новому и увидела сильную личность, способную бороться за свое признание. С тех пор главный герой хотел жить полноценной жизнью и чувствовать себя человеком, а не игрушкой.
Читайте также: Равнодушие — наивысшая жестокость: аргументы из литературы, проблема эгоизма в разных произведениях
«Крошка Цахес», автор Эрнст Теодор Гофман.
Человек есть отражение его внутреннего мира. Это также показано в этой истории. У героя были данные феей Розабельверде волшебные способности, с помощью которых он мог приобретать добрые дела всех людей. Из-за колдовства другие видели карлика красивым и щедрым. Душа Цахеса осталась прежней – он был злобным и завистливым, стремящимся любой ценой добиться власти.
Даже магия не могла скрыть его дурных поступков. В результате Цахес лишился своего колдовского дара — фея отвернулась от карлика, который из жалости преподнес ему дар в виде магических способностей. Если внутреннее уродство является истинной природой, никакое заклинание не может его скрыть.
«Телеграмма» — К.Г. Паустовский
В повести К. Г. Паустовского «Телеграмма» показаны муки, возникающие в душе главной героини Насти.
История гласит, что девочка Настя была так занята работой, что целых три года не навещала свою мать Катерину Петровну. Скучая по дочери, Катерина Петровна, в предчувствии ее скорой смерти, написала Насте телеграмму и просила приехать к ней хотя бы на один день.
Увидев телеграмму от мамы, Настя решила прочитать ее после работы. Прочитав телеграмму с просьбой приехать к своей старой и беспомощной матери, Настя подумала, что не может бросить все свои дела. Прошло две недели, как Настя получила телеграмму от мамы. Героиня получила еще одно сообщение, но уже от Тихона, который написал Насте, что Катерина Петровна умирает.
Когда Настя прочитала это сообщение, она почувствовала угрызения совести. Она стала задавать себе вопросы: как случилось, что она не уделяла должного внимания самому дорогому ей человеку? В рассказе отмечается, что Настя вдруг поняла, что «никто не любил ее так сильно, как эту дряхлую старуху, всеми покинутую, там, в скучном заборе».
Героиня отправилась в деревню к матери, но по приезду обнаружила, что Катерина Петровна уже умерла. Настя приехала в деревню на второй день после похорон Катерины Петровны. После того, как Настя посетила могилу матери, она проплакала всю ночь. К. Г. Паустовский не пишет о том, какие мысли тревожили Настю, но то, что Настя много думала в ту ночь и многое поняла, очевидно.
Автор показывает, что Настя переживала из-за того, что не обращала внимания на мать, не проявляла к ней должной заботы. То, что Настя не могла дать умирающей матери последнюю встречу и попросить у нее прощения, очень тяготило ее.
Когда Настя уезжала из села, у нее было чувство «непоправимой вины, невыносимой тяжести», которое никто не мог снять с нее, кроме Катерины Петровны, перед которой Настя чувствовала большую вину и у которой она никогда не могла просить прощения. Настя не могла найти оправдания своему безразличному отношению к матери, не могла простить себя. К. Г. Паустовский оставляет свою героиню, но читатель понимает, что Настя до конца жизни будет винить себя в равнодушии к матери.
«Страница любви», автор Эмиль Золя.
Что может вызвать внутренний разлад в душе? Например, из-за конфликта между двумя эмоциями равной силы. Так было и с героиней романа Элен. Женщина разрывалась между любовью к дочери и к новому возлюбленному. Элен Гранжан посвятила свою жизнь Жанне. Женщина была вдовой, и дочь стала для нее всем. Девочка болела и все время требовала внимания и любви матери.
Со временем героиня, молодая и красивая, познакомилась с Андри. Мужчина искренне влюбился в Елену. Дочь женщины очень ревновала мать к незнакомцу, что спровоцировало обострение ее болей. Душа Елены страдала от того, что ей приходилось жертвовать одной любовью ради другой. Конфликт в сердце закончился только после смерти Жанны.
- «Поговори с собой»: афоризмы и цитаты
- Все о финале 2020-2021 гг
Д. Фаулз, «Коллекционер»
Роман «Коллекционер» Джона Фаулза написан в форме дневника. Сначала читатель знакомится с мыслями Калибана, решившего похитить девушку и держать ее в плену. Довольно примитивным языком он описывает свои желания, страхи, кроме того, обосновывает, почему совершает эту жестокость. Позже читатель узнает историю Миранды: она описывает все, что пережила в заточении. Как мыслящий и творческий человек, она рассказывает о своих переживаниях и чувствах в своем дневнике.
В ее записях отчетливо слышится отчаяние, хотя девушка продолжает надеяться на благоприятный исход. Ее спасает умение мыслить, вести дневник, любовь к искусству и желание жить. Миранда замкнута не только внешне, она испытывает внутреннюю несвободу и этим обеспокоена. К сожалению, ей так и не удается вырваться на свободу, хотя она и пыталась.
Нехудожественная литература как аргументы в пользу направления «Поговори с собой».
А.И. Куприн «Поединок»
В рассказе А. И. Куприна «Дуэль» особое внимание уделено внутреннему миру центрального персонажа Ромашова, который много говорит на протяжении всего рассказа. Отличительной особенностью Ромашова является то, что он имеет привычку говорить о себе, своих мыслях и действиях в третьем лице.
Ромашов, давно мечтавший о военной службе, быстро в ней разочаровывается. За полтора года, проведенные Ромашовым в армии, он повидал немало несправедливостей. А. И. Куприн показывает, что девять лет, в течение которых Ромашов думал, что смысл его жизни в армии, прошли впустую, Ромашов, совершив ошибку, не нашел смысла жизни.
Отвратительная и скучная реальная служба, существенно отличавшаяся от службы мечты Ромашова, заставляет главного героя задуматься над многими философскими вопросами. Ромашов не согласен с тем, что служба должна строиться на применении физической силы с помощью различных форм издевательств, как считали многие другие офицеры.
Ромашов был против подавления человеческого «я» солдат, находящихся под командованием жестоких офицеров, он был уверен, что офицеры не имеют права бить солдат.
В рассказе «Дуэль» четко прослеживается мысль о том, что каждый человек есть личность. Эта мысль подчеркивается с помощью размышлений Ромашова о том, что такое «я». Главный герой убеждён, что каждый человек, вне зависимости от его социального положения, является личностью и индивидуальностью.
Видя жестокость военной среды, Ромашов приходит к выводу, что армия убивает в человеке индивидуальность, что армия многих делает равнодушными и даже жестокими. Главный герой задается вопросом: почему его собственное «я» должно подчиняться этим равнодушным и жестоким окружающим его людям?
А. И. Куприн показывает, что бунт Ромашова против несправедливого и пустого общества первоначально носил только внутренний характер: главный герой лишь размышлял о несправедливости, редко высказывал свои мысли публично, в отличие от мыслей большинства офицеров.
Автор показывает, что у Ромашова нет сил бунтовать против общества внешне, он бунтует только внутренне. И в большинстве случаев только внутренние размышления и терзания помогают читателю понять мировоззрение Ромашова, что важно для понимания всего идейного и материального плана повести.
Народная мудрость
- «Честные глаза не смотрят в сторону». Эта пословица говорит о том, что честному человеку нечего бояться. Закрывают глаза только те, кому есть что скрывать.
- «Некрасивый на вид, но честный душой». Наши мудрые предки превыше всего ценили в человеке душу, поэтому внешность не имела значения. Вы всегда должны помнить, кто вы есть, и оставаться человеком в любой ситуации.
- «За совесть и за честь — хоть голову снять». Смысл этой поговорки в том, что совесть и честь – важнейшие человеческие добродетели. Важно быть достойным человеком и быть верным себе и своим принципам.
- «Тот, кто хладнокровен, никому не друг». Эта пословица говорит о том, что людям с непростым характером очень трудно найти друзей. Надо работать над собой и стремиться быть лучше, тогда в жизни будет место и для других людей.
- «Как бы вы ни были мудры, вы не можете быть слишком умны со своей совестью». Смысл этого изречения в том, что совесть все видит и знает. Вы можете обмануть другого человека, но не себя.
- «Душа не яблоко, ее не поделишь». Это высказывание относится к человеческой душе, которая едина со всеми своими недостатками и достоинствами. Вы не можете выделить одну сторону этого и не учитывать другую.
- «Лоб дома, а голова в людях». Эта поговорка относится к человеку, который на публике пытается казаться тем, кем он не является на самом деле.
- «Не ищи правду в других, если у тебя ее нет». Наши предки считали, что нечестный человек не должен доверять честности других. Мы привлекаем в свою жизнь только то, что сами отдаем другим.
- «Не суй голову в волков с телячьим хвостом». Смысл этой поговорки в том, что у каждого человека своя судьба, поэтому бессмысленно пытаться быть тем, кем ты не являешься.
- «В заимствованных перьях». Так говорят о человеке, который присваивает достоинства других людей, чтобы казаться более важным и важным, но который на самом деле выглядит жалким и смешным.
И.А. Бунин «Чистый понедельник»
В рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» с образом главного героя, имя которого в повествовании не упоминается, связаны следующие проблемы: поиск смысла жизни, самопознание и самосовершенствование.
Как богатая девушка, дочь «просвещенного человека из знатного купеческого рода», она вела светский образ жизни. Однако, как и у И. А. Бунина, главную героиню мучает светский образ жизни, она понимает, что такое существование не способно принести ей счастья. Внутренний мир героини не совпадает с миром внешним, из-за враждебности общества, в котором она находилась, девушка находилась во внутренней дисгармонии с самой собой.
Автор, используя высказывания героини, наглядно демонстрирует, что она находилась в поисках собственного «я», в поисках смысла жизни: «Зачем все делается на свете? Понимаем ли мы что-то в своих поступках? На стремление всегда задумчивой героини к самопознанию указывает тот факт, что она несколько дней подряд не выходила из дома, проводила время в размышлениях и чтении книг.
Также в повествовании указывается, что героиня увлекалась историей , написание летописей, русских легенд.Все это подчеркивает, что она долго искала свою судьбу.
Главная героиня рассказа после долгого пребывания в светском обществе, с которым ей было некомфортно, приходит к осознанию смысла своей жизни. Она идет в монастырь на послушание, а потом на постриг. Тот факт, что рассказчик видит героиню через 2 года после ее решения в монастыре, говорит о том, что она не пожалела о своем выборе, и хорошо себя чувствовала на новом месте.
Автор показывает, что главная героиня обретает внутреннюю гармонию, которой ей так не хватало. Изменяя свою жизнь, она совершенствует себя.
И. А. Бунин показывает, что главная героиня приходит к кардинальному изменению своего образа жизни, не делясь своими мыслями о том, что ей не нравится и что может доставить ей радость, даже с главным героем, с которым у девушки была «странная любовь». К решению принять обеты она приходит не внезапно, не спонтанно, видно, что к этому решению она пришла постепенно, все обдумав с собой.
Главная героиня ни с кем не делилась своими мыслями, она вела разговор сама с собой, и этот разговор оставался для читателя настоящей тайной, так как повествование ведется от имени главной героини, которая не могла знать, что это за девушка ищет себя, обсуждала с собой себя.