Проблемы и темы рассказа «старуха изергиль» горького: проблематика произведения

Аргументы
Содержание
  1. Старуха Изергиль основная мысль
  2. Рассказ «Старуха Изергиль»
  3. В помощь ученикам
  4. Человек и общество в рассказе Горького «Старуха Изергиль». Что писать, примеры, тезисы
  5. Итоговое сочинение по литературе, ЕГЭ-2018. Направление «Человек и общество»
  6. Человек и общество в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
  7. Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  8. «Отцы и дети», автор И.С. Тургенев. Размышления о споре поколений
  9. «Война и мир», автор Л.Н. Толстой. Размышления о влиянии среды на человека
  10. «Повесть о настоящем человеке», автор Б.Н. Полевой. Размышления о народном подвиге (С чего начинается Родина?)
  11. Пример №4 итогового сочинения ЕГЭ
  12. Максим Горький “Старуха Изергиль” – анализ произведения
  13. Краткий анализ
  14. История создания
  15. Тема
  16. Композиция
  17. Жанр
  18. Максим Горький пьеса «На дне».
  19. Иван Алексеевич Бунин рассказ «Господин из Сан-Франциско».
  20. Михаил Александрович Шолохов  роман-эпопея «Тихий Дон».
  21. Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».
  22. Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
  23. Тема любви в «Старухе Изергиль»

Старуха Изергиль основная мысль

Старуха Изергиль — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году. Кого может заинтересовать вопрос о старухе Изергиль, главной теме и мысли рассказа.

Произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, жизнь «старушки Изергиль» и легенда о Данко. Все три рассказа разные, но в них есть что-то общее, и это общее состоит в том, что Горький с помощью этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».

Во всех рассказах о старухе Изергиль главной мыслью является стремление автора раскрыть истинную цену человеческой жизни. А многие образы «свободных» людей наводили на мысль, что свобода — такое же неопределенное и безграничное понятие, как и жизнь.

Первая часть — легенда о Ларре. Главный герой легенды о Ларре – юноша, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, груб, эгоистичен, и поплатился за эти качества. Он считает себя лучшим, игнорирует чужое мнение, не может спокойно уживаться в обществе и поэтому совершает такой смелый поступок, как убийство дочери одного из старейшин.

За это он получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди называют его Ларра, что означает изгой.

Поначалу Ларре нравится такой исход событий, так как он был свободолюбивым человеком, но по прошествии определенного времени главный герой понимает смысл жизни, но нести заслуженное наказание ему уже поздно. Он остался бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, напоминающую людям о его существовании.

Вторая часть автобиографична.

Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни. Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и она любила их всех, как ей действительно казалось. Ее жизнь была полна путешествий, она побывала во многих уголках страны и даже за ее пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время у нее была гордость, стоявшая у нее на первом месте.

Если любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на пути к счастью не могли ее потревожить (убийство часового на посту), а если бросила, то бросила совсем, бесповоротно и бесповоротно. Так же, как и в легенде о Ларре, Горький пытается показать нам ту общую нить, которая связывает эти истории. В этом смысл жизни.

Старуха размышляет о судьбе и в то же время говорит: «При чем тут судьба? У каждого своя судьба! Она осознает смысл жизни, это не скитания по свету в поисках своей любви, а спокойная, тихая жизнь в деревне с мужем и детьми.

И, наконец, третья часть — легенда о Данко. Главный герой легенды о Данко – романтический герой Данко.

Он был красив, смел, силен, настоящий лидер, умеющий повести за собой народ, свободолюбивый и бескорыстный. Данко из тех людей, кто всегда храбр, он решает помочь своим людям, он ведет их, чтобы вывести людей из дремучих лесов.

Дорога была не из легких, и когда весь народ восстал против Данко, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить путь людям и подарить людям доброту и теплоту, которые исходили из горящего любовью сердца. Но как только люди достигли желанной цели, никто даже не вспомнил об умирающем Данко, который так любил народ и делал все, чтобы народу было хорошо.

Горящие ночью в степи искры напомнили людям о гениальном самоотверженном богатыре Данко, видевшем смысл жизни в помощи людям.

Романтизм занимает центральное место в творчестве Горького. Произведение «Старуха Изергиль» — одна из заслуг этого направления в литературе конца XIX века. Горький полностью раскрывает свое представление о смысле жизни. Он представляет три точки зрения, тем самым давая читателю вопрос для размышления: «В чем смысл жизни?»

Теперь вы знаете, в чем главная мысль старухи Изергиль, и можете задуматься об истинных ценностях в жизни.

Рассказ «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году.

Как правило, жанр «Старуха Изергиль» определяется как рассказ. Однако жанровый характер этого произведения неоднозначен, так как включает в себя два рассказа (о Яппе и о Данко), которые рассказчик называет «приключенческими».

Действие и состав

В Бессарабии, на берегу, старуха Изергиль поведала рассказчику три истории. Первая — о Ларре, который был наказан за свою гордыню. Вторая история о жизни самой Изергиль, представленная серией любовных историй. Третий — «приключение» про Данко, который вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить путь своим соплеменникам.

Композиция рассказа довольно сложная. История Изергиль, многое повидавшей на своем веку, делится на три части (легенда о Ларре, история Изергиль о его жизни, легенда о Данко). При этом каждый из них полностью подчинен одной цели — изобразить сильный тип личности, соотносимый со сверхчеловеком.

Поэтому все три части составляют единое целое, пронизанное общей идеей. Легенды, или, как их называет Изергиль, «сказки», так сказать, о Ларре и Данко, обрамляют историю жизни Изергиль, составляющую идейный центр произведения.

Легенды раскрывают два понятия жизни, два представления о ней.

В «Старухе Изергиль», как и в большинстве ранних рассказов, Горький поднимает тему сильной личности и ставит философскую проблему: каким должен быть человек? Можно ли быть сильной личностью? «Сказки», рассказанные Изергиль, дадут ответы на эти вопросы.

Первая — это легенда о Ларре, представляющая «антигероя», в некотором смысле коррелирующего со сверхчеловеком Ницше. Он попирает общепринятые законы и давно устоявшиеся традиции.

Однако убийство девушки оборачивается для него страшным наказанием — вечным изгнанием. Ларра предстает как воплощение абсолютного зла.

Не случайно действие этой «сказки» вызывает в памяти вечный иудей Артаксеркс, совершающий преступление против Бога.

Вторая легенда – это легенда о Данко. Данко тоже в некотором смысле сверхчеловек: он выделяется среди соплеменников своей статностью, отвагой и красотой. Данко знает цену людям, понимает, что они слабы телом и духом. Когда люди боялись, что им не выбраться из болот, потом во всем винили Данко, а он с презрением смотрел на своих будущих убийц.

Сходство с первой легендой очевидно, где Лаппа пренебрежительно отозвался о старейшинах племени. Но все же в Данко, в отличие от персонажа первой легенды, живет неугасимое пламя любви к людям, которое затмевает презрение к ним. Он вырывает сердце из груди, чтобы осветить им путь.

Первая и последняя легенды противостоят друг другу не только по композиции, но и по смыслу. Они отражают две разные версии ницшеанского типа личности. Если для Ларры важны только его личные нужды и желания, то Данко ставит на первое место счастье своего народа.

Совет

Но, несмотря на обратное, у них много общего. В первую очередь Данко и Ларра отличаются от своих соплеменников — это неординарные личности. Ларра необычайно горд и жесток, а Данко слишком смел и благороден; Кроме того, оба персонажа одиноки. И, наконец, оба очень ценят свободу.

И Ларра, и Данко родственны ницшеанскому сверхчеловеку, но понимают счастье по-разному. Данко, жертвующий своей жизнью, ведет толпу на ее спасение, а презирающая всех Ларра лишает людей жизни и свободы быть свободной самой.

Однако поведение смельчака Данко вызывает у толпы почти такую ​​же реакцию, как и жестокость Ларры — они боятся.

Конец обеих легенд трагичен.

Для Ларры, в котором наконец пробуждается человеческое сердце, свободная, но одинокая жизнь становится мучением, а храброе сердце Данко втаптывается в грязь «осторожным человеком.

Следует также отметить, что Горький эстетизирует образ не только Данко, но и Ларры. Описывая беседу Ларры со старейшинами племени, автор восхищается мужеством и независимостью своего героя, несмотря на его жестокость.

Оба героя — Данко и Ларра — фигуры очень яркие, но достаточно условные и обобщенные. Видимо, не случайно произведение названо в честь третьей героини — Изергиль, воплощающей в себе вполне специфические человеческие качества.

На фоне легенд о Ларре и Данко рассказ старухи Изергиль о своей жизни приобретает легендарное звучание. Образ Изергиль уже не абстрактный и условный, а вполне жизненная вариация сильного типа личности, соотнесенного со сверхчеловеком.

Ей важно только то, чего она хочет и кого она любит. Тем не менее автор восхищается ею, а также ее сказочными и легендарными персонажами, потому что она не «примеряет» жизнь, а берет от нее все, что может.

Каждый человек — и Изергиль доказывает это личным примером — должен стремиться к высшему, ведь в жизни «всегда есть место подвигу».

В помощь ученикам

Глубина и нежность молдавской ночи, мрак леса, где сердце Данко вспыхнуло теплым огнем, мощные и жуткие аккорды от разбушевавшейся стихии, где «буревестник гордо летит, как черная молния»… Романтические картины М.

Горький очаровывает читателя своей красотой и силой. «Рожденный ползать не может летать!» Однако я не сложу в отчаянии крылья, когда прочитаю эти слова.

Ведь каждый человек хотя бы раз в жизни почувствует себя крылатым, как Буревестник и Сокол, смелым и сильным, как Данко.

«В жизни, знаете ли, всегда есть место предприятиям», — эта мысль, вложенная в уста старухи Изергиль, определяет героев романтических произведений Горького. Одни реализуют этот девиз, другие его отвергают

Сильный и мужественный, Данко совершает подвиг самопожертвования и любви во имя своего племени, ведя людей своего племени к свету. Он настоящий подвижник, отдавший свое сердце людям. Данко умирает, чтобы жить в благодарной памяти людей, в их песнях и легендах.

Автор с волнением и радостью описывает кульминацию подвига: сердце, вырванное из груди, «полыхало так же ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес умолк, озаренный этим великим факелом любви к людям, и тьма рассеялась от его света…». Данко — образ человека, способного осветить путь из дремучего болота дикости, совершить подвиг, «не прося. ничего в награду».

Самоотверженность героизма воспевается Горьким в образе Данко. Подвиг горьковского героя еще и в том, что он взял на себя ответственность за людей, которые умрут от неспособности действовать. Удивительно, что люди не заметили этого подвига. И был даже осторожный человек, который «топтал ногой гордое сердце».

Несмотря на это, Горький заставляет восхищаться своим героем, возносит его на недосягаемую высоту. Неслучайно сюжет легенды о Данко также родственен библейскому.

Высок удел человека — подвиги творить! И даже сила характера сына орла меркнет перед огнем всепросветляющего сердца Данко. Ларра жесток и хищен в своем презрении к людям, которых он готов унизить и даже убить. Смелый, дерзкий и гордый человек-птица.

Однако его мужество направлено только на противостояние племени. Происхождение этого мужества кроется в желании быть «первым на земле», в стремлении к власти над людьми. И его неуемная гордость — скорее гордость индивидуалиста. Такой человек обречен на одиночество.

И если однажды в порыве отчаяния он вырвет себе сердце из груди, это отпугнет людей ледяным холодом.

Каким будет выбор человека — пожертвовать собой ради людей или противостоять людям — это решать самому человеку. А Горький в своих произведениях прославляет персонажей смелых, сильных, способных на самопожертвование.

Человек и общество в рассказе Горького «Старуха Изергиль». Что писать, примеры, тезисы

В своем бессмертном произведении «Старуха Изергиль» Алексей Максимович Горький размышляет и дает материал для размышлений о месте человека в обществе, о нравственных идеалах, о самопожертвовании и жажде свободы.

В истории два героя, Ларра и Данко, которых рассказывает старуха по имени Изергиль. Сначала она рассказывает о гордом и самовлюбленном Ларре, не уважающем даже пожилых людей.

За это он был изгнан из племени и осужден на вечное одиночество и невозможность умереть. Хуже наказания невозможно себе представить.

Совсем другой Данко. Автор подводит нас к мысли, что для того, чтобы люди и общество относились к вам с уважением, вы должны сделать что-то полезное для общества.

Данко ведет свое племя через ночной лес. И чтобы осветить путь, он вырывает сердце из груди. Данко умирает, но при этом получает свободу и благодарность, которых не может получить Ларра. Данко – настоящий герой, жертвующий собой ради соплеменников.

Сама история довольно сложная для понимания. В рассказе три истории. История самовлюбленного и гордого Ларра, история старушки Изергиль о ее жизни и любви и история смелого и бесстрашного Данко.

Итоговое сочинение по литературе, ЕГЭ-2018. Направление «Человек и общество»

Тема человека является лейтмотивом этой истории. Горький исследует природу человека, его место в обществе.

В этом произведении противопоставлены два героя — Ларра и Данко.

Ларра живет только для себя, он очень одинок, поэтому такая великая ценность, как жизнь, становится для него наказанием. Горький отмечает, что человек будет свободен только тогда, когда он тесно связан и взаимодействует с обществом.

Каким бы ни был человек, он живет в обществе, поэтому он должен научиться ладить с другими людьми.

Данко совсем другой. Он готов отдать свою жизнь за благо других. При этом он ничего не ждет и ничего не требует взамен. По Горькому, Данко – это идеал человека.

Человек и общество в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

В очерке по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль» можно написать о следующем.

В повести «Старуха Изаргиль» автор представляет читателю два образа, двух героев, это Данко и Ларра.

Они оба молоды, красивы, полны сил и энергии.

Но они отличаются друг от друга отношением к себе и к людям.

Данко любит людей, хочет сделать их жизнь счастливой и радостной, смысл своей жизни он видит во всеобщем счастье и лучшем мире.

Когда наступает роковой момент и люди этого не понимают, он все равно жертвует собой ради них и навсегда становится красивой легендой в благодарной памяти людей.

Ларра, наоборот, самовлюбленный и гордый.

Он тоже живет среди людей, но они кажутся ему недостойными его, он считает себя лучшим и презирает остальных.

Он считает, что может обойтись без людей, в своем холодном эгоизме убивает даже красоту, предназначенную его жене. И люди сослали его и приговорили к одиночеству, к которому он так стремился.

Тень Ларра, его душа обречена на вечное скитание и невозможность обрести счастье и покой вне общества, которое он так презирал.

Максим Горький на стороне Данко, его идеал — жизнь во имя людей, во имя преобразования общества, во имя общего блага и света.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» сама Изергиль рассказывает о Данко, который пожертвовал собой, не опасаясь смерти. Он вырвал свое сердце из груди, и оно осветило путь людям. Мужество Данко прославило его на века. Но люди неблагодарны, а потому забыли подвиг Данко и растоптали его сердце. Здесь общество уничтожает личность, потому что серая масса не нуждается в индивидуальности.

Гордый Ларра противопоставил себя племени, убил лучшую девушку, которую хотели отдать ему в жены, из-за чего он превратился в тень и был вынужден вечно скитаться. Таким образом, показано, что человек неотделим от общества и не может без него жить, а только существовать.

Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев. Размышления о споре поколений

Ярким примером конфликта между старым и новым поколением является роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров отрекается от веры братьев Кирсановых, воплощающих в романе образ старого дворянского общества. Поражает его презрение к истории «отцов», нигилистические взгляды полностью противоречат всем нравственным убеждениям старшего поколения.

Он даже отрицает такое базовое понятие, как любовь. За такое пренебрежение Тургенев сам наказывает своего героя: смерть дерзкого и честолюбивого Базарова нелепа и губительна для всех его идей, ибо на смертном одре он признает поражение своих убеждений, признаваясь в любви к Одинцовой. На его примере мы видим, что новое может быть прекрасным, но быть последователем новых идей не значит «топтать» старые.

«Война и мир», автор Л.Н. Толстой. Размышления о влиянии среды на человека

В русской классической литературе есть герой, которому удалось спастись, несмотря на давление общества. Это Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Один из самых ярких и показательных эпизодов происходит в начале первого тома. Это описание вечера в салоне мадам Анны Павловны Шерер. Молодой человек ведет себя совсем иначе, чем «требуется» на светском вечере.

Он живой, искренний, настоящий. Он умеет показывать эмоции и делает это. Он не ищет выгоды от знакомств — общается с теми, кто ему интересен. Несмотря на то, что Пьер не вписывается в светское общество, он не остается один. Герой находит своих людей — тех, кому он нужен таким, какой он есть.

Красота Безухова именно в том, что он реальный человек, с недостатками и достоинствами, способный к чувствам, искренний, любящий, невероятно добрый, честный и благородный. К счастью, никакое общество не могло повлиять на Пьера, изменить его. Оказывается, оно бессильно, когда перед ним стоит зрелая личность, сильная и уверенная в себе. В данном случае это никак не влияет на человека.

«Повесть о настоящем человеке», автор Б.Н. Полевой. Размышления о народном подвиге (С чего начинается Родина?)

Из «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого мы узнаем о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног возвращается в ряды солдат, чтобы защищать свою Родину от немецко-фашистских захватчиков. Самолет Мересьева был сбит над лесом в холодный март 1942 года, в самый разгар войны.

Во время аварии у пилота сильно пострадала нога, но ему удалось выжить и даже спастись от медведя. Почти три долгих недели он полз по лесу до ближайшей деревни, где его бросили люди. Когда Алексей поступил в городскую больницу, ему ампутировали ноги, так как надежды на их спасение не было.

Но он не отчаивался, вдохновленный летчиком Первой мировой войны Карповичем, который также пережил ампутацию ноги и все еще летал на истребителе. Мересьев научился не только ходить на протезах, но и управлять самолетом, и смог не только вернуться в армию, но и совершить подвиг.

История становится еще более удивительной, когда мы узнаем, что она основана на реальной жизни человека. При этом сам Мересьев признавался, что только любовь к Родине давала ему силы не только выжить, но и служить ей, проявив себя достойным сыном своей страны.

Читайте также: Сила духа: что это такое и как её прокачать — 7 советов

Пример №4 итогового сочинения ЕГЭ

Многие из нас не любят гордых людей. Это вполне оправдано, ведь когда нужно действовать сообща и напрягать совместные силы, именно наглый человек будет тянуть ковер, а то и вовсе откажет в помощи. С такими людьми сложно общаться, поэтому окружение постепенно отдаляется от них. Одиночество — удел высокомерного человека. Об этом нас предупреждают многие отечественные писатели.

Например, эта тема затронута А. С. Пушкиным в книге «Капитанская дочка». Швабрин много думает о себе, поэтому в финале произведения оказывается всеми отвергнутым. Алексей умен и остроумен, хорошо дерется и может привлечь к себе всеобщее внимание в любом окружении, но все эти достоинства перечеркиваются его наглостью.

Он уверен, что может безнаказанно манипулировать людьми и играть их эмоциями, переступая все моральные преграды. Возможно, из-за этого Марья отталкивает его, потому что инстинктивно чувствует исходящую от него угрозу. И это оказывается правдой. Как только самолюбие героя задето отказом девушки, он начинает распускать слухи, порочащие ее честь, и готов на любую злобу мстить.

Он не любит по-настоящему, но хочет залечить свою уязвленную гордость. Она толкает его на подлые дела: удар сзади на дуэли, письмо родителям Петра, шантаж Марьи, осуждение Гринева. Источником всей этой ненависти является гордость. Итог предсказуем: Алексей будет один, такой друг, муж или соратник никому не нужен. Общество изолировало его.

Эту же тему поднимает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра гордится своей силой и считает, что она дает ему право на снисхождение. Среди людей он ставит себя на голову выше других, потому что может себе это позволить. В попытке самоутвердиться герой получает от девушки отказ и реагирует на него неадекватно — убивает ее на глазах у всех.

Естественно, люди не терпели такого насилия. Но они были искренне удивлены позицией Ларры. Он не раскаивался, а даже хвастался своим поведением. Герой отличался высокомерием и не признавал своей вины в содеянном. По его мнению, сила дала ему такое превосходство, которое позволяло ему и грабить, и убивать, и брать то, что он хочет.

От такой дерзости соплеменники удивились и решили изгнать гордеца из своей общины. Бог наказал его бессмертием, чтобы он понял и прочувствовал всю горечь одиночества и изгнания. В финале герой уже просил смерти, потому что не справился с таким испытанием. Судьба Ларры — урок для других. Высокомерие и гордыня приводят к полному остракизму личности.

Подведем итог: гордым людям трудно адаптироваться среди людей, потому что они много думают о себе и хотят слишком много внимания, преференций, прав, на которые просто не могут претендовать. Терпение общества не безгранично, со временем окружение отворачивается от тех, кто платит за доброту и участие высокомерием. Никто не побежит за гордым, и он никогда не сделает первый шаг. В этом его трагедия.

Максим Горький “Старуха Изергиль” – анализ произведения

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родине. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, погружался в проблемы.

Встреченные автором люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, бывшие в их жизни, легенды и сказки. Автор был внимательным слушателем и брал их рассказы за основу сюжетов своих произведений.

Так была создана повесть «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения дан ниже.

Краткий анализ

Год написания — 1894

Создание рассказа — Идея создания рассказа пришла к автору в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Автор долго вынашивал идею произведения, результатом которого стала «Старуха Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личных отношений с обществом.

Композиция. Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это история в истории. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история – противопоставление третьей, а вторая часть – история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпическая история.

Направление — Интересно и направление данного произведения, если две крайние части относятся к романтизму, с элементами мифологии и фэнтези, то другая часть ярко выраженный реализм.

История создания

Долгое время Алексей Пешков проводил в разъездах по родине. Каждая из этих поездок была плодотворной для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, автор черпал вдохновение у этих простых людей, которые делились с ним своими историями.

Историей создания «Старухи Изергиль» стали и скитания писателя по Бессарабии. Идея «Старухи Изергиль» пришла автору весной 1891 года.

Горький в то время работал над романтическим циклом произведений, в котором дурное и возвышенное борются между собой.

Плодом его четырехлетнего размышления стала «Старуха Изергиль», проблематика которой в моральных вопросах, год написания всего рассказа 1894, в 1985 повесть опубликована.

Самому автору понравился процесс работы со «Старухой Изергиль», понравился результат получившейся работы. В письме к Чехову автор признавался, что этим произведением ему удалось выразить собственные взгляды на роль человека в обществе, что и было основной идеей повести.

Тема

Творчество М. Горького охватывает большую и разностороннюю тему с вопросами, которые волновали автора.

Во-первых, это тема свободы. В каждой из трех историй есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по-своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь при этом независимыми и свободными от стадной концепции.

Положительный герой, мечтающий привести свое племя к свободе и свету, Данко игнорирует его ворчание. Старуха Изергиль тоже свободна от навязанных обществом предрассудков. Она свободна и независима до такой степени, что в конце жизни жалеет об этом. Ларра считается отрицательным персонажем.

Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, растоптавший чужую свободу своей свободой и независимостью, и оставшийся один, свободный и независимый, но несчастный Тема любви затрагивает и каждого из героев в творчестве.

Данко любил людей всем сердцем, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и сделал. Ларра тоже любила, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не принесла счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда-то она была еще и молодой. Она любила многих и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она потеряла свою любовь только по пустякам, и ей тоже ничего не вернули.

Тема отношений человека с обществом. Человек не может быть вне общества. Все три персонажа играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и сообщество следует за ним. Он делает все для общества. Ларра отвергает общество, преодолевает его и становится изгоем. Изергиль теряла себя напрасно, никому не принося пользы, и жизнь ее была потрачена напрасно.

В легенде о Данко автор показал историю развития общества. Из тьмы невежества и дикости люди вышли к свету. Ценой своей жизни Данко дал людям свет и свободу.

Композиция

Композиция строится как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и уверенный в себе человек, противостоявший обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть и бродит в тенях в поисках утешения. Эта история, как и предыдущая, имеет элементы фантастики и похожа на сказку.

Во второй части старушка Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Юность ее была бурной и насыщенной, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысла жизни, жила бесцельно.

Третья история – легенда о Данко. Есть здесь и фантастические мотивы. История человека, который старался для людей и умер, чтобы они жили.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастическая, противостоят друг другу, имеют романтическую направленность. Вторая часть представляет собой чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль – реальный образ в повести, способный выражать свои мысли, высказывать свое мнение, в этом смысл названия произведения.

Жанр

Алексей Пешков начал свою творческую деятельность с создания новелл, характерной чертой которых является лаконичность формы, малое количество действующих лиц.

Старуха Изергиль включает в себя все эти качества, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Ее также можно назвать поучительной притчей, где читатель извлекает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

«Старуха Изергиль» содержит три рассказа, причем повествование получается «рассказом в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а средний — реализм, в котором ярко выражены реальные события и герои.

Максим Горький пьеса «На дне».

Герои: Атлас, Бубнов, Актер, Васька Пепель, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня, Алешка, Кривой Зоб и Татарин («Кривой путь»).

Жильцы Костылевского доходного дома терпели положение, в котором оказались, из-за нежелания что-либо менять. Некоторые герои живут бессмысленной жизнью с самого рождения, но есть и те, кто раньше жил вполне неплохо, но даже они ничего не хотят делать, чтобы вернуть себе былое положение. Все герои выбрали более легкий и быстрый вариант — это «кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и установок.

Иван Алексеевич Бунин рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Герои : Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие.

Михаил Александрович Шолохов  роман-эпопея «Тихий Дон».

Герои: Григорий Пантелеевич Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.

Новые знакомства и впечатления убедили Григория в неполноте и незрелости его картины мира. Смятение в душе сопровождало многих людей, на жизнь которых повлияла гражданская война. Григорий: «Я с белыми воевал, с красными не пристал, и плаваю, как навоз в льдинах».

Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».

Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети Анатолий, Настенька и Олюшка.

Особое внимание в рассказе уделяется описанию жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему дорог-свою семью.

Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения сложнее, чем композиции других ранних рассказов об авторе.

История Изергиль, многое повидавшей на своем веку, делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о его жизни и легенда о Данко.

В то же время все три части объединяет общая идея, стремление автора раскрыть ценность человеческой жизни.

Легенды о Ларре и Данко раскрывают два понятия жизни, два представления о ней. Один из них принадлежит гордому человеку, который никого не любил, кроме самого себя.

Когда Ларре сказали, что «все, что человек берет, он оплачивает собой», эгоист ответил, что этот закон его не касается, потому что он хочет остаться «целым». Высокомерный эгоист воображал, что он, сын орла, выше других людей, что ему все позволено и что дорога только его личная свобода.

Это было утверждение права на господство сильной личности над массой. Но свободные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, обрекая его на вечное одиночество.

Эгоистичная Ларра контрастирует с героем другой легенды, Данко. Ларра ценила только себя и свою свободу, Данко решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдавать людям ни единой частицы своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, «смельчак сжигал свое сердце для людей и умирал, не прося у них ничего взамен себе».

Изергиль, чей скрипучий голос «звучал так, словно шептались все забытые века», поведала две древние легенды. Но Горький не хотел завязывать ответ на вопрос: «В чем смысл жизни и реальной, а не мнимой свободы?» только с мудростью прошлого.

Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказываемыми героиней, и реальностью. Рассказ Изергиль о собственной судьбе, поставленный в центр произведения, выступает связующим звеном между легендой и реальной жизнью.

Сам Изергиль встречал на своем пути свободолюбивых и смелых людей: один из них боролся за свободу греков, другой был среди восставших поляков.

И потому не только предания, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их делать и найдет, где можно. В жизни, знаете ли, всегда есть место для бизнеса Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»

Наряду с песней о подвиге во имя народного счастья в повести появилась и другая, не менее характерная черта творчества Горького — осуждение трусливой лени обывателя, мелкобуржуазного стремления к миру.

Когда Данко умер, его храброе сердце продолжало гореть, но «это заметил осторожный человек, и когда он чего-то испугался, то наступил на гордое сердце ногой».

Что смутило этого человека? Подвиг Данко мог вдохновить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и поэтому мастер попытался погасить пламя, освещавшее путь вперед, хотя сам воспользовался этим светом и очутился в темном лесу.

Завершив рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы разъяснил, в чем состоит истинное бессмертие человека. Ларра оторвался от людей, и о нем в степи напоминает только темная тень, которую даже трудно разглядеть. И о подвиге Данко сохранилась жгучая память: перед грозой из его растоптанного сердца в степи сверкали синие искры.

Они проявлялись в противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (темных и светлых в легенде о Данко), в утрированном изображении героев («Что я сделаю для людей!?» — кричал Данко громче всех) гром»), в пафосной, напряженной напряженной речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных сюжетов, например в понимании Ларра свободы личности. В романтических традициях в рассказе даются и природные образы.

Тема любви в «Старухе Изергиль»

Тема любви в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» связана с различными проявлениями человеческой любви. В произведении содержатся проблемы любви к жизни, любви к себе, любви к окружающим людям, любви к свободе.

В первую очередь выделяется влюбленность Изергиль в юности. Для главного героя любовь была важнейшей частью жизни. Чувство любви побуждало Изергиль к различным действиям.

Искренняя любовь могла заставить гордую и свободолюбивую Изергиль змеей ползти за возлюбленным. Ради любви, которая для героини была смыслом жизни, Изергиль могла сделать все, даже убить.

Старуха ассоциирует себя с Данко, потому что ею движет любовь к другим. Однако чувство Изергиль основывалось на собственных удовольствиях, а не на пользе для других людей.

Но самым главным для нее в юности была любовь к ней другого человека. Любовь Изергиль была эгоистичной: когда героиня уже ничего не чувствовала к человеку, она уходила от него и больше никогда не встречалась, потому что гордость не позволяла ей этого сделать.

В сорок лет Изергиль отказывается от бесконечных поисков любви, она понимает, что счастье заключается в служении людям. Поэтому она говорит рассказчику, что молодежь любит ее, потому что она много рассказывает молодому поколению.

Тема любви также связана с любовью к жизни. Старуха Изергиль говорит в разговоре с рассказчиком, что она и живущие рядом с ней влюбленные безумно любят жизнь. Это показано в различных приключениях. Кьерринга осуждает рассказчика за то, что он не ценит жизнь, не использует все ее возможности, потому что тогда уже поздно.

Ларра сначала стремится к вечной жизни в мире, где ему все дозволено. Но когда герой получает желаемое, такая жизнь ему надоедает. Он хочет умереть, но Ларра не имеет на это права. М. Горький показывает, что эгоизм и жизнь без любви к другим делают человека несчастным и стремятся к настоящей смерти.

Данко любит жизнь, он стремится к тому, чтобы его люди обрели счастье, разрушив чары темных лесов. Однако жизни других людей становятся для Данко важнее собственной жизни. Любовь к людям становится главным двигателем действий Данко, который совершает настоящий подвиг на благо всех людей. Здесь возникает другая проблема: любовь к другим.

Если у Ларры такого чувства нет, то для Данко оно самое ценное. Свойственная Ларре любовь к себе противостоит любви к ближнему, свойственной Данко. Сочетание этих двух форм любви наблюдается у старухи Изергиль.

Любовь к себе или любовь к другим — этой проблеме посвящен рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Автор показывает, к чему приводит эгоизм и к чему приводит служение человека другим.

Любовь Данко к ближнему сильнее смерти. Герой разбивает себе грудь, чтобы своим сердцем осветить путь людям. Такая любовь неподвластна земным законам, она способна разрушить злые чары в темных лесах и привести людей к свету и счастью. Именно такая форма любви была идеалом автора.

 

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"