Проблема нравственности в комедии

Аргументы

Вариант 2

Как писал сам А.С о своей комедии. Грибоедов: «В моей комедии на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков». Главный вопрос, решаемый в комедии, — противостояние глупости и ума. Это следует непосредственно из названия сатирического произведения. Это нельзя игнорировать. Эта проблема достаточно глубокая, поэтому ее нельзя оставлять без должного внимания и детального анализа.

Оригинальное название комедии — «Горе уму». Чуть позже его сменили на более звонкий «Ви от ума». Почему автор изменил название?

Сделано это было потому, что первоначальное название прямо говорило о том, что в 19 веке любому интеллигентному человеку придется терпеть упреки и непонимание.

Грибоедов хотел передать в названии несколько иной смысл. Он хотел подчеркнуть, что одухотворенный и умный человек может навредить себе от общества. Вся суть пьесы отражена еще в названии «Пи от ума».

Конфликт, на котором основана вся сатира, основан на противостоянии старого и нового века. Чацкий много общается со старым московским обществом. В беседах он излагает свои системы убеждений, культурное наследие, взгляды на образование, семью, честь и совесть.

Фамусов и вся фамусовская община — представитель старости. В его мировоззрении успешный человек должен быть при деньгах и на высоком посту. Они предпочитают рабство и поклонение правителям. Таким образом они поднимаются по карьерной лестнице и заслуживают хорошей репутации.

Подобные действия неоднократно совершались Фамусовым и представителями его общины. Их больше заботит чужое мнение о себе, хорошая репутация, чем простое человеческое счастье.

Молчалин – представитель молодого поколения. Но его взгляды не отличаются от взглядов сообщества Famus. Он придерживается старинного идеала бойфренда-сквайра. Им просто не позволено иметь мнение и пытаться его отстаивать. Так он потеряет свою хорошую репутацию. В обществе он считается отличником Фамусова. Он флиртует и влюбляется в дочь хозяина дома. Сам он не испытывает к ней никаких чувств, а только старается удержаться на своем «престижном» положении благодаря этому.

Всех героев «Горя от ума», кроме Чацкого, можно охарактеризовать следующими качествами: любовь к деньгам и чинам, отдавать приоритет чужому мнению. Главный герой не понимает их менталитет. Его девиз: «Служить делу, а не человеку».

Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он ведет себя с ней очень грубо и задается вопросом о более высоком положении. Чацкий, как друг детства, тоже неравнодушен к ней. Но она упрекает его и не любит его. Это живой пример того, как такой образ жизни пагубно влияет на эмоции и жизнь многих.


СМИ «Обозник»

Доброта

  • Истинная доброта всегда выражается в действии. Так Чацкий предлагал реальные пути решения социальных проблем своего времени. Он выступал против крепостного права, вяканья и продажности, осуждал эгоизм и невежество дворянства и даже отказывался служить, чтобы не «служили». Этот герой действительно добр к людям, потому что не терпит зла, а чутко на него реагирует.
  • Часто мы являемся свидетелями ложной доброты. Так что Молчалин был любезен со всем начальством, готов был даже целовать хозяйскую собаку и расточать ей пышные знаки внимания, лишь бы подняться по карьерной лестнице. Его доброта, которую так любила Софья, была лишь предлогом для наживы. Он не критиковал высший мир только потому, что зависел от него.

Жизненные ценности

  • Жизненные ценности характеризуют человека и во многом определяют его судьбу. Так что Чацкий больше всего ценит свободу, гуманизм, просвещенность и другие нравственные и интеллектуальные богатства личности.

Вот почему он один выступает против эгоистичного и невежественного общества Фамуса. Его столкновение с московским дворянством — результат конфликта по поводу жизненных приоритетов: люди, ценящие себя больше всего, не могли понять альтруиста и мецената.

  • Важно правильно расставлять приоритеты в жизни. Софья Павловна, например, так никогда и не справилась и поплатилась за свои ошибки. В людях она ценила гибкость и следование канонам, которые почерпнула из романов. Ее бойфренд был романтичен, скучен и загадочен, но в то же время неискренен и осторожен.

В отличие от преданного Чацкого, Молчалин обманывал Софью ради наживы, делая вид, что она та, которую она хочет видеть в нем. Героиня получила ножевое ранение в спину от близкого человека за то, что неправильно определила жизненные ценности.

Мнение большинства

Проблемы с «Пи от ума» — это проблемы с общественным мнением, согласно которому оппортунизм считается проявлением здравого смысла. В понимании большинства Молчалин действительно ведет себя гораздо предусмотрительнее своего соперника, когда ищет покровительства у авторитетных людей, в том числе у женщин, потому что хочет «развлечься» и получить награды.

Он скромен, вежлив, предупредителен и обязательно «дорастет» в этом обществе, так как не высказывает умных мыслей, отчего его знакомые чувствуют себя выше мелкого служащего.

Истинный патриотизм в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума»

oboznik.ru - Истинный патриотизм в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума»

oboznik.ru - Истинный патриотизм в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Все глупое — счастье от безумия,

Все умные — горе от ума.

Слово патриотизм происходит от слова «патрис», что переводится как «родина», земля отцов, любовь к родине, привязанность к родине, языку, культуре, традициям.

Еще в детстве родители прививали любовь к Родине, любовь к народу. Даже несмотря на то, сколько тяжелых периодов пережила наша Россия, люди всегда за нее сражались, отдавали свои жизни на войне, трудились на ее полях — этот патриотизм народа смог поднять страну на почетный мировой пьедестал, несмотря ни на что пытается исказить эту истину.

Бескрайние просторы России раскинулись на 17 тысяч квадратных километров. Здесь все красоты земли: густые леса, широкие поля, высочайшие горы, быстрые реки, яркие цветочные луга, бушующие моря и океаны. Многие вторгались в эти области, но русский народ не хотел отдавать родные и любимые земли в чужое владение. Поэтому это всегда была борьба за жизнь. И вот, мы живем в большой стране, под ярко-голубым мирным небом, у нас есть все для комфортной жизни.

Россия гордится не только своими размерами и природными богатствами, но и великими писателями, внесшими огромный вклад в развитие русского языка и «настоящего русского слова”.

12 ноября 2013 года на oboznik.ru открылась рубрика «Чтение как источник патриотизма». И я, как представитель подрастающего поколения, искренне хочу внести свою лепту в этот раздел. Первый материал был посвящен Ф. М. Достоевскому, а я, со своей стороны, хотел бы рассказать об А. С. Грибоедове и обсудить истинный и ложный патриотизм в великом произведении этого автора «Горе от ума”.

Биографическая информация

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 года в обеспеченной, родовитой семье. В детстве Александр был очень целеустремленным и необыкновенно развитым. В 6 лет он свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, особенно в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Он прекрасно понимал латынь и греческий.

В 1803 г он был отдан в Московский университетский Дворянский пансион; через три года Грибоедов поступил в институт на словесное отделение Московского университета.

В 1808 году он получил звание кандидата словесных наук, но учебы не оставил, а поступил на морально-политическое отделение, а затем на физико-математическое отделение.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда враг появился на территории России, вступил в Московский гусарский полк (добровольческое иррегулярное соединение) графа Петра Ивановича Салтыкова, получившего разрешение на его формирование.

Прибыв на место службы, он попал в компанию «молодых корнетов из лучших дворянских фамилий» — князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланских, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов был в родстве. До 1815 года Грибоедов служил в чине корнета под командованием генерала от кавалерии.

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «К анализу вольного перевода Бюргерской баллады «Ленора» — рецензию на критические комментарии Н. И. Гнедича к балладе П. А. Катенина. » Ольга». В то же время имя Грибоедова фигурирует в списках действительных членов масонской ложи «Les Amis Reunis» («Объединенные друзья»).

В 1818 году он был назначен секретарем русской миссии в Тегеране. С 1822 г он был в Тбилиси секретарем дипломатических дел при командующем русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолове. Здесь Грибоедов начал писать комедию «Пи от ума». Как и декабристы, Грибоедов ненавидел самодержавно-крепостнический строй, но скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора.

«Пи от ума» — главное произведение Александра Грибоедова. В нем отражена целая историческая эпоха. Идея «Горя от ума», содержание комедии связано с идеями декабристов. Драматический конфликт в комедии был выражением борьбы двух социальных лагерей: феодально-тренерской реакции и передовой молодежи, из среды которой вышли декабристы. Комедия дает также, по словам Пушкина, «…острую картину нравов» благородной Москвы.

Направленный в апреле 1828 года полномочным министром-резидентом (послом) в Иран, Грибоедов отнесся к этому назначению как к политической ссылке. По пути в Иран Грибоедов снова провел несколько месяцев в Грузии; в Тбилиси он женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, грузинского поэта А. Чавчавадзе.

На посту посла Грибоедов проводил твердую политику. «…Уважение к России и ее требованиям — вот что мне нужно», — сказал он. Опасаясь усиления русского влияния в Иране, агенты английской дипломатии и реакционных тегеранских кругов, недовольные миром с Россией, натравили на русскую миссию фанатичную толпу. При разгроме миссии погиб Александр Сергеевич Грибоедов, все его тело было изуродовано. Похоронен в Тбилиси на горе Давид.

Истинный и ложный патриотизм в комедии «От ума”.

«Горе от ума» — уникальная комедия гениального писателя, но при жизни Грибоедова она не была полностью опубликована. Идея комедии состоит в том, чтобы соединить светскую комедию с комедией нравов. В этом произведении два конфликта действий: социальный и любовный.

Главный герой Чацкий. На протяжении всей комедии мы наблюдаем, что этот герой проявляет душевное здоровье, жизнерадостность, жизнелюбие, честность и, самое главное, «просветляющий ум”.

Его антагонист Фамусов ценит только чины и деньги. Он лжив и двуличен. Книги отвергает и говорит: «Уберите все книги и сожгите их”.

«Я хотел бы служить Тошно служить…» – говорит А.А. Чацкий. Настоящий патриот своей Родины делает все для ее блага. Вся трагедия Чацкого в том, что он ратовал за выход общества на новую ступень развития. Заменить «прошлый век» на «настоящий век». Он был защитником свободы личности, высмеивал тех, кто слепо подражал иностранной моде.

Александр Андреевич называет людей «добрыми и умными», он страдает за судьбу этих самых людей. Особенно вынуждены страдать пороки и недостатки фамусовского общества. Он обеспокоен издевательствами землевладельца над фермером.

Он употребил все свои душевные силы, чтобы внести благородные идеи в «знаменитое общество», но под влиянием господствующей власти потерпел неудачу.

«Всё, вы все гордитесь!

Хотите спросить, как жили отцы?

Они хотели учиться у старших» — слова из монолога П.А. Фамусова. Он осуждает передовую молодежь, призывает ее прислушиваться к старшему поколению. Павел Афанасьевич не ратует за развитие общества, он привык к тому, что существует давно. В обществе «фамус» все держится на связях, и такая модель жизни представляется членам московского общества идеальной, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений.

Итак, какие выводы можно сделать?

Образ Чацкого — это образ гражданина в самом высоком смысле этого слова. Он настоящий патриот, который всегда выступает за развитие общества, отвергает все неверные позиции, обладает чувством справедливости и равенства.

Ложный патриот сидит и думает, что это правильно. Его патриотизм только на словах. Он не хочет лучшего для своей страны, ссылаясь на то, что и так хорошо живет и ни в чем не нуждается. Таких псевдопатриотов еще называют «закисленными”.

Дорофеева Александра, специально для oboznik.ru

Сочинение Темы и проблемы комедии Горе от ума

В комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова много характерных для того времени тем и проблем. Именно из-за такой тематики произведение запретили к печати и не разрешили ставить в театре.

В работе есть ряд проблем. Грибоедов не боялся цензуры и учитывал все проблемы того общества. Каждую тему и проблему необходимо рассматривать отдельно. Во-первых, большой проблемой в то время было крепостное право и то, что помещики очень жестоко обращались с крестьянами. Ни один нормальный человек не мог спокойно переносить крепостное право.

Грибоедову тоже не понравилось воспитание, и то, как учат воспитанию дворянства. Не должно быть так, что если у человека есть деньги, то он получит лучшее образование, а если денег нет, то образование будет плохим.

Проблема этого общества заключалась еще и в том, что военные вообще не хотели воевать за свою страну и сохранять здоровье и спокойствие граждан. Они лишь хотели получить высшие степени и степени. Также каждый военный хотел получить много наград и иметь много денег.

Можно сделать вывод, что произведение «Пи от ума» связано с декабристами. Эта комедия полностью описала восстание декабристов.

Автор не только затрагивает подобные социальные темы, но и пишет о любви, браке и семье. Конечно, едва ли не самая главная тема — драма Чацкого. Он любит Софью, а она отказывает ему во взаимности. Ведь Софье не удастся уйти от общества Фамуса. Она не сможет полюбить и быть с Чацким.

Грибоедов в своем произведении «Горе от шутки» затронул важную проблему, состоящую в том, что старое общество никак не может принять людей из нового мира. Это люди, которые имеют свое мировоззрение в отличие от остальных людей в этом обществе. Они живут свободной жизнью и не зависят от чужого мнения. Они наслаждаются жизнью и не будут подчиняться другим, чтобы их уважали, а не унижали.

И одна из самых серьезных проблем, которые можно проследить в комедии, — это проблема разума. Сам автор иногда называл свое произведение о большом количестве идиотов и действительно умном человеке. Умные люди вроде Чацкого в таком обществе были ненавистны остальному населению. Сообщество Фамуса пытается изгнать Чацкого, называя его сумасшедшим, хотя сами они вовсе не умные люди. Чацкий слишком умен для таких людей и поэтому ему не место в таком обществе.

Читайте также: Аргументы на тему: Он и она в повести «Гранатовый браслет» 

Любовь

  • Иногда в любви есть место иллюзиям, которые вытесняют настоящего человека из отношений. Например, Софья полюбила не самого Молчалина, а его мираж, сдобренный фантазиями из французских книг. Героиня не знала, в кого влюбилась, ее чувства были встречены фальшью и расчетом со стороны подлого карьериста. Так сама любовь стала ядовитой иллюзией для Софьи и социальным толчком для Молчалина.
  • Любовь может стать не только счастьем, но и разочарованием. Так Чацкий намеревался сделать предложение девушке, которую давно любил. А вот друга детства Софья встретила холодно и замкнуто. Во время разлуки она влюбилась в другого. В итоге Александр горько разочаровался в своих чувствах, ведь именно избранница пустила слух о его безумии. Безответные чувства принесли герою боль и тоску.

Алексей Степанович Молчалин

Другой представитель московского лагеря — секретарь в доме Фамусова Молчалин. Думается, аристократы не должны принимать в свой круг недостойного тверского юношу, куда ближе им должен быть родовитый Чацкий.

Однако Молчалин обладает всеми качествами, позволяющими ему приблизиться к высшим кругам: умение скрывать собственное мнение, быть добрым к высшим чиновникам, выполнять для них работу и быть полезным, говорить кратко и тихо, соглашаться с благородными дворян, ухаживать за одинокими дамами на балах, быть вежливым и незаметным.

Консервативное общество ненавидит, когда ему противостоят, когда пытаются изменить свой образ жизни. Молчалин же идеально приспосабливается к обычаям и нравам, сложившимся и сохраняющимся в высшем свете. Служит в доме Фамусова, при этом официально числится в архивах, где растет в чинах.

Молчалин уже получил чин коллежского асессора, чиновника восьмого класса, что позволяет ему получить потомственное дворянство.Вполне возможно, что и через десять лет Молчалин удачно женится и станет «московским асом».

 

Образ Молчалина как подобострастного льстеца и карьериста приобретает в пьесе всеобщее звучание. «Молчалины блаженны на свете», — в этой фразе заключены не только мысли Чацкого, но и отношение автора к герою.

Софья Фамусова

Проблемы разума в «Писке от ума» также рассматриваются через призму восприятия Софии. Это дочь Фамусова, в которую влюблен наш герой.Девушка тоже считает, что ум Чацкого бесполезен, даже вреден для окружающих. Ей не нравится критика Александром Андреевичем всего дорогого ей. В его поведении и речах девушка видит гнев, озлобленность, недовольство всем.

Она понимает, что нелегко быть с этим раздражительным человеком, постоянно его слушать, хотя и считает ум Чацкого блестящим, блестящим. Но для семейной жизни больше подходит «ум» Молчалина, то есть умение приспосабливаться к обстоятельствам и во всем находить плюсы. Чацкий вынужден согласиться на это. Такие люди, по его словам, «благословенны в мире».

Как Добролюбов характеризует Катерину

После публикации пьесы А. Н. Островского «Гроза» в периодической печати появилось много откликов, но статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы «.
Говоря о том, как «понятен и выражен сильный русский характер в «Грозах», Добролюбов отметил в статье «Луч света в темном царстве» «сосредоточенную решимость» Катерины.

Но, определяя происхождение ее характера, он совершенно отошел от духа драмы Островского. Можно ли согласиться с тем, что «взросление и юность ничего ей не дали»? Без монологов — воспоминаний о молодости можно ли понять ее свободолюбивый характер?

Не чувствуя в рассуждениях Катерины ничего светлого и жизнеутверждающего и не почтивая ее религиозную культуру вниманием, Добролюбов рассуждал: «Природа здесь заменяет и рассмотрение ума, и требования чувства и воображения».

Логика Чацкого

Ум для Чацкого был не в тех же ценностях, что и для Фамусова. Молодой человек считает, что нельзя пользоваться огромным количеством привилегий, которые дает судьба. Хотя образование является предпосылкой для ума, этого недостаточно. Гораздо важнее свободно выражать свои взгляды и мысли, пытаться изменить мир под себя.

Он крайне недоволен тем, что глава научного комитета требует, чтобы букву никто не знал. В таком положении с такими взглядами долго продержаться не получится. Он высмеивал Чацкого и слуг Фамусова, пытавшихся спасти его жизнь и честь. Самостоятельно пользоваться предлагаемыми благами он не рекомендует, ведь вам придется как-то поощрять умных людей, спасших монархию от нападений Наполеона.

Молодой человек говорит, что нельзя оставаться при дворе, если вести себя как родственник Фамусова. Уже недостаточно просто угождать и проявлять преданность начальству, нужно заниматься своими делами и тщательно выполнять свои обязанности. Все это знакомит читателя с точкой зрения самого автора: человек, приспосабливающийся к условиям жизни, мыслит шаблонами.

Грибоедов показывает различия не только между разными поколениями. Ведь у Чацкого и Молчалина небольшая разница в возрасте. Хотя последний сделал карьеру и занял определенное место в обществе, образованному юноше не нравится поведение соперника.

Чацкий говорит, что интеллигентный человек может хотя бы кратко излагать свои мысли, он не должен зависеть от других.

Сочинение на тему скорби от души

По его словам, аристократическое общество уже не отвечает требованиям времени. Большинству дворян нужно торговать, но многие из них просто не могут или не хотят этого делать. Вместо этого Общество Фамуса продолжает бороться против позиции Чацкого.

Аристократы просто объявили своего противника сумасшедшим. Его изгнали из общества, после чего Фамусов стал чувствовать себя спокойнее. Но это продолжалось недолго, ведь Чацкий не единственный в своем роде.

Комедия «Горе от ума» многому учит. Композиция басен об образованном юноше из общества Фама показывает, как дворянство цепляется за свои устаревшие ценности.

И всякий, кто вступит в противоречие с уже сложившейся системой принципов, станет изгоем.

«Бедная Лиза» — Н.М. Карамзин

Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза» рассказывает об отношениях между крестьянкой Лизой и дворянином Эрастом. Несмотря на взаимную симпатию, которую герои испытывали друг к другу после знакомства, бедным Лизе и Эрасту не суждено было быть вместе.

Во многом социальное положение стало причиной трагического финала в отношениях между героями. Когда Лиза влюбляется в Эраста, она мечтает, чтобы он был обычным фермером. Это говорит о том, что бессознательно бедная Лиза понимала, что их любовь к Эрасту не продлится долго из-за принадлежности к разным классам.

Читателям современного поколения порой трудно понять, почему Эраст и Лиза не могли быть вместе, но Н. М. Карамзину наиболее ярко удалось передать проблему существовавшего в то время социального неравенства: Лиза была бедной крестьянкой, а Эраст — богатого дворянина, что в те времена было недопустимо для женитьбы.

Н. М. Карамзин не выражает ясно мысли о том, что причиной окончившегося романа между Эрастом и Лизой было социальное неравенство, но эта мысль проходит через все произведение.

Н. М. Карамзин, используя образ Эраста, раскрывает злое общество. Эраст — типичный дворянин. Он живет праздной жизнью и во всем ищет удовольствия. Когда Эраст потерял свое имущество и оказался в долгах, он решил жениться на богатой пожилой вдове. Читатель понимает, что Эраст не мог жениться на бедной в материальном отношении крестьянке Лизе.

Автор показывает, что Эраст, как типичный представитель дворянского общества, был важнее чувств Лизы, искренне любившей Эраста. Эраст не бунтовал против несправедливого общества, не боролся за любовь к Лизе, а подчинялся общественным устоям, не позволявшим ему жениться на крестьянке.

Н. М. Карамзин показывает развращенность общества, для которого деньги и общественное положение стали важной ценностью. Главная героиня Лиза выделяется среди окружающих ее людей тем, что живет в соответствии с моральными принципами.

Трагический конец отношений Лизы и Эраста, как и трагический конец жизни Лизы, покончившей с собой, связан с тем, что Лиза не была похожа на других представителей того общества, в котором ей приходилось находиться не жить в соответствии с принципами жизни, которых она не понимала. В смерти бедной Лизы виноват не Эраст, а общество, породившее таких людей, как Эраст.

Где найти прибежище герою?

Было ли в нашей стране место, где герои, подобные Чацкому, могли найти убежище, чтобы залечить свои раны? Вероятно, Александру Андреевичу следовало отправиться туда, где уже начинали создаваться тайные общества декабристов, где ценились такие люди и использовались их силы и знания для назревавших в России преобразований.

Разум, как его представляли передовые дворяне, должен был быть свободным, свободным. Вольнодумство для декабристов не было определением опасной болезни, порока или ругательства, а, наоборот, высоко ценилось.

«Дубровский» — А.С. Пушкин

Центральным персонажем романа А. С. Пушкина «Дубровский» является Владимир Дубровский. История показывает, как герой столкнулся с социальной несправедливостью и как он встал на борьбу с ней. В романе ярко показан конфликт между обществом и личностью.

В повествовании особое место занимает образ Кирилла Петровича Троекурова. Он становится олицетворением дворянства, привыкшего к безнаказанности. Именно из-за действий Троекурова отец главного героя, Андрей Гаврилович Дубровский, лишается собственного имущества и погибает.

Пушкин, награждая Троекурова чертами типичного представителя дворянства, показывает равнодушие и даже жестокость общества. Троекуров имеет влияние в округе и делает все, чтобы имущество Дубровского-старшего отобрали, несмотря на то, что Троекуров и Дубровский ранее были близкими друзьями.

Типичный представитель дворянского общества, Троекуров совершенно не думает о простых крестьянах и даже не думает о своем бывшем друге Дубровском, который остался ни с чем, без имущества. Пушкин показывает, что добиться чего-либо могли только те, кто имел высокое положение в обществе и материальные средства, такие люди могли делать все, что им вздумается, даже явления, не соответствующие закону и моральным принципам.

Владимир Дубровский хочет отомстить Кириле Петровичу за смерть отца и придумывает план мести. Желание добиться справедливости толкает Дубровского стать предводителем разбойничьей группы, у которой на самом деле были благие цели: бороться с несправедливостями, которые творит дворянство, особенно по отношению к крестьянам.

Пушкин показывает, что существующие социальные проблемы стали причинами того, что такие образованные и честные люди, как Дубровский, стали разбойниками. Став «благородным разбойником», Владимир Дубровский восстает против современного ему общества. Главный герой становится борцом с беззаконием и социальной несправедливостью.

Как представитель дворянства, Дубровский выступал против этого дворянства. Владимир Дубровский видел безнаказанность дворянства, поэтому считал их вредными для всего общества. В рассказе подчеркивается, что Владимир Дубровский и шайка разбойников под его предводительством только вредят богатым и знатным, помогая при этом беднякам, привыкшим к угнетению.

Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

Среди представителей общества Фамуса обязательно должны присутствовать дворяне не слишком высоких рангов, но те, кто стремится к ним, кто хочет выразить раболепное отношение к старшему поколению, стараются расположить его к себе. Это роль Молчалина в спектакле «Пи от ума»

В начале пьесы этот герой предстает перед читателем молчаливым и скромным любовником Софьи. Но как только девушке не удается сдерживать свои чувства к Молчалину на публике, начинает открываться его истинное лицо.

Он, как и Фамусов, очень боится народных слухов: «Злые языки хуже ружья». Он не испытывает чувств к Софии, но изображает ее бойфренда угождающим дочери «такому человеку». Молчалина с детства учили «быть. хозяином, где ему довелось жить», «хозяином», у которого он будет на службе.

Молчалин молчит и помогает только потому, что у него пока нет высокого рейтинга. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженны в мире», потому что аристократическое общество ждет только восхищения и чувства долга в свой адрес.

Человек и общество

М. Горький «Старуха Изергиль»

В повести «Старуха Изергиль» М. Горький показал иное отношение к обществу.Ларра не признает порядков и традиций племени своей матери, других людей он презирает, а себя считает лучшим. Как истинный эгоист, он не думает о других, занимается реализацией собственных целей и желаний. Убийство отказавшей ему девушки становится демонстрацией полного отречения от общества, за что он и был наказан племенем.

Совершенно по-другому относится к обществу Данко, который не только берет на себя ответственность вести племя сквозь тьму к свету, но и отдает собственную жизнь, вырывая сердце, которым он осветил путь людям. Данко — настоящий альтруист, для которого судьба других людей важнее собственной жизни.

Интересно, что и эгоизм Ларры, и альтруизм Данко ни к чему хорошему не приводят. Если Ларра справедливо окажется обреченным на вечное одиночество, Данко погибнет, а то, что «осторожный» человек наступит на еще пылающее сердце Данко, говорит о том, что его подвиг будет быстро забыт. М. Горький высказывает мысль о том, что и жизнь исключительно для себя, и жизнь только ради других ведут человека к трагедии.

Своеобразным «средним» является отношение к обществу дожившей до старости Изергиль, не отрицающей роли общества, но в то же время не забывающей себя и добивающейся собственных целей и желаний.

А. Н. Островский «Гроза»

В драме А. Н. Островского «Гроза» особое внимание уделено «жестокой морали» города Калинова, куда попала главная героиня Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова.«Темным царством» правят Кабаниха, Дикий и им подобные мелкие насильники.

Орден Калинова построен на патриархальных принципах Домостроя. Автор высказывает следующую мысль: нахождение в «темном царстве» с рождения, воспитание у тиранов-самодуров оказывает негативное влияние на людей. Тихона и Бориса можно назвать безропотными людьми, которым свойственна пассивность. Варвара и Кудряш, которых можно назвать адаптивными, понимают, что общество требует перемен, но тоже ничего не делают для улучшения своей жизни, приспосабливаясь к «жестоким обычаям».

Катерина, привыкшая к свободе в родительском доме, никак не может привыкнуть к тирании, с которой столкнулась не только в доме Кабанова, но и во всем городе Калиново. Главный герой находится в оппозиции к обществу. Она даже считает, что смерть лучше жизни в «темном царстве». Самоубийство Катерины становится своеобразным бунтом против устаревших социальных законов, демонстрацией нежелания подчиняться «жестокой морали».

Н.В. Гоголь «Шинель»

В рассказе Н. В. Гоголя «Шинель» показаны сложные взаимоотношения главного героя Акакиевича Башмачкина с обществом.Башмачкина нельзя назвать человеком с активной социальной позицией, он не стремится изменить общество к лучшему, но привык приносить пользу обществу.

Акакий Акакиевич отказывается от повышения и остается «вечным титулярным советником», потому что Башмачкин был занят переписыванием, которое у него хорошо получалось. Деятельность, которую главный герой выполнял с любовью, приносила пользу обществу.

Однако Башмачкин был неправильно понят окружающими. Коллеги смеялись над ним и не оставляли его в покое. Морозным вечером неизвестные украли новую шинель Башмачкина, которую он долго копил, спасли все, а сторож, находившийся недалеко от места происшествия, ничего не видел.

На заявление Башмачкина «значительное лицо» никак не отреагировало, ничего не предприняв для поимки преступников и нахождения украденной шинели. Н. В. Гоголь показывает, что общество отрицательно относится к Башмачкину, фактически доводит его до смерти.

Н.В. Гоголь «Невский проспект»

В повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» демонстрируются следующие социальные ценности: получение высокого положения в обществе, внешнее благополучие, богатство. Автор показывает, что люди стремятся доказать окружающим, что они чего-то стоят, при этом предпринимая бесчисленные попытки быть теми, кем они на самом деле не являются.

За внешним благополучием и праздностью жизни скрывается пустота и нравственное разложение. Думая только о своей оболочке, люди не развивают свой внутренний мир. В рассказе выражена мысль о том, что Санкт-Петербург – это город, в котором нет места любви, дружбе и другим бескорыстным чувствам.

И если Пирогов, один из центральных персонажей, сливается с обществом и принимает все его принципы и законы, то Пискарев, другой центральный персонаж, находится в дисгармонии с обществом. Этот нравственно чистый, добрый и нравственно возвышенный человек оказывается непонятым окружающими. В этом пошлом и развратном обществе, где нет места искренним чувствам, Пискарев совершенно одинок.

Общество не позволяет ему развиваться и реализовывать свои лучшие качества. Тихо и спокойно, есть только типичные жители, вроде Пирогова. Самоубийство Пискарева говорит о пагубном влиянии порочного общества на человека.

Грибоедов «Горе от ума»

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» показано огромное влияние общества на личность.Практически все персонажи, показанные в действии, являются представителями «общества фамусов». Их главные ценности в жизни – это социальный статус, достижение чинов и богатства, ради чего представители «прошлого века» готовы притворяться, лицемерить, идти против истинной любви и не иметь «своего суждения».

Читатель понимает, что Молчалин не мог не стать представителем «фамус-общества», так как его воспитывал отец, действовавший по законам «прошлого века», так как он всегда находился в обществе людей, стремящихся к высокое положение в обществе и богатство.

В желании выполнить отцовское указание, в котором говорится удовлетворить всех, от кого может зависеть его положение в обществе и карьерный рост, Молчалин угождает окружающим, даже собаке дворника, и притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, чтобы жениться на влиятельном люди.

Грибоедов на примере Молчалина, подчиняющегося существующим законам и полностью принимающего общественные идеалы, показывает, что «общество фамуса» формирует мировоззрение человека, определяет его характер и нравственные ценности.

 

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"