- Сочинение ОГЭ 9.3 Жизненный опыт. Как приобретается жизненный опыт? По К.Г. Паустовскому
- Взаимовыручка
- А какие темы там есть?
- Счастье
- Драгоценные книги
- Вариант 2
- Нравственный выбор
- Переосмысление ценностей
- Внутренний мир
- Как привить жизненные ценности в процессе воспитания
- Какие бывают аргументы
- Настоящее искусство
- Отношение автора к проблеме
- Сострадание
- Сочинение ЕГЭ – Проблема проявления жизненной стойкости по тексту К. Симонова
- Аргументы из народной мудрости
- Любовь
- Сила духа
- Пример №4 итогового сочинения ЕГЭ
- Основные ценности в жизни человека
- Человечность
- Благородство
Сочинение ОГЭ 9.3 Жизненный опыт. Как приобретается жизненный опыт? По К.Г. Паустовскому
Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту К.Г. Паустовского «Пришел к дяде Коле штабс-капитан Иванов — чистый, белорукий, с аккуратно подстриженной белокурой бородой и тонким голоском»
Жизненный опыт – это мудрость, которую человек приобретает, проходя различные жизненные испытания. Жизненный опыт – это не только житейские навыки и умения, это в первую очередь выводы, которые человек делает после случившегося, это умение использовать опыт в будущем.
Невозможно родиться с жизненным опытом, его можно приобрести, только сталкиваясь с разными ситуациями. Жизненный опыт можно приобрести, преодолевая трудности, принимая трудные решения, делая выбор и страдая от последствий этого выбора, а жизненный опыт можно также перенять у пожилых людей.
Подтверждение моих слов можно найти в тексте К.Г. Паустовского. Школьник рассказывает о событиях, произошедших в его жизни: отец ушел из семьи, поэтому они с матерью бедствовали. Мать всячески пыталась скрыть бедность, ее страх передался и сыну. Герой стеснялся своей бедности, в отличие от своего взрослого знакомого, штабс-капитана Иванова.
Иванов, несмотря на свои предрассудки, не стыдился своего положения. Он научил главного героя не краснеть, если ты не делаешь ничего плохого, «смотреть людям прямо в глаза». Штабс-капитан на собственном примере показал мальчику, что не стоит «проходить мимо предубеждения», когда он сам стал собирать рассыпанную капусту, несмотря на насмешки окружающих.
Главный герой извлек из этого урок и приобрел жизненный опыт. Он даже начал «порхать», разгребать снег, выполнять черновую работу. Но самое главное, он больше не реагировал на насмешки.
Этот пример показывает, что жизненный опыт можно перенять у взрослого человека. Он может показать пример того, как действовать. Вот почему так важно, чтобы вокруг ребенка были взрослые, у которых можно чему-то научиться.
Другой пример, подтверждающий мою позицию, — комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина. В этом произведении Стародум делится с племянницей своим жизненным опытом. Он всегда поступал честно, по совести, чему учит Софья.
Стародум и Софья, впитав в себя клевету дяди, прощают Простаковой ее злодеяния, а именно попытку насильно выдать Софью замуж за необразованного, наглого Митрофана.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизненный опыт приобретается, когда человек проходит через жизненные испытания. Хорошо, когда в таких ситуациях рядом есть человек, который поделится своим жизненным опытом и будет достойным примером.
Взаимовыручка
- Макар Девушкин и Варвара Доброселова из романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди» — прекрасный пример взаимопомощи. Они не богаты, не влиятельны, но стараются всячески помогать друг другу: он присылает ей деньги с последнего раза, а она отвечает взаимностью, когда может. Пример героев показывает, что не обязательно иметь много возможностей для добрых дел, нужно только желание.
- Военный Шейн, герой фильма А. Шенкмана «Лысая няня», вынужден защищать детей погибшего ученого. Они в опасности, им нужна поддержка и забота. Все эти задачи можно решить только работая в команде. Тем не менее, Шейн и его спонсоры пришли к взаимопониманию и взаимопомощи.
- Слепой Джим Шерман смог вывести из огня слепую женщину Энни Смит. Когда мужчина услышал крики в соседнем доме, он ощупал забор и подошел к нему. Помогая друг другу, старики выбрались невредимыми. Здесь взаимопомощь сливается с благородством и отвагой.
А какие темы там есть?
Сила духа, нравственный выбор, истинное искусство, доброта, внимание к человеку, смысл жизни, ответственность, признание своих ошибок… Их много. Но все темы, естественно, требуют от ребенка рассмотрения и анализа. Ну и конечно все темы путают ребят.
Счастье
- Герой рассказа И. Бунина «Косари» испытал счастье, слушая песню косарей. В этой песне отражалась русская душа, она была прямая и светлая, объединяла барина и крестьянина. Рожденное из песни «бесконечное счастье» герой вспоминает с грустью, так как после революции все изменилось, и больше такого не повторится.
- Роуз, героиня фильма Д. Кэмерона «Титаник», обрела короткое, но яркое счастье во время плавания. Знакомство с Джеком открыло для нее настоящую, не светскую жизнь и всепоглощающую любовь, готовую победить смерть. Джек умер, но Роза помнит свое счастье спустя много лет.
- Писательница Дарья Донцова пережила рак, победила болезнь на последней стадии. Она думала не о себе, а о детях и матери, которые нуждались в ее заботе. И Дарья победила, что принесло невероятное счастье и понимание ценности жизни. А новое увлечение — написание книг — давало еще больше положительных ощущений для творческой самореализации.
Драгоценные книги
- Студенты-разночинцы из «Юности» Л.Н. Толстого, несмотря на то, что выглядели совсем не комильфо, не соответствовали идеалам главного героя Николая Иртеньева, были не менее образованны, чем аристократ Иртеньев. Драгоценными книгами для них были русские классики, например, Пушкин. Чтение, а не принадлежность к высшему обществу, делало их интересными людьми.
- Драгоценными книгами были «Книга мертвых» и «Книга живых» из фильма «Мумия» С. Соммерса, потому что они оживляли и отправляли мумии обратно в царство мертвых. Однако с такими опасными объектами нужно быть очень осторожным, иначе все может выйти из-под контроля. Так и случилось с Риком, Эвелин и Джонатаном, которым пришлось спешить спасать мир.
- Драгоценными книгами для всех верующих являются религиозные произведения. Это не только их философское и культурное значение, они способствуют жизни. После прочтения Библии, Корана, Торы или других трактатов становится легче на душе, появляется ориентир и четкое понимание, что высшие силы обязательно помогут.
Вариант 2
В наше время высоких технологий, социальных сетей, жизни в Интернете, общения только в мгновенных сообщениях человек стал забывать такие качества, как доброта, искренность, забота, взаимопомощь. Когда мы прячем лица за экранами смартфонов, мы просто проходим мимо людей, которым нужна помощь, не замечая этого.
Но взаимопомощь – одно из качеств, без которых трудно обойтись в этой жизни. Чарльз Де Линт, сказал по этому поводу: «Мир всегда выглядит чуточку ярче, если мы делаем что-то друг для друга, а не для себя», и с этими словами трудно не согласиться. Добрые дела всегда вознаграждаются добротой, принцип «ты – мне, я – тебе» с детства заложен в подсознании нашего народа.
Вы с детства замечаете принцип взаимопомощи в простых жизненных ситуациях, например, вы помогли отцу убраться в гараже, за что он починил ваш велосипед. Или одноклассник помог с алгеброй, а взамен подтянул тебя по биологии, в которой хорошо разбирается. И таких примеров много. Также приведу пример взаимопомощи из своей жизни.
Каждое лето родители отправляли меня в деревню к бабушке. Рядом с этой деревней был большой пруд. Местные мальчишки ходили туда купаться, кататься на лодках и ловить рыбу. В первый же день моего приезда сосед Юры пригласил меня на рыбалку. Я согласен. Но потом я вспомнил, что у меня нет с собой рыболовных снастей.
Отказываться не хотелось, поэтому решил взять спиннинг отца, несмотря на его запрет, так как удочка была слишком большой для взрослых и стоила больших денег. На следующее утро мы пошли на пруд. Спиннинг был тяжелый, я его не удержал, сломал и поймал за край лодки. Сказать, что я был расстроен, это ничего не сказать.
Я знал, что мой отец будет очень зол. Рядом с бабушкой жил пожилой дедушка Андрей, у него не было родственников, и со всеми домашними делами он справлялся сам. Однажды я помог ему покрасить забор. Со своими проблемами я обратилась к нему. Дедушка починил отцовский спиннинг, плюс подарил еще пару удочек.
В таких случаях вы получаете жизненный урок. Важный опыт, который учит вас быть отзывчивым, помогать людям, которые нуждаются в вашей поддержке. Ведь однажды вы сами окажетесь в сложной ситуации, с которой вам помогут по принципу взаимопомощи. Всегда нужно помнить золотое правило – всегда протяни руку помощи! И не обязательно из-за собственной выгоды, а просто по доброте душевной.
Нравственный выбор
- Андрей Соколов, герой повести М.А. Шукшина «Судьба человека», постоянно стоял перед выбором между животным выживанием и сохранением в душе человеческих качеств. Герой выбрал второе, поэтому никого не предал и не подставил, даже если на кону стояла его собственная жизнь. Его воля и настойчивость помогли ему в концлагере, когда за эти качества передумали его казнить. Всегда важно сделать правильный выбор.
- Белла, героиня фильмов «Сумерки» режиссера Д. Слэйда («Сумерки. Затмение»), оказалась перед выбором между Эдвардом и Джейкобом. Оба любили ее, готовы были защищать, при этом были сверхъестественными существами и могли нести опасность. В ходе сюжетных перипетий и эмоциональных метаний девушка все же выбрала Эдварда, повергнув Джейкоба в глубокую депрессию. Выбор может быть болезненным, но его необходимо сделать.
- М.И. Кутузов, великий русский полководец, был поставлен перед выбором — сдать Москву или дать смертельный бой. С одной стороны, армия была ослаблена и не могла сражаться. Но с другой стороны, Москва — это символ России, как отдать ее врагу? Однако полководец принял мудрое решение сохранить войска и сдать Москву. Но в итоге противник все же был разбит и вынужден отступать по ранее разграбленной дороге.
Переосмысление ценностей
Формирование основных жизненных ценностей начинается с первого года жизни человека и заканчивается примерно к 22 годам.
На протяжении жизни человек сталкивается с различными ситуациями, которые предполагают переосмысление ценностей. Такие моменты всегда связаны с сильными эмоциональными потрясениями (как положительными, так и отрицательными) или длительными депрессивными состояниями. Он может стать:
- свадьба;
- рождение ребенка;
- потеря близкого человека;
- резкое изменение экономической ситуации;
- тяжелая болезнь (собственная или близкого человека);
- трагические события мирового масштаба, унесшие множество жизней);
- влюбиться в человека, не соответствующего идеалам;
- жизненные кризисы (юность, зрелость);
- старость (конец жизни).
Иногда смена приоритетов происходит непроизвольно, когда человек инстинктивно выбирает лучший путь для своей дальнейшей жизни.
Иногда, например в кризисных случаях, длительные психологические проблемы приводят к новому образу мышления и новому выбору жизненных ценностей. Когда человек в затяжных депрессиях чувствует собственное несчастье, он не может найти выхода — и остро встает проблема жизненных ценностей. В этом случае требуется осознанный подход и четкое желание перерасставить приоритеты.
Переосмысление ценностей дает человеку шанс «начать жизнь с чистого листа». Измените себя, радикально измените свое существование. Часто такие перемены делают человека счастливее и гармоничнее.
Внутренний мир
- Григорий Печорин, герой М.Ю. Роман Лермонтова «Герой нашего времени», ведет дневник, в котором не только рассказывает о событиях дня, но и делится своими мыслями, многие из которых чрезвычайно глубоки. Дневники позволяют понять свой внутренний мир, этим качеством Печорин владел в совершенстве. Человек, который понимает себя, хорошо знаком с другими людьми.
- Кобб, герой фильма К. Нолана «Начало», проникает в сознание людей, пока они спят, и крадет их идеи. Проникновение во внутренние миры других разрушает его собственный, и герой решает исправить свои ошибки невыполнимой задачей внедрения новой идеи в сознание других. Много опасностей подстерегает Кобба в чужом сне.
- Владимир Познер, автор одноименной программы, не только берет интервью, расспрашивает о фактах и событиях, но и погружает зрителей во внутренний мир героя. Иногда собеседник открывается с совершенно новой стороны, и зритель меняет свое мнение о нем. Произошло это, например, после интервью с Сергеем Шнуровым, который оказался вдумчивым и культурным человеком.
Как привить жизненные ценности в процессе воспитания
Вопрос о привитии жизненных ценностей обычно задают молодые родители. Я хочу воспитать своего человека «правильным» и счастливым.
Основным фактором для выбора системы приоритетов, которую вы хотите отложить в голове ребенка, является собственное понимание родителями «правильных» ценностей.
Сформированные в детстве представления о важных вещах закрепятся в подсознании на всю оставшуюся жизнь и останутся неизменными без серьезных потрясений. Речь идет об общечеловеческих ценностях (семья, любовь, стремление к саморазвитию и образованию, карьерный рост, материальное обогащение).
В семье, где близкие люди всегда на первом месте, ребенок вырастет ценить любовь и межличностные отношения. В семье карьеристов скорее всего сформируется амбициозная личность, желающая определенного статуса. И так далее
Система ценностей растущего человека строится на жизненном опыте. На том, что он «делает» каждый день. Бесполезно говорить подрастающему поколению, что самое главное в жизни — это семья, когда отец пропадает на работе, а мать не вылезает из своих гаджетов, лишая ребенка внимания. Если вы хотите сформировать у малыша «правильные», как вам кажется, жизненные приоритеты, покажите это на собственном примере. Ценности детей в руках родителей.
Какие бывают аргументы
Для полного раскрытия проблемы конверсии аргументы необходимо подбирать исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три типа:
- Личный опыт, то есть факты, взятые из вашей жизни. Они не обязаны быть надежными, потому что никто не проверит, произошло ли это на самом деле.
- Информация, полученная учащимся из школьной программы. Например, с уроков географии, истории и т.д.
- Литературные рассуждения, которые нас будут интересовать в первую очередь. Это опыт чтения, который кандидат должен приобрести в ходе обучения.
Настоящее искусство
- В рассказе В. Шукшина «Мастер» рассказывается о непревзойденном плотнике Семке Рыси, который пытается восстановить красивейший храм. Герой чувствует настоящее искусство, мастер видит мастера издалека. Но у чиновничьей машины такого смысла нет, красивая церковь не является исторической ценностью, поэтому и восстанавливать ее нечего. Неспособность помочь настоящему искусству рождает в сердце Семки тоску и разочарование.
- Фильм О. Даана «Жизнь в розах» рассказывает о творческом пути Эдит Пиаф. Певица начинала в трущобах, но покорила самые известные концертные залы. Жизнь Пиаф – это служение музыке, ради которой она пожертвовала и своим личным счастьем. Ее песни до сих пор известны, потому что относятся к настоящему искусству.
- Певец Муслим Магомаев ушел со сцены на пике своей популярности, потому что не хотел предавать настоящее искусство и заставлять публику видеть возрастное увядание своего голоса. Он был чрезвычайно популярен, и песни исполняются до сих пор (хотя никто не может петь лучше), но Магомаев не мог использовать свою былую славу, не мог предать музыку.
Отношение автора к проблеме
Жизненный опыт – это знания и мудрость, которые человек накапливает на протяжении всей жизни. Чаще всего она приобретается, когда человек проходит различные испытания, когда ему предстоит сделать выбор или принять решение.
Сострадание
- Иван Васильевич, герой романа Л. Н. Толстого «После бала», вспоминал случай из юности, перевернувший его мысли. Герой видел, как полковник Петр Владиславович, отец его возлюбленной Вареньки, внимательно наблюдал за исполнением наказания для дезертира. Накануне военный был мил и трогателен. Событие это наполнило сердце Ивана Васильевича состраданием и ужасом, и он уже не мог любить даже Вареньку.
- Просмотр фильмов о войне учит состраданию. Например, трагический финал фильма «В бой идут одни старики» Л. Быкова всегда вызывает слезы. Люди, отдающие жизнь за отечество, вызывают не только чувство милосердия, но и большое уважение. Главный герой, капитан Титаренко, переживает многих из своей эскадрильи. Его сердце наполнено состраданием к павшим и ненавистью к врагам.
- Рубрика «АиФ. Доброе сердце» в газете «Аргументер ог факта» вызывает симпатию у читателей. И это не простое чувство жалости, оно позволяет помочь маленьким героям в колонне. Прочитав историю тяжелобольного ребенка, хочется ему всячески помочь, в том числе и материально. Таким образом, собираются деньги на дорогостоящее лечение, а дети получают шанс на нормальную жизнь.
Сочинение ЕГЭ – Проблема проявления жизненной стойкости по тексту К. Симонова
Какова была стойкость и сила людских душ в годы Великой Отечественной войны? Что помогло советскому народу вынести весь страх военных действий и выстоять в годы войны? Такими вопросами задается советский прозаик, поэт и драматург Константин Михайлович Симонов. Автор предлагает читателям задуматься над ответами на эти вопросы, описывающие начало войны.
Автор описывает обессиленных бегущих старух, женщин и девушек, направляющихся на восток. Мальчики, руководимые верой и долгом, «поспешили добраться до назначенных им призывных пунктов и, не желая прослыть дезертирами, пошли на смерть, против немцев». Они были напуганы, но неизвестность пугала их еще больше.
Они «не верили, что немцы могут быть рядом, пока не успели облачиться в форму и взяться за оружие…». Прозаик, описывая чувства народа двадцатого июня сорок первого года, дает понять, как люди были напуганы. Никогда нельзя быть готовым к войне. Ребята пошли, думая, что враги и сражения где-то там, дальше.
Молодые люди не осознавали, что могут погибнуть в любой момент, не дойдя до призывных пунктов. Автор продолжает рассказ и описывает чувства и переживания героя произведения Синцова. Он не переставал вспоминать одну деревню, особенно кладбище. «Деревня была маленькая, а кладбище большое — вся земля была усеяна крестами, битая, покосившаяся, старая, размытая дождями и снегами».
Он испытывает неописуемый страх за свою родину. Его волнует только один вопрос: что будет дальше? Синцов, как и все, не ожидал, что их настигнет такое страшное, кровавое, яркое событие, как война. Две части текста дополняют друг друга. Точно так же они показывают, насколько война смущает и влияет на людей. Но люди, ведомые верой и долгом, все равно собирают волю в кулак и идут воевать за Родину.
Прочитав текст, можно проследить отношение К.М. Симонова. Он считает, что духовная сила и жизненная сила людей в годы Великой Отечественной войны проявлялись в умении преодолевать растерянность и страх. Они не дали суровости первых дней войны сломить их дух, ослабить их боевой дух.
Целая часть жизни каждого советского человека прошла в испытаниях, трудностях, борьбе за свою жизнь, жизнь близких, родных и светлое будущее страны. Это закалило их характеры, так что тяготы войны, казавшиеся поначалу невыносимыми, были преодолены. Конечно автор прав. Война делит жизнь людей на «до» и «после».
Человек, видевший войну, становится участником боевых действий, получает глубокую, незаживающую рану в сердце на всю жизнь, но таких людей по праву можно считать очень сильными и стойкими. Ужас начала войны описан и в романе Б.Л. Васильева под названием «Его не было в списках». Книга рассказывает о том, как неожиданно и быстро все произошло.
Коля Плужников жил обычной жизнью девятнадцатилетнего парня, но однажды ночью его жизнь коренным образом меняется. Все было спокойно, но через мгновение повсюду стал слышен грохот рвущихся снарядов. Сначала он беспокоится, что у него нет оружия, из-за того, что его нет в списках. Ведь надо действовать! Мы должны бороться! Т
огда он впервые видит смерть людей. Коля в унынии и ужасе, но через некоторое время смерть и трупы станут для него обыденностью, как и для других воинов, которые будут скучать по вчерашнему дню, когда все было еще тихо и спокойно. В заключение следует отметить, что мир, в котором мы сейчас живем, создан благодаря людям, которые сражались за Родину на войне.
Мы всегда должны знать и помнить героев войны, которым пришлось пройти страшные жизненные испытания, чтобы мы теперь жили под мирным небом.
Читайте также: Сочинение Жизненные ценности ОГЭ 9
Аргументы из народной мудрости
- «Один опыт важнее семи мудрых поучений», — говорили в русском народе. Это справедливое изречение. Хороший опыт на самом деле важнее, чем несколько учений. Жизненные уроки запоминаются легче и быстрее, чем чужие слова.
- «Долгий опыт обогащает ум», — гласит русская пословица. Она утверждает, что богатый жизненный опыт дает нам знания, которые обогащают наш разум.
- «Сотня советов и пары опытных рук не заменит», — гласит русская пословица. В ней наши мудрые предки отмечали, что пара опытных рук гораздо важнее, ценнее сотни советов. Из опытных рук вы можете учиться на собственном опыте, а советы рискуют остаться просто словами.
- «Жизненный опыт надежнее панциря черепахи», — гласит русская пословица. Народ считал жизненный опыт самым надежным средством. Спасает человека в сложных ситуациях, помогает избежать ошибок в будущем.
- «Река опытному воину не преграда», — гласит русская пословица. Там сказано, что если у воина есть опыт, то ему не страшна даже самая бурная река, он сможет с ней справиться.
- «Опыт молодому окрыляет, а старого цепями тащит ноги», — гласит русская пословица. В ней наши говорят, что жизненный опыт — это крылья даже для молодых, но иногда он тревожит стариков, висит на шее тяжелой ношей или сковывает ноги цепями.
- «Не тот опытный, кому много лет, а тот, кто много повидал», — говорил русский народ в пословице. Он считал опытным человеком не того, кому много лет, а того, кто многое видел, был в разных ситуациях и извлек из них хорошие уроки.
- «Умнеют не от смеха, а от жизненного опыта», — гласит русская пословица. Она утверждает, что от смеха человек не становится мудрее. Лучший учитель – это жизненный опыт. Его уроки запоминаются с первого раза.
- «Склонись до старости, учись на опыте», — гласит русская пословица. В ней людям советуют кланяться старости за хорошие уроки, за опыт и мудрость, которым учат молодых.
- «Опыт часто заменяет обучение», — гласит русская пословица. Жизненный опыт дает человеку мудрость, знания, поэтому легко может заменить любое учение.
Любовь
- Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», влюбилась в холода и уже во всем разочаровавшись Евгений, который боялся всей ее природы и абсолютной любви, отверг ее. Для героини это был удар. Несмотря на то, что Ларина все-таки вышла замуж, в ее сердце осталась любовь, и брак оказался для Татьяны несчастливым.
- История Белль из мультфильма «Красавица и чудовище» Х. Трусдейла доказывает, что именно любовь делает человека лучше. Девушка смогла полюбить страшного зверя таким, какой он есть, этим добрым чувством она сняла чары. И оказалось, что за устрашающей внешностью скрывался прекрасный принц.
- Ф. М. Достоевский нашел в своей жене Анне не только любимого человека, но и преданного друга. Жена поддерживала его во всех начинаниях, занималась денежными делами, была первым слушателем и критиком. После такой большой любви нельзя снова влюбиться, поэтому после смерти мужа Анна больше замуж не вышла.
Сила духа
- Василий Теркин, герой А. Т. Твардовского. В главе «Переправа» этот парень переплывает обстрелянную немцами реку, чтобы наладить связь между отрезанными друг от друга полками. Василию никто не приказывает, он это делает, потому что больше некому. У этого «обычного парня» сильный характер, так как он осмеливается плавать в ледяной воде под пулями.
- Джейк Тайлер, герой фильма Д. Уодлоу «Никогда не сдавайся», обретает душевную силу, занимаясь боевыми искусствами. Парень учится владеть своим телом, но не сразу овладевает полученными знаниями. Однако у его тренера еще больше сил, и Джейк становится сильным и волевым человеком, способным постоять за себя, не нападая.
- Паралимпийцы – люди невероятной силы. Часто мы начинаем составлять завещание от простуды, у тех же людей проблемы гораздо большего масштаба. Однако они не сидят дома, а собирают всю волю в кулак и идут ставить рекорды. Если мы посмотрим на спортсменов-паралимпийцев, мы сами хотим стать сильнее.
Пример №4 итогового сочинения ЕГЭ
Нельзя не согласиться с утверждением У. Скотта о том, что в жизни нет ничего лучше собственного опыта. Никакие наблюдения за чужой жизнью, никакие разговоры с другими людьми, никакие советы и рекомендации даже от близких людей не помогут человеку полностью понять мир. Только столкновение человека с трудностями на жизненном пути помогает в формировании личности.
Самостоятельно принимая решения и видя их последствия, человек учится на ошибках, и уже догадывается, как действовать в подобной ситуации в следующий раз. Знания, навыки и умения, которые человек приобретает с самого начала жизни, помогают шире и глубже познавать окружающий мир и самого себя.
Чем больше этих приобретенных знаний, навыков и умений, тем лучше человек знакомится с окружающей действительностью.
В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» показано, что жизненный урок для мальчика Витьки извлекается из ситуации, которая с ним произошла. Опасаясь, что левонтьевские ребята назовут его трусом, Витька съедает собранную клубнику, которую бабушка хотела сдать на продажу, и посыпает ее травой, тем самым скрывая от бабушки свое хулиганство.
Уже дома Витька не может уснуть, так как переживает из-за своего аморального поведения, и считает себя настоящим преступником. Произошедшее помогло Витьке понять, что нельзя обманывать людей и воровать.
Можно предположить, что мальчику не раз говорили об этом в период его воспитания, но по-настоящему понять эту простую истину Витька смог лишь тогда, когда лично столкнулся с угрызениями совести в обмане и воровстве. Читатель понимает, что опыт, который дал Витьке описанный случай, поможет ему в дальнейшей жизни.
Проблема важности собственного опыта в развитии личности человека отражена и в рассказе А. П. Чехова «Студент». Иван Великопольский – сын дьякона и студент духовной академии, поэтому можно предположить, что на протяжении всей своей жизни он много раз слышал слова о том, как относиться к окружающей действительности и к собственной жизни.
Впрочем, эти разговоры не произвели на героя большого впечатления; в начале рассказа он представлен как человек, который заботится только о несправедливостях мира, оправдывая себя и обвиняя всех вокруг в страстной пятничной тяге.
Изменить отношение к жизни Ивану Великопольскому помогает случайность: грея руки у огня во дворе двух вдов, герой вспоминает евангельский рассказ о тройном отречении апостола Петра от Иисуса и осознает собственный грех. Автор показывает, что частный случай из жизни преподает Ивану Великопольскому важные жизненные уроки и помогает ему познать себя.
Таким образом, знания, навыки и умения, которые человек получает в конкретных жизненных ситуациях, помогают ему понимать окружающую действительность, формируют его как личность.
Основные ценности в жизни человека
Трудно встретить двух людей, у которых абсолютно одинаковые приоритеты. Однако есть личностные ценности, свойственные всем здравомыслящим женщинам и мужчинам. Что может быть самым важным в жизни человека? Основные человеческие ценности составляют небольшой список.
- Эгоизм. Его не следует путать с эгоизмом и нарциссизмом. Это стремление развиваться как личность, стремление достичь счастья и внутренней гармонии. Без здоровой дозы любви к себе человек не сможет жить полноценной жизнью.
- Семья. Для подавляющего большинства людей приоритетом в жизни является достижение семейного счастья. Жена или муж, дети, внуки, уютный дом – это огромное богатство.
- Карьера. Что такое жизненные ценности? Многие люди придают большое значение своей профессиональной деятельности. Для активных дам и джентльменов карьерный рост иногда значит больше, чем семья, поэтому все силы они направляют на достижение успеха на рабочем месте.
- Публичная жизнь. Альтруисты главным приоритетом считают работу на благо общества. Такие люди обычно ставят собственные потребности на второй план.
- Самодисциплина. Жизненные ценности — какие они? Это способность направлять личную деятельность на достижение результатов таким образом, чтобы предпринимаемые действия не противоречили нравственным принципам. Для человека чрезвычайно важна дисциплина – умение выполнять обязательства и обещания, данные себе или другим. Самодисциплина требует огромной силы воли и характера, но она невероятно полезна для личностного роста.
Ценности в жизни человека могут быть разными, индивидуальными и совершенно неожиданными. Они отражаются в целях и способах их достижения. Если говорить о непрофильных ценностях в жизни, то какие они:
- честность;
- здоровье;
- оптимизм;
- терпение;
- толерантность;
- духовное развитие;
- уважать;
- надеяться;
- творческая реализация;
- благодарность;
- верить в людей.
Список можно продолжать достаточно долго. Все эти приоритеты представляют собой сложную структуру. Благодаря им человек может прогнозировать негативный исход ситуации и всевозможные ошибки. На них ориентируются на протяжении всей жизни, но считается, что нравственные установки могут резко меняться со временем.
Человечность
- Жители Каперны из повести А. Грина «Алые паруса» безжалостно и бесчеловечно обращаются с Ассоль из-за его отца Лондгрена. Мужчина после потери жены стал замкнутым и перестал общаться с горожанами. А вот маленькой Ассоль нужна компания для игр, дружба со сверстниками. Однако родители настроили детей против нее, и она осталась одна. За бесчеловечное обращение Ассоль была вознаграждена романтическим счастьем с Греем.
- Джон Коффи, приговоренный к смертной казни преступник, из фильма «Зеленая миля» Ф. Дарабонта, учил человечности своего надзирателя Пола Эджкомба. Иоанн вылечил Павла, их знакомство показало, что не все ясно в букве закона, и не всегда следует ему следовать.
- Газеты и журналы часто рекламируют поголовье, ожидающее новых хозяев. Эти рассказы о бесчеловечности людей, которые вовсе не несут ответственности за тех, кого приручили, но учат читателей оставаться людьми в образе животных.
Благородство
- Степан Парамонович Калашников, герой М.Ю. Лермонтова «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом гвардейце и удалом купце Калашникове» — образец мужества и благородства. Чтобы отстоять честь жены Алены Дмитриевны, муж идет против царского фаворита гвардейца Кирибеевича, вступая с ним в поединок. Калашников побеждает в честном бою, но наказан за убийство охранника, но перед смертью думает только о судьбе своей семьи.
- Алиса, героиня «Обители зла» П. Андерсена, находилась под постоянным наблюдением корпорации «Амбрелла» из-за ее сверхспособностей. Желая добраться до женщины и уничтожить ее, «Амбрелла» истребил всех вокруг. А Алисе приходилось прятаться от людей, чтобы не подвергать их опасности. В одиночку выжить сложно, но героиня постаралась выполнить эту благородную жертву.
- Отряд из 28 панфиловцев во главе с политруком В. Клочковым проявил настоящую стойкость и благородство во время битвы под Москвой в ноябре 1941 года. Ценой своих жизней они задержали немецкие танки! За 4 часа было уничтожено 18 танков противника. Герои забыли себя и поставили воинский долг выше собственной жизни, разве это не благородство?