- Анализ романа «Поднятая целина»
- Главные роли
- Проблема памяти в семейных отношениях
- Основание колхоза
- Сохранение культурного наследия
- Тема коллективизации в книге М. Шолохова «Поднятая целина»
- О чем роман Шолохова – сюжет
- Сочинение на тему: Коллективизация и судьбы деревни в изображении русских писателей
- Коллективизация и судьбы деревни в изображении русских писателей.
- Против советской власти
- Анализ Поднятой целины
Анализ романа «Поднятая целина»
Роман Михаила Шолохова «Поднятая целина» — одно из первых произведений, повествующих об установлении власти рабоче-крестьянских советов на донских землях.
События, описываемые в романе, происходят в период, охватывающий январь-сентябрь 1930 года, трудное время расцвета коллективизации, когда ломались старые нормы и традиции и возникали новые.
История создания
Первый том романа был написан Шолоховым в 1932 году и одновременно опубликован в журнале «Новый мир». Она была принята публикой как последняя, законченная работа, а Шолохов работал над второй частью, которая, к сожалению, была утеряна во время войны, во время бомбежки его дома в станице Вешенской.
В 1950-е годы Шолохов вновь начал писать второй том «Поднятой целины», который был завершен и издан в 1959 году.
Это произведение, как говорил сам автор, создано «на волне горячих событий», ведь сам Шолохов, занимавший в то время должность проинспектора в одном из донских аулов, принимал непосредственное участие в коллективизации и знал не понаслышке как это случилось.
Поэтому ему удалось так глубоко и ярко изобразить всю трагедию того времени в своем романе, который смело претендует на роль достоверного репортажа, рассказанного с места событий его непосредственным участником.
Главные роли
Одной из основных сюжетно-композиционных особенностей романа «Поднятая целина» является его многогероевость. В этом произведении все строители новой жизни на Дону (Давыдов, Разметнов, Нагульнов) фактически являются равноправными героями.
- Семен Давыдов — рядовой рабочий, бывший матрос, участник 25-тысячного движения, полностью верный идеалам социализма, которому поручено провести коллективизацию на совхозе Гремячий Лог.
С первых же страниц романа Шолохов показывает свое умение быстро ориентироваться в разных ситуациях, быстро сходиться с людьми и понимать мотивы их поступков. Постепенно, по мере развития сюжета, автор проявляет свои положительные качества (скромность, отзывчивость, простота, доброта, гуманизм), которые помогают ему быстро завоевать уважение жителей фермы, для них он быстро становится самостоятельным человеком.
В кровавом противостоянии с противниками коллективизации ведет себя как верный и мужественный боец с аналитическим складом ума и благородной душой.
- Макар Нагульнов, секретарь участка колхоза, имеет сложный характер. Автор изображает его как человека, всецело преданного идеям революции, ему свойственны твердость, решительность и в то же время непосредственность и доброта.
Макар люто ненавидит владельцев частной собственности, не желающих вступать в колхоз, и допускает некоторые излишества, за что его исключают из партии, он воспринимает это очень трагично и всеми силами стремится к его восстановлению, потому что делает не представляют своей судьбы, отделенной от судьбы народа и советской власти.
- Андрей Разметнов, глава сельсовета, имеет более спокойный и уравновешенный характер, чем Нагульнов, так же предан делу революции, как и его товарищи, живет жизнью колхоза и крестьян , он готов, как и они, отдать жизнь за правое дело построения социализма и все, что у него есть.
Автор показывает его трогательную верность трагически погибшей жене, умение проявлять жалость и сострадание даже к врагам революции (он хотел отомстить за смерть жены одному из преступников, но отступил от своего плана и нашел жалость на его детей).
Главный антигерой романа «Поднятая целина» — бывший ротмистр и белогвардейский офицер Александр Половцев, один из участников антисоветского заговора. Еще со времен первой империалистической войны Половцев слыл жестоким и безжалостным офицером, плохо обращавшимся со своими подчиненными, теперь он сильный и опасный враг Советской власти, готовый ради своей цели на многие кровавые жертвы.
Для описания своих черт лица Шолохов, чтобы раскрыть его звериную сущность, использует эпитеты, более подходящие для животного, чем для человека: «волчий череп», «страшные, неподвижные зрачки», «хрящи, как у зверя уши». Для него простые люди равноценны стаду овец, которых он без угрызений совести зарежет, если понадобится.
Особенности сюжетно-композиционного построения
Жизнь донских казаков, изображенная в романе «Поднятая целина», характеризуется особым драматизмом и трагизмом, что проявляется в мыслях и поступках людей, причастных к этим событиям.
Автор, используя изображение таких массовых сцен, как собрание по поводу организации колхоза, хуторские сходы, процесс утилизации, бунт женщины по поводу возврата семенного фонда, раскрывает «народное мнение» и свое видение конкретная проблема.
Эти массовые сцены являются одной из главных особенностей произведения, и с их помощью выражается духовное настроение народа на определенном этапе его духовного развития.
Описание пестроты и разнообразия массы людей выполнено автором с большой художественной силой, разнородные отношения между группами людей вызывают различные острые споры, живые замечания, иногда драматического, а иногда и комического характера.
Это живое и живое общение между разными группами населения помогает увидеть многогранность, многокрасочность и объемность представителей русского народа. Масштабные массовые сцены являются своего рода ключевыми моментами, помогающими развить сюжет и в полной мере раскрыть процесс поднятия самосознания простых крестьян.
Заключение
Роман «Поднятая целина», повествующий о глубине трагических судеб народа в период коллективизации, после прочтения не оставит равнодушным ни одного читателя.
Этот труд лучше и ярче любого учебника истории расскажет нашим внукам и правнукам о том, как их предки потом и кровью вынесли новую жизнь, как дорого они за нее заплатили, отдав жизнь за общее благо, как свое, так и их близких.
Проблема памяти в семейных отношениях
- В рассказе К. Н. Паустовского «Телеграмма» Настя на долгие годы забыла мать, не приезжала, не навещала. Ее мотивировала повседневная работа, но ни одно дело не может сравниться по важности с ее собственной матерью.
История главного героя дается автором как предостережение читателю: забота и любовь к родителям не должны быть забыты детьми, ведь однажды будет слишком поздно отплатить им тем же. Так случилось и с Настей. Только после смерти матери девочка поняла, что очень мало времени уделяла тому, кто оберегал ее прикроватный сон.
- Слова родителей, их наставления дети иногда запоминают на долгие годы и даже на всю жизнь. Так главный герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев очень ясно понял даже простую истину своего отца «береги честь с малых лет». Благодаря родителям и их наставлениям герой никогда не сдавался, никого не винил в своих проблемах, с честью и достоинством принимал поражения, если того требовала жизнь.
Память о родителях была для Петра Гринева несколько священной. Он уважал их мнение, старался оправдать их доверие к себе, что впоследствии помогло ему стать счастливым и свободным.
Основание колхоза
В этот же день в школе прошло первое большое собрание. Почти всем станицам было нелегко вступить в колхоз, — подчеркивает автор в романе «Поднятая целина». Вкратце о том, что произошло в школе, можно сказать следующее. Сначала Давыдов долго рассказывал о преимуществах колхоза, потом отвечал на вопросы жителей.
Больше заботились середняки — они знали, что чего-то можно добиться только упорным трудом. После споров и высказанных сомнений слово взял Кондрат Майданников. Он давно вел письменные отчеты обо всех расходах и прибылях. Это натолкнуло его на мысль, что вместе жить и работать будет легче, чем в одиночку. Не договорившись ни о чем конкретном, казаки разошлись за полночь.
Дома Кондрат отправился на базы, где надолго попрощался с быками. Я вспомнила, как долго я ждала теленка от коровы, как я его растила. У меня болело сердце расставаться с кормильцем и помощником. Будут ли за ним ухаживать в колхозе, как дома?
Утром он все-таки написал заявление и одной из первых станиц отвел скотину в общее стадо. Это решение далось герою романа «Поднятая целина» нелегко. Краткое содержание глав покажет, что Кондрат никогда не пожалеет о вступлении в колхоз.
Сохранение культурного наследия
- В книге советского и российского филолога и культуролога Д.С. Лихачева «Письмо о добре и прекрасном» раскрывается проблема сохранения культурного наследия. Автор заставляет своих читателей задуматься о том, что значит культурное наследие для человека. Доктор филологических наук напоминает, что, в отличие от природных объектов, архитектурные сооружения не способны к самовосстановлению.
Он призывает всех принять активное участие в сохранении памяти, застывшей в глине и гипсе. По его мнению, никто не должен отвергать культуру прошлого, так как она является основой нашего будущего. Это высказывание должно убедить любого неравнодушного человека попытаться решить проблему сохранения культурного наследия подобно Д.С. Лихачеву.
- В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» один из главных героев, Павел Петрович Кирсанов, уверен, что культура незаменима в жизни людей. Через этого героя автор пытается донести мысль о важности культурного наследия не только до нигилиста Евгения Базарова, но и до всех читателей. Например, без исцеляющего влияния искусства Евгений не смог бы понять себя и со временем осознать, что он романтик, а также нуждается в тепле и ласке.
Это духовное царство помогает нам познать себя, поэтому мы не можем его отрицать. Музыка, искусство, литература делают человека благородным, нравственно красивым, поэтому необходимо заботиться о сохранении памятников культуры.
Тема коллективизации в книге М. Шолохова «Поднятая целина»
Как известно, Михаил Шолохов уже при жизни был признанным писателем, поэтому многие люди стремились помочь ему в работе над книгами. Одним из таких «коллективных» произведений стал роман «Поднятая целина».
Десятки жителей сел и деревень писали автору о том, как их финансы сливаются в масштабное совместное предприятие. Этот процесс называется коллективизацией. Шолохов посвятил ему целое произведение, надеясь воссоздать трудности эпохи становления нового государства.
Несмотря на то, что многие читатели упрекали автора в пропаганде советских ценностей, в романе «Поднятая целина», как и в «Тихом Доне», действия правительства не считаются чем-то безгрешным и вполне правильным. Можно смело сказать, что автор изобразил не успех, а крах экономической реформы, ведь, как мы знаем из истории, коллективизация принесла стране больше плохого, чем хорошего.
Автору удалось ответить на вопрос, почему так произошло?
Народ, являющийся полноценными героями романа, получил после отмены крепостного права четкую и понятную цель в жизни — развивать свое личное хозяйство и кормить страну, живя при этом в достатке и уважении. Эти изменения положительно сказались на положении крестьян: в каждой деревне появились «кулаки» — зажиточные рабочие, которые даже использовали наемный труд и обрабатывали свою землю.
В книге приведены красочные примеры таких людей: Лятевский, Лапшинов, Тит Бородин. Естественно, Первая мировая и Гражданская войны нанесли тяжелый удар едва оправившейся деревне, и, по мнению крестьян, привыкших к частной собственности, добить ее пришли коммунисты. Они представлены в творчестве Давыдова, Нагульнова и Разметнова.
Их представления противоречили общепринятому образу жизни, который сельчане ассоциировали со свободой. Именно индивидуальное хозяйство, ставшее ключом к личной выгоде, мотивировало людей на упорный труд, а без этого им было незачем работать, потому что колхоз подозрительно походил на барщину, где крепостной не был заинтересован в развитии хозяйства экономика. Таким образом, отказ от коллективизации был исторически обусловлен.
Народ не верил в идеалы городского романтика Давыдова, мыслил он здраво и практично, и единственной движущей силой его инициативы была личная выгода. Даже сторонники нового строя из деревни поддержали реформу, исходя из собственных корыстных побуждений. Демид Молчун, бедняк, проникся завистью к кулакам, Демка Ушаков хотел поддержать свою семью, объединившись с богатыми соседями, Кондрат Майданников хотел уничтожить кулачество, потому что сам к ним не примкнул, был середняком .
Но никто из жителей деревни не хотел объединяться для этой идеи. Оторванность партийной верхушки от реальной жизни породила этот чудовищный эксперимент, ставший для страны не выходом из кризиса, а еще одним его проявлением. Коллективизация была совершена только огнем и мечом.
Таким образом, автор изобразил коллективизацию как многогранное историческое явление, имеющее сторонников и противников среди простых людей. В этом были плюсы, но на практике оказалось, что минусов намного больше, потому что любой антинародный курс обречен на провал, так как идеологи могут только выдумывать правила и законы, а жить или не жить будет народ ими.
О чем роман Шолохова – сюжет
Работа начинается с того, что в хутор приезжает бывший полководец Первой мировой войны и гражданин половецких войн. Он уходит к своему бывшему подчиненному Лукичу Островнову.
Они поужинали и заговорили о несправедливости жизни и о том, что придет один человек в колхоз и начнет всех созывать в колхоз. Кроме того, по его настоянию Лукич вступил в Союз освобождения Дона.
Так и получилось, что как только Семен Давыдов приехал на хутор Гремячий и сразу приступил к работе, он созвал собрание местного актива и бедноты. На нем составили списки всех кулаков, подлежащих исправлению. И начали процесс раскулачивания и образования колхоза.
Эти действия привели к тому, что втайне от властей стали скапливаться недовольные этим и действиями.
Через неделю собрание образовавшегося колхоза утвердило Давыдова председателем, а Островского — завхозом. При всех видимых успехах процесс коллективизации шел очень тяжело.
Кроме того, в этом произведении раскрываются и личные отношения героев, так Давыдов закрутил роман с бывшей женой секретаря Лушкая, но посчитав, что это испортит его репутацию, решил жениться на Варе Харламовой, которая была влюблена в ее . Однако он решил провести это мероприятие после окончания учебы.
Последним действием в этой работе стал приезд в Гремячий двух поставщиков, которые хотели найти половцев, но чувствую, что что-то не так, он и его сообщники убили их.
После этого инцидента Давыдов и его люди решили расследовать самый яркий момент, которым стало их убийство. Однако уйти от ответственности заговорщикам не удалось, большинство из них было арестовано.
В романе крестьяне изображены не как тупая и серая масса, а как искренние, понимающие суть происходящих событий, обитатели хутора. Люди понимают, что работать надо много и упорно, но доверяют властям и помогают им. Роман интересен разнообразием массовых сцен, посредством которых выражается воля простых людей.
В основе идейной концепции романа лежат конфликты. Конфликт между политическими силами, межличностными отношениями, с самим собой. Произведение наполнено настоящим драматизмом происходящего.
Своим романом М. Шолохов показывает роль простых людей в развитии всей истории страны.
Сочинение на тему: Коллективизация и судьбы деревни в изображении русских писателей
Коллективизация и судьбы деревни в изображении русских писателей.
Коллективизация — сложный, неоднозначный процесс; в художественной литературе разных времен она отражалась по-разному. Развитие прозы о коллективизации можно условно разделить на три этапа. Первый – это 1930-е годы, то есть время непосредственного «великого перелома». Он изображен в погоне в романах «Поднятая целина» М. Шолохова (первая книга написана в 1932 г.), «Чевенгур», «Котлован», «За будущее» А. Платонова.
Роман «Поднятая целина» долгое время был «зеркалом коллективизации». М. Шолохов показал коллективизацию с точки зрения писателя-социалиста-реалиста: с оптимистической уверенностью в необходимости и прогрессивности преобразования деревни. Он правильно изобразил противоречия между новым и старым бытом, борьбу в сознании крестьянина-собственника, классовую борьбу. Но трагические противоречия подавлены.
Особое значение — в соответствии с канонами социалистического реализма — имеет образ руководящей, организующей роли коммунистов. При убедительной социально-психологической характеристике персонажей акцент все же смещается в сторону негативной трактовки тех персонажей, которые не приемлют коллективизации.
В то же время образы коммунистов даны Шолоховым с нескрываемой любовью, хотя автор и не скрывает их отрицательных черт. Макар Нагульнов — бывший красный партизан, имеющий награды советской власти. Он бескорыстен, фанатично предан идеалам, точнее, идее революции. Ради идеи он готов на бессмысленную жестокость. В его психологическом складе уже заложены черты грозного орудия революции.
Нагульнов сообразителен, истеричен: главный аргумент в его действиях — угроза, сила. Он не считает нужным задумываться о смысле приказов властей, слепо верит в чистоту партии. Такие люди были необходимы для победы Советской власти. Именно они выхолостили ее гуманистическую направленность от революции и превратили ее в абстрактную идею.
Эта мысль привела к тому, что «..тысячи дедов, детей, баб остаются разом… Да скажите, их нужно распылить… Для революции надо.. Я хочу их убить автомат… Я их всех убью!»
Разметнов пережил трагедию в личной жизни, и это отразилось на его психике и социальных взглядах. Он сентиментален, сдержан.
Несколько иной образ двадцатипятитысячного Давыдова, человека, далекого от земли, деревни, от понимания ее трудностей. Его функция состоит в том, чтобы организовать колхоз. Поскольку крестьянского дела он не знает, психология казака для него темна, методы, которыми он может действовать, — такое же принуждение, насилие, но не столь откровенное и фанатичное, как у Нагульнова.
Шолохов показал гремячных коммунистов не только героями того времени, но и жертвами. Именно такие люди были лидерами идеи коллективизации в деревне. Отношение людей к коллективному пользованию отражено в их собственных высказываниях:
«Раньше жили без колхоза, не подсказывали, как сеять и пахать», «… Три человека работают, а десять сидят на заборе под забором и папиросу крутят». Автор показывает, что коллективизацию безоговорочно принимают только бедняки и крестьянские чурки вроде деда Щукаря, никогда не имевшие своего имущества, не умевшие работать, и поэтому колхоз для них действительно рай: уж не утруждайте себя , вы можете прикинуться «полезным человеком».
Шолохов также отражает жестокий, во многом несправедливый процесс избавления. Он не клеит под одну гребенку всех богатых мужчин, он показывает разные способы их обогащения. В основном раскулачивают работяг, умных, грамотных собственников. В «Поднятой целине» это Тит Бородин, Фрол Дамасков, Гаев, Тимофей Рванный.
Именно за их работу могла удержаться Советская власть. Однако неразумная политика не только ведет к разорению этих людей, к их уничтожению, но и толкает их к сопротивлению, к организации банд. «Жизнь такова, что если бы при этом была банда, я бы сел на коня и начал обескровливать коммунистов!.. Ходили бы с кольями, как вешенки в девятнадцатом году!»
Как показала история, уничтожение господ, объявленных кулаками, привело впоследствии к голоду, к разорению села.
Шолохов не только положительно относится к коллективизации. Он также видит его отрицательные стороны. Однако соцреалистическое отношение к оптимистическому, жизнеутверждающему пафосу привело к ретуши наиболее трагических сторон действительности. Трагедия коллективизации проскальзывает отдельными штрихами, не развиваясь психологически и в деталях.
Шолохов, работая над второй книгой романа в 1950-е годы, оказался полностью во власти господствовавшей идеологии. Поэтому даже то, что было намечено в первой книге в изображении трагических моментов коллективизации, во второй не дано развить, а то и вовсе снято.
В 1930-е годы «Чевенгур» и «На будущее» были написаны писателем-антипатиком А. Платоновым, который довел в Чевенгуре до логического конца идею социализации и раскулачивания, в результате чего повесть приобрела антиутопический персонаж. В «Чевенгуре» Платонова «социализм уже случился случайно» и «людям некуда идти».
Вот и конец истории. Платонов по существу описывает жизнь коммуны, основанной, как и колхоз, на равенстве всех. Здесь пашня была заброшена, рабочий называл себя богом свободы; труд был объявлен «пережитком корыстолюбия», способствующим «зарождению собственности» (ведь именно труд сделал крестьян зажиточными).
Никто в коммуне не сеет и не жнет, так как все «выполняют свои должности» (тот же сон шолоховского Щукаря о портфеле). Платонов доводит идею коллективизации до абсурда и показывает неизбежный крах Чевенгура.
Бедная хроника «На будущее» — уникальное произведение о коллективизации. В то время, когда многих устраивали темпы обобществления хозяйств, Платонов пытался дать оценку всему, что происходило в деревне. В рассказе сочетаются фантастическое и реальное, условное и конкретное.
В ней отражены реалии периода коллективизации — обобществление сельскохозяйственных животных, создание МТС, статья Сталина «Головокружение от успехов». При этом в колхозе «Добрый старт» действует «колхозное солнышко», бог превращается в обычного кузнеца, а «вождь района сплошной коллективизации» Упоев летит во сне в кабинет Ленина .
Платонов сгущает и концентрирует события во времени, обнажая то, что только намечается как зародыш тенденции: добровольность руководителей, отчетную бюрократию, пышность рабочих отчетов, спущенные сверху планы, раскрашивая все, вплоть до того, когда и что ты увидишь. И как следствие всего — сомнения автора в успехе и перспективах колхозов.
В своих поучительных рассказах, рожденных синхронно с процессом коллективизации, Платонов показал утопичность идеи «саморождения» социализма, бесчеловечный характер коллективизации, подчеркнул ее драматическую сторону.
Второй этап интереса авторов к коллективизации связан со второй половиной 1950-1970-х гг., когда бурно развивалась «сельская проза». От воспевания праздничной жизни колхозной деревни, чем и занималась литература конца 1940-х — начала 50-х годов, писатели обратились к теме умирающей, умирающей деревни, изображая ее в результате коллективизации, нарушившей вечный уклад . («Матренин двор» А. Солженицына, «Обыкновенное дело» В. Белова, «Живой» Б. Можаев).
Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» был одним из первых произведений, ознаменовавших поворот литературы к реальным проблемам деревни и положивший начало «деревенской прозе». Оригинальное название «Деревня не стоит без праведника» отразило основную направленность повести — показать праведную, полную страданий, несправедливости, ударов судьбы жизнь крестьянки как основу сохранения деревня в общем.
Героиня Солженицына по чертам характера, отношению к миру во многом подобна русским святым: такое же бескорыстие, отзывчивость, искренность, кротость и молчание, терпение. Автор не дает нательного портрета героини, ну и «лучезарной улыбки».
Земная жизнь Матрены, как и у многих праведников, была трудной. В Первую мировую войну пропал без вести жених, вернувшийся из плена через три года. На тот момент Матрёна уже вышла замуж за своего брата. Она пережила смерть шестерых детей, смерть мужа в Великой Отечественной войне.
В деревне ее считали «избалованной», потому что Матрена была равнодушна к «добру», материальным благам, бескорыстно всем помогала. Как и все праведники, «Матрена не охотилась за нарядами. За одеждами, которые украшают уродов и негодяев. Солженицын постоянно подчеркивает праведные черты и поведение героини, ее систему ценностей, принципиально отличающуюся от остальных односельчан.
Средоточием мира для Матрены являются она, Матренин, сад и дом. Во внешнем ограниченном пространстве этого двора заключены судьбы не только патриархально-христианской России, но и современного человечества, теряющего духовность под натиском цивилизационных материальных благ.
Хотя сами события, разрушившие русские дворы, не изображены, но они переворачивают прежнюю крестьянскую патриархальную жизнь с ног на голову. Первая мировая война сломала судьбы Фаддея, Ефима, Матрены и ее тезки. Революции 1917 года «перевернули весь мир вверх дном», коллективизация заставила людей «не работать на себя». Великая Отечественная война забрала ее мужа.
Половинчатые реформы Хрущева усилили власть чиновников, заставили их терпеть унижения и произвол. Сад Матрены оказывается островком ушедшей, утраченной духовности. Символично, что смерть Матрены связана с разрушением усадьбы.
Все обитатели дома предвидят беду: в ночь перед смертью пропадает кот с кривыми ногами, фикус «испуган», на Крещение кто-то украл у Матрены горшок с освященной водой, и Матрена осталась без святой воды, которую она видит как плохой знак. В конце концов, причиной ее страшной смерти становится перевозка разобранной на бревна комнаты — сломанного дома. Символичным кажется и то, что Матрена погибла под колесами двух паровозов.
Можно предположить, что один из паровозов — воплощение движения против коммунизма («Наш паровоз, лети вперед, остановись в коммуне»), другой — символ противостояния города и деревни, цивилизации и природы. Христианско-патриархальная Матрена оказывается на пути безнравственного политического строя и бездушного технического прогресса.
Символично и то, что тело Матрены было изрублено, изуродовано, но лицо и правая рука остались нетронутыми и светлыми, как бы крестившимися.
В конце рассказа достаточно откровенно выражена художественно реализованная позиция автора: «Мы все жили рядом с нею и не понимали, что она такой же праведник, без которого, по пословице, не может стоять село. Ни один из городов. Не вся наша страна.» Рассказ Солженицына задал нравственные параметры как сельской прозы, так и темы коллективизации, в частности.
В литературе 1970-х годов тема коллективизации решается уже не столько с социальных, сколько с нравственно-гуманистических позиций. Ф. Абрамов в «Пряслиных», С. Залыгин в «На Иртыше», И. Акулов в романе «Холодный Касьян» обращаются к образам кулаков и середняков, пересматривая устоявшееся представление о них как о вредителях, врагах.
Авторы изображают своих героев Степана Чаузова («На Иртыше»), Федота Федотовича Кадушкина («Холодный Касьян») умными, трудолюбивыми хозяевами земли, по спинам которых прошел «великий перелом».
Своей неприкрытой правдой, трагедией тысяч людей, поражают рассказы В. Тендрякова, написанные в конце 1960-х, но только спустя 20 лет дошедшие до читателя — «Пара гнедых» и «Хлеба собаке».
В рассказе «Пара гнедых» Тендряков вскрывает пагубность и бессмысленность принципа передела. По существу ничего не меняется, когда у состоятельного крестьянина Коробова отнимают обшитый жестью дом со стеклянными окнами и крашеными полами и отдают беспутному, беднейшему крестьянину Акуле.
Крышу Акуля пропил, доски с пола тоже, жена, как и в старой избе, никогда не мылась, а в доме Коробовых она заросла грязью. Такие люди, как Акуля, не хотят работать, они способны только разрушать и уничтожать созданное. В одиночку или в колхозе такие чурки были бы дрянью. Но их бедность — их защита в период коллективизации.
Тендряков показал, что таких людей было много, и нельзя рисовать людей как нечто общее, единое, изображать, по выражению Ф. Абрамова, «вместилище всех добродетелей». В рассказе «Хлеба собаке» Тендряков отразил во всей жестокости и открытости страшные события — великий голод 1932—1933 годов, до которого не дошел рассказ Шолохова.
Рассказ — не просто художественное обвинительное заключение политики коллективизации и утилизации. Это документальное свидетельство, в котором приводится конкретное количество так называемых кулаков и членов их семей, изгнанных из родных мест, уничтоженных, заморенных голодом.
Третий этап – 1980-е годы – период осмысления коллективизации как «пролога к нынешнему экономическому кризису». В романах В. Белова «Год великого перелома», Б. Можаева «Мужчины и женщины», С. Антонова «Равельс» коллективизация предстает в ряде нравственных, социальных, психологических проблем.
Авторы освещают исторические события и показывают трагическую, бесчеловечную сущность этих методов, «кроваво-жестокий пресс, которому подвергалась русская деревня.
Читайте также: Готовимся к ЕГЭ
Против советской власти
Половцев, приехавший на Островнов, начал вербовать людей для восстания против Советской власти. По его указанию Яков Лукич вступил в колхоз и каждый день докладывал, как там идут дела. Он уже набрал в «Союз» около тридцати человек из числа надежных. Кулаки и бывшие белогвардейцы, оставшиеся на хуторе, собирались днем, чтобы не привлекать внимания.
Среди прочих был и Хопров. Своего хозяйства у него не было, но он боялся наказания за пребывание 20-го года в штрафном изоляторе. Этим воспользовались местные богачи, в том числе Яков Лукич.
Однажды Островнов по наущению Половцева заговорил о готовящемся восстании против коммунистов, которое развернется по всей Кубани и будет поддержано из-за границы. Хопров усомнился в его словах и вспомнил гибельный 1919 год.
И, наконец, пригрозил признаться во всем властям. Это решило его судьбу. Яков Лукич тут же вспотел от страха, как пишет Шолохов. «Поднятая целина», краткое содержание, которое вы читаете, продолжается описанием убийства Хопрова и его жены.
Островнов позвал с собой Тимофея. Дома он рассказал Половцеву о случившемся. Он сразу принял решение, и втроем отправился к Хопрову. Яков Лукич болезненно переживал свою причастность к зверскому убийству. С каждым днем ему приходилось все труднее: на публике казалось, что Островнов полностью принял новую жизнь. Но в душе он питал ненависть к советской власти и надеется отомстить ей за все.
К убийству хопровых причастен следователь района, но виновных найти не удалось. Нагульнов настаивал на том, что в деле замешаны кулаки. Давыдов с ним согласился, а Разметнов выразил сомнение. Но все трое признали, что эвакуированных нужно выселять с фермы. Это решение было поддержано собранием. Он также избрал правление, в которое входил Островнов, и назвал колхоз в честь Сталина.
Все эти события происходили в январе на хуторе Гремячий Лог в романе «Поднятая целина». Очень краткое содержание следующих глав можно резюмировать следующим образом. Яков Лукич, назначенный заведующим колхозом, проводил мероприятия, наносившие ущерб колхозу. Сначала не без его участия в хозяйстве начался массовый забой скота, в том числе племенного.
В результате было принято решение о быстрой социализации сельскохозяйственных животных, в том числе мелких и кур — позже это решение было отменено. Он раздал бедным колхозникам кулацкую одежду и составил подробные списки: после этого мы их рассчитаем, — пообещал Половцев. Тогда он предложил волов вместо подстилки насыпать песок — утром двадцать три из них не могли встать, еще несколько покалечились.
Давыдов, решивший сместить Островнова с поста, вскоре передумал: как ни боролся Нагульнов, они с Разметновым долгое время видели в Якове Лукиче только хорошего хозяйственника, который от всей души напортачил колхозу.
Анализ Поднятой целины
Исторические процессы в жизни простых людей лежат в основе творчества М. Шолохова. Он писал о людях, судьба которых неразрывно связана с развитием истории страны.
Тяжелые для России тридцатые годы. Кровью и потом во всей стране постепенно устанавливается Советская власть. Коллективизация приходит в каждую деревню, затрагивая интересы каждой семьи. Трудно прижиться в новых порядках и сломать старый уклад жизни в деревне.
Тема ярко воплотилась в произведении Шолохова «Поднятая целина». Это один из первых романов, посвященных годам установления народной власти на донских землях, столь любимых автором.
Эпопея, состоящая из двух частей, с несколькими персонажами, повествует о событиях, участником которых был сам автор. Он, как репортер, вытягивает перед читателями рассказ о событиях, которые не могут оставить равнодушными.
Семен Давыдов приезжает на хутор Дон. Цель — создать колхоз в Гремячем Логе. На его стороне председатель партии Макар Нагульный и глава местного совета Андрей Разметнов. Простые жители фермы поддерживают новую власть. Но есть и противодействующая сила — бывшие белогвардейцы Лятевский и Половцев.
При поддержке местных богачей они всеми силами препятствуют созданию новых фондов. Несмотря на тяжелый труд, смерть близких, непонимание людей, колхозу удается организоваться. Семен и Макар гибнут от рук белогвардейцев. Герои умирают, но их работа продолжается.
Как и в реальной жизни, в романе присутствуют темы любви, предательства, юмористические моменты, которые еще раз подтверждают жизненность происходящих событий. Автор не идеализирует главных героев, у них, как и у обычных людей, есть недостатки. В романе сразу несколько равноправных главных героев. У каждого свое место в работе.
Шолохов не отступает от традиции использования в своем творчестве пейзажных зарисовок. Автор — истинный любитель красоты русской природы. Это помогает читателю настроиться на череду событий, происходящих в романе. Потеряв друзей и любимую жену, Андрей Разметнов наблюдает, как приближается гроза, и герой верит, что она будет последней.
В романе крестьяне изображены не как тупая и серая масса, а как искренние, понимающие суть происходящих событий, обитатели хутора. Люди понимают, что работать надо много и упорно, но доверяют властям и помогают им. Роман интересен разнообразием массовых сцен, посредством которых выражается воля простых людей.
В основе идейной концепции романа лежат конфликты. Конфликт между политическими силами, межличностными отношениями, с самим собой. Произведение наполнено настоящим драматизмом происходящего.
Своим романом М. Шолохов показывает роль простых людей в развитии всей истории страны.