- Вариант 2
- Что такое мудрая родительская любовь?
- А.Н. Островский «Гроза»
- Пример «Чудо» (своими руками)
- А. Грин «Алые паруса»
- Действующие лица
- Отношение к образованию
- Сюжет и композиция
- Аргументы «Природа и культура в жизни человека»
- «Не стреляйте в белых лебедей», автор Б. Васильев. Размышления о взаимодействии человека и природы
- «Недоросль», автор Д.И. Фонвизин. Рассуждения о науке, о значении научных открытий
- «Портрет», автор Н. В. Гоголь. Рассуждения об искусстве
- «Моцарт и Сальери», автор А. С. Пушкин. Рассуждения об искусстве
- Сочинение Учителя Митрофанушки
- Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
- «Отцы и дети», автор И.С. Тургенев. Размышления о споре поколений
- «Война и мир», автор Л.Н. Толстой. Размышления о влиянии среды на человека
- «Повесть о настоящем человеке», автор Б.Н. Полевой. Размышления о народном подвиге (С чего начинается Родина?)
- Первый конфликт
- «Воспитание и образование в комедии недоросль» — сочинение
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
- Пример «Настоящее искусство»
- Гомер «Одиссея»
Вариант 2
Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанное в 1781 году, изображает дворянское общество второй половины XVIII века. Среди других проблем, к которым обращается автор комедии, среди привилегированного класса того времени выделяются неграмотность и невежество.
Госпожа Простакова, следящая за модными тенденциями, нанимает для сына Митрофана трех учителей — Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана. При чтении произведения складывается ощущение, что наемные педагоги не могут научить несовершеннолетних ничему ценному, потому что сами относятся к воспитанию с презрением.
Кроме того, учителей Митрофана нельзя назвать настоящими учителями, знающими трудности учения. Так Кутейкин, призванный учить несовершеннолетних грамоте, не доучился в семинарии, так как не смог усвоить сложный педагогический материал.
Поэтому занятия пономаря с Митрофаном не пошли молодому дворянину на пользу: во время «экзамена» подлесок сообщает слушателям, определяя части речи, что дверь «прилагательная», потому что она «прикреплена к своему месту».
Сержант в отставке Цыфиркин более ответственно относится к своим обязанностям. Похоже, он очень хочет научить дворянина арифметике. Однако учеба дается Митрофану тяжело, а отсутствие у Цыфиркина опыта обучения тормозит процесс.
Однако следует отметить, что отставной сержант понимает свою бесполезность в данном случае и, возможно, даже испытывает угрызения совести, в отличие от эгоистичного Кутейкина. Цыфиркин отказывается от платы, предложенной ему Правдиным и Стародумом за его старания, а Кутейкин требует компенсации за изношенные сапоги.
Третий учитель Митрофана – Вральман. Простакова убеждена, что немец выучит подлесковые языки и светские нравы. Однако Вральман не только обладает необходимыми знаниями и навыками, чтобы быть наставником дворянина, но и оказывается человеком льстивым и корыстным. В конце комедии выясняется, что когда-то Вральман служил кучером Стародуму!
Д. И. Фонвизин умело использует «говорящие» фамилии, по иронии судьбы, над персонажами комедии. Автор высмеивает горе-учителей, но в то же время чувствуется его раздражение невежеством подрастающего поколения. Митрофан останется неграмотным, несмотря на все старания матери, потому что ни он, ни она не видят настоящей ценности образования.
Для них образование — лишь дань моде, а не средство стать мудрее и помочь людям. При таком отношении дворян к просвещению и учителям выбирают безграмотных, глупых, вроде Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана, не способных воспитать недоросток, как разумного человека.
Что такое мудрая родительская любовь?
- Л. Н. Толстой, Война и мир.
Тема семьи и отношений между отцами и детьми поднимается в этом романе не раз. Автор показал нам несколько домов, где между близкими совершенно другая атмосфера. Семья Болконских, семья Ростовых и семья Курагиных — все они разные по правилам, по которым живет дом. Ростовы, пожалуй, вызывают у читателя самые приятные чувства по сравнению с двумя другими семьями.
Граф Ростовский Илья Андреевич и графиня Наталья Ростова во многом были примером для своих детей. В их семье не было места наказанию, грубости и жестокости. Вместо этого члены семьи делились друг с другом теплом, поддержкой и любовью. Причем любовь была безоговорочной, детям не приходилось доказывать свою значимость в глазах родителей.
Поэтому они могли смело обращаться к ним за советом. Показательным моментом является эпизод, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму. Он решил пойти к отцу и признаться в содеянном. И отец не упрекнул его, а помог справиться с ситуацией. Такая взрослая реакция родителей – редкость, и, наверное, поэтому многим так импонирует эта семья.
- Тургенев, отцы и дети.
Пример мудрой любви мы видим в романе Тургенева. Николай Кирсанов готов принять и понять новые идеи сына и не осуждает его за пристрастие к нигилизму. Несмотря на провокационные высказывания молодых людей, Николай старается погрузиться в их учение и сблизиться с сыном. Переживает за свою реакцию на отношения с Феней, готов все бросить, всем пожертвовать, лишь бы Аркадию было комфортно.
Кирсанов-старший не давит на него даже тогда, когда видит, что сын ничего не делает и просто «сибаритизирует». Отцу разумно попытаться соединить и сгладить острые углы. Благодаря этому умению Николай смог сохранить отношения в семье и создать ту атмосферу, в которой Аркадий хотел отказаться от вредных идей и открыть новую голову для семьи Кирсановых.
А.Н. Островский «Гроза»
О том, что детство влияет на мировоззрение человека и его будущие мечты, желания и стремления, писал Александр Николаевич Островский в драме «Гроза». Главная героиня Катерина рассказывает о своем детстве. В ее семье всегда царили доброта и уют. Взаимная любовь – основа семейных отношений в родительском доме Катерины.
В ее семье было принято помогать другим людям, поэтому к ним часто приезжали разные странники и богомольцы, которые непременно получали приют. С детства Катерина привыкла к свободе. Главный герой сравнивает себя с птицей в природе, которая жила и никогда ничего не оплакивала. Катерина вспоминает, что делала все, что хотела, мать ее очень любила и не заставляла работать.
Вместе они ходили в церковь, а потом занимались физическим трудом. У Катерины было много цветов, за которыми она ухаживала. Привыкшая к свободе и счастью, Катерина мечтает о такой же жизни, будучи замужем. Однако ее мечты разбиваются о реальность. Катерина понимает, что в семье мужа Тихона «совсем зачахла». Воспитание героини требовало от нее иной жизни, но Катерина не смогла найти нужного ей счастья, поэтому решает покончить жизнь самоубийством.
Пример «Чудо» (своими руками)
А. Грин «Алые паруса»
Человек способен творить чудеса своими руками. Пример, подтверждающий это положение, можно найти на страницах произведения «Алые паруса». Однако не только герои рассказа доказывают нам, что счастье возможно, если в него верить. Жизнь создателя произведения также является доказательством этой мысли. Александр Грин прожил тяжелую жизнь, но неудачи и разочарования не закалили писателя.
К.Г. Паустовский в книге «Золотая роза» удивлялся, как «эта замкнутая и избитая невзгодами пронесла через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веры в человека и застенчивой улыбки…»
Ответ на вопрос по КГ, Паустовского можно найти на страницах «Алых парусов»: «Простая истина — делать так называемые чудеса своими руками. когда душа прячет зерно горящего растения — чудо, ты делаешь это чудо, если сможешь…»
Действующие лица
Сюжет комедии происходит в середине XVIII века. Герои книги – люди из разных слоев населения, имеющие свое видение окружающего мира. На страницах произведения можно увидеть социальное неравенство. Основные роли:
- Терентий Простаков – глава семьи, необразованный и безвольный человек, который старается во всем угодить своей невежественной и властной жене. Сына любит умеренно, иногда не может поверить, что это действительно его отпрыск. Несмотря на свое богатство и положение в обществе, он не умеет читать.
- Госпожа Простакова — жена и хозяйка дома Простакова, любящая мать Митрофана. Считается главным отрицательным персонажем, принадлежит к знатному роду, поэтому считает, что ей позволено все. На первое место в жизни женщины выходит любовь к сыну Митрофанушке. Именно из-за наличия такого персонажа проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль» стоит достаточно остро».
- Митрофан — сын Простаковых, низкорослый. Молодой человек настолько беспечен, ленив и наивен, что не в состоянии позаботиться о себе. Он не заботится об одежде, не хочет учиться и предпочитает только развлечения.
- Правдин — государственный деятель, посланный в имение Простаковых для расследования обращения дамы с ее подчиненными.
- Стародум — положительный герой комедии, дядя Софьи, человек с высокими моральными принципами. Он учит племянницу жить по правилам, быть воспитанной и порядочной девушкой.
- Софья — племянница Стародум, девушка с добрым сердцем.
- Милон — молодой и достойный мужчина, офицер, который помог предотвратить похищение Софьи, его возлюбленной.
- Скотинин Тарас – человек, фамилия которого говорит сама за себя. Он брат Простаковой, очень любит свиней, хочет взять в жены Софью, так как у девушки есть наследство.
- Кутейкин, Вральман и Цыфиркин — учителя Митрофанушки, которым так и не удалось его ничему научить.
Помимо главных героев комедии образ служанки раскрывается в лице Тришки, няни и камердинера Еремеевны.
Отношение к образованию
Митрофанушке 15 лет. Он проучился 4 года у учителей, нанятых госпожой и господином Простаковыми для своего сына. Однако Митрофан за это время ничему не научился. Как отмечает один из его учителей, Митрофанушка «не любит идти вперед».
Вместе со своими учителями Митрофан обучает грамоте, арифметике, французскому языку и другим наукам. За время, которое герой потратил на обучение, ему удалось добиться лишь минимальных успехов: Митрофан умеет читать по слогам, считать до трех. Несовершеннолетние вообще не говорят по-французски.
Во многом такие неудачи связаны с тем, что сами учителя Митрофана мало понимали в преподаваемых ими предметах, но главная причина необразованности Митрофанушки — его нежелание учиться. Он мечтает о женитьбе, а не о том, чтобы стать умнее.
Родители Митрофана не видят, что их сын глуп, поддерживают и хвалят его, поэтому у Митрофанушки нет мотивации учиться и умнеть. Его все устраивает, как и его родителей. Г-жа Простакова не видит смысла в воспитании, Митрофан придерживается того же видения.
Сюжет и композиция
Прежде чем говорить о сюжете, надо сказать, что Денис Иванович писал в эпоху классицизма. В мою задачу сейчас не входит говорить об этом направлении, я просто хочу вспомнить основные принципы построения комедии, так как классицизм требовал соблюдения канонов.
Так, для драмы вообще и для комедии в частности строго соблюдалось правило «трех сущностей»: единство места (все происходит в одном месте), единство времени (время 24 часа), единство действия (действие разворачивается вокруг конфликта). Давайте запомним это, иначе мы многого не поймем. Действие происходит в имении Простаковых.
Семья: г. Простакова, господин Простаков и их сын Митрофан. Поместье является домом племянницы Стародумы Софьи, приехавшей сюда за полгода до событий. Митрофан — несовершеннолетний, то есть знатный сын, не начавший службу. У Простаковой есть брат Скотинин, который живет в своем имении, но навещает сестру.
Простакова мечтает женить Митрофана на Софье из-за ее поместья, а после приезда Стародума и объявления Софьи его наследницей Простакова, Митрофан, Скотинин включаются в борьбу за нее. Но Софья не любит Митрофана, а любит офицера Милона.
Так начинается любовный конфликт, который по терминологии классицизма, как вы помните, должен быть единственным. Но все решается благополучно: Стародум и чиновник Правдин расследуют Митрофана, Простаков пытается взять Софью силой, Правдин и Милон разоблачают ее, Стародум произносит длинный монолог о пагубности зла, Митрофан и Скотинин остаются ни с чем, Софья выходит замуж за Милона.
Все счастливы. Я говорил о любовном конфликте, и в моем пересказе он не очень интересен. Главной темой комедии был другой конфликт, конфликт между прогрессивными и невежественными дворянами. В этом и заключалась задумка великого драматурга — показать, к каким последствиям может привести невежество и необразованность.
И если посмотреть на сюжет пьесы с этой точки зрения, то все происходящее в ней предстает в несколько ином свете. Итак, давайте посмотрим на сюжет и композицию с этой стороны. В имении Простаковых живет подлесок Митрофан с родителями. Простакова знает, что ее сын нуждается в обучении, и нанимает учителей «побольше, по более низкой цене».
Это отставной сержант Цыфиркин, пономарь Кутейкин и бывший кучер Вральман, от немцев. Митрофан учится беззаботно, потому что очень устает, потому что гонит голубей, ест пять-шесть очагов (хлеба), выпивает два кувшина кваса — очень устал! Простакова считает, что дворянин не нуждается в учебе, потому что его жизнь обеспечена крепостным правом: «Почему георгафия? Куда барин скажет, туда и возьмут».
И Митрофан демонстрирует прекрасные плоды учения, приходя к блестящему результату: «Учиться не хочу, а жениться хочу» рука, сердце, а главное деньги Софьи. Стародум, зная о намерении Простаковой, устраивает Митрофану экзамен.
Тот оглушительно проваливается, его мать вместе с сыном пытается силой увести Софью, но Милон их останавливает Простакова проявляет свои худшие качества, всех оскорбляет и со всеми ругается, а после объявления Правдиным решения об изъятии имущества Простаковой, она бросается к сыну в надежде на утешение, но Митрофан грубо отталкивает ее.
Она остается совсем одна. : «Здесь достойные плоды зла» дворянство как сословие застряло в пороке, и главной причиной этого было то, что драматург считает невежеством и отступлением от идеалов петровской эпохи. Это хорошо видно из развития второго конфликта. И в этом заключается идея произведения.
Образ мира Простаковой Да, в комедии основное внимание уделяется Простаковой и ее окружению. Я не случайно называю это миром, ведь главный герой строит свою жизнь по своим законам, и заставляет так жить всех окружающих. Что использует автор для раскрытия образов Простаковой, Митрофана, Скотинина?
Аргументы «Природа и культура в жизни человека»
«Не стреляйте в белых лебедей», автор Б. Васильев. Размышления о взаимодействии человека и природы
Человек и природа едины. Все мы продукт природы, ее часть. Об этом пишет Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин бесконечно любит природу, все, что его окружает. Он всегда работает на совесть, живет мирно, но всегда оказывается виноватым. Причина этого в том, что Егор не мог нарушить гармонию природы, боялся вторгнуться в мир живых.
Герой понимал природу, а она понимала его. Только Полушкин и его сын Колька могли «успокоить самых разъяренных собак двумя словами». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, ее сна», и все, чего он хотел, это «зачерпнуть эту нетронутую красоту ладонями и нежно, не проливая и не брызгая», принеси это людям».
Но люди его не понимали и считали не приспособленным к жизни. А Егор призвал беречь и уважать Родину. «Никто не является царем ее, природы. Не царь, королем называться вредно. Он ее сын, ее старший сын. Так что будь благоразумен, не гони свою мать в гроб». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоты природы, привык только ее покорять.
Но у Полушкина подрастает сын Колька, который, надеюсь, сможет заменить отца. Он будет любить и уважать свою Родину, защищать ее.
«Недоросль», автор Д.И. Фонвизин. Рассуждения о науке, о значении научных открытий
К сожалению, не все люди в полной мере понимают значение науки в жизни человека. Проблема невежества — одна из важнейших в произведении Фонвизина «Недоросль». Главный герой Митрофанушка был очень избалованным ребенком. Мать Митрофана заботилась только о том, чтобы ее ребенок был здоров и упитан.
Простакова считала, что такие термины, как воспитание и образование, абсолютно не важны в жизни. Героиня нанимала учителей, но их целью было лишь заработать денег. Учителя плохо справлялись со своей работой, да и сама дама потакала лени сына. У Простаковой не сложилось наследника; моральные ценности были ему чужды.
Лишенный знаний и навыков, Митрофанушка оказался совершенно неприспособленным к жизни. Фонвизин показал негативное влияние невежества на формирование человека. Автор напоминает, что реализовать себя в обществе может только тот, кто постоянно стремится к новым знаниям.
«Портрет», автор Н. В. Гоголь. Рассуждения об искусстве
В повести «Портрет» Н. В. Гоголя рассказывается о двух художниках, один из которых вдохновенно работал над картинами, бескорыстно оттачивал и совершенствовал свой талант, а другой растрачивал данный ему дар, превращая его в источник дохода. Такая проблема выбора стоит перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, настоящие шедевры искусства живут и прославляют своих авторов веками, а созданные ради обогащения приносят лишь материальную пользу.
«Моцарт и Сальери», автор А. С. Пушкин. Рассуждения об искусстве
Пьеса А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказывает о двух композиторах, чьи взгляды на музыкальное творчество радикально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и ему удается творить где угодно и когда угодно, главное — вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство похоже на ремесло, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но до сих пор не знает секрета великого таланта, ведь дар человеку дан свыше.
Сочинение Учителя Митрофанушки
В комедии «Недоросль» автор обращается к весьма существенным проблемам воспитания и образования. Митрофан, главный герой поэмы, — яркий пример того, каким может стать молодой человек при отсутствии качественного образования. Митрофана воспитывает авторитарная неграмотная мать, помещица Простакова.
Она уверена, что грамотность в жизни бесполезна, ведь и без нее она прекрасно справляется с управлением имением. И несмотря на то, что Простакова до сих пор нанимает Митрофану учителей, следуя необходимости быть не хуже других помещиков, она не учитывает их правильный выбор.
Поэтому грамоте Митрофанушку учат люди, далекие от просветительской деятельности. Один из них — учитель математики с говорящей фамилией Цыфиркин, сержант в отставке. Он профессиональный военный, отдавший двадцать лет службы, внезапно решивший стать учителем. Несмотря на то, что Цыфиркин хороший человек, добрый и честный, опыта педагогической деятельности у него нет.
Неудивительно, что Митрофан с таким учителем не продвигается в познаниях арифметики. Зная это, честный Цыфиркин отказывается от денежного вознаграждения за обучение Митрофанушки.
Еще один «учитель» с говорящей фамилией – Вральман, учитель светских манер и французского языка. Раньше он был кучером, а теперь является самым высокооплачиваемым из учителей Митрофана. Вральман хитер, но в то же время ленив и говорит по-французски с ужасным акцентом.
В отличие от честного Цыфиркина, который все-таки пытается хоть чему-то научить Митрофана, Вральман не хочет утруждать себя. Что касается образования, то он полностью поддерживает Простакову и считает, что подросток не должен забивать себе голову «бесполезными» науками.
Под стать остальному чтению учитель Кутейкин. Когда-то он собирался стать священником и учился в семинарии, но в итоге бросил учебу. Вряд ли человек, который сам не стремился учиться, может чему-либо учить неграмотного и прикидываться Митрофаном. Кроме того, Кутейкин сам по себе неприятный человек, он скуп, часто зол, но в то же время труслив.
Бывший семинарист боится Простакова. Это очень характерно для эпизода, когда Кутейкин требует от работодателей возмещения стоимости изношенных ботинок, но когда его посылают к Простаковой, он тут же отказывается от требований.
Таким образом, учителей Митрофанушки никак нельзя назвать настоящими учителями. Они сами малограмотные, малообразованные люди, которых наняли обучать юношу только ради моды и необходимости быть как все.
Сержант Цыфиркин плохо умеет считать, Кутейкин, бросивший семинарию, сам едва читает пару строк, а Вральман даже не считает нужным прикидываться учителем. Неудивительно, что Митрофан не приобретает ни качественного образования, ни желания заниматься науками и познавать мир.
Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев. Размышления о споре поколений
Ярким примером конфликта между старым и новым поколением является роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров отрекается от веры братьев Кирсановых, воплощающих в романе образ старого дворянского общества. Поражает его презрение к истории «отцов», нигилистические взгляды полностью противоречат всем нравственным убеждениям старшего поколения.
Он даже отрицает такое базовое понятие, как любовь. За такое пренебрежение Тургенев сам наказывает своего героя: смерть дерзкого и честолюбивого Базарова нелепа и губительна для всех его идей, ибо на смертном одре он признает поражение своих убеждений, признаваясь в любви к Одинцовой. На его примере мы видим, что новое может быть прекрасным, но быть последователем новых идей не значит «топтать» старые.
Читайте также: Первый раз в музее – сочинения для 5-8 классов
«Война и мир», автор Л.Н. Толстой. Размышления о влиянии среды на человека
В русской классической литературе есть герой, которому удалось спастись, несмотря на давление общества. Это Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Один из самых ярких и показательных эпизодов происходит в начале первого тома. Это описание вечера в салоне мадам Анны Павловны Шерер. Молодой человек ведет себя совсем иначе, чем «требуется» на светском вечере.
Он живой, искренний, настоящий. Он умеет показывать эмоции и делает это. Он не ищет выгоды от знакомств — общается с теми, кто ему интересен. Несмотря на то, что Пьер не вписывается в светское общество, он не остается один. Герой находит своих людей — тех, кому он нужен таким, какой он есть.
Красота Безухова именно в том, что он реальный человек, с недостатками и достоинствами, способный к чувствам, искренний, любящий, невероятно добрый, честный и благородный. К счастью, никакое общество не могло повлиять на Пьера, изменить его. Оказывается, оно бессильно, когда перед ним стоит зрелая личность, сильная и уверенная в себе. В данном случае это никак не влияет на человека.
«Повесть о настоящем человеке», автор Б.Н. Полевой. Размышления о народном подвиге (С чего начинается Родина?)
Из «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого мы узнаем о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног возвращается в ряды солдат, чтобы защищать свою Родину от немецко-фашистских захватчиков. Самолет Мересьева был сбит над лесом в холодный март 1942 года, в самый разгар войны.
Во время аварии у пилота сильно пострадала нога, но ему удалось выжить и даже спастись от медведя. Почти три долгих недели он полз по лесу до ближайшей деревни, где его бросили люди. Когда Алексей поступил в городскую больницу, ему ампутировали ноги, так как надежды на их спасение не было.
Но он не отчаивался, вдохновленный летчиком Первой мировой войны Карповичем, который также пережил ампутацию ноги и все еще летал на истребителе. Мересьев научился не только ходить на протезах, но и управлять самолетом, и смог не только вернуться в армию, но и совершить подвиг.
История становится еще более удивительной, когда мы узнаем, что она основана на реальной жизни человека. При этом сам Мересьев признавался, что только любовь к Родине давала ему силы не только выжить, но и служить ей, проявив себя достойным сыном своей страны.
Первый конфликт
О воспитании Митрофана в комедии «Недоросль» можно судить после прочтения первого акта пьесы. Описывается недовольство матери юноши, которое она выражает по поводу работы Тришки. Парень крепостной и подрабатывает портным, хотя надлежащего образования не получил. Простакова ругает Тришку за плохо сшитый кафтан, который нужен ее сыну.
Поводом для приобретения обновки стал предстоящий брак с Софьей, которая была дальней родственницей Простаковых, осталась сиротой и временно жила в их имении. Однажды на уроке Митрофан сказал матери, что не хочет учиться, а хочет жениться на Софье. Мать сразу соглашается с сыном, ведь девочке досталось в наследство много земли и скота.
Она пытается уговорить Митрофана нормально учиться, чтобы доказать свою образованность будущей жене. Кутейкин и Цыфиркин начинают занятия с юношей, но после трех лет занятий он не может прочитать ни строчки. Это не расстраивает Митрофана и его мать. Последнее говорит о том, что сын должен отказаться от уроков, если они для него трудны.
Еще одним учителем Митрофана является Вральман, который должен обучать его французскому языку и другим наукам. Никто не догадывается, что учитель — бывший кучер и не в состоянии передать парню нужные знания. Здесь Фонвизин дает понять читателю, что Простакова — женщина невежественная и просто глупая, ибо не в состоянии отличить хорошего учителя от мошенницы.
На первых страницах читатель видит моральное разложение взрослой женщины. Она не может дать сыну правильных указаний, потому что сама неграмотна и малообразованна. Ее грубость в обращении со слугами раскрывает сущность характера, его влияние на воспитание сына. Беспокойному ребенку нужна сильная рука, но отец — безвольный человек, а мать слишком поглощена собственной любовью к сыну-переростку.
Еще одной проблемой становится отношение Простакова к собственной семье. Он во всем соглашается с женой, не имеет собственного мнения и не принимает участия в воспитании сына. Митрофан отца не уважает, не слушает, иногда повышает голос, но Простаков не делает попыток исправить положение. Его рассуждения напоминают речь крепостного, несмотря на то, что он принадлежал к дворянскому роду.
«Воспитание и образование в комедии недоросль» — сочинение
Русский историк В.О. Ключевский справедливо писал, что комедия «Недоросль» есть «несравненное зеркало. В ней Фонвизину как-то удалось встать прямо перед русской действительностью, посмотреть на нее просто, прямо, тупо, глазами, не вооруженными каким-то стекло, взгляд, не разбитый никакими точками зрения, и воспроизвести его с бессознательностью художественного понимания… ».
Фонвизин провел значительную часть своей жизни при русском дворе, будучи свидетелем стольких событий, видя людей, носящих высшие титулы, но в то же время не соответствующих им. Уже в то время Фонвизина интересовал человек: каким он может быть, каким, к сожалению, чаще всего становится и по каким причинам.
Фонвизин считал главной проблемой в русском обществе отсутствие должного образования и воспитания, что в конечном итоге привело к тем печальным последствиям, которые писатель постоянно наблюдал вокруг себя. Все мысли Фонвизина выражались в письменной форме — его обширная публицистика, сатирические произведения, письма.
Многое из этого поначалу непосвященному может показаться просто проявлением мизантропии человека, который сам занимает очень высокое положение и мало чем отличается от тех, кто становится объектом его критики. Однако это неверно: Фонвизин с присущей ему проницательностью видел русское общество в его состоянии, которое через двенадцать лет разрешится чуть ли не революцией.
Все эти размышления были обобщены в его последнем произведении — комедии «Недоросль», в которой автор исследует истоки этого состояния в русском обществе.
В этой комедии две группы персонажей открыто противостоят друг другу и осознают себя противниками. На самом деле о каждом из персонажей можно судить по их именам. С одной стороны — благовоспитанная девушка Софья, ее дядя Стародум, ее жених Милон, честный чиновник Правдин.
А с другой стороны — помещица Простакова (урожденная Скотинина — что подчеркивает в ней животное, а не человеческое, духовное начало), ее муж, полностью подчиненный ей, брат Тарас Скотинин, сын Митрофан (здесь перевод этого имени от греческого важно: «похожа на мать» — таким образом автор подчеркивает преемственность животного начала).
Это все то, о чем говорит Стародум, выражая мысли автора: «Дворянин, недостойный быть дворянином! Я ничего лучше него не знаю». Митрофан становится главным объектом авторского анализа, так как принадлежит к молодому поколению, от которого зависит будущее России.
Во всем поведении Простаковой и ее сына прослеживается строжайшая логика: они уверены, что весь мир создан только ради них, их удобства и интересов, которым они должны были служить. Так, например, узнав о возвращении Стародума, считавшегося погибшим, Простакова встает: «Он не умер! Он даже умереть не может?» То есть он должен был умереть, потому что в этом случае это выгодно для героини.
И если он не умер, значит, кто-то подставил его в корыстных целях. И подобных замечаний, отражающих особенности ее сознания, немало. Вполне понятно, что при таких расходящихся картинах мира герои, принадлежащие к разным лагерям, совершенно не способны понять друг друга. Каждое слово понимается знаками по-разному.
Так, например, когда Митрофана спрашивают об истории, он говорит, что знает много историй, которые ему рассказывала пастушка. Правильному пониманию смысла слов Митрофана не учили и явно не научат. Таким образом, тема образования лежит в основе всей комедии.
Старшее поколение (Простакова, Скотинин) больше животные, чем люди, в силу отсутствия у них этого образования. То же самое относится и к Митрофану, которого, видимо, постигнет та же участь.
О воспитании продолжают говорить в спектакле «Недоросль». Так, например, София появляется в начале четвертого акта с книгой французского епископа Фенелона «О воспитании девочек». Разумная героиня не только читает, но и комментирует, после чего уже обсуждает с дядей. Скотинины, напротив, гордятся прежде всего тем, что ничему так и не научились.
Однако сама Простакова признается, что «сегодня другой век», а потому пытается чему-то научить сына в соответствии с новыми требованиями, хотя у нее это и не получается. Учителя Митрофана мало что знают, но добросовестно стараются делать свою работу, что в итоге полностью терпит неудачу. Митрофана пытаются научить лишь каким-то внешним знаниям, но при этом настоящего образования он не получает вовсе, да и взять его ему неоткуда.
Воспитание, формирующее его как личность, он получает от Простаковой, без памяти любящей сына. Однако эта любовь с самого начала оказывается безобразной, потому что она фактически приближается к животным инстинктам — это не сознательная и внимательная любовь. В результате Митрофан становится не только полным невеждой, но, что очень важно, абсолютно бессердечным человеком.
Ему негде было учиться любви и состраданию, как немецкому языку или математике. Когда в конце пьесы Простаковых берут под опеку за жестокость хозяйки к своим крепостным и мать бросается к сыну в качестве последней опоры, он откровенно выражает к ней свое отношение: «Да избавься от нее, мать, как было велено…»
И, наконец, Простакова тоже переживает свою личную трагедию, хотя она воспринимается ею с учетом ее личных качеств: сын, которого она безумно любила, отталкивает ее в самую трудную минуту для ее.
Таким образом, оба поколения второго лагеря героев, представленных в комедии, не получив должного образования, в момент развертывания событий на эволюционной лестнице ближе к животным, а не к людям. Вся духовная жизнь, поиски истины человеком у них полностью отсутствуют, потому что в них в принципе нет внутренней жизни.
Это просто какие-то биологические инстинкты. Это оказывается злом для них самих: они давно и безвозвратно разрушили в себе самое главное. Но последствия усугубляются тем, что по своему происхождению они принадлежат к верхушке русского общества — дворянству, правящему Россией, которому подчинен весь русский народ; в комедии эта сторона проблемы раскрывается во взаимоотношениях простаковых и их крепостных.
Трагедия заключается в том, что Митрофан ничем не отличается от своих родителей: но за такими, как он, остается русское будущее, которое Фонвизин очень хорошо чувствовал и глубоко переживал.
Это интересно: Родители наставляют своих детей только на добрые дела. Они хотят гордиться своими сыновьями и дочерьми, заботятся о них и желают им только самого лучшего. Родительское руководство содержит не только советы, но и запреты и требования.
Когда отец или мать разговаривают по душам со своими детьми, они должны понимать, что их слова будут звучать в душе каждого из их детей и тогда, когда они вырастут, помогут им в трудной ситуации, направят в сложных жизненных ситуациях.
И.А. Гончаров «Обломов»
Иван Александрович Гончаров также говорит о роли детства во взрослении. В романе «Обломов» автор уделяет особое внимание описанию детства главного героя. Он представлен в главе «Сон Обломова» и имеет большое как композиционное, так и идейное значение. Именно из детства лень и апатия ко всему окружающему перешли во взрослую жизнь.
Изначально Илья Ильич был любознательным ребенком, который хотел узнать много нового, хотел своими глазами увидеть красоту природы. Однако родительская забота была слишком слепа. Обломов постепенно стал привыкать к тихой, спокойной и размеренной жизни, царившей в Обломовке. Главный герой становится апатичным и незаинтересованным в жизни человеком.
Хорошо поесть и отдохнуть на диване — эти цели становятся самыми главными в жизни Ильи Ильича. И. А. Гончаров подробно описывает жизнь Обломова в детстве, подчеркивая, что поведение человека в зрелом возрасте есть следствие его образа жизни в детстве, следствие его воспитания.
Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль».
В этом спектакле нам показывают семью Простаковых. Лидером в нем является мать, соответственно, она сильно повлияла на формирование сына Митрофанушки. Характер матери очень плохой. Она не уважает своих крепостных, но в то же время преклоняется перед теми, кто богаче и выше ее по положению. Она также мало уважает своего мужа, потому что он боится ее и выполняет все ее приказы.
Ее сын — единственный человек, к которому она добра, иногда даже слишком. Поэтому мальчик рос невоспитанным, избалованным и требовательным человеком. Он стал грубым, недалеким мальчиком, который, как и его мать, никого не уважает, но самое ужасное в его матери то, что он совершенно не ценил ее труд и любовь, которую она вливала в него.
Мы видим, что мать много сделала для своего сына, но в итоге пожинает то, что сама вырастила в нем на собственном примере. Поэтому при воспитании детей важно понимать, что сколько бы родитель ни учил ребенка вести себя определенным образом, ничто не повлияет на его развитие так эффективно, как пример родителей.
- Тургенев, «Бежин луг».
В этом рассказе автор также показывает нам влияние родительского примера на формирование личности мальчиков из разных семей. Самые яркие примеры — Федя и Павлуша. Несмотря на то, что оба были из фермерских семей, у них было разное воспитание. Мы видим, что Федя более образован, чем другие мальчики, хорошо одет, и даже по его внешнему виду видно, что он из зажиточной крестьянской семьи.
В то время как его друзья наивно слушают легенды и мистические рассказы, Федя относится к ним с недоверием, потому что не верит в них. Он немного высокомерен, так как его отец ведет себя аналогичным образом, управляя рабочими. Павлуша вырос в бедной семье. Жизненные невзгоды закалили его характер, поэтому он рос смелым и волевым.
Во многом благодаря своим родителям и воспитанию он вырос здравомыслящим и зрелым человеком. Он успокаивал других парней, когда они боялись страшных историй. Так мы видим, какую роль семья играет в жизни детей. Они бессознательно копируют поведение старших, поэтому пример всегда важнее совета.
Пример «Настоящее искусство»
Гомер «Одиссея»
Настоящее искусство – это то, что способно вызвать в человеке необыкновенные эмоции, оно просто не может оставить человека равнодушным. Так в поэме Гомера «Одиссея» мы наблюдаем сцену, когда певец Демодок выступает на пиру, устроенном царем Алкиноем в честь гостя Одиссея.
Там Демодок воспевает любовь Ареса и Афродиты, битву между Ахиллесом и Одиссеем и, по просьбе Одиссея, троянского коня. Слезы, наворачивающиеся на глаза Одиссея при исполнении этой песни, заставляют Алкиноя узнать гостя.
Демодок слеп, как Гомер. Мышь отняла у него зрение, но взамен дала ему волшебную лиру. Народ и богатые чтят его, он присутствует на пиру, где ему дается время говорить так, как он хочет. У всех есть слова восхищения и уважения к нему, а особенно к Одиссею. Все убеждены, что «волшебного певца» вдохновляют боги.