- «Детство» Льва Толстого
- Обсуждение роли детства на уроках литературы
- Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»
- А.Н. Островский «Гроза»
- Вариант 2
- Проблема взросления
- Примеры из художественной литературы
- Текст из ЕГЭ
- Вступление
- Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Детская нищета
- Как трудности детства отражаются на характере
- Народная мудрость
- Проблемы взрослых с трудным детством
- Эрве Базен «Семья Резо»
- «Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»
- Отношение автора к проблеме
- «Детские годы Багрова-внука» Сергея Аксакова
- Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
- «Детство» Максима Горького
- Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
- «Другие берега» Владимира Набокова
- Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- «Младенчество» Владислава Ходасевича
- Эпитеты к слову «детство»
- Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период
- Воспоминания Марины Цветаевой
- Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина
- Когда заканчивается детство?
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
«Детство» Льва Толстого
В 1851 году Лев Толстой вместе со своим братом Николаем отправился на Кавказ. Там он создал первую часть автобиографической трилогии — повесть «Детство». В своем дневнике Толстой записал: «С ноября лечился, целых два месяца просидел, то есть до Нового года, дома: провел это время, хотя и скучно, но спокойно и полезно.
Январь провел отчасти в дороге, частично на Старогладковской, с написанием, окончанием первой части (имеется в виду повесть «Детство». — Прим ред.), подготовкой к походу и было спокойно и хорошо».
Рассказ был опубликован в журнале «Современник» в 1852 году под названием «История моего детства». В ней автор вспоминает события и переживания своих ранних лет от имени десятилетнего Николеньки Иртеньевой. Герой рассказывает о дворянских традициях – домашний учитель, музицирует и рисует с матерью, охотится с отцом и домашние балы.
Обсуждение роли детства на уроках литературы
Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, позволяют почувствовать себя на чужом месте, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя на себя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными моральными системами, формирует собственные ценности и личность. Выражая переживания и чувства, связанные с определенным персонажем, родитель способствует эмоциональному развитию ребенка, учит его быть добрым, заботливым, внимательным к чужим нуждам.
Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументировать влияние ранних лет на формирование личности дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических работах. Тему для сочинения «Роль детства в жизни человека» можно найти на ЕГЭ. Для получения высокой оценки учащиеся должны сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать ее с помощью знаний, личного опыта и аргументов из нескольких литературных произведений.
Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»
Писатель И. А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание на проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов совершенно не способен позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Он не доводит до конца ни одно из своих решений и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как хорошо это получится в итоге.
Его друга, энергичного и деятельного Штольца, родители с детства приучили к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.
А.Н. Островский «Гроза»
О том, что детство влияет на мировоззрение человека и его будущие мечты, желания и стремления, писал Александр Николаевич Островский в драме «Гроза». Главная героиня Катерина рассказывает о своем детстве. В ее семье всегда царили доброта и уют. Взаимная любовь – основа семейных отношений в родительском доме Катерины.
В ее семье было принято помогать другим людям, поэтому к ним часто приезжали разные странники и богомольцы, которые непременно получали приют. С детства Катерина привыкла к свободе. Главный герой сравнивает себя с птицей в природе, которая жила и никогда ничего не оплакивала. Катерина вспоминает, что делала все, что хотела, мать ее очень любила и не заставляла работать.
Вместе они ходили в церковь, а потом занимались физическим трудом. У Катерины было много цветов, за которыми она ухаживала. Привыкшая к свободе и счастью, Катерина мечтает о такой же жизни, будучи замужем. Однако ее мечты разбиваются о реальность.
Катерина понимает, что в семье мужа Тихона «совсем зачахла». Воспитание героини требовало от нее иной жизни, но Катерина не смогла найти нужного ей счастья, поэтому решает покончить жизнь самоубийством.
Вариант 2
Многие задаются вопросом, когда заканчивается детство? На это однозначно очень сложно ответить, потому что у каждого из нас процесс становления происходит индивидуально. Некоторые десятилетние прощаются с миром и играми, а некоторые пятнадцатилетние гоняют голубей по двору и не думают о будущем. Подобные примеры мы находим в любимых книгах, знакомых со школьной парты.
Так, Л. Н. Толстой в рассказе «Детство» изобразил героя, детство которого прошло после смерти близкого человека — матери. Николеньке было всего десять лет, когда отец решил отдать сыновей учиться в гимназию. Для этого ребятам пришлось переехать из деревни в Москву.
«Поздоровавшись, отец сказал, что хочет вернуть нас в деревню, что мы перестали быть маленькими и нам пора серьезно учиться», — вспоминает рассказчик. Тогда Володя и Николай еще не знали, что этот переезд навсегда разлучит их с мамой и резко изменит образ жизни. Когда мальчики переехали в Москву, они поняли, что их поведение и способности совсем не соответствуют общепринятым критериям.
Бабушка, разъезжавшая по миру и имевшая связи, сразу отметила некоторые недостатки внуков. Им пришлось отучать себя от бесшабашных деревенских игр и вольностей в обращении с людьми. Знание этикета и негласных правил общения в дворянской среде давалось Николаю, мальчику чуткому, открытому и энергичному, с трудом. Но окончательный разрыв с детством он пережил, когда узнал о смерти матери, ласка и любовь которой были для него воплощением первых спокойных лет его жизни.
Горе утраты и одиночества утомили Николая от игр и фантазий раннего периода становления личности. Его детство закончилось на похоронах матери, как и сама история.
Однако не все теряют связь со своим детством уже в десятилетнем возрасте. Некоторые люди предаются удовольствиям ранней жизни даже в подростковом возрасте и взрослеют гораздо позже. Например, А. С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описывает становление личности Петра Гринева — подростка из дворянской среды.
До шестнадцати лет герой был шаловливым, безответственным и жизнерадостным ребенком. Из географической карты, выданной из Москвы, он сделал воздушного змея, воспользовавшись тем, что его учитель был пьян и заснул. На других занятиях Петруша тоже злоупотреблял своей полной свободой: бегал, играл и ни о чем не заботился. «Я жил несовершеннолетним, гоняясь за голубями и играя в чехарду с фермерскими мальчишками.
Между тем мне было шестнадцать лет. Потом моя судьба изменилась», — вспоминает рассказчик. Отцу Петру такое воспитание не нравилось. Он решил отправить наследника на отдаленную военную базу, где тот сможет познать настоящую жизнь и повзрослеть. Так и случилось: Петр за несколько месяцев повзрослел и стал настоящим мужчиной.
Ему пришлось выбирать между честью и жизнью, любовью и семьей, избранным и присягой. В результате Гринёв уже в 17 лет стал отважным и честным защитником отечества.
Таким образом, детство заканчивается, когда человек сталкивается с серьезными жизненными проблемами и берет на себя ответственность за свои поступки. Кто-то взрослеет раньше, кто-то позже, но для всех этот процесс связан с преодолением препятствий и осознанием жизненных трудностей.
Проблема взросления
- Рассказ В.Т. Тендрякова «Ночь после выпускного» наиболее полно раскрывает проблемы взросления. Переход от школы к взрослой жизни – сложный период в жизни подростка. Лучшая ученица выпускного класса Юлия Студенцева, воспользовавшись возможностью выступить от имени своего класса на выпускном вечере, сказала, что ей безразличны все пути и возможности, которые теперь открываются перед ней.
Проблема выбора пути, который определит всю дальнейшую жизнь, поиск своего призвания – лишь один из немногих конфликтов взросления, отраженных в рассказе В.Т.Тендрякова.
- Трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Юность. Юность» рассказывает о проблемах нравственного развития Николеньки Иртенева. Вопросы, которые волнуют главного героя, — это вопросы самоопределения, которыми задается большая часть подрастающего поколения. Например, в «отрочестве» Николенька болезненно переживает разницу в возрасте со старшим братом Володей, завидует его характеру.
Эмоциональные переживания выливаются в неконтролируемые истерики, в припадке которых он бьет надзирателя. В «Молодости» главного героя волнуют более тонкие проблемы: он пытается упорядочить свою жизнь, создает «правила» и пытается понять вес человеческого слова. В молодости Николенька склонен схематически делить все явления жизни. Например, в главе «Любовь» он шаг за шагом размышляет о трех видах любви. Таким образом, читатель видит, насколько сложен и долог процесс развития личности.
Примеры из художественной литературы
- А. Грин «Алые паруса».
Детство главной героини повести Александра Грина было тяжелым, она потеряла мать в младенчестве, и отцу пришлось бросить карьеру моряка, чтобы воспитывать дочь. В маленьком городке, где они жили, не было возможности хорошо заработать, и старый Лонгрен всю жизнь провел на корабле, кроме морских наук он ничего не знал.
Зато ему удавалось делать отличные деревянные модели лодок, парусников и лодок, хотя владелец лавки покупал их по низкой цене, и Ассоль с отцом едва хватало на жизнь. Лонгрен не помог спасти человека, который когда-то отказался помочь своей жене, а граждане Коперны в силу своей ограниченности мышления и ограниченности не могли понять поступка старого моряка. Все стали сторониться Лонгрена и его маленькой дочери, родители запрещали детям играть с девочкой, поэтому она росла без друзей.
Лонгрен хотел как-то осветить одиночество Ассоль и часто рассказывал ей чудесные истории с захватывающими действиями. Девочка очень любила эти истории и мечтала о приключениях, которые ей описывал отец. Однажды по дороге в город Ассоль встретила сказительницу Эгль, предсказавшую девушке будущее царевны после ее рокового плавания на большом корабле с алыми парусами.
Девушка, любившая фантазировать, охотно поверила в предсказанное чудо, и ее вера оказалась сильнее чужих предрассудков. В детстве все верили в чудеса и счастливые истории из сказок, но с возрастом люди становятся прагматичнее и перестают мечтать. Ежедневное однообразие и повседневные заботы делают их существование серым и унылым. Ассоль была исключением из этого правила, поэтому в ее жизни нашлось место чуду.
- А. Гайдар «Чук и Гек».
Рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» был рассчитан на детскую аудиторию; в этом рассказе детство выделяется как особый и неповторимый период жизни. Автор очень любил маленьких мальчиков и девочек, их жизнерадостность и бескорыстие вдохновляли его на создание произведений о детях и для детей.
Главные герои произведения «Чук и Гек» были веселыми, озорными, непоседливыми мальчишками, приходившимися друг другу братьями. Они были хорошими и добрыми ребятами, но их шалости доставляли маме много горя. Например, из-за их вины исчезла телеграмма, о которой они умолчали, чтобы избежать наказания, а Гек спрятался в гроб и напугал всех до полусмерти.
Мальчики жили с мамой в Москве, а отец был в тайге на разведывательно-геологической станции. Приключения двух братьев начались с того момента, как пришла телеграмма от отца, приглашающая семью навестить его. Представьте себе удивление матери и мальчиков, когда они прибыли на пустую станцию.
Оказывается, охрана прислала известие о задержке экспедиции, организованной их отцом, и предупредила родных вождя, что пока нет необходимости уезжать. Но эта телеграмма так и не была прочитана, потому что Гек случайно выбросил конверт, даже не вскрыв его.
Жизнь в тайге оказалась для малознакомых людей очень тяжелой, но выбора у них не было, и братья показали себя с лучшей стороны и стали опорой для матери. Накануне нового года их отец вернулся из экспедиции и оценил поведение сыновей.
Повесть «Чук и Гек» не только знакомит читателя с увлекательной историей двух мальчишек, она учит ответственности, доброте и дружбе.
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Основная идея повести «Маленький принц» — прославление детства, того периода жизни, когда чувства еще искренни, а мысли и поступки бескорыстны и чисты. Антуан де Сент-Экзюпери рассуждает в своем произведении о том, каким должен быть человек, каково его истинное предназначение. Он призывает всех взрослых стараться сохранить в себе детство, чтобы между ними и детьми царило взаимопонимание.
В сказке взрослых интересует только стоимость вещей и доход, они не видят настоящего смысла жизни и не замечают красоты окружающего мира. Односторонность их мышления поражает Маленького принца, отправившегося на поиски друга. Ему было очень одиноко на своей родной планете, она была очень маленькой и там больше никто не жил.
Каждый день он делал одно и то же, ухаживая за своей розой и чистя вулканы. Маленькому принцу не хватало общения, он мечтал найти себе пару. Жители планет, на которых он летал, символизируют человеческие пороки: царь хочет править, ученый интересуется цифрами, взяткодатель — деньгами, пьянице все равно.
На роль друга мог претендовать только фонарщик, ведь он работал не покладая рук и не жалел сил, хотя смысла в его деятельности не было. Друга Маленькому принцу удалось найти только на земле, где он встретил мудрую лису, которая смогла объяснить ему, что такое дружба. С этого момента мальчик уже не чувствовал себя одиноким, у него появился друг, а с ним и смысл жизни.
Только в детстве люди способны видеть вещи в их истинном свете, дети знают, в чем состоит настоящее счастье и для чего нужно жить.
Текст из ЕГЭ
(1)Самое сильное впечатление на меня производят сны, в которых встаёт далекое детство и в смутном тумане встают уже не существующие лица, тем роднее, как всё безвозвратно утерянное. (2) Долго не могу проснуться от такого сна и давно вижу живыми тех, кто давно в могиле. (3) А какие милые, милые лица! (4)Кажется, я бы ничего не дал, чтобы посмотреть на них издалека, услышать знакомый голос, пожать им руку и снова вернуться в далекое-далекое прошлое. (5)Мне начинает казаться, что эти безмолвные тени чего-то требуют от меня. (6) Ведь я так многим обязан этим бесконечно дорогим мне людям…
(7) Но в радужной перспективе детских воспоминаний живы не только люди, но и неодушевленные предметы, так или иначе связанные с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И теперь я думаю о них, и снова переживаю впечатления и чувства своего детства.(9)Конечно, у этих глупых участников детских жизней детская книжка с картинками всегда на первом плане… (10)И это была та живая нить, которая вывела из детской комнаты и соединила ее с остальным мир. (11) Для меня до сих пор каждая детская книга есть нечто живое, потому что она будит детскую душу, направляет детские мысли в определенное русло и заставляет детское сердце биться вместе с миллионами других детских сердец. (12) Детская книга – луч весеннего солнца, пробуждающий дремлющие силы детской души и дающий рост семенам, посеянным на этой благодатной почве. (13) Дети благодаря этой книге сливаются в огромную духовную семью, не знающую этнографических и географических границ.
(14)Здесь я должен сделать небольшое отступление именно о современных детях, которые часто должны наблюдать полное неуважение к книге. (15) Свернутые переплеты, следы грязных пальцев, загнутые уголки листов, всевозможные каракули на полях — словом, получается покалеченная книга.
(16) Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: сегодня издается слишком много книг, они намного дешевле и как будто утратили свою действительную ценность среди других предметов домашнего обихода. (17) Наше поколение, помня о драгоценной книге, сохранило к ней особое уважение, как к предмету высшего духовного порядка, несущему светоносную печать таланта и святого труда.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
Вступление
Детство – самая трепетная и волшебная пора для человека. Это светлое время оставляет неизгладимый отпечаток на всех последующих жизнях. В детстве мы закрепляем в своем сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, атмосферу, созданную нашими родителями.
Именно в детстве закладываются самые важные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, отрицательно относимся к тому, о чем с неудовольствием говорили мать и отец.
Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Школьникам можно посоветовать взять за образец для написания одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет свои лучшие качества в своем первом и единственном сражении, незадолго до смерти. Другие герои эпоса, Елена и Анатоль Курагины, не знавшие родительской любви и выросшие в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.
Детская нищета
- Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» наиболее полно отражает проблему детской бедности. Центральный персонаж, от лица которого ведется история, рассказывает о неблагополучной семье и голодном детстве. Нужда толкает его на заработок на азартных играх в сомнительной компании. Обман одного из игроков заметил мальчик, после чего был жестоко избит.
Положение ребенка не осталось незамеченным молодой учительницей французского языка Лидией Михайловной, которая тайком помогала мальчику с едой. Когда личность отправителя была раскрыта, Лидия Михайловна сама стала играть с главным героем на деньги, после чего потеряла работу. Но даже после этого она продолжала поддерживать студентку. Но история ее благотворительности отражает нерешенную проблему защиты детей, которую многие не увидят.
- В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема детской бедности возникает в семье Мармеладовых. У детей Катерины Ивановны были ужасные условия существования по степени бедности. Они часто оставались голодными, что отражалось на их изможденных лицах, носили изношенную одежду. Наконец, само размещение семейной комнаты, которая была проходной и завешана простынями для создания иллюзии разделения комнаты, завершает образ бедности.
Бедность семьи Мармеладовых, в том числе и детская, заставила Соню переступить через себя и пойти «по желтому билету».
Как трудности детства отражаются на характере
Люди, чье детство не было счастливым, часто имеют множество психологических проблем, которые мешают им жить полноценной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неуместные действия, наносящие вред себе и другим. Если родители не заботились о ребенке и не вводили нравственные ориентиры, у взрослого не будет четкой системы ценностей. Он не будет испытывать угрызений совести, когда совершит «плохой поступок», и не получит удовлетворения от доброго поступка.
Конечно, «тяжелое детство» — это не словосочетание. Ребенок, лишенный родительской любви и внимания, не обязательно вырастает преступником. Но таким людям гораздо труднее разобраться в своих желаниях и мотивах, они часто недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хороших отношений.
Народная мудрость
- «Дети — благодать Божия». Во все времена дети считались самой большой радостью в семье, поэтому о них говорили как о подарке от Бога, ниспосланном за добрые дела.
- «Если есть отец и мать, то ребенок благословен». Смысл этой поговорки в том, что ребенку не хватает того, что ему нужно для истинного счастья. Пока рядом папа и мама, остальное не имеет значения.
- «Не чти отца и матери — не уважай никого». Наши предки с детства чтили своих родителей и прививали уважение к старшим. Если человек не уважал даже собственных родителей, то остальных — тем более.
- «Так вырастет привычка, характер». Смысл этой поговорки в том, что человеку всегда нужно работать над собой. Характер развивается со временем, и хорошие привычки могут изменить его в лучшую сторону.
- «Отец рыбак, а дети смотрят в воду». Эта пословица говорит о том, что дети всегда следуют примеру своих родителей. Отец-рыбак с раннего детства прививает своим детям любовь к воде.
- «Дети, как цветы, забота и забота». То, что вы вкладываете в своих детей, будет расти. Поэтому с помощью этой пословицы наши предки призывают нас заботиться о детях, чтобы нас ждало достойное будущее.
- «Дети, как тесто, что замесили, то и стало». Смысл этой поговорки в том, что характер человека формируется в детстве. Как родители воспитали ребенка, так он и вырастет.
- «Создайте дерево, пока оно гнется, растите ребенка, пока оно слушается». Эта пословица говорит о том, что ребенка надо воспитывать с раннего детства, чем старше человек, тем труднее его изменить.
- «Материнское лоно согревает во все морозы». Нет ничего на свете сильнее материнской любви. Мать всегда будет опорой и опорой для своего ребенка.
- «С детьми горе, а без них дважды». Эта пословица гласит, что самое большое счастье человека — в его детях. С детьми трудно, но без них жизнь бессмысленна.
Проблемы взрослых с трудным детством
Что происходит с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребенка, не обращают внимания друг на друга и постоянно ссорятся, у взрослого, выросшего в такой среде, формируются искаженные представления о семейных ценностях. Свое поведение они считают единственной и естественной нормой.
Из-за психологического феномена «эмоционального заражения», если родители разрываются между семьей и работой, а дома находятся в постоянном подавленном и мрачном настроении, дети «перехватывают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.
Нередко дети, испытавшие жестокое обращение со стороны родственников во взрослом возрасте, начинают точно так же «воспитывать» собственных детей, не зная иного отношения. Некоторые психологи считают, что такое поведение вызвано бессознательным желанием поставить себя на место нападающего, чтобы больше не быть беззащитной жертвой.
Эрве Базен «Семья Резо»
О семейных отношениях писали и зарубежные писатели. Эта тема ярко выражена в трилогии Эрве Базена «Семейство Резо». История романа «Змея в кулаке» ведется с точки зрения мальчика Жана, которому вместе с братьями приходится терпеть материнский деспотизм. Особый акцент автор делает на жестоких поступках матери, которую подростки называли между собой Психиморой. Жан рос таким же вспыльчивым и озлобленным на мир.
На протяжении почти всей его жизни идет борьба между матерью и сыном, которая более подробно описана в романе «Смерть лошади». В третьем романе «Крик совы» это сопротивление ослабевает, как ослабевает и сама Психимора. Отношения между ней и Джин улучшаются, оба принимают друг друга такими, какие они есть на самом деле. Однако тот факт, что жестокое отношение матери к Жану в детстве сказалось на его мировоззрении и судьбе в целом, не отрицается, а подчеркивается.
«Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского
Автобиографическая повесть «Темино детство» Николая Гарина-Михайловского стала первым опубликованным произведением автора. Она появилась на страницах журнала «Русское братство» в 1892 году. «Тёмино детство» стало частью тетралогии: позже вышли книги «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры».
В центре сюжета рассказа история восьмилетнего мальчика Тёмы. Строгий отец — генерал в отставке — не жалеет телесных наказаний. Мальчик живет в страхе перед отцом, но праведная мать помогает и поддерживает ребенка. Среди важнейших детских впечатлений Темы спасение любимой собаки из колодца, тяжелая болезнь, поступление в гимназию и смерть отца.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Многие отечественные авторы указывали на роль родительских указаний в жизни человека. Об этом писал Александр Сергеевич Пушкин в своем рассказе «Капитанская дочка». Автор демонстрирует, как происходит становление личности Петра Гринева.
В детстве главный герой был низкорослым, и не хотел получать никаких знаний. Петруша знал, что отец, живший военными принципами, отправит его на службу. Однако Гринев мечтал служить в Петербурге, так как именно там можно было продолжить его веселую, беззаботную и даже разгульную жизнь.
Но отец Петра хотел, чтобы сын жил в соответствии с принципами чести и достоинства, поэтому решил отправить его служить в Оренбург. Перед отъездом Гринева отец наставляет его: «Береги свою честь с юных лет». Именно это становится главным жизненным принципом Петра Гринева.
Пушкин показывает, как из беззаботного подростка, мечтающего о разгульной жизни, Петр превращается в настоящего мужчину, готового бороться за собственные принципы, готового бороться за любовь и собственное счастье. Наставления отца повлияли на мировоззрение Гринева. Главный герой стал более ответственно относиться к собственной жизни.
Пушкин указывал, что семья оказывает огромное влияние на взросление человека.
Читайте также: Сочинение Что такое Вера в чудо 15
Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Школьникам можно посоветовать взять за образец для написания одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет свои лучшие качества в своем первом и единственном сражении, незадолго до смерти. Другие герои эпоса, Елена и Анатоль Курагины, не знавшие родительской любви и выросшие в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.
Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»
На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь учащимся разобраться в проблеме роли детства в жизни человека. Рассуждения, основанные на тексте Солоухина, касаются не только формирования личности, но и влияния детских впечатлений на судьбу взрослого человека, его связь с родиной.
Свою мысль он красочно иллюстрирует подробными метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что в детстве закладывается основа личности, а воспоминания и впечатления юноши всегда отражаются в будущем.
Отношение автора к проблеме
Детство – самый счастливый и беззаботный период в жизни человека. Это время наполнено верой в магию и приключениями. Родители должны подарить своим детям как можно больше счастливых моментов, прежде чем взросление столкнет их с жизненными трудностями и заботами.
«Детские годы Багрова-внука» Сергея Аксакова
Писатель Сергей Аксаков отразил историю собственной семьи в автобиографической трилогии. О своем детстве на Южном Урале он рассказал во второй части — в книге «Детство Багров-внуков». Отдельные главы были напечатаны в журнале «Русская беседа», отдельной книгой вышла в 1858 году.
Во введении к произведению Аксаков писал: «..эти рассказы представляют собой довольно полный рассказ о ребенке, жизни человека в детстве, мир, который постепенно создается под влиянием ежедневных, новых впечатлений».
Главный герой романа Сергей Багров родился слабым ребенком. Когда он окреп, родители отправили его и младшую сестру к бабушке с дедушкой в имение Багрово. Главным развлечением ребенка было чтение арабских сказок, рыбалка, охота и ловля бабочек. Любовь ко всем этим увлечениям Аксаков сохранил на всю жизнь.
Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности следует обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – дворянин, он с детства окружен культурой и бытом столицы. Личность Онегина неординарна, поэтому удовлетворения от светской жизни он не испытывает, хотя и воспитывался среди дворянской интеллигенции.
Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, который приводит главного героя к потере смысла жизни.
Совсем другое воспитание получила героиня романа А. С. Пушкина Татьяна Ларина. На ее личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитывала через свое окружение, благодаря сказкам и легендам, которые рассказывала маленькой Танечке няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов.
Влияние Запада отражает воспитательный идеал Пушкина: соединить европейское образование с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется своими твердыми нравственными принципами и твердым характером, что отличает ее от остальных героев романа «Евгений Онегин».
«Детство» Максима Горького
Первый рассказ автобиографической трилогии Максима Горького был опубликован в 1913 году — главы появились в газете «Русское слово». В ней автор поделился своими детскими воспоминаниями — о первых годах жизни в семье деда Василия Каширина, владельца красильной мастерской.
Главный герой «Детства», как и сам Максим Горький, в раннем возрасте остался без отца (он умер от холеры). После смерти родителя мальчик с матерью переехали в Нижний Новгород. Там его воспитанием занялся дед, имевший жестокий ум, — он не считал зазорным выпороть внука. Несмотря на строгость, он обучал ребенка азбуке, рассказывал ему истории о военном прошлом.
Это детство закончилось у Горького в третьем классе – он был вынужден собирать мусор и воровать дрова, чтобы прокормить семью. И вскоре дед отправил его «в народ» — зарабатывать на жизнь собственными силами.
Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности следует обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – дворянин, он с детства окружен культурой и бытом столицы. Личность Онегина неординарна, поэтому удовлетворения от светской жизни он не испытывает, хотя и воспитывался среди дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, который приводит главного героя к потере смысла жизни.
Совсем другое воспитание получила героиня романа А. С. Пушкина Татьяна Ларина. На ее личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитывала через свое окружение, благодаря сказкам и легендам, которые рассказывала маленькой Танечке няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов.
Влияние Запада отражает воспитательный идеал Пушкина: соединить европейское образование с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется своими твердыми нравственными принципами и твердым характером, что отличает ее от остальных героев романа «Евгений Онегин».
«Другие берега» Владимира Набокова
Книга Владимира Набокова «Другие берега» рассказывает о почти 40 годах жизни автора — с начала 20 века до его эмиграции в США. Как говорит сам Набоков в предисловии, цель книги — «с предельной точностью описать прошлое и найти в нем полноценные контуры, а именно: развитие и повторение тайных тем в явной судьбе». Первые годы писателя прошли у деда Василия Рукавишникова в имении Рождествено. Здесь он увлекался ловлей бабочек, шахматами, теннисом, ездой на велосипеде и, конечно же, чтением книг.
Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей
Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с трудным детством, прекрасно подходят для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфильд», во многом автобиографическом, автор изображает человека, который остался добрым, несмотря на постоянные жизненные унижения, трудности и несправедливость.
Маленький Дэвид постоянно приходит на помощь простым людям, что позволяет ему сохранять веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно себя оценивать. У него есть способность видеть положительные качества в каждом человеке.
Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство — это не только период, ограниченный определенным возрастом, но и связанный с психологической зрелостью. Взрослый несет ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Руководство отца также имеет основополагающее значение в судьбе другого персонажа. Молчалин из комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова с детства жил по принципу родного отца — нравиться всем людям. Отец Молчалина поручает ему угодить и своему хозяину, и своему начальнику, и своему слуге, и носильщику, и дворнику, и даже собаке дворника.
Молчалин серьезно относится к договору отца, поэтому ведет себя как раб. Молчалин нравился Фамусову и всем его сподвижникам. Это помогает герою добиваться своих корыстных целей. О таких, как Молчалин, Чацкий говорит, что они «хотят достичь определенных степеней». Ради своего положения в обществе Молчалин делает вид, что искренне любит дочь Фамусова Софью.
На лицо Молчалина надевается маска. И эта маска надевается его собственными руками. Молчалин скрывает собственное «я», как учил его отец. В КАЧЕСТВЕ. Грибоедов показывает, насколько родительские наставления могут разрушить характер человека. Если бы отец Молчалина дал сыну иное наставление, герой вырос бы совсем другим человеком. Драматург демонстрирует роль семьи и воспитания в формировании личности человека.
«Младенчество» Владислава Ходасевича
Владислав Ходасевич больше известен своими воспоминаниями о поэтах Серебряного века — Валерием Брюсове, Андрее Белом, Федоре Сологубе, но оставил и автобиографию. В 1933 году в журнале «Ренессанс» вышла книга «Младенчество». В нем Ходасевич написал о детских страхах и болезнях, раннем обучении чтению, любви к балету и своем первом стихотворении.
Эпитеты к слову «детство»
Беззаботная, спокойная, беззаботная, беззаботная, яркая, счастливая, благополучная, веселая, чудесная, удивительная, чудесная, неповторимая, блестящая, золотая, счастливая, безоблачная, цветущая, нежная, красивая, радужная, волшебная, сказочная, счастливая, вечная, древняя, далекий, безвозвратный, смешной, незабываемый, короткий, игривый, смешной, ранний, деревенский, послевоенный, невинный, чистый, советский, нормальный, обычный, сознательный, свой, поздний, солнечный, бурный, чудесный, военный, красивый.
Трудный, тяжелый, бездомный, безрадостный, бедный, голодный, горький, несчастный, трудный, несчастный, грустный, несчастный, обездоленный, одинокий, унылый, мрачный, босой, холодный, страшный, полуголодный, нищий, сиротский, странный.
Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период
Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как предательство, жадность, лицемерие. Дети, выросшие без присмотра вообще или с одним родителем, могут позавидовать «счастливым детям» полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят друзей.
С другой стороны, умение преодолевать трудности может положительно сказаться на дальнейшей жизни ребенка. Те, кто привык справляться с трудностями, отстаивать свою точку зрения и учиться самостоятельно строить отношения, нередко добиваются успеха во взрослой жизни. Литературные произведения могут помочь детям преодолеть трудные периоды, понять сложные нравственные проблемы и поступки других людей.
Воспоминания Марины Цветаевой
Марина Цветаева тоже оставила воспоминания о своем детстве. В очерках «Мать и музыка», «Материнская сказка», «Дом старого Пимена» она вспоминает свои первые музыкальные занятия, свою любовь к Пушкину и семейным традициям. Особое место в ее рассказах отведено родителям: отцу Ивану Цветаеву, основателю Музея изобразительных искусств, и матери, пианистке Марии Мейн, которая во всем помогала мужу.
Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина
Известная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают сильное влияние его семьи на личность ребенка. Главный герой — Митрофанушка, имя которого стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Славянские наклонности он получил от крепостной няни, а качества тирана от собственных родителей, что отразилось на его поведении и отношении к людям. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.
Когда заканчивается детство?
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Денис Иванович Фонвизин в своей комедии «Недоросль» продемонстрировал два противоположных образа: Митрофанушки и Софьи. Низкорослый и невежественный, Митрофан всю жизнь провел в заботливых руках родной матери, которая во всем ему потакала. Слепая родительская любовь превратила Митрофанушку в эгоистичного и бесчувственного человека, не имеющего жизненных целей.
Он привык, что ему все позволено, что родители будут решать за него любые проблемы. Такое воспитание способствует тому, что Митрофанушка оказывается бесполезным человеком для всего мира и даже для самого себя. Образ Митрофана противопоставлен образу Софьи. Она воспитывалась совсем в других условиях, что сказалось на ее мировоззрении.
Софья — порядочная, добрая и справедливая девушка, уважающая старших, в отличие от Митрофанушки, который фактически бросает мать в финале комедии. Митрофан глуп, Софья образованна, стремится к разным знаниям. Несмотря на то, что персонажи ровесники, их становление как личностей происходит совершенно по-разному.