Крыжовник – сочинения и анализ рассказа

Аргументы

Анализ повести «Крыжовник»

Написание истории

Повесть «Ягода» А. П. Чехова входит в состав «малой трилогии, в которую входят также «Человек в футляре» и произведение «О любви». Издано издательством «Русская мысль» в 1898 году. Произведение создано автором, когда он находился в Подмосковье в селе Мелихово.

Сюжет повести продолжает рассказ «Человек в футляре», в котором также поднимается проблема очерствевшей души человека с искаженным пониманием счастья.

Принято считать, что рассказ Чехова основан на рассказе известного среди писателей того времени юриста Анатолия Кони писателю Л. Н. Толстому.

Эта история была посвящена чиновнику, который всю жизнь копил деньги на осуществление своей мечты – приобретение парадного мундира, украшенного золотым шитьем, который должен принести чиновнику почет и уважение, принести счастье. Но увы, при жизни плащ ни разу не пригодился, и был взят на себя чиновником только на его похоронах.

Жанровые черты

Произведение создано с учетом жанровых особенностей рассказа, и его относят к направлению реализма в литературе. Крыжовник отличается лаконичной прозаической формой, наличием всего одного рассказа, описанием одного-двух главных героев и нескольких второстепенных, небольшим объемом.

Действие

В силу обстоятельств (сильный дождь) Иван Иваныч Чимша-Гималайский, работающий ветеринарным врачом, и учитель Буркин вынуждены навестить друга Ивана Иваныча Алехина. Во время трапезы доктор рассказывает своим спутникам историю своего брата Николая Ивановича.

Братья по происхождению, они не из обеспеченной семьи, а после смерти отца и вовсе остались без семейного имущества, которым нужно было расплачиваться по долгам.

С тех пор младший брат стал отчаянно добиваться обогащения. Главной его мечтой было обзавестись господским домом и садом, где можно было бы выращивать кусты ароматного и спелого крыжовника. Николай Иванович стал на всем экономить и ничего не замечал возле себя, кроме объявлений о продаже земли или недвижимости.

И, наконец, ему удается осуществить свою мечту. Однако через много лет Иван Иванович навещает своего родственника и неприятно удивляется тому, как сильно изменился характер его брата. Сейчас он типичный ленивый и недалекий житель, который думает только о комфортных условиях и сытом желудке. Он понимает, что в жизни есть более ценные вещи, что и пытается донести до младшего брата в своем монологе.

Композиционные функции

Важнейшей характеристикой построения «Стиллебера» является использование литературной единицы «рассказ в рассказе».

Наряду с рассказом главного героя — Николая Ивановича, описывается и реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин.Последние два персонажа рассматривают то, что произошло с младшим братом рассказчика, и таким образом выражают наиболее популярную версию человеческого существования.

Описание главных героев

В образе ветеринара Ивана Иваныча автор выражает свою жизненную позицию. Герой относится к типу общественных деятелей. Его самое главное убеждение – миссия каждого помогать другим.

Николай Иванович — представитель чиновничьего сословия, прилежный работник и добрый человек, большую часть жизни посвятивший добыванию денег и приобретению собственного имущества. Осуществив свою мечту, он стал беззаботным, эгоистичным землевладельцем.

Самые важные вопросы в истории

В своем рассказе Чехов раскрывает ряд представленных тем:

  • тема мечты — основная тема «Stillberries». Автор стремится показать, что не все мечты прекрасны. Иногда перерастает в манию и навязчивую идею, что приносит негативные последствия.
  • тема счастья. В образе Николая Ивановича автор выражает осуждение стремления человека к обеспечению только личного счастья, личного эгоизма.
  • тема маленького человека.
  • тема природы. Пейзажные зарисовки в произведении являются отражением эмоционального состояния и настроения героев.

Проблемы

Проблема работы всегда актуальна, поскольку затрагивает такие вопросы, как:

  • эгоизм;
  • безразличие;
  • деградация человека, преследующего только свою мечту;
  • нечестные способы достижения своей цели.

Основная идея

Суть повести изложена автором в монологе рассказчика повести о брате, который высказывает мнение, что невозможно испытывать чувство радости, если рядом есть больные.

Не стоит перескакивать через чужие проблемы, потому что в любой момент проблемы могут случиться с каждым. Важно вовремя помочь тем, кто просит об этом. Счастье, по А. П. Чехову, состоит в движении, действии, совершении добрых и праведных дел.

Сочинение на тему “Анализ рассказа А.П. Чехова “Крыжовник””

И в рассказе «Стилберри» Чехов «правдиво черпает жизнь» из этой эпохи. Используя в рассказе метод нарратива, автор рассказывает о помещике Чимше-Гималайском. Во время службы в палате Чимша-Гималайский мечтает о собственном поместье, где он будет жить как помещик.

Тем самым он вступает в противоречие со временем, так как в конце 19 века время помещиков уже прошло. Теперь уже не успешные купцы стремятся получить дворянский титул, а, наоборот, дворяне стараются стать капиталистами.

Таким образом, Чимша-Гималайский, вопреки здравому смыслу, изо всех сил пытается войти в умирающую собственность. Выгодно женится, деньги жены забирает себе, держит ее голодной, от чего она умирает. Накопив денег, чиновник покупает недвижимость и становится землевладельцем. В поместье он сажает крыжовник — свою давнюю мечту.

За время жизни в имении Чимша-Гималаи он «постарел, расслабился» и стал «настоящим» помещиком. Он говорил о себе как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже изжило себя. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только для того, чтобы показать свою осведомленность о текущих проблемах дня.

Но в тот момент, когда ему подали свой первый крыжовник, он забыл о благородстве и модных вещах того времени и полностью предался счастью поедания этого крыжовника. Брат, видя счастье брата, понимает, что счастье не самое «разумное и великое», а что-то другое. Он не думает и не понимает, что мешает счастливому человеку увидеть несчастного.

Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает себя ради собственного счастья. Более того, большая часть общества создала себе иллюзию, спрятанную за умными словами из действий. Все их рассуждения не побуждают к действию. Они оправдывают это тем, что еще не время.

Но нельзя откладывать на неопределенный срок. Должен сделать это! Делать добро. И не ради счастья, а ради жизни, ради деятельности.

Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. А кроме помещика Чимши-Гималайского в нем работают его брат, ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Первые двое активны в своей профессии.

Помещик, по описанию Чехова, на помещика не похож. Он тоже работает, и его одежда вся в пыли и грязи. И доктор обращается к нему с призывом «не засыпать» и «делать добро».

В своем рассказе А. П. Чехов говорит, что счастье не есть цель жизни. Но как писатель конца XIX — начала XX века он конкретно не отвечает на вопрос: в чем смысл жизни, и предлагает ответить на него читателю.

Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его рассказа: «Гранатовая повязка», «Олеся», «Суламифь» объединены этой замечательной темой. В рассказе «Гранатовый браслет» герои много говорят и спорят о любви.

Любовь в их рассказах предстает в разных формах — это и внезапное увлечение молодой болгаркой, о котором говорит генерал Аносов, и «святая, чистая, вечная любовь», о которой говорит Людмила Львовна. И в жизни героев большое место занимает любовь.

Надежда любима глупым и богатым мужем, Вера привязана к мужу. Однако генерал Аносов совершенно правильно заявляет: ..люди в наше время разучились любить. Я не вижу настоящей любви».

Настоящая любовь — редкость. Такова была любовь чиновника в контрольной палате Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и озабоченный мечтатель, влюбился в молодую светскую даму. Но ни сама эта дама, ни ее окружение долго не могли оценить это чувство. Эта любовь длилась восемь лет — безответная, безнадежная, «единая, всепрощающая, готовая на все, скромная и самоотверженная».

Любовь Желтковой оказалась сильнее времени, сильнее насмешек и возмущения окружающих. Это чувство просветленно и трепетно, оно полностью поглощает героя и в то же время совершенно лишено эгоизма: «Теперь я могу только желать тебе счастья каждую минуту и ​​радоваться, если ты счастлив», — говорится в письме. Желтков живет любовью, ее радостями и страданиями.

Смерть не пугает героя. Свою любовь он уносит в могилу, а решение покончить жизнь самоубийством принимает легко: покой возлюбленной ему дороже собственной жизни. Более того, перед смертью он благодарит и благословляет возлюбленную: «От всей души благодарю тебя за то, что ты моя единственная радость в жизни, единственное утешение, единственная надежда».

Желтков уходит из жизни, но любовь его не проходит. «Герой да будет твое имя!» Его благословение звучит эхом на протяжении всей последней главы. Его любовь растворилась в окружающем мире, слившись с музыкой. В звуках музыки Вера слышит голос его любви, она плачет, и в этот момент все суетное и мелкое вытесняется из ее души, уступая место облагораживающему страданию.

Можно сказать, что только после смерти Желткова начинается истинная жизнь его любви, не обремененная ни житейскими условностями, ни жалкими обстоятельствами, раскрывается его истинная сущность.

Недаром Вера, придя на единственную встречу — прощание с покойным, — видит на его лице «то же умиротворенное выражение», что и «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». А музыка Бетховена после смерти Желткова заставляет его вновь пережить шок, боль и счастье.

«Любовь должна быть трагедией! Величайшая тайна на свете!» — говорит генерал Аносов. Именно этому чувству А. И. Куприн сочиняет гимн в своем произведении.

Литературные образы

В «Преступлении и наказании» Федора Достоевского личности характеризуются яркими натурами. Соня Мармеладова жертвует собой на благо семьи, затем отправляется в ссылку за Раскольникова. Разумихин живет бедно, но сердце его открыто для нуждающихся (предлагает другу работу, покупает одежду и помогает материально).

В противовес дворянству представлен образ мелкого Лужина. Он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуняше ради наживы — взять в жены бедную, которая чувствовала бы себя вечно обязанной. Этот персонаж не беспокоится о том, что потенциальная невеста и свекровь могут спокойно добраться до Санкт-Петербурга.

Равнодушие к судьбе близких обусловливает подобное отношение к миру и раскрывает героя с отрицательной стороны. Судьба наградила симпатичных персонажей, но преподала урок равнодушным актерам.

Г. Х. Андерсен также писал литературные произведения на тему равнодушия. В сказке «Девочка со спичками» он показал, к чему приводит социальное равнодушие. Во введении отмечается, что маленькая босоногая девочка продавала спички в первый декабрьский день Нового года. Э

то было вызвано тяжелым материальным положением героини: она была бедна. Никто из прохожих не интересовался, почему маленькая девочка ходит босиком и без теплой верхней одежды в сильный мороз.

На добрую героиню не обращали внимания, ни взрослые, ни дети не стремились ей помочь. Это напрасное равнодушие стало причиной ее смерти. Девушка пережила холодные вечера, ночи, нищету, но, как показывает автор текста, причиной смерти стала человеческая неосторожность, которая оказывается хуже жестокости.

В «Записках юного врача» Булгакова отмечен образ самоотверженности. Молодой специалист Бомгард, недавно окончивший институт, поступает на работу в сельскую больницу, где сталкивается с трудными жизненными ситуациями. Он борется за каждого больного, едет домой, повышает свое образование. Бомгард неуверен и напуган, но в решающий момент побеждает чувство профессионализма.

Читайте также: Аргументы из жизни и литературы на тему «Что такое целеустремленность»

Другие аргументы

Знаменитый роман Льва Толстого «Война и мир» представляет читателю образ Наташи Ростовой — девушки с добрым сердцем. Благодаря ее участию вагоны, предназначенные для переезда и загруженные пожитками, были переданы для перевозки раненых бойцов. Платон Каратаев, добрый к миру и людям, пошел на поле боя и спас своего младшего брата.

Такая тема часто звучит в русской и мировой литературе. Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал равнодушное общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. У главного героя украли шинель, о которой он так давно мечтал, что месяцами экономил на собственной еде.

В эссе на тему равнодушия можно указать, что окружение отнеслось к этому событию без энтузиазма и интереса. Помогать Башмачкину не стали ни коллеги, ни соответствующие государственные органы, причастные к хищениям.

Неспособность главного героя жить в равнодушном обществе приводит к гибели героя. Это доказывает, почему равнодушие можно назвать жестокостью и какие последствия оно может иметь. Безразличие стало главной причиной смерти Акакия. Добро должно победить зло.

Тип эгоистичного человека, живущего для себя, создал Иван Бунин в повести «Джентльмен из Сан-Франциско». Он общается с себе подобными, а других делит на слуг общества и отбросов. Тип героя:

  • богатый;
  • хотите путешествовать;
  • любит веселье и развлечения.

После неожиданной смерти он становится ненужным из уважаемого человека. Люди, по мнению этого джентльмена, отправляют его безжизненное тело в ящике домой. Почти иронично автор вспоминает известную мудрость о том, что все возвращается бумерангом

В мини-задании к экзамену должны быть приведены аргументы и окончательные выводы о равнодушии и отзывчивости. Каждый человек выбирает свою судьбу и путь в жизни. Авторы различных произведений советуют всем жить по совести и духовному порыву, быть добрыми и помогать другим.

О чем рассказ Крыжовник

Крыжовник — это история в истории. Ветеринар Иван Иванович рассказывает помещику и учителю о своем брате Николае Ивановиче Чимша-Гималайском. Почти всю жизнь Николай работал мелким чиновником, старательно копил деньги на свою мечту и во всем нарушал сам себя.

Он мечтал купить имение на берегу реки, наслаждаться там свежим воздухом и непременно выращивать крыжовник.

Чтобы приблизиться к своей мечте, Николай женился на некрасивой старой вдове, потому что у нее были хорошие деньги. Он быстро завладел ее капиталом, сделал ее деньги своими — и тогда они жили голодной жизнью, копя все. Вскоре эта женщина умерла, а Николай продолжил путь к своей цели. Ее смерть не тронула Николая.

Когда ему было уже за сорок, он, наконец, купил имение, по обеим сторонам которого были фабрики, а рядом с ним протекала река коричневой воды. С приобретением имения Николай стал считать себя дворянином, вел себя важно и высокомерно, изредка предавался рассуждениям о жизни.

Однажды Николай пригласил брата в гости. В усадьбе Ивана встречают толстый пёс, которому лень лаять, и такой же пухлый повар — жизнь там ленивая и праздная. Хозяин угостил его долгожданным крыжовником со своего огорода.

Николай ел крыжовник по одной ягодке и говорил: «Ой, как вкусно!». Иван, попробовав ягоду, отметил, что она жесткая и кислая. Это ничуть не смутило Николая, ведь его мечта наконец-то сбылась. Даже ночью он вставал, чтобы съесть очередную ягоду.

В конце рассказа Иван призывает помещика оставаться молодым душой, всегда стремиться к чему-то хорошему, иметь достойную цель и смысл жизни.

Чехов раскрывает тему деградации личности на примере Николая, готового «хрюкнуть в одеяло». Иван Иванович не хочет допустить духовного и нравственного разложения своего друга. Он проводит аналогию со рвом: можно просто подождать, пока он затянется илом, а можно построить через него мост и продолжать жить в самом широком смысле этого слова. Поэтому надо делать добро, пока есть возможность для этого.

Да, Николай смог добиться своего, но какой в ​​этом смысл? Это желание оградить это имущество от мира, не оглядываться на бедность, пьянство, голод. Идти к цели вопреки всему — это прекрасно, но, по Чехову, цель не должна вызывать морального разложения.

Цель достигнута

Подробно изучив произведение «Крыжовник», итоговое сочинение можно дополнить описанием осуществления мечты. Интересно сравнить задуманное с тем, что в итоге получил Николай Иванович.

Красивый сад, ухоженные дорожки, уютный домик, крыжовник возле огорода — в фантазиях героя. В реальности елки высажены хаотичными рядами, огромные канавы в саду. И снова сравнение. На этот раз со свиньями. Так Чехов описывает и самого героя, и повара, и даже собаку.

Нищий клерк теперь называется джентльменом. Он может показаться щедрым, любящим человеком. И даже достаточно, чтобы насытиться плодами крыжовника заветной мечты.

Может ли достижение цели принести радость и удовлетворение герою? Скорее всего нет. Разочарование Николая Ивановича все заметнее. Весь этот путь он переступал через себя, «шел по головам», превращался в какое-то животное. Нет настоящего чувства счастья, спокойствия и гордости за свои поступки. Просто жалею, что от себя убежать невозможно.

Сон и явь в произведении «Стиллебер» — аргумент в пользу письма, актуальный в современном мире. Его можно смело использовать, если экзамен сдан.

Реальность такова, что необходимо адекватно смотреть на необходимость осуществления воображения, а также на пути реализации, поэтому поучительный рассказ Чехова будет обязательным для ознакомления и детального анализа не только сегодня, но и в далеком будущем будущее.

Всегда нужно помнить, что «за дверью каждого довольного, счастливого человека кто-то стоял с молотком и постоянно напоминал стуком, что есть несчастные люди».

Разделение на части

Для лучшего восприятия произведения его необходимо разделить на смысловые части. Каждая из частей содержит основные действия, происходящие в рассказе, например:

  1. Друзья попадают под дождь.
  2. Прибытие в дом Алехина.
  3. Разговор за столом.
  4. Рассказ об Иване Ивановиче.
  5. Непонимание друзей.
  6. Ночной уход.

Это деление поможет подготовить пересказ урока литературы. Кроме того, благодаря плану читателю становится понятной композиционная структура текста.

Реалии жизни

Деньги становятся деньгами у Чехова. Николай стал удерживать женщину в черном теле: «..голодает…». После ограбления жены мужчина положил все ее сбережения в банк на свое имя. Рассказчик не может сравнить его с другими людьми, сделавшими деньги смыслом жизни, обезумевшими от жадности. Торговец съедает все свои «деньги и выигрыши», чтобы никто не мог ими воспользоваться после его смерти.

Другой торговец лошадьми потерял ногу, но расстроился из-за 20 рублей, оставшихся в сапоге. Такое сравнение ужасно. Иван Иванович уже готовит читателя к концу рассказа. Вдова зачахла от такой жизни, ей хватило только на 3 года брака с Николаем Ивановичем.

Сочинение по рассказу Чехова

В своем рассказе «Ежики» А. П. Чехов в лице человека Николая Ивановича описывает жизнь мещанского мещанского слоя населения.

В этом произведении ставится вопрос об ухудшении личности человека, который ради достижения своей основной цели идет на всевозможные ухищрения, не считаясь с потребностями и желаниями окружающих его людей.

Целью жизни Николая Ивановича было иметь свое имущество, и чтобы там был крыжовник. Цель такая же мелкая и бесполезная, как и сам Николай Иванович. Когда служил в конторе, то был просто серой мышкой, всего и всех боялся.

Но в итоге добился своего, приобрел, имущество крыжовник посадил. Но какой ценой была достигнута эта цель! Он оцепенел и бездушен, жил впроголодь, одетый как нищий, жена его умерла от такой жизни, а сам стал старой, разлагающейся развалиной.

И все же это оказалось счастьем для Николая Ивановича. Став обладателем имущества, он стал заносчивым и важным, стал поучать других жизни, не понимая, что вся его жизнь уже прошла, в невзгодах и трудностях, которые он себе устроил. Да, он достиг своей цели, но что это за цель? Жизнь для него закончилась.

Так и живут все горожане в своем маленьком-маленьком мирке, отгороженном от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверями.

Чехов мечтает, чтобы за каждой такой дверью стоял человек с молотком и время от времени стучал в эти двери. Не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему. Чтобы души людей не стали бесчувственными и бездушными.

Антон Павлович Чехов призывает не размениваться по пустякам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизни были возвышеннее и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и вместе расти духовно с этим. Он призывает творить добро, пока ты молод, полон сил и способен на многое для улучшения своей жизни.

«Стремиться вперед — цель жизни», — говорил Максим Горький.

Исполнение мечты

Брат приобретает желаемое имущество. Как отвратительны образы сбывшейся мечты: канавы, ряды елей, «собака, похожая на свинью», такой же повар. Николай Иванович становится помещиком, пухлым и обрюзгшим.

Казалось, он сейчас зарычит. Реальность изменила человека. Из бедного бедного государственного служащего он становится джентльменом — «ваша честь». Поместье раскрыло все, что долгие годы скрывалось в глубине души. Помещик прикинулся щедрым барином: выложил в праздник полведра водки и был уверен, что народ его любит. С

былась мечта о крыжовнике. Кусты, которые нужно было посадить на участке, начали плодоносить. Волнение переполняло душу Николая. Он жадно ел ягоды, как будто они были тем самым, без чего его существование было бы бессмысленным. Крыжовник поднял в глазах нового хозяина. Человек добился всего, чего хотел.

Новая ситуация изменила даже отношение к происхождению. Чехов всегда использует одну цифру: 20. Это количество кустов на участке, Николай Иванович столько раз повторяет, что он дворянин. Удивительна история новых корней чиновника из имения. Брат знает, что дворян в их роду нет: дед — крестьянин, отец — военный.

Истинное лицо жизни

Постепенно автор переходит к сарказму, не стесняется в выражениях. Как еще? Николай Иванович совершает нетипичные для обычного человека поступки. Мы видим, что о любви не может быть и речи. Герой нагло присваивает сбережения жены.

Действия Николая

Сравнения с другими, такими же людьми помогают так доступно описать состояние и поступки Николая Чехова. Все, что они видят, это деньги, капитал. Им движет жадность. Отсюда возникает злость и негативное отношение ко всему окружающему.

Если человек потерял ногу, а разочарование вызвала только потеря 20 монет, о какой человечности и доброте может идти речь? То же самое относится и к торговцу, который боится оставить после своей смерти хоть какие-то сбережения (вплоть до лотереи).

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"