- Итоговое сочинение: аргументы по произведению «Война и мир» для всех направлений
- Честь и бесчестие.
- Победа и поражение.
- Ошибки и опыт.
- Разум и чувства.
- Дружба и вражда.
- Отношения автора к проблеме
- Соотношение истинных и ложных ценностей
- Страшно ли ошибаться?
- Примеры из художественной литературы
- М.А. Шолохов «Судьба человека»
- В.Г. Распутин «Живи и помни»
- Война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Дж. Оруэлл «1984»
- М.А. Шолохов «Донские рассказы»
- Дети на войне (В. Катаев «Сын полка»)
- Примеры из жизни
- Катаев В. «Сын полка»
- Жестокость войны. Л.Н Толстой «Война и мир»
- Как воспитание влияет на человека?
- Бакланов Г. «Навеки девятнадцатилетние»
Итоговое сочинение: аргументы по произведению «Война и мир» для всех направлений
— Честь и бесчестье;
– Победа и поражение;
– ошибки и опыт;
– Разум и эмоции;
— Дружба и вражда.
Честь и бесчестие.
Честь: Наташа Ростова, Петя Ростов, Пьер Безухое, капитан Тимохин, Василий Денисов, Мария Болконская, Андрей Болконский, Николай Ростов
Позор: Василь Курагин и его дети: Елена, Ипполит и Анатоль
Аргумент: Патриоты готовы воевать с французами. Они хотят освободить русские земли. К этой цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов, Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради нее молодой Петя Ростов отдает свою жизнь.
Наташа Ростова и Мария Болконская всей душой хотят победы над врагом. Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, которыми владели и старый князь Болконский, и Николай Ростов.
В то же время автор убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и Елена. Ни в коей мере любовью к Родине (этой любви у них нет) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в армию. Во-первых, изучить «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру.
Другой старается выделиться, чтобы поскорее восстановить офицерское звание, а затем получить награды и звания. Военный чиновник Берг в Москве, покинутый горожанами, скупает вещи по дешевке…
Победа и поражение.
Победа: Битва при Шенграбене. Французская армия превосходила по численности русскую. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия под предводительством Кутузова одержала небольшую победу при Кремсе и вынуждена была двигаться к Знайму, чтобы спастись. Кутузов больше не доверял своим союзникам.
Австрийская армия, не дожидаясь подкрепления русских войск, пошла в атаку на французов, но капитулировала, увидев свое превосходство. Кутузову же пришлось отступить, так как неравномерность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было добраться до Знаима раньше французов.
Но русский путь был длиннее и труднее. Тогда Кутузов решает послать авангард Багратиона наперерез врагу, чтобы тот, как мог, сдерживал неприятеля. И здесь россиян спас случай. Французский посланник Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это все русское войско, и предложил перемирие на три дня.
Этим «отдыхом» воспользовался Кутузов. Конечно, Наполеон сразу понял обман, но пока его посыльный ехал в армию, Кутузов уже успел добраться до Знаима. Когда авангард Багратиона отступил, небольшая батарея Тушина, стоявшая у села Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.
Поражение: битва при Аустерлице. Главную роль в ведении этой войны взяли на себя австрийские военачальники, тем более что бои велись на территории Австрии. И битва под городом Аустерлицем в романе «Война и мир» тоже была задумана и спланирована австрийским генералом Вейротером. Вейротер не считал нужным считаться с мнением Кутузова или кого-либо другого.
Военный совет перед Аустерлицким сражением похож не на совет, а на выставление тщеславия, все споры велись не с целью достижения лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой: «…было очевидно, что цель. возражений заключалась главным образом в желании заставить почувствовать себя генерала Вейротера, настолько уверенного, как перед школьниками, читавшими его отношение, что он имел дело не только с идиотами, но и с людьми, которые могли бы наставить его в военном деле несколько бессмысленных попыток изменить положение.
Кутузов проспал про себя все время, пока длился совет.Толстой дает понять, насколько вся эта помпезность и самодовольство противны Кутузову, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.
Вывод: История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Благодаря русским войскам было выиграно сражение у Шенграбена, и это придало сил и вдохновения государям России и Австрии.
Ослепленные победами, озабоченные в основном самолюбованием, военными смотрами и балами, эти двое мужчин вели свои армии на поражение под Аустерлицем. Битва при Аустерлице в «Войне и мире» Толстого была решающей битвой в Войне трех императоров.
Толстой показывает двух императоров сначала напыщенными и самодовольными, а после поражения — растерянными и несчастными людьми. Наполеону удалось перехитрить и разгромить русско-австрийскую армию. Императоры бежали с поля боя, а после окончания битвы император Франц решил подчиниться Наполеону на его условиях.
Ошибки и опыт.
Аргумент: Живя во Франции, Пьер проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, которые с их помощью могли изменить мир к лучшему. Но вскоре он разочаровался в масонстве.
Пьер Безухов еще очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни, но приходит к выводу, что ничего не может измениться в этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает «прожигать себе дорогу по жизни», проводит время на балах и светских вечерах. Курагин женит его на Елене.
Безухов проникся страстью к Елене Курагиной, он радовался счастью жениться на ней. Но через некоторое время Пьер заметил, что Элен всего лишь красивая кукла с ледяным сердцем. Брак с Еленой Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование на женском поприще. Уставший от разгульной жизни, Пьер рвется в работу. Он начинает проводить реформы в своих странах.
Пьер нашел свое счастье в браке с Наташей Ростовой. Долгий скитальческий путь, иногда ошибочный, иногда смешной и нелепый, все-таки привел Пьера Безухова к истине.Можно сказать, что окончание жизненной миссии Пьера благое, ибо он достиг цели, которую преследовал изначально. Он пытался изменить этот мир к лучшему.
Разум и чувства.
На страницах мировой художественной литературы проблема влияния эмоций и разума человека затрагивается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны свирепая Наташа Ростова, чуткий Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой — надменная и мудрая Елена Курагина и ее брат, черствый Анатоль.
Многие конфликты в романе происходят именно от избытка эмоций героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать.
Ярким примером того, как вспышка эмоций, легкомыслие, рвение характера, нетерпеливая юность повлияли на судьбы героев, является случай с Наташей, ведь для нее, смешной и юной, ожидание свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долгим, она мог подавить его неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю, голос разума?
Здесь происходит настоящая драма ума и чувств в душе героини, она оказывается перед трудным выбором: бросить жениха и уйти с Анатолем, или не поддаться сиюминутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот непростой выбор, помешало Наташе лишь стечение обстоятельств.
Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно эмоции продиктовали порыв Наташи, после чего она пожалела о поступке, проанализировав его.
Дружба и вражда.
Одной из центральных линий романа, одной из величайших ценностей, по Толстому, является, конечно же, дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова. Они оба чужды тому обществу, в котором оказались. Оба выше его по своим мыслям и моральным ценностям, только Пьеру нужно время, чтобы понять это.
Андрей уверен в своей особой судьбе, и пустая, ничем не изменяющаяся жизнь не для него. Он пытается убедить Пьера, единственного, кого он уважает в той среде из-за контраста с пустой элитой, держаться подальше от этой жизни. Но Пьер все же убеждается в этом на себе, на собственном опыте. Ему, такому простому и незатейливому, трудно устоять перед соблазном.
Дружбу Андрея и Пьера можно считать настоящей, прекрасной и бессмертной, ибо почва, на которой она стояла, была самой достойной и благородной. В этой дружбе не было ни капли корысти, и ни деньги, ни влияние не были руководящим принципом ни для одного из них, ни в их отношениях, ни в жизни каждого.
Вот что должно объединять людей, если они живут в обществе, где все чувства можно так холодно покупать и продавать.
К счастью, в романе Толстого эти персонажи нашли друг друга, тем самым обретя спасение от нравственного одиночества и обретя достойные основания для развития нравственности и реальных идей, которые не должны быть утеряны даже меньшинством людей.
Отношения автора к проблеме
Война — большое потрясение для любого государства. Это большие потери, потери в крупном размере и личные. Молодому поколению сложно ощутить на себе все те ужасы и лишения, которые пережили наши предки во время войны.
Трудно представить героизм и мужество простых людей: юношей, женщин, детей, стариков. Ведь подвиги совершали не только воины. Победа нашему народу далась ценой неимоверных усилий и бесчисленных жертв, поэтому мы должны помнить и делать все возможное, чтобы ни мы, ни наши потомки не перенесли ужасов войны.
Соотношение истинных и ложных ценностей
Мотив истинных и ложных ценностей в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» становится одним из ключевых. Как в эпизодах, непосредственно связанных с боевыми действиями, так и в пассажах, посвященных частной жизни, герои произведения сталкиваются с моментом переосмысления собственных ценностей.
К каждому это приходит по-своему. Например, Николай Ростов проигрывает в карты огромную сумму денег. Такой долг для персонажа — дело чести, поэтому единственным выходом из ситуации видится самоубийство. Андрей Болконский смертельно ранен в бою и остается на Праценской горе. Пьер Безухов смотрит на солдат, направляющихся к Бородину, и думает, что всех этих добрых людей завтра может не быть в живых.
Каким-то образом, прикасаясь к смерти, герои понимают полную бессмысленность своих старых ложных ценностей — комфорта, чести, офицерства. В эти моменты каждый из них открывает для себя новый смысл, который кроется в простых окружающих вещах.
Николай слышит песню Наташи, наполненную силой истинного искусства и юности, Андрей как будто в первый раз смотрит на открывшееся перед его глазами высокое небо, а Пьер проникается тем спокойствием и уверенностью в важности общего дела что заставляет солдат идти в бой.
Многие вопросы, актуальные и по сей день, раскрыты в романе «Война и мир». Аргументы для итогового сочинения 2023 года на основе этой работы также могут быть выбраны для некоторых неожиданных тем.
Страшно ли ошибаться?
В ошибках нет ничего плохого, потому что они становятся основой опыта, способного вывести человека на истинный путь. Например, мировоззрение Андрея Болконского, персонажа романа Л. Н. Толстого «Война и мир», в начале произведения базировалось на заблуждениях и заблуждениях.
Герой был эгоистичен, мечтал о вечной славе и главным образцом для подражания считал Наполеона. Однако, пройдя через сражения, смертельные раны и размышления о жизни, он смог встать на верный путь и осознать, что такое истинное счастье.
Примеры из художественной литературы
- Л. Н. Толстой «Война и мир».
Л. Н. Толстой резко отрицательно относился к войне, это понятие противоречило всей его натуре. Его нравственные представления полностью отвергали все проявления насилия, основным направлением которого является именно война, несущая огромное количество смертей и разрушений.
Автор считает, что военные действия полностью противоречат человеческой природе, эти события непостижимы для человеческого разума, все это противоестественно.
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой описывает войну 1812 года глазами русского народа. Для главных героев война стала очень тяжелым испытанием, но именно она привела к изменению их идеалов и познанию истинных жизненных ценностей.
Андрей Болконский, узнав о вторжении неприятеля, сразу изъявил желание отправиться на фронт. Он мог, благодаря своему положению, оставаться в безопасности, но чувство патриотизма и желание защитить свою Родину взяли верх. Мирная жизнь, когда его родине угрожает отец, была для него немыслима.
Андрею не суждено было вернуться с войны, он был смертельно ранен, но именно в таких условиях он понял, что такое настоящее счастье, ведь он нашел свое призвание. Пьер Безухов в начале романа полностью поглощен привилегиями гражданской жизни, но по мере развития военных событий он развивается сам, поэтому в конце хочет стать простым солдатом и отдать свою жизнь за высшую цель.
Его не пугает неопытность в военных делах, мысль превыше всего. Наташа Ростова — простая, жизнерадостная девушка, которая всем своим существом жаждет мира, не только в собственном сердце, но и во всем белом свете. Она искренне переживает за своих близких и за все государство в целом.
Несмотря на столь юный возраст, Наташа была готова на многие самопожертвования и лишения ради общего блага. Она всегда думала о других и старалась помочь окружающим, чем могла.
Все действие романа происходит на фоне войны 1812 года. Именно в связи с этими событиями раскрываются истинные качества и характеры главных героев.
- М.А. Шолохов «Тихий Дон».
Основная мысль романа «Тихий Дон» заключается в том, что гражданская война – это самое страшное, что может случиться в жизни любого человека, ведь трагедия касается каждой семьи лично. У людей другая цель в жизни, они не должны убивать друг друга или строить свою судьбу на чужом несчастье.
Ничто не может утешить во время войны, главного героя Григория Мелехова уже не радует то, что радовало его в мирное время. М. А. Шолохов хотел донести до читателя весь ужас войны, он хотел дать ему почувствовать, как ужасно быть участником таких событий.
Он изображает все действия от первого лица, не только рассказывая, но и показывая отношение персонажей к происходящему, их чувства. Война вроде бы идет кругом, но она влияет на психологическое состояние каждого человека. Невозможно оставаться собой после того, что видишь на поле боя. Мелехов был добродушным и милосердным человеком, вокруг него всегда царила атмосфера уюта и спокойствия.
С приходом войны он понял, как быстро изменилось значение терминов «брат» и «семья». Вражда разделяет людей, заставляет идти друг против друга. Братья начинают убивать друг друга из-за разных взглядов на жизнь.
Автор показывает, как тяжело переживают перемены, связанные с началом войны, на примере всей семьи Мелеховых. Всякая война ужасна, но во время революции особая трудность состоит в том, что не сразу ясно, на чью сторону идти. Именно поэтому главный герой мечется от одного к другому, не понимая, где правда, способная сделать мир вокруг себя лучше.
- Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» описывается жизнь казаков в Сечи и личная драма самого Тараса Бульбы, а также его семьи. Именно во время военной кампании против Польши проявляются нравственные ценности каждого героя. Его сыновья всегда были дружны и превыше всего ценили казачью любовь, но военная обстановка сказалась на каждом по-разному.
Остап проявил себя в боях как отличный воин, способный на смелые и решительные действия. Он доказал свою преданность Родине и остался верен себе и всему казачеству до последнего вздоха. Он не боялся страшных пыток, молодой вождь предпочел отдать жизнь за свои идеалы. Измена была для него немыслима, на войне он становился сильнее и величественнее.
Андрей предпочел любовь семье и стране. Он всегда мечтал о больших чувствах и случайно встретил дочь своего врага, красивую польку, в которую влюбился с первого взгляда. Если бы не война, его истинная натура, способная на предательство, могла бы и не раскрыться. Он был бы счастлив создать свою семью только с иностранкой.
И при таких обстоятельствах Андрей не только выбрал любовь, но и, ослепленный эмоциями, убил своих однополчан на поле боя. В одну ночь младший сын Бульбы отрекся от своей веры, своей семьи и своего отечества. Он бросился на помощь неизвестной девушке и украл у брата пакет с едой. Он сделал выбор в пользу любви, чтобы понять, на что он пошел, а от чего отказался.
Его решение означало неминуемую гибель, отец не смог простить сыну измены и собственноручно забрал ту жизнь, которую сам ему подарил. Андрей до последнего оставался верен своему выбору, он не просил пощады, а перед смертью нашептывал имя возлюбленной, давая понять, что не раскаивается.
Сам Тарас превыше всего ставил верность своим идеалам. Мирная жизнь не имела для старого казака никакого смысла, он жил только боем. Война была его изначальной стихией, наполняя сердце истинного воина счастьем и живительной силой. Судьба всех героев сложилась трагично, но каждый из них до конца остался верен себе и своим принципам.
Читайте также: Война и мир аргументы для итогового сочинения ЕГЭ 2023 года
М.А. Шолохов «Судьба человека»
«Судьба человека» — рассказ о жизни Андрея Соколова. Он сам рассказывает о том, с чем ему пришлось столкнуться на жизненном пути.
Центральный персонаж – участник событий гражданской войны. Потом его мать и сестра умерли от голода. Андрей Соколов фактически становится одиноким человеком, гражданская война забрала у него семью. Он начинает свою жизнь сначала, женится на сироте, которую так любит. Андрей Соколов описывает жизнь с любимой женой как время покоя. За время брака у героя и его жены родилось трое детей.
Все счастье Андрея Соколова разом разрушила война. Герой был несколько раз ранен, много раз был на волосок от смерти. Однажды он попал в плен к немцам, уже думавшим о своей гибели. Соколов провел в плену целых два года. Поскольку он был на грани смерти, главный герой отказался пить за победу немцев. Благодаря своей храбрости он выжил.
Каждая минута жизни главного героя «Судьбы человека» наполнена болью, отчаянием и постоянной угрозой смерти. Но самым большим ударом для Соколова стало то, что от взрыва бомбы погибли его жена и две дочери. В последний день войны на фронте погиб и сын Андрея Соколова. Его жизнь больше ничего не значила. Гражданская война унесла родителей Соколова, Вторая мировая война забрала жену и детей. Андрей снова остался один.
М. А. Шолохов, описывая судьбу Андрея Соколова, показывает лишь один пример воздействия войны на все человечество. Жизнь главного героя — лишь один пример из тысячи таких примеров. Автор акцентирует внимание не на страшных образах боевых действий, а на том, что война принесла отдельному человеку: различные потери и одиночество.
Война испортила и судьбу мальчика Вани. Во время войны он потерял мать и отца, которые ушли на фронт. М. А. Шолохов показал, что война не только убивает людей, но и калечит тех, кто выжил. Война не щадит и детей.
Судьбы Андрея Соколова и Вани рассказчик сравнивает с мелкими песчинками. Война забрала все, что у них было. Судьбы героев типичны; таких историй военных и послевоенных было много. История есть отражение судьбы целого народа.
Тем не менее мир в рассказе «Судьба человека» побеждает в войне. Андрей Соколов спасает Ваню, усыновив его. Главный герой подарил мальчику надежду на счастливое детство. Андрей Соколов — Человек с большой буквы. Он не только показывает свое мужество на войне, но и проявляет свое мужество в мирное время.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Действие повести В.Г. Распутина «Живи и помни» происходит на фоне военных действий. Это очень трагическое время для всего русского народа. И это способствует раскрытию реальных личностей. Все герои в произведении снимают имеющиеся у них маски.
В. Г. Распутин не дает описания боевых действий; в повествовании нет жутких образов убийств и ранений. Автор описывает жизнь Андрея Гуськова, ставшего дезертиром, и его близких. Такая тема была новой для русской литературы, но В. Г. Распутин честно и подробно описывает внутренний мир человека, пошедшего на измену Родине. Автор уделяет особое внимание дезертирству, потому что оно не было исключением. Подвиги, совершенные людьми, чередовались с историями о предательстве.
Можно подумать, что война в рассказе «Живи и помни» — это всего лишь фон. Однако она оказывает огромное влияние на всех жителей села, где раньше жил Андрей. Жизнь каждого изменилась в большей или меньшей степени. Все мужчины ушли на фронт, в селе остались только старики, женщины и дети. Они были теми, кто завладел всей моей жизнью. Тяжелый труд никто не осуждает, ведь всем известно, что мужчины шли защищать Родину.
Только Андрей Гуськов винит войну. Он считает, что не достоин видеть все, что происходит на войне. Страх – главная эмоция Гуськова. Именно он заставляет героя бежать с войны. Он думает только о себе и о своем спасении. Родина оказывается для него не так важна, хотя помощь ей очень нужна.
Конечно, война нарушила жизнь людей. Однако не она была причиной измены. Андрей Гуськов показал свое истинное лицо. Дезертирство — его сознательный выбор. Война не может оправдать его действий. Андрей Гуськов уходит, понимая, что теперь ему нечего терять.
В рассказе «Живи и помни» также изображена реакция людей на победу русских войск. Несмотря на то, что не все вернулись с войны, все вокруг радуются тому, что война закончилась. И эта радость искренняя, ведь война — жестокое и кровожадное явление, с которым не каждый может справиться, как физически, так и эмоционально.
Андрей Гуськов не мог справиться с осознанием войны. Теперь ему суждено жить и помнить свою измену Родине, а также то, что из-за него совершила жена Настен, вынужденная скрывать бегство мужа.
Война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Описывая образы войны 1812 года, Толстого интересуют не образы солдат и офицеров, а поведение и проявление человеческих характеров. В рассказах о партизанах герои чувствуют любовь и уважение к ним со стороны автора, который показывает, что Денисов, Долохов и Тихон Щербатый (обычный русский крестьянин), совершая свои подвиги, не проявляли жестокости к врагу.
В партизанском отряде сам комендант проявляет жалость к французам, находящимся в плену, максимально опекает их. Хотя поведение Долохова, озабоченного в первую очередь своей карьерой, а не заключенными, скорее исключение, чем норма.
Автор показывает не только проявление мужества, отваги на войне, но и черствость, безрассудство. Так что смерть Пети Ростова совершенно не трогает Долохова, мечтающего о мести. Ему нужна кровь поверженного врага. Победу в войне одержали русские люди, имеющие добрую душу, а не такие жестокие карьеристы, как Долохов.
Читатель видит, как искренне Денисов переживает гибель Пети при атаке французских позиций. Даже казаки были удивлены реакцией и из груди офицера вырвался стон, напоминающий «собачий лай». Но, несмотря на боль поражения, Денисов держит себя в руках и не прогоняет гнев на пленных французов, не проявляет к ним жестокости.
В романе Толстой акцентирует внимание читателя на мысли о человечности русского народа, об отсутствии у него жажды мести, любой ценой обескровить врага, даже уже поверженного. Это выражено в книге главнокомандующего Кутузова, который сочувственно отзывается о пленных французах: «Когда они были сильны, их не нужно было жалеть, а теперь можно, потому что они тоже люди».
Дж. Оруэлл «1984»
- В романе показана бесконечная война между тремя державами. Борьба ведется за право владеть миром. В то же время есть осознание того, что боевые действия должны продолжаться бесконечно долго. Необходимо сохранить определенный социальный порядок. Голод и война помогают держать оцепеневших и уставших людей в полном повиновении.
М.А. Шолохов «Донские рассказы»
М. А. Шолохов в своих «Донских рассказах» показывает бесперспективность жестокой гражданской войны. Автор утверждает, что этот вид войны является самым жестоким и опасным, потому что друг против друга противостоят люди, говорящие на одном языке, люди, живущие в одной стране. Гражданская война не мешает людям убивать себе подобных, братьев против братьев.
Отцы стали врагами собственных детей, друзья стали заклятыми врагами. Гражданская война помогла создать только чувство ненависти.
Все это становится предметом описания М. А. Шолохова. В «Донских рассказах» он описал и убийство отцом собственного сына, и предательство отца, равнодушно бросившего сына из-за того, что взгляды сына расходились с его собственными, и гибель двух сыновей от руки отца, желавшего таким образом спасти остальных детей.
Это лишь несколько примеров того, к чему подталкивала людей гражданская война и с какими жизненными ситуациями люди сталкивались в то время. Таких образов десятки, сотни, тысячи. Именно из таких мелких рисунков М.А. Шолохов складывает всю мозаику гражданской войны.
Судьбы убитых и судьбы тех, кто убил, навсегда остаются калеками. Они не могут простить себе собственных поступков, которые вызывают непонимание у окружающих или становятся причиной самоубийства. Гражданская война отнимает у людей жизнь, а те, кто остаются в живых, вынуждены до конца своих дней помнить, что видели и что делали самостоятельно.
М. А. Шолохов показывает, как люди постепенно превращаются в животных, у которых вместо разума одни инстинкты. Гражданская война стирает все законы человеческого бытия, теперь нет разницы между добром и злом, потому что никто не знает, где добро, а где зло. Люди убивают друг друга, думая, что смерть одного — это победа другого.
Однако оба проигрывают в гражданской войне. Братоубийственные войны, как показывает автор в «Донских рассказах», — это трагедия всего русского народа. Помимо большого количества погибших людей, трагедия заключается в том, что после бесчисленных убийств людям приходится жить с этими воспоминаниями, которые разрушают их души.
В «Донских рассказах» М.А. Шолохов не дает собственной оценки происходящему, он лишь рисует картины войны, после чего читатель должен сделать свой вывод.
Дети на войне (В. Катаев «Сын полка»)
Детям не место на страшной, бесчеловечной войне. Там люди умирают, теряют близких, замирают от боли и ужаса. Понимая это, взрослые делают все возможное, чтобы уберечь детей от кошмара войны, хотя далеко не всегда это возможно.
Такова судьба Вани Солнцева, описанная в рассказе Катаева. Потеряв на войне всех своих родственников, он остается совсем один — бродит по лесу, не зная, что делать, пытаясь перейти линию фронта, чтобы добраться до «своих».
Разведчики находят в лесу голодного, испуганного мальчика. Они берут его с собой и привозят в лагерь, а о «находке» докладывают вождю. Капитан Енакиев, мудрый человек, понимает, что детей на фронте быть не должно, и отправляет Ваню в детский дом. Но мальчик хочет сражаться и отомстить за своих погибших родителей.
Он убегает, не дойдя до места назначения, и возвращается (но не с первой попытки). Енакиеву ничего не остается, как принять и оставить Ваню в палате. Он видит в его невероятном желании помочь общему делу, полезному. Ваня берет инициативу на рекогносцировку и намечает план местности по бокам грунтовки, но попадает в руки к немцам.
К счастью для него, они начинают ссориться, о нем на время забывают, Ване удается вырваться и вернуться к «своим». Командир доволен патриотизмом ребенка и продолжает переживать за него. Пытаясь спасти мальчику жизнь, Енакиев отправляет его с важным заданием подальше от линии фронта.
Ваня приносит письмо от командира батареи. Понимая, что экипажу первого орудия предстоит тяжелый бой (по сюжету в нем погибает весь экипаж), Енакиев пишет напутствие в сообщении с просьбой позаботиться о Ване.
Примеры из жизни
- Антуан де Сент-Экзюпери – автор мирового шедевра, актуального во все времена, повести «Маленький принц». Перечитывая страницы этого произведения, пропитанного добротой и нежностью, никогда не подумаешь о том, какая непростая судьба была у творца. Детство Антуана было счастливым и безоблачным, он рос вместе с братом и сестрами в старинном родовом замке.
Мальчик с детства был всесторонне развит: увлекался рисованием, музыкой, поэзией и техническими науками. Его яркий мир был разрушен, когда умер его брат, который умер в очень молодом возрасте от лихорадки. Эта потеря заставила Антуана очень быстро повзрослеть и полностью изменить свое мировоззрение.
Потом его семья была разрушена, и благодаря стараниям матери четырнадцатилетнего мальчика отправили в швейцарский католический интернат. Всю жизнь Антуан мечтал стать летчиком, а после призыва в армию в итоге оказался в авиационном полку. Сначала он работал только в мастерской в аэропорту, но вскоре получил лицензию гражданского пилота.
Позже автор повысил квалификацию до военного летчика. Никакие уговоры друзей отказаться от опасной затеи не остановили Антуана, война полностью изменила его жизнь. Многие убеждали его, что он будет гораздо полезнее в мирной деятельности, как писатель и журналист, что летчиков тысячи и что такому талантливому человеку незачем рисковать жизнью.
Никого не слушая, Сент-Экзюпери выполнил боевое задание и сделал несколько торсионов для целей воздушной разведки и даже был представлен к награде Военного креста. Идея создать «Маленького принца» возникла у великого писателя во время войны, когда было так мало детской непосредственности и люди совершенно забыли о том, что действительно важно.
Если бы не военные действия, возможно, мир и не увидел бы нравоучительной истории, на которой воспитано не одно поколение детей.
- Недавно я подумал о том, что концепция мира не ценится по-настоящему до тех пор, пока не начнется война. С детства мы слышим о мире, но не понимаем его истинной ценности, потому что нам не с чем его сравнивать. Всем известно, что война несет ужас и боль, вселяет страх и отчаяние в сердца миллионов людей, но мы даже не задумываемся о том, на что мы готовы ради мира.
Однажды на уроке истории мы говорили о Великой Отечественной войне, и учитель начал лекцию с того, что сейчас над нашими головами мирное небо. А что можно считать мирным небом? Конкретно над моим городом спокойно, а за несколько тысяч километров — нет. Наш родственник живет в Донецке, где уже более шести лет идет гражданская война, которую принято называть вооруженным конфликтом.
Их положение тяжелое, потому что активные боевые действия рано или поздно заканчиваются, и такое время может длиться очень долго. На Донбассе постоянно гибнут люди, разрушается чей-то дом, а безопасности в будущем нет. Наш родственник рассказывает, что у местных жителей уже нет четкого понимания войны и мира, они привыкли так жить: звуки обстрелов уже не пугают, как раньше, стали обычным делом ежедневные сообщения о разрушениях и смертях.
Молодое поколение даже не знает, что значит встречать рассвет после выпускного, потому что это запрещено комендантским часом. Донецк ежедневно замирает в ночном страхе перед возможным нападением с одиннадцати часов вечера до пяти утра. Эти люди живут в мирное время, но знают, как ужасно слышать разрывы снарядов в подвалах и убежищах, знают, как плачут маленькие девочки и мальчики при звуке падающего свинца.
Эти люди учатся, работают, женятся, рожают детей, строят планы на будущее, что угодно, но дома всегда есть собранная сумка с вещами, документами и деньгами на крайний случай. Оказывается, один народ может находиться под совершенно разным небом, несколько тысяч километров делят его на мирное и грозовое.
Катаев В. «Сын полка»
- Война бесчеловечна и ужасна. Люди здесь невероятно жестоки. Они теряют своих близких. Взрослые стараются всячески оградить детей от всех этих злодеяний. Ваня Солнцев потерял всю свою семью. Он бродит по лесу, чтобы добраться до своих через линию фронта. Там его находят разведчики. Ваня счастлив.
Ему удалось выжить, несмотря ни на что, и добраться до своих. Капитан Женакиев прекрасно понимает, что детям не место в армии. Он решает отправить Ваню в детский приют. Но Ваня убегает и всеми силами пытается вернуться. В конце концов ему это удается. Капитану нужно успокоиться. Он видит, что мальчику очень хочется давать ощутимые блага.
Он бросается в бой. Ваня очень хочет помочь. По собственной инициативе отправляется на разведку. Он рисует карту местности прямо в букваре, но немцы захватывают его. Мальчику удается сбежать. Капитан Енакиев восхищается стремлением ребенка постоять за страну. Но он очень заботится о нем. Командир хочет спасти Ваню и поручает ему передать важное сообщение. Все умирают. В письме, присланном Ваней, командирское прощание с батареей, а также просьба позаботиться о мальчике.
Жестокость войны. Л.Н Толстой «Война и мир»
Часто романтические представления о неизвестном явлении рушатся при столкновении с суровой реальностью.
Ярким примером тому является сцена из романа «Война и мир», когда главному герою А. Болконскому предстоит война. Отправляясь на фронт сражаться с Наполеоном, он рисует в своем воображении героические картины, наполненные отвагой, отвагой и красотой подвига.
Но первый же боевой контакт с французами сбрасывает ореол романтики и показывает изнанку войны. Под непрерывным огнем среди падающих снарядов русская армия пытается преодолеть мост через реку. Болконский видит хаос, смятение, страшные крики раненых, растерзанные тела убитых, бегущих солдат, грязь, кровь. Эта картина поражает его своей реалистичностью и жизненной правдой, приносит понимание того, что война – это не романтика и красота, а жестокость, боль и кровь.
Как воспитание влияет на человека?
Влияние семьи и воспитания на формирование личности человека хорошо видно на примере героев романа «Война и мир». В этом контексте можно противопоставить две семьи — Ростовых и Курагиных. Первые относятся друг к другу с теплотой, не требуют больших достижений и легко относятся к проблемам и ошибкам.
Благодаря этому дети семьи становятся непосредственными, полными жизни – особенно это видно в эпизодах войны с участием Николая, сцене с Святками и описании именин Наташи. В семье Курагиных царят совсем другие условия.
К собственным детям Василий относится прагматично — вовремя сватает их, не интересуясь чувствами и желаниями, и использует их себе во благо. Каждый из молодых Курагиных в итоге остается одиноким и несчастным человеком.
Рассмотрим, какие еще темы есть в примерах написания в романе «Война и мир.
Бакланов Г. «Навеки девятнадцатилетние»
- Алексей Третьяков, главный герой повести, размышляет о смысле войны, ее значении для народа. Его мысли болезненны и всепоглощающи. Герой не может найти весомых аргументов в пользу необходимости военных действий. Она просто бессмысленна. Человеческая жизнь в это время полностью списана. Это ужасно и может только вызвать путаницу.