- История создания
- Аргументы
- «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» (сочинение-анализ)
- Отношение автора к проблеме
- Аргументы из народной мудрости
- Аргументы из художественной литературы
- Анна.
- Клещ.
- Актер
- Настя
- Васька Пепел.
- Бедняк из легенды Луки.
- Направление и композиция
- Столкновение мечты с реальностью
- Пьеса раскрывает разные темы:
- Образец 4
- Суть произведения
- Пространственные характеристики героев в ранних произведениях М. Горького
- Жанр, направление, композиция
- Эпитеты к слову надежда
- Жители ночлежки
- К ним относятся следующие герои:
- «Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»
- Конфликт пьесы
История создания
Автор написал произведение после кризиса в России 19 века, когда все предприятия остановились, а бедность и безработица поработили весь народ. Работа изначально не была порывом вдохновения. Он написал ее специально для актеров Московского театра. Основная идея заключалась в создании большого количества героев-бродяг. Горький говорил, что идея возникла в результате наблюдения за миром людей, обиженных и униженных жизнью.
Литературоведы не дождались. Они осудили необычную пьесу с множеством персонажей и поднятой там темой. Работа прошла долгий путь от запретов, цензуры и поиска в ней смысла до постановки на сцене только одного театра. Но оно того стоило: это был оглушительный успех.
Аргументы
- Надежда – это чувство ожидания лучшего.
- Отчаяние – это состояние уныния, безысходности, подавленности.
- Надежда помогает человеку преодолевать трудности.
- Отчаяние убивает всякую надежду на лучшее.
- Отчаяние рождается, когда умирает надежда.
«Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» (сочинение-анализ)
В начале 20 века Максим Горький создал свои первые пьесы – «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», среди них пьеса «На дне», вышедшая в свет в 1902 году. Тема картина в драме — сознание людей, брошенных на «дно» жизни в результате глубинных социальных процессов в русском обществе начала XIX-XX вв.
Уже в самом названии пьесы заложен глубокий смысл: люди, изображенные М. Горьким, находились на дне жизни, их существование в комнате Костылева ничтожно и чудовищно. Но читатель видит лишь результат социальных волнений, столь трагически отразившихся в жизни людей, а не сами столкновения, вынесенные за сцену и о которых мы узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей. Каждый из героев пьесы в прошлом пережил собственную неудачу, в результате чего и оказался в столь жалком положении.
Так, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится ясно, что Бубнов ранее был женат и как-то начался конфликт между супругами из-за того, что жена «связалась с барином» и решила победить Бубнова. Эта история дошла до того, что Бубнов сам планировал убить свою жену; но, по его словам, вовремя спохватился и ушел, сбежав таким образом из тюрьмы.
И оказался в общежитиях Костылева. Сейчас Бубнов мошенник, зарабатывает воровством и жульничеством, но про себя честно говорит: «Как только начну набивать, так все пропью, одна шкурка останется… А я» я также ленивый. Мне не нравится страсть к работе!..”
Читатель узнает о Сатине только то, что он отсидел четыре года и семь месяцев в тюрьме за убийство «злодея в ярости и раздражении» из-за собственной сестры. Теперь, как и почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует.
О бароне становится ясно, что он происходит из довольно знатного рода, что его дед, Густав Дебиль, занимал высокое положение при Николае I и был очень богат. О себе барон говорит следующее: «Учился — носил мундир дворянского института… Женился — надел сюртук, потом — халат… Жил все, что было, носил сам какая-то серая куртка и красные штаны…
Служил в казенной палате. растратил государственные финансы, — надел на меня арестантскую шинель. потом надел это… «Это условия» при дно», где очутились герои, приравняв бывшего аристократа барона к шулеру Бубнову, к вору Ваське Пепелю, к падшей девушке Насте и другим постояльцам в ночлежке семьи Костылевых, членами которой и сами они не являются до сих пор социально удалены от своих жителей.
М. Горький не приемлет равнодушия, с которым герои его пьесы «На дне» относятся друг к другу и к себе, их злобы на весь мир и жестокости. Например, смерть Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, которая страдала всю свою нелегкую жизнь, совершенно не тронула жителей квартирного дома, наоборот, Бубнов сказал, что она наконец-то не хочет кашлять и мешать всем.
Равнодушие к себе выражается в том, что эти люди не хотят (или не могут?) сделать что-либо, чтобы хоть немного улучшить свое положение, смиряются со своим трагическим существованием на «дне» жизни. В силу огромных социальных условий происходит нравственное оскудение героев пьесы.
Даже такое возвышенное чувство, как любовь, ведет не к личному обогащению, а к смерти, увечью, тяжелому труду. Постепенно формируются черты сознания, общие для всех ночевок: неприятие действительности и одновременно пассивное отношение к ней.
Герои спектакля «На дне» слабы и не в силах противостоять безжалостным обстоятельствам жизни.
Хотя М. Горький показывает, что с приходом Луки, такого же нищего, «бесплатного», оказавшегося на «дне» жизни, как и все, но доброго, способного пробудить в душах приютов какое-то желание, дает надежду, немного оживляет: актер бросает пить, начинает собирать финансы, чтобы пойти лечиться от алкоголизма, а потом начинает сниматься; Настя мечтает о настоящей, яркой любви; Васька Пепель хочет поехать с Наташей в Сибирь, чтобы начать жить заново.
Но с исчезновением Луки у героев пропадает вера в свои силы, они все остаются в той же комнате Костылева, продолжают играть в карты, напиваться и воровать. И именно за неспособность противопоставить свою волю сложившимся обстоятельствам автор обращается к своим героям с главными обвинениями.
М. Горький в драме «На дне» продолжает устоявшиеся традиции критического реализма. Это выражается в его негативном отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, погруженным в эту жизнь и поддающимся давлению. Последний акт пьесы заканчивается смертью. Уход из жизни актера – шаг к человеку, который не выдержал правды. А вот тех, кто остался в общежитии, вряд ли можно назвать живыми, прозябание бродяги мало чем отличается от смерти.
Отношение автора к проблеме
Надежда – это вера человека в то, что все его мечты и ожидания сбудутся. Отчаяние противоположно надежде. Означает состояние крайней безысходности, невозможности достижения желаемого, удовлетворения какой-либо потребности. Надежда почти всегда спасает. Дает силы двигаться вперед, идти к цели. Отчаяние почти всегда фатально. Лишает человека сил и желания добиваться поставленных целей.
Аргументы из народной мудрости
- Счастье скоро пропадает, а добрая надежда никогда», — гласит русская пословица. Наши предки отмечали, что счастье недолговечно: оно пахнет свежим ветром и улетит вдаль. Надежда постоянна, она не покидает человека ни в минуты радости, ни в минуты глубокой печали и тоски.
- Русская пословица гласит: «Без надежды, как без одежды: и в теплую погоду замерзнешь». Ведь надежда, как и одежда, способна согреть душу человека даже в самый пасмурный день, успокоить мысли. Без него нельзя жить ни в горе, ни в счастье.
- «Надежда вдохновляет, обман убивает», — говорили в старину. Надежда дает силы двигаться вперед, добиваться задуманного, желаемого, а предательство, даже самое безобидное, может лишить человека надежды, лишить его сил и желания что-то делать. Он может даже убить человека.
- «Жить без надежды — не знать радости», — сказал узбекский народ. Жизнь без надежды подобна тяжелому, страшному сну. Она скучна, безрадостна и бесцельна. Только надежда вдохновляет человека, придает ему сил, мужества, отваги, изобретательности и стремления к достижению цели.
- «Пока грудь дышит, всегда будь надеждой», — говорят мордовцы. Он учит тому, что человек, пока жив, не должен терять надежду, верить в хорошее будущее и исполнение желаемого.
- Англичане говорят: «В отчаянии даже трус может стать смелым». На самом деле, когда отчаяние доходит до края, человек способен на все поступки, на все жертвы и даже на смерть.
Аргументы из художественной литературы
Как было сказано выше, мы собрали рассуждения на тему «Надежда и отчаяние» из пьесы «На дне» М. Горького. Каждый из персонажей этого произведения переживает и надежду, и отчаяние.
Анна.
Анна – одна из отчаянных героинь произведения. В пьесе она — молодая тридцатилетняя женщина, но читатель не может отогнать мысль, что Анна уже очень старая женщина. Тяжёлая жизнь, тяжёлый характер мужа, слесаря Клеща, болезнь высосали из неё все силы, жизненные соки, сделали старухой. Женщина умирает.
Страдая тяжелой болезнью, она терпеливо переносит жестокость, равнодушие мужа, не перестает заботиться о нем. Даже ту скудную еду, которую оставляет ей Квашня, она отдает мужу. Она уже устала от такой жизни, глубоко отчаявшись, единственным выходом была смерть. Перед смертью ее утешает Лука, странник, появившийся в комнате.
Он внушает ей мысль, что Бог справедлив и милостив, и за земные страдания, тяжелую жизнь он отправит ее в рай, где она будет спокойна и счастлива. «Ты веришь! Ты — умирай с радостью, без тревог… Смерть, говорю тебе, она для нас — как мать для маленьких детей…», — говорит Лука героине. После этих слов Анна принимает свою смерть спокойно, без сожаления.
Преследовавшее ее отчаяние сменяется колеблющейся надеждой обрести счастье в потустороннем мире. Так что даже если это слабая надежда, она помогает справиться с горьким отчаянием.
Клещ.
Клещ Андрей Дмитриевич — слесарь, муж Анны. Ему сорок лет. Он трудолюбивый человек, работает с малых лет, ненавидит бездельников, мошенников, воров за то, что они зарабатывают деньги нечестным путем. Полгода он с женой вынуждены жить в комнате Костылева.
Обитатели комнатного дома не любят его за особую злобу, жестокость, чрезмерную гордыню, называют его «злым духом», «злым». В душе Тика теплится надежда, что он обязательно выберется из мрачного подвала, не перестает работать над побегом из общежития. «Ты думаешь, я не выберусь отсюда? Я выйду..
Я сдеру кожу и выйду…», — жадно убеждает он своих сожителей и снова не выпускает из рук инструмент означало, что можно было подняться со «дна», упорно и упорно работая. Но маленький огонек надежды, который был в его душе, погас со смертью Анны. Тик вынужден продать свой инструмент, чтобы похоронить жену.
Умирая,надежда истощает душу человека.Вот что случилось с героем.Сначала на него нападает тупое равнодушие,а потом оно сменяется глубоким отчаянием.У Тика нет ни сил,ни средств,ни желания бороться против обстоятельств.Удрученный, он пьет с Сатином.Образ клеща – яркая иллюстрация мысли о том, что когда умирает надежда, остается пустота.
Актер
История Актера — еще одного из героев спектакля «На дне» — яркий пример того, к чему приводит отчаяние. Когда-то он обрел известность, был известным театральным актером, выходил на сцену, читал стихи, был любим публикой. Но из-за пристрастия к алкоголю он опустился, забыл стихи, которые когда-то читал со сцены, потерял работу и однажды оказался в мрачной комнате.
С появлением Люка актер надеется на излечение от зависимости. Старик сказал, что есть бесплатные клиники для наркоманов: «Ну зачем? Ты. выздоравливай! Сейчас лечат пьянство, слушай! Лечат их бесплатно, брат.. такая больница устроена для пьяниц.. так и лечат их, стало быть, даром… Признали, видите ли, что пьяница тоже человек.. и даже — рады, когда хотят лечиться!
Семя надежды, которое странник посеял в душе актера, начинает прорастать и даже приносит свои первые плоды. Герой вспомнил свой псевдоним, любимое стихотворение, бросил пить, он полон желания найти город с бесплатной клиникой. Но старик исчез, не назвав города, где якобы находилась больница. Соседи смеются над актером и открывают ему горькую правду.
Страшная надежда, которая тлела в сердце героя, пока он не был убит, и горькое отчаяние вновь обрушиваются на него. Не выдержав этого, актер повесился. Эта история подтверждает мысль о том, что отчаяние может привести даже к смерти.
Настя
Настя – еще одна героиня спектакля. Мы мало знаем о ее прошлом. Ее родители были бедными людьми, необразованными, они не могли ни оставить наследство, ни дать образование дочери. Попав в крайнюю нищету, девушка вынуждена зарабатывать на жизнь черной работой: она продает себя.
Несмотря на это, Настя не потеряла доброту в сердце, она мягкая, мечтательная, романтичная девушка, обожает читать дешевые книжки о любви, плачет от жалости к героям. Очень часто она пересказывает действия прочитанных книг, выдает желаемое за действительное. Она говорит ночлежкам, что обязательно хочет покинуть ночлежку, хочет побродить, хочет добраться до края света.
Но денег, которые она зарабатывает страшной, унизительной ценой, едва хватает на мелкие расходы, на крайние нужды. Ее судьба, ее путь предопределен: впереди ее ждут горькое одиночество, болезни, смерть. Но все же в ее душе теплится надежда, что она встретит мужчину, который полюбит ее и вырвет из мрачного, сырого подвала общежития.
Между тем такого человека не нашлось, девушка читает книги и мнит себя героиней романа. Именно в этом она находит спасение от отчаяния, именно это дает ей надежду на счастливое будущее.
Васька Пепел.
Васька Пепель — герой пьесы, один из ночевщиков. Ему двадцать восемь лет. Он вор, его отец тоже был вором. Дважды Васька сидел в тюрьме за кражу, но продолжает заниматься этим делом, продавая краденое Костылеву, хозяину ночлежки, за которого пользуется небольшими привилегиями. Не любит грубость и жестокость, поэтому всегда делает замечания Тику.
Васька не верит в совесть, говорит, что совесть нужна только тем, у кого власть. Но и в его душе живет страшная надежда. Он хочет перестать воровать, уехать куда-нибудь, где его никто не знает, и начать новую жизнь. Он предлагает Наташе выйти за него замуж, зовет ее с собой. Лука его поддерживает, рассказывает о «золотой стороне» Сибири.
Странник видит, что Васька Пепель добрый, крепкий парень, и советует Наташе выйти за него замуж. Но надеждам героя не суждено сбыться. В ходе скандала Костылев был убит, а Васька обвиняется в его убийстве. Так герой оказывается в Сибири, но начать новую, яркую, честную жизнь невозможно.
Бедняк из легенды Луки.
Легенда о бедняке, рассказанная странником Лукой, еще раз подталкивает читателей к мысли, что отчаяние может убить. Этот бедняк жил в Сибири. Жизнь его была очень тяжелой, такой тяжелой, что «хоть ляг и умри», но он верил, что есть на свете справедливая страна, где живут сытые счастливые люди, что жизнь там прекрасна и справедлива.
И он был готов терпеть все трудности, трудности, трудности своей судьбы, потому что надеялся, что однажды придет на праведную прекрасную землю. Однажды случай свел его с ученым, который с помощью карт доказал бедному фермеру, что справедливой страны не бывает, это всего лишь миф.
Это открытие лишило бедного старика надежды, жизнь потеряла для него всякий смысл, и бедняк задохнулся. Отчаяние, которое испытывает бедняк, невыносимо, оно не дает ему ни единого шанса жить дальше.
Творческий замысел спектакля «На дне» восходит к началу 1900-х годов. М. Горькому предстояло создать «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых посвящена образу определенного слоя русского общества. О последнем из них он в середине 1901 г писал К. П. Пятницкому: «Еще одно: топтать. Татарин, еврей, актер, квартирная хозяйка, воры, сыщик, проститутки.
Становится страшно. У меня уже готовы планы, я вижу лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий — все готово, все готово! где самое главное – это конфликт между людьми, оказавшимися на дне жизни, с внешним миром. В одном из рукописных изданий пьеса называлась: «На дне жизни». Но в то же время эти люди также находятся на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в себе.
Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы. В начале пьесы мы видим жителей общежития, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, но попали сюда из-за какой-то случайности. Так барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставил ей свою мастерскую, актер спился. Некоторые, как Настя, другой жизни не видели.
Одни уже смирились с этой ситуацией и понимают, что со дна подняться невозможно, а другие надеются, что все это произойдет с ними временно. Итак, Клещ считает, что после смерти жены он будет много работать и сможет обеспечить себе лучшую жизнь. Он считает, что если жить «по чести», то можно добиться всего. Актер, наоборот, пытается найти утешение в алкоголе, чем еще больше усугубляет свое положение. Он уже не рассчитывает покинуть эту комнату и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь.
И вот среди этих угнетенных появляется посторонний — Лука, бродячий старик без паспорта. Полный сострадания ко всем людям, он приносит надежду многим обитателям общежития. Анна, жена Клеща, близка к смерти и испытывает страшные страдания. И этот старик облегчает ее последние часы.
Таких же мук она ожидает и после смерти и с надеждой слышит его слова: «Ничего не будет! Ничего такого! Ты веришь! Успокойтесь и — больше ничего! ..» Он рассказывает актеру о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, а тот даже воздерживался от выпивки сутки и работал подметая улицу. Лука советует Пеплу отправиться с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь.
У обитателей комнатного дома появляется уверенность, что они смогут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И здесь автор поднимает глубокий философский вопрос: «Нужна ли этим людям ложь?» Ведь большинство слов Луки — ложь, сказанная из жалости, с целью утешить, помочь. Он также поддерживает Настю в ее рассказах о «настоящей любви», хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это было вычитано из книг.
Ответ на этот вопрос в словах Сатина: «Тот, кто слаб душой. и кто живет на чужих соках — им нужна ложь. она кого-то поддерживает, другие за ней прячутся… А кто сам себе хозяин…кто самостоятелен и чужого не ест — зачем ему ложь? Ложь — религия рабов и господ… Истина — бог свободного человека!» Ответ — все развитие сюжета.
Мы видим крушение всех надежд: Анна умирает, а инструменты Клеша продаются на ее похороны — он остается без средств к существованию; Васька Пепель убивает Костылева в драке, что, видимо, и приземлит его в тюрьме;татарин сломал руку и потерял работу.Кажется, Лука принес в их жизнь только худшие перемены, так как после его отъезда обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы.
Эти бродяги погрузившись еще глубже в «дно», они проиграли очередное столкновение с судьбой, они окончательно разуверились в своих силах.Все это подчеркивается в конце пьесы.Актер, лишенный Лукиной поддержки и постоянно убеждаемый Сатин, что все говорить о бесплатной клинике для алкоголиков — ложь, кончает жизнь самоубийством.
И, как иллюстрацию безысходности положения приютов, обычные слова Сатина: «Эх.. испортил песню. дурак-рак!» конфликт между низами общества с их трудным л iv в основу своей пьесы Горькому удалось выполнить главную задачу — показать все грани существования этих людей, остающихся надолго или навсегда «на дне», все возможные проявления их характеров.
Мы видим практическую невозможность каких-либо позитивных изменений в их жизни, несмотря на все их усилия и надежды, так как они не свободные люди. Свободный человек, по Горькому, должен смело смотреть правде в глаза, а не находить утешения в красивой лжи, быть довольным своим положением.
И только когда человек станет свободным, он сможет преодолеть трудности и вырваться из бездны космического дома. Только тогда может реализоваться надежда на лучшую жизнь не только одного человека, но и всего общества.
Читайте также: Любознательность – сочинения для 5-11 классов ОГЭ и ЕГЭ
Направление и композиция
Суть названия пьесы заключается в условиях, в которых существовали персонажи. Многие критики писали, что Горький имел в виду социальное дно. Это означало новый слой в обществе, где живут те же люди, что и везде. Они страдают, думают, говорят.
Жанровый стиль текста уникален, поскольку в основе развития сюжета лежит конфликт. Динамика повествования заключается в столкновении разных точек зрения персонажей. Читатель сталкивается с социально-философской драмой с важными вопросами из действительности текущего века.
Столкновение мечты с реальностью
М. Горький показывает, как разбиваются мечты центральных персонажей.
Тик, до конца не утративший способность все менять и исправлять, понимает, что жизнь «на дне» полностью его засосала. Он уже не считает себя особенным, Клещ такой же обитатель комнаты, как и все остальные.
Васька Пепель, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа своей бывшей любовницы, хозяйки комнаты Костылева, и попадает в тюрьму.
Самая страшная судьба была у актера, который понял, что рассказы Луки о больнице были ложью. Герой кончает жизнь самоубийством, потому что понимает, что его мечта неосуществима.
Пьеса раскрывает разные темы:
- судьба;
- надеяться;
- мечтать;
- ложь и правда;
- месть;
- поиск смысла жизни.
Персонажи постоянно говорят о высоком, находясь при этом на дне социального общества. Автор показывает, что человек, даже при всей своей бедности, может быть внутренне нравственно и нравственно богат. В то же время «дно» жизни очень глубоко и лишает человека культуры, ответственности и воспитанности.
Максим Горький написал произведение, герои которого с помощью спора ищут истину, сформулированную каждым по-разному. Проблема с пьесой показана через диалоги персонажей.
Образец 4
Люди делятся на сильных и слабых. Одни объективно оценивают свои способности и возможности, знают, к чему стремятся и на что могут рассчитывать, если приложат свои умения и усилия.
А другие не могут существовать в настоящей реальности, они хотят войти в свой собственный мир, где верят, что могут быть счастливее, отказываясь что-либо делать в определенное время, так как убеждены, что в будущем все будет намного лучше. Однако именно последних можно назвать духовно сильными, так как они противоречат понятиям, считающимся нормальными и стандартными.
Они способны строить свое собственное счастье, расставляя приоритеты в том направлении, которое им подходит. Они верят, что всего один случай может изменить всю их жизнь. Также можно сказать, что их мечты сильно отличаются от желаний обычных людей, стремящихся обогатиться материально и отрицающих некоторые духовные ценности.
Такие персонажи присутствуют в произведении «На дне», написанном замечательным писателем М. Горьким, сумевшим отразить всю их сущность. Среди очень тяжелых условий жизни, где в основном деградировавшие люди, перед лицом нищих, пьяниц и уголовников, они не сдавались и продолжали верить в свою мечту. К таким персонажам относится Настя, которая по определению является «падшей женщиной» общества.
Однако, несмотря на это, она продолжает жить полноценной жизнью, мечтая о настоящей любви и человеке, который сможет быть для нее опорой и опорой во всем. Она считает, что ее настоящая жизнь — это сон, и когда она проснется, то окажется в мире, полном счастья и радости.
Говоря о появившемся в комнате дома Луке, можно сказать, что это человек, изменивший привычный уклад и видение жизни многих обитателей этого заведения. Лука просил этих людей не отчаиваться и не унывать, потому что, по его мнению, если человек не может создать свою жизнь в существующем мире, необходимо создать свою собственную, где все будет именно так, как хочет человек.
В это утверждение поверила и Анна, которая, умирая, верила, что все ее беды закончатся после ее смерти, и она обязательно попадет в рай. Лука убедил ее, что в «следующей жизни» не будет таких страданий и мучений от судьбы, потому что «там» все будет хорошо и справедливо.
Хотя Лука не знал этого наверняка и выдумывал большую часть сказанного, можно было сказать, что он облегчил боль девушки и хотел, чтобы она поверила в лучшее и была счастлива хотя бы на короткое время.
Читатель, благодаря этому произведению, должен увидеть, к чему приводят разные действия, и чем приходится расплачиваться за свой выбор.
Суть произведения
В своем творчестве автор не навязывает собственного мнения, он просто развивает философию жизни людей. Действие в произведении вращается вокруг споров о спасительной лжи и жестокой правде. Эта основная тема продолжается на протяжении всего рассказа, раскрывая внутреннюю сущность человека.
Пространственные характеристики героев в ранних произведениях М. Горького
Мнение о произведении и впечатлении, которое оно производит». Творчество М. Горького постоянно привлекает внимание российских исследователей. Только в последние годы о М. Горьком написано больше.., чем о Максиме Горьком. Одно это даёт право Горькому. явление человека и общества, имеющее наибольшую притягательность… Горьковский «Челкаш», «Супруги Орловых» действительный Мы видим цель нашей работы…
Место действия — ночлежка Костылева. Он населен теми, кто забыт Богом и человеком. Пороки и странные чувства давно опутали героев, им не хватает профессиональных, социальных и духовных связей. Персонажи все время ведут себя равнодушно, хотя уверены, что находятся в плачевном социальном положении.
Автор часто задумывался о том, что движет людьми, об их отношении к ценностям, свободе, добру, истине, справедливости и что может привести их к полному нравственному разложению. Читатель представляет себе философскую драму об образе жизни «на дне», где присутствуют такие важные персонажи, как Лука и Сатин, с совершенно противоположными точками зрения.
Авторский замысел и ход действия связаны и показывают, как утешительная ложь может стать врагом людям, а правда, пусть и жестокая, укрепиться. Используя сюжетные линии, которые кажутся не такими важными и основными, автор раскрывает множество проблем в отношениях:
- Актер и Сатин;
- Пепел и Наташа;
- Тик и Анна;
- Барон и Настя.
Герои хотят счастья, и все говорят о том, что понимают под этим определением. Но никто из них не может приблизиться к прекрасному чувству, у них нет возможности изменить свое будущее без чьей-либо помощи.
Жанр, направление, композиция
Жанр произведения – социально-философская драма. Это объясняется тем, что автор в пьесе раскрывает темы и проблемы общественного устройства, размышляет о его недостатках и ищет пути решения проблемы.
Направление — критический реализм, хотя некоторые исследователи творчества Максима Горького настаивают на том, что это и есть соцреализм, поскольку автор намеренно продемонстрировал острое противостояние двух параллельных миров — богатого и бедного, с упором на социальное неравенство.
В результате пьеса имеет явный идейный подтекст, так как в начале 20 века противостояние простого народа и дворянства в России стало накаляться.
Композиция линейна, так как все события развиваются в хронологическом порядке, они последовательны, с единой нитью повествования.
Эпитеты к слову надежда
Безответственный, Безрассудный, Безумный, Бесплодный, Бледный, Блестящий, Большой, Жестокий (Устаревший), Великий, Верный, Ветреный, Свободолюбивый (Устаревший), Волнующий, Воскресший, Восторженный, Громкий, Немой, Глухой, Горячий, Далекий, Дерзкий, Грубый, добрый, дразнящий, единственный, горячий, живой, жизненный, манящий, отсроченный, земной, золотой, зыбкий, иллюзорный, конечный (устар.), крохотный (упом.), крохотный, крылатый (устар поэт.), льстивый (устар.) блестящий, пустой, нетерпеливый, радостный, радужный, разбитый, тревожный, розовый, романтический (устаревший), романтический, светлый, святой, лучезарный, слабый, сладкий, милый, слепой, дерзкий, смутный, тайный, страстный, тайный, твердый, темный, тихий, тусклый, трепетный, туманный, суетный, угасший, чарующий, честолюбивый, трепетный, мимолетный, светлый , готовы. Беззакатный, добрый, едкий, сангвинический, ноющий.
Жители ночлежки
На дно сошли герои с разными судьбами:
- рабочие и воры;
- барон и пьяный актер;
- девушка, которая продает свое тело.
Читатель видит одиноких и очень потерянных людей и строит их характер и биографию по линиям пьесы. Помимо сюжета Максима Горького можно выделить три группы главных героев.
К ним относятся следующие герои:
- Бубнов. Когда-то он владел меховой мастерской, и его жена ушла от него в другое дело. На нее была оформлена вся документация, он все потерял. Окружение персонажа неблагоприятно и жестоко, поэтому герой позиционирует себя таким человеком, не хочет меняться и спокойно шьет в комнате шапки.
- Настя. Она продает свое тело, но даже при множестве оскорблений в ее сторону она не одеревенела и продолжает оставаться ранимой и хочет настоящей любви. Однако в условиях его существования такого понятия не существует. Героиня строит в голове вдохновенные воздушные замки, выдавая их за правду, чтобы не отчаиваться.
- Барон. Он тоже постоянно вспоминает старые времена, и суровая действительность давит на него. Он находит покой только тогда, когда выпьет. На ум приходит мысль, что, полагаясь на прошлое, далеко не уедешь.
- Актер. Раньше он был в группе творческой интеллигенции, но сейчас его жизнь скатилась «на дно». Он также пытается приукрасить свои прошлые достижения и выпивает, чтобы избавиться от чувства безысходности. Когда появится Лука, актер начнет ходить в приют, чтобы бороться со своей зависимостью.Он даже начинает собирать сбережения, но когда Лука исчезает, герой снова впадает в отчаяние и обрывает свою жизнь.
- Анна. Ее образ самый трагичный. Болезнь чахотки сильно давит на девушку и каждый день исчезает кусочек ее жизни. Героиня представляет собой серую массу человечества, сохраняющую нейтралитет и не вступающую в окружающие споры и конфликты.
Единственным представителем другой группы людей является Тик. Он стремится выйти из неблагоприятных условий в своей жизни. Герой ненавидит всех, даже собственную жену Анну. Однако он работает слесарем, который всю свою жизнь честно зарабатывал. Я уверен, что однажды он обязательно выберется из общежития.
Он совершенно пренебрегает своей женой и ее болезнью, даже время от времени бьет его, что показывает его как жестокого и черствого человека. После смерти жены герой продает свои инструменты и устраивает ее похороны, но остается без гроша в кармане и приговаривается жить в комнате.
«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»
..моя мама, и песни будут, и тюльпаны зацветут..на его могилу, и как всегда родные и друзья придут поклониться деду за великую победу! Низкий поклон великому. нет самого родного, любимого, самого близкого человека, но всю жизнь боль воспоминаний не дарим, отвечаем каждым стоном,. с Великой Отечественной войны, он герой! Я и сейчас не… ну, сказал дедушка! Самый счастливый праздник в…
Конфликт пьесы
В третью группу входят два персонажа: Сатин и Лука. На их примере автор показывает, что такое гордость и смирение.
Первый персонаж думает о карточном мошенничестве. Его работа когда-то была связана с телеграфом, но потом он совершил преступление и опустился «на дно». Герой представлен как яркая личность, умеющая грамотно говорить. В этом он сильно отличается от других представителей серой массы.
Сатина можно назвать гордым человеком, ведь даже в беде он считает себя выше других и постоянно всем об этом говорит. Герой открыт и горд, признает свою судьбу, но не отчаивается. Самым главным его достижением в комнатном доме становится конфликт с Лукой и противостояние его методам. Гордость Сатина заключается в независимости, трезвом мышлении.
Другой персонаж — Лука. Ему больше подходит скромность. Странник, появившийся из ниоткуда, верит спасительной лжи. Он прошел через многие жизненные трудности, но его богатый опыт позволяет ему распространять свою философию среди людей. Этот персонаж пытается утешить всех в комнате и научить их смирению. Например, он пытался внушить Анне мысль, что смерть — это только избавление, ее не следует бояться.
Кажется, что он говорит ласково с каждым гражданином, но даже он не верит его утешительным словам, потому что считает человека изначально слабым. Однако ему удалось подарить, пусть и временно, людям надежду, напомнив им о долге, чести и доброте.