- Литературоведческое эссе
- Любовь как отражение личностных качеств в «Евгении Онегине»
- «Дама с собачкой»
- Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева
- Любовная лирика Пушкина: новаторство гения
- «Герой нашего времени»
- Тяжелый путь к счастью героев «Войны и мира» Толстого
- «Война и мир»
- «Мастер и Маргарита» – мистическая история любви
- «Капитанская дочка»
- «Вешние воды»
- Любовная лирика Есенина
- Любовь Лермонтова – недостижимый идеал
Литературоведческое эссе
— А вы знаете такие слова, которые сочетаются?
— Да; и их немало; и ты их знаешь. — Мы будем? Что это за слова? — Да хотя бы искусство.. Родину, науку, свободу, справедливость. — И любовь? — спросил Шубин. — А любовь есть соединение; но не той любви, которую вы теперь желаете; любовь — это не удовольствие, любовь — это жертва. |
Иван Тургенев, «Вечером». |
Русская литература, как и вся литература мира, уделяет теме любви значительное место; ее «удельный», скажем так, вес не меньше, чем во французской или английской литературе (хотя «любовные истории» в чистом виде в русской литературе встречаются не так часто, любовный сюжет чаще отягощен побочными линиями и темами).
Однако реализация этой темы в различных текстах, принадлежащих русской классической литературе, отличается большим своеобразием, резко отличающим ее от всей другой литературы мира. Давайте посмотрим, в чем именно заключается эта уникальность.
Во-первых, для русской литературы характерен серьезный и пристальный взгляд на любовь и, шире, на интимные отношения между мужчиной и женщиной. Девизом такого отношения может служить известная поговорка «с любовью не шутят».
Русская сатира мало и неохотно переходит в личную сферу. Мгновенная влюбленность Чичикова в худощавую и прозрачную студентку, оказавшуюся губернаторской дочерью, имеет столь же мало общего с темой любви, как и «страдание» вдовы из раннего чеховского рассказа «Загадочная природа», которая когда-то бросила любимого по вине богатого генерала и теперь не в силах отказаться от другого богатого генерала во имя своих чувств.
Причина такой серьезности только одна: любовь в русской литературе почти всегда принадлежит к области драматического и очень часто трагического пафоса, но очень редко рассказ об отношениях мужчины и женщины — будь то в прозе или в стихах — дает повод для веселья.
«Счастливый конец», любимый Диккенсом и иногда даже терпимый Бальзаком, не только отсутствует в русской литературе, но так же чужд ей, как шопеновские вальсы и южнокитайская народная музыка. Все известные истории любви русских классиков, от карамзинской «Бедной Лизы» до бунинской «Темной аллеи», очень напряжены и очень плохо кончаются.
«Счастливым концом» в этом контексте можно считать финал «Евгения Онегина» — Татьяна, будучи чужой верной женой, будет вечно любить человека, недостойного ее, Онегин всегда будет одинок, но они, по крайней мере, выжили.
Можно ли предположить, что на столь мрачную окраску темы любви в русской литературе повлияли какие-то более общие закономерности, например, какая-то особая тревожность и трагизм, присущие ей? Такая постановка вопроса представляется спорной.
Бердяев когда-то назвал русскую литературу «пророческой», и это правда, но вряд ли ее можно упрекнуть (как и всю русскую культуру в целом) в беспросветном унынии. (Для сомневающихся рекомендуем сравнить «Песни западных славян» с русским фольклором, записанным тем же Александром Сергеевичем).
Безусловно, реализация этой темы соприкасается с общей духовной доминантой и философской парадигмой русской литературы, но происходит это несколько иначе.
Трагизм в развитии темы любви проистекает из нескольких источников, самым древним и наиболее текучим из которых, конечно же, является народная традиция. Только в русском фольклоре любовные разногласия называются «страданием», только в русской деревне синонимом слова «любовь» было слово «жалость».
Обратите внимание, что акцент делается на грустной, болезненной стороне отношений между мужчиной и женщиной, и что сексуальное желание не возводится во главу отношений (что, конечно, не означает, что в них нет особой субкультуры) тот же фольклор, описывающий «постыдное» — приключения, дела и прочее), но духовное начало — грех.
Прислушаемся к значению слова «супруги»: это не узаконенные любовники, это «товарищи», тянущие в упряжке обычную телегу. Здесь народное, быть может, еще языческое понимание брака и любви отражает христианское, православное понимание брака как испытания на прочность духовных и физических сил человека, упорного труда во имя высшей цели.
Свадебные обряды на Русском Севере пришли из языческого прошлого: в архангельских селах пышно одетая на свадьбе невеста шла под венец в таком же «синяке», простом голубом сарафане, где и ложилась в гроб.
Таким образом, брак стоял на одном уровне с рождением и смертью. (Заметим, в скобках, что интересно сравнить этот обычай с идеей Толстого о том, что жениться надо при смерти, только тогда, когда иначе нельзя.)
Старые обычаи и реалии более позднего времени находят сильное питание в особенностях средневековой русской культуры. Не следует переоценивать глубину преобразований Петра именно в области интимной, личной жизни человека 1 . Фонды тысячелетия не могут быть изменены вместе с платьем.
Средневековой русской (и не только русской) культуре присущ некий дуализм, разделение человека на греховную плоть и дух, стремящийся к скорби. В Европе этот дуализм был преодолен рождением полнокровного человека эпохи Возрождения, героя Рабле и Боккаччо. Устранена противоположность телесного и плотского, низкого и высокого.
Новый человек цел и весел, он спокойно смотрит на желания плоти, считает их естественными и не видит большого греха в удовлетворении этих желаний.
Ренессанса в русской культуре не было.
Средневековое противостояние плоти и духа пережило реформы Петра Великого и радикальные эксперименты позитивистов-нигилистов в XIX веке, дожило до века XX и чувствует себя хорошо сегодня.
Если кто сомневается, почитайте газеты: время от времени публикуются письма женщин, обиженных рекламой блоков на ТВ (массовое сознание, основанное на стереотипах, шокировано навязыванием «запрещенных», «низовых» тем в «высокие», «культурные» сферы).
Итак, плоть противостоит духу. Плоть грешна, ее надо смирить, бунт ее полон фатальных последствий. В чем причина падения русского Фауста XVII века Саввы Грудцына? Не жажда знаний и не гордость, как у доктора Агриппы Нестхеймского, нет, он развращен плотской страстью к чужой жене.
«И, пойманный обманчивой лаской той женщины, а правдой — завистью дьявола, Савва попал в сеть прелюбодеяния с этой женщиной». В обмен на ее благосклонность он продает свою душу.
Единственный допустимый способ реализации греховных помыслов – брак, но отношение к нему строгое. Интересно сопоставить самовосприятие современников Генриха VIII в Англии и Ивана Грозного в России, состоявших в браке 6-7 раз.
Иван Грозный, лично задушивший своих внебрачных детей (он считал, что они не угодны Господу), в периоды покаяния чувствует себя ужасным грешником. Он пишет в обращении к монахам Кирилло-Белозерского монастыря: «А мне, вонючей собаке, кого учить и чему наказывать, в чем просветлять? Ненавидеть, во всяком злодее».
Современники никогда не замечали подобных настроений у Генриха VIII. Ощутимое падение возможно только с высшей точки, и этой высшей точкой было традиционное отношение к любви и браку.
В ней верх и низ неразделимы, по крайней мере, до петровского века; в русском фольклоре, в отличие от французского или древнеиндийского, нет образа влюбленной женщины. Его героиня либо незамужняя, невинная девушка, либо жена, либо вдова, до брачных отношений — отношения жениха и невесты.
И конечно, в мире, разделенном на тьму и свет, на святость и грех, невозможно и немыслимо «просвещенное» отношение к сексуальной стороне жизни. Все, что происходит вне брачного ложа, определяется не как страсть и не как естественная потребность. Для него есть только одно слово — блуд.
Этот средневековый дуализм, конечно, наиболее полно и ярко воплотился в «Катерине-Гроза». Это не был протест против общества, как казалось мальчику-критику, загнавшему ее на отвесную скалу над Волгой. Для Катерины нет оправдания ее греховной страсти, потому что такого оправдания не существует в рамках традиционной, патриархально-средневековой этики.
Она может либо падать дальше, все ниже и ниже (поэтому она просит Бориса забрать ее, поэтому готова жить с ним в незаконных отношениях — все равно назад дороги нет!), либо искупить страшный грех — путем долгое раскаяние (возможно, на всю жизнь) или смерть, что бывает. Для «падшей» женщины или девушки в патриархальном обществе нет законной роли, как нет середины между возвышенной и чистой любовью и блудом.
Во всей русской литературе нет «чего-то среднего». Отношения между влюбленными — героями русской классики — либо накалены до такой степени чистоты и высоты, которая и в третьем веке продолжает поражать других экуменистов, либо это гнусные излишества, либо то и другое (что особенно характерно для героев Достоевского).
Но очень трудно жить на земле в реальном мире, чтобы сохранить трансцендентную святость чувств, и именно поэтому каждая вторая русская «лавстори» — это трагедия. Кто-то умрет, кто-то сойдет с ума, кто-то пойдет на тяжелую работу, а многие расстанутся навсегда.
Застенчивый мечтатель Пискарев хочет перерезать себе горло и обнаружить в своем идеале красоты обыкновенную проститутку; Леди Макбет из Мценского уезда отправится на каторгу, а Нехлюдов пойдет туда вслед за Катюшей Масловой, искупать старый грех. Рогожин убьет Настасью Филипповну, Карандышев — приданую Ларису, Казбич застрелит беднягу Бэлу, а Алеко собственноручно покончит с жизнью свободолюбивой Земфиры.
В монастыре Лаврецкий встретит Лизу, умрет на руках Елены Инсаровой, под колесами поезда погаснет свеча жизни Анны Карениной. Желающие могут дополнить список — либо Нина, отравленная Арбениным, либо Хромоножка, обезумевшая от любви к Ставрогину, либо гениальный казак Андрей, сломленный любовью к красивой польке, либо другие герои на ваш вкус.
Читая страницы, рассказывающие о «умерших от беспримерной любви» (Высоцкий), неминуемо удивишься во многом сознательной путанице чувств и сложности коллизий. Возникает вопрос: неужели нельзя быть проще, неужели нельзя не закручивать узлы до крайности? Но тоска столь же обязательна для любовных историй героев классики, как противопоставление «высокого» и «низкого». Дело не в том, что они не могут не страдать, они просто хотят страдать (помните «страдание»?).
Это исчерпывающе формулирует Наташа из «Униженных и обиженных» «Но что же мне делать, если даже страдание от него для меня счастье? Я к нему иду от радости?» И тут уже непонятно, где страдание, а где счастье, и можно ли их разделить. Страдание – неотъемлемая, а может быть, и главная часть любви.
Не спешите произносить слово «мазохизм». Страдание тесно связано с понятием греховности плотской любви. После страдания такой грешный любящий очищается этим самым страданием, и его любовь становится чистой.
Это очень хорошо показано в «Войне и мире»: воспылав физическим влечением к Анатолю Курагину, Наташа расплачивается за это болезнью и месяцами страданий, но более правильная любовь к Пьеру почти не терпит страданий.
Но, конечно, трагедия не обязательно присуща отношениям, она может исходить и извне, например, героиня страдает не от того, что любит «не так» и хочет страдать, а от того, что любимый скажем, погиб на войне. Но такая ситуация случается гораздо реже.
В страданиях, муках и самоистязаниях («Некому меня ругать — нет родного…») времени на счастье почти не остается. Но формула русской любви не содержит такого элемента. Здесь мы видим поистине уникальное отношение к счастью:
Но чем я мог помочь?
Я не лечусь от счастья. |
Счастье — не желаемое состояние души и тела, а постыдная болезнь глухих и родовитых. «Долго ли мы будем страдать?» — спрашивает жена Аввакума, и ответ протоиерея «До смерти» сразу придает ей мужества, как и ответ Мандельштама жене Надежде в похожей ситуации: «Почему, по-твоему, ты должна быть счастлива?»
В самом деле, имеет ли счастье внутреннюю ценность? Насчет личной жизни — явно нет, ибо нет ничего более тошнотворного, чем семья, например, единственное «настоящее» личное счастье в русских романах. И много ли его? Брак господина Быкова с Варенькой Доброселовой, не приносящий ей особой радости, Наташа с вечно грязной пеленкой (яркий аргумент для современных феминисток) и Ольга, тщательно выдрессированная Штольцем.
Что ж, Пушкин, как всегда, старается внести немного солнечного света в холодную атмосферу и дарит нам прекрасную насмешку над стереотипами — финал «Станционного смотрителя»; а только один Пушкин. В остальном мы видим не семейное счастье, а разного рода несчастья, или же до брака дело вообще не доходит. Странно, что великая литература при крайне низкой брачности и рождаемости создавалась в то время и в стране, где нормой было 8-9 детей у простого народа и 3-4 у аристократов!
Нежелание быть счастливым и фундаментальный трагизм любовных историй нельзя объяснить только средневековой этической парадигмой или влиянием русского фольклора.
Трагическая тема любви в русской классике неразрывно связана с ее общими тенденциями, такими как мучительные поиски гармонии в мире хаоса, жажда веры и стремление к недостижимым идеалам во всех областях духовного и физического бытия. «Разве идеалы не могут быть более преданными?» — восклицает Достоевский.
Если и существует идеал любви, то это любовь как высшее воплощение совершенной гармонии, как апофеоз веры («Бог есть любовь») и синоним идеального бытия («Только любящий имеет право называться Мужчина»).
Но вопрос о том, возможно ли торжество гармонии в раздираемом противоречиями макрокосме, так же риторичен, как и вопрос о том, возможна ли окончательная победа добра над злом.
Мир русской литературы — мир трагический, мир вечных вопросов, не имеющих ответов, в нем колышутся онтологические нагромождения бытия и торжествует энтропия, и в этом мире любой попытке противопоставить отдельный, личный уютный уголок счастливой любви и хеппи-энд под рвущим ветром хаоса с головой выдает философскую непоследовательность и творческую бездарность автора, если не сказать его полное отсутствие профессионализма.
В знаменитом 66 сонете Шекспира именно любовь выступает как сила, способная соединить человека с хаосом действительности, это то, что держится над бездной. Надоело все это, за мирную смерть я плачу… Помнишь? После перечисления всех мировых несправедливостей и жизненных трудностей поэт говорит: |
Надоело все это, от этих J ушел бы,
Спаси его, чтобы умереть, J оставь мою любовь в покое. |
Такое понимание любви существует в русской традиции, когда человек через любовь и страдание поднимается на более высокие уровни сознания, обретает смысл жизни и путь к истине. Но чувство никогда не становится одним из кирпичиков успешного домостроения:
Вне зависимости от окончательных отношений оно всегда возвышается до космических масштабов («Любовь простынями, бессонница рвется, ломается, ревнует к Копернику…») неизвестных деревень в легенды и быт, а себя в главные участники вселенской тайны, «Где Бог борется с дьяволом, и поле брани — сердца людей».
Любовь как отражение личностных качеств в «Евгении Онегине»
«Евгений Онегин» — произведение, в котором тема любви в русской литературе звучит особенно выразительно. Он показывает не просто эмоцию, а ее развитие на протяжении всей жизни. Кроме того, через любовь раскрываются главные образы романа.
В центре повествования находится герой, имя которого указано в названии. Читатель на протяжении всего романа вынужден мучиться вопросом: способна ли Евгения любить? Воспитанный в духе светских нравов в высшем свете, в чувствах он лишен искренности. Поскольку он находится в «духовном тупике», он знакомится с Татьяной Лариной, которая, в отличие от него, умеет любить искренне и бескорыстно.
Татьяна пишет Онегину любовное письмо, он тронут этим поступком девушки, но не более. Разочаровавшись, Ларина соглашается выйти замуж за нелюбимого и уезжает в Петербург.
Последняя встреча Онегина и Татьяны происходит через несколько лет. Евгений признается в любви молодой женщине, но она отвергает его. Женщина признается, что все еще любит, но связана обязательствами брака.
Так, главный герой романа Пушкина проваливает экзамен по любви, он испугался всепоглощающего чувства, отверг его. Откровение пришло слишком поздно.
«Дама с собачкой»
- Любовь меняет людей. В рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой» рассказывается о встрече двух духовно одиноких людей, не познавших настоящего счастья. Дмитрий Дмитриевич Гуров внешне нравственно развитый человек. Он не любит свою жену, цинично относится к женщинам, но часто находится в их окружении.
- Измена жене для него обычное дело. Примечательно, что именно его чувства и их изменение занимают центральное место в повествовании. На курорте в Ялте он знакомится с Анной Сергеевной. У них завязывается роман, но в итоге оказывается, что он основан не на жгучей страсти, а на настоящих душевных отношениях, как и должно быть между мужем и женой.
- Эти условия влияют на Гурова. Сначала он относится к ним как к обычному курортному роману, но, вернувшись в Москву, понимает, что Анна Сергеевна — дорогой ему человек. Когда он нашел любовь, то понял, какой пошлой и мелочной жизнью он отвлекал себя от самого главного — от одиночества. Гуров прозревал и видел в окружающих людях ничтожность и праздность тех же дней, что он потерял.
- Любовь – это и боль, и радость. Для Анны эти отношения изначально имели большое значение. Она не любит своего мужа, но никогда ему не изменяла. Анна — другой человек, потому что ее предательство — грех. Она воспринимает свой поступок как моральное падение, и все же чувствует, что ничего другого она сделать не может. Анна любит Гурова. Их встречи даются ей тяжело, и жизнь без любви тяжела.
- Для нее это чувство и страдание, и наслаждение, ведь в романе с Гуровым ее мучает упрек совести, но она радуется новой, более осмысленной и полноценной жизни. Оба героя понимают, что упустили что-то важное, а нашли это только сейчас, при встрече.
Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева
Образы любви в литературе 19 века — герои Тургенева. Автор каждого из них проводит испытание этого чувства.
Единственный, кто его проходит, — Аркадий Базаров из «Отцов и детей». Может быть, поэтому он идеальный герой Тургенева.
Нигилист, отрицающий все вокруг себя, Базаров называет любовь «чепухой», для него это лишь болезнь, которую можно вылечить. Однако, встретив Анну Одинцову и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к этому чувству, но и свое мировоззрение в целом.
Базаров признается в любви Анне Сергеевне, но она отвергает его. Девушка не готова к серьезным отношениям, она не может отказаться от себя ради другого, даже любимого человека. Здесь она не проходит тест Тургенева. И Базаров — победитель, он стал тем героем, которого искал для себя автор в «Дворянском гнезде», «Рудине», «Асе» и других произведениях.
Любовная лирика Пушкина: новаторство гения
Особых высот тема любви в русской литературе 19 века достигла в творчестве А. Пушкина. Лирика, воспевающая это светлое чувство, богата, многогранна и содержит в себе целый комплекс функций. Давайте разберем их.
- Вне жанра. В любовной лирике Пушкин полностью подчиняет форму содержанию, отказывается от существующих канонов. Мы не найдем в нем ни элегии, ни романса, ни послания. И будет одно произведение, объединяющее эти жанры. В качестве примера можно привести известное стихотворение «К ****», посвященное А. П. Керну.
- С одной стороны, это посыл (четко просматривается жанр), но есть черты романса (раскрываются глубоко личные переживания, произведение невероятно музыкально и мелодично) и даже элегии (эмоциональность).
- Новая система ценностей. Романтизм — явление в русской литературе, где в центре стояла личность автора, одинокая, мятежная, противостоящая миру. Пушкин идет по другому пути: его стихи наполнены житейской мудростью и гуманизмом. Вспомните произведение «Я любила вас» — здесь внесено нечто новое, а не просто стихи о безответной любви. Пушкин оставляет выбор женщине, хотя и не в его пользу.
В романтическом произведении это была бы трагедия, вихрь страстей. Пушкин же не проклинает свою возлюбленную (как сделал бы поэт-романтик) — он благодарит ее за подаренное ему светлое чувство. Александр Сергеевич делает акцент на своей избраннице, а не на любви к себе.
- По Пушкину, любовь не аномалия, а естественное состояние человека. Если это не взаимно, это не повод страдать. Поэт наслаждается безответной любовью. Пример — «На холмах Грузии лежит мрак ночи». Эти стихи о несчастной любви полны «светлой грусти». Автор говорит, что «уныние» его не беспокоит. Чувствуется жизнеутверждающий характер.
Читайте также: Реферат
«Герой нашего времени»
- Всегда ли любовь делает человека счастливым? В романе М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Григорий Печорин — разочаровавшийся в жизни человек, часто приносит другим боль и разочарование. Печорину все надоело, он ни в чем не видит смысла, а к жизни относится как к зубрежке — все знают, что будет в конце.
И иногда он как бы приближает этот конец. Печорин пользуется успехом у женщин, но и доставляет им лишь кратковременное удовольствие. Чаще всего в конце отношений Григорий разочаровывается и приносит другим боль. Но Печорин вовсе не злодей; как Онегину, ему можно только посочувствовать.
Ведь боль, которую он причиняет другим, причиняет и ему боль: именно осознание того, что он сделал кого-то несчастным, заставляет Печорина поверить в порочность собственной натуры. А если ты считаешь себя злым, то делать зло для тебя естественно. Когда вы испытываете боль неоднократно, вы перестаете этому удивляться, это становится для вас нормальным состоянием.
- Недоступная любовь. Одной из девушек, описанных в романе «Герой нашего времени», была Бела. Увидев ее, Печорин захотел найти расположение красивой черкешенки. Бэла, неприступная, необыкновенно красивая девушка, долго не реагировала на подарки Печорина, игнорируя все его попытки установить контакт.
Она воспитывалась совсем по другим законам, в другой культуре, и это тоже зацепило Григория. Он даже выучил татарский, чтобы общаться с ней. Постепенно Бэла полюбила Печорина. Я любил так же сильно, как я был неприступным. Она очень привязалась к Григорию. Их счастье длилось всего четыре месяца.
После этого Печорин устал от такой преданности. И Бела ему больше не нужна. Тяжело было смотреть на девушку, обиженную и сломленную любовью, и Максиму Максимычу стало ее очень жаль. Героиня болезненно переживала свою ненужность и, кажется, даже была рада смерти как освобождению.
Тяжелый путь к счастью героев «Войны и мира» Толстого
Рассматривая, как представлена любовь в художественной литературе, следует обратить внимание и на творчество Л. Толстого. Его эпопея «Война и мир» — произведение, в котором любовь так или иначе коснулась каждого из героев. Ведь «семейная идея», занимающая в романе центральное место, неразрывно связана с любовью.
Каждая из картин проходит нелегкий путь, но в итоге находит семейное счастье. Есть исключения: Толстой отождествляет способность человека беззаветно любить с его нравственной чистотой. Но и это качество должно быть достигнуто чередой страданий, ошибок, которые в конце концов очистят душу и сделают ее кристально чистой, способной к любви.
Вспомним нелегкий путь к счастью Андрея Болконского. Увлекшись красотой Лизы, он женится на ней, но быстро разочаровывается в браке. Он понимает, что выбрал пустую и избалованную жену. Дальше — война, небо Аустерлица и дуб — символ духовного цветения, жизни. Любовь к Наташе Ростовой дала князю Болконскому глоток свежего воздуха.
«Война и мир»
- Любовь делает человека другим. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» описываются отношения между главной героиней — Наташей Ростовой и ее мужем Пьером Безуховым. Это необычный союз, и многие читатели испытывают к нему самые разные чувства: от радости до разочарования.
После пережитых ею испытаний, тяжелого расставания с Андреем Болконским, его смерти она получает неожиданное признание от Пьера, а затем выходит за него замуж. Она, несомненно, смогла оценить его качества. Он был другом Болконского, он благородный человек, но любит ли она Пьера? Однозначно ответить на этот вопрос сложно.
В начале романа мы видим энергичную, вспыльчивую девушку, в конце — женщину, основная функция которой — воспитание и воспитание детей. Вряд ли Наташа потеряла остальные качества своей личности, но сейчас они менее востребованы, а потому находятся в тени. Думается, если бы их судьба устроила Болконского, читатель нашел бы на страницах романа совсем другую Наташу.
Однако это не значит, что она недовольна Пьером. Просто этот союз раскрыл другие черты ее личности.
- Счастье в браке. Пьер Безухов, несомненно, добрый и честный человек, ему свойственна некоторая наивность: Элен Курагина легко его обманывает и делает их брак несчастливым. Уставший от разочарований, прошедший испытания войной, как человек совершенно к ней неподготовленный, он наконец обретает личное семейное счастье.
Пьера тоже можно отнести к героям, ищущим, пытающимся докопаться до истины, общего знаменателя. Он находит ее в семейной гармонии наедине с теми, кто ему по-настоящему дорог. Он честен, добр и благороден, поэтому надежный и верный брак с Ростовой делает его счастливым. Это его награда за предыдущее несчастье.
- Верность и предательство в любви. Наташа Ростова — девушка с любознательным, живым умом, но в поступках ей свойственна некоторая импульсивность. Она добра и умеет сочувствовать людям, но в то же время по незнанию и неопытности может навредить им. Потом в преддверии свадьбы Ростова увлеклась другим мужчиной и чуть не сбежала с ним из дома.
Анатоль Курагин обманул ее и хотел воспользоваться ее невинностью, хотя сам уже был женат. Этот побег расстроил помолвку и нанес Андрею Болконскому глубокую обиду. Но осуждать ее за поступок с Анатолем Курагиным трудно: она была слишком молода и поэтому поверила ему. Вероятно, если бы Болконский по приказу отца не отложил свадьбу на год, этого бы не произошло.
Ведь Наташа любила Болконского, ждала его. Силу ее чувств читатель видит в эпизоде, когда Наташа ухаживает за раненым Болконским, чувствует перед ним вину. Она сожалеет об ошибке и даже хочет возобновить отношения, если принц выздоровеет.
Так что в любви не стоит делать поспешных выводов: возможно, попытка измениться — это всего лишь легкая навязчивая идея, которую можно понять и простить.
«Мастер и Маргарита» – мистическая история любви
Тема любви в русской литературе ХХ века растет и развивается, становится сильнее. Ни один писатель и поэт этой эпохи не обходил стороной эту тему. Да, она может трансформироваться, например, в любовь к людям (вспомните горьковского Данко) или к Родине (может быть, это большая часть произведений Маяковского или произведений военных лет).
Но есть исключительная литература о любви: это проникновенные стихи С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе, то это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
Любовь, возникающая между героями, внезапна, она «выскакивает» из ниоткуда. Мастер обращает внимание на глаза Маргариты, такие грустные и одинокие.
Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, наоборот – это тихое, спокойное, домашнее счастье.
Но в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и свои чувства, пусть даже и не в человеческом мире.
«Капитанская дочка»
- Пример хороших отношений, выдержавших испытание судьбой, читатель найдет в романе «Капитанская дочка». Маша Миронова — именно в ее честь Пушкин назвал свое произведение — кроткая героиня с добрым нравом и светлой душой. В начале повествования она предстает перед нами как девушка, которая хочет, чтобы ее защищали.
Однако именно благодаря ей Петр Гринев получает свободу. Несмотря на все выпавшие на ее долю трудности (гибель родителей, бунт, нападение Швабрина), Маше удается сохранить способность любить. Когда героиня узнает об аресте Петра, она бросается на помощь и сама добирается до императрицы.
Своим заступничеством она не боится навлечь на себя позор или бесчестье. Она не жена и даже не невеста Гринева, а напрашивается за него на глазах у Екатерины II и подставляет себя под удар. Мужественный поступок Марьи оправдал себя, и она спасла Петра. Иногда именно любовь требует от нас гораздо больше сил, чем гнев и ненависть.
- Любовь делает людей лучше. Питер взрослеет по мере развития сюжета. Если он покидает свой дом беспечным ветреным человеком, мечтающим о простой службе в Петербурге, то в конце рассказа перед нами серьезный и благородный юноша, способный защитить своих близких. Именно любовь к Маше делает его смелым человеком.
Ради нее он совершает самые смелые поступки: вызывает на поединок опытного и сильного противника, храбро сражается, защищает крепость, возвращается в пещеру врага, чтобы спасти возлюбленную. Все эти шаги помогают герою раскрыть свой внутренний потенциал и стать более уверенным в себе.
Он любит и учится отвечать за свою любовь, именно этого чувства ему не хватало в родительском доме. Увидев преображенного храброго сына, родители соглашаются жениться с приданым, ведь именно эта первая и горячая любовь сделала Петра настоящим мужчиной.
«Вешние воды»
- Первая любовь самая сильная. Рассказ И. А. Тургенева «Весенние воды» построен в форме воспоминаний о русском помещике, который обращается к своему прошлому за дорогим ему образом — образом своей первой любви — прекрасной итальянки Джеммы. Дмитрий Павлович Санин в молодости ездил за границу и нашел в этой поездке свою любовь.
Дмитрий помогает девушке оживить ее младшего брата, потерявшего сознание. Он легко находит общий язык с ним и матерью Джеммы. Санин – это человек, умеющий защищать и умеющий искренне любить. Но у него нет нравственного стержня, ему не хватает силы воли, чтобы справиться с обстоятельствами и отстоять свою любовь.
Он уезжает выяснять отношения перед свадьбой и продавать имение. Так он встречает красивую русскую богатую женщину — Марью Николаевну. Она знает о своей власти над мужчинами и ради забавы решает во что бы то ни стало заполучить Санина.
Она преуспевает. Санин борется с собой, но его попытки тщетны. Он следует за Марией Николаевной в Париж и теряет свою настоящую любовь, Джемму. Всю жизнь он сожалеет об этом поступке.
- Любовь похожа на игру. Образ Марьи Николаевны, послужившей роковым обстоятельствам, надломившим Санина, — это образ красивой, но холодной женщины. Ей нет дела до чужих чувств, она видит в Санине добычу: жалкую и легкую. Для нее еще интереснее, если условия в игре станут сложнее.
При этом с моральной точки зрения она не оценивает свои поступки и, вероятно, считает, что в этом нет необходимости. В ее задачу не входит поиск истинных причин своих и чужих поступков. В Париже она покидает Санина и теряет к нему всякий интерес. Игра окончена, а значит, теряется и смысл общения с ним.
Любовная лирика Есенина
Тема любви в русской литературе ХХ века – это тоже поэзия. Рассмотрим таким образом творчество С. Есенина. Это светлое чувство поэт неразрывно связал с природой, его любовь чрезвычайно целомудрена и прочно связана с биографией самого поэта.
Ярким примером является стихотворение «Зеленая прическа». Здесь все черты любимой Есениным Л. Кашиной (ей посвящена работа) представлены через красоту русской березы: тонкая глина, косички-ветви.
«Московский Трактир» открывает нам совсем другую любовь, теперь это «зараза» и «чума». Такие образы в первую очередь связаны с эмоциональными переживаниями поэта, ощущающего свою ненужность.
Исцеление приходит в цикле любви хулигана. Виновница — А. Миклашевская, излечившая Есенина от мучений. Он снова поверил, что есть настоящая любовь, вдохновляющая и возрождающая.
В своих последних стихах Есенин осуждает предательство и неискренность женщин, он считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Так, например, стихотворение «Листья падают, листья падают…».
Любовь Лермонтова – недостижимый идеал
Любовь к женщине у М. Лермонтова была иной. Для него это чувство, которое полностью поглощает человека, это сила, которую ничто не может победить. По Лермонтову, любовь — это то, что обязательно заставит человека страдать: «Плакали все, кто любил».
Эта лирика неразрывно связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова – девушка, в которую Лермонтов влюбился в 16 лет. Посвященные ей стихи эмоциональны, в них рассказывается о безответном чувстве, желании найти не только женщину, но и друга.
Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, ответила ему взаимностью. С одной стороны, в стихах этого периода больше счастья, но и здесь проскальзывают нотки предательства. Наталья во многом не понимает глубокой духовной организации поэта. Изменилась и тематика таких произведений: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях.
Совершенно иначе отражаются отношения с Варварой Лопухиной. Все существо поэта здесь проникнуто любовью, о ней говорит природа, даже родина.
Любовь становится молитвой в стихах, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них — шедевр, гимн любви. По словам Лермонтова, он нашел ту самую женщину, которая его полностью понимает. Любовь в этих стихах противоречива: она может исцелять, но и вредить, исполнять и возвращать к жизни.