«Добро и зло» — аргументы из литературы для итогового сочинения 2023

Аргументы
Содержание
  1. М. Горький «Старуха Изергиль»
  2. Истинная доброта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  3. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  4. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
  5. Живые души в поэме Мертвые души
  6. Вариант 1
  7. Вариант 2
  8. Добро в пьесе Горького «На дне»
  9. Что превращает человека в злого А.И. Солженицын «Матренин двор»
  10. А.Н. Островский «Гроза»
  11. Сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
  12. Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  13. Борьба между добром и злом, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  14. Безусловное сострадание и доброта, Ф.М. Достоевский «Идиот»
  15. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  16. «Уроки французского» — В.Г. Распутин
  17. А.С. Пушкин «Дубровский»
  18. Добро или эгоизм, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  19. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
  20. М. Горький «На дне»
  21. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  22. Шолохов М. А. «Тихий Дон»
  23. Добрая душа Юшки в рассказе А. Платонова «Юшка»
  24. «Чудесный доктор» — А.И. Куприн
  25. Какие еще произведения можно использовать для аргументации
  26. Русская литература

М. Горький «Старуха Изергиль»

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» контрастно стоят два образа, олицетворяющие добро (Данко) и зло (Ларра).

Ларра выбирает путь жестокости и безразличия к окружающим ее людям. Он очень гордый человек, поэтому ко всем относится с презрением. Племя считалось Ларрой негативным, он не хотел слушать мнения людей, хотел делать то, что хотел.

На это указывает тот факт, что Ларра убивает девушку, отказавшую ему в любви. Герой считает себя лучше всех, поэтому считает, что имеет право причинять им вред. Ларра сознательно выбирает путь жестокости и не собирается отступать от своих жизненных принципов.

Еще один центральный персонаж повести «Старуха Изергиль» отличается своей жертвенностью. За других людей он отдал свою жизнь. Видя, что его племя находится в крайне тяжелом положении, Данко берет на себя ответственность за их счастливое будущее. Он действует в угоду окружающим людям, жертвуя собой и своим горящим сердцем. Любовь к ближнему – главная характеристика Данко.

Легенда о Данко также содержит злые начала. Усталые люди, следившие за главным героем легенды, хотели обвинить Данко в своем положении. Именно эти люди заставили героя вырвать собственное сердце, чтобы осветить им путь. Когда Данко спас всех, никто из выживших не вспомнил о его самопожертвовании. Эта деталь говорит о том, что добро никогда не сможет полностью победить зло.

М. Горький обращается к проблеме добра и зла и показывает, что зло всегда наказывается. Так Ларра обречена на вечную жизнь, для которой характерно одиночество. Герой вынужден жить среди тех, кого он презирает, тех, кто навсегда отверг его. Ларра мечтает о своей следующей смерти. Однако ему не суждено встретить эту желанную смерть. Данко погиб настоящим героем, что выражает авторскую позицию: представитель добрых начинаний – человек с большой буквы.

Образ старухи Изергиль также связан с проблемой добра и зла. Она воплощает в себе как качества Ларры, так и качества Данко. Это говорит о том, что в нем сочетаются доброе и злое начала. М. Горький показывает, что рассказы о Данко и Ларре, которые можно назвать диаметрально противоположными образами — легендами, в реальной жизни часто сочетают в одном человеке как положительные, так и отрицательные качества. С этой точки зрения автор повести ставит проблему борьбы добра и зла в человеке.

Истинная доброта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Ярким персонажем, иллюстрирующим безусловное добро в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», является Иешуа Га-Ноцри. Персонаж — странствующий проповедник, главное убеждение которого в том, что человечество создано для счастья, любви и добра, и только жестокость превращает человека в озлобленное существо. Он сам так думал о тех, кто предал и бил его: о палаче Иуде.

Проповедник готов идти на смерть, но не перестает верить в людей и добро в их душах.

Понтий Пилат — полная противоположность Иешуа. Он понимает, что проповедник вовсе не преступник, стремится помочь ему и сделать добро, но не готов отказаться от зла: прокуратор склонен помиловать невиновного Иешуа, но он должен вынести приговор об угрозе казни увольнение. У прокурора не хватает силы воли на доброе дело, страх перед неприятными последствиями сделал его жестоким.

Совесть заставила Понтия Пилата страдать из-за смерти невинного Иешуа, он приказал убить Иуду, но не почувствовал облегчения посредством очередного убийства. Только искреннее раскаяние может облегчить муки совести Пилата, так как насилие не способно создать добродетель.

Толстой Л.Н. «Война и мир»

  • Ты всегда должен быть очень добрым. Примером может служить героиня романа Толстого Марья Болконская. Она постоянно терпит непростой характер отца, так как очень его любит. Марья не выходит из дома, когда к нему приближается враг. Она не хочет оставлять своего больного отца. Она пыталась отсрочить свой отъезд до последнего момента, совершенно не думая о себе. Героиня самоотверженна и готова на настоящий подвиг. Это и есть выражение истинной доброты, которая выражается не в словах, а в делах.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Датский сказочник Г.Х. Андерсен поднимал тему добра и зла во многих своих произведениях. Одним из таких произведений стала сказка «Снежная королева». Сюжет довольно прост: Снежная королева, используя злые чары, заманила в свое королевство мальчика Кая, на помощь которому пришла возлюбленная Герда. Такой простой сюжет помогает продемонстрировать актуальную во все времена проблему вечной борьбы добра и зла.

Герда – яркая представительница хорошего начала. Не долго думая, она отправляется на поиски своей заколдованной подруги. Девушка не боится столкнуться с трудностями в дороге, ей и в голову не пришло бросить Кая в беде, чтобы спасти собственную жизнь. Это говорит о том, что она готова пожертвовать собой ради спасения настоящего друга. Доброта Герды выражается в искреннем желании помочь подруге избавиться от последствий злых чар Снежной королевы.

Представительницей зла является Снежная королева, заманившая беспомощного и безобидного мальчика Кая в свое ледяное королевство. И Кай был не единственным, кто находился под влиянием ее злых чар. Снежная королева эгоистична, думает только о себе и своих желаниях. Героиня не умеет чувствовать, и у нее нет способности любить и дружить.

Такие характеристики даны автором не случайно: он хочет показать, что человек, совершающий зло, не имеет моральных ценностей, не имеет чувств и эмоций, а потому совсем не похож на реального человека. Снежной Королеве нет места в обществе, поэтому она живет одна, вдали от других людей, которые ее только боятся.

Г. Х. Андерсен демонстрирует борьбу добра и зла, олицетворенную в произведении образами Герды и Снежной Королевы. По сравнению со Снежной королевой Герда еще молода, молода и наивна. Можно подумать, что она должна проиграть эту войну, но доброе сердце Герды не только помогает ей спасти Кая, но и помогает Снежной Королеве бежать в другое место.

Также стоит отметить, что Снежная королева и Герда даже не встретились в сказке. Так автор хотел показать, что независимо от возраста, социального и экономического положения, добрый человек всегда побеждает зло. Любовь, дружба и искреннее желание помочь сильнее любых магических сил, способных изменить человека и его жизнь раз и навсегда.

Живые души в поэме Мертвые души

Вариант 1

В самом названии поэмы Гоголь отражает смысл, и в то же время сообщает читателю о дальнейшем развитии сюжета. Павел Иванович Чичиков ездит по стране, чтобы купить «мертвые души», которыми являются недавно умершие крестьяне.

До новой редакции такие крепостные числились у помещиков «живыми». В дальнейшем Чичиков планирует закладывать «мертвые души» и на этом разбогатеть.

Путешествия Чичикова позволяют читателю познакомиться с сатирическими образами помещиков и чиновников губернии. Души этих людей ожесточились из-за равнодушия и черствости. Именно они представлены в поэме как истинные «мертвые души», т.е как люди «мертвые духом».

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин выступают пустыми материалистами, желающими обогатиться продажей списков уже умерших людей.

«Мертвые души» помещиков противопоставлены в поэме живому духу народа. Крестьяне, жизнь которых проходит в труде, олицетворяют духовную жизнь страны, это люди, которые хранят традиции России, показывают красоту и величие своей страны.

Они живут под игом помещиков. Гоголь любит народ, автор выражает надежду на счастливое будущее, которое ждет страну. Поэтому в конце первого тома «Мертвых душ» Россия изображена как свободная, резвая тройка лошадей, несущаяся вдаль, навстречу светлому новому будущему.

Человеческая душа не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Только в материальном мире, где правят корысть и стремление к обогащению, живой человек отличается от мертвого наличием души. Такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противостоит иной мир, идеальный, где люди предстают свободными, равными.

Таким образом, в поэме Гоголя «Мертвые души» есть два мира «материальный» и «духовный». В первом душа есть лишь отличие живого человека от мертвого. Более того, отсутствие духовных ценностей, таких качеств, как черствость и равнодушие, могут привести к гибели души живого человека, это можно увидеть на примере гоголевских помещиков.

В «духовном» мире душа бессмертна. «Живые души» в поэме – это простые люди, крестьяне. Народная жизнь тяжела, крепостные бунтуют, бегут из помещичьих имений. Гоголь видит грядущие перемены и надеется, что они улучшат жизнь людей.

Вариант 2

Когда мы слышим о поэме Гоголя, то сразу представляем себе Чичикова, за которым, как одеялом, тянутся помещики. И это правильное представление о них, ведь именно эти образы чаще встречались в обсуждении, недаром поэма называлась «Мертвые души».

Многим, наверное, интересно, есть ли в стихотворении живые души, ведь есть души мертвые, значит, где-то на страницах произведения прячутся живые? И существуют ли вообще живые души, или все люди имеют только зло как помещики?

Если вы внимательно вникнете в стихотворение, то увидите живые души, о которых столько вопросов. Автор, скорее всего, не хотел раскрывать их сразу, а потому достаточно много на них заострил.

Мертвыми душами считаются не только госслужащие и помещики, но и все горожане. Это духовно мертвые люди. Но и в поэме есть не только мертвые души, но и светлые образы простых людей, трудолюбивых, честных и свободолюбивых.

Именно бегущие и мертвые крестьяне, барин-печник Михеев, Милушкин и некоторые другие персонажи были живыми душами в этой мрачной поэме. Образам этих людей почти не уделяется внимания, так как они достаточно редки и уж точно, после первого прочтения вы их даже не заметите, но именно этих героев автор разделяет между мертвыми и живыми душами.

Гоголь показал нам, что жизнь помещиков и слуг бессмысленна; они тратят свою жизнь на обман и обман. В повседневной жизни хозяев одни незначительные дни сменяются другими. Но на всем этом мрачном фоне возвышается величие Руси. Все будущее Руси автор сравнивает с народом.

Как бы крепостничество ни парализовало и ни губило людей, оно не может уничтожить их души и их нравственные понятия. Но, несмотря на это, крестьяне изображены не во всех красках. Лакей Петруша, например, спит, даже не раздеваясь, и от него исходит какой-то запах, Селифан же, наоборот, пьяница. Но и для них у Гоголя есть добрые и теплые слова.

По мнению Гоголя, именно люди смогли сохранить в себе то, что кажется свойственным живым душам, они честны, добры и горды. Именно благодаря этому он связывает народ с будущей и светлой Русью. Автор хотел написать об этом в продолжении своего произведения, но не смог, просто не успел. И мы можем только догадываться, что именно он хотел нам сказать.

Добро в пьесе Горького «На дне»

В этой пьесе добро иллюстрируют 3 персонажа: Лука, Наташа, Васька Пепель.

Лука убежден, что все должны относиться к людям добрее. Он жалеет других, но не стремится им помочь. «Добрый, сострадательный», но он не правдив, позволяет им стремиться к «потрясающему», лжет актеру о «бесплатной клинике», тем самым фактически обрекая его на смерть при вскрытии правды.

Все его усилия по уничтожению зла, по сути, ничем не подкреплены, потому что он не предпринимает никаких действий, чтобы творить добро.

Наташа добрая, неравнодушная, ей искренне жаль жену Клеща, она предлагает ему быть снисходительнее, в конце пьесы героини не станет.
Васька Пепель — зла в себе не несет, но не любит Тика за его злость. Он убежден, что нужно прожить свою жизнь достойно, чтобы было уважение к себе. Васька стремится перестать быть вором, ему жаль Наташу, он хочет поехать с ней в Сибирь, чтобы начать свою жизнь с чистого листа.

Участие в преступном сговоре (с целью убийства мужа Василисы) отрицал. Но мечты Васьки о новой жизни не сбылись, он оказался за решеткой за случайное убийство Костылева.

Что превращает человека в злого А.И. Солженицын «Матренин двор»

Одним из ключевых персонажей произведения А. И. Солженицына «Матрена двор», поражающего своей жестокостью до глубины души, является Фаддей. Он давно любил Матрену, но пошел служить в армию, а потом на войне был объявлен пропавшим без вести. С тех пор семья потеряла надежду, что их сын вернется, и Матрену взяли в жены младшего сына.

Женщина не протестовала: тяжелые времена заставили ее смириться с судьбой домработницы, ведь она была нужна семье. Когда Фаддей вернулся, он не понял ситуации и проявил крайнюю жестокость, обвинив во всем случившемся брата и возлюбленную.

Прошло время, но обида не забылась. Матрена, потерявшая всех детей и мужа, в этот самый момент принимает Киру от Фаддея. Он настоял на том, чтобы женщина отказалась от горницы.

После смерти Матрены Фаддей не мог простить обиды и хладнокровно участвовал в разделе ее имущества. Жестокости героя нет предела и оправдания: Матрена всегда помогала его семье в трудную минуту, только по этой причине оказалась ему неверной.

А.Н. Островский «Гроза»

Драма АН посвящена битве добра и зла. Островского «Гроза». Автор демонстрирует, как главная героиня Катерина восстает против всех жителей города Калинова, где царит «жестокая мораль».

Катерина — добрая и дружелюбная девочка, с рождения привыкшая к счастливой жизни. В детстве она помогала матери; когда она была замужем, она не хотела причинять вред своему мужу и его семье. Героиня скромна, она слушается всего, что ей говорит семья Кабановых. Катерина относится к Варваре с добротой, полностью ей доверяет. Это говорит о том, что главная героиня — открытая и дружелюбная девушка.

Когда Катерина оказывается в городе Калинове, ее жизнь круто меняется. Теперь она в «темном царстве», не привыкшем ни к каким добрым поступкам. Больше всего Катерину притесняет мать мужа Кабанихи. Она не уважает Катерину, всячески унижает и оскорбляет ее. Кабана можно назвать настоящим отрицательным персонажем.

Еще одним представителем зла в драме «Гроза» является помещик Дикий. Он жесток к семье и друзьям. Чтобы получить наследство, племянник Дикого Бориса должен исполнять все его прихоти. Дикий знает, что ради наследства Борис окажется под его контролем, поэтому использует свое положение и унижает племянника, чтобы показать свое превосходство.

Впрочем, Тихона и Бориса, с которым у Катерины был роман, тоже можно назвать злыми. Тихон спокойно наблюдал, как на его жену напала мать. Когда Катерина попросила мужа присоединиться к нему, Тихон ей отказал. Борис же отказался нести ответственность за свои отношения с Катериной. Все это стало причиной самоубийства Катерины.

Автор показывает, что злом является не только жестокость человека, но и когда человек не обращает на нее внимания. А. Н. Островский демонстрирует, к чему может привести зло в обществе: такие добрые и мягкие люди, как Катерина, уже не в силах существовать в этом мире.

Все это показывает, что не всегда добро побеждает зло, что представителей злых начал гораздо больше, чем представителей добрых. Но вывод произведения не позволяет сказать, что зло победило. Сам факт того, что Тихон обвинил свою мать в самоубийстве Катерины, говорит о возможных переменах на сторону добра и зла.

Сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

Ярким персонажем, являющимся иллюстрацией идеи добра, является Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь любому, кто к ней обратится. Женщина рада бескорыстно помогать другим, ни у кого не требует денег, всегда стремится быть полезной. Она живет в скромном домике, ее питомцы — рахитичный кот и коза.

Несмотря на всю ее доброту, судьба героини сложилась непросто. Но она не злилась на людей, не закрывалась. Потеряв собственных детей, Матрена воспитала приемную девочку (Киру). Она росла не привязанной к матери, не выражала к ней теплых чувств. Однако это не обидело, не сделало Матрену жестокой. Наоборот, героиня показала все добро, что было у нее на душе, и подарила палату названной дочери.

Вскоре судьба Матрениной закончилась трагически: она тащила груз через железнодорожный переезд и попала под поезд. И только когда матери не стало, Кира горевала на похоронах. Прочитав произведение А. И. Солженицына, нельзя не согласиться с автором: доброта даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.

Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Категории зла и добра чрезвычайно резко поднимаются в сочинениях о войне, когда сделать добро очень трудно: в условиях войны нет места жалости. Казак Андрей вынужден выбирать. Молодому человеку приходится нелегко, у него горячее сердце и открытая душа, он активно участвует в войне с поляками, но однажды ему становится известно, что в осажденном им городе умирает его возлюбленная.

Панночка попросила казака накормить ее голодную мать. Перед Андреем стоит нелегкий выбор: помочь любимой и проявить доброту и одновременно помочь врагу, предав тем самым своих товарищей.

Борьба между добром и злом, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В великом романе Ф. М. Достоевского есть яркий персонаж, в душе которого нет ни капли жестокости. Она наполнена добром. Автор убежден, что сопереживание, сострадание способны пробудить в людях человечность. Сонечка Мармеладова была вынуждена продать свое тело, чтобы прокормить детей собственной мачехи, отца-пьяницы, таким образом она проявила сочувствие. Несмотря на эти трудности, она сохраняет свою доброту и не становится жестокой. Сонечка встретила Раскольникова, героиня разделила его боль, отнеслась к нему со всей добротой и помогла спасти его душу.

Безусловное сострадание и доброта, Ф.М. Достоевский «Идиот»

По-настоящему добрым человеком можно назвать человека, который заботится об интересах других больше, чем о своих собственных. Он готов в любое время помочь нуждающимся и глубоко переживает за людей. Все эти качества свойственны герою произведения Ф. М. Достоевского «Идиот» — князю Льву Николаевичу Мышкину.

Он происходит из знатной семьи, в молодом возрасте осиротел и несколько лет провел за границей из-за эпилепсии. Люди называют его странным, но отмечают, что он очень интересный человек. Он удивляет их внутренней глубиной, оригинальностью мысли, но в то же время поражает крайней прямотой. Но все без исключения считают его открытым и добрым.

Доброта у героя стала проявляться буквально сразу после того, как он познакомился с главными героями. Он оказался в центре семейной ссоры: сестра Гани Иволгиной была против его свадьбы и в знак этого плюнула ему в лицо. Мышкин встал на ее защиту после того, как Ганя ударил его по лицу. Но князь не рассердился, а сжалился над Иволгиным. Герой убежден, что Ганя искренне раскается из-за этого поступка.

У князя была еще одна важная черта характера – неиссякаемая вера в людей. Однажды он сказал Настасье Филипповне: она гораздо лучше, чем показывает другим. Его сочувствие к людям привлекает людей к принцу. В него влюбились и Аглая, и Настасья Филипповна.

Замечательной чертой Мышкина является его глубокое чувство сострадания к людям. Однако он не оправдывает негативные поступки, а чувствует и сочувствует боли людей, их совершивших. Влюбившись в Аглаю, он отказывается жениться на ней, потому что ему жаль Настасью Филипповну, он не может ее оставить.

Льву Мышкину жалко даже Рогожкина, убившего Настасью. Его сострадание не знает границ и абсолютно безоговорочно.

Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»

  • Никто не рождается злым. Люди мало-помалу злятся. Лермонтов доказывает это в своем романе. От рождения Григорий вовсе не был эгоистом. Он стал таким благодаря окружающей среде. Герою так и не удается понять, что такое теплый семейный очаг. Он продолжает расти со слугами и гувернантками. Ему открылись все земные удовольствия.

При этом была уничтожена мотивация к творчеству и неустанному труду. У Печорина было абсолютно все необходимое. Зачем много работать и пытаться достичь желаемого? В светских салонах любовь охватывает только ложь и лицемерие. Печорин разочаровался в женщинах. Он стал расчетливым и холодным. Когда Печорин вырастает, он уже предпочитает не жалеть людей.

Он точно знает, сколько они стоят. Поэтому он был совершенно бессердечен по отношению ко всем женщинам. Именно поэтому он убивает Грушницкого и нисколько об этом не жалеет. В системе ценностей Печорина нет приоритетов. Все эмоции были просто выжжены цинизмом

 

«Уроки французского» — В.Г. Распутин

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» построен от лица главного героя. Рассказчик делится с нами важным случаем из своего детства, который вселил в него веру в добро. В детстве он был очень беден, но никто не торопился ему помочь. И только один человек проявлял неподдельную заботу — его учитель французского языка Лидия Михайловна.

Ей стало жалко ребенка, который даже нуждался в еде. И она попыталась дать ему что-то, но мальчик воспринял это как подачку и не согласился принять материальную помощь от незнакомого ему человека. Тогда умница пошла на маленькую хитрость: с помощью игры в мерки помогла мальчику. Однако такой поступок не правильно понял (или не захотел понять) директор и уволил ее из школы.

Этот человек проявил жестокое равнодушие и к мальчику, и к учителю.

Кажется, что зло восторжествовало, ведь добрый человек хотел помочь и сам пострадал. Однако наш рассказчик навсегда запомнил поступок доброго учителя и заставил его поверить в то, что есть люди, готовые пожертвовать собственным благополучием ради помощи другим. Автор в рассказе показывает, что не всегда легко делать добро, но это не останавливает добрых людей, благодаря которым мир еще не безнадежен.

Читайте также: Научно-исследовательская работа «Память и беспамятство души: виды и функции детских впечатлений героя в произведениях русской литературы XIX

А.С. Пушкин «Дубровский»

Пушкин в своем романе «Дубровский» показывает, к чему могут привести злые и жестокие поступки. Олицетворением зла в этом произведении можно считать Кирилла Петровича Троекурова. Он совершает злодеяния против своего друга и против собственной дочери.

Кирила Петрович — эгоистичный и жестокий человек, который решает отомстить своему бывшему другу. Долгие дружеские отношения с Андреем Гавриловичем Дубровским прерываются желанием Троекурова отобрать у него имущество. Кирила Петрович знал, что Дубровский небогатый помещик, что, кроме имения, у него ничего нет, что без имения ему негде будет существовать. Однако собственная гордость не позволила Троекурову пойти навстречу другу и уладить всю конфликтную ситуацию между ними.

Пушкин показывает, к чему приводит жестокий поступок Троекурова: из-за решения суда, в котором говорилось, что имение Дубровских переходит к Троекурову, Андрей Гаврилович заболевает, а затем умирает. На самом деле в этой битве побеждает зло.

Пушкин утверждает в романе «Дубровский», что Троекуров не исключение из правил, таких, как он, много. На это указывает продажность и несправедливость судебной системы, позволившей отобрать имущество у Дубровского. Фактически автор произведения показывает, что зло и жестокость заполнили все общественные отношения.

Кирила Петрович поступает несправедливо по отношению к собственной дочери. Он хочет, чтобы Мария вышла замуж за богатого и знатного князя Верейского. Не сумев понять дочь и пойти ей навстречу, Троекуров отказывается от этого брака, к которому Мария просто не готова. Девушка просит Кирилу Петровича отпустить ее от брака, так как она не любит князя Верейского. Однако Троекуров руководствуется только своими интересами, совершенно не задумываясь о судьбе дочери.

Кроме того, автор романа показывает, что зло становится причиной возникновения нового зла. Сын Андрея Гавриловича – Владимир Дубровский – начинает мстить всем богатым и сильным. Под его руководством находится целая банда грабителей.

С одной стороны, они помогают бедным, с другой стороны, они еще кому-то вредят. Без зверств Троекурова этого, наверное, не было бы. Ограбление Дубровского было результатом злодеяний Кирилла Петровича. Однако главный герой смог отказаться от мести, что говорит о том, что добро все же существует в обществе.

Добро или эгоизм, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В культовом романе Ф. М. Достоевский создал образ героя, являющегося олицетворением поля битвы добра и зла и связанных с этим душевных мук. Эти категории живут бок о бок с главным героем романа. Сам Родион Раскольников — добрый человек, искренне любит людей, любит свою сестру и мать, помогает им, неравнодушен к пьяной девушке, но в то же время демонстрирует невероятный эгоизм, злость и жестокость.

Герой выдвинул теорию о том, что люди делятся на две категории. По ней предопределено, кто будет жить, а кто умрет.

Родион любил людей, страдал и сопереживал им, но жестоко расправлялся со старым ростовщиком, а также с его сестрой Лизаветой. По словам героя, он решил совершать преступления во имя добра. Возникает парадокс: зло кладется в основу добра, и в его душе постоянно идет борьба между этими противоположными категориями. Автор попытался продемонстрировать читателю на примерах рассуждений героя, как трудно преодолеть себя, когда пытаешься избрать путь добра, но внутреннее зло мешает этому.

Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

Гнев может породить только гнев. Пушкин уже неоднократно отмечал это в своих творениях. Одним из примеров является сватовство, типичное для 19 века. Мать Ольги и Татьяны насильно женаты. Кроме того, ее муж намного старше ее. Героиня была любима. У нее были определенные увлечения и наклонности. Она привыкла жить в городе.

Муж просто увёз её в деревню, предпочитая вообще не вывозить жену на свет. Постепенно юная очаровательная девушка становится деспотической помещицей. Она совсем не жалеет крепостных. Он даже к собственным детям относится очень холодно. Она сталкивается с плохим отношением и ожесточается, считая такое поведение нормальным.

 

М. Горький «На дне»

Пьеса «На дне» М. Горького имеет широкую систему персонажей. У каждого героя есть ряд индивидуальных характеристик: кто-то милосерден, кто-то жесток.

Добрым человеком можно назвать Квашню, который делит пельмени с умирающей Анной. Но в конце произведения читатель узнает, что Квашня бьет Медведева, с которым он договорился. Это говорит о том, что героиню нельзя отнести ни к отрицательным, ни к положительным персонажам, она сочетает в себе разные качества.

Саму умирающую Анну тоже можно назвать доброй. Получив от Квашни вареники, она их не ест, а предлагает мужу Клещу, который, по ее словам, и был причиной ее болезни. Анна не держит зла ​​на мужа и заботится о нем до последней минуты.

По-настоящему жестокими можно назвать двух персонажей: Костылева и его жену Василису. Это не жильцы ночлежки, а, наоборот, ее хозяева. Ради корыстных целей Костылевы готовы пойти на многое. Чтобы заработать деньги, Костылев покупает у Васьки Пепеля часы, которые ворует специально для владельцев ночлежки.

Муж и жена жестоко обращаются с сестрой Василисы Наташей, избивая ее и всячески унижая. Полицейский Медведев, со своей стороны, покрывал жестокость Василисы и ее мужа. Ради исполнения всех своих желаний Василиса готова убить собственного мужа, и подстрекает к этому своего бывшего любовника Ваську Пепеля. Когда герой случайно совершает убийство, Василиса первая обвиняет его в этом.

М. Горький раскрывает картины Костылева и его жены, демонстрируя, к какому жизненному финалу приходят люди, отличающемуся своей жестокостью. Жизнь Костылева заканчивается трагически, Василиса попадает в тюрьму за то, что подтолкнула Пепеля к убийству Костылева.

Образ странника Луки, который появляется в ночлежке Костылева, весьма неоднозначен. Его действия благонамеренны: Лука хочет дать обитателям общежития надежду на лучшее. Но во многом действия Луки подарили другим пустые надежды и мечты, приведшие к трагическим последствиям.

Несмотря на то, что в пьесе «На дне» четко не обозначен конфликт между добром и злом, в произведении есть персонажи, воплощающие эти противоположные начала. М. Горький показывает, что добрые люди — это нравственно чистые люди, несмотря на тяжелое экономическое положение и проблемы с законом. Злые люди, хотя и отличаются властью и богатством, наказываются самой судьбой.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Из рассказа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» разные персонажи стоят перед одним и тем же выбором: присягнуть самозванцу Пугачеву или быть до конца верными Родине. Перед этим выбором стоят многие персонажи повести. Так что родители Маши Мироновой до конца остаются верны себе и отечеству. За нее они фактически отдают собственную жизнь.

Швабрин поступает совершенно иначе. Чтобы выжить, он переходит на сторону Емельяна Пугачева и становится судьей судеб многих людей. Но главное в его поступках не желание сохранить себе жизнь, а получить достаточно сил, чтобы сделать то, что он хочет. Швабрин зверствует над Машей Мироновой, которая попадает к нему в плен.

Главный герой — Петр Гринев — остается верен Родине. Он знает, что может умереть из-за своего решения, но не позволяет себе встать на путь жестокости и зла, как это сделал Швабрин. Гринев может встать на сторону Пугачева, может оставить в беде Машу Миронову, но не делает этого. Наоборот, Петр Гринев делает все, чтобы спасти любимую из плена. Маша Миронова, она же олицетворение добрых начинаний, освобождает Гринёва из-под ареста. Герои готовы пожертвовать собой ради других людей.

В отличие от Гринева и Швабрина, А. С. Пушкин демонстрирует исход битвы добра и зла. Спасен Петр Гринев, его отношениям с Машей Мироновой помогает сам Пугачев. Швабрин наказан за свою жестокость.

Неоднозначным оказывается образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Именно он помогает Гриневу и осуждает Швабрина. Пугачев показан автором с двух сторон. С одной стороны, он совершает жестокие поступки, связанные с убийством тех, кто не соглашается ему подчиняться. С другой стороны, он помогает Петру Гриневу, потому что тот когда-то помог ему.

Такая двойственность характера связана с позицией Пугачева, которая отразилась с помощью его слов: «Выступай так, исполняй так, одолжи так: таков мой обычай». Герой отражает действия других людей по отношению к нему и поступает точно так же. Пугачев отвечает злом на зло Швабрина, Пугачев отвечает добром Гринева на добро. Это подтверждает мысль о том, что нет хороших или плохих людей, они выбирают сторону в зависимости от ситуации.

Шолохов М. А. «Тихий Дон»

В своем романе Шолохов изображает общество, пострадавшее от войны. Сейчас нет места добру. Все старые традиции забыты. Казаки решили воевать друг с другом. Например, Мишка Кошевой жил бок о бок со своим дедушкой Гришакой. Но он убивает его, даже не задумываясь об этом. После этого Митька Корсюнов мстит за содеянное и сгоревший дом. Он убивает семью Кошевого. Его шашка не щадит даже детей. Раньше это была совершенно мирная деревня.

Теперь это стало настоящим полем битвы. Здесь каждый отвечает только за себя. Источником этого невероятного зла является война, где брат убивает брата. Близкие люди становятся заклятыми врагами. В каютах разгорается кровавая междоусобица.

 

Добрая душа Юшки в рассказе А. Платонова «Юшка»

Ярким героем, вынужденным терпеть жестокость людей, является помощник кузнеца Юшка. Такое прозвище он получил в народе. Не только взрослые, но и дети постоянно издевались над Юшкой, били его, бросали в него песок и камни. Герой терпеливо переносил все издевательства без обид и обид.

Иногда ребята намеренно пытались насолить Юшке, но это было бессмысленно, иногда им казалось, что его и в живых нет. И герой считал, что все таким образом демонстрируют свое внимание и любовь к нему.

Все деньги, которые Юшка заработал, он никогда не тратил, только пил воду. Каждое лето он куда-то уезжал в неизвестном направлении, всегда держал это в секрете и называл разные места.

От чахотки Юшке становилось все хуже. А потом следующим летом у него не было времени отправиться в путешествие. Он был вынужден остаться и вечером, идя домой с работы, резко ответил на насмешки прохожего. Герой сказал: раз он появился в этом мире, значит, он нужен миру для чего-то. Хулиган не дождался ответа Юшки и толкнул его в грудь, откуда наш герой упал и умер.

Когда он прочитал произведение, оказалось, что летом герой навещал свою приемную дочь, копил деньги на ее содержание в пансионе. Она знала, что названный отец болен, получила профессию врача и всячески старалась ему помочь. Она не могла сразу узнать, что отца нет, когда он не пришел на очередную встречу — дочь начала искать.

После того, как девушке стало известно о трагедии, она не перестала помогать людям и осталась на работе, где жил Юшка, и люди стали называть ее «Юшкиной дочерью». Итак, по мнению автора, добро рождает добро.

«Чудесный доктор» — А.И. Куприн

То, что в жизни есть настоящее добро, показано в его рассказе «Чудесный доктор» Александра Куприна.

Главный герой, доктор Пирогов, стал для семьи Мерцаловых добрым волшебником. Глава этой семьи, Емельян, потерял работу и больше не мог содержать семью, что очень его беспокоило, ведь не было денег даже на больного ребенка.

Находясь в расстройстве, человек чуть было не решился на смерть, но по счастливому стечению обстоятельств встретил на пути замечательного доктора, который отвлек его от этих мыслей и проявил свое сочувствие. Но врач поддержал героя не только словами, но и конкретными делами. Он отправился к Мерцаловым, чтобы осмотреть больного ребенка, отложив свои дела.

Пирогов увидел там страшную нищету и сжалился над людьми: не только выписал рецепт, но и дал денег. Кроме того, доктор провел с ними беседу и внушил веру в то, что добро всегда побеждает зло. И Мерцаловы поверили чудесному доктору, ведь как можно не верить доброму человеку?

Поступок Пирогова очень хорош, ведь он спас всю семью. И на фоне других неравнодушных людей, предпочитавших не замечать проблем Мерцаловых, доктор кажется замечательным.

Какие еще произведения можно использовать для аргументации

Русская литература

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • В КАЧЕСТВЕ. Пушкин «Капитанская дочка»
  • М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • А.И.Куприн «Олеся»
  • А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
  • А. Н. Островский «Гроза»
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Л.Н. Толстой «Воскресение»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький «На дне»
  • А.И.Куприн «Дуэль»
  • В. Каверин «Два капитана»
  • В. Закруткин «Мать человека»
  • А.И.Куприн «Чудесный доктор»
  • А.И.Куприн «Мирная жизнь»
  • В. Быков «Волчья стая»
  • МНЕ. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  • А. Зеленая «зеленая лампа»
  • А.П.Чехов «Драма на охоте»
  • Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»
  • В КАЧЕСТВЕ. Пушкин «Станционный смотритель»
  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
  • Н.С. Лесков «Левша»

 

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"