Демон» Лермонтова: философская проблематика

Аргументы
Содержание
  1. История создания
  2. В чем смысл поэмы Демон
  3. Сочинения
  4. Краткий анализ поэмы Лермонтова Демон
  5. Сюжет и проблематика
  6. Главные герои
  7. Основной смысл поэмы
  8. Философские вопросы, поднимающиеся в произведении
  9. Темы
  10. Средства выразительности
  11. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
  12. Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  13. «Отцы и дети», автор И.С. Тургенев. Размышления о споре поколений
  14. «Война и мир», автор Л.Н. Толстой. Размышления о влиянии среды на человека
  15. «Повесть о настоящем человеке», автор Б.Н. Полевой. Размышления о народном подвиге (С чего начинается Родина?)
  16. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Демон»
  17. Композиция
  18. Жанр и направление
  19. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  20. Аргументы «Природа и культура в жизни человека»
  21. «Не стреляйте в белых лебедей», автор Б. Васильев. Размышления о взаимодействии человека и природы
  22. «Недоросль», автор Д.И. Фонвизин. Рассуждения о науке, о значении научных открытий
  23. «Портрет», автор Н. В. Гоголь. Рассуждения об искусстве
  24. «Моцарт и Сальери», автор А. С. Пушкин. Рассуждения об искусстве
  25. Идея и проблематика
  26. Образ Демона в искусстве
  27. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
  28. О чём?
  29. Темы и проблемы произведения
  30. Смерть Тамары
  31. Главные герои и их характеристика

История создания

Поэма «Демон» имеет 8 редакций, так как Лермонтов начал писать свое произведение в 14 лет и возвращался к работе со своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние издания известны отсутствием цельности образов, большим количеством философских рассуждений.

Переломным для развития авторской мысли становится 1838 год, когда из-под пера поэта выходят 6-е и 7-е издания. Теперь более зрелый творец не проводит параллели между демоном и собой и не осыпает своего героя монологами.

Стихотворение основано на библейском мифе о падшем ангеле, а также отсылает к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

В чем смысл поэмы Демон

Как и многие романтические произведения, «Демон» построен на открытой оппозиции. Антитеза: Демон — Тамара. Демон в данном случае олицетворяет свершение зла и грехопадение, а Тамара хоть и не полная, но своего рода ангел. Она невероятно красива не только снаружи, но и внутри. Ее душа искренняя и чистая, преданная Богу. Это то, что привлекает демона.

В нем есть желание очищаться, совершенствоваться. И он считает, что единственный способ помочь ему в этом – любовь к такой красивой девушке. Но все же порывы гордости и страсти в нем тоже сильны. Он не может устоять и соблазняет Тамару. Пробуждение демона не происходит. Все, о чем он мечтал — снова чувствовать, любить мир, любоваться красотой — рушится без надежды на новую попытку.

Это стихотворение также предполагает двойственность человеческой души. Всегда есть два полюса — добро и зло. И они постоянно борются за «господство». Зло искушает, ведет к порокам. Добро велит им сопротивляться. Что победит в итоге? Если человек слаб, то зол, как это было с женихом Тамары и с самим бесом. Если чисты душой и сильны, то, конечно, Бог.

Лермонтов также указывает нам, что там, где есть порок, не может быть чистой и искренней любви. Наслаждение плоти не есть любовь, это то, что губит человека, омрачает и чернит душу.

Некоторые критики также считают, что в этом стихотворении отразилось и социальное. Так что под Демоном понимают мятежных и свободных деятелей 1830-х годов, резко критиковавших самодержавно-крепостнический строй. Они, как и герой, храбры и горды, презирают высшую власть (как Демона Бога), восстают против несправедливости мира, но не могут ее изменить.

Сочинения

Многие авторы прибегали к изображениям злых духов. Злой дух тревожил сердца многих людей и был многолик, ведь недаром у нее много имен. По этим причинам люди должны быть осторожны, чтобы никогда не поддаваться искушению. Тему злых духов затронул и Лермонтов в произведении «Демон», которое он создавал почти всю жизнь.

Краткий анализ поэмы Лермонтова Демон

Над своим произведением «Демон», краткий анализ которого мы представляем вашему вниманию, Лермонтов начал работать в четырнадцатилетнем возрасте. После того, как он появился в первозданном виде, автор неоднократно воссоздавал его. По этим причинам было выпущено восемь выпусков Demon.

Они разошлись, и неудивительно, ведь в раннем возрасте было одно видение, содержавшее в себе несколько философских рассуждений, тогда как в более зрелом возрасте параллелей между лирическим героем Демоном и автором произведения нет.

При создании поэмы «Демон» автор опирается на известную легенду из Библии, где Бог низвергает с неба падшего ангела. В своем произведении автор использует грузинский фольклор и прибегает к деталям местного быта.

Когда мы раскрываем рассказ в нашем анализе поэмы Лермонтова по плану, мы видим множество затронутых тем, где особое место отводится теме любви. Это чувство, которое может разрушить, а может дать надежду. Так ревность и поспешность жениха Тамары губит его, но любовь дает демону надежду на спасение. В поэме Лермонтова видна борьба, в которой Демон противостоит не только миру, но борется с самим собой. Кроме того, Лермонтов раскрывает тему веры и одиночества.

Сюжет и проблематика

По сюжету Бог изгнал с небес демона, которому пришлось скитаться по горам. Демон был одинок, его не устраивали темные дела, но когда он пролетал над Грузией, то заметил Тамару. Это красивая девушка, которая готовилась к замужеству.

Она с нетерпением ждала своего жениха, играла на бубне и танцевала. Она поймала демона, задумавшего уничтожить соперницу, наслав разбойников на жениха, спешащего к своей невесте. Демон добился своей смерти и вместо предстоящей свадьбы над героиней нависло траурное событие.

Теперь демон стал являться девушке во сне, она повсюду слышала его голос и, не выдержав, просит отца отправить ее в монастырь. Хотя не было Тамаре покоя от беса в монастыре, но она находилась под защитой ангелов. Однажды демону удается соблазнить героиню, хотя он и понимал, что плотские отношения закончатся смертью его избранницы.

Так оно и было. Демон соблазнил Тамару, после чего она погибает. Однако ее душа была спасена, потому что ангел унес ее в рай. Теперь главный герой обречен на одиночество и скитания.

Как видим, в своем творчестве Лермонтов актуализировал такие вопросы, как порок и любовь. Герои должны сделать свой нравственный выбор, где демон отказался от смирения, выбрав страсть, за которую он страдает еще больше. Жених Тамары пренебрегает молитвой, за что тут же поплатился. Но Тамара устояла и, не поддавшись искушению, попадает в рай.

Главные герои

При кратком анализе поэмы «Демон» можно выделить двух главных героев. Это падший ангел Демон, наказанный вечной жизнью в тоске и одиночестве. Он влюбился в Тамару, но это чувство привело только к трагедии. Тамара также является главной героиней поэмы. Она скромна, верит в Бога и целомудрие и является символом красоты в стихотворении.

Основной смысл поэмы

Если говорить о смысле и идее поэмы Лермонтова, то автор, показывая нам ангела и демона, пытается показать двойственность человеческой природы, где идет постоянная борьба добра и зла. Так бес внутри человека сеет сомнение, предательство, и тогда можно понести наказание. Ангел призван вести нас по верному пути.

Философские вопросы, поднимающиеся в произведении

Анализ («Демон» Лермонтова) несколько затруднен, поскольку автор воздержался от выражения личной позиции, чтобы произведение могло жить своей жизнью, быть неоднозначным. Разоблачение индивидуалистического мышления, намеченное в более ранних стихах, присутствует и в «Демоне». Деструктивное начало Михаил Юрьевич интерпретирует как антигуманистическое.

Но в то же время некоторые вопросы, поднятые в «Демоне», остаются нерешенными. Например, до сих пор непонятно, кого поэт видит в своем Демоне — носителя зла (хотя и страдающего) или жертвы несправедливости? Почему была спасена душа Тамары — только ради строгой цензуры того времени, или это была именно такая резолюция, которая с самого начала мыслилась как неизбежный идеологический ход?

Искупление или нет – это конец работы и поражение демона? Анализ («Демон» Лермонтова) сосредоточен вокруг этих и многих других вопросов. В противном случае это является наиболее убедительным доказательством высокого философского содержания произведения.

Диалектическое сочетание «добра» и «зла» в стихотворении, красочный образ жажды идеала и его утраты, неприязни к миру и стремления примириться с ним — все эти темы пронизывают стихотворение общей нитью, что делает его поистине уникальным произведением.

Темы

  • Любовь. Особое место в стихотворении занимает любовь. Обладает безграничной силой: иногда губит героев, иногда дает надежду, а иногда сулит вечные муки. Ревнивый порыв к невесте губит суженого Тамары, ибо Демон — надежда на спасение этой девушки. Любовь пробуждает в падшем ангеле давно забытые чувства, заставляет его ужасаться, бояться и плакать.
  • Борьба. Отвергнутый небом, демон уже не в силах терпеть свои мучения. В стихотворении он предстает перед читателем уже утратившим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему радости. Последний шанс заслужить прощение — это любовь юной чистой девушки. Тамара для демона — инструмент для борьбы с небом. Он избавился от ангела, соблазнил Тамару, но не в силах побороть себя, свои пороки, на страдание которых он обречен вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддается его слову против Всевышнего и отчаянно хочет избежать адской обители.
  • Одиночество. «Дух изгнания» скитается «по пустыне мира без крова» уже несколько столетий. Единственным утешением его существования являются воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев «чистых херувимов». Любовь к смертельно чистой девушке заставляет демона еще острее праздновать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и поклониться Всевышнему: он слышит вечернюю песню, она напоминает падшего ангела рая. Демон, ранее внушавший всем страх и ужас, теперь сам плачет горячими слезами.
  • Полагать. Только благодаря своей непоколебимой вере в Бога Тамара избегает адских мук. Презрительное отношение к религии губит, по замыслу автора, жениха княгини. Демон искушает красавицу и шепчет ей, что Бог заботится только о небесном и не обращает внимания на земное. Но девушка не поддалась наветам зла, за что ее душу спас Ангел-Хранитель.

Средства выразительности

Для создания образов М. Ю использует. Лермонтова ряд тропов в поэме «Демон», это помогает проследить мироощущение автора и чувства героев.

  1. В первой части поэмы, в описании кавказской природы, встречаются сравнения: «как щель, жилище змеи», «Терек, скачет, как львица».
  2. В описании демона используются эпитеты «изгнанник», «злой дух», «давний изгой».
  3. Автор не скупится и на персонификации: «Воспоминания о лучших днях теснились перед ним; Когда летящая комета с улыбкой Любила обменяться с ним приветствиями; И Терек, прыгая, как львица с мохнатой гривой на спине, рычал».
  4. Одним из важнейших средств выражения является антитеза: демон противопоставляется Богу, вера Тамары противопоставляется бесовскому неверию, чистота души — показывать порок, невинность — страсть. Даже природа Грузии богата контрастами: на вершинах гор лежит снег, а на земле расцветают яркие летние краски.

В стихотворении «Демон» еще много художественных средств выразительности, которые Висе Литрекон добавит в текст, если в этом есть необходимость, о чем следует сообщить ему в поле для комментариев.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», являющемся поучительным романом, показано, что с технологическим прогрессом государство, стремящееся к полному контролю над жизнью людей, чтобы удержать власть в своих руках, совершает настоящие преступления против граждан . Личность не имеет значения, все люди — оригинальные копии, лишенные индивидуальности.

Большинство героев романа — несвободные люди, не имеющие права на выражение собственного «Я». Сжигание книг, о которых заботятся пожарные, является не только преступлением против знаний и способности людей получать информацию в любой сфере жизни, но и преступлением против прошлого.

Сожжение книг символизирует историческое забвение: прошлое переписывается тоталитарным государством таким образом, что это дает ему определенное преимущество, заставляя граждан подчиняться законам. Сжигая книги, общество уничтожает себя и совершает преступление против всего человечества.

Главный герой Гай Монтэг тоже поначалу преступник, так как работает пожарным, уничтожающим книги. Однако знакомство с Клариссой Маклеланд заставляет Гая Монтэга по-иному начать оценивать окружающую действительность и деятельность государства. Главный герой продолжает работу по сжиганию книг, но делает это без прежнего энтузиазма.

Гай Монтэг начинает спасать книги, которые он должен сжечь. После этого он полностью восстает против несправедливости государства и становится частью группы, которая ведет деятельность по возобновлению типографии. За это он объявляется государством особо опасным преступником, которому объявляется война.

Тот факт, что Гай Монтэг, выступающий за свободу человека и его «я», становится преступником с позиции государства, свидетельствует о том, что в тоталитарном государстве меняется понятие преступности.

Большинство граждан доверяют правительству, которое совершает против них настоящие преступления, а борцы за свободу — Гай Монтэг и другие люди, запоминающие содержание запрещенных книг, чтобы сохранить их, — считаются преступниками.

Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев. Размышления о споре поколений

Ярким примером конфликта между старым и новым поколением является роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров отрекается от веры братьев Кирсановых, воплощающих в романе образ старого дворянского общества. Поражает его презрение к истории «отцов», нигилистические взгляды полностью противоречат всем нравственным убеждениям старшего поколения.

Он даже отрицает такое базовое понятие, как любовь. За такое пренебрежение Тургенев сам наказывает своего героя: смерть дерзкого и честолюбивого Базарова нелепа и губительна для всех его идей, ибо на смертном одре он признает поражение своих убеждений, признаваясь в любви к Одинцовой. На его примере мы видим, что новое может быть прекрасным, но быть последователем новых идей не значит «топтать» старые.

«Война и мир», автор Л.Н. Толстой. Размышления о влиянии среды на человека

В русской классической литературе есть герой, которому удалось спастись, несмотря на давление общества. Это Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Один из самых ярких и показательных эпизодов происходит в начале первого тома. Это описание вечера в салоне мадам Анны Павловны Шерер. Молодой человек ведет себя совсем иначе, чем «требуется» на светском вечере.

Он живой, искренний, настоящий. Он умеет показывать эмоции и делает это. Он не ищет выгоды от знакомств — общается с теми, кто ему интересен. Несмотря на то, что Пьер не вписывается в светское общество, он не остается один. Герой находит своих людей — тех, кому он нужен таким, какой он есть.

Красота Безухова именно в том, что он реальный человек, с недостатками и достоинствами, способный к чувствам, искренний, любящий, невероятно добрый, честный и благородный. К счастью, никакое общество не могло повлиять на Пьера, изменить его. Оказывается, оно бессильно, когда перед ним стоит зрелая личность, сильная и уверенная в себе. В данном случае это никак не влияет на человека.

«Повесть о настоящем человеке», автор Б.Н. Полевой. Размышления о народном подвиге (С чего начинается Родина?)

Из «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого мы узнаем о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног возвращается в ряды солдат, чтобы защищать свою Родину от немецко-фашистских захватчиков. Самолет Мересьева был сбит над лесом в холодный март 1942 года, в самый разгар войны.

Во время аварии у пилота сильно пострадала нога, но ему удалось выжить и даже спастись от медведя. Почти три долгих недели он полз по лесу до ближайшей деревни, где его бросили люди. Когда Алексей поступил в городскую больницу, ему ампутировали ноги, так как надежды на их спасение не было.

Но он не отчаивался, вдохновленный летчиком Первой мировой войны Карповичем, который также пережил ампутацию ноги и все еще летал на истребителе. Мересьев научился не только ходить на протезах, но и управлять самолетом, и смог не только вернуться в армию, но и совершить подвиг.

История становится еще более удивительной, когда мы узнаем, что она основана на реальной жизни человека. При этом сам Мересьев признавался, что только любовь к Родине давала ему силы не только выжить, но и служить ей, проявив себя достойным сыном своей страны.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Демон»

Свою поэму «Демон» Михаил Юрьевич писал десять лет. Он несколько раз ее менял, редактировал, вводил новых персонажей. Поэма стала одним из главных произведений творчества Лермонтова. Вообще тема демонизма была присуща произведениям XIX века. Пушкин также писал о демоне, поклонником которого был Лермонтов.

Демон – это образ злых духов. Он сеет разорение по всей земле, и за его нечестие Бог изгнал его из рая. Демон, он же Сатана и Дьявол, думает, что ему пора измениться. Ему надоело быть одному и творить зло. Поэтому когда он встречает Тамару, то искренне верит, что с этой девушкой он сможет измениться, станет лучше.

Но у Тамары есть возлюбленный, которого она ждет, и демон на его стороне ждет того момента, когда девушка полюбит его. Тогда его жизнь кардинально изменится и он перестанет быть злым.

Возлюбленный Тамары умирает, и есть подозрение, что это месть демона. Что он не мог позволить любимой быть с другой. Хотя это всего лишь предположение. Демон у Лермонтова не такой злой, как у других авторов. Он готов меняться, верит, что у него все получится и его ждет счастливая жизнь.

Он предлагает Тамаре отказаться от всего земного, и этот отказ означает не что иное, как смерть. На помощь девушке приходит ангел, который возвращает демона к прежней жизни.

В конце поэмы Демон впадает в отчаяние. Во имя любви к нему умирает Тамара, а ее душу забирает ангел. Демон пока один, он не учел, что душу девушки заберут небеса. Демон проклял его сны, он стал таким же, как прежде. Мечты о светлом будущем не сбылись. Лермонтов показал демона как существо ограниченное в своем мире. Даже его чувства к Тамаре были ограничены, из-за чего он не смог попасть в другую жизнь.

Композиция

Композиционно поэма «Демон» делится на две части, каждая из которых тесно переплетена. Одна из частей показывает нам возможность духовного возрождения. Вторая часть рассказывает о соблазнении.

В начале произведения автор показывает клятву Демона, который затем подчинил себе Тамару. Дальнейшие действия развиваются, более подробно описываются отношения Тамары и демона.

Клянусь полуночной звездой
Луч от заката и востока,
Правитель Персии Золотой
И ни одного царя на земле
Я не целовал такой глаз;
Фонтан для гарема
Никогда не жарко иногда
С его жемчужной росой
Я не мыл такой лагерь!
Еще ничья земная рука,
Блуждая по сладкому лбу,
Такие волосы она не распутывала;
Поскольку мир потерял рай
Клянусь, она такая красивая
Под солнцем на юге не цвела.

Драматическая сцена – убийство возлюбленного Тамары и последующие ее мучения. Раскрывается тема спасения Тамары в монастыре, а также ее идейной дуэли с демоном.

Кто этот бездыханный всадник?
Сохранил след бэйна беспокойства
Морщины на темных бровях.
В крови оружие и платье;
В последней сумасшедшей встряске
Рука на гриве замерла.
Недолго до молодого жениха,
Невеста, твой взор ждал:

Кульминация – встреча с Тамарой.

Тамара

Ой! Кто ты? твоя речь опасна!
Ад или рай послали тебя ко мне?
Чего ты хочешь?..

Демон

Ты красивая!

Тамара

Но скажи мне, кто ты? отвечать…

Развязка — смерть Тамары и поражение демона.

И ангел с суровыми глазами
Тогда искуситель
И с радостным взмахом крыльев,
Я утонул в сиянии неба.
И проклятый Демон побежден
Твои сумасшедшие мечты
И снова остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без надежды и любви!..

Весь сюжет этого произведения построен на страданиях главного героя, которые возникают в результате его предыдущих поступков. Автор умело использует антитезу, в отличие от демона всего мира, и ангела — посланника небес. Благодаря этому приему читателю намного легче понять основную мысль произведения.

Жанр и направление

В эпоху романтизма писатели часто прибегали к важной форме поэзии. Интерес к мятежному герою, готовому сопротивляться судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

Главного героя поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, занявшего свое место в литературе романтизма. Это падший ангел, который страдает за свою дерзость и непослушание. Сама привлекательность такого образа — характерная черта романтизма.

Одним из первых был Мильтон («Потерянный рай»), обратившийся к этому персонажу Байрона и оказавший влияние на русскую литературу, не обошел вечный образ и А. С. Пушкина.

Стихотворение проникнуто идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние демона и Бога), так и в душе отдельного персонажа (демон хочет исправиться, но гордость и жажда света мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет отнести «Демона» к романтической поэме.

Читайте также: Сочинение Ложь во благо — рассуждение об обмане, примеры

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» показано, что Андрей, сын главного героя Тараса Бульбы, стоит перед нравственным выбором: быть верным Родине или перейти на сторону врага ради любви леди. Герой самостоятельно делает выбор в пользу второго варианта. Андрей, переходящий на сторону поляков, отрекается от своей семьи и всего казачества.

Тарас Бульба, как типичный представитель казачества того времени, не может понять поступка Андрея, для него судьба отечества важнее собственного благополучия. Поэтому когда Тарас Бульба встречает Андрея на поле боя, он решает убить его.

Этот поступок неоднозначно оценивается современными читателями, но автор доказывает необходимость наказать предавшего свою семью, народ и Родину Андрея, который, перейдя на сторону поляков, воевал против собственного народа, «без ничего не видя» и «не различать, кто был перед ним, свой или чужой», а думать только о том, что «сделано для безумных поцелуев».

При раскрытии образа Андрея Н.В. Гоголь отмечает, что герой смог «избежать наказания» с помощью своего изобретательного ума. Однако «избежать» наказания за измену Родине и казакам Андрей не смог: во время битвы за поляков против казаков герой встречает Тараса Бульбу.

Н. В. Гоголь показывает, что, встретив отца на поле боя, Андрей признает свою вину, понимая, что он изменник и изменник. Андрей, увидев отца, «весь облысевший и вдруг побледневший», гнев его на соотечественников, против которых он теперь воевал, «исчез в одно мгновение». В повествовании подробно описано поведение Андрея в момент встречи с Тарасом Бульбой: он «обратил взоры в землю», он «должным образом, как дитя, слез с коня и остановился, как живой, так и мертвый».

Андрей понял, что совершил предательство, за которое надо понести наказание, не мог его оставить. Н. В. Гоголь показывает, что Андрей готов понести наказание за сделанный им ранее выбор: он не раскаивается перед отцом, не просит у него пощады, не пытается вернуться в казаки, не оправдывает своего поведения. Андрей до конца жизни верен собственному выбору, он готов нести за него ответственность, поэтому умирает за свою любовь, произнося имя любимой дамы.

Аргументы «Природа и культура в жизни человека»

«Не стреляйте в белых лебедей», автор Б. Васильев. Размышления о взаимодействии человека и природы

Человек и природа едины. Все мы продукт природы, ее часть. Об этом пишет Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин бесконечно любит природу, все, что его окружает. Он всегда работает на совесть, живет мирно, но всегда оказывается виноватым. Причина этого в том, что Егор не мог нарушить гармонию природы, боялся вторгнуться в мир живых. Герой понимал природу, а она понимала его.

Только Полушкин и его сын Колька могли «успокоить самых разъяренных собак двумя словами». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, ее сна», и все, чего он хотел, это «зачерпнуть эту нетронутую красоту ладонями и нежно, не проливая и не брызгая», принеси это людям». Но люди его не понимали и считали не приспособленным к жизни. А Егор призвал беречь и уважать Родину. «Никто не является царем ее, природы.

Не царь, королем называться вредно. Он ее сын, ее старший сын. Так что будь благоразумен, не гони свою мать в гроб». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоты природы, привык только ее покорять. Но у Полушкина подрастает сын Колька, который, надеюсь, сможет заменить отца. Он будет любить и уважать свою Родину, защищать ее.

«Недоросль», автор Д.И. Фонвизин. Рассуждения о науке, о значении научных открытий

К сожалению, не все люди в полной мере понимают значение науки в жизни человека. Проблема невежества — одна из важнейших в произведении Фонвизина «Недоросль». Главный герой Митрофанушка был очень избалованным ребенком. Мать Митрофана заботилась только о том, чтобы ее ребенок был здоров и упитан. Простакова считала, что такие термины, как воспитание и образование, абсолютно не важны в жизни.

Героиня нанимала учителей, но их целью было лишь заработать денег. Учителя плохо справлялись со своей работой, да и сама дама потакала лени сына. У Простаковой не сложилось наследника; моральные ценности были ему чужды.

Лишенный знаний и навыков, Митрофанушка оказался совершенно неприспособленным к жизни. Фонвизин показал негативное влияние невежества на формирование человека. Автор напоминает, что реализовать себя в обществе может только тот, кто постоянно стремится к новым знаниям.

«Портрет», автор Н. В. Гоголь. Рассуждения об искусстве

В повести «Портрет» Н. В. Гоголя рассказывается о двух художниках, один из которых вдохновенно работал над картинами, бескорыстно оттачивал и совершенствовал свой талант, а другой растрачивал данный ему дар, превращая его в источник дохода.

Такая проблема выбора стоит перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, настоящие шедевры искусства живут и прославляют своих авторов веками, а созданные ради обогащения приносят лишь материальную пользу.

«Моцарт и Сальери», автор А. С. Пушкин. Рассуждения об искусстве

Пьеса А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказывает о двух композиторах, чьи взгляды на музыкальное творчество радикально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и ему удается творить где угодно и когда угодно, главное — вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство похоже на ремесло, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но до сих пор не знает секрета великого таланта, ведь дар человеку дан свыше.

Идея и проблематика

В поэме Михаилу Юрьевичу удается лаконично рассмотреть несколько проблем. Талант писателя позволяет раскрыть их смысл, не используя множество персонажей. Среди двух главных героев рассматривается проблема:

Критики демона

  • Любовь. Лермонтов пытается показать, что такое чувство действует на всех по-разному. Тамара любит своего жениха, а также Бога, которому остается верна до последнего момента. Молодой человек спешит жениться. Охваченный завистью, он спешит и решает сократить путь за счет своей безопасности. Результат — смерть. А Демон встречает давно забытые переживания, он боится и плачет.
  • Борьба. Автор демонстрирует, как целомудренная девушка борется с падшим ангелом, как она сопротивляется ему. При этом в душе Демона наблюдаются терзания. Он хочет стать лучше после встречи с красавицей, но не может побороть собственную гордость, даже если попытается.
  • Одиночество. Эта проблема целиком относится к характеристике демона в поэме Лермонтова. Он вынужден летать над Кавказом тысячи лет, прерываясь лишь редкими контактами с людьми, в основном в разрушительных и смертельных целях. И вечерняя церковная песня становится едва ли не переломной. Существо, сотворившее зло, плачет и думает обратиться к Всевышнему за прощением.
  • Полагать. Главная героиня чиста в своей вере, и каждый стих, посвященный ей, пронизан искренностью. Демон в попытке соблазнить Тамару рассказывает ей о Боге, что он занят небесными делами и никогда не будет участвовать в жизни людей. Но девушка непоколебима, что позволяет ей избегать адских мук.

Идею произведения нельзя назвать однозначной. И противостояние демона и ангела выбрано не случайно. Лермонтов хочет показать читателю вовсе не постоянный конфликт двух сторон, а то, что в каждом человеке живет добро и зло. И он самостоятельно решает, какое действие совершить и какую часть своей личности развивать. Также автор наглядно показывает все варианты поведения и их последствия в зависимости от выбора.

Читать стихи Лермонтова нужно внимательно и обдуманно. Его творчество наполнено философскими рассуждениями и познаниями, а особенно такое произведение, как «Демон», над которым автор работал почти всю свою жизнь. Создание поэмы началось в 14 лет, и с этого момента можно наблюдать совершенствование авторского таланта.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира давно волнуют сердца художников. Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана имеют много имен. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда следует быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных поступков, чтобы их души отправились в ад. А вот добрые силы, оберегающие и оберегающие человека от зла, — это Бог и ангелы.

Образ демона в литературе начала 19 века – это не только злодеи, но и «борцы с тиранами», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в произведениях многих писателей и поэтов того времени.

Если говорить об этом образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А. Г. Рубинштейн написал оперу «Демон».

М. А. Врубель создал прекрасные полотна с изображением дьявола. Это картины «Летающий демон», «Сидящий демон», «Побежденный демон».

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

В «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» показано, что Сальери, завидуя Моцарту, совершает против него преступление и лишает его жизни. В произведении больше внимания уделяется не образу Моцарта, а образу Сальери, что свидетельствует об интересе автора к личности преступника.

Пушкин показывает, что Сальери решает убить Моцарта из-за тщеславия, стремления к величию, намерения показать собственное превосходство, желания быть лучше всех. Сальери хочет стать великим музыкантом, но для этого, как он считает, ему нужно отсутствие талантливого Моцарта.

Автор демонстрирует, что Сальери не был великим человеком и никогда не мог им стать из-за отсутствия большого таланта и даже гениальности, которыми обладал Моцарт, но Сальери, решивший убить Моцарта, хотел доказать самому себе, что он большой.

В «Моцарте и Сальери» внимание обращено не только на то, что Сальери убивает гениального творца искусства, равных которому было трудно найти, но и на то, что Сальери убивает человека. В КАЧЕСТВЕ. Пушкин считает противоестественным, что человек уверен в том, что он вправе распоряжаться чужими жизнями. Сальери совершает преступление против самого Бога, которое ничем не может быть оправдано. Убийство Моцарта – желание Сальери уподобиться Богу, чтобы подчеркнуть свое величие.

Сальери признается, что восемнадцать лет носил с собой яд, что говорит о том, что убийство Моцарта — не внезапное, не случайное преступление, совершенное в страстном состоянии, а давно спланированное преступление, имеющее свои корыстные цели. Сальери не убивает Моцарта на дуэли, ибо вдруг становится гениальным творцом.

В произведении авторская позиция выражена с помощью размышлений Моцарта: «И гениальность, и злодейство — // Две вещи несовместимы». Удивительно, что именно после этих слов Сальери подбрасывает яд в стакан Моцарта. Размышления Моцарта о несовместимости гениальности и злодейства не вызывают у Сальери чувства стыда и осознания жестокости поступка, который он собирался совершить, наоборот, они давят на Сальери, пытающегося доказать самому себе, что слова Моцарта неправильный.

Не случайно в рассуждениях Сальери фигурирует образ Микеланджело Буонарроти, который, по легенде, убил натурщика для создания скульптуры «Пьета».

Однако Сальери задается вопросом, не является ли идея «Бонаротти» убийцей «сказкой о глупой, бессмысленной толпе», что на самом деле он не был убийцей? Больше всего после смерти Моцарта Сальери волнует следующий вопрос: «Но так ли он прав, // А я не гений?» Автор показывает, что убийство Моцарта не поможет Сальери стать знаменитым и величественным гением.

О чём?

В Грузии в роскошном доме князя Гудала живет его дочь, девушка невероятной красоты Тамара. Она ждет свою свадьбу, двор уже убран для торжества, но демон, летящий над вершинами Кавказа, уже заметил девушку, он был пленен ею. Жених спешит на свадьбу, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы превращается в печаль похорон.

Демон, теперь не имеющий себе равных, является Тамаре и хочет завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиту у Бога и уходит в монастырь. Там ее охраняет ангел-хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара умерла, но ее душу спас ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Темы и проблемы произведения

Тема этого стихотворения не характерна для авторов русской литературы. Он затрагивает проблемы любви, одиночества, борьбы.

О любви воспевали многие писатели, показавшие, что она может исцелить даже самые ожесточенные и израненные души. Она способна убрать одиночество, придать сил и смысла. Таким предстает перед читателем Демон, ищущий свое спасение в любви.

Но его отверженный дух не собирается искать пути спасения. Выбор был сделан давно. Он выбрал свой собственный путь и пошел в противостояние с Богом. Поэтому даже любовь не в силах помочь демону, избравшему свой нелегкий путь.

Многие писатели изображали любовь как вершину, идеал. Но добиться его было не очень легко, и не всем дано. Лермонтов также показывает картину любви, у которой никогда не было счастливого конца.

Тема веры также имеет большое значение в этом произведении. Благодаря своей вере Тамара спасается от вечных мук в аду. Сила ее веры огромна, она продолжает верить, что Бог ей поможет. Поэтому она совершенно не поддается искушению Демона. Из-за того, что она осталась в монастыре и выбрала религию, полностью и отреклась от страсти, на помощь ей ​​приходит ангел.

Главной темой произведения можно назвать батальную тему. Битва добра и зла была представлена ​​многими поэтами и актуальна и сегодня. В душе каждого человека есть демон и ангел. Каждый день они ведут свою битву, искушая человека. Благодаря аллегории Михаил Юрьевич описывает человеческую душу с двух противоположных сторон. Постоянная борьба с противоположностями лучше всего представлена ​​в образе Тамары.

Тема тайны затрагивается и в поэме «Демон». Этот прием также довольно распространен среди представителей романтизма. Благодаря мистическим явлениям поэты показывают недостижимость идеала, уводят читателя далеко вверх, вдаль от земных проблем. Автор показывает параллельно существование двух миров — реального, в котором мы живем всю жизнь, и мифического, где так часто борются наши души.

Смерть Тамары

В монастыре Тамару постоянно преследуют мысли о демоне. Она понимает, что ее невыносимо тянет к этому мужчине. Она молится святым, кланяется Демону и не знает, что делать. Физическая близость с демоном для Тамары равна смерти.

Демон понимает это и решает отменить свой коварный план. Но демон не может контролировать свои эмоции и ночью врывается в камеру Тамары.

Даже на смертном одре Тамара улыбается. Смертельно несчастный Гудал похоронил свою единственную дочь в церкви на вершине холма. Ангел унес ее душу на небеса. Демон крикнул над ним: «Оставь ее, она моя!». В ответ ангел ответил: «Уходи, демон. Долго ты праздновал.

Бог знает правду — Тамара любила и страдала, ее душа будет в раю. Демон забыл своего безумного наперсника и навсегда остался один.

На вершине холма у могилы Тамары свистит ветер, видны развалины церкви и ходят легенды о любви Демона к бренной красавице. Вокруг могилы роятся ящерицы и змеи, и только высокие горы охраняют мирный вечный сон Тамары.

Главные герои и их характеристика

  • Демон — очень сложный персонаж в поэме. Сам образ Демона восходит к библейским сюжетам, но уже в поэме Лермонтова мы встречаем авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а его существование всегда будет сопровождаться одиночеством и тоской. Кажется, можно позавидовать этой уникальной возможности: наблюдать за горными красотами с высоты птичьего полета, но и это надоело герою.

Даже зло уже не доставляет ему удовольствия. Но характеристику демона нельзя сводить только к отрицательной. Он встречает девушку, которую можно сравнить с волшебной девушкой, такой красоты, какой «мир еще не видел». Но она прекрасна не только внешностью и нарядом, но и душой.

  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она не создана для этого мира, неслучайно Демон хочет найти спасение через любовь к ней. Падший ангел чувствует это новое для него чувство, и хочет делать только добро, идти по истинному пути. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордостью, и все его благие намерения обращаются в прах. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается поддаваться ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам божьего посланника.

 

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"