Надежда – это вера в лучшее, которая дает нам стимул жить и двигаться дальше. Подтвердить это утверждение можно примером из работы М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Герой надеялся, что сможет найти свой дом за пределами монастыря, поэтому он бежал и обыскал окрестные леса, чтобы найти дорогу домой. Но по пути он увидел, как далеко завела его судьба.
Кругом были чужие земли и чужие люди, а добраться до родины у него не хватило сил. Убедившись в этом, Мцыри опустил руки и сдался на смерть. Его молодое тело могло уцелеть, но у героя не было надежды, а значит, и стимула жить.
- Старуха Изергиль (М.Горький)
- Алые паруса (А.Грин)
- Преступление и наказание (Ф.М.Достоевский)
- На дне (М.Горький)
- Чудесный доктор (А.И.Куприн)
- Анна Каренина (Л.Н.Толстой)
- Повесть «Шинель»
- Какую роль играет надежда в жизни человека, как это — жить надеждой: вывод, заключение
- М. Горький «На дне»
- «Мцыри», М.Ю. Лермонтов
- Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
- Станционный смотритель
- Афоризмы
- Народная мудрость
- Отношение автора к проблеме
- «Девочка со спичками», Г.Х.Андерсен
- «Обломов» — И.А. Гончаров
- «Алые паруса», А. Грин
- Вариант 1 – Отчаиваться или надеяться
- «Тихий Дон», М.А. Шолохов. Что бывает когда тебя поглощает отчаяние
- Роль надежды в жизни человека и ее опасность: сочинение, примеры из литературы
- «Гроза» — А.Н. Островский
Старуха Изергиль (М.Горький)
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Данко смог совершить подвиг, потому что надеялся на чудо. Он верил, что сможет вывести свой народ из леса и помочь им обосноваться на новой земле. Его сердце горело этой верой, поэтому он смог осветить ею путь к свободе. Но сами люди, ради которых он пожертвовал собой, отчаялись и набросились на спасителя с упреками и гневом.
Неверие чуть не убило их, ибо они были в одном шаге от цели! Выход был найден, но только благодаря надежде Данко на успех в деле и вопреки тем, кто давал волю отчаянию и унынию. Этот пример учит нас верить в будущее и идти к нему, не поддаваясь страху и сомнению.
Алые паруса (А.Грин)
Надежда помогает человеку справиться с жизненными проблемами и дождаться исполнения мечты. Такой вывод можно сделать из книги А. Грина «Алые паруса». Ассоль всем сердцем надеялась, что однажды предсказание колдуна сбудется, и отважный капитан возьмет ее на корабль с алыми парусами. Эта верность мечте была дана не только героине: люди высмеивали ее, называли «дурой», и никто не хотел иметь с ней дела.
Ассоль в полном одиночестве приходилось терпеть давление общественного осуждения и постоянные насмешки. Ее никто не понимал, но надежда еще жила в ее сердце. Узнав об этом, Артур решил подарить такой настойчивой девушке свою мечту и увез Ассоль из Каперны на корабле с алыми парусами. Если бы героиня не надеялась на счастье, оно никогда бы к ней не пришло.
Преступление и наказание (Ф.М.Достоевский)
Надежда — это все, что остается у человека в час нужды и печали. Героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» оказалась в крайней нищете, с пьющим отцом, сварливой мачехой и тремя малолетними детьми. Соня была вынуждена пожертвовать собой, чтобы спасти детей от голодной смерти, и стала «жить по желтому билету».
В такой ситуации помощи ждать неоткуда, и девочка знала это, но все же надеялась, что Бог ее не оставит. Эта надежда не позволила ей погрязнуть в пороке и разврате, благодаря ей Соня спасла свою душу и вышла совершенно чистой из нечистот безнравственности.
Эта же надежда помогла ей доказать Родиону необходимость покаяться и начать жизнь с чистого листа, но с верой, любовью и стремлением к нравственной чистоте.
На дне (М.Горький)
Ложные надежды могут погубить человека. Например, в пьесе М. Горького «На дне» ложь во благо обернулась трагедией: актер, разочаровавшись в своей мечте избавиться от пьянства, повесился. Дело в том, что странник Лука наврал ему о больнице, где бесплатно лечат алкоголиков.
Актер снова поверил в чудо и стал собираться в путь, но странник вышел из комнаты дома, и все остальные сказали герою правду: таких мест нет. Персонаж не выдержал крушения напрасных надежд и наложил на себя руки. Таким образом, пустые обещания создают только вредные иллюзии, после которых у человека остается только разочарование.
Чудесный доктор (А.И.Куприн)
Когда человек теряет надежду, он остается ни с чем. Один из таких примеров описан А. И. Куприным в рассказе «Чудесный доктор». Мерцалов был не в состоянии содержать семью, его дети пошли на нищенство, а дочь умирала. Они жили в холодном подвале, и надежды на улучшение своего положения не было.
Глава семейства потерял веру в будущее и намеревался покончить с собой, потому что не выносил вида плачущих и голодных детей, больной жены и облупившихся стен подвала. К счастью, его остановил доктор Пирогов, который помог семье встать на ноги и вылечил больного ребенка. Но если герой, потеряв надежду, сделает задуманное, его жена и дети умрут мучительной смертью.
Значит, именно надежда дает человеку жизненные силы для борьбы за себя и своих близких, а без нее он сдается.
Анна Каренина (Л.Н.Толстой)
Надежда не всегда идет человеку на пользу, ведь многие люди ограждают себя пустыми иллюзиями от реальной жизни и тратят время впустую. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» муж Анны долгое время закрывал глаза на поведение жены, так как надеялся, что она скоро охладеет к Вронскому, и их отношения не выйдут за рамки дозволенного в светском обществе.
Однако с молчаливого согласия мужа героиня только углубилась в роман с возлюбленным. В конце концов, она решила уйти от мужа и открыто заявить о своих отношениях. Только тогда Каренин понял, что его надежды были напрасны, и ему давно пора было поговорить с женой. Но было уже поздно, брак распался, и ничто не могло спасти Карениных от распада.
Так вера в иллюзии заставляла героя колебаться и ничего не делать, когда еще был шанс все исправить.
Повесть «Шинель»
Главный герой — Акакий Акакиевич — ни в чем не нуждается, у него все есть. Его жизнь спокойна, в ней нет места приключениям и радостным моментам. И вот наступает радостное событие в его жизни – заказ на новенькую шинель. Как он мечтал об этом, как надеялся! Герой отказывал себе во всем, только чтобы позволить себе приобрести это. Ведь появление этого предмета одежды обещало изменить его серую жизнь.
Это на самом деле то, что происходит. Коллеги поздравляют его и приглашают хорошо отпраздновать. К сожалению, удача заканчивается. Шинель украдена, и Акакий Акакиевич снова становится «человечком». Отчаяние берет верх. В результате герой погибает, не пережив этой утраты. Воплощение отчаяния происходит в фантастической форме.
Герой в образе призрака является людям и даже берет у генерала шинель. Грустно читать строки о том, что о непритязательном работнике никто даже не вспомнил. Этот пример показывает, что не стоит отчаиваться и опускать руки, иначе все закончится очень плохо.
Какую роль играет надежда в жизни человека, как это — жить надеждой: вывод, заключение
Какую роль играет надежда в жизни человека, каково это жить надеждой?
И напоследок несколько выводов на тему «Какую роль играет надежда в жизни человека?», которые будут полезны для написания. Вот выводы:
Следовательно, надежда может быть «спасательным кругом», единственным способом преодоления несправедливой реальности, а также способом достижения счастья. Если надежда несбыточна, то она дарит кратковременные, но очень светлые моменты радости. И в этом случае одна секунда, проведенная в состоянии эйфории, может быть ценнее всей жизни.
жить надеждой — значит видеть смысл каждого дня, гореть, радоваться душой, осознавать, что возможное счастье совсем рядом, буквально в двух шагах — нужно только немного потерпеть, и оно само придет обязательно приезжайте.
Жить надеждой означает продолжать двигаться и жить, когда все остальные сдаются и сдаются навсегда. Иногда очень важно верить и ждать без видимых предположений. Ведь жизнь непредсказуема — поэтому мечта действительно может стать ближе. Самое главное – пройти «черную черту» своего существования.
Жить надеждой — значит не жалеть о сделанном и сказанном, никогда не сдаваться и иметь поистине неисчерпаемую жизненную силу. Ведь надежда в душе человека – мощное оружие, которое, к сожалению, может быть использовано не только для созидания, но и для разрушения.
М. Горький «На дне»
В пьесе М. Горького «На дне» проблема отчаяния тесно переплетается с проблемой надежды. Герои в произведении – люди, которые действительно попали в «день жизни». Это бывшие убийцы, заключенные, воры, картежники, пьяницы. Многим из них не суждено вернуться к нормальной жизни. Кто-то это понимает, кто-то все еще надеется на лучшее.
Настя, девушка простого достоинства, мечтает о любви – искренней и страстной. Все свои надежды она воплощает в историях, которые рассказывает всем жильцам общежития. Настя на самом деле живет надеждой, думая, что придуманная ею история любви станет реальной.
Надеется и другой персонаж пьесы. Клещ верит, что сможет выбраться с «дна жизни» с помощью труда. Он работает и стремится к лучшему, но вскоре понимает, что его мечтам не суждено сбыться. Надежда Тика резко сменяется отчаянием, которое затем превращается в безразличие.
Тема надежды тесно связана с образом Луки. Это бродяга, оказавшийся в резиденции Костылевых. Здесь он пытается дать жильцам общежития надежду на лучшее. Для этого он идет по пути лжи.
С одной стороны, цели Люка благородны: он хочет мотивировать жителей космоса быть лучшими версиями самих себя, для чего им приходится работать над собой. Васька Пепель действительно начинает думать о том, чтобы больше не воровать, а встать на честный путь жизни. Герой приглашает с собой в Сибирь свою возлюбленную Наташу. Надежда помогает Эшу жить дальше и думать, что его жизнь изменится к лучшему.
С другой стороны, Лука давал надежду обитателям комнатного дома, не понимая, что они ничего не сделают для исполнения своих желаний. После того, как жильцы Костылевского ночлежки увидели, каким может быть их будущее, выносить реальность стало тяжелее, а в некоторых случаях и невозможно.
Так актер, которому Лука дал надежду на жизнь без алкоголя, понимает, что больницы для отравленных алкоголем душ не существует, кончает жизнь самоубийством. Надежда героя сменяется глубоким отчаянием от осознания того, что мечте актера не суждено сбыться. Именно это отчаяние становится причиной самоубийства актера.
Трагична и судьба Васьки Пепеля, которому Лука дал надежду на честную жизнь. В драке с Костылевым Васька случайно убивает его. Теперь у него нет надежды. Лучшей жизни быть не может, только тюрьма. Надежда превращается в отчаяние.
«Мцыри», М.Ю. Лермонтов
Поэма «Мцыри» относится к произведениям в романтическом стиле. Этим принципам соответствует образ главного героя юноши-горца. Он личность. Сильный, необычный, устойчивый к окружающей среде. Желание Мцыри – вырваться из монастыря на волю, вырваться в мир снов из реальной жизни.
Герой поэмы однажды против своей воли оказался в монастыре и воспринимает его как тюрьму, сковывающую свободу. Он мечтает вернуться на родину, поэтому бежит из монастыря.
Трагическое одиночество закалило дух Мцыри, укрепило его волю. Друзей у него нет, но чем ближе становится ему природа, тем больше он понимает и наслаждается ее проявлениями — шумом воды, ссорящейся со скалами и камнями, свободными и свободными орлами, храбрым и бесстрашным леопардом, сражающимся за победу.
Цель Мцыри, «одна, но жгучая страсть», — увидеть свою родину, которая в его мечтах рисуется как идеальный мир, где все создано для счастливой жизни.
Герой бесстрашно, без чьей-либо помощи идет к цели. Им движет желание и уверенность в себе, чтобы преодолеть любые трудности. И их довольно много на пути. Один из них – встреча с леопардом. Это поединок двух бесстрашных, свободолюбивых, смелых, сильных существ. Осуществление мечты было очень близко, но борьба отнимала много сил.
Вдобавок пришла потеря направления. Мцыри заблудился и не смог преодолеть барьер. Он был в заключении слишком долго без каких-либо реальных навыков. Но неудача не сломила молодого человека. Из его рассказа видно, что сожалений нет, счастье велико. И он с радостью променял бы «небо и вечность» на возможность побыть на родине хотя бы несколько минут.
Герой, столкнувшись с реальностью, не смог осуществить свою мечту, но испытал счастье и двинулся по пути к нему.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
В рассказе Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» затрагивается проблема надежды. Произведение начинается со знакомства крестьянки с дворянином. Между ними завязался бурный роман. Лиза полностью отдалась любви Эраста. Она надеялась, что он чувствует к ней все, что чувствует она. Сначала было именно так. Эраст считал, что именно в Лизе он нашел то, что так долго искал.
Однако вскоре он понял, что ошибался. Его любовь к Лизе становилась все меньше и меньше. Чтобы расстаться с бывшей возлюбленной, Эраст сказал ей, что идет на церковную службу. В этом главная вина Эраста. Полностью потеряв чувства к Лизе, он не сказал ей правды, дал ей надежду, что их любовь продолжится и после его возвращения домой.
Лиза доверчиво ждала своего возлюбленного. Она надеялась, что он вернется и вернется вся любовь. Но однажды Лиза Эраст видит улицы города. Лиза, чистая душой, не верит, что Эраст ее обманул и предал, она искренне рада, что увидела его, думая, что ее возлюбленный только что вернулся со службы.
На этот раз Эраст не обманул ее и сказал, что женился на другой женщине. Выяснилось, что герой истратил все свое богатство, а чтобы его приумножить, решил жениться на богатой женщине. С этим действием Эраста связана и тема надежды. Для персонажа она эгоистична. Он надеется, что с помощью брака по расчету ему удастся поправить свое материальное положение.
Когда Лиза узнает, что возлюбленный предал ее, ее душа наполняется отчаянием. Оно было настолько сильным и обжигающим, что девушка решает покончить жизнь самоубийством. Ее не останавливает даже осознание того, что она тем самым совершит грех, что оставит в покое мать, нуждающуюся в заботе.
Н. М. Карамзин показывает, до чего доводит человека отчаяние. Привело ли предательство Эраста или отчаяние Лизы трагический конец жизни главного героя? На самом деле Лиза могла бы продолжать жить и постепенно забыть ту боль, которую причинил ей возлюбленный. Однако отчаяние заставило Лизу действовать быстро и необдуманно.
Она не думала, что со временем сумеет забыть случившееся, что в будущем сможет встретить человека, который сделает ее по-настоящему счастливой. Лиза не давала себе шанса надеяться. Н. М. Карамзин в рассказе «Бедная Лиза» показывает, что отчаяние героини взяло верх над надеждой.
Станционный смотритель
В одноименном рассказе А.С. Пушкина можно увидеть отчаяние, которое также приводит к непоправимым последствиям. Главный герой Самсон Вырин любит свою дочь Дуняшу. Но однажды девушка убегает из дома со своим парнем. Убитый горем отец отправляется на поиски девочки. Когда он приезжает к ней в город, то встречает такие негативные проявления:
- заблуждение
- бессердечие
- равнодушие
- онемение
- жестокость.
Бедный старик не может понять, как Минский и его собственная дочь могли сделать это с ним.
Читайте также: «На что способен человек ради любви?
Афоризмы
- «Надежда это сон наяву». Древнегреческий философ Аристотель дал свое определение надежды, он сравнил ее со сном, ведь именно во сне люди видят сбывание своих заветных желаний.
- «Никогда, ни в коем случае не отчаивайтесь. Надеяться и действовать — наш долг в невзгодах. Бездействующее отчаяние — это забывчивость и неисполнение долга. Борис Леонидович Пастернак часто сталкивался в своей жизни с несчастьями, поэтому ему знакомо состояние, близкое к отчаянию. Он был уверен, что единственным спасением в таких ситуациях были надежда и действие, впасть в отчаяние означало для него нарушить свой долг.
- «То, что мы называем отчаянием, часто является лишь острым раздражением из-за обманутых надежд». Английский писатель Джордж Элиот считал единственной причиной отчаяния — ложные надежды. По ее мнению, больше всего человека ранит то, что его мечтам не суждено сбыться.
- «Как бы ни было плохо, никогда не отчаивайся, держись, пока есть силы». Александр Васильевич Суворов призывал русский народ выстоять, пока у него остались хоть какие-то силы. Отчаяние было для него крайней мерой, великий полководец верил в непобедимую силу надежды.
- «Отчаяние — это страх без надежды». Французский философ Рене Декарт описывал отчаяние как отсутствие надежды в сложных ситуациях, когда человек боится и не верит в положительный исход.
- Уверенность — основа мужества. Великий русский полководец А. Суворов был уверен, что мужество невозможно без надежды. Человек должен верить в себя, чтобы быть храбрым в бою.
- «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться». Французский писатель Александр Дюма считал самым важным в жизни умение верить и ждать. Тот, кто способен надеяться, непременно поймет всю мудрость жизни, по его мнению.
- «После отчаяния приходит покой, а с надеждой сходят с ума». Жизнь Анны Андреевны Ахматовой была настоящей трагедией. Слишком много испытаний выпало на ее долю, а надеждам не суждено было сбыться, поэтому русская поэтесса считала отчаяние лучше пустых надежд. Верить в то, чему не суждено сбыться, для нее оказалось просто невыносимо.
- «Отчаяние возникает только тогда, когда есть ожидания. Ничто не может привести меня в отчаяние: я ничего не жду от вас. Индийский религиозный лидер Ошо сказал, что если нет надежды на что-то, то и отчаяние не придет. Человек отчаивается только тогда, когда его ожидания не оправдываются. Поэтому сам Ошо ничего не ждет от других и не разочаровывается.
- «Чудо всегда ждет нас где-то рядом с отчаянием». Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк считал, что рядом с отчаянием всегда есть настоящее чудо, нужно только его увидеть. Из любой сложной ситуации всегда есть выход.
Народная мудрость
- «Надежда умирает последней». Наши мудрые предки были уверены, что надеяться нужно до самого конца. Удачного исхода дела не будет, если в него не верить.
- «Без надежды — что без одежды: и в жару замерзнешь». Смысл этой поговорки в том, что надежда помогает человеку жить. Если нет надежды, ничто не согреет душу человека. Поэтому наши предки проводили аналогию между надеждой и одеждой: первая согревает душу, а вторая согревает тело.
- «Надежда вдохновляет, обман убивает». Эта пословица говорит о том, что надежда дает человеку силы для достижения великих дел, а жестокий обман может убить душу, довести до отчаяния.
- Солнце тоже взойдет перед нашими воротами. Это высказывание о надежде. Речь идет о вере в лучшее: люди искренне верят, что тучи исчезнут и над их головами засияет солнце.
- «Без одежды, но не без надежды». Смысл этой поговорки в том, что надежда – самое главное в жизни человека. Лучше быть без материальных благ, символизируемых одеждой, чем без веры.
- «Из одной надежды нельзя сшить одежду». Этой поговоркой наши предки хотели сказать, что нужно надеяться, но нужно действовать, чтобы мечта сбылась. Одной надежды недостаточно для достижения цели.
- «Надейся на лучшее, но жди худшего». Смысл этой поговорки в том, что надо быть готовым к проблемам, тогда будет меньше потрясений. Лучше быть приятно удивленным неожиданным счастьем, чем разочарованным нежелательным результатом.
- «Не поймал костыль, поймаешь щуку». Этой поговоркой наши предки хотели сказать, что не стоит отчаиваться, если что-то не получилось с первого раза. Сегодняшняя неудача может легко превратиться в завтрашний успех.
- «Счастье быстро угасает, а надежда никогда». Наши мудрые предки обратили внимание на то, что счастье недолговечно. Она появляется в нашей жизни неожиданно и так же внезапно исчезает, а надежда остается с нами навсегда.
- «Что хочешь, то и верь». Эта пословица говорит о том, что человеку свойственно надеяться на лучшее. Люди больше всего на свете хотят верить в то, о чем мечтают.
Отношение автора к проблеме
Надежда — это чувство, которое позволяет нам верить в лучшее будущее или исполнение наших желаний и дает стимул жить дальше и двигаться вперед. Надежда – основа нашей жизни, часто она является нашей единственной опорой в трудную минуту.
«Девочка со спичками», Г.Х.Андерсен
Надежды не могут сбыться, особенно если они возложены на других, а на вас им наплевать. Каждый озабочен своими интересами. Это хорошо видно на примере героини Г. Х. Андерсон, история которой представлена в рождественской повести «Девочка со спичками».
В канун Рождества все ждут радостного праздника, волшебства. А еще бедняжка надеется на чудо, что кто-нибудь из прохожих обратит на нее внимание и купит спички (больше у нее ничего нет), тогда она сможет принести деньги на чердак, ставший ее домом, и будет настоящий отпуск. Но людям, увлеченным собой, нет дела до жизни и проблем бедной нищей женщины.
Ни у кого даже нет желания просто проявить интерес и спросить, почему она полуодетая и бродит по заснеженным улицам. Никто не поделится с ней едой, теплом. Кругом царит равнодушие, жестокость, и даже подлый мальчишка украл у нее туфельку (которая не подходила ей по размеру).
Отчаявшись дождаться чуда от людей, девушка после драки начинает жечь спичку, погружается в свои фантазии, откуда ей на помощь приходит умершая бабушка, чтобы защитить и забрать ее к себе. Девушка так ясно видит свой образ, что перестает различать реальность и сон. Она счастлива, что не одна и что произошло чудо, но не так, как она себе представляла.
А утром прохожие увидели обледеневший труп маленькой девочки, улыбающейся и держащей в руках почти пустую коробку. Она замерзла? Да, но не от холода улицы, а от холода человеческих душ, где не было ни капли сострадания к проблемам малыша.
«Обломов» — И.А. Гончаров
В романе Гончарова «Обломов» тема любви тесно переплетается с темой надежды.
Главный герой – Илья Обломов, помещик, привыкший жить в мире и достатке. К малоподвижной жизни его приучили родители, которые спокойно пользовались чужим трудом. Илья был неплохим человеком, но жизнь без трудностей его устраивала. Он целыми днями лежал на диване в удобном халате и мечтал о вещах, которые никогда бы не сделал.
На время из полусонного состояния его выводит любовь к активной девушке Ольге Ильинской. Он поправляет халат, начинает выходить, но это ему чуждо. Герой все еще надеется, что Ольга позволит ему жить спокойно, как прежде, но у нее были другие надежды. Она загорелась идеей перевоспитать Илью, веря, что скоро придуманный образ станет реальным.
Но герой устал и прекратил свои отношения с девушкой. Возможно, любовь героев была настоящей, но их надежды не совпали, а потому создать семью у них не получилось.
Илья нашел другую женщину, Агафью. Она не возбуждала в нем бурных чувств, но ее жалость его устраивала. Герой все-таки нашел свое тихое счастье, на которое всегда надеялся. Своего мужа Ольга тоже нашла, активного, как и она.
«Алые паруса», А. Грин
Люди должны верить в сказки, так считал А. Грин. Эта вера помогает им развиваться, совершенствоваться, достигать своих целей и бороться за прекрасное будущее. Он демонстрировал это на героях истории.
Лонгрен — отважный моряк, мастерящий игрушки и пытающийся скрасить жизнь своей дочери Ассоль в негостеприимной рыбацкой деревушке на берегу бурного моря. Он поощряет воображение своей дочери, которая придает каждой своей игрушке живую душу и настоящее поведение.
Она представляет, как ее лодка, пущенная по течению под управлением ловких гребцов, держится на берегу, где они устраивают обед и заслуженный отдых. Ассоль верит, что однажды в бухту войдет шхуна под алыми парусами, чтобы увезти ее в сказочную страну, где царят любовь и справедливость.
Грея также угнетают условности, несправедливость и несвобода. Он покидает родовой замок, где на душе тесно, тесно, и отправляется в морское путешествие. Необходимость бороться с волнами, ветром, обращаться с парусами закаляет его, делает сильнее, увереннее в своих силах. Дает понимание и веру в то, что он способен изменить жизнь.
Вера в мечту, в свою звезду, надежда на светлое утро всегда сопровождает героев, помогает преодолеть жестокость, непонимание окружающего мира и добиться поставленной цели. Ассоль выдержала насмешки, издевательства и дождалась шхуны с алыми парусами, а Грей, только слушая свое сердце, сумел не потерять веру и подарить любимой чудо, исполнив мечты Ассоль.
Герои показали, что сильное желание, вера и упорство делают мечты реальностью.
Вариант 1 – Отчаиваться или надеяться
Как правило, отчаянием называют такое состояние, которое предполагает осознание полной безысходности катастрофического положения и бесперспективности. Надежда – это состояние человека, в котором он сам видит больше возможностей и вероятности изменить ситуацию в лучшую для себя сторону.
Многие интерпретируют эти состояния как строго отрицательные и положительные и видят в надежде нечто полезное, а отчаяние считают вредным. Нужно сказать, что сначала необходимо разграничить понимание этих понятий, например, отчаяние не равно унынию, а надежда не равно здоровому оптимизму и наличию внутренней уверенности в себе.
Так что, говорят многие, нет причин отчаиваться даже в самой безнадежной ситуации. Именно поэтому (это часто показывают в кино, но, наверное, и в жизни иногда наблюдают) человеку с оторванными ногами на поле боя говорят что-то вроде: «ты прорвешься» или даже «еще будешь танцевать».
Нечто подобное мне кажется и примитивной религиозной надеждой, способом примирить человека с неотвратимой бедой, злом, подарить какие-то положительные чувства.
Совершенно очевидно, что такая надежда ложна, и хотя она предлагает некоторые возможности облегчения внутренних переживаний, она, на мой взгляд, не особенно полезна. В конце концов, жизнь — это не приятная прогулка по пляжу, и этот факт в той или иной степени работает для большинства людей.
Поэтому необходимо осознать наличие самых разных явлений в этой жизни, увидеть многообразие человеческого опыта.
Ложная надежда и призывы не отчаиваться, в свою очередь, лишают человека этого опыта, фактически крадут часть его жизни, и для чего? Ради каких-то приятных переживаний, чтобы не чувствовать боли или даже, бывает, не причинять другим беспокойства.. Наверное, в конце концов, мало найдется в этом мире вещей более лицемерных, чем такая надежда.
В свою очередь, отчаяние часто может дать трезвый взгляд на ситуацию, позволяя человеку реально осознать положение дел, и если он достаточно силен или ему повезло с людьми, которые могут помочь разобраться в этом опыте, то даже печальные ситуации будут продолжалась на достойном человеческом уровне, без самообмана.
Следовательно, в отчаянии есть значительный потенциал, который необходимо понять, даже если само переживание может быть неприятным.
В заключение хотелось бы отметить, что не стоит смотреть на эти рассуждения однобоко, в надежде тоже много позитива, а отчаяние в неумелых руках даст только плачевные результаты, тем не менее не стоит рассматривать мир примитивно и в рамках приятного/неприятного.
«Тихий Дон», М.А. Шолохов. Что бывает когда тебя поглощает отчаяние
Женская судьба одной из героинь романа Натальи непроста. Постоянное переживание измены мужа, желание быть рядом, жить в дружной любящей семье и невозможность этого добиться приводит ее в безграничное отчаяние. Узнав о возобновившейся измене Григория, беременная Наталья в порыве обиды решается на отчаянный шаг.
Гордая, обиженная, она не хочет рожать от предателя, хотя любимый делает аборт у деревенской бабки, после чего истекает кровью.
Вернувшись домой, Наталья раскаивается перед Ильиничной, которая в ужасе от того, что сделала ее невестка, но исправить ничего нельзя. Тихо, но неотвратимо Наталья приближается к смерти.
Автор ярко и образно описывает последние минуты жизни героини, наполненные трагедией. Страдающая Наталья, уже ставшая молчаливой и покорной, понимает, что уходит навсегда, оставляя позади все самое дорогое в жизни: детей, любимого Григория, единственного мужчину в ее сердце. Она прощает ему все и с новой силой испытывает к нему любовь.
И даже просит свекровь одеть ее на похороны в зеленую юбку и поплиновую блузку — наряд, который очень понравился мужу. Расставаясь с детьми, Наталья дает указания сынишке: «Мишатка, папа идет — поцелуй его за меня, попроси пожалеть тебя…»
Верное сердце Натальи принадлежало только Григорию, она отдала его ему, изо всех сил старалась построить семейное счастье, боролась, как могла, за него, видела в этом смысл жизни. А когда все рухнуло, она сама умерла.
Роль надежды в жизни человека и ее опасность: сочинение, примеры из литературы
Роль надежды в жизни человека и ее опасность
Оказывается, надежда может быть опасна. Это иногда трудно понять, если хочешь во что-то верить. Вот сочинение с примерами из литературы на тему «Роль надежды в жизни человека и ее опасность»:
Почему надежда так опасна? Часто дело в том, что это дает человеку стимул верить в лучшее, что не всегда приходит. Если человек замечает, что «светлое будущее» никогда не наступит, он испытывает состояние разочарования и отчаяния, что может быть крайне вредно для психики.
Ведь доведенный до крайнего отчаяния человек вполне может пойти на ужасные, но в то же время глупые поступки. Скажем, покончить с собой, стать вечным затворником, полностью разочаровавшимся в себе и человечестве.
Поэтому очень важно, чтобы в момент осознания человеком того факта, что надежда, к сожалению, несбыточна, рядом был кто-то, кто сможет поддержать и вселить веру в то, что эта «черная полоса» – не конец жизни, это стоит пройти через суматоху и двигаться вперед, к лучшему, с высоко поднятой головой.
Естественно, в группу риска попадают творческие люди — ведь они очень ранимы и эмоциональны. Причиной более 90% случаев самоубийств писателей, поэтов, музыкантов, является именно отчаяние, неверие в себя и человечество, а также понимание того, что идеи и идеалы, которые они воспевают своим творчеством, вряд ли воплотиться в этой несправедливой жизни.
Это явление встречается и в литературе. Евгений из поэмы Пушкина «Медный всадник» пережил крушение почти всех надежд, которые он лелеял. Герой надеялся жениться на своей возлюбленной Параше и жить с ней в мире, любви и согласии. Но наводнение не только лишило ее дома, но и унесло жизни любимого и матери.
Увидев обломки, Евгений теряет рассудок. Он бродит по городским улицам и не может найти себе места. Отчаяние истощило все его силы — и моральные, и физические. Он настолько морально истощен, что даже боялся памятника Петру, стоявшего на площади.
Героиня повести «Бедная Лиза» была влюблена в дворянина, но он устал от ее привязанности и сказал, что должен уйти на войну. Девушка уныло снаряжала любимого в дорогу, но через некоторое время увидела его на улице. Выяснилось, что он солгал и долгое время был помолвлен с другой — тоже из корыстных соображений.
Ведь на войне ему было веселее, чем Родину защищать. Поэтому она сейчас в затруднительном положении с материалом, который поможет исправить новая невеста.
В душе героини начинает бушевать довольно широкий спектр эмоций: от ненависти к предателю Эрасту, до терзаний от осознания того, что они больше никогда не будут вместе. В конце концов, девушка не выдерживает и сводит счеты с жизнью. Вот она, опасность надежды, терзаемой отчаянием, ведущей к моральной и физической смерти.
Конечно, это не значит, что нужно жить без мечтаний и целей, не надеясь на лучшее. Но всегда необходимо признать тот факт, что далеко не все усилия, направленные на благое дело, могут быть оценены судьбой «по достоинству». Иногда она несправедлива. Поэтому после каждого неудачного шага стоит «наградить» себя мыслью о том, что «если не повезет в этот раз», значит, «еще не время» и «повезет другому». Это сложно, но выполнимо.
«Гроза» — А.Н. Островский
Тема надежды и отчаяния в драме Александра Островского «Гроза» раскрывается в образе главной героини Катерины.
Она росла в хорошей семье и надеялась создать свою счастливую семью. Однако, выйдя замуж за Тихона Кабанова, молодую женщину захватила непростая жизнь. Мать мужа, по прозвищу Кабаниха, унижала невестку, угнетала ее, как будто хотела лишить ее всякой надежды. Но Тихон боялся матери, не противоречил ей, поэтому Катерина не дождалась от него защиты.
Героиня пыталась стать своей в новой семье, спокойно переносила обиды, но ее свободолюбивой душе это давалось нелегко. Она надеялась сменить мужа, а когда это не сработало, изменила ей с другим мужчиной. Катерина увидела в Борисе, племяннике купца Дикого, прекрасного князя. Но это были пустые надежды, ибо мужчина оказался трусом.
Когда героиня призналась мужу в измене, Борис не подтвердил их отношения, так как не хотел остаться без дядиного наследства.
У Катерины было много надежд, но ни одна не оправдалась. Почему? Во-первых, она выбирала не тех мужчин, а во-вторых, не было никого, кто бы ее поддержал и понял. Она стояла одна против окостеневшей в городской суровой морали. Ее надежда сменилась отчаянием, и она бросилась в воды реки, потому что не могла жить без надежды на лучшее будущее.