Береги честь смолоду — сочинение-рассуждение по теме онлайн

Аргументы

Значение пословицы

Ученику лучше начать рассуждения с объяснения того, как он понимает само выражение и какое значение оно ему придает. Для этого можно опираться на известные факты и включать собственные мысли. В целом это может выглядеть так.

Рассуждения учащихся о поговорке

Вся поговорка звучит как «Берегите платье еще раз, и честь с юных лет». И если первую часть легко понять (на самом деле проще сразу аккуратно обращаться с вещами, чем потом отстирывать пятна и зашивать дыры), то вторую не всегда можно трактовать однозначно.

«Берегите честь с юных лет» — поговорка, смысл которой в том, чтобы не совершать поступков, унижающих человеческое достоинство. Поэтому достойное поведение необходимо не столько для поддержания хорошей репутации в обществе, сколько для собственного спокойствия.

Когда у человека есть добрые, благородные принципы, которым он неукоснительно следует, он легче делает выбор, а потому лишен долгих и изнурительных душевных порывов. Он знает, что правильно, и следует этому, несмотря ни на какие преграды и даже угрозы. Такой человек иногда пренебрегает даже смертельной опасностью, если это необходимо, и тем более он не станет жертвовать своей честью ради личной выгоды.

Вот и получается, что лучше всегда поступать в соответствии со своими принципами, чем потом смывать пятна на репутации и зашивать дыры в сердце. Так же, как и с платьем.

Примеры из жизни

  • Пушкина всегда поражало то, как люди могут терпеть унижения и спокойно переносить адресованные им обиды. Автор видел, что общество, напуганное грядущими переменами, становится неспособным отстаивать собственное мнение и смелые поступки, понятие чести становится для них лишь формальностью. Пушкин не мог смириться с этим и не хотел вступать в ряды таких представителей дворянства.

Дворянские дуэли Александр Сергеевич описал в повести «Капитанская дочка» и не побоялся вызвать гнев императора Николая I, который всеми силами боролся против незаконных боев в армейской и гражданской жизни. В этом есть своя правда, ведь правила русских дуэлей отличались своей беспощадностью, но с их запретом исчезает и возможность отстоять свою честь и сохранить свое достоинство.

Пушкин не терпел даже шуток, порочащих его имя, поэтому в его жизни было много дуэлей. Его благородство проявлялось в том, что он никогда не стрелял первым и никогда не проливал кровь врага. Перед дуэлью с Дантесом Пушкин писал в письме своему другу, что как дворянин и отец семейства он должен сохранить свою честь и имя, которые он передаст своим детям.

  • Однажды моя подруга нашла кошелек с большой суммой денег, она ни секунды не думала о том, как присвоить чужое имущество, а думала только о том, как найти настоящего хозяина. Рекламировать было нельзя, потому что, к сожалению, в мире слишком мало честных людей, способных на самоотверженные поступки.

Девушка обратилась за советом к матери, которая была искренне удивлена ​​благородному поступку дочери, зная, что она давно собирала деньги на новый телефон. С помощью мамы моя знакомая нашла в бумажнике квитанцию ​​об оплате услуг телефонной связи, где был указан номер телефона. Позвонив по этому номеру, они связались с хозяйкой кошелька, которой оказалась бабушка из соседнего дома.

Пожилая женщина отложила на карту несколько пенсий на оплату операции мужа. По дороге домой из банкомата, где она снимала деньги, из сумки выпал бумажник. Хорошо, что он попал в правильные руки. Лучшей оценкой для девушки стали счастливые слезы и без того отчаявшейся бабушки. Это поступок, который я могу отнести к моему пониманию чести, действовать с чистой совестью, мой друг вдохновил меня и других своим примером.

  • Так уж сложилось, что понятия рыцарь и честь неразделимы. В рыцарский век благородные дела, верность своему слову, подвиги ради дамы сердца, а также преданность короне ценились гораздо выше личной корысти и богатства. Рыцари предпочли лишиться жизни, чем потерять честь и достоинство.

Со временем слово «рыцарь» стало обозначать не только воина, но и человека, ведущего определенный образ жизни, соответствующий своду неписаных правил. В 13-14 веках даже составлялись специальные наставления, где было написано, как должен вести себя рыцарь и что ему говорить.

Обязательным условием рыцарского кодекса чести была любовь к прекрасной даме, которая вдохновляла бы его на подвиги, а он, в свою очередь, должен был гарантировать безграничную преданность и верность своей возлюбленной. Во времена, когда не было войн, рыцарю необходимо было доказывать свое мастерство на турнирах.

Именно благодаря кодексу чести рыцари стали занимать высокое положение в обществе. До сих пор популярны легенды о Круглом столе короля Артура, где главными понятиями для отважных рыцарей были честь и справедливость.

Отношение автора к проблеме

Русские писатели всегда поднимали вопрос о чести, и в наше время он стал особенно актуальным. Люди давно забыли, что такое честь и совесть, и поэтому в мире так много зла. Сохранить свою честь важно для каждого человека, ведь восстановить доброе имя, хотя бы раз навредив ему, уже не получится.

Народная мудрость

  1. «Где честь, там правда». Эта народная мудрость гласит: истина близка только к людям с честью. Поэтому говорится, что где честь, там и правда.
  2. «Берегите снова платье и честь с юных лет». Наши мудрые предки знали, что восстановить запятнанную честь невозможно, поэтому призывали беречь ее с малых лет. Для более точного определения используется аналогия чести с платьем, которое необходимо сохранить с самого начала, чтобы оно оставалось в первозданном виде.
  3. «Что есть, такая и честь». Не всем известно понятие чести, каков человек на самом деле, таковы его жизненные ценности.
  4. «Для воина честь дороже жизни». Эта пословица гласит, что честь для воина имеет огромное значение, потерять честь равносильно смерти для военного.
  5. «Где нет стыда, там нет и чести». Эта пословица относится к одному из самых страшных человеческих качеств – бесстыдству. Если у человека нет стыда, ему вообще не известно понятие чести.
  6. «Хвала Богу, и слава и честь доброму человеку». Наши предки верили, что на все в этом мире есть воля Божья, поэтому славить Бога просто необходимо, но и добрых людей забывать тоже не стоит.
  7. «Не для нашей чести, не для того, чтобы мы ели». Эта пословица говорит о том, что человеку не нужно лезть в свои дела. Что происходит с другими, нас не касается.
  8. «Если потеряешь честь, новой не найдешь». Смысл этой поговорки в том, что человеку дается честь на всю жизнь. Если вы потеряете его, вы не получите новый.
  9. — Это была честь, но я не мог этого принять. Многие добродетели даны человеку от рождения, некоторые передаются по наследству. Его задача — удержать их. Поэтому пословица говорит, что была честь, да не удалось ее сберечь.
  10. «Какая совесть — такая честь». Эта пословица говорит о том, что понятия совести и чести тесно переплетены. Поэтому нашему народу было трудно отличить совесть от чести.

Кого можно назвать человеком чести: аргументы

Человек чести
Человек чести

Человеком чести можно назвать того, кто живет в соответствии со своими моральными принципами и нравственными принципами. Они определяют поведение и суждения. Тип человека чести очень хорошо освещен в литературе. Вот аргументы:

Остап, сын Тараса Бульбы в одноименном произведении Гоголя, — отважный казак, для которого спасение Родины и веры — дело чести. Обладает самоотверженностью и настойчивостью, смело смотрит в опасность, приходит на помощь своим собратьям. Когда поляки убивают его мать и разрушают дом, месть ему тоже идет на пользу.

Он не может смириться с ситуацией, поэтому отрицает личные интересы, и всю свою жизнь посвящает спасению народа. Все заканчивается тем, что герой оказывается в публичном доме. Но и в этом случае он не раскаивается и не проявляет слабости.

В «Капитанской дочке» Гринев тоже верен своей чести. Он отказывается вступать в армию повстанцев, не щадит своей жизни. Более того, сам Емельян Пугачев ценит моральные качества Петра и спасает ему жизнь. Молодой человек получает такой «подарок» именно за то, что он человек чести, он смелый, упрямый, отважный и честный. Даже противник успел это оценить.

Почетным человеком можно назвать человека добродетельного, смелого, с чистыми помыслами, защищающего слабых. Он умеет достойно встретить опасность, он принципиален и не сдается на полпути.

Честь и бесчестье в рассказе «Судьба человека» и повести «Капитанская дочка»

Вопрос чести и бесчестия никого не может оставить равнодушным. Это влияет на всех нас в большей или меньшей степени. Мы понимаем, что хорошо, а что плохо, но как стать лучше — тема первостепенной важности.

Какими качествами должен обладать порядочный человек? Что мне сделать, чтобы стать таким? Сегодня эти вопросы наиболее актуальны для моего поколения, но ответы на них нам дали давно великие писатели и мыслители. Рассмотрим некоторые из них.

К сожалению, нам часто приходится иметь дело с человеческой ложью, то есть с людьми, способными ввести в заблуждение других. Я считаю, что лжецы теряют честь, когда «говорят то, чем не являются», как уклончиво выразился о предательстве писатель Джонатан Свифт.

Из своего читательского опыта могу привести несколько примеров, наглядно показывающих, что такое честные качества и нечестные. В рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов затронул множество тем, одной из которых является вопрос чести. Главный герой Андрей Соколов был обычным гражданином. У него была семья, дети и хорошая работа, но все это Андрей теряет в одно мгновение во время войны.

Кажется, в такой ситуации не до нравственной совести, но все тяготы войны он прошел с высоко поднятой головой, но без лживого слова. Одним из главных эпизодов, раскрывающих его внутреннюю силу, является сцена допроса Андрея командиром Мюллером. Слабый, бессильный солдат превосходил немца по силе. Отказ от предложения выпить за победу Германии был для Мюллера неожиданным.

Такая наглость была чревата плачевными последствиями, но до лжи герой не опустился. Враги неожиданно оценили мужество русского солдата. Мюллер сказал: «Вот кто такой Соколов. Ты настоящий русский солдат. Ты очень смелый. Я тоже солдат и уважаю достойных противников». Твердость характера героя внушала уважение тем, кто состоял в комендатуре.

Они решили, что Андрей достоин жизни, дали ему буханку хлеба и кусок сала, которыми он поделился со своими голодными сокамерниками. Андрей Соколов – настоящий патриот своей страны, олицетворяющий собой честь, достоинство и отвагу.

Другими примерами являются герои-антиподы Петр Гринев и Алексей Швабрин из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Берегите честь с юных лет — вот главное наставление отца Петра Гринева, которого отправляют на службу.

Петр достойно исполняет родительскую волю. Он отказывается присягать Пугачеву, а другой герой Алексей Швабрин делает это без особых колебаний. Он лжет, чтобы спастись от расправы, но его клятва ничего не стоит. Швабрин — предатель, но если бы его поступок можно было объяснить только страхом смерти, то его можно было бы как-то оправдать, ведь не каждый может быть героем, как, например, Соколов.

Но Швабрин подлый и низкий человек. Он лжет, чтобы заполучить Машу в жены и в итоге получить заветную должность коменданта крепости. Лжец пытался лишить девушку чести в глазах Гринева, а позже ранил Петра на дуэли. Поэтому его предательство не оправдано. Алексей не боится позора, он не понимает значения слова «честь», а потому врать ему обычное дело.

Пушкин очень реалистично описывал последствия такого поведения: от человека без чести отворачиваются все. Но Гринев предстает перед обществом отважным, смелым и отважным юношей.

Таким образом, примеры из литературы говорят о том, что честь предполагает отвагу, отвагу, отвагу и честность. Петр Гринев и Андрей Соколов претерпели множество лишений и невзгод, чтобы сохранить свое достоинство, свои нравственные ориентиры и ценности.

Впрочем, Алексею Швабрину даже не нужен повод, он предаст и солжет без угроз, лишь бы получить желаемое. Поэтому человек должен прежде всего победить в себе труса, чтобы отстаивать свою честь при любых обстоятельствах.
Интересный? Сохраните себе на стену!

Шолохов «Судьба человека» — честь и бесчестие: сочинение

Шолохов «Судьба человека»
Шолохов «Судьба человека»

Честь и достоинство очень важны для высоконравственного человека. В рассказе «Судьба человека» автор показывает, что человек чести останется таковым, даже если на него будут давить обстоятельства непреодолимой силы, даже если ему грозит собственная смерть. Вот очерк о чести и бесчестии по Шолохову «Судьба человека»:

Андрей Соколов попадает в плен к немцам. Он пытается сбежать, но терпит неудачу, много работает над своей карьерой, над ним издеваются. Заключенный не выдерживает и высказывается о сверхурочной работе, его отправляют в командование. Офицеры решают поиздеваться над голодным и изможденным мужчиной, предлагая ему выпить за победу фашизма. Соколов отказывается. Затем ему предлагают выпить за свою смерть.

Соколов понимает, что если он напьется до того, как его расстреляют, то умереть будет не так страшно. Поэтому он отказывается от еды и залпом выпивает чуть ли не три стакана водки. Он относит буханку хлеба и кусок сала, которые ему достались, другим обитателям барака.

Пример героя показывает, что человек чести остается таковым даже в очень суровых условиях. Более того, даже немцы оценили его непоколебимую позицию и оставили в живых. Кстати, автор не зря называет творение «Судьба человека», а не «Судьба Соколова», тем самым подчеркивая, что герой — человек чести с большой буквы.

Понятие чести

С принципами все понятно, но все ли они подходят под понятие чести? А если, по его представлениям, человек, например, считает себя лучше других и высокомерен в общении? Или, что еще хуже, считают возможным навредить другим?

Концепция чести

Тогда конечно ни о какой чести не может быть и речи. Ведь этим понятием обычно обозначают качества человека, достойные уважения и гордости. И хотя его можно считать относительным, это чувство присуще человеку, и люди интуитивно определяют его как честность, благородство и здоровье души и чистую совесть. О тех, кто соответствует этому определению, еще можно сказать, что они готовы отдать последнюю рубашку ради других.

«Долг и честь» в романе «Капитанская дочка»

Александра Сергеевича Пушкина всю жизнь интересовали переломные моменты истории России, а также выдающиеся личности, повлиявшие на ход исторического развития страны.

Автор много ездил по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму приняло лишь одно — рассказ «Капитанская дочка». Это произведение было написано в 1833-1836 гг. Это был, так сказать, результат исторических поисков автора, воплотивший его мысли, переживания и сомнения.

Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистично показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.

Главный герой повести — он же мемуарист-рассказчик — Петр Гринев. Этот довольно обычный человек волею судьбы оказывается втянутым в водоворот исторических событий, где раскрываются черты его характера.

Петруша — молодой дворянин, уездный несовершеннолетний, получивший типичное провинциальное воспитание у француза, который «не был врагом бутылки» и «любил пригубить лишнего». Его отец, Андрей Петрович Гринев, офицер старой гвардии, рассматривал понятия о чести и долге только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верой и правдой, кому ты клянешься”.

Сын Гринева, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Тот, кто совершает ошибки, постоянно пытается следовать наставлениям отца: «Берегите честь с юных лет». Он никогда не изменял присяге, данной императрице.

Имея выбор между смертью и предательством своей клятвы, он выбрал первое. Тем не менее он смог увидеть в предводителе антидворянского мятежа положительные качества: честность, благородство, отвагу, ум. Когда его возлюбленная Маша Миронова попала в беду, он, не изменяя своей клятве, просит помощи у Пугачева.

Алексей Иванович Швабрин — противник Гринева. Он столичный дворянин, гвардейский офицер, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и произведений французских просветителей воспитывало лишь беспринципность и показной патриотизм.

Сосланный, очевидно, на дуэль, без шансов вернуться в Петербург, он присоединяется к мятежу, видя в нем лишь возможность перемен и продвижения по службе, а главное, сохранения жизни. Шабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его мысли и действия только о нем самом; он эгоист.

Когда все защищают крепость и, проиграв сражение, отказываются признать в Пугачеве императора, тот легко переходит на его сторону. Его злость и скверность проявляется и в его отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог завоевать ее сердце и, став командиром, пытался заставить ее выйти за него замуж.

Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший на верность императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего оружия. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казаке» императора, за что лишает себя жизни («Ни прусские штыки, ни турецкие пули не коснулись вас; вы не подставили свой живот в честном бою, а исчезли от сбежавшего осужденного”).

Проблема чести и долга также связана с образом Пугачевой. С точки зрения гвардейских офицеров он «летучий казак», руководитель антидворянского мятежа, уголовник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга.

Он помнит заячий тулуп и стакан вина, когда-то подаренный ему Гриневым, оставляет ему жизнь, дает ему лошадь, тулуп, дает деньги, которые, однако, были украдены урядником. Пугачев живет по принципу: «Долг по уплате — красный». Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам наказать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.

Совсем по-другому понимает Савельич честь и долг. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, послушный и добродушный крестьянин, крепостной. Он беззаветно любит Гринева и старается сделать все для «хозяйского ребенка». Даже его скупость является проявлением заботы о хозяине.

Савельич готов пожертвовать всем, даже своей жизнью, ради Гринева: он бросается в ноги Пугачеву и просит его не вешать Петрушу, а вешать ради порядка. Это его обязанность: заботиться и оберегать хозяйских детей.

Мы также видим понятия чести и долга на примере урядника, пугачевских «генералов» и всего народа. Все без колебаний переходят на сторону сильнейшего. Для них это не честь и не долг. Урядник либо обслуживает коменданта, либо Пугачева, либо помогает Маше и Гриневу.

«Генералы», по словам Пугачева, «при первой же неудаче. выкупят шею моей головой». Народ, как только повстанцы заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву на верность, собирает брошенные им деньги и выражает полное смирение.

Подводя итог, можно сказать, что А. С. Пушкин в своем творчестве реалистично показал разные слои русского общества: от беженцев и крепостных до дворян, от самозванки до императрицы.

На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского человека, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.

Что такое честь и бесчестие аргументы. Помощь в подготовке к ЕГЭ

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, которую поднимает автор: кто носитель чести, кто бесчестит. Воплощенная честь, не позволяющая руководствоваться материальными или иными корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Петр Гринев готов умереть за данное слово присяги, даже не пытаясь выкрутиться, обмануть, спасти жизнь. Швабрин поступает иначе: ради спасения жизни он готов пойти на службу к казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не присоединяется к ненавистному Швабрину, жаждущему любви девушки.

М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич — представитель опричнины, ни в чем не знает отказа, привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а потому и лжет) королю и получает разрешение жениться на замужней женщине. Калашников, действующий по законам Домостроя, защищает честь своей опозоренной жены.

Он готов умереть, но наказать обидчика. Он идет драться на место казни и приглашает своих братьев, которые должны продолжить дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведет себя трусливо, мужество и мастерство сразу же покидают его лицо, как только он узнает имя своего противника. И даже если Калашников умрет, он умрет победителем.

Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрена Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идет в канцелярию губернатора, чтобы спасти мужа от призыва.

Ермила Гирин, честный и благородный человек, пользуется авторитетом среди жителей ближайшего района. Когда надо было купить мельницу, денег у него не было, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда я смогла вернуть деньги, то обошла всех и лично вернула взятые взаймы деньги. Оставшийся невостребованный рубль он всем раздал на выпивку. Он честный человек и честь для него дороже денег.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для нее неважно, кого она должна убить, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть тестя, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленькой наследницы.

Но после раскрытия она остается брошенной любимым, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением найти любовницу в жены. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязь ее преступлений. Так что бесчестие при жизни остается посмертным позором алчной, измученной купчихи.

Аргументы из литературы

Итак, после того, как ваша собственная позиция объяснена, ее необходимо аргументировать. Для этого отлично подходят литературные источники.

Гринев и Швабрин Пушкина

В 1836 году был опубликован рассказ Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет произведения рассказывает историю романтической любви Марии Мироновой и Петра Гринева на фоне страшного и кровавого для России времени — восстания Емельяна Пугачева.

Гринев и Швабрин Пушкин

Счастье пара обрела не сразу, сначала им пришлось пройти через серьезные испытания, одним из которых стала влюбленность в главного героя Алексея Швабрина. Юноши дрались на дуэли, закончившейся ранением Петра, а затем, в разгар бунта, оказались в противоборствующих войсках.

Изречение, выбранное автором в качестве эпиграфа, «Берегите честь с юных лет», как нельзя лучше вписывается в перипетии сюжета. Гринёв и Швабрин олицетворяют противоположные характеры:

  • Первый готов умереть, но не предавать, такой приказ отдал ему отец.
  • Другой сделает все, чтобы спасти свою жизнь.

Время проявить себя и сделать нравственный выбор наступило при трагических обстоятельствах. Честь офицера и человеческое достоинство проявил Петр, отказавшийся присягнуть Пугачеву и служить в его войске, хотя ротмистр и комендант крепости были казнены на его глазах. Такая же печальная участь не постигла героя только из-за его старого случайного знакомства с Емельяном, которому он помогал, когда был еще безвестным беглым казаком.

Швабрин поддался инстинкту самосохранения, отказался от присяги на верность отечеству и императрице и примкнул к неприятельской армии. Для него это не было унизительно.

По ходу рассказа он не раз демонстрировал свою негодность:

  • Он разработал план, как заставить Машу Миронову стать его женой, которую в конце концов спас Петр, получивший от нее записку.
  • Оказавшись в тюрьме с соперником, он донес на него.

Но благородство и честность все же восторжествовали над злом и предательством. Гринев все пережил, не потеряв достоинства, не нарушив слова клятвы и не изменив своим принципам, и в результате получил Машину свободу и любовь. Он выполнил свой долг, остался верен отечеству, но не думал о награде, а только хотел быть честным с самим собой.

Читайте также: Человек венец природы ❇️ аргументы за и против, эссе с доказательствами, что человек вершина эволюции

Лиза и Эраст Карамзина

На основании сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» можно привести следующее рассуждение. В содержании раскрывается тема чести и бесчестия по отношению к близким людям.

Сюжет произведения заключается в неожиданно вспыхнувшей любви дворянина Эраста к крестьянке Лизе. Для вечно ветреного юноши это настолько ново, что он подумывает уйти из светского общества ради возлюбленной.

Лиза и Эраст Карамзины

Девушка испытывает не менее сильные чувства, и отдается во власть Эраста, но, вопреки ее ожиданиям, он не оказывается человеком чести. Легко расставаясь с деньгами и не имея возможности зарабатывать на жизнь, дворянин быстро теряет свое состояние.

Выход есть, и заключается он в свадьбе с богатой вдовой, но Эраст связан словом Лиза. И все же он решает просто откупиться от девушки, которая обо всем узнала. Предложение денег вместо любви выявило всю глубину трусости, безволия и эгоизма молодого человека, словом, позора.

Однако Лиза поняла, что совершила ошибку, не спасла свою честь, сдавшись непорядочному человеку, и поплатилась за это собственной жизнью.

Чичиков Гоголя

О бесчестии ради наживы говорил Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мертвые души». Ее герой, Павел Иванович Чичиков, как и Петр Гринев, следовал завету своего святого отца, но у него был другой. Родитель советовал копить копейки, и это с детства влияло на Павла. Стремясь приумножить свое состояние, он совсем забыл о чести:

  • Когда он был маленьким, он продавал еду своим одноклассникам.
  • Повзрослев, он провернул аферу с «мертвыми душами». Не гнушайтесь достичь цели не только подкупом, но и молчанием или обманом.

Собственники жилья, заключившие договор в свою пользу, тоже видят это не в лучшем свете. Они не думают ни о своей чести, ни о чести других, а видят только способы улучшить свое материальное положение. В произведении описываются чиновники, пользующиеся служебным положением и принимающие взятки от приезжих.

Персонажи других произведений

Примеры можно брать и из других работ. Среди них:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

  • Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Онегин принял участие в неоднозначной дуэли, и не дал себя осудить миру, но испортил жизнь юному поэту. Татьяна отказалась от любви, чтобы сохранить честь своей семьи.
  • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Чиновники здесь не гнушаются брать взятки. Хлестаков, которого ошибочно принимают за бухгалтера, любит пользоваться бесплатными льготами.
  • Рассказ Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрей запятнал свою честь, предав родных ради любимой. Остап и Тарас остались верны казацкому договору.
  • Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Мальчика оставили в темноте охранять воображаемый склад, потому что он обещал это подросткам в игре.
  • Рассказ А. Чехова. «Врач». Осип Степанович Дымов ценой собственной жизни спас больного и остался верен своему врачебному долгу.

Честь и достоинство — высшие нравственные ценности человека: сочинение

честь и достоинство – высшие нравственные ценности человека

Проблема чести и достоинства рассматривается во многих литературных произведениях. Настоящие герои всегда готовы пожертвовать собой, чтобы не запятнать свою честь. Вот сочинение на тему «Честь и достоинство – высшие нравственные ценности человека»:

Честь и бесчестье часто создают моральный выбор. Человек может поддаться обстоятельствам или до последнего хранить свои принципы. Например, Гомер, древнегреческий поэт, считал, что существуют некие внешние силы (божественное провидение) и внутренние (человеческие нравственные ценности). На примере Ахиллеса и Гектора, персонажей древнегреческой мифологии, он показывает, как может проявляться честь.

Несмотря на то, что оба героя люди порядочные, первый подчиняется эмоциям, слаб перед гневом и местью. Другой видит свою миссию в защите семьи, города и людей.

Теряя честь и достоинство, человек перестает быть самим собой. Он теряет все, что прежде ценил в себе. От такого человека может отвернуться даже лучший друг. Бесчестный с общественного положения человек – это недостойный, низкий, неразвитый человек.

Высоконравственные люди, обладающие честью и достоинством, полезны не только тем, что имеют прочную позицию в жизни, но и тем, что способны приносить пользу обществу. Можно даже сказать, что они двигают общество к прогрессу. Ведь если бы человек не имел моральных принципов, а полагался бы только на основные инстинкты, он ничем не отличался бы от приматов. Разумным человеком его делало не только умение мыслить, анализировать и сопоставлять факты, но и такие качества, как честь и достоинство.

Правила кодексов

Человек должен соблюдать не только законы и нормы, установленные государством. Есть моральные негласные правила, распространенные в узких кругах. Со временем они сформировали кодексы чести:

  • офицер
  • матрос
  • дуэлянт;
  • врач;
  • бакалейщик;
  • построенный коммунизмом.

сочинение о чести

Офицерские коды соответствуют воинским уставам. Это неформальные кодексы, содержащие правила поведения и советы для молодых сотрудников. На службу обращались: Вооруженные силы должны беречь честь отечества, быть верными государству и властям. Офицер — смелый и мужественный человек, который стремится оставаться мудрым и хладнокровным.

Аналогичные нормы содержатся в Кодексе моряков. Но у них также есть верования, которых придерживаются капитаны и экипажи кораблей. Им запретили называть дату прибытия в порт, чтобы путешествие было спокойным. Говорить о шторме и шторме на борту было невозможно. Моряки почитали чаек, считая, что в этих птицах обитают души тех, кто погиб в море.

В 1911 году они написали и опубликовали кодекс чести дуэлянта. В нем было около 500 пунктов, по которым нужно было провести поединок. Дуэль могла состояться только между равными соперниками, с ее помощью решали проблемы, связанные с репутацией семьи, женщины или самого дворянина. У стрелков есть секунданты, которые следят за процедурой.

что такое почести эссе рассуждения

С древних времен каждый врач давал клятву Гиппократа. Он содержится в коде врача. Медицинский персонал обещал помогать всем больным, бесплатно обучать медицине предрасположенных к этим знаниям. В прошлом было запрещено делать аборты и вступать в сексуальные отношения с пациентами. Современные врачи должны дать присягу и пообещать не проводить эвтаназию. Хотя это разрешено в ряде стран.

Это был кодекс чести для купцов в России. От купцов требовалось следить за своими делами, вежливо обращаться с покупателями, работать регулярно и тщательно выбирать помощников. Правила включали трезвость, уважение к финансам и рекомендации по ведению учета продаж.

В СССР существовал «Моральный кодекс строителя коммунизма».

Он обязывал граждан любить государство и социализм, рабочий класс, помогать своим товарищам, соблюдать нравственную чистоту. Особое внимание уделялось семейным отношениям и братской солидарности.

Грамотное завершение сочинения

Грамотное завершение эссе

Воодушевляющие героические примеры из мировой литературы показывают, почему честь нужно беречь с юных лет. И в то же время они рисуют низкие лица тех, кто этим пренебрегает. Конечно, они описывают далеко не обычные, сложные ситуации, во многих из них выбор был действительно серьезным и очень важным.

Тем строже вы должны относиться к своим нравственным качествам в повседневной жизни. Ведь честь – это не судить других за их спиной, не лгать, не делать кому-то зла ради собственной выгоды, относиться с любовью, пониманием и терпением к другим, не только к людям, но и к животным. Так что вовсе не обязательно подвергаться смертельной опасности, чтобы отказаться от присяги на верность врагу, чтобы прослыть достойным человеком.

Честь и достоинство: тонкости защиты деловой репутации

Деловая репутация юридического лица является неотъемлемым активом любого бизнеса, от которого зачастую зависит его успех. Действующее российское законодательство гарантирует правовую защиту деловой репутации. А под ущербом для репутации компании понимается некоторое ее ухудшение, которое связано с распространением порочащей информации.

Основным средством правовой защиты деловой репутации является возможность требовать опровержения таких сведений в суде, если лицо, сообщившее их, не докажет, что они соответствуют действительности. При этом суду труднее всего разграничить, когда речь идет о фактах, которые могут быть проверены на соответствие действительности, и когда речь идет об оценках, выражающих субъективное мнение и взгляды автора, на которые он вправе осуществлять любым способом, не запрещенным законом.

В недавнем обзоре судебной практики Верховного суда (ВС) в качестве примера приводится достаточно громкое дело, по которому ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) обратилось в суд с иском к частному лицу с требованием признать информация, распространенная ответчиком в сети Интернет, наносит ущерб репутации.

Предыстория такова: Башкирское отделение РТРС планировало построить наземный телевещательный центр на территории нескольких уфимских курганов. Для этого был объявлен конкурс на проведение археологических раскопок на курганах. В марте 2015 года сотрудница Национального музея Башкирии Светлана Воробьева раскритиковала этот тендер в группе «Новости археологии» в социальной сети «ВКонтакте». Предложения, поданные на тендер, были отозваны после этой публикации.

РТРС подал в суд на Воробьеву, ссылаясь на то, что она разместила в социальной сети ВКонтакте недостоверную информацию, порочащую ее деловую репутацию, следующего содержания:

  • «Реальная стоимость работ занижена.., это по сути демпинг»;
  • «Такая тендерная документация свидетельствует либо о полной некомпетентности составителей, либо о наличии коррупционной составляющей в виде договоренности с потенциальными исполнителями»;
  • «Не стань пешкой в ​​руках мошенников!»;
  • «..выставляет тендер на конкурс с практически незаконными условиями, нашелся археолог (его фамилию опускаем), который берет его на себя за возврат».

Нижестоящие суды (три инстанции) отклонили исковые требования. Они исходили из того, что оспариваемая информация не порочит деловую репутацию РТРС, поскольку представляет собой суждения, высказанные ответчиком, и субъективное мнение по обсуждаемому вопросу. Но почти год спустя Судебная коллегия Верховного суда с этим не согласилась и направила дело на новое рассмотрение в первой инстанции.

Коллегия Верховного суда сослалась на то, что выбранный автором стиль изложения свидетельствует о наличии в действительности описываемых фактов (занижение стоимости работ, определение демпинговой цены, некомпетентность составителей конкурсной документации), коррупционное и иное противоправное поведение, мошенничество).

Решение Верховного суда ссылается на решения Европейского суда по правам человека, которые, защищая право автора на оценку, указывают на необходимость тщательного разграничения фактов и оценок. Существование фактов можно доказать, а истинность оценочных суждений не всегда можно доказать. Последние должны быть мотивированы, но доказательств их справедливости не требуется.

Как указал Верховный суд в решении по иску РТРС, факты, перечисленные Воробьевой, можно проверить на соответствие действительности. Этот аргумент подтверждается и позицией самой Воробьевой, доказавшей в ходе суда, что ее утверждения были правдивыми.

Существует набор достаточно очевидных правил, помогающих избежать репутационного иска, который, тем не менее, многие авторы игнорируют — особенно в тех случаях, когда определенные сведения сложно доказать.

  • избегать формулировок в форме утверждений;
  • при отсутствии четкого определения того, является ли высказывание автора оценочным суждением, имеет смысл сопровождать его следующими маркерами: «по моему/нашему мнению», «по моему/нашему мнению» и т д;
  • обратить особое внимание на сведения, свидетельствующие о противоправном характере поведения лица, поскольку, как подтвердил Верховный Суд, такие сведения носят оскорбительный характер, поэтому, даже если они представлены как субъективное мнение автора, могут быть основанием для иска о защита репутации компании.

Примечательно, что Европейский суд по правам человека отмечает в своих решениях, что свобода слова включает в себя не только информацию и мнения, которые воспринимаются положительно, но и оскорбительные, шокирующие или тревожные.

Это требование плюрализма, толерантности и либерализма, без которых не было бы демократического общества. Очевидно, что соображения защиты репутации должны соизмеряться с соображениями открытого обсуждения и насущных социальных потребностей.

Факт распространения сведений, порочащих деловую репутацию, ставит вопрос о выплате соответствующей денежной компенсации. Действующая редакция статьи 152 ГК РФ исключает применение положений о компенсации морального вреда в отношении защиты деловой репутации юридического лица.

В связи с этим Верховный суд указывает на возможность того, что юридическое лицо в случае нанесения ущерба его репутации может защитить свое право путем предъявления иска о возмещении убытков или неимущественного вреда, имеющего свое содержание (отличается от содержания морального вреда, причиненного гражданину).

Суммы здесь разнятся: истцы могут требовать как символический рубль в качестве компенсации, так и достаточно крупные суммы. Вместе с тем, определение судом факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, недостаточно для вывода о причинении вреда деловой репутации и выплаты денежной компенсации в возмещение необоснованного ухудшения деловой репутации.

Например, в 2021 году Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП) подал иск к компании «Медиа.С-Пб» в арбитражный суд. Университет потребовал признать информацию на портале «Лениздат.ру», входящую в состав описи, недостоверной и порочащей его деловую репутацию.

Резонанс вызвала публикация об отчислении 150 студентов за активность в социальных сетях — например, за публикации (в том числе с использованием ненормативной лексики) в паблике «Подслушано в СПбГУП». Авторы статьи заявили, что руководство вуза нарушило статью 29 Конституции РФ, гарантирующую свободу слова.

В иске утверждалось, что такая информация снижает конкурентоспособность вуза, а это, в свою очередь, влияет на его финансовое положение. Истец требовал удаления публикации с сайта, а также возврата от ответчика компенсации в размере 3 млн рублей и убытков в размере 2 153 800 рублей.

По мнению суда первой инстанции, порочащие сведения содержались в словах 29-й статьи Конституции, в связи с чем требования об удалении материала с сайта «Лениздат.ру» были соблюдены. Однако суд не стал требовать материальной компенсации от медиахолдингов, «поскольку истцом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие как факт причинения убытков в испрашиваемой сумме, так и тот факт, что указанные убытки возникли в результате распространения оспариваемой информации со стороны ответчика».

Обратным примером, когда была взыскана едва ли не самая крупная компенсация неэкономического ущерба, является рассмотренное в 2005 году дело Альфа-банка против ИД «Коммерсантъ», поводом для которого стала статья о финансовых проблемах банка. В то время еще не существовало широкой практики взыскания таких компенсаций в пользу юридических лиц.

Суд первой инстанции принял решение о взыскании с «Коммерсанта» в пользу банка 20,5 млн рублей компенсации убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию банка, и 300 млн рублей компенсации ущерба, причиненного свою репутацию.

По решению апелляционного органа решение о возврате компенсации в размере 300 млн руб оставлено без изменения. При использовании данного метода защиты деловой репутации банка суды исходили, в том числе, и из реакции вкладчиков после прочтения газеты. Результатом статьи о проблемах в Альфа-Банке стал отток депозитов более чем на 6 млрд рублей, что является существенным выражением утраты доверия со стороны клиентов банка.

При рассмотрении дела Кассационный суд указал, что нижестоящие суды не использовали разумные и справедливые пределы возмещения неэкономического вреда, и уменьшил размер возмещения до 30 млн рублей.

Следует отметить, что целью подачи подобных исков обычно является не взыскание финансовой компенсации, а пресечение будущих публикаций, которые могут негативно сказаться на деловой репутации.

Оцените статью
Блог о "Герое нашего времени"